Понятие и сущность валютного контроля

Валютный контроль (понятие, виды, формы осуществления).

Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля .

I. Валютный контроль — это контроль государства за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Как и в большинстве развитых стран мира, одними из основных направлений валютного регулирования в России являются разработка в валютном законодательстве и практическое применение системы мер валютного контроля за валютными операциями . Участники внешнеторговой деятельности совершают операции, связанные с движением валютных средств. Такие операции подлежат особому государственному контролю.

В соответствии с валютным законодательством целью валютного контроля является соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютному контролю подлежат все валютные операции независимо от того, осуществляются они свободно либо применительно к ним установлены валютные ограничения.

Даже свободное совершение валютных операций связано с выполнением ряда формальностей, представляющих собой меры пассивного контроля (например, предоставление статистических данных, составление паспорта сделки и т.п.), что позволяет организовать органам валютного контроля наблюдение за проведением валютных операций, накапливать информацию о движении валютных потоков и при необходимости корректировать валютную политику государства.

Валютный контроль является разновидностью финансового контроля, поэтому ему присущи все общие черты последнего. В то же время он имеет некоторые специфические черты.

Основные направления валютного контроля:

— определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

— проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством;

— проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

— проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Сущность валютного контроля заключается в том, что уполномоченные на то субъекты, используя организационноправовые способы и средства, выясняют, соответствует ли деятельность подконтрольных субъектов законам и поставленным перед ними задачам; анализируют результаты воздействия субъектов на управляемые объекты, отклонения от поставленных целей и способов их достижения; принимают меры по их предотвращению и привлечению к ответственности виновных.

Валютный контроль является одной из основополагающих функций государственного управления и видом государственного финансового контроля.

Валютный контроль, как и финансовый контроль в целом, осуществляется в целях реализации государственной валютной политики, представляя собой особый вид государственного контроля. В таком качестве валютный контроль рассматривается в нескольких аспектах .

Во-первых, валютный контроль является одной из функций государственного управления. Он обеспечивает проверку деятельности участников валютных отношений на предмет выявления случаев отклонения от выполнения предписаний государства. Контроль представляет собой проверку, а также наблюдение с целью проверки, проверку деятельности кого-или чего-либо, наблюдение за кем- или чем-либо с целью проверки, что характеризует контроль как функцию государственного управления.

Во-вторых, валютный контроль представляет собой стадию конкретных управленческих действий государства. Например, установив правило репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ (ст. 19 Закона о валютном регулировании), органы и агенты валютного контроля обязаны контролировать соблюдение этого требования через систему паспортов сделок (ст. 20 Закона о валютном регулировании).

В-третьих, валютный контроль представляет собой форму обратной связи в системе регулирования валютных отношений. Посредством валютного контроля осуществляется постоянный мониторинг действий участников валютных правоотношений. Это позволяет оценивать результаты реализации норм валютного права и проводить их корректировку.

В-четвертых, валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения установленных валютных ограничений, что характеризует его как средство поддержания правопорядка в валютной сфере.

Понятие валютного контроля необходимо рассматривать в двух аспектах.

В широком аспекте валютный контроль представляет собой совокупность мер государственного регулирования, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и соблюдение государственных интересов в валютных правоотношениях.

В узком аспекте под валютным контролем понимается деятельность специально уполномоченных субъектов, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования участниками валютных правоотношений.

Законом о валютном регулировании были впервые на законодательном уровне закреплены принципы валютного контроля, к которым ст. 3 отнесены:

1) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

2) единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

3) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

4) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Необходимо обратить внимание, что Закон о валютном регулировании объединяет и принципы валютного регулирования, и принципы валютного контроля. Такой подход законодателя обусловлен необходимостью функционирования единой и согласованной системы валютного регулирования и валютного контроля, поскольку государство может обеспечить соблюдение условий и порядка проведения валютных операций главным образом посредством контроля за их соблюдением и применением мер ответственности к нарушителям валютного законодательства. Примером реализации данного принципа является одновременное наделение Правительства РФ и Банка России функциями не только по валютному регулированию, но и по осуществлению валютного контроля.

Правовое регулирование системы валютного контроля осуществляется по двум направлениям:

1) организационное обеспечение валютного контроля путем создания соответствующих организационных структур и наделения их властными полномочиями в пределах возложенных на них функций в этой области;

2) определение правовых форм взаимоотношений участников валютных операций между собой и с органами (агентами) валютного контроля, использование которых необходимо для осуществления эффективного валютного контроля.

Организационная структура валютного контроля является трехуровневой: ее образуют Правительство РФ, органы валютного контроля и агенты валютного контроля. При этом субъекты каждого уровня указанной системы имеют строго определенный круг полномочий при реализации контрольных функций.

Читайте так же:  Отчетность ип на упрощенке

II. Форма валютного контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Под формой валютного контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

В финансово-правовой теории и практике осуществления валютного контроля традиционно выделяются следующие его формы: предварительный, текущий и последующий.

§ Предварительный валютный контроль проводится до совершения валютных операций в целях их санкционирования. Например, до выдачи разрешения на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору), а также на открытие счета в банке-нерезиденте орган валютного контроля обязан проверить достоверность представленной резидентом документации; до осуществления банковских операций по обслуживанию валютного счета клиента уполномоченный банк должен проверить соответствие информации, указанной резидентом в расчетном документе, сведениям, содержащимся в документах, являющихся основанием для проведения валютных операций, а также соблюдение резидентом и нерезидентом порядка оформления расчетных документов в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России.

Предварительная реализация органами и агентами валютного контроля своих функций имеет большое значение для предупреждения валютных правонарушений и способствует укреплению финансовой дисциплины.

Результаты предварительного валютного контроля внешне могут быть оформлены в виде разрешений на осуществление валютных операций, заключений о соответствии представленной документации действующему законодательству и т.д.

§ Текущий валютный контроль проводится во время осуществления каких-либо валютных операций: купли-продажи иностранной валюты и валютных ценностей, открытии резидентом валютного счета, осуществлении международных расчетов и т.д. Текущий валютный контроль реализуется в повседневной деятельности органов и агентов валютного контроля.

Например, при пересечении таможенной границы РФ таможенные органы проверяют правильность оформления декларации на вывоз наличной валюты; во время совершения расчетов по валютному счету уполномоченный банк проверяет соответствие информации, указанной резидентом в справке о валютных операциях, сведениям, содержащимся в документах, являющихся основанием для проведения валютных операций, а также соблюдение резидентом порядка оформления справки о валютных операциях, установленного Банком России.

Особенностью текущего валютного контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, поэтому иначе его называют оперативным контролем. Он основывается на документах и информации, предоставляемых резидентами органам и агентам валютного контроля, на данных бухгалтерского учета, первичных документах, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения валютного законодательства.

§ Последующий финансовый контроль проводится после завершения валютных операций путем сопоставления документов и информации, подтверждающих совершение валютных операций, выполнение обязательств по валютным контрактам, проведения проверок полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Результатом последующего валютного контроля являются: выдача органами валютного контроля предписаний, обязывающих участников валютных правоотношений устранить выявленные нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования (ч. 2 ст. 23 Закона о валютном регулировании); отказ уполномоченными банками своим клиентам в осуществлении валютных операций, а также в открытии счета в случае непредставления установленных документов или представления недостоверных документов (ч. 5 ст. 23 Закона о валютном регулировании).

Главной целью последующего валютного контроля является предупреждение, выявление и пресечение валютных правонарушений.

Последующий контроль отличается углубленным анализом валютных операций какого-либо субъекта за определенный период и позволяет определить степень эффективности проведенных ранее предварительного и текущего финансового контроля.

III. Классификация валютного контроля

1) В зависимости от субъектов, его осуществляющих, выделяют контроль :

— органов валютного контроля (Банка России и Росфиннадзора);

— агентов валютного контроля (уполномоченных банков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных органов, налоговых органов).

2) В зависимости от специфики контрольных полномочий государственных органов в валютной сфере выделяют :

— опосредствованный валютный контроль (осуществляет Правительство РФ, задача которого состоит в определении статуса органа исполнительной власти как органа валютного контроля и издании нормативных правовых актов, регламентирующих его деятельность в валютной сфере);

— непосредственный валютный контроль (осуществляют иные органы и агенты валютного контроля).

3) В зависимости от специфики объекта валютного контроля выделяются :

— валютный контроль за операциями резидентов;

— валютный контроль за операциями нерезидентов;

— валютный контроль за операциями, связанными с открытием и ведением счетов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10371 — | 7654 — или читать все.

Понятие и сущность валютного контроля в таможенных правоотношениях

Валютный контроль в таможенных правоотношениях можно определить как механизм осуществления контроля за валютно-финансовыми отношениями участников таможенных правоотношений, установленных валютным законодательством РФ.

Основные принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ:

  1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  3. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  4. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций (ст. 3 Федерального закона РФ № 173 от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля, т. е. таможенными и налоговыми органами, в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» и иными федеральными законами (п. 1 ст. 22 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ (п. 2 ст. 22 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком РФ.

Читайте так же:  Предмет налогового спора

Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком РФ. Центральный банк РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством РФ.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком РФ (п. 6 ст. 22 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право:

  1. проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  2. проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  3. запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (п. 1 ст. 23 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Валютный контроль: понятие, цели, принципы.

Валютный контроль можно охарактери­зовать как деятельность государства в лице органов и агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения ва­лютного законодательства при осуществлении конкретных валютных операций.Более развернутое определение валютного контроля сформулировано А. С. Селивановским как «особый вид деятельности государства и некоторых негосударственных организаций, уполномоченных и обязанных выполнять на тер­ритории РФ контрольные функции при осуществлении опера­ций, связанных с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, ввозом и пересылкой в РФ, вывозом и пересылкой из РФ валютных ценностей, а также операций не­резидентов в валюте Российской Федерации».

Целью валютного контроляявляется обеспечение соблюдения валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при осуществлении валютных операций. Эта цель ранее была закреплена в ч. 1 ст. 10 Закона РФ № 3615-1, однако в Федеральном законе № 173-ФЗ цель валют­ного контроля прямо не указана.

Принципы валютного контроля в Федеральном законе № 173-ФЗ также прямо не закреплены (ст. 3 содержит единые принци­пы, распространяющиеся в равной степени, как на валютное ре­гулирование, так и на валютный контроль). Однако путем толко­вания его норм можно выделить следующие принципы:

· законность — состоит в требовании неукоснительного со­блюдения норм валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при проведении контрольных мероприятий;

· обязательность — заключается в том, что осуществление контрольных мероприятий является не правом, а обязанностью органов валютного контроля и агентов валютного контроля (п. 1 ч. 7 ст. 23), при этом ответственность для органов валют­ного контроля, агентов валютного контроля и их должностных лиц устанавливается не только за нарушение ими прав резиден­тов и нерезидентов, но и за неисполнение функций, установ­ленных указанным Федеральным законом (ч. 12 ст. 23);

· обеспечение коммерческой, банковской и служебной тайны — закреплен в ч. 8 ст. 23, согласно которой органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банков­скую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществ­лении их полномочий;

· институционалъностъ — заключается в том, что органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нару­шении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются иным орга­ном валютного контроля, передают органу валютного контро­ля, имеющему право применять санкции к данному лицу, ин­формацию, указанную в ч. 9 ст. 23;

· разграничение компетенции — проявляется в двух аспектах: общее разграничение компетенции между органами валютного , .контроля и агентами валютного контроля (ч. 1 и 2 ст. 23); разгра­ничение компетенции между Правительством РФ (ч. 6 ст. 22), Банком России (ч. 4 ст. 22), Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и агентами валютного контроля (ч. 5 ст. 22). По сравнению с Законом № 3615-1 в Федеральном законе № 173-ФЗ направления валютного контроля упомянуты только в самой общей форме. Ими являются (п. 1 и 2 ч. 1 ст. 23): про­верка соблюдения резидентами и нерезидентами актов валют­ного законодательства РФ и актов органов валютного регулиро­вания; проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9669 — | 7406 — или читать все.

1 Организационные основы валютного регулирования и валютного контроля осуществляемого в России

1.1 Понятие и сущность валютного контроля

Валютный контроль – это контроль над осуществлением валютных операций, который осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного регулирования в соответствии c Федеральным законом от 10.12.2003г. №173-ФЗ (ред. от 29.06.2015г.) «О валютном регулировании и валютном контроле».

Валютный контроль в России является составной частью системы валютного регулирования, обеспечивая эффективность, устанавливаемых государством валютных ограничений. Данный вид контроля обладает собственным предметом, особым кругом субъектов контрольной деятельности и подконтрольных объектов, специальными задачами и целями и определенным набором контрольных методов [10, c.125].

Для реализации валютной политики Российской Федерации повышают платежеспособности и кредитоспособности страны, происходит привлечение иностранных инвестиций и ведется укрепление национальной валюты.

К основным элементам валютного регулирования, указанных в экономических отношениях, можно отнести:

Видео (кликните для воспроизведения).

— установление порядка проведения валютных операций;

— определение порядка и условий формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов;

Читайте так же:  Возврат налога за лечение глаз

Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является Федеральный закон от 10.12.2003г. №173-ФЗ (ред. от 29.06.2015г.) «О валютном регулировании и валютном контроле».

Исходя из данного закона, основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

— приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

— исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

— единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

— единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

— обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций [29, c.89].

Цели валютного регулирования:

— обеспечение экономической безопасности;

— стимулирование внешнеэкономического сотрудничества;

— формирование валютных резервов;

— выполнение международных обязательств [12, c.77].

Главные задачи валютного регулирования:

— поддержание стабильности национальной денежной единицы и обеспечение экономического роста;

— обеспечение системы взаиморасчетов;

— создание условий для сбалансированного платежного баланса;

— обеспечение перелива капитала между отраслями и странами формирование золотовалютных резервов.

Эффективность валютного регулирования во многом зависит от состояния валютного контроля – совокупность мер по реализации проведения валютных операций, формированию валютных фондов.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

— приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

— исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

— единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

— единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

— обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций [21, c.133].

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Читайте так же:  Арбитражный суд задолженность по налогу

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Читайте так же:  Выездная налоговая проверка истребование документов

55. Понятие и сущность валютного контроля в таможенных правоотношениях

Валютный контроль в таможенных правоотношениях можно определить как механизм осуществления контроля за валютно-финансовыми отношениями участников таможенных правоотношений, установленных валютным законодательством РФ.

Основные принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

4) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций (ст. 3 Федерального закона РФ № 173 от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»). Валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля, т. е. таможенными и налоговыми органами, в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» и иными федеральными законами (п. 1 ст. 22 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ (п. 2 ст. 22 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком РФ.

Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком РФ. Центральный банк РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством РФ.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком РФ (п. 6 ст. 22 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (п. 1 ст. 23 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

56. Валютный контроль при экспорте и импорте товаров

Правовую основу данной операции составляет ст. 15 ФЗ № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле».

Из пункта 1 ст. 15 этого Закона следует, что ввоз в РФ иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ.

При единовременном ввозе в РФ физическими лицами-резидентами и физическими лицами-нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, ввозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта РФ, а также дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме.

Физические лица-резиденты и физические лица-нерезиденты имеют право вывозить из РФ иностранную валюту, валюту РФ, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные или переведенные в РФ, при соблюдении требований таможенного законодательства РФ в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз или перевод в РФ (п. 2 ст. 15 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Физические лица резиденты и физические лица-нерезиденты имеют право единовременно вывозить из РФ наличную иностранную валюту и (или) валюту РФ в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта РФ была ранее ввезена или переведена в РФ либо приобретена в РФ.

При единовременном вывозе из РФ физическими лицами-резидентами и физическими лицами-нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ в сумме, равной в эквиваленте 3000 долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта РФ не подлежит декларированию таможенному органу.

Видео (кликните для воспроизведения).

При единовременном вывозе из РФ физическими лицами-резидентами и физическими лицами-нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ в сумме, превышающей в эквиваленте 3000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта РФ подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ (п. 3 ст. 15 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Источники

Понятие и сущность валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here