Понятие и правовые основы валютного контроля

Правовые основы валютного контроля в РФ.

Валютный контроль – это контроль государства за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль является разновидностью финансового контроля, поэтому ему присущи все общие черты последнего. В то же время он имеет некоторые специфические черты. Его основными направлениями являются:

1) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличие необходимых для них лицензий и разрешений;

2) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России;

3) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

4) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с федеральным законодательством.

Органами валютного контроля в России являются Банк России, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного контроля;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

В свою очередь органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;

в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного контроля;

2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

При осуществлении валютных операций на территории РФ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, имеют право:

1) знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ;

3) на возмещение в установленном законодательством РФ порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в России валютные операции, обязаны:

1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, связанную с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Дата добавления: 2016-12-17 ; просмотров: 447 | Нарушение авторских прав

http://lektsii.org/13-3596.html

Тема 11. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля

1. Понятие валюты и валютных ценностей.

2. Виды валютных операций.

3. Содержание валютного регулирования и валютного контроля.

4. Ответственность за нарушение валютного законодательства.

Контрольные вопросы

1. Что такое иностранная валюта?

2. Назовите отличия в правовом режиме национальной валюты Украины и иностранной валюты на территории Украины.

3. Какие группы валют по уровням конвертированности выделил Национальный банк Украины в Классификаторе иностранных валют?

4. Что такое валютная политика?

5. Кого понимают под „резидентами” и „нерезидентами” в соответствии с валютным законодательством Украины?

6. Какие операции с иностранной валютой могут осуществлять физические лица?

7. Что такое валютное регулирование?

8. Назовите основные полномочия Национального банка Украины в сфере валютного регулирования.

9. Назовите систему органов валютного контроля в Украине.

10. Назовите виды ответственности за нарушение валютного законодательства.

1. Предприятие “Альфа” заключило договор с компанией “Siemens” на поставку медицинского оборудования на сумму 80 тыс. евро. По поручению предприятия “Альфа” коммерческий банк “ЕХИМ” приобрел указанную сумму на межбанковском валютном рынке и занес ее на валютный счет предприятия “Альфа”, но в течение двух недель в коммерческий банк “ЕХИМ” не поступило платежное поручение о перечислении средств на счет компании “Siemens”.

Какими в этой ситуации должны быть действия коммерческого банка ?

2. Во время проведения документальной налоговой проверки ПАО “Барс” было установлено, что в марте в 2009 г. был заключен кредитный договор между ним и иностранным банком на сумму 50 тыс. долларов США. Средства по договору были вовремя получены и зачтены уполномоченным банком “Омега” на счет ПАО “Барс”, но документы, которые свидетельствуют о правомерности получения кредитных средств ПАО “Барс” в банк не поступили.

Читайте так же:  Как оформить земельный налог

Какими должны быть действия коммерческого банка “Омега”? Какие последствия предусмотрены действующим законодательством в случае, если уполномоченный банк не сообщает в орган государственной налоговой службы о получении кредита резидентом от нерезидента?

3. Граждане Украины Иванов и Петров заключили договор ссуды на сумму 60 тыс. долларов США.

Является ли действительным это соглашение? Необходимо ли в таком случае получать индивидуальную лицензию Национального банка Украины?

4. Во время предварительного расследования по уголовному делу, следователем в соответствии со ст.1541 УПК Украины была избрана мера пресечения к подозреваемому в виде залога. В качестве залога следователем было принято от подозреваемого 5 тыс. долларов США, о чем был составлен “протокол принятия залога”.

Являются ли правомерными действия следователя?


Нормативно-правовые акты и литература по теме

1. Про Національний банк України: Закон України від 20.05.1999 р. № 679 // Відомості Верховної Ради України. – 1999. – № 29. – Ст.238.

2. Про банки і банківську діяльність: Закон України від 07.12.2000 р. № 2121-III // Відомості Верховної Ради України. – 2001. – № 5-6. – Ст.30.

3. Про основи національної безпеки України: Закон України від 19.06.2003 р. // Відомості Верховної Ради України. – 2003. – № 39. – Ст. 351.

4. Про зовнішньоекономічну діяльність: Закон України від 16.04. 1991 р. N 959-XII // ВВР УРСР. – 1991. — № 29. – ст. 377

5. Про порядок здійснення розрахунків в іноземній валюті: Закон України від 23.09.1994 р. № 185 // ВВР України . – 1994. — № 40- ст. 364

6. Про систему валютного регулювання і валютного контролю: Декрет КМ України від 19.02.1993 р. № 15-93 // Відомості Верховної Ради України. – 1993. – №17. – Ст.184.

7. Інструкція про переміщення готівки і банківських металів через митний кордон України: Постанова Правління НБУ від 27.05.2008 р. № 148 // Офіційний вісник України. – 2008. — № 43. – Ст. 1430.

8. Про затвердження Класифікатора іноземних валют: Постанова Правління НБУ від 04.02.98 р. № 34 в ред. Постанови НБУ від 02.10.02 р. N 378 // Бухгалтерія. – 2002. — № 44. – С.27. // Бюлетень законодавства і юридичної практики України. – 2006. — № 9

9. Про затвердження Положення про валютний контроль: Постанова Правління Національного банку України
від 08.02.00 р. N 49 // Офіційний вісник України. – 2000. — № 14. – ст. 573

10. Про затвердження Положення про порядок надання небанківським фінансовим установам, національному оператору поштового зв’язку генеральних ліцензій на здійснення валютних операцій: Постанова Правління Національного банку України
від 09.08.02 р. N 297 (назва у редакції постанови Правління Національного банку України від 27.02.2008 р. N 45) // Офіційний вісник України. – 2002. — № 36. – ст. 1711

11. Про затвердження Правил здійснення за межі України та в Україні переказів фізичних осіб за поточними валютними неторговельними операціями та їх виплати в Україні та внесення змін до деяких нормативно-правових актів: Постанова Правління Національного банку України від 29.12.07 р. N 496 // Офіційний вісник України. – 2008. — № 9. – ст. 223

12. Про затвердження Інструкції про порядок організації та здійснення валютно-обмінних операцій на території України та змін до деяких нормативно-правових актів Національного банку України: Постанова Правління Національного банку України
від 12.12.02 р. N 502

13. Инструкция о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранной валютах: Постановление Правления НБУ от 17.12.03 г. № 1172/8493 // Бухгалтерия. – 2006. — № 6. – С. 8-27.

14. Щодо відкриття та ведення фізичними особами валютних рахунків: Лист Національного Банку України від 11.05.2007 р. № 18-213/1776 // Бухгалтерская газета. – 2007. — № 32.

9. Роз’яснення для банківської системи щодо порядку проведення працівниками НБУ перевірок банків на предмет дотримання валютного законодавства, інспекційних перевірок, а також стосовно деяких положень ст. 71 Закону України „Про банки і банківську діяльність” від 18.10.2002 р. № 28-211/3989, надане Департаментом валютного контролю та ліцензування Національного банку України // Офіційний вісник нормативно-правових актів з митної справи, фінансів, податків та бухгалтерського обліку. – 2001. — № 43 – 44.

15. Положення про порядок проведення виїзних перевірок щодо дотримання банками та фінансовими установами вимог валютного законодавства України: Постанова Правління Національного банку України від 20.09.2002 р. № 352 // Офіційний вісник України. – 2002. — № 41. – Ст. 1910.

16. Про затвердження Положення про порядок проведення виїзних, невиїзних (камеральних) перевірок щодо дотримання банками, іншими фінансовими установами, національним оператором поштового зв’язку вимог валютного законодавства України та перевірок пунктів обміну іноземної валюти на території України: Постанова Правління Національного банку України
від 21.09.07 р. N 338 // Офіційний вісник України. – 2007.- № 82. – ст. 3055

17. Положення про порядок проведення аудиту щодо дотримання банками та фінансовими установами вимог валютного законодавства України: Постанова Правління Національного банку України від 13.10.2008 р. № 187 // Офіційний вісник України. – 2008. — № 46. – Ст. 27

18. Орлюк О.П. Банківське право: Навч. посіб. – К.: Юрінком Інтер, 2005. – 376 с.

19. Симионов Ю.Ф., Носко Б.П. Валютные отношения: учебное пособие / Ю.Ф. Симионов, Б.П. Носко – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 320 с.

20. Козырин А.Н. Валютный контроль внешнеторговой деятельности А.Н. Козірин – М. : Новый юрист, 2008. — 157 с.

21. Кравченко Л.М., Шапошников О.О. Валютне регулювання і валютний контроль в Україні: навч. посіб. / Л.М. Кравченко, О.О. Шапошников – К. : Київ. нац. торг.–екон. ун-т, 2007. – 102 с.

Читайте так же:  Органы государственного аудита и финансового контроля

22. Дорофеев Б.Ю. Валютное право России : учебник / Б.Ю. Дорофеев. – М.: Норма, 2008. – 240 с.

23. Краснослободцева Г.К., Соснаускене О.И. Учет ценных буман и валютных операций: практическое пособие / Г.К. Краснослободцева, О.И. Соснаучкене. — К.: «Дашков и К», 2009. – 530 с.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 185 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/16_86288_tema—pravovie-osnovi-valyutnogo-regulirovaniya-i-valyutnogo-kontrolya.html

Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля. Органы и агенты валютного контроля

Основы валютного контроля закреплены в Федеральном законе от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ ≪О валютном регулировании и валютном контроле≫. Основные принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Органы валютного контроля в РФ:

1) Центральный банк РФ;

2) федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. В настоящее время федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Агенты валютного контроля:

1)уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ;

2) не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Контроль за осуществлением валютных операцийкредитными организациями, а также валютнымибиржами осуществляет ЦБ РФ. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями иливалютными биржами, осуществляют в пределах своейкомпетенции федеральные органы исполнительнойвласти, являющиеся органами валютного контроля,и агенты валютного контроля.Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихсяорганами валютного контроля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ.

Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных

органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ. ЦБ РФ осуществляет взаимодействиес другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством РФ.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных ЦБ РФ. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица имеют право проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Только органы валютного контроля и их должностные лица имеют право:

1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2) применять установленные законодательством РФ меры ответственности.

54.Понятие и содержание валютного регулирования.

Валютное регулирование — это деятельность государствен­ных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.

Видео (кликните для воспроизведения).

Государство вообще и Российская Федерация в частности регулируют валютные отношения с учетом экономических за­дач государства. Для Российской Федерации с момента провоз­глашения ее суверенитета (1990 год) характерна политика либерализации в регулировании валютных отношений. Отмене­на существовавшая в годы советской власти государственная монополия на валюту и на часть валютных ценностей и на операции с ними. Разрешен, хотя и под контролем государства, вывоз из страны валюты и ряда валютных ценностей. Допуска­ется в известных пределах обращение на территории страны иностранной валюты в качестве платежного средства.

Валютное правовое регулирование осуществляется ла двух уровнях: нормативном и индивидуальном.

Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (раз­работке и утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой. Индивидуально-правовое регулирование это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что » влечет за собой возникновение, изменение и прекращение конкретных валютных правоотношений.

Основы организации и осуществления валютного регулирова­ния определены Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле»^. Более детальное регу­лирование частных вопросов, связанных с валютными отноше­ниями, осуществляется в других законодательных ииных нормативных актах.

В соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» основным органом валютного регулирова­ния является Центральный банк России. В этих целяхЦентральный банк:а) определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте; б) издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами; в) проводит все виды валютных операций; г) устанавливает правила проведения резидентами и нерези­дентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумага­ми в валюте Российской Федерации; и пр.

Указанный Закон закрепляет статус всех субъектов валют­ных отношений, в том числе резидентов и нерезидентов. Резиденты — это: а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации; б) юридические лица, созданные в соответствии с законода­тельством Российской Федерации, с местонахождением в Рос­сийской Федерации;

в) предприятия и организации, не являющиеся юридически­ми лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Фе­дерации; и т.п.

Нерезидентами являются: а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации; б) юридические лица, созданные в соответствии с законода­тельством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации; и т.п.

http://megaobuchalka.ru/9/19313.html

Раздел 3 ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ

Глава 9 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Валютный контроль как элемент механизма валютного регулирования

Читайте так же:  Путин решил отменить отчетность для ип

Применение государством валютных ограничений в качестве инструмента валютного регулирования вызывает необходимость совершения им определенных контролирующих действий над тем, как эти ограничения «работают», в какой мере они соблюдаются, каково их влияние на экономику страны, способствуют они ее стабильному развитию или, напротив, являются ему препятствием. Такие действия предусмотрены в структуре механизма валютного регулирования. Они имеют форму валютного контроля, который наряду с валютными ограничениями является инструментом административного метода в составе данного механизма.

Валютные ограничения и валютный контроль как инструменты административного метода валютного регулирования неразрывно связаны друг с другом. Причем эта связь имеет причинно-следственный характер. В качестве причины здесь выступает применение в экономике страны валютных ограничений, как следствие – валютный контроль. Это значит, что содержание валютного контроля, направления его осуществления обусловлены применяемыми валютными ограничениями. Чем они жестче и чем шире их круг, тем более многообразны формы валютного контроля и более значима его роль в качестве элемента механизма валютного регулирования. В то же время валютный контроль оказывает существенное обратное воздействие на применение валютных ограничений. Он придает ему реальную силу, обеспечивает обратную связь между объектной и субъектной стороной валютного регулирования.

Валютные ограничения, а с ними и валютный контроль применяются в различных сферах экономики, в которых производятся валютные операции. Однако особое место здесь принадлежит внешнеэкономической сфере и ее главной составляющей – внешней торговле, которая невозможна без функционирования валютного рынка. Это дает основание различать широкий и узкий смысл валютного контроля. Валютный контроль в широком смысле применим к соответствующей деятельности государства, направленной на совокупность отраслей и сфер экономики страны, функционирование которых связано с валютными операциями и применением валютных ограничений. В узком смысле валютный контроль ограничивается его осуществлением применительно к внешней торговле. В этой сфере раскрываются его главные характеристики, поэтому в дальнейшем рассмотрению валютного контроля внешней торговли будет уделено особое внимание.

Итак, валютный контроль представляет собой элемент механизма валютного регулирования – инструмент его административного метода, который обеспечивает действие валютных ограничений при осуществлении валютных операций в различных сферах экономики страны, прежде всего, во внешней торговле.

Поскольку в России валютный контроль является элементом единого механизма валютного регулирования, он не может иметь принципы, цели и задачи, отличные от тех, которые реализуются, преследуются и решаются благодаря действию данного механизма. Вместе с тем валютный контроль обладает специфическими нормативно-информационными основами, особой субъектной стороной, собственным сложным содержанием, механизмом действия, особым путем становления как системы.

Нормативно-правовые и информационные основы валютного контроля

Валютный контроль не может осуществляться, не имея соответствующих основ. Под основами валютного контроля следует понимать необходимые условия, которые обеспечивают действие его механизма. Данные основы выступают в нормативно-правовой и информационной форме.

Нормативно-правовая основа валютного контроля представляет собой совокупность нормативно-правовых актов различного уровня, которыми руководствуются органы и агенты валютного контроля и их должностные лица при выполнении своих функций.

В силу того, что валютный контроль является элементом механизма валютного регулирования, его нормативно-правовая основа не имеет самостоятельного значения, т.е. она не существует в законченном виде как определенный, внутренне связанный набор особых нормативных актов. Данная основа является составляющей единой нормативной базы валютного регулирования, что нельзя не учитывать при ее характеристике.

Прежде всего это касается иерархической организации этой базы, включающей в себя три уровня различных видов нормативных актов (рис. 9.1).

Рис. 9.1. Состав нормативной базы валютного регулирования
и валютного контроля

Главный принцип, лежащий в ее основе, – строгое соответствие нормативных актов более низкого уровня иерархии нормативным актам более высокого уровня. Соблюдение данного принципа является непременным условием действенности нормативной базы валютного регулирования, а значит, и эффективного функционирования системы валютного контроля.

Высший

уровень организации нормативной базы валютного регулирования воплощается в Конституции РФ. В ней нашли закрепление принципиальные положения о федеральном ведении решения вопросов, связанных с финансовым, валютным, кредитным, таможенным регулированием (ст. 71), и его законодательном оформлении (ст. 76).

Средний

уровень рассматриваемой иерархии – законодательный. Его составляют федеральные законы, которые содержат положения, определяющие основные направления действия механизма валютного регулирования. Данный уровень представлен:

· Гражданским кодексом РФ от 30.11.1994 № 51-Ф3;

· Таможенным кодексом РФ от 28.06.2003 № 61-ФЗ;

· Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;

· Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

· Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»;

· Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

· Федеральным законом от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

· Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

· Федеральным законом от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и др.

Особое место в составе нормативно-правовой базы валютного контроля занимает Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Это – законодательный акт специальной направленности, в котором содержится основной объем положений, регламентирующих различные стороны воздействия государства на валютную сферу экономики страны, в том числе связанные с осуществлением валютного контроля (глава 4). Данный Закон вместе с другими принятыми в соответствии с ним федеральными законами составляет валютное законодательство РФ – основу нормативно-правовой базы валютного регулирования и валютного контроля.

Нижний

уровень иерархической организации нормативно-правовой базы валютного контроля, на котором ее специфика проявляется наиболее полно, составляет совокупность различного вида подзаконных актов. Их основное содержание регламентирует вопросы организации валютного контроля, функционирования его механизма, устанавливает порядок взаимодействия контролирующих органов, алгоритм действий их должностных лиц, формы документов, применяемые при осуществлении валютного контроля, порядок их оборота и т.д.

Читайте так же:  Упрощенный налог и торговый сбор

Состав рассматриваемого уровня нормативно-правовых основ валютного контроля неоднороден. В него входят нормативные акты, различные по своему статусу и значению: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства, акты органов валютного регулирования, акты органов валютного контроля (инструкции, положения, приказы, распоряжения, методические рекомендации, письма и др.). Примером подобного рода документов могут служить:

· Указ Президента РФ от 18.08.1996 № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»;

· Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» (наделяет Росфиннадзор статусом органа валютного контроля);

· Инструкция Центрального банка РФ от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (устанавливает порядок оформления основных документов валютного контроля – справки о валютных операциях, паспорта сделки);

· Положение Центрального банка РФ от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам и осуществление уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций»;

· Приказ Федеральной таможенной службы от 05.02.2009 № 125 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности»;

· Письмо Федеральной таможенной службы РФ 12.07.2007 № 01-06/25927 «О направлении Методических рекомендаций по осуществлению таможенными органами валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок».

Важным отличительным признаком уровня подзаконных актов нормативно-правовой базы валютного контроля является изменчивость его состава. Достаточно часто отдельные нормативные акты, утратившие свою актуальность, выводятся из оборота, перестают действовать, а в оборот вводятся новые документы, в большей мере отвечающие требованиям времени. Благодаря этому поддерживается высокий уровень оперативности нормативно-правовой базы валютного контроля, ее способность быть эффективным инструментом решения соответствующих задач. Но при этом незыблемым остается принцип непротиворечивости содержания подзаконных актов положениям федеральных законов.

Информационную основу валютного контроля составляет необходимая для осуществления органами и агентами валютного контроля и их должностными лицами своих функций совокупность сведений, касающихся проведения резидентами и нерезидентами валютных операций, открытия и ведения счетов.

В качестве источника информации при осуществлении валютного контроля используются главным образом различные документы, а также сведения, поступающие от организаций – участников контрольных действий.

Перечень документов, являющихся основным источником информации при осуществлении валютного контроля, определен Законом (ст. 23) и представляет собой закрытый список. Это сделано в целях недопущения произвола в отношении участников валютных операций со стороны должностных лиц контролирующих органов при выполнении ими своих функций. Причем, как отмечается в Законе, агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проведенной валютной операции.

В установленный Законом перечень документов, содержащих информацию, необходимую для осуществления валютного контроля, входят:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, – для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица – для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ;

8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Законом;

9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Россию валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних бумаг в документарной форме;

12) паспорт сделки (ПС);

13) документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством РФ.

Не все представленные в данном списке документы имеют для осуществления валютного контроля одинаковое значение. Наиболее важными источниками необходимой для него информации являются контракты, прежде всего внешнеторговые, банковские документы, подтверждающие совершение валютных операций, таможенные декларации, паспорта сделок. Особое место здесь занимают внешнеторговые контракты, в первую очередь их разделы, связанные с ценой контракта, валютными и финансовыми условиями платежей. В них содержится информация, которая становится основой оформления банковских документов, таможенных деклараций, паспортов сделок. Поэтому она является исходной и для действий контролирующих органов.

Дата добавления: 2016-03-28 ; просмотров: 2709 | Нарушение авторских прав

http://lektsii.org/5-52663.html

§ 4. Правовые основы валютного контроля

Основными направлениями валютного контроля выступают:

определение соответствия проводимых операций действую-щему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;

проверка обоснованности платежей в иностранной ва-люте;

проверка и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Читайте так же:  Подоходный налог с пенсионеров

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. К числу органов валютного контроля Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» относит Центральный банк РФ, о чьих полномочиях в данной сфере говорилось ранее,, а также Правительство РФ в лице

См., например: постановление Правительства РФ от 26 марта 2001 г. № 233 «Об утверждении Правил реализации на внутреннем рынке алмазов специальных размеров массой 10,8 карата и более» // Российская газета. 2001, 14апр. 1. таких органов, как Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Министерство РФ по налогам и сборам.

Созданная в 1993 г. Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России) в мае 2000 г. была реорганизована1. Часть ее полномочий, как органа валютного контроля, были переданы Минфину России, а полномочия в сфере аналитической деятельности — Министерству экономического развития и торговли РФ. В настоящее время Департамент валютного контроля Министерства финансов осуществляет следующие функции органа валютного контроля:

контролирует соблюдение резидентами и нерезидентами зако-нодательства России и ведомственных нормативных актов, регу-лирующих осуществление валютных операций, и выполнение ре-зидентами обязательств перед государством в иностранной валюте;

осуществляет контроль за полнотой поступления в установ-ленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэконо-мическим операциям;

участвует в ведении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг;

контролирует эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых РФ на основе международных договоров и соглашений;

иные функции, связанные с валютным контролем.

ГТК России, как орган валютного контроля, в соответствии со ст. 198 и 199 ТК РФ и иные таможенные органы, как агенты валютного контроля, осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты РФ, ценных бумаг, номинированных в валюте РФ, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

‘ См. Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17мая 2000 г. // СЗРФ. 2000. № 21. Ст. 2168; постановление Правительства РФ «Вопросы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации» от 5 июля 2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 28. Ст. 2978; постановление Правительства РФ «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» от 23 августа 2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 35. Ст. 3592.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти. К агентам валютного контроля в настоящее время отнесены уполномоченные банки, иные небанковские кредитные организации, имеющие ли-цензии на осуществление валютных операций, налоговые инспек-ции, таможенные посты.

В пределах своей компетенции органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за проводимыми в стране валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением актов органов валютного контроля.

Субъекты, осуществляющие валютные операции, обязаны ‘ представлять органам и агентам валютного контроля все запра-шиваемые документы и информацию об осуществлении валютных операций, давать соответствующие объяснения, выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством.

В случае нарушения предприятиями, банковскими и иными финансовыми учреждениями валютного законодательства и нормативных актов ЦБ РФ резиденты, включай уполномоченные банки, а также нерезиденты несут ответственность в виде взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам или взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

За нарушение правил учета и отчетности по валютным сделкам, непредставление органам валютного контроля документов и информации резиденты и нерезиденты могут быть оштрафованы в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке.

При повторном нарушении названных ранее правил, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля у резидентов, включая уполномоченные банки, и у нерезидентов ЦБ РФ взыскиваются в доход государства суммы, полученные по недействительным сделкам, а также штрафы; приостанавливается действие или отзываются лицензии резидентов и нерезидентов.

Должностные лица юридических лиц-резидентов, и юридических лиц-нерезидентов, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и граждан-ско-правовую ответственность. Так, в УК РФ предусмотрена уго-ловная ответственность: за незаконный оборот драгоценных ме-таллов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191); за нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192); за невозврат из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193).

Экспортер предъявляет контракт или его заверенную в уста-новленном копию в уполномоченный банк, где находится его валютный счет, на который должна поступить выручка от экспорта товара. Вместе с банком экспортер оформляет паспорт сделки — документ, содержащий в стандартизированной форме сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления валютного контроля. Паспорт сделки подписывается экспортером и банком, представляется таможенным органам вместе с остальными документами для оформления экспорта товаров. После подписания паспорта сделки банк принимает на себя

функции агента валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров по данному контракту.

Контрольные вопросы и задания

Какие существуют типы валютных режимов?

Какова структура валютного правоотношения?

Кто является субъектом валютного правоотношения?

Что может быть объектом валютного правоотношения?

Что относится к валютным ценностям?

Охарактеризуйте понятие «валютная операция».

На какие виды делятся валютные операции с иностранной валютой?

Какие валютные операции могут совершать резиденты?

Какие органы вправе осуществлять валютный контроль?

Какие организации относятся к агентам валютного контроля?

Видео (кликните для воспроизведения).

http://lawbook.online/finansovoe-pravo-rossii-kniga/pravovyie-osnovyi-valyutnogo-4626.html

Понятие и правовые основы валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here