Подоходный налог в рб ставки

Сравниваем налоги в Беларуси и других странах мира. Что важнее: размер ставок или их количество?

Министерство финансов взялось за корректировку Налогового кодекса и налоговой системы в целом. По задумке, она должна стать более простой, понятной и удобной. А в перспективе даже не исключается снижение ставок подоходного налога и налога на прибыль. Но, учитывая интересы людей и бизнеса, важно не оголить бюджет государства. Ведь за налоговыми отчислениями, сборами и пошлинами стоят наши медицина, образование, зарплаты бюджетникам и пенсии, безопасность, новые дороги, жилье. О том, как найти баланс в этом вопросе, рассуждает доктор экономических наук, профессор Елена Киреева.

– Елена Федоровна, в любой стране налоги могут либо тормозить, либо стимулировать развитие экономики и бизнеса. А что у нас? Как бы вы оценили уровень налоговой нагрузки в стране?

– Сегодня налоговая нагрузка к ВВП без отчислений в Фонд соцзащиты составляет примерно 25 процентов. Проще говоря, государство «забирает» в бюджет у предприятий, физлиц четверть заработанных доходов. Много это или мало? Для сравнения скажу, что еще 10 лет назад эта цифра была 35 процентов. С 2008 по 2012 год в стране вдвое сократили количество налогов. Если сравнивать с другими странами, то меньше, чем у нас, налоговая нагрузка в США, Японии, Китае. В то же время в Германии, Франции, Дании, Швеции она значительно выше.

В этих 25 процентах и подоходный налог, и налог на прибыль, на имущество, акцизы. Но самые большие поступления в бюджет от НДС – более 30 процентов. Кроме собственно налоговых платежей предприятия еще производят отчисления в Фонд соцзащиты. Они составляют сегодня 34 процента от заработной платы, но граждане перечисляют только один процент. Остальное берет на себя наниматель.

– И как раз эти платежи существенно увеличивают фискальную нагрузку на субъекты хозяйствования?

– Именно. И проблема не в том, что эти взносы большие, а в том, что сложно их снизить. Потому что эти деньги формируют базу для финансирования социальных проектов, выплаты пенсий, пособий и так далее. Если же социальные выплаты переложить с плеч нанимателя на работника, то нам с вами придется расставаться с половиной зарплаты (подоходный плюс 34 процента взносов в Фонд соцзащиты). Психологически люди к этому не готовы.

Кроме того, существует еще такой показатель как уровень централизации финансовых ресурсов. В Беларуси он составляет чуть более 40 процентов от ВВП. То есть 40 процентов от стоимости всех произведенных товаров и услуг перераспределяется через бюджет. По сравнению с другими странами здесь мы в крепких середняках. Например, в Западной Европе эти суммы еще выше, чем в Беларуси. А у наших партнеров по Евразийскому экономическому союзу этот показатель в среднем 30 процентов. Но в России и Казахстане совсем другая структура экономики. Они могут позволить себе более низкие ставки, имея подушку безопасности в виде нефтедолларов и пополняя бюджеты за счет природной ренты, которая не влияет на субъекты хозяйствования.

Тут важно понимать одну закономерность. Социально ориентированное государство априори не может иметь низкого уровня централизации доходов бюджета. Иначе придется делать платными медицину, образование, сокращать декретные отпуска, детские пособия, господдержку на строительство жилья и многое другое из социального пакета.

– Есть ли прямая связь между деловой активностью, темпами экономического роста и уровнем налоговой нагрузки?

– Безусловно. Инвестор быстрее придет в ту страну, где проще налоговая система. Но не только налоги могут «разогревать» либо сдерживать экономику. Есть и другие факторы для успешного бизнеса. Например, уровень безопасности в стране, гарантии прав собственности, отсутствие административных барьеров, льготные позиции на экспортно-импортные операции и так далее. Например, в Мексике одна из самых низких налоговых нагрузок в мире. Но там очень высока коррупция, сильная наркомафия, что, конечно, отталкивает бизнес.

К тому же налоги – это такая вещь, что эффект от тех или иных мер приходит не сразу. Если сегодня мы снижаем ставку налога на прибыль, завтра ничего не произойдет. Потому что экономические субъекты должны сначала эту прибыль сформировать. Рассчитывать, что за снижением налоговой нагрузки последует экономический взрыв, не стоит.

– Среди экспертов «гуляет» такое мнение, что для эффективного и справедливого налогообложения достаточно, мол, всего трех налогов: с розничных продаж, акцизов и единого подоходного налога с физлиц в 10 процентов. Ваше отношение к столь радикальному предложению?

– Любая идея имеет право на существование. При такой системе исключается НДС, у которого сегодня много критиков. Это один из самых сложных налогов, и не только в нашей системе. Но все наши торговые партнеры по ЕАЭС используют НДС. Если мы применяем другой механизм, то обрываем эту цепочку, что в свою очередь усложнит внешнеторговую деятельность. Не изобрело человечество еще ничего такого, что позволило бы всем находиться в равных условиях и соблюсти социальную справедливость. Например, у нас есть такой вид деятельности как игорный бизнес. Это не промышленность, не сельское хозяйство. Нельзя для него предложить один вариант: налог на прибыль, подоходный налог либо еще что-то. Земля, имущество – это блага, которыми кто-то пользуется, получает от этого доход, значит, должен платить налоги.

Другое дело что надо стремиться к совершенствованию, упрощению администрирования налогообложения. Как только мы устанавливаем много льгот, различные шкалы, ставки, налоговая система становится непростой и недешевой в обслуживании.

– А что делать с подоходным налогом? Представители бизнес-ассоциации считают несправедливым, когда людей, которые работают за 300–400 рублей в месяц, облагают по той же ставке, как и тех, кто зарабатывает по несколько тысяч долларов.

– У нас была прогрессивная шкала налогообложения. Она очень тяжело администрируется. К тому же чем больше ставки, тем больше человек будет стремиться скрыть свои доходы, уйти «в тень». А это криминал и уж точно отсутствие социальной справедливости. Поэтому переход на плоскую шкалу (что сделали практически все страны, которые вступали на рыночный путь) позволил уменьшить долю теневой экономики. Кроме того, в нашей стране нет ярко выраженного расслоения общества по доходам и нет такого количества миллиардеров, как в России, США или Китае. Стало быть, не имеет смысла устанавливать разные ставки подоходного. А для большей справедливости можно применять, допустим, высокие акцизы на предметы роскоши. Либо коррелировать ставки налога на недвижимость.

Читайте так же:  Проверка налогов физ лица по инн

– К слову, Минфин не исключает возможности снижения после 2020 года ставки подоходного налога до 10 процентов.

– Сама по себе ставка еще ничего не показывает. У нас есть две вещи: ставка и база. Например, сегодня действуют определенные налоговые вычеты: социальные, имущественные. Можно сделать ставку 6 процентов и все убрать. И будем собирать ту же сумму, но уже без льгот. Свою роль играет и демографический фактор. При 20-миллионном населении и ставке подоходного в 10 процентов сумма налогов будет больше, чем при 10-миллионном и 13-процентной ставке. Кстати, в нашей стране подоходный налог один из самых низких в мире.

Повторюсь, дело не только в размере ставок и количестве платежей. Хотя в складывающейся ситуации оправданным видится снижение ставок прямых налогов при одновременном усилении роли косвенных. Такая тенденция полностью совпадает с европейской налоговой политикой. В последние десять лет в Европе растут ставки НДС и снижаются ставки корпоративных налогов.

Однако не менее важно дальнейшее упрощение налогового администрирования. Есть определенные расходы, которые требуют тщательной проработки. Это может быть оптимизация управленческого аппарата (на отдельных предприятиях управленческие штаты излишне раздуты), пересмотр действующего пакета налоговых льгот и порядка их предоставления, снижение расходов на те отрасли, которые сами должны развиваться, либерализация налоговых наказаний, декриминализация бизнеса. И, конечно же, надо менять сознание людей, повышать налоговую культуру.

Евгений Кононович, «Народная газета», 7 апреля 2018 г.

Налоги в Белоруссии

Общая система налогообложения

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

  • налог на добавленную стоимость – НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;
  • налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда.

Кроме того, если это требует законодательство РБ:

  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • акцизы;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • оффшорный сбор;
  • гербовый сбор;
  • другие налоги.

Ухудшения в налоговых изменениях 2017 года

Помимо постоянных редакционных изменений нововведения 2017 года несут в себе и ряд отрицательных для налогоплательщиков изменений, целью которых является увеличение поступлений в бюджет за счет роста налоговой нагрузки на белорусскую экономику.

Существенное ухудшение вводится для налога на прибыль. Так, с 2017 года вводится понятие экономически обоснованные затраты. Экономическое обоснование затрат, как всегда отдано на усмотрение налоговых органов, которые по своему усмотрению будут определять экономически обоснованы затраты или нет. Исходя из имеющейся правоприменительной практики известно, что все спорные вопросы налоговая инспекция будет трактовать в свою пользу. Не смотря на общую неопределенность с трактовкой экономической обоснованности затрат, уже сегодня можно определить в каком направлении будут работать контрольные органы.

Так уже с 1 января 2017 года экономически обоснованными не могут быть затраты в следующих случаях, если:

  • фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права;
  • работы выполнены, услуги оказаны индивидуальным предпринимателем, являющимся одновременно лицом, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком, и такие услуги, работы относятся к трудовым обязанностям такого лица;
  • работы выполнены, услуги оказаны плательщику (за исключением акционерного общества) организацией (за исключением акционерных обществ), являющейся учредителем (участником) плательщика либо в отношении которой плательщик является учредителем (участником), если такие работы, услуги относятся к обязанностям работника, состоящего с плательщиком в трудовых отношениях.

Фактически в Налоговом кодексе закрепляется уже действующее положение, по которому не учитываются при исчислении налога на прибыль затраты лжепредпринимателей, которые считаются фактически не оказанными. Также законодательством предусмотрен новый подход согласно которому человек, состоящий в трудовых отношениях с предприятием не может оказывать ему услуги в качестве индивидуального предпринимателя, также исключаются затраты по работам, услугам взаимозависимых лиц. Очевидно, что государство пытается бороться со всеми известными ему проявлениями налоговой оптимизации, а по сути, ограничивает возможности для ведения бизнеса в государстве, а, следовательно, ухудшает деловой климат в государстве, способствует продолжению экономического кризиса в Республике Беларусь.

Анализ изменений налогового законодательства на 2017 год выявляет две существенные проблемы в процедуре нормотворчества, мешающие преодолению экономического кризиса в Республике Беларусь.

  • Во-первых, изменения законодательства, принимаемые чиновниками, зачастую не соответствуют интересам экономики и связаны с непониманием или нежеланием понять текущую экономическую ситуацию в государстве. Данный недостаток можно преодолеть только путем повышения экономической грамотности чиновников.
  • Во-вторых, большинство законодательных изменений носят редакционный характер, которые не только не ведут к дополнительным поступлениям в бюджет, но зачастую оказывают отрицательное влияние на белорусский бизнес. Данный недостаток можно преодолеть только путем сокращения общего количества чиновников посредством сокращения количества функций, выполняемых чиновниками, либо ограничением нормотворческих функций чиновников путем введения 3-5 летнего запрета на внесение любых изменений в законодательство.

Вы удивитесь. Считаем, сколько налогов платит каждый белорус

Налоги платят все, а собранные за счет налогов деньги формируют бюджет государства. А вы когда-нибудь считали, сколько ваших денег уходит на налоги? Предлагаем попробовать.

Каждый порядочный и законопослушный гражданин обязан платить налоги. Зачем? Чтобы пользоваться благами страны, в которой он живет, чтобы государство функционировало исправно. Сколько мы платим? Это зависит от каждого конкретного человека. Но обо всём по порядку. На что идут налоги:

1. Система образования. За обучение в государственной школе дети и их родители не платят, а зарплата учителям и работникам системы образования выплачивается за счет налогов

2. Вооруженные силы и система правопорядка. Забота о безопасности – дело военных и работников системы правопорядка. В любых ситуациях, где был нарушен закон страны, можно и нужно бесплатно обратиться в местные органы защиты (к милиционеру, участковому, в ГАИ, государственному адвокату, прокурору и т.д.). Деньги на содержание всех вооруженных сил тоже выделяются из бюджета государства, следовательно, из наших налогов.

3. Законодательная система. Чтобы государство функционировало без вреда для его жителей, необходимо соблюдать законы. Их предлагают, излагают, принимают и следят за исполнением люди, которые работают в законодательной системе.

4. Благоустройство. Дороги сами себя не построят и не отремонтируют. Деревья в городах тоже сами себя не посадят. Все это делает местная администрация – райисполкомы и облисполкомы, сельские советы, ЖКХ, ЖРЭО и прочие ведомственные структуры. Они следят за порядком и комфортом нашей жизни. А деньги на это дают налогоплательщики.

5. Пенсионная система. Пока человек работает, из его зарплаты высчитывается пенсионный налог. Он уходит на пенсионные выплаты действующим пенсионерам. Каждый из нас в свое время тоже станет пенсионером, и тогда налогоплательщики будут «выплачивать» пенсию нам.

Читайте так же:  Органы государственного аудита и финансового контроля

НЕДВИЖИМОСТЬ

Допустим, вы решили продать квартиру. Возникает логичный вопрос, нужно ли платить налог от полученной суммы? Это зависит от того, как часто вы продаете недвижимость.

По закону, без уплаты подоходного налога квартиру можно продавать не чаще, чем раз в пять лет. Если же за пять лет происходит вторая продажа, то придется идти в налоговую и подавать декларацию. Вам необходимо будет заплатить подоходный налог – 13%. Он взимается с прибыли, полученной от продажи недвижимости (иными словами – с разницы между ценой покупки и продажи квартиры). Исключение – если одна из проданных квартир была получена в наследство. Кроме того, налог платить не придется, если в течение пяти лет было продано два неоднородных объекта недвижимости: например, квартира и дом.

Пример. Три года назад человек продал квартиру, добавил некоторую сумму денег и приобрел жилье попросторнее. Допустим, оно обошлось в 70 тысяч долларов. А теперь человек решил переехать в другой город и эту квартиру тоже продает. За нее выручает 75 тысяч долларов. С разницы 5 тысяч долларов придется заплатить 13% подоходного налога – 650 долларов. При этом если старую квартиру, проданную три года назад, человек не покупал, а получил в наследство, налог платить не нужно.

Еще один способ получать доходы с недвижимости – сдавать ее в аренду. Ставка налога при сдаче квартиры устанавливается не в процентах, а абсолютных величинах, зависит от города, самой квартиры и обычно составляет 20-30 рублей в месяц. Он оплачивается через ЕРИП по лицевому счету, который вам подскажут в налоговой.

Налоги на бизнес в Республике Беларусь

Налоги на бизнес в Республике Беларусь можно условно разделить на несколько групп:

  1. Налоги, уплачиваемые с хозяйственной деятельности.
  2. Налоги с дивидендов.
  3. Налоги с фонда оплаты труда.

Налоги с хозяйственной деятельности

Налоги с хозяйственной деятельности можно уплачивать по общей или по упрощенной системе налогообложения. При применении общей системы налогообложения, налогооблагаемая база уменьшается на расходную часть, относимую по законодательству Республики Беларусь на себестоимость. Как минимум общая система налогообложения (ОСН) включает налог на прибыль (ставка 18%) и налог на добавленную стоимость (ставка 20%). Упрощенная система налогообложения может применяться без уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и с уплатой НДС. В первом случае ставка налога составляет 5% от валовой выручки, во втором случае – 3%.

Налоги с дивидендов

Налоги с дивидендов в 2016 году для физических лиц – 13%, для юридических лиц налог на прибыль с дивидендов составляет 12%.

Налоги с фонда оплаты труда

Налоги с фонда оплаты труда включают:

  • подоходный налог;
  • платежи в Белгосстрах (страховка от несчастных случаев);
  • платежи в фонд социальной защиты населения (страховые и пенсионные отчисления).

Под фондом оплаты труда мы понимаем сумму заработной платы, начисленной работникам предприятия за календарный месяц. Обращаем внимание: заработная плата в Республике Беларусь должна выплачиваться минимум 1 раз в месяц.

Ставка подоходный налог составляет в 2016 году 13% (есть ряд льгот для применения ставки подоходного налога в размере 9%). Сумма подоходного налога удерживается из заработной платы работника. Отчисления в Белгосстрах оставляют менее 1% от фонда оплаты труда. Размер отчислений устанавливается в зависимости от вида деятельности, который осуществляет организация.

Платежи в фонд социальной защиты населения (страховые и пенсионные отчисления) крайне важны для граждан Республики Беларусь, так как согласно Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 №534 «О вопросах социального обеспечения» право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при наличии стажа работы с уплатой в ФСЗН не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с 1 января 2017 г. указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет. Особенностью платежей в ФСЗН с 2016 года стала обязанность их уплаты для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые работают в Республике Беларусь.

В 2016 году взносы в ФСЗН уплачиваются организацией и за индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по управлению организацией, в том числе, если эти индивидуальные предприниматели – управляющие являются одновременно и учредителями, собственниками имущества. В 2016 году становиться на учет в ФСЗН и уплачивать взносы также должны и представительства иностранных организаций, аккредитованные в Республике Беларусь.

Неуплата или неполная уплата взносов в ФСЗН влечет административную ответственность. На индивидуального предпринимателя или организацию налагается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы взносов. Общий размер отчислений в ФСЗН составляет 35% от фонда оплаты труда, при этом 1% от заработной платы удерживается с работника, 34% – уплачивает наниматель.

ЦЕННЫЕ БУМАГИ

Ценных бумаг существует много, но самые распространенные – это акции и облигации. Рассмотрим, как платить налоги с инвестиций в них.

С облигациями возможны разные варианты. Если вы приобрели бумагу с заранее установленной процентной ставкой (купонную облигацию) и в установленный срок погасили (то есть продали обратно эмитенту), никаких налогов платить не нужно.

Другое дело, если вы после покупки решили продать бумагу на вторичном рынке. Если вам удалось это сделать по цене, выше текущей стоимости облигации (она определяется с учетом номинала), придется заплатить налог от разницы. Для физлиц ставка налога составляет 13%.

По акциям доход, как правило, формируется за счет дивидендов. Теоретически, когда речь идет о дивидендах, физлицо обязано оплатить подоходный налог – 13%. Но в 2019 году были внесены изменения в Налоговый кодекс, согласно которым налог на дивиденды может уплачиваться по пониженной ставке. Так, если компания в течение трех лет не распределяла прибыль, то при получении дивидендов ставка налога снизится до 6%. А если в течение пяти лет – подоходный налог платить не нужно вовсе.

Если же доход по акциям получен вследствие того, что вы продали их дороже, чем приобрели, с разницы придется заплатить стандартные 13% подоходного налога.

В обоих случаях, требующих уплаты налога, нужно подавать декларацию.

ДЕПОЗИТ

Начнем с депозитов, то есть банковских вкладов. Они очень популярны у белорусов. После подписания президентом Декрета №7, в Беларуси был введен подоходный налог на проценты от вкладов. Но не на все, а в зависимости от срока. Налог придется заплатить, если вклад был в белорусских рублях, а срок возврата – меньше 1 года. Для валютных вкладов налог применяется при сроках размещения меньше 2 лет. Сейчас ставка подоходного налога составляет 13%. Очень важно помнить, что вы платите налог не от суммы всего вклада, а от доходов, начисленных банком.

Читайте так же:  Подоходный налог в узбекистане

Чтобы заплатить налог, вкладчикам не нужно идти в налоговую, самим заполнять декларацию. Всю операцию проводят банки при начислении доходов физлицу.

Пример. Клиент разметил в банке 1000 рублей под 5% годовых на полгода. Исходя из процентной ставки без учета капитализации процентов «чистый» доход составит 25 рублей. Из них 3,25 рубля уйдет на налог, а 21,75 рубля достанутся клиенту.

Какие налоги мы платим?

Каждый человек платит налоги за себя. Например, если у вас есть автомобиль, то нужно платить дорожный налог (т.е. налог за использование дорог). Если вы купили какой-либо товар – заплатили за него налог в казну государства. Мы перечислим лишь основные налоги, которые платит среднестатистический белорус, и попробуем посчитать, какую сумму мы вносим в бюджет страны.

В первую очередь это подоходный налог. На данный момент в Беларуси существуют следующие ставки этого налога:
• на доходы от дивидендов – 13%;
• на доходы от предпринимательской, адвокатской, нотариальной деятельности – 16%;
• на доходы физических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанные с парком высоких технологий – 9%;
• на доходы от сдачи недвижимости, для физических лиц (в случае, если доходы не превышают 5 555 рублей в год) – устанавливаются фиксированные суммы налога, их размер определяется областным и Минским городским Советами депутатов.
• для физических лиц на все иные доходы – 13%

Кроме того, каждый сотрудник в своем расчетном листе может заметить отчисление на обязательный страховой взнос по пенсионному страхованию – 1% в ФСЗН. Это еще 9,27 рубля от той самой средней номинальной зарплаты. То есть на жизнь белорусу в среднем остается 797,03 рубля.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – один из косвенных налогов или налогов на потребление. Данный налог уже заложен в цену любого товара или услуги при продаже. При покупке потребители платят его продавцу, а те переводят в бюджет государства. В «чистом» виде НДС платят только юридические лица и индивидуальные предприниматели, обычные же потребители видят только конечную стоимость и крайне редко знают сумму налога, заложенную в цену товара.

На данный момент в Беларуси налог на добавленную стоимость доходит до 20%. В среднем это 16,7% от стоимости любых товаров и услуг. В зависимости от расходов сумма меняется. На потребительские расходы у белорусов уходит около 76% от всех трат. Если за месяц вы тратите всю зарплату, то на долю НДС приходится примерно 133,1 рубля от «чистой» зарплаты в 797,03 рубля.

Видео (кликните для воспроизведения).

Акцизы. Есть список товаров, которые подлежат маркировке товарными контрольными (идентификационными) знаками – акцизами. Сюда входят сигареты, алкогольные напитки, обувь, часы и даже моторное масло – вот полный список. На каждую категорию товаров наклеивается своя маркировка, а стоимость каждого акциза фиксируется отдельно. Делается это для того, чтобы отличить контрафакт от оригинала и обеспечить безопасный импорт товаров в страну. Сколько каждый тратит на акцизные товары – вопрос субъективный.

Услуги ЖКХ. Здесь указать среднее значение сложно. В оплату услуг ЖКХ входит весь перечень, представленный в ежемесячной жировке. Все зависит от квадратных метров, условий жизни и даже погоды на улице. Сколько воды, газа и электричества вы используете ежемесячно, мы рассчитать не можем.

По словам заместителя гендиректора «Белэнерго» Сергея Шебеко, на данный момент белорусы возмещают около 80% затрат на потребляемую электроэнергию, 20% – на тепловую. В этом году был подписан указ № 473 «Об установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2018 год». Планируется, что новые тарифы позволят в 2018 году обеспечить уровень возмещения населением затрат по всему комплексу жилищно-коммунальных услуг в размере более 70%. Остальное субсидируется государством. Субсидии предоставляются гражданам при условии, что ежемесячная сумма коммунальных платежей превышает 20% их среднемесячного совокупного дохода в городе и 15% – в сельской местности. То есть для минчанина коммуналка обойдется в 185,36 рубля при номинальной зарплате в 926,8 рубля. А от зарплаты, полученной на руки (797,03 рубля) после ЖКХ останется 611,67 рубля.

Транспортный налог или налог на авто. Так в народе называют обязанность собственников автотранспортных средств оплачивать госпошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Половина суммы от этого налога уходит в республиканский бюджет, а вторая половина – в местный. Ставки налога разнятся для юридических и физических лиц, для автомобилей с разным весом и разных категорий. Размер налога напрямую зависит от базовой величины (24,5 рубля на данный момент). Льготы на дорожный налог в размере 50% от основной ставки имеют пенсионеры по возрасту и инвалиды. Также льготами пользуется государственный общественный транспорт, транспорт медицинской помощи, вооруженных сил и предназначенный для передвижения людей с инвалидностью.

Если у вас автомобиль весом от 1 до 2 тонн, то придется заплатить 147 рублей за год использования транспортного средства. То есть 12,25 за месяц. Напомним, что после оплаты ЖКХ от средней зарплаты осталось 611,67 рубля, а после транспортного налога – уже 599,42 рубля.

Итого на повседневные расходы среднестатистическому белорусу остается на месяц 599,42 рубля (почти 300$).

Земельный налог. Платят его все, однако сумма рассчитывается для каждого индивидуально. Для этого необходимо знать актуализированную кадастровую стоимость в белорусских рублях (рыночная стоимость объекта недвижимости, построенного на определенном земельном участке). Есть несколько способов рассчитать стоимость земельного налога. Подробнее об этом можно узнать здесь. Владельцы земельных участков платят налог раз в год.

Ставки земельного налога для жилой усадебной зоны установлены для физических лиц за год для жилой многоквартирной зоны:
• при кадастровой стоимости земельных участков менее 41 440 белорусских рублей за гектар – устанавливается в размере 10,36 белорусского рубля за гектар.
• при кадастровой стоимости земельных участков 41 440 белорусских рублей за гектар и выше – устанавливается в размере 0,025 % (от кадастровой стоимости земель).
для жилой усадебной зоны:
• при кадастровой стоимости земельных участков менее 20 720 белорусских рублей за гектар – устанавливается в размере 20,72 белорусского рубля за гектар.
• при кадастровой стоимости земельных участков 20 720 белорусских рублей за гектар и выше – устанавливается в размере 0,1 % (от кадастровой стоимости земель).

В ежемесячной жировке можно увидеть сумму земельного налога, который платят жители квартир. То есть сумма земельного налога делится между всеми владельцами жилой площади на данном участке. Обычно это не более 1 рубля в месяц.

Читайте так же:  Проверка кассовой дисциплины налоговыми органами

Налог на недвижимость. Его платят все, у кого есть недвижимость. Объектами налогообложения считаются здания и сооружения, а также машиноместа. Налог на недвижимость рассчитывается по годовой ставке: 1% для организаций, 0,1% для физических лиц от стоимости объекта недвижимости. При расчете суммы налога требуется правильно определить стоимость имущества. Оплата происходит раз в год.

Освобождаются от налогообложения объекты недвижимости:
• помещения в многоквартирных домах, находящиеся в собственности физических лиц, но не более одного жилого помещения;
• автодороги общего пользования с обслуживающими, инженерными и защитными сооружениями;
• здания и сооружения в сельской местности, находящиеся в собственности работников (в т.ч. вышедших на пенсию) сельхозпредприятий.
По сути, налог на недвижимость платят только те физические лица, которые являются владельцами частных домов, гаражей или парковочных мест.

Мы не учли налоги индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, налоги, которые платит работодатель за своих сотрудников (еще 34% от номинальной заработной платы) и налоги, например, на собирательство (грибы, ягоды). Однако приведем некоторые цифры, которые помогут представить масштабы налогообложения в Беларуси:

• За 2017 год в бюджет страны составил 44 112,80 рублей, из которых 26 340, 50 было выплачено населением в виде налогов.
• Фонд социальной защиты населения принес еще 12 461,50 рубль.
• Каждый работающий человек отдал 6 054 рубля на налоги.

Как видим, сумма, которую каждый белорус платит в бюджет, оказывается очень даже ощутимой, но отличается в каждом конкретном случае. Просчитать сумму, которую тратите на налоги именно вы, можно здесь.

В Беларуси введены изменения по подоходному налогу на 2020 год

Президент подписал Указ «О налогообложении», которым устанавливаются новые ставки некоторых налогов и акцизов, а также размеры налоговых вычетов и доходов, освобождаемых от подоходного налога. О том, что изменится для физических лиц, в материале 1prof.by.

Стандартный налоговый вычет для физических лиц в 2020 году в Беларуси

Налоговый вычет – сумма, которая не облагается подоходным налогом.

Согласно Указу «О налогообложении» стандартный налоговый вычет при определенном уровне дохода в 2020 году будет составлять 117 рублей в месяц, если доход в общей сумме не превышает 709 рублей в месяц (ранее – 110 и 665 рублей соответственно).

Что это значит на практике?

Если ваша итоговая сумма в расчетном листке ниже или равна 709 рублям, то в данной ситуации бухгалтер будет применять стандартный вычет на работника.

Предположим, что есть работник Василий, у которого нет детей, а за месяц труда по основному месту работы ему начислено 700 рублей. В таком случае для расчета подоходного налога нужно от начисленной суммы (700 рублей) отнять стандартный налоговый вычет, который теперь составляет 117 рублей, а затем умножить итог на 13 %. В результате подоходный налог составит 75 рублей 79 копеек. Так работает стандартный налоговый вычет на работника.

Важно понимать, что стандартный налоговый вычет предоставляется по основному месту работы. Однако человек может работать у нанимателя и на условиях внешнего совместительства. В таком случае для расчета подоходного налога применяется ставка, действующая в общем порядке в Беларуси. Она составляет 13 %.

Так, если Ивану на работе по совместительству начислено 700 рублей, то для расчета подоходного налога в данном случае необходимо итоговую сумму умножить на 13 %, и подоходный налог Ивана составит 91 рубль. Вот почему размеры стандартный вычетов важны для работников.

Стандартный налоговый вычет на ребенка до 18 лет и/или на каждого иждивенца (дети старше 18 лет, получающие среднее, первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование на дневной форме обучения; инвалиды I или II группы старше 18 лет; несовершеннолетние, над которыми установлена опека или попечительство; физлица, чьи супруга или супруг находятся в отпуске по уходу за ребенком) в 2020 году составят 34 рубля в месяц на ребенка до 18 лет и/или каждого иждивенца (ранее – 32 рубля).

Стандартный налоговый вычет для вдовы или вдовца, одинокого родителя, приемного родителя, опекуна или попечителя – 65 рублей в месяц на каждого ребенка до 18 лет и/или иждивенца (ранее – 61 рубль).

Стандартный налоговый вычет для родителей, имеющих 2 и более детей до 18 лет или детей-инвалидов до 18 лет – 65 рублей на каждого ребенка в месяц (ранее – 61 рубль).

Стандартный налоговый вычет для инвалидов I и II группы независимо от причин инвалидности, инвалидов с детства, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, ликвидаторов катастрофы на ЧАЭС, участников ВОВ и так далее (полный список содержится в подпункте 1.3 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса) – 165 рублей в месяц (ранее – 155 рублей).

За какие доходы не нужно уплачивать подоходный налог?

Стоимость путевок в санаторно-курортные или оздоровительные организации для детей до 18 лет, которые оплачивает организация или индивидуальный предприниматель – если они в размере 888 рублей на каждого ребенка от каждого источника в течение года (раньше – 833 рубля).

Доходы, полученные в результате дарения, – если они в размере 7003 рубля от всех источников в сумме в течение года (раньше – 6569 рублей).

Доходы, полученные от основного нанимателя и не являющиеся оплатой труда. Например, это могут быть путевки, призы, подарки и другое. Не облагаются они и, если их получат пенсионеры, ранее работавшие у этого нанимателя, – в размере 2115 рублей от каждого источника в течение года (раньше – 1984 рубля).

Доходы, полученные от иных организаций и не являющиеся оплатой труда (призы, подарки и другое) – в размере 140 рублей от каждого источника в течение года (раньше – 131 рубль).

Доходы в виде оплаты страховых услуг (добровольного страхования жизни, пенсии, медицинских расходов), получаемые от нанимателя по основному месту работы, в том числе для пенсионеров, ранее работавших у этого нанимателя, – в размере 3622 рублей от каждого источника в течение года (ранее – 3398 рублей).

Безвозмездная (спонсорская) помощь, а также пожертвования, полученные инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на благотворительный счет в банке – в размере 13 994 рублей в сумме от всех источников в течение года (раньше – 13 128 рублей).

Доходы, получаемые членами профсоюза от профсоюза, – в размере 423 рублей от каждой профсоюзной организации в течение года (ранее – 397 рублей).

Единовременная выплата на оздоровление для работников бюджетных организаций, получаемая один раз в год, освобождена от подоходного налога.

Недвижимость, криптовалюты и акции. Как платить налоги с доходов от инвестиций?

Инвестируя в какое-либо дело или актив, человек, разумеется, рассчитывает получить прибыль. Однако не стоит забывать, что с некоторых доходов от инвестиций нужно платить налоги. МТБлог разобрался, как это сделать с разными инвестиционными инструментами: от форекса до криптовалют.

Читайте так же:  Налог на имущество физических лиц признается

КРИПТОВАЛЮТЫ

С криптовалютами, как не странно, проще, чем с классическими ценными бумагами. Зеленый свет криптоактивам в Беларуси дал декрет № 8 президента «О развитии цифровой экономики». Согласно нему, физлица могут владеть цифровыми знаками, хранить их в виртуальных кошельках, совершать обмены, приобретать, дарить, завещать и др. Также они могут заниматься майнингом – создавать специальные блоки в системе блокчейн для функционирования криптовалютных платформ. И, если физлица делают все это сами, без привлечения других, то это не является предпринимательской деятельностью. А цифровые знаки (токены) не подлежат декларированию.

И при этом до 1 января 2023-го доходы физлиц от майнинга, приобретения, отчуждения цифровых знаков, обмена и так далее не признаются объектами налогообложения. То есть платить налоги не нужно!

ФОРЕКС

Получать прибыль можно с помощью операций на международном валютном рынке FOREX. Там граждане зарабатывают на колебаниях валютных курсов.

По указу Президента, физлица, которые работают с белорусскими форекс-компаниями (то есть с теми, которые входят в специальный реестр Национального банка) и белорусскими банками, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов, полученных на рынке Форекс, до 1 марта 2019 года. В новой редакции Налогового кодекса налоговая льгота продлена до 31 декабря 2019-го и действует до сих пор.

Если же физлицо работает с иностранными компаниями, ему придется уплатить налог по ставке 13%. Его уплачивают раз в год, для этого нужно подать налоговую декларацию. И на основании извещения из налоговой оплатить начисленную сумму.

5 налогов, которые недавно появились в Беларусии

2010 год: налог на собак

Этот налог появился благодаря решению Минского областного Совета депутатов № 49 в декабре 2010 года. Налог должны платить владельцы собак в возрасте старше трёх месяцев. Правила платы определены ст. 270 Налогового кодекса Республики Беларусь. Ставки зависят от высоты собаки в холке. В каждом регионе свои расценки. Например, в Слуцке такие:

до 40 см – 0,05 БВ в месяц;

40−70 см – 0,1 БВ в месяц;

более 70 см, а также за опасных собак – 0,3 БВ в месяц.

Для того чтобы платить налог, владельцы животных должны обратиться в ЖЭУ по месту жительства.

2014 год: налог на дороги

Официально налог на дороги называется «Госпошлина на выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении». Платить её автовладельцы стали с 1 января 2014 года.

Пошлиной облагаются физические лица и организации перед тем, как пройти техосмотр. Например, в 2014 году за обычный легковой автомобиль (вес 1,5–2 тонны) белорусы платили 5 БВ. Однако с начала 2015 года эту сумму подняли до 6 БВ.

Как показала жизнь, не все готовы платить этот налог. В этом году в Слуцке и Солигорске прокатилась волна использования и поддельных штампов в документах на техосмотр. Автовладельцы платили от $40 до $120, чтобы в сертификат им поставили поддельный штамп. Это дешевле, чем пройти процедуру легально. Но в итоге дороже, когда рука закона настигает хитреца.

2015 год: налог на долги

С января 2015 некоторые белорусы должны платить налог в 13% с суммы кредита иностранного банка, не имеющего представительства в РБ, или денег, одолженных у друзей и знакомых (не у родственников). Как правило, это происходит, если человек купил себе что-то дорогостоящее и тем самым привлёк внимание налоговой. Например, если неработающий житель Слуцка приобрёл квартиру за одолженные у друга деньги. Средства, полученные в белорусских банках, и индивидуальных предпринимателей, налогом на долги не облагаются.

2015 год: налог на тунеядство

2 апреля 2015 года был подписан Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», который люди и чиновники именуют «налогом на тунеядство».

Инициатива привлечь безработных к ответственности исходила от премьер-министра Михаила Мясниковича. Он выступил с заявлением на этот счёт в середине 2013 года на совещании с руководителями Могилёвской области. Инициативу поддержал также Александр Лукашенко: «Принять меры, чтобы все работали, заставить всех работать!» – потребовал он в октябре 2014 года на совещании по вопросам занятости и миграции населения. Декрет был принят, его основные положения можно изложить так: граждане Беларуси, не участвующие в финансировании бюджета 183 календарных дня, т. е. не уплачивающие налоги в бюджет, обязаны уплатить налог в размере 20 БВ.

2016 год: налог на вклады

Этот налог уже утвердили на государственном уровне благодаря Декрету № 7, который подписал Александр Лукашенко в ноябре 2015 года. Сам же декрет начнёт действовать с апреля 2016 года. С апреля налог в размере 13% будет высчитываться не с суммы всего депозита, а только с начисленных процентов.

Его придётся платить:

  • тем, кто выбрал рублёвый вклад на срок меньше года;
  • тем, кто выбрал валютный вклад на срок меньше двух лет;
  • тем, кто решил снять деньги с долгосрочного депозита раньше истечения срока.

Чтобы заплатить данный налог, не надо будет идти в налоговую. Банки сами спишут с вашего счёта необходимую сумму. Также в Беларуси на данный момент рассматривается введение налога на покупки в иностранных интернет-магазинах.

ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Доверительное управление денежными средствами – это когда клиент передает управляющему (в Беларуси ими могут быть только банки) деньги для инвестирования на определенный срок за определенное вознаграждение. Далее управляющий может распределять средства по разным активам – ценным бумагам, валютам и пр.

С доходов, полученным по операциям доверительного управления, нужно заплатить подоходный налог 13%. При этом налоговая база уменьшается на сумму расходов, понесенных вверителем (то есть владельцем денежных средств) по договору доверительного управления. Например, комиссий, которые клиент заплатил доверительному управляющему.

Всеми налоговыми вопросами здесь занимается банк, так что самому подавать налоговую декларацию не нужно.

Как видим, во многих случаях доходы, полученные от инвестиций, облагаются налогами. Если нести дополнительных расходов категорически не хочется – можно подобрать вариант, не предусматривающий никаких отчислений в бюджет. Ну а если налоги по вашим инвестициям платить все же нужно – не забывайте это делать. Прибыльных вам вложений!

Видео (кликните для воспроизведения).

Читайте нас в Telegram и первыми узнавайте о новых статьях!

Источники

Подоходный налог в рб ставки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here