Подоходный налог в узбекистане

Законодательство Узбекистана

База данных «Законодательство Узбекистана» содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Узбекистана

Общие сведения

Основным законом, регулирующим налоговые правоотношения в Республике Узбекистан, является Налоговый кодекс .

Именно Налоговый кодексустанавливает, изменяет и отменяет налоги и иные платежи в государстве. Другие акты законодательства, которые регулируют вопросы налогообложения, не могут быть противоречащими Кодексу.

Особенностью налогового законодательства Узбекистана является то обстоятельство, что ставки по налогам устанавливаются не Налоговым кодексом, а решением Президента Республики Узбекистан ежегодно. Кроме того, подзаконными актами устанавливаются различные списки и перечни, необходимые для целей исчисления налогов, например, перечни видов деятельности, подлежащих упрощенному налогообложению, подакцизных товаров и т.п. Поэтому иные нормативные правовые акты являются важной составной частью налогового законодательства, поскольку именно от них зависит конечная сумма, подлежащая уплате, тогда как Налоговый кодекс устанавливает общие правила налогообложения, а также их особенности для некоторых категорий плательщиков.

Налоговым законодательством Узбекистана предусмотрено чрезвычайно большое количество налогов и сборов.

В целом налоговую систему можно охарактеризовать как двухуровневую, поскольку все налоги делятся на: общегосударственныеи местные

Общегосударственные налоги

Налог на прибыль юридических лиц. Плательщики – юридические лица (кроме некоммерческих организаций). Объект – прибыль, база – разница между доходами и расходами в определенном периоде. В 2016 году ставка составляет от семи с половиной до тридцати пяти процентов.

Налог на доходы физических лиц. В 2016 году ставка является прогрессивной (зависящей от величины дохода), минимум составил семь с половиной процентов.

Налог на добавленную стоимость. Плательщики – предприятия, имеющие обороты, подлежащие обложению данным налогом, а также импортеры товаров. В 2016 году ставка налога составляет двадцать процентов от стоимости товаров.

Акцизный налог. Плательщики –лица, которые производят или ввозят подакцизную продукцию. Перечень подакцизных товаров утверждается Президентом. В 2016 году к подакцизным были отнесены: из товаров местного производства – алкогольная, табачная, спиртосодержащая продукция, нефтепродукты, драгметаллы и ювелирные изделия, автомобили и т.д. Из импортируемых к подакцизным отнесен широкий спектр товаров и продуктов питания. Необходимо отметить то обстоятельство, что в республике к подакцизным отнесено очень большое количество товаров по сравнению с другими странами СНГ.

Налоги и специальные платежидля пользователей недрами: налог за пользование недрами, налог на сверхприбыль, бонусы (подписной и коммерческого обнаружения). База налога за пользование недрами – стоимость добытых ископаемых. В 2016 году ставка зависит от вида полезного ископаемого и составляет от трех с половиной до тридцати процентов. Подписной бонус взимается в твердой сумме, в 2016 году его размер установлен кратным минимальной заработной плате и зависит от вида ископаемого. Ставка бонуса коммерческого обнаружения составила 0.1 процента от стоимости добытого объема. Ставка налога на сверхприбыль составила 50 процентов.

Налог за пользование водными ресурсами. Плательщики – лица, осуществляющие водопотребление и водопользование. Объект – водные ресурсы на поверхности земли и под ней, база – объем потребленной воды. Ставка на 2016 год зависит от цели использования, вида источника воды и личности плательщика, минимальный размер за кубометр составил 20.6 сум, максимальный – 11500.

Налог на имущество юридических лиц. Плательщики – юридические лица-собственники имущества (за исключением некоммерческих организаций). Объект налогообложения — основные средства, объекты незавершенного строительства, оборудование и т.п. База – стоимость объекта. Ставка на 2016 год равняется пяти процентам.

Налог на имущество физических лиц. Плательщики – собственники недвижимости. База – его инвентарная стоимость. Ставка зависит от характеристик недвижимости, на 2016 год колеблется в пределах от полутора до двух с половиной процентов.

Земельный налогс юридических и физических лиц. Плательщики — собственники и законные владельцы земельных участков. База – площадь участка. Ставка на 2016 год ставится в зависимость от местонахождения и назначения земель. Налог, уплачиваемый физическими лицами, поступает в местный бюджет.

Налоговым законодательством установлен целый ряд обязательных платежей в социальные фонды, а также различных сборов (госпошлина, таможенные платежи).

Законом предусмотрено несколько упрощенных налоговых режимов, таких как единый налоговый платеж, единый земельный налог, фиксированный платеж.

Местные налоги и сборы

Земельный налог с физических лиц.

Налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры. Плательщики – юридические лица (кроме некоммерческих). Объект – прибыль, которая осталась у предприятия после уплаты налога на прибыль. Ставка на 2016 год составляет восемь процентов.

Налог на потребление бензина, дизельного топлива, газа для транспортных средств. Плательщики – юридические лица, осуществляющие продажу данных продуктов потребителю. На 2016 год ставка колеблется от двухсот тридцати до трехсот тридцати пяти сум за литр проданного топлива.

Сбор за право розничной торговлиотдельными видами товаров и оказание отдельных услуг, перечень которых устанавливается дополнительно. Ставка зависит от вида товаров и услуг.

Налоговое законодательство Узбекистана: достоинства и недостатки.

Характеризуя узбекскую систему налогового законодательства, необходимо отметить, что сам по себе главный налоговый закон является современным, прогрессивным. Он не только устанавливает перечень обязательных платежей в бюджет, но и провозглашает принципы налогового законодательства, детально регламентирует различные процедуры налогового учета и контроля, устанавливает ответственность участников налоговых правоотношений за нарушение законодательства. Если все написанное в Кодексе не остается просто «на бумаге», а неукоснительно соблюдается, то, с учетом достаточно высокого налогового бремени, это благоприятно сказывается на собираемости налогов и наполнении бюджета. А подробная и тщательная детализация процедур налогового контроля со стороны государства обеспечивает плательщикам прозрачность налоговой системы, ясность и простоту прочтения и применения закона.

Но все же при всех вышеперечисленных положительных характеристиках налоговой системы Узбекистана нельзя не отметить и ее отрицательную особенность, к коей можно отнести отсутствие четкого закрепления в основном законе налоговых ставок, а также понятий, перечней и списков, необходимых для целей налогообложения. Их частое изменение в любую сторону не способствует созданию условий, благоприятных для налогоплательщиков, поскольку является признаком нестабильности налоговой системы. Налогоплательщик никогда не может быть уверен, что через некоторое непродолжительное время налоговое бремя не увеличится настолько, что станет непосильным, тем более, при сравнительном анализе налоговых ставок за последние три года наблюдается тенденция их постепенного повышения.

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

http://www.uz.spinform.ru/nalogovaya_systema.html

Какие доходы в Узбекистане теперь не облагаются налогом

Например, суммы зарплат, направленные на плату за обучение супруга в вузе или меценатскую поддержку.

Читайте так же:  Условия для упрощенной системы налогообложения

Как ранее писал Spot, в Узбекистане приняли Налоговый кодекс в новой редакции, который вступил в силу 1 января 2020 года. Эта редакция сильно отличается от предыдущей. Изменения, помимо прочего, коснулись и налоговых льгот.

Так, к примеру, если раньше не облагалась налогом суммы зарплаты, направляемые на оплату за обучение (свое или детей в возрасте до 26 лет) в вузах Узбекистана, то теперь сюда добавили и супругов. Эту правку, кстати, налоговый комитет предлагал еще в апреле 2018 года.

Теперь также не облагается налогом сумма зарплаты, направленная на оказание меценатской поддержки, но не более 50% от налоговой базы. Этого в кодексе раньше тоже не было.

Получили льготы и старатели, которых легализовали в марте 2019 года — их доходы, полученные от реализации драгоценных металлов, добытых путем старательской добычи, в порядке, установленном законодательством, тоже не облагаются налогом.

Всего же в списке доходов, которые не подлежат налогообложению, 19 пунктов:

http://www.spot.uz/ru/2020/01/03/taxfree/

Подоходный налог в узбекистане

С 1 января 2019 года в Узбекистане снижается налоговая нагрузка на фонд оплаты труда путем:

— введения единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 12 процентов для всех граждан, из них 0,1 процента направляется на индивидуальные накопительные пенсионные счета. При этом сохраняется действующий порядок освобождения от налогообложения доходов отдельных категорий граждан в размере 4 минимальных размеров заработной платы;

— отмены страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд, удерживаемых из доходов граждан в виде оплаты труда;

— установления, в целях обеспечения устойчивости пенсионной системы, единого социального платежа в размере 25 процентов для бюджетных организаций и государственных предприятий, юридических лиц с долей государства в уставном фонде (капитале) в размере 50 процентов и более, юридических лиц в уставном фонде (капитале) которых 50 процентов и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50 процентов и более, и их структурным подразделениям, а также снижения ставки данного платежа с 15 до 12 процентов для остальных юридических лиц.

Это предусмотрено указом Президента «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан» от 30 июня 2018 года.

Также, совершенствуется налогообложение плательщиков общеустановленных и упрощенных налогов с оптимизацией налогов с оборота (выручки), а также критерии перехода на упрощенный режим налогообложения посредством:

— отмены обязательных отчислений в государственные целевые фонды, взимаемых с оборота (выручки) юридических лиц;

— снижения ставки налога на прибыль юридических лиц с 14 до 12 процентов, для коммерческих банков – с 22 до 20 процентов, а также увеличения для юридических лиц, оказывающих услуги мобильной связи (сотовых компаний) с 14 до 20 процентов с отменой для них порядка исчисления налога на сверхприбыль в зависимости от уровня рентабельности;

— снижения ставки налога на прибыль, взимаемого у источника выплаты, по доходам в виде дивидендов и процентов с 10 до 5 процентов;

— перевода предприятий, имеющих годовой оборот (выручку) по итогам предыдущего года более 1 миллиарда сумов или достигших установленный порог в течение года, на уплату общеустановленных налогов. При этом установленный порог годового оборота (выручки) в 1 миллиард сумов подлежит пересмотру не реже одного раза в 3 года;

— введения для всех субъектов предпринимательства, включая юридических лиц, имеющих оборот (выручку) до 1 миллиарда сумов, налога на имущество юридических лиц, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами;

— совершенствования порядка расчета и уплаты налога на сверхприбыль, в том числе с введением уплаты роялти.

Кроме этого, ставки налога на имущество юридических лиц снизятся с 5 до 2 процентов с сохранением порядка исчисления налога по повышенным ставкам для юридических лиц, неэффективно использующих здания и сооружения, в том числе по ранее приватизированным объектам.

Для налогоплательщиков, имеющих годовой оборот (выручку) до 1 миллиарда сумов, устонавливается порядок исчисления и уплаты налога с оборота (выручки) с базовой ставкой в размере 4 процентов и с возможностью уплаты налога на добавленную стоимость на добровольной основе.

Сохраняется порядок налогообложения для плательщиков единого земельного налога.

Также, совершенствуется порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и акцизного налога посредством:

— сохранения действующей ставки налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов с внедрением полноценной системы зачета налога, конкретизацией налогооблагаемой базы и сокращением числа льгот, а также последующим снижением размера ставки данного налога по итогам 2019 года;

— предоставления права отнесения в зачет суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым основным средствам, объектам незавершенного строительства и нематериальным активам, которые в настоящее время включаются в их стоимость;

— объединения акцизов и сборов с производителей алкогольной продукции и табачных изделий, установленных на единицу производимой продукции, с зачислением суммы средств в республиканский бюджет для финансирования соответствующих мероприятий.

http://xabar.uz/ru/iqtisodiyot/s-2019-goda-v-uzbekistane-snijaetsya-podoxodny-nalog

Подоходный налог в узбекистане

Экономия при плоской шкале

4 582

15 000

4 582

В графе «Налоги с заработной платы» я собрала налог НДФЛ и обязательные отчисления в пенсионный фонд. То есть те выплаты, которые удерживаются с заработной платы работника. В плоской шкале это только НДФЛ (12%), в прогрессивной шкале — НДФЛ (по шкале налогообложения) + ПФ (8%). В графе «Взносы от ФОТ» отражен единый социальный платеж. Так как у нас в примере малое предприятие, текущая ставка ЕСП — 15%, а по принятой концепции — 12%.

В данном случае также наблюдается снижение нагрузки на предприятие по выплате налогов. Но сумма на руки, как и в первом примере, увеличилась — за счет отмены обязательных отчислений в пенсионный фонд.

Одна из самых крупных расходных частей бюджета организации — это расходы на персонал. Каждый предприниматель, собственник бизнеса, всегда задумывается над сокращением этих расходов. Приведенные примеры показывают, что применение плоской шкалы значительно сокращает налоговую нагрузку.

Мы всегда боимся изменений, нам кажется, что всё будет хуже, чем было. Но на самом деле всё не так страшно. Налоговая нагрузка от фонда оплаты труда значительно снизится, что позволит максимально вывести на реальный уровень численность работников, а также выплачивать им достойную оплату труда.

Необходимо отметить, что некоторые страны тоже используют плоскую шкалу при удержании налогов с доходов физических лиц. В частности, плоская шкала подоходного налога действует в Гонконге, Грузии, Албании, Болгарии, Латвии, Литве, Македонии, Румынии, Украине, Чехии, Эстонии, Гернси и Джерси (Нормандские острова), России, Монголии, Казахстане, Кыргызстане.

Плоская шкала подоходного налога также введена в крупных странах, где субъектам федерации предоставлена бюджетная свобода на региональном уровне — например, в отдельных штатах США: Иллинойсе, Индиане, Массачусетсе, Мичигане и Пенсильвании.

Наш опыт проведения тренингов и курсов по исчислению заработной платы и расчету налогов на доходы физических лиц позволяет анализировать издержки применения прогрессивных ставок с точки зрения адресного подхода. В частности, прогрессивная шкала налогообложения применяется в развитых странах, таких как Великобритания, США, Германия, Израиль. Эти страны экономически развиты, доходы населения там намного выше, чем в Узбекистане.

Читайте так же:  Текущий налог на имущество

Поэтому, на мой взгляд, плоская шкала налогообложения, которая будет применяться с 1 января 2019 года, целесообразнее.

Эксперты плоской шкалы налогообложения утверждают, что если люди могут сохранить большую часть своего более высокого дохода, у них больше стимулов к работе и таким образом стимулируется экономический рост, в том числе рост бизнеса.

http://uztraining.uz/baza-znanij/blog/uzbekistan-perehodit-na-ploskuyu-shkalu-ndfl-skolko-deneg-eto-sekonomit-kompaniyam-i-sotrudnikam/

Налог на доходы физических лиц Республики Узбекистан

Как видно из Таблицы 1, сумма подоходного налога занимает сравнительно большой удельный вес в общем объеме доходов государственного бюджета. Одной из основных причин этого являются относительно высокие ставки подоходного налога и включение минимального размера заработной платы в налогооблагаемую базу. Необходимо отметить, что в настоящее время налог на доходы физических лиц взимается на основе прогрессивной шкалы без вычета прожиточного минимума (в развитых странах мира при исчислении подоходного налога сумма прожиточного минимума вычитывается из налогооблагаемой базы) .

http://nalogpro.ru/nalog-na-doxody-fizicheskix-lic-respubliki-uzbekistan/

Подоходный налог в узбекистане

В новой редакции Налогового кодекса действующие ставки подоходного налога для физических лиц остались без изменений. Об этом сообщает министерство юстиции.

Физические лица, которые являются резидентами Узбекистана:

ставка налога на доходы — 12%;

процентная ставка по дивидендам и процентным доходам — 5%;

Для нерезидентов Узбекистана:

дивиденды и проценты — 10%;

Доходы от предоставления транспортных услуг при международных перевозках (доходы от фрахта) — 6%;

Доходы, полученные по трудовым договорам (контрактам) и договорам гражданско-правового характера, другие доходы — 20%.

Ранее сообщалось о снижении количества установленных налогов.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://kun.uz/ru/news/2020/01/07/stavki-naloga-na-doxody-fizicheskix-lits-ostalis-bez-izmeneniy

«Зарабатываешь в соцсетях — плати налог»: в Узбекистане введут новые правила

Согласно информации, если блогер не платит налоги, но зарабатывает на рекламе — всю его технику могут изъять.

ТАШКЕНТ, 13 июн — Sputnik. Блогеры в Узбекистане будут платить подоходный налог, сообщил представитель пресс-службы ГНК Музаффар-Юнус Назаров на брифинге.

«Нет конкретного понятия блоггинга, как вида деятельности, но есть норма, согласно которой, если лицо, неважно юридическое или физическое, оказывает платные услуги, то оно обязано платить налоги. И поскольку блогеры за размещение рекламы на своих страницах берут деньги, то они также подпадают под действие этой нормы, а потому должны пройти регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя», – заявил представитель пресс-службы ГНК Музаффар-Юнус Назаров.

По его словам, теперь все блогеры должны зарегистрироваться в качестве предпринимателей и платить подоходный налог, так как когда блогеры размещают рекламу на своих каналах в социальных сетях, на своих личных страницах, то таким образом получают доход без уплаты налогов и, тем самым, занимаются «незаконной деятельностью».

«Если человек зарабатывает доход посредством рекламы в соцсетях и не платит налог государству, то его техника (телефон, ноутбук, планшет, компьютер) может быть изъята», — рассказал начальник управления ГНК Ахмаджон Суюнов.

Первый заместитель председателя Государственного налогового комитета республики Узбекистан Мубин Мирзаев рассказал, что сейчас идет детальное изучение возможностей налогообложения в сфере интернет-торговли.

«Мы не торопимся с этим вопросом, чтобы бизнес не пострадал. Однако, в новый Налоговый кодекс войдут нормы, в соответствии с которыми физические и юридические лица, зарабатывающие в интернете, будут обязаны платить налоги. Это касается, в том числе владельцев интернет-каналов, блогеров и других лиц, продающих, например, рекламу на своих страницах в мессенджерах и соцсетях», — добавил он.

По словам Мубина Мирзаева данные правила по уплате налогов будут обязательны не только для местного бизнеса, но и международных компаний, таких как Amazon, AliExpress и других.

В ближайшие дни на общественное обсуждение будет вынесен проект нового Налогового кодекса, в котором будет прописан порядок налогообложения в электронной коммерции.

http://uz.sputniknews.ru/economy/20190613/11750731/Blogery-Uzbekistana-budut-platit-nalogi.html

«Повышение налога на прибыль не повлияет на инвестиции» — замглавы Минфина

Повышение налога на прибыль до 15% не повлияет на инвестиционную привлекательность Узбекистана, считает замминистра финансов Дильшод Султанов. Бюджет получит дополнительно 2 трлн сумов, но из-за снижения НДС и ЕСП для госпредприятий недосчитается суммарно 14 трлн сумов.

Повышение налога на прибыль с 12% до 15% в Узбекистане не повлияет на инвестиционную среду и привлекательность страны. Об этом заявил заместитель министра финансов Дильшод Султанов на 25-м пленарном заседании Сената Олий Мажлиса в субботу.

С 2020 года устанавливается базовая ставки налога на прибыль юридических лиц в размере 15% с сохранением ставки налога на доходы, выплачиваемые в виде дивидендов.

Сенатор Шарифжон Юлдашев спросил, не противоречит ли повышение налога на прибыль политике снижения налоговой нагрузки и не уйдут ли предприниматели «в тень». Дильшод Султанов напомнил о снижении НДС и единого социального платежа для государственных предприятий.

«Налог берется с прибыли компании, а не дохода или расходов. С 1 октября НДС снизился с 20% до 15%, что позволило оставить у предпринимателей 11 трлн сумов средств. Кроме того, социальный платеж для государственных предприятий с 1 января снижается с 25% до 12% и в их распоряжении останется 3 трлн сумов. Вместе с тем, повышение налога на прибыль — одного из справедливых налогов — принесет госбюджету всего лишь 2 трлн сумов», — отметил замглавы Минфина.

По мнению замминистра, повышение налога на прибыль не повлияет на инвестиционную привлекательность страны.

«Когда мы изучили опыт соседних стран в применении налога на прибыль и „дивидендного“ налога, выяснилось, что если в Узбекистане [нагрузка] двух налогов составляет 19,3%, то в других странах почти 25−30%. Например, в Казахстане — 24%, России — 32%. Если смотреть на это со стороны инвестора, то, несмотря на повышение налога на прибыль, Узбекистан сохраняет конкурентоспособность по сравнению с другими странами», — подчеркнул Султанов.

Ранее в субботу Сенат одобрил Налоговый кодекс в новой редакции. В октябре председатель Государственного налогового комитета Бехзод Мусаев рассказывал об ожиданиях от снижения налоговой нагрузки и налоговом администрировании.

http://www.gazeta.uz/ru/2019/12/14/income-tax/

В Узбекистане вырастет подоходный налог: почему граждане будут платить меньше

Корреспондент Sputnik уточнил все детали предстоящей реформы у заместителя министра финансов Вячеслава Пака

ТАШКЕНТ, 29 мар — Sputnik. В Узбекистане планируется увеличить налог на доходы физических лиц до 25%, а также объединить его с единым социальным платежом и страховыми взносами во внебюджетный Пенсионный фонд, сообщает корреспондент Sputnik.

Эта информация вызвала много негатива у обычных граждан, не посвященных в таинство налоговых и финансовых механизмов. Корреспондент Sputnik уточнил все детали предстоящей реформы у заместителя министра финансов Вячеслава Пака.

«Даже если элементарно посчитать, единый социальный платеж для малого бизнеса составляет 15%, страховые взносы — 8%, ставка подоходного налога — от 7,5 до 22,5%, то получается намного больше. Поэтому при разработке Концепции налоговой реформы до 2020 года было предложено объединить эти платежи и установить единую ставку налога на доходы физических лиц в размере 25%», — отметил собеседник.

Читайте так же:  Порядок осуществления валютного контроля

Возникает вопрос — почему была выбрана именно эта цифра? По словам замминистра, здесь учитывалось множество факторов, главный среди которых — это общее понимание, как со стороны разработчиков, так и бизнеса, что именно этот размер ставки устроит всех и позволит вывести на свет так называемые серые зарплаты.

«Если бы мы сделали ставку выше, то было бы проблематично выводить бизнес из «серого» сектора. Это наиболее оптимальная цифра, она будет стимулировать предпринимателей выплачивать белую зарплату. Также это позволит улучшить условия ведения бизнеса и создать дополнительные возможности для развития предпринимателей», — отметил Пак.

Сегодня во многих странах СНГ, например, в России, введена плоская шкала со ставкой подоходного налога в 13%. Однако, заметил он, не стоит забывать, что в РФ есть еще и страховой аналог единого социального платежа, который составляет 28%.

Еще один волнующий население вопрос — что будет со средствами, которые раньше выплачивались в качестве единого социального платежа.

По словам Пака, важно, чтобы бизнес, получив эти высвобождаемые средства, помнил о своей социальной ответственности.

«Будет ли предприниматель использовать эти средства для повышения зарплаты сотрудникам или собственного обогащения, решать ему. Но учитывая конкуренцию, которая есть на рынке в целом и рынке труда в частности, вряд ли работодатель, урезающий зарплату или не поднимающий ее, сохранит квалифицированные кадры», — отметил собеседник.

Кроме того, до 1 июля 2018 года планируется подготовить проект Налогового кодекса в новой редакции.

http://uz.sputniknews.ru/economy/20180329/7843530/Uzbekistan-podohodnyi-nalog-platit-menshe.html

Подоходный налог в узбекистане

C развитием использования IT-технологий в банковской сфере появляются новые формы получения средств. Среди них передача финансов с одной пластиковой карты на другую. В связи с этим возникает вопрос. Как с точки зрения налоговых органов рассматривается такое получение финансов? Считаются ли они средствами, подлежащими налогообложению?

Если не налогам, то декларированию
Попробуем ответить на эти вопросы, ссылаясь на разъяснение Государственного налогового управления города Ташкента, размещенное на официальном сайте Государственного налогового комитета. Суть его сводится к тому, что все денежные переводы, получаемые частными лицами в Узбекистане, являются доходами, причем доходами, освобожденными от налогообложения, но, тем не менее, подлежащими обязательному декларированию.
Безусловно, это заявление вызвало немало споров. Нет широкодоступной информации о принятии в последнее время каких-либо новых нормативных актов, регулирующих данный вопрос. А те пункты и части Налогового и Гражданского кодексов (далее по тексту — НК и ГК), на которые ссылается в своем сообщении ГНУ, не подлежали изменениям в последние несколько лет. Следовательно, полученные путем денежных переводов средства, нужно было декларировать и раньше, в 2011-2015 годах. Так что же подвигло представителей налоговых органов издать резонансное разъяснение именно сейчас?

Эволюция пластиковой карты
Сегодня, наверное, нет такой семьи в Узбекистане, в которой бы не использовали пластиковую карту при оплате различных услуг или для расчетов в точках розничной торговли. Безналичные расчеты ворвались в нашу жизнь стремительно и, как видится, безвозвратно, привнеся в нее как ожидаемые преимущества, так и неожиданные нюансы. Удобство использования, быстрота производимых операций, сохранность средств, прозрачность платежей, доходность — эти и многие другие преимущества пластиковой карты у всех на слуху. Банковская карта в современном мире — это своеобразный маленький сейф, который, даже если потеряется, сгорит, утонет или будет украден, сохранит в безопасности ваши деньги. Пластиковые карты в Узбекистане не только не пострадали, в отличие от многих других банковских продуктов, но и сделали скачок в развитии.

Технические новинки в безналичных расчетах
Если главным достижением 2014 года стал банальный рост бесконтактных платежей, то в 2015 году эта тенденция усилилась в связи с появлением других технических новинок. За прошедший год мы наблюдали высокие темпы развития в сегменте пластиковых карт. Все большую популярность завоевывают безналичные расчеты, все чаще клиенты совершают операции через интернет-банкинг, а также более активно используют бесконтактные карты. Этому способствуют политика ЦБ, направленная на увеличение доли безналичных платежей, а также постоянная активность банков и платежных систем.
У держателей «пластика» появилась возможность свободно переводить средства с карты на карту, в том числе через онлайн-сервисы. Такие карточные переводы с каждым днем набирают немыслимую популярность, так как это самый быстрый способ перевести деньги с одной банковской карты на любую другую, независимо от банка, в котором эмитирована карта.

Что налогом облагается?
Получая доходы, нельзя забывать о своих обязанностях перед государством, в частности, об обязанности сдать декларацию и уплатить причитающиеся суммы налогов, в случае, если полученные доходы подлежат налогообложению. Декларировать сумму полученных денежных переводов физическое лицо — получатель перевода — обязано самостоятельно. Банк при выплате сумм переводов налоговым агентом не является, т.е. банк не взимает налог с суммы выплаченного перевода и выплачивает перевод в полном объеме. Физическое лицо — получатель перевода — в случае, когда полученные средства подпадают под классификацию «облагаемых налогом доходов», обязано самостоятельно включить сумму полученного перевода в общий годовой налогооблагаемый доход, подать налоговую декларацию по результатам отчетного налогового года и при необходимости уплатить налог с таких доходов в бюджет.

Согласно налоговому законодательству Республики Узбекистан, стоимость безвозмездно полученного от физических лиц (в том числе по договорам дарения) имущества или имущественных прав, признается прочими доходами и включается в состав совокупного дохода. Совокупный доход является объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц (далее — подоходный налог). При этом статьей 179 НК на доходы в денежной и натуральной формах, полученные от физических лиц в порядке наследования или дарения, а также безвозмездно, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы и искусства, исполнителей произведений литературы и искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов, предусмотрена льгота, т.е. они не подлежат обложению подоходным налогом. И вот под определение «безвозмездно» как раз и подпадает основная масса переводов с пластиковой карты одного физического лица другому.

А что по закону декларируется?
Однако получить доходы и забыть о них не даст Налоговый кодекс, согласно которому данные доходы подлежат обязательному декларированию. В соответствии со ст.189 НК, декларированию подлежат следующие виды доходов: имущественные доходы, если они не обложены у источника выплаты, доходы, полученные в виде авторского вознаграждения за создание и использование произведений науки, литературы и искусства, доходы в виде материальной выгоды, полученные не по основному месту работы, доходы, подлежащие налогообложению, полученные из двух и более источников, доходы, полученные из источников за пределами Республики Узбекистан, доходы, полученные из источников, не являющихся налоговыми агентами.

Здесь, как видится, возникает одно из главных противоречий, суть которого в следующем. Обыватель, рассуждая с точки зрения собственной логики, предполагает, что коли доходы подпадают под льготу, то и декларацию сдавать нет смысла. Однако применить льготу к тем или иным доходам может только Налоговый кодекс, но никак не получатель доходов. В итоге может возникнуть ситуация, когда налогоплательщик не представил декларацию о доходах, а орган государственной налоговой службы начислил сумму налога на основе имеющейся у него информации о денежном переводе по максимальной ставке. Срок исковой давности — пять лет. Т.е. налоговые органы имеют право начислить налоги за пять предыдущих лет. Избежать подобных недоразумений и призвана декларация о совокупном годовом доходе, ведь окончательная сумма подоходного налога определяется с учетом указанных в ней сведений.

Читайте так же:  Налог на землю для ветеранов боевых действий

Физические лица, получившие в налоговом периоде (календарном году) доходы, подлежащие налогообложению, обязаны представить не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) о суммах таких доходов, полученных ими в течение календарного года. С доходов физических лиц, полученных не по месту основной работы, окончательная сумма налога на доходы физических лиц исчисляется органом государственной налоговой службы, по данным из представленной декларации о совокупном годовом доходе физического лица, с применением при необходимости льгот, предусмотренных ст. 179 НК. По истечении года годовая сумма налога на доходы физических лиц исчисляется по фактически полученному доходу. Разница между этой суммой и уплаченными в течение года суммами подлежит взысканию с налогоплательщика или возврату ему не позднее 1 июня следующего года.

Каковы полномочия налоговых органов?
Могут возникнуть сомнения, порождающие вопрос: «А как фискальные органы будут контролировать переводы и проверять уплату налогов с них?». Насколько известно из практики, налоговая служба не имеет возможности в режиме реального времени получать доступ к движению по банковским счетам. Однако имеет право на основании запроса получить необходимую информацию с банков.

В частности, информация о счетах в банке, которая является банковской тайной, подлежит раскрытию и предоставлению на запрос налоговых органов для контроля за полнотой и правильностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

Факт получения фискальными органами данных о денежных переводах не влечет ответственности за неуплату налогов, но влечет обязательство физического лица декларироваться. И при оформлении декларации налоговые органы имеют право запрашивать от физических лиц объяснения по разовым переводам на сумму, превышающую десятикратный размер установленной минимальной заработной платы, так как это может рассматриваться как сделка, которая в соответствии со ст.108 ГК подлежит письменному оформлению. При этом соблюдение простой письменной формы не требуется для сделок, которые в соответствии со статьей 106 настоящего Кодекса могут быть совершены устно.

Собственно говоря, частное лицо не обязано давать разъяснения налоговым органам о происхождении поступивших на счет пластиковой карты или банковского счета средств, тем более, что чаще всего эти средства идут на исполнение обязательств по содержанию семьи, детей, родителей, возврат долга, выплату алиментов и т. д. В то же время, если на основании полученной информации, документов, справок работники фискальной службы смогут доказать в суде факт уклонения от уплаты налогов, то они будут иметь право на основании решения суда самостоятельно определять сумму налога, подлежащего уплате и, кроме прочего, применять штрафные санкции.

Возможно, разъяснение Государственного налогового управления города Ташкента — это просто напоминание о существующей норме по декларированию полученных доходов. Однако чем оно на самом деле было вызвано, скорее всего, будет видно в дальнейшем. Здесь каждый делает собственные выводы. И один из них, видимо, следующий.
Получателям переводов следует подумать над правильным оформлением своих отношений с отправителями.

Если с получением средств от юридического лица все более-менее понятно — в большинстве случаев это действительно получение дохода, то денежные переводы между физическими лицами далеко не всегда можно трактовать подобным образом, в особенности, когда участники подобной банковской операции являются близкими родственниками. Можно утверждать, что такие поступления не будут являться доходами семьи или конкретного лица — получателя перевода. Основанием для этого утверждения может служить ст. 90 Семейного кодекса (далее по тексту — СК), которой установлена обязанность родителей и других лиц содержать ребенка до достижения им совершеннолетия. Статья 123 СК предполагает возложение обязанности содержать своих несовершеннолетних внуков на дедушку и (или) бабушку, обладающих достаточными средствами. А статьями 109 и 124 СК установлена обязанность уже совершеннолетних детей содержать родителей, бабушку и дедушку, которые являются нетрудоспособными и нуждаются в материальной помощи. Если отправители и получатель не являются родственниками первой степени родства, они, тем не менее, также могут обмениваться денежными переводами, которые могут классифицироваться как возвратная финансовая помощь или безвозмездная помощь.

Что делать, чтобы не платить лишнего? Декларироваться
Напомним, что административную ответственность граждан за неисполнение тех или иных требований законодательства никто не отменял, а с учетом того, что банковские переводы — это наиболее прозрачные виды операций с денежными средствами, не за горами тот день и час, когда, возможно, многим из нас по почте придет налоговое извещение. Как уже говорилось выше, срок исковой давности по налоговым обязательствам составляет 5 лет, а развитие информационных технологий в Узбекистане идет опережающими темпами. Уже сегодня все произведенные операции коммерческих банков хранятся в электронных архивах ЦБ. Достать и обработать информацию с них налоговый инспектор может в любое время. Ну, а дальше, как говорится, дело техники, компьютерной естественно. Вывод напрашивается сам собой — декларацию о полученных доходах надо сдавать вовремя и в обязательном порядке. Это наша отдача не только материальная, но также в форме одобрения и понимания того, что происходит вокруг нас, куда мы движемся и где в итоге окажемся.

http://kun.uz/ru/15074807

Налоговый кодекс в новой редакции введен в действие

С 1 января льготы по налогам предоставляются только Налоговым кодексом. Льготы по отдельным налогам могут предоставляться только в виде снижения налоговой ставки, но не более чем на 50% и не более чем на три года. Излишне взысканные налоги будут возвращать с процентами.

Министерство финансов и Государственный налоговый комитет (ГНК) Узбекистана сообщили о введении в действие с 1 января 2020 года Налогового кодекса в новой редакции. Ведомства перечислили основные изменения, произошедшие в порядке налогообложения юридических и физических лиц. Электронная версия Налогового кодекса опубликована в Telegram-каналах Минфина и ГНК.

В связи с принятием нового Налогового кодекса будут разработаны новые формы налоговой отчетности, которые доведут до всех налогоплательщиков после проведения правовой экспертизы и государственной регистрации в Министерстве юстиции.

Ставки акцизного налога, земельного налога, налога за пользование водными ресурсами, минимальные ставки арендной платы для физических лиц, сдающих имущество в аренду, фиксированные суммы налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей, предельные ставки местных сборов, ставки сборов за приобретение и (или) временный ввоз на территорию Узбекистана автотранспорта, уплачиваемых владельцами (пользователями) автотранспортных средств при их регистрации в органах внутренних дел, и сборов за въезд на территорию и транзит по территории Узбекистана автотранспорта иностранных государств утверждены законом «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год».

Читайте так же:  Возврат жилищного налога

Налоговая отчетность по земельному налогу, в части земель несельскохозяйственного назначения за 2020 год, представляется в налоговые органы по месту нахождения земельного участка по формам, действовавшим в 2019 году.

Справка о предполагаемой сумме налога на имущество и налога за пользование водными ресурсами за 2020 год представляется по форме, действовавшей в 2019 году.
За 2019 год расчеты по налогам представляются в соответствии с порядком и по формам, действовавшим в 2019 году в сроки, предусмотренные Налоговым кодексом в новой редакции.

Что изменилось в налоговом законодательстве

Взамен единого социального платежа вводится социальный налог, единого налогового платежа — налог с оборота, фиксированного налога — налог на доходы физических лиц в фиксированном размере, с распространением на их плательщиков ранее предоставленных законодательством льгот и особенностей исчисления.

Льготы по налогам и другим обязательным платежам, а также пониженные ставки по налогам:

  • предоставленные Налоговым кодексом от 25 декабря 2007 года, — действуют до 1 апреля 2020 года;
  • решениями президента Узбекистана и Кабинета Министров, — действуют до истечения срока их действия.

Из состава Налогового кодекса выведены разделы государственной пошлины и сборов за право продажи алкогольной продукции, которые будут предусмотрены в отдельном законе «О государственной пошлине».

Бонусы для недропользователей (подписной бонус и бонус коммерческого обнаружения), которые являются специальными платежами разового характера, переносятся из Налогового кодекса в закон «О недрах».

До 1 апреля 2020 года налогоплательщики обязаны разработать учетную политику в целях налогообложения на 2020 год. Учетная политика в целях налогообложения определяется налогоплательщиком самостоятельно в произвольной форме и утверждается приказом руководителя.

Отменены специальные налоговые режимы для:

Индивидуальным предпринимателям предоставляется право выбора уплаты налога на доходы физических лиц на основе декларации, либо уплаты налога в фиксированной сумме, которая с 2020 года в среднем снижается на 25%.

Налоговым кодексом в новой редакции предусмотрено, что счета-фактуры, как правило, выписываются в электронной форме. С 1 января 2020 года хозяйствующие субъекты при реализации товаров (услуг) обязаны выставлять и принимать счета-фактуры в электронном виде. Налогоплательщики вправе свободно выбирать оператора электронных счетов-фактур по собственному желанию. Отдельные операторы электронных счетов-фактур будут предоставлять свои услуги в начале 2020 года бесплатно.

В связи с необходимостью подключения большого количества налогоплательщиков к операторам электронных счетов, до 1 июля 2020 года налоговыми органами не будут применяться меры ответственности за нарушение установленного порядка.

ГНК и Минфин позже сообщат подробно о новом порядке оформления счетов-фактур, включая случаи, когда счета-фактуры можно оформлять на бумаге. До проведения правовой экспертизы и государственной регистрации порядка оформления счетов-фактур, налогоплательщики должны применять порядок, действовавший в 2019 году.

Аналогичный порядок применяется и в отношении онлайн контрольно-кассовых машин и виртуальных касс.

Вопросы налогового администрирования

Упраздняется право обращения налоговых органов по взысканию суммы, причитающиеся налогоплательщику от его дебиторов.

Внедряется механизм своевременного возврата суммы излишне уплаченного налога и ее зачета. При этом предусматривается уплата процентов налогоплательщику налоговым органом за каждый просроченный день возврата суммы налога. Усилена ответственность налоговых органов за несвоевременный возврат излишне уплаченных или излишне взысканных налогов. Излишне взысканные суммы налогов и финансовых санкций подлежат возврату с учетом процентов, начисленных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка, действовавшей на период взыскания этих сумм.

Предусматривается новый порядок проведения налогового контроля, предоставляющий право налоговым органам на основе риск-анализа назначать камеральные налоговые проверки, выездные налоговые проверки и налоговый аудит.

Налоговые проверки смогут осуществляться налоговыми органами только после принятия нормативно-правовых актов, предусмотренных Налоговым кодексом и регулирующих порядок их проведения.

В частности, новым Налоговым кодексом предусмотрены следующие виды налоговых проверок:

1. Камеральная налоговая проверка (изучение в налоговом органе отчетности налогоплательщика и ее сопоставление с данными таможенных органов, банков, энергопредприятий, кадастра), по итогам которой налогоплательщик должен внести изменения в налоговую отчетность либо предоставить обоснованные доводы.

Для проведения камеральной налоговой проверки нужен приказ руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. При этом должностному лицу налогового органа в рамках проведения камеральной налоговой проверки предоставляется право истребования у налогоплательщика необходимых документов для подтверждения правильности начисления того или иного налога.

По итогам камеральной налоговой проверки финансовые санкции не применяются, но могут начисляться пени.

2. Выездная налоговая проверка (изучение с выездом на место отдельных показателей налогоплательщика), целью которой является фиксация фактов. Выездная налоговая проверка осуществляется для сбора информации по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов, а также других обязательств.

По итогам выездной налоговой проверки доначисление налогов не производится.

3. Налоговый аудит — полноценное изучение соблюдения налогового законодательства налогоплательщиком, имеющим высокую степень риска при значительных оборотах. Налоговый аудит проводится у налогоплательщиков, отобранных на основании результатов анализа факторов риска неуплаты налогов.

По результатам налогового аудита могут осуществляться доначисление налогов и применяться финансовые санкции.

Вместе с тем, до 1 января 2022 года вводится порядок, в соответствии с которым налоговые органы уведомляют бизнес-омбудсмана о назначении налогового аудита.

Конкретизирован порядок урегулирования налоговых споров в досудебном порядке, а также установлены меры ответственности в зависимости от вида налогового правонарушения.

При этом решения налоговых органов, принятые по результатам выездных налоговых проверок и налогового аудита, могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

В новой редакции Налогового кодекса предусмотрены:

  • внедрение новых инструментов обеспечения уплаты налогов, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов на платной основе без участия коллегиальных органов (комиссий);
  • установление норм по противодействию уклонения от налогообложения, включая правила по «переквалификации сделок», отмену «лжесделок», непредставление вычетов по мошенническим сделкам.

Налоговый кодекс в новой редакции предусматривает, что после 1 января 2020 года льготы по налогам могут предоставляться только Налоговым кодексом. При этом налоговые льготы по отдельным налогам, за исключением налога на добавленную стоимость, акцизного налога при производстве и (или) реализации подакцизной продукции и налога за пользование недрами, могут предоставляться решениями президента Узбекистана только в виде снижения установленной налоговой ставки, но не более чем на 50% и сроком не более чем на три года.

Льготы по налогу на добавленную стоимость, в том числе при ввозе (импорте) на территорию Республики Узбекистан, не могут предоставляться с условием направления высвобождаемых от налогообложения средств на определенные цели.

Нормы, касающиеся налогообложения прибыли при трансфертном ценообразовании, контролируемых иностранных компаний, консолидированной группы налогоплательщиков, вступают в силу с 1 января 2022 года, и по ним регулярно будут публиковаться разъяснительные материалы.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.gazeta.uz/ru/2020/01/03/tax-codex/

Подоходный налог в узбекистане
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here