Пониженная ставка земельного налога

О снижении налоговой нагрузки по земельному налогу

Об установлении пониженных ставок и льгот по земельному налогу, а также льгот по арендной плате за землю.

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу разработки Положения «О земельном налоге», предусматривающего в целях снижения налоговой нагрузки установление пониженных ставок по земельному налогу и льгот по земельному налогу, в том числе по арендной плате за землю, и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии со статьей 3 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и учитывать фактическую способность налогоплательщиков к уплате налога.

Согласно статье 15 Кодекса земельный налог является местным налогом, который зачисляется в местный бюджет по месту нахождения объекта налогообложения.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога регулируется главой 31 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды (пункт 2 статьи 388 Кодекса).

Вопросы, связанные с расчетом, взиманием арендной платы и предоставлением льгот по арендной плате за землю, не относятся к компетенции ФНС России, в связи с чем каких-либо рекомендаций по установлению льгот по арендной плате за землю ФНС России не дает.

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных статьей 394 Кодекса (пункт 2 статьи 387 Кодекса).

Представительным органам муниципальных образований дано право дифференцировать налоговые ставки в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 394 Кодекса).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

При установлении земельного налога нормативными представительными органами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (пункт 2 статьи 387 Кодекса).

Из приведенных положений Кодекса следует, что вопросы установления пониженных ставок земельного налога и налоговых льгот отнесены к компетенции представительных органов муниципальных образований.

ФНС России рекомендует при разработке Положения «О земельном налоге», предусматривающего установление пониженных ставок по земельному налогу и льгот, руководствоваться указанными выше нормами Кодекса.

Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
Загрузите бесплатное приложение «Нормативные акты для бухгалтера» для Windows!

Комментарии и мнения

В письме Минфина России от 08.05.2019 № 03-05-05-02/33743 разъясняется, что на пониженную ставку земельного налога по участкам, выделенным под индивидуальное жилищное строительство, могут претендовать только те налогоплательщики, которые строят это жильё лично для себя.

Предельные размеры налоговых ставок определены в ст. 394 НК РФ. А конкретные размеры налоговых ставок определяют муниципальные власти. В отношении отдельных категорий земельных участков, в том числе приобретённых для жилищного строительства, включая индивидуальное, устанавливается пониженная налоговая ставка в размере 0,3%.

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утверждённым приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540. Там приведено следующее описание вида разрешённого использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства»: размещение индивидуального жилого дома не выше трёх этажей, выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур, размещение личных гаражей и подсобных сооружений.

Судьи исходят из того, что пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении личного подсобного хозяйства или дачного строительства – см., например, Определения ВС РФ от 20.04.2017 № 305-КГ17-3265 и от 20.06.2018 № 301-КГ18-7425; от 21.12.2018 № 307-КГ18-20670 и от 30.10.2018 № 305-КГ18-16987.

Таким образом, исчисление земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», используемых в предпринимательской деятельности и предназначенных для дальнейшей перепродажи , производится с учётом налоговой ставки, предусмотренной в пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ, то есть 1,5%. (См., также письмо Минфина России от 21.02.2019 № 03-05-06-02/11312).

Эту позицию ФНС России письмом от 05.04.2019 № БС-4-21/[email protected] довёл до территориальных налоговых органов, (правда, ссылаясь на письмо Минфина России от 03.04.2019 № 03-05-04-02/23083).

В общем, если компания или ИП приобретают участок для того, чтобы построить на нём дом для продажи, рассчитывать на пониженную налоговую ставку по земельному налогу не стоит.

Правда, один момент так и остался неясным: если, скажем, гражданин построит на участке дом, гараж, сарай и баню, разобьёт сад, а потом продаст всё это другому гражданину, то будут ли налоговики считать, что он обманул государство с размером земельного налога, так как не использовал непосредственно лично сам всё им сооружённое?

С нового года участки СНТ общего пользования будут облагаться земельным налогом по пониженным ставкам

Artzzz / Depositphotos.com

ФНС России напомнила об изменениях в порядке обложения земельным налогом участков садоводческих товариществ с 2020 года.

Читайте так же:  Оплата налогов узнать задолженность

Так, в настоящее время если садоводческое или огородническое товарищество имеет земельные участки общего назначения, находящиеся в собственности или постоянном (бессрочном) пользовании, то облагаются они по ставке не более 1,5%. Под землями общего пользования понимаются участки, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования владельцами садовых и огородных участков (п. 6 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ, далее – Закон № 217-ФЗ). В частности, к ним относятся участки, занятые объектами СНТ/ОНТ, проездами, площадками, стоянками и прочие. В соответствии с новыми правилами, с 2020 года для таких земель предусмотрена налоговая ставка не более 0,3% от кадастровой стоимости (п. 23 ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ).

Еще одно изменение касается участков с видами разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства». В соответствии с законодательством они признаются садовыми участками (п. 7 ст. 54 Закона № 217-ФЗ). Минфин России разъяснил, что с налогового периода 2019 года налоговая ставка в их отношении не может превышать льготную ставку 0,3% (письмо Минфина России от 27 апреля 2019 г. № 03-05-04-02/31408, письмо ФНС России от 30 апреля 2019 г. № БС-4-21/8400). Единственное условие – они не должны использоваться в предпринимательской деятельности.

Налоговая служба напоминает, что конкретные ставки земельного налога определяются представительными органами муниципальных образований по месту нахождения участков. Для того, чтобы узнать точную ставку по своему участку нужно воспользоваться специальным сервисом, размещенным на официальном сайте ФНС России, «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Земельный налог. Особенности применения пониженной ставки

Чтобы уплачивать земельный налог по пониженной ставке, хозяйству нужно использовать землю для сельхозпроизводства (письмо Минфина России от 12 января 2012 г. № 03-05-04-02/03). Наши коллеги из журнала «Учёт в сельском хозяйстве» рассмотрели правила применения пониженной ставки, учитывая разъяснения чиновников и арбитражную практику

Кто должен уплачивать земельный налог

Собственники, а также владельцы земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения обязаны уплачивать по ним земельный налог.

Эта обязанность в полной мере распространяется и на собственников (владельцев) земель сельскохозяйственного назначения.

При этом следует помнить, что земельный налог является местным, поэтому при его исчислении и уплате помимо Налогового кодекса РФ следует руководствоваться нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга). Об этом напомнил Минфин России в письме от 8 февраля 2012 г. № 03-05-06-02/09.

К землям сельскохозяйственного назначения относят участки, которые находятся за границами населенных пунктов и соответствуют следующим характеристикам:

  • сельскохозяйственные угодья, в том числе пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.);
  • земли, занятые лесными насаждениями, предназначенными для защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений;
  • земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями;
  • земли, занятые водными объектами;
  • земли, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

При определении категории земельного участка следует руководствоваться правоустанавливающими документами, а также данными государственного кадастра недвижимости.

Правда, учтите: согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории земель в другую», переоформления правоустанавливающих документов на земельные участки при переводе из одной категории в другую не требуется. Поэтому наиболее актуальная информация о категории земли будет содержаться в выписке из кадастрового плана.

В пункте 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ определено, что земли сельхозназначения могут использоваться только в соответствии с их целевым назначением.

Предельная величина ставок земельного налога определена в статье 394 Налогового кодекса РФ.

Пониженная ставка в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости, установлена, в частности, для участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

Собственникам (владельцам) земельных участков, для которых установлена пониженная налоговая ставка, следует с особой осторожностью и тщательностью относиться к вопросу оформления правоустанавливающих документов, а также документов, подтверждающих целевое использование земель. Применение пониженных налоговых ставок, несмотря на законность действий налогоплательщиков, приводит к значительному количеству претензий со стороны налоговых органов.

Если земли переданы в аренду

Наиболее часто споры возникают относительно возможности применения пониженной ставки в случае предоставления земельного участка в аренду.

Минфин России высказал свое мнение по данному вопросу еще в 2006 году. В письмах от 8 августа 2006 г.№ 03-06-02-02/119 и № 03-06-02-04/119 было указано на возможность применения арендодателем (собственником) земельного участка пониженной налоговой ставки при соблюдении следующих условий:

1) земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах;

2) в правоустанавливающих документах на земельный участок определен вид разрешенного использования, указывающий на использование земельного участка в целях сельскохозяйственного производства;

3) уставная деятельность арендодателя связана с сельскохозяйственным производством;

4) арендатор использует земельный участок для сельскохозяйственного производства.

Арбитражная практика по данному вопросу обширна. Как правило, судьи принимают сторону налогоплательщика. В качестве положительного для организаций примера можно привести следующие постановления:

  • постановление ФАС Московского округа от 12 февраля 2010 г. № КА-А41/553-10. Суд признал обоснованным применение пониженной налоговой ставки в отношении земель сельхозназначения, переданных в аренду для сельхозпроизводства;
  • постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2011 г. № А66-1280/2011. Суд подтвердил обоснованность применения пониженной ставки земельного налога арендодателем. Согласно материалам дела, земельный участок, в отношении налогообложения которого возник спор, предоставлен арендатору для растениеводства и сенокошения. Однако он не использовал его в зимний период. При вынесении решения суд учел сезонный характер сельскохозяйственного производства, использование земли было признано соответствующим целевому назначению;
  • постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15 июня 2010 г. № А32-20508/2009-3/290. Участок, в отношении налогообложения которого возник спор, относился к категории земель «земли населенных пунктов». По договору аренды он был предоставлен для заготовки сена, создания летних загонов и выпаса овец. В ходе судебного разбирательства было доказано фактическое использование земельного участка для сельскохозяйственного производства и сделан вывод об обоснованности применения пониженной налоговой ставки.
Читайте так же:  Возврат подоходного налога за обучение в институте

В подтверждение целевого использования земельного участка суды принимают следующие документы: свидетельство о праве собственности на землю, выписка из кадастрового плана земельного участка, договор аренды с указанием на обязательное целевое использование земли, свидетельские показания, справки исполнительных органов власти и т. д.

Если в документах указана иная категория земли

В судебной практике встречаются случаи рассмотрения налоговых споров, связанных с применением пониженных налоговых ставок при указании в правоустанавливающих документах иной категории, нежели «земли сельхозназначения». Рассмотрим по этой теме постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2011 г. № 05АП-8073/2011.

В отношении земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, может быть установлена только одна категория «земли населенных пунктов» независимо от цели их использования. Отнесение земель к категории земель населенных пунктов не меняет их функционального назначения. Кроме того, пониженная налоговая ставка применяется не только в отношении земель сельхозназначения, но и земель в поселениях, используемых для сельхозпроизводства.

Таким образом, в случае использования земель для сельскохозяйственного производства применение пониженной ставки земельного налога может быть признано обоснованным и при отсутствии указания на их принадлежность к землям сельхозназначения в правоустанавливающих документах.

Важно запомнить

Основным определяющим фактором для применения пониженной ставки земельного налога является использование земли в сельскохозяйственном производстве, а также наличие документов, подтверждающих это.

Статья подготовлена по материалам наших коллег из журнала «Учет в сельском хозяйстве».

Пониженная ставка земельного налога

Если собственник сельскохозяйственного участка не использует его для аграрных целей, то применять пониженную ставку налога на землю нельзя.

На основании пункта 1 статьи 394 НК ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных собраний и не могут превышать 0,3 процента кадастровой стоимости участка в отношении земель сельскохозяйственного назначения. По прочим участкам ставка не должна превышать 1,5 процента.

Применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3 процента возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесении земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения и их использовании для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению.

Такое мнение высказали чиновники в письме Минфина от 12 января 2012 года № 03-05-04-02/03.

Право на применение пониженной ставки по земельному налогу распространяется и на арендованные участки

alexraths / Depositphotos.com

Налоговая служба разъяснила порядок применения пониженных ставок земельного налога в отношении арендованных участков (письмо ФНС России от 3 октября 2019 г. № БС-4-21/[email protected] “О налоговой ставке в отношении земельных участков, переданных налогоплательщиком во временное пользование иным лицам”).

Согласно положениям налогового законодательства установленные правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения пониженные ставки в отношении определенных категорий земельных участков могут применяться собственниками только при их целевом использовании (п. 1 ст. 394 Налогового кодекса).

В отношении же арендованных участков налоговая служба сообщает следующее. Если земельный участок используется лицом, которому он передан во временное пользование по целевому назначению в соответствии с присужденной ему категорией и видом использования, то в отношении него может применяться пониженная ставка земельного налога.
Аналогичное мнение высказано и в письме Минфина России от 2 октября 2019 № 03-05-04-02/75781, полученного по запросу ФНС России.

Напомним, недавно Минфин России выпустил еще одно письмо с разъяснениями о целевом использовании земли и применении в отношении нее пониженной ставки налога (письмо Минфина России от 10 сентября 2019 г. № 03-05-04-02/69657). Согласно позиции министерства, при частичном нецелевом использовании земельного участка физлицо по-прежнему может воспользоваться правом на пониженную ставку земельного налога. Все ленло в том, что налоговым законодательством данный вопрос не урегулирован, а неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).

ИП не вправе применять пониженные ставки земельного налога

Земельные участки, предоставленные предпринимателям для индивидуального жилищного строительства, но используемые ими в целях извлечения дохода, не могут облагаться по пониженной ставке земельного налога в размере 0,3% от стоимости участка. К такому выводу пришла ФНС в письме от 14.01.2020 № БС-4-21/[email protected]

В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, устанавливается пониженная налоговая ставка 0,3%. Другие участки облагаются по ставке не более 1,5%.

Пониженные ставки земельного налога устанавливаются для физлиц, непосредственно использующих земли для индивидуального жилищного строительства. Применение ИП, целью экономической деятельности которого является извлечение прибыли, пониженной ставки земельного налога недопустимо.

Таким образом, для применения пониженной налоговой ставки 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, помимо категории и вида разрешенного использования земельного участка, необходимо также учитывать целевой характер использования указанных земельных участков.

В отношении земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, но используемых в предпринимательских целях должна применяться ставка земельного налога в размере 1,5%.

Для применения пониженной ставки по земельному налогу заявление не нужно

ФНС уточнила, требуется ли представление заявления о применении налоговой льготы для применения пониженной налоговой ставки в отношении земельных участков, используемых организациями. Данные разъяснения приводятся в письме от 10.12.2019 № БС-4-21/[email protected]

В отличие от налоговой ставки налоговая льгота не является обязательным элементом налогообложения. Пониженные налоговые ставки для налогообложения земельных участков определенных видов не являются налоговыми льготами для целей налогового администрирования.

Читайте так же:  Госпошлина чек возврата

Таким образом, для применения пониженной налоговой ставки в отношении земельных участков определенных видов разрешенного использования заявление о льготе не требуется.

Если земля не используется, ставка налога будет высокой

Е. В. Шестакова, генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент», к. ю. н.

Налоговые ставки по земельному налогу не могут устанавливаться в зависимости от видов деятельности хозяйства (письмо Минфина России от 11 марта 2013 г. № 03-05-06-02/37). А вот вид деятельности хозяйства на применение той или иной ставки повлиять может.

Когда применяется льготная ставка

Землями сельскохозяйственного назначения признаются участки, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Соответственно, земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на:

– земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями;

– земли, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений;

Видео (кликните для воспроизведения).

– земли, занятые водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

При этом такие земли могут использоваться:

– для ведения сельскохозяйственного производства;

– для создания защитных лесных насаждений;

– для научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Если земельный участок отнесен к землям в составе зон сельскохозяйственного использования, то в отношении такого земельного участка может применяться налоговая ставка в размере, не превышаю­щем 0,3 процента от его кадастровой стои­мости (подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 20 марта 2012 г. № 03-05-04-02/25).

Пониженной ставкой налога можно воспользоваться, если земля используется для сельскохозяйственного производства (подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ). Данный вывод подтверждается и судебной практикой – постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 февраля 2013 г. № А52-1572/2011.

Когда в льготной ставке могут отказать

Спорными ситуациями при определении размера ставки налога являются такие, когда земли сельхозназначения:

– передаются в аренду;

– находятся под паром;

– отсутствуют документы, подтверждающие право собственности.

Участок сдан в аренду

В Налоговом кодексе РФ не указано, какую применять ставку, если земельный участок категории земель сельхозназначения сдан в аренду.

Чиновники из Минфина России считают, что применение арендодателем (собственником) земельного участка пониженной налоговой ставки возможно при соблюдении следующих условий (письма от 8 августа 2006 г. № 03-06-02-02/119 и № 03-06-02-04/119):

– земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах;

– в правоустанавливающих документах на земельный участок определен вид разрешенного использования, указывающий на использование земельного участка в целях сельскохозяйственного производства;

– уставная деятельность арендодателя связана с сельхозпроизводством;

– арендатор использует земельный участок для производства сельхозпродукции.

Тем не менее по вопросу применения пониженной ставки налога в таких случаях у предприятий периодически возникают споры с налоговиками. Последние при проведении проверок указывают, что, передавая в аренду участок, предприятие использует его не для сельхозпроизводства, а получает доход в виде арендной платы. Соответственно, нужно применять ставку 1,5 процента.

Тем не менее судьи на стороне предприятий. В своих решениях они указывают, что если арендатор использует землю для сельхозпроизводства, то право на льготную ставку у арендодателя сохраняется (постановления ФАС Московского округа от 22 октября 2012 г. № А41-45612/10, ФАС Северо-Кавказского округа от 15 июня 2010 г. № А32-20508/2009-3/290).

Если земля не используется

В отношении земель, находящихся под паром, у чиновников аналогичная точка зрения. Они считают, что применять льготную ставку нельзя, так как земля не используется для сельхозпроизводства. Поэтому ставка в данном случае должна быть не ниже 1,5 процента (то есть обще­установленная) – письма Минфина России от 8 февраля 2012 г. № 03-05-06-02/09, от 12 января 2012 г. № 03-05-04-02/03. А вот с этим поспорить сложно, и суды здесь на стороне чиновников. В качестве примера можно привести постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2011 г. № А21-8681/2010.

Кроме того, если земля не используется по целевому назначению, ее могут изъять. Это может произойти, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. В данный срок не включается период, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года. Данные пояснения содержатся в письме Мин­экономразви­­тия России от 30 июня 2011 г. № ОГ-Д23-240.

Обратите внимание: земельный участок сельхозназначения при нарушении требований его использования может быть изъят у собственника только по решению суда.

Кроме того, в соответствии со статьей 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях за неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, в указанных целях в течение трех лет и более подряд влечет наложение административного штрафа:

– на должностных лиц – от 4000 до 6000 руб.;

– на юридических лиц – от 80 000 до 100 000 руб.

Земля обременена сервитутом

Сервитут представляет собой право ограниченного пользования чужим земельным участком (ст. 274 Гражданского кодекса РФ).

Это означает, что собственник одного земельного участка может быть ограничен в правах пользования своим земельным участком по требованию собственника другого земельного участка в следующих случаях:

– обеспечения прохода и проезда через земельный участок;

Читайте так же:  Органы финансового контроля россии

– прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов;

– обеспечения водоснабжения и мелиорации;

– обеспечения других нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает его собственника права владения, пользования и распоряжения (п. 2 ст. 274 Гражданского кодекса РФ).

Для установления сервитута на земельном участке необходимо заключить соглашение с его собственником. Оно подлежит регистрации в порядке, предусмотренном для регистрации прав на недвижимое имущество (п. 3 ст. 274 Гражданского кодекса РФ). Так, государственная регистрация сервитута проводится в Едином государственном реест­ре прав на основании заявления лица, в пользу которого он установлен (ст. 27 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Согласно пункту 5 статьи 274 Гражданского кодекса РФ, собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату за пользование его земельным участком.

По мнению Минфина России, собственник признается плательщиком земельного налога в отношении всей площади земельного участка, в том числе часть которого ограничена сервитутом (письмо от 23 апреля 2009 г. № 03-05-05-02/23). Иными словами, независимо от наличия сервитута хозяйство должно уплачивать налог по всему участку. И если он используется для сельхозпроизводства, то может применяться льготная ставка. А вот если предприятие не является собственником земельного участка, а пользуется им на основании сервитута, то земельный налог платить не нужно. Об этом свидетельствует арбитражная практика – постановление ФАС Поволжского округа от 7 августа 2007 г. № А12-20512/06-С29-26.

Не оформлено право собственности

В некоторых случаях уплатить налог придется даже в случаях, если предприятие пользуется участком, права на который у него не оформлены. В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками, в частности, на праве собственности. При переходе права собственности на строения, находящиеся на чужом земельном участке, покупатель приобретает право на использование соответствующей части земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Это происходит и в случае, если права на участок у него не оформлены (письмо Минфина России от 17 апреля 2009 г. № 03-05-05-02/15). Следовательно, у покупателя возникает обязанность уплачивать земельный налог. Эту позицию поддерживают и суды (постановление ФАС Уральского округа от 14 августа 2006 г. № Ф09-7038/06-С7).

Если участок соответствует условиям, указанным в письмах Минфина России № 03-06-02-02/119 и № 03-06-02-04/119, то в отношении его можно применять пониженную ставку.

Если вид использования изменен

При изменении категории земельного участка или вида разрешенного использования пересчитывается его кадастровая стоимость. Изменение может про­изойти в течение налогового периода, при этом сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, не изменяется. Это происходит независимо от того, уменьшилась или увеличилась в результате кадастровая стоимость участка.

Налоговая база для расчета земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Эта норма действует и при переводе в течение года земельного участка из одной категории в другую, и изменении вида разрешенного использования. Если земельный участок не менял владельца и свои границы, то все изменения его кадастровой стоимости и прочих параметров будут учитываться при исчислении земельного налога только с 1 января следующего года (следующего налогового периода). Такое мнение высказал Минфин России в письме от 10 октября 2012 г. № 03-05-05-02/104.

Земельный участок сельскохозяйственного назначения при нарушении требований его использования может быть изъят у собственника только по решению суда.

Особенности применения налоговой ставки при расчете земельного налога

Начисление любого налога напрямую зависит от нескольких элементов, которые его составляют.

Это относится и к земельному налогу, он состоит из нескольких обязательных элементов налогового платежа, один из которых – это налоговая ставка.

О ней и будет рассказано подробно в настоящей статье.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург
  • Что такое ставка земельного налога и какова ее роль при уплате

    В связи с этим, налоговую ставку нужно знать абсолютно всем налогоплательщикам (в том числе и по налогу за землю), поскольку отсутствие этой информации не позволит рассчитать размер налога, который предстоит уплатить в местный бюджет. Это очень важный элемент налогообложения.

    В зависимости от вида земельного участка, размер ставки различен. Об этом также будет подробно говориться в статье.

    Что такое дифференцированные налоговые ставки на земли населенных пунктов

    Такой вид налоговых ставок вправе устанавливать местные власти городов федерального значения: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Дифференциация налоговых ставок производится по тем же параметрам, что и кадастровая стоимость земель.

    Что касается земель населенных пунктов, то в данную группу земель включаются участки, предназначенные под:

    • строительство жилья;
    • общественные и деловые здания;
    • производство;
    • инженерные и транспортные инфраструктуры;
    • рекреационное назначение;
    • с/x использование;
    • возведение военных объектов;
    • некоторые другие территориальные зоны;
    • промышленность, энергетику, связь, радиовещание, телевидение и т.п.;
    • осуществление космической деятельности;
    • оборонный комплекс;
    • безопасность и земли иного специального назначения.

    Например, в Москве принят Закон г. Москвы от 24. 11. 2004 года № 74 «О земельном налоге», в соответствии с которым установлены такие дифференцированные налоговые ставки:

    • 0,025% – для земель, которые используются для разведения садов, огородов и подсобного хозяйства исключительно для личных целей;
    • 0,1% – в отношении земель, на которых располагаются автостоянки, жилой фонд и инженерное хозяйство;
    • 0,3% – такую ставку используют в отношении участков, предназначенных для производства с/х продукции;
    • 1,5% – все другие категории земель.

    Либо, дифференциация может иметь иной вид. Будет рассмотрен такой пример.

    Но, по истечении 5 лет, хозяева этого заброшенного участка развили инфраструктуру к нему, выстроили на нем хороший коттедж и провели все необходимые коммуникации. В связи с этим налоговая ставка в отношении такого «преображенного» участка может повыситься до 0,3%, и его кадастровая стоимость также возрастет в несколько раз.

    Читайте так же:  Варианты возврата налогового вычета

    Предварительный договор при покупке земельного участка позволит закрепить все договоренности на бумаге. Как правильно составить этот документ, а также расторгнуть в случае необходимости, мы рассказали здесь.

    Молодая семья имеет право на получение земельного участка бесплатно. Какие условия при этом необходимо выполнить, читайте в нашей статье.

    Кто устанавливает ставку

    Размер налоговой ставки определяется:

    • на уровне Налогового Кодекса РФ, в главе 32, посвященной земельному налогу);
    • в силу местного уровня данного вида налога, муниципалитеты и исполнительные органы власти городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) сами могут устанавливать, отменять или изменять свой размер ставки налога.

    Тем не менее, сумма налоговой ставки, устанавливаемой муниципальной властью, не должна быть выше той, что закреплена на уровне всей страны.

    Актуальные ставки по земельному налогу в 2017 году для физических и юридических лиц

    Выделяется несколько значений налоговой ставки по рассматриваемому виду налога: 0,3% и 1,5%.

    Первая налоговая ставка применяется в отношении земель:

    • предназначенных для ведения сельскохозяйственных работ;
    • занятых под жилищным фондом, либо которые могут быть использованы для ведения личного подсобного хозяйства (иными словами, это земли под дачи);
    • используемых для обеспечения безопасности и обороны страны.

    Соответственно, для всех иных видов земель применяется повышенная ставка, равная 1,5%.

    Можно сделать вывод о том, что пониженная ставка 0,3% распространяется, по большей части, на те земли, которыми пользуются обычные граждане.

    В силу этого на них возлагается меньшая денежная обязанность, нежели та, что относится к организациям, которые зачастую платят земельный налог 1,5% за земли, которые ими используются в процессе предпринимательской деятельности.

    Как узнать налоговую ставку на землю

    Любой налогоплательщик обладает правом знать конкретную налоговую ставку, применяемую к его участку земли.

    Для того чтобы уточнить имеющуюся налоговую ставку, можно прибегнуть к нескольким способам:

    • лично посетить отдел местной администрации, отвечающий за решение земельных вопросов;
    • заглянуть на официальный сайт отделения ФНС и найти сведения там;
    • изучить уведомление, присланное ИФНС для уплаты налога за землю.

    После выяснения налоговой ставки, лучше уточнить категорию земельного участка.

    Такие сведения можно узнать из:

    • официальной выписки из ЕГРН, которую можно заказать в отделении Росреестра;
    • официального сайта Росреестра;
    • кадастрового паспорта либо свидетельства, подтверждающего право собственности.

    Далее необходимо сопоставить категорию земель и установленную налоговую ставку, чтобы при расчете получить точную сумму подлежащего к уплате земельного налога.

    Уточнение налоговой ставки всегда важно для любого налогоплательщика, поскольку от этой величины напрямую зависит размер уплачиваемого налога за землю.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

    Судебная панорама

    Обжалуемым решением Обществу доначислен земельный налог в сумме 18 204 522 руб., начислены соответствующие пени и санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ. Основанием доначисления послужил вывод налогового органа о необоснованном применении ставки налога 0,3% в отношении земельных участков, приобретённых для жилищного строительства, с учётом повышающего коэффициента 2 (п. 15 ст. 396 НК РФ), то есть 0,6%. По мнению налогового органа, подлежала применению ставка 1,5%.

    Как следует из материалов дела, Общество приобрело земельный участок (категория — земли населенных пунктов — многоквартирные жилые дома), разделив его на три земельных участка. Затем два участка по истечении 2,5 месяцев были проданы. На спорных земельных участках жилые дома либо иные объекты капитального строительства отсутствуют, общество строительство жилых домов на них не осуществляло, вследствие чего налоговым органом был сделан вывод о неправомерном применении обществом в 2016 году ставки земельного налога 0,3%, с учетом повышающего коэффициента 2.

    Суды, признавая решение налогового органа законным, пришли к выводу об отсутствии у общества цели использовать земельные участки для осуществления жилищного строительства. Также суды исходили из того, что покупатель двух участков и общество зарегистрированы и находятся по одному адресу места осуществления деятельности, а также проданные земельные участки находились в собственности общества непродолжительное время, что свидетельствует об отсутствии у общества права на применение пониженной налоговой ставки.

    Судебная коллегия по экономическим спорам отменила решения нижестоящих судов, указав, что законодатель с достаточной степенью определённости установил в п. 15 ст. 396 НК РФ правовые последствия отсутствия на земельном участке, представленном для жилищного строительства, построенного объекта недвижимости: повышающие коэффициенты к ставке налога 0,3%. Указанное регулирование связано с земельным участком и с установленным для него видом разрешённого использования, а не с собственником (владельцем) земельного участка.

    Обстоятельства дела, в том числе непродолжительное владение обществом некоторыми из спорных земельных участков, как сами по себе, так и в совокупности с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», не дают оснований для изменения порядка исчисления налога с применением ставки 0,3%, с учётом повышающего коэффициента (в 2016 году — 2).

    Соответственно, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым земельный налог по спорным земельным участкам исчислен исходя из ставки 1,5%, является незаконным.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    (Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2020 № 308-ЭС19-18258, ООО ИСК «Ника»)

    Источники

    Пониженная ставка земельного налога
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here