Пеня по результатам налоговой проверки

Начисленные пени и штрафы по результатам налоговой проверки можно взыскать с руководителя юрлица в качестве убытков

BestPhotoStudio / Depositphotos.com

В связи с неправомерными действиями бывшего генерального директора юрлица суды признали правомерным привлечение его к ответственности в виде взыскания убытков (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 января 2019 г. № Ф04-6016/18 по делу № A75-14978-2016). В деле о банкротстве юрлица его конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением о взыскании убытков с бывшего руководителя. А именно, директор должен заплатить более 5 млн руб. пени и штрафа, начисленных налоговой инспекцией по результатам налоговой проверки.

Суды установили, что генеральный директор:

  • осуществлял ведение формального (фиктивного) документооборота;
  • использовал контрагентов, не обладающих признаками реально действующих юрлиц;
  • участвовал в согласованной схеме по уклонению от налогов.

По каким критериям налогоплательщик может самостоятельно оценить свои риски назначения выездных налоговых проверок? Узнайте из одноименного материала в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Кассационный суд указал, что наступившие вследствие этих действий имущественные потери являются убытками организации по смыслу ст. 15 Гражданского кодекса. При этом суммы доначисленного налога на прибыль и НДС нельзя квалифицировать в качестве убытков. Так как уплата налогов установлена законом и подлежит исполнению при соблюдении изначально норм налогового законодательства (п. 1 ст. 3, п. 2 ст. 44 Налогового кодекса). По результатам рассмотрения дела суд кассационной инстанции оставил в силе постановление суда апелляционной инстанции в части возмещения убытков (пеня и штраф).

Напомним, что в случае в случае признания совершения правонарушения суды не могут снизить налогоплательщику штраф до нуля.

Вопрос: Прошу разъяснить, в каком порядке налоговым органом начисляются пени по результатам выездной налоговой проверки? (ООО «Аудит-новые технологии», ноябрь 2008 г.)

Прошу разъяснить, в каком порядке налоговым органом начисляются пени по результатам выездной налоговой проверки?

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Из требований ст. 75 НК РФ следует, что пени начисляются на недоимку, то есть на сумму налога неуплаченную налогоплательщиком в установленный законом срок. Применительно к недоимке, выявленной налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки, пени подлежат начислению по каждому налогу и за каждый налоговый (отчетный) период, в отношении которых, налоговым органом выявлены факты неуплаты налога. Пени начинают исчисляться со дня, следующего за днем в который истекает срок уплаты налога за соответствующий период. При этом пени продолжают начисляться до дня уплаты налогоплательщиком недоимки, на сумму которой они начисляются.

Согласно п. 8 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности, вынесенном по результатам проверки должен быть указан размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В частности, в утвержденной Приказом ФНС России от 31.05.2007 г. N ММ-3-06/[email protected] форме решения о привлечении к ответственности, которую должны использовать налоговые органы при оформлении результатов налоговых проверок, предусмотрен такой раздел резолютивной части решения, как «начисление пени по состоянию на _______».

В действующих, в настоящее время нормативных актах, регулирующих порядок оформления результатов налоговых проверок не содержится положений регулирующих вопрос на какую дату налоговые органы должны рассчитать пени, указанные в решении по результатам выездной налоговой проверки.

Ранее в Приказе МНС России от 10.04.2000 г. N АП-3-16/138 «Об утверждении Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 г. N 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах», было предусмотрено, что в решении по результатам выездной налоговой проверки приводятся суммы пени за несвоевременную уплату налогов, рассчитываются на день вынесения решения.

Анализируя данные нормы, а также практику начисления налоговыми органами сумм пени по результатам выездных проверок, можно сделать вывод, что наиболее вероятным является то, что такой расчет будет осуществлен налоговым органом либо на дату вынесения решения по результатам проверки, либо на дату наиболее близкую к дате вынесения соответствующего решения.

Следует отметить, что обстоятельство затягивания налоговым органом срока вынесения решений по результатам выездной налоговой проверки может послужить основанием для оспаривания налогоплательщиком правомерности начисления пени за период между датой, когда в соответствии с требованиями ст. 101 НК РФ налоговый орган должен был вынести решение по результатам проверки и до даты фактического вынесения налоговым органом решения, так как начисление пени в этот период вызвано нарушением налоговым органом установленных законом сроков на вынесение решения по результатам проверки.

На основании вышеизложенного, применительно к недоимке, выявленной налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки, пени подлежат начислению по каждому налогу и за каждый налоговый (отчетный) период, в отношении которых, налоговым органом выявлены факты неуплаты налога. При этом по общему правилу пени исчисляются со дня, следующего за днем в который истекает срок уплаты налога за соответствующий период и до дня уплаты налогоплательщиком недоимки, на сумму которой они начисляются.

Положениями п. 8 ст. 101 НК РФ, предусмотрено указание в решении о привлечении к ответственности, вынесенном по результатам проверки размера выявленной недоимки и соответствующих пеней. Следует отметить, что в нормативных актах, регулирующих порядок оформления результатов налоговых проверок, не определено на какую дату налоговые органы должны производить расчет пени, сумма которых подлежит указанию в решении налогового органа по результатам выездной налоговой проверки. По нашему мнению такой расчет может быть осуществлен налоговым органом либо на дату вынесения решения по результатам проверки, либо на дату наиболее близкую к дате вынесения соответствующего решения. Следует отметить, что обстоятельство затягивания налоговым органом срока вынесения решений по результатам выездной налоговой проверки может послужить основанием для оспаривания налогоплательщиком правомерности начисления пени за период между датой, когда в соответствии с требованиями ст. 101 НК РФ налоговый орган должен был вынести решение по результатам проверки и до даты фактического вынесения налоговым органом решения.

Читайте так же:  Порядок осуществления валютного контроля

15 ноября 2008 г.

ООО «Аудит-новые технологии», ноябрь 2008 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

ООО «Аудит-новые технологии»

Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО «Аудит — новые технологии» состоит в трудовых отношениях.

Пеня по результатам налоговой проверки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

ООО были доначислены НДС и пеня по результатам выездной налоговой проверки за период с 01.01.2012 по 31.12.2013. В решении сказано, что ООО получило необоснованную налоговую выгоду посредством завышения налоговых вычетов по НДС. ООО предложено уплатить недоимку и пени и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
НДС доначислен в связи с тем, что подрядчик, который выполнял работы для организации, привлёк субподрядчика, признанного налоговым органом фирмой-однодневкой.
В настоящее время решение налогового органа не вступило в силу. Организация планирует обжаловать решение налогового органа в установленном для этого порядке, в том числе и в судебном порядке, если вышестоящий налоговый орган не отменит решение о привлечении к ответственности в оспариваемой части.
В каком порядке должны быть отражены в бухгалтерском и налоговом учете доначисленные по результатам проверки суммы НДС и пени, если налоговая база по налогу на прибыль по таким расходам остается без изменения (признана налоговым органом, как правомерно уменьшающая налоговую базу по налогу на прибыль)? Можно ли уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму доначисленного НДС?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Доначисленная по акту проверки сумма НДС и пени отражаются в бухгалтерском учете организации на дату вступления в силу решения налогового органа, вынесенного на основании акта проверки.
Порядок отражения приведен в данной консультации.
Суммы НДС и пени, начисленные по акту проверки, не уменьшают облагаемую налогом на прибыль базу.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Случаи отнесения сумм входящего НДС на затраты. Восстановление вычетов по НДС;
— Энциклопедия решений. Исполнение решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

22 февраля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Решение по результатам налоговой проверки

Рассмотрев материалы налоговой проверки и мероприятий дополнительного налогового контроля (когда они нужны), руководитель ИФНС (замруководителя) может привлечь компанию к ответственности за нарушение налогового законодательства (п. 7 ст. 101 НК РФ).

Привлечение к ответственности

Рассмотрев материалы налоговой проверки и мероприятий дополнительного налогового контроля (когда они нужны), руководитель ИФНС (замруководителя) может привлечь компанию к ответственности за нарушение налогового законодательства (п. 7 ст. 101 НК РФ).

Но, прежде чем вынести решение, руководитель ИФНС должен выяснить, есть ли обстоятельства, которые исключают или смягчают вину компании или, наоборот, отягчают ее ответственность (п. 5 ст. 101 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость

В Налоговом кодексе нет четкого ответа на вопрос, можно ли включить в расходы при налогообложении прибыли сумму НДС, доначисленную по результатам проверки.

По версии чиновников, включить сумму НДС в расходы можно только в одном случае — если компания ошибочно приняла к вычету сумму, которую следовало включить в первоначальную стоимость товаров (работ, услуг) на основании статьи 170 НК РФ. После того, как ревизоры аннулируют такой вычет, бухгалтер может списать его на затраты при условии, что стоимость товаров, работ или услуг учтена при расчете налога на прибыль (подобный вывод можно сделать из письма Минфина России от 07.06.08 № 03-07-11/222).

В любых других ситуациях инспекторы не разрешают относить к расходам доначисленный НДС. В качестве аргумента ссылаются на подпункт 19 статьи 270 НК РФ. В нем говорится, что не допустимо принимать к затратам налог, предъявленным покупателю.

Однако существует и другое мнение. Согласно ему НДС, как и любой другой налог, относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. А такие суммы уменьшают налогооблагаемую прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). В арбитражной практике есть примеры, когда судьи поддержали данный подход (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.08.09 № А32-5096/2007-12/27).

Если организация все же займет осторожную позицию и не станет включать доначисленный НДС в «налоговые» затраты, в бухучете придется отразить постоянное налоговое обязательство.

Работники ИФНС провели проверку и аннулировали вычет НДС, принятый в прошлом налоговом периоде в размере 150 000 руб. (сумма является несущественной). При этом налог нельзя учесть в стоимости товаров, работ или услуг. Бухгалтер не стал включать доначисленный НДС в расходы для целей налогообложения прибыли.

В бухучете появились проводки:

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68

– 150 000 руб. — доначислен НДС;

ДЕБЕТ 99 субсчет «ПНО» КРЕДИТ 68

– 30 000 руб. (150 000 руб. х 20%) — отражено ПНО.

Налог на прибыль

Причин, по которым проверяющие доначисляют налог на прибыль, всего две: либо занижены доходы, либо завышены расходы. Соответственно, по итогам ревизии бухгалтеру нужно исправить ситуацию: аннулировать «лишние» затраты или показать недостающие доходы.

При корректировке расходов надо иметь в виду следующее. Поскольку затраты занижены в прошлом налоговом периоде, то никаких исправлений в налоговом учете текущего года делать не нужно. Подавать уточненную декларацию также не требуется, ведь инспекторы и без того начислили дополнительную сумму налога и отразили ее в карточке расчетов с бюджетом.

Иногда расходы, не принятые в налоговом учете, нужно аннулировать и в бухгалтерском учете (например, при неверном начислении амортизации основных средств). Тогда в бухучете текущего периода необходимо показать прибыль прошлых лет. Из-за этого образуется постоянная отрицательная разница, которая порождает постоянный налоговый актив (ПНА).

Читайте так же:  Ндфл пример налоговые вычеты

Чаще затраты, аннулированные в налоговом учете, можно сохранить в бухгалтерском учете. В частности, это относится к суммам, перечисленным на счета сомнительных контрагентов, которых ревизоры посчитали «однодневками». В этом случае в бухучете текущего периода корректировок не будет.

В 2011 году в организации прошла выездная проверка. В решении по ее итогам говорится, что в 2010 году организация перевела на счета сомнительных поставщиков 300 000 руб. Данная сумма исключена из состава расходов, а доначисленный налог на прибыль составил 60 000 руб.(300 000 руб. х 20%). Кроме того, в 2009 году и в налоговом и в бухгалтерском учете компания завысила амортизацию основных средств на 70 000 руб. В связи с этим инспекторы доначислили налог на прибыль в размере 14 000 руб.(70 000 руб. х 20%).

Бухгалтер установил, что данные суммы являются несущественными.

В регистрах за 2011 год появились проводки:

ДЕБЕТ 99 субсчет «убытки прошлых лет» КРЕДИТ 68

– 60 000 руб. — доначислен налога прибыль за 2010 год по итогам проверки;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 91

– 70 000 руб. — отражена прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

ДЕБЕТ 99 субсчет «условный расход по налогу на прибыль» КРЕДИТ 68

– 14 000 руб. (70 000 руб. х 20%) — отражен условный расход по налогу на прибыль;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 99 субсчет «ПНА»

– 14 000 руб. (70 000 руб. х 20%) — отражен постоянный налоговый актив;

Видео (кликните для воспроизведения).

ДЕБЕТ 99 субсчет «убытки прошлых лет» КРЕДИТ 68

– 14 000 руб. — доначислен налог на прибыль за 2009 год по итогам проверки;

Корректировать доходы прошлых периодов следует по тем же правилам, что и расходы. Так, в налоговом учете текущего периода никаких исправлений делать не надо (равно как и подавать «уточненку»).

Если в бухгалтерском учете доходы тоже занижены, то в текущем периоде необходимо отразить прибыль прошлых лет и показать постоянный налоговый актив. Если в бухучете доходы сформированы правильно, то в текущем периоде корректировок не будет (см. таблицу).

Блокировка счета как основание для неуплаты пени

Наконец, тройка судей вняла доводам налогового агента об отсутствии оснований для начисления пеней в связи с невозможностью перечисления удержанного им налога из-за приостановления инспекцией операций по счетам общества в банке, а также наложения ареста на его имущество. Арбитры предыдущих судебных инстанций их отмели, указав, что НДФЛ удерживается из заработной платы работников, выдача которой относится к расходным операциям, предшествующим исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, на которые блокировка счета не распространяется. Однако тройка судей посчитала, что нельзя не учитывать все те решения об аресте имущества и приостановлении операций по кассе и расчетным счетам, с которыми столкнулось общество до того, как уплатило НДФЛ в бюджет. Все они, по мнению коллегии судей, свидетельствуют об отсутствии у организации возможности распоряжаться денежными средствами, поступающими на его счета, а также имуществом, что и стало препятствием для своевременного перечисления удержанного НДФЛ.

И если не по всем статьям, то, по крайней мере, по двум из трех основания, выявленные тройкой судей, для пересмотра дела в порядке надзора сыграли в пользу налогового агента.

Нереальная к взысканию недоимка

Обратите внимание! Пени не начисляются за весь период действия решения инспекции об аресте имущества должника или решения суда о принятии в отношении его обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам в банке либо ареста денежных средств и имущества (п. 3 ст. 75 НК). Кроме того, «обнулить» пени можно в случае, если недоимка, в связи с которой они начислены, образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений, которые были даны ему либо неопределенному кругу лиц Минфином или ФНС (п. 8 ст. 75 НК).

Пени и штрафы

Штрафы и пени (вне зависимости от налога и периода, за который они начислены) нужно отражать по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68. Дата проводки будет совпадать с датой решения по проверке.

В налоговом учете такие суммы нельзя принять к расходам — об этом прямо говорится в подпункте 2 статьи 270 НК РФ. Соответственно, разница между налоговым и бухгалтерским учетом не возникает.

В июле 2011 года инспекторы приняли решение по проверке, в соответствии с которым оштрафовали предприятие по статье 122 НК РФ за неуплату НДС в 2009 году. Размер штрафа составил 5 000 руб. Кроме того, ревизоры начислили пени в сумме 1 250 руб.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

По итогам проверки бухгалтер сделал проводки в июле 2011 года:

ДЕБЕТ 99 «пени и санкции» КРЕДИТ 68

– 5 000 руб. — начислен штраф за неуплату НДС;

ДЕБЕТ 99 «пени и санкции» КРЕДИТ 68

– 1 250 руб. — начислены пени.

Вступление решения в силу

Вынесенное решение вступит в законную силу по истечении месяца со дня его вручения (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Организация вправе обжаловать решение ИФНС, подав апелляционную жалобу. Есть три варианта развития событий.

  • Вышестоящий налоговый орган не отменяет решение ИФНС. В этом случае оно вступает в силу со дня принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.
  • Вышестоящий налоговый орган отменяет решение и выносит новое. Тогда оно вступает в силу со дня его принятия.
  • Апелляционная жалоба остается без рассмотрения. В этой ситуации решение ИФНС вступит в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об отклонении жалобы, но не ранее истечения срока ее подачи (ст. 101.2 НК РФ).

После вступления решения в силу в течение 20 рабочих дней в адрес компании будет направлено требование об уплате доначисленного налога (пени, штрафа) (п. 2 ст. 70 НК РФ).

«Налоговые» пени по итогам выездной проверки

«Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия», 2012, N 33

Налогоплательщики и налоговые агенты обязаны перечислять соответствующие суммы налога в бюджет в полном объеме и в установленный законодательством срок. Опоздание чревато увеличением задолженности еще и на сумму пеней. Другое дело, что при начислении таковых по итогам выездной проверки налоговики частенько преувеличивают сумму долга перед бюджетом. Показательным в этом плане представляется дело, рассмотренное Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 29 мая 2012 г. N 17259/11.

Согласно п. 1 ст. 75 Кодекса пеней признается денежная сумма, которую хозяйствующий субъект должен выплатить в случае перечисления причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки, чем установлено законодательством. Причем таковая представляет собой самостоятельную задолженность перед бюджетом, то есть отдельную от непосредственно недоимки, и подлежит оплате независимо от применения налоговиками других мер обеспечения, а также мер ответственности, то есть наложения штрафа (п. 2 ст. 75 НК). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки начиная со следующего за установленным законодательством дня расчетов с государством (п. 3 ст. 75 НК). Сумма пеней определяется в процентном соотношении от величины не уплаченного своевременно налога. В качестве процентной ставки при этом используется 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующая в период начисления «штрафных» процентов. В этом смысле при незначительных сумме недоимки и количестве дней просрочки величина пеней вряд ли серьезно скажется на финансовом положении налогоплательщика или налогового агента. Другое дело, если задолженность перед бюджетом довольно весома, а с момента установленного срока уплаты налога прошло, к примеру, несколько лет.

Читайте так же:  Выплата дивидендов до утверждения годовой отчетности

Так или иначе, но даже если задолженность и имеет место, а значит, вроде бы должны быть и пени, не всегда стоит принимать на веру сумму «штрафных» процентов, начисленных ревизорами по итогам выездной проверки. Свидетельством тому — дело N А56-19155/2010, рассмотренное Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 29 мая 2012 г. N 17259/11.

Суть спора

По итогам выездной проверки инспекция доначислила организации налог на имущество за 2013 год. Решение по проверке было принято 6 февраля 2018 года. Также контролеры начислили пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования, начиная с установленного срока уплаты налога по дату вынесения решения по проверке (по 06.02.2018).

Налогоплательщик перечислил деньги только 14 мая 2018 года. В связи с несвоевременной уплатой налога ему были начислены пени за период с 7 февраля 2018 года по 13 мая 2018 года в следующем размере:

  • с 07.02.2018 по 08.03.2018 — исходя из 1/300 ставки рефинансирования;
  • с 09.03.2018 по 13.05.2018 (с 31 дня срока уплаты до даты фактического перечисления налога) — исходя из 1/150 ставки рефинансирования.

Инспекторы рассуждали так. Поскольку решение по проверке вынесено после 1 октября 2017 года, то при начислении пеней нужно руководствоваться новым порядком.

Решение ФНС

Однако специалисты ФНС России не согласились с таким алгоритмом расчета пеней. Объяснение довольно простое. Новое правило расчета пеней применяется в отношении недоимки, «образовавшейся с 1 октября 2017 года». В данном случае наличие задолженности по уплате налога на имущество за 2013 год определяется неисполнением организацией обязанности по уплате налога в установленный законодательством срок, а не решением ИФНС от 6 февраля 2018 года. Таким образом, в рассматриваемой ситуации процентная ставка пени за спорный период (с 09.03.2018 по 13.05.2018) принимается равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Пеня по результатам налоговой проверки

Опыт работы с актами налоговых проверок показывает, что в ряде случаев налоговые органы допускают ошибки, нарушая Налоговый кодекс РФ. При этом складывается впечатление, что, принимая решения, налоговые органы рассчитывают на нерешительность организации в отстаивании своих прав.
Цель настоящей статьи – обратить внимание налогоплательщиков на возможность изменить решение налогового органа в части необоснованно начисленных штрафов и пеней без обращения в суд. Достаточно подать жалобу в вышестоящий орган (например, для обжалования решений районных ИФНС города Новосибирска необходимо подавать жалобу в УФНС по Новосибирской области). При этом никаких госпошлин уплачивать не нужно.
Так, в результате рассмотрения жалобы, поданной одним из клиентов, по истечении одного месяца Управлением ФНС вынесено решение об изменении решения районной ИФНС по результатам выездной налоговой проверки. В результате:
— уменьшен налог на прибыль на 5,9 тыс.руб.
— уменьшены пени по налогу на прибыль на 82,9 тыс.руб.;
— уменьшены штрафы по НДС и налогу на прибыль на 3,3 тыс.руб.
Ниже изложены практические ситуации, в которых положения акта проверки районной ИФНС были обжалованы в пользу налогоплательщика.

Пример 1 . Инспекция вынесла решение о привлечении к ответственности и начислила штрафы за пределами трехлетнего срока давности, что не соответствует ст.109 и ст.113 НК РФ:
«Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности)» (п.1 ст.113 НК РФ).
Обращаем внимание, что три года должны исчисляться по дате акта выездной налоговой проверки.
В то же время, по мнению налоговых органов к пени указанный порядок применить нельзя. Основание: в соответствии с п.1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах (п.2 ст. 75 НК РФ). Действующее налоговое законодательство не содержит нормы, запрещающей взыскивать в установленном порядке налог и пени, начисленные по результатам выездной налоговой проверки.

Пример 4. ИФНС начислило и включило в Акт пени на суммы доначисленных ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль, рассчитанных исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период.
Здесь необходимо сделать оговорку о том, что возможность оспорить такие пени была у организации в силу редакции ст. 58 и ст. 75 Налогового кодекса РФ, действующей до внесения изменений в них Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ.
В условиях новой редакции ст. 58 НК РФ, вступившей в силу с 01.01.2007 г., пени будут начисляться в случае несвоевременной уплаты любых авансовых платежей, вне зависимости от того, каким образом они определяются: на основе предполагаемой или фактической налоговой базы. Это подтверждает и Минфин РФ в Письме от 20.07.2006 N 03-03-04/1/600.
Но при этом установлено, что нарушение порядка исчисления и сроков уплаты авансовых платежей не будет рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к налоговой ответственности (п. 3 ст. 58 НК РФ).

Таким образом, получив решение налогового органа по результатам проверки, налогоплательщику стоит обратить особое внимание на соответствие документа требованиям Налогового кодекса РФ. При наличии претензий воспользоваться правом, закрепленным в ст. 137 Налогового кодекса РФ: каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, если по мнению этого лица такие акты нарушают его права. При этом необходимо учитывать, что жалоба в вышестоящий налоговый орган подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (п.2 ст. 139 НК РФ).
Еще одна из причин использовать такой вариант урегулирования спорных вопросов: подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено статьей 101.2 Налогового кодекса РФ (ст. 138 НК РФ).

Читайте так же:  Объект налога на имущество организаций

Подготовлено аудиторами компании «Новосибирск-Аудит»
Май 2007

Что и как нужно исправить в учете по результатам налоговой проверки

Часто бухгалтеры задают вопрос, каким образом отразить в бухгалтерском и налоговом учете налоги, пени и штрафы, начисленные по итогам проверки. В этой статье мы рассказали о корректировках, которые необходимо сделать компаниям, применяющим общую систему налогообложения.

Более ранняя недоимка, чем период проверки

Вторым поводом для передачи дела в Президиум ВАС РФ стало то, что при его рассмотрении судами не были учтены положения п. 4 ст. 89 Налогового кодекса. В частности, согласно данной норме в рамках выездной налоговой ревизии может быть исследован период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором назначена проверка. Из материалов же дела следует, что, проводя ревизию за 2006 и 2007 гг., инспекция включила в общую задолженность для начисления пеней недоимку, которая на начало проверяемого периода уже имела место. Иными словами, обстоятельства, связанные с ее возникновением, к проверяемому периоду не относились. Следовательно, по итогам данной ревизии у инспекции отсутствовали основания для начисления пеней с этой суммы задолженности. Собственно говоря, в целом, как указала тройка судей в Определении от 15 марта 2012 г. N ВАС-17259/11, именно такой подход сложился в арбитражной практике. А значит, принятые по рассматриваемому делу судебные решения ей не соответствуют.

Корректировки и проводки по налогу на прибыль

Причина доначисления налога на прибыль

Корректировки в учете текущего периода Проводка по ПБУ 18/02 Расходы прошлого налогового периода не приняты в НУ, сохранены в БУ Дебет Кредит Содержание Расходы прошлого налогового периода не приняты ни в НУ, ни в БУ В БУ показана прибыль прошлых лет и условный расход по налогу на прибыль 68 99 Отражен ПНА Доходы прошлого налогового периода занижены в НУ, но учтены в БУ — — Доходы прошлого налогового периода занижены и в НУ и в БУ В БУ показана прибыль прошлых лет и условный расход по налогу на прибыль 68 99 Отражен ПНА

Что указывается в документе

В решении о привлечении к ответственности указываются (п. 8 ст. 101 НК РФ):

  • обстоятельства совершенного налогового правонарушения;
  • доводы компании в свою защиту;
  • результаты проверки этих доводов;
  • решение о привлечении компании к налоговой ответственности с указанием соответствующих статей НК РФ;
  • меры ответственности, которые будут приняты в отношении налогоплательщика;
  • размер выявленной недоимки, пени и штрафа;
  • срок, в течение которого можно обжаловать решение, а также порядок обжалования;
  • наименование и адрес органа, в котором решение можно обжаловать.

В решении об отказе в привлечении к ответственности указываются обстоятельства, послужившие основанием для отказа. Также в таком решение могут быть указаны размер недоимки, выявленной в ходе проверки, и сумма пени (п. 8 ст. 101 НК РФ).

Оцените финансовое состояние вашего предприятия с помощью Контур.Эксперт

Налог на имущество, транспортный и земельный налоги

Суммы недоимки по налогу на имущество, транспортному или земельному налогу, выявленные при проверке, уменьшают облагаемую базу по прибыли (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Случается, что ревизоры сами отражают это в решении. Но чаще формировать затраты и пересчитывать облагаемую базу приходится бухгалтерам.

Проще всего включить доначисленные суммы в расходы текущего налогового периода. В бухучете их также следует показать в издержках текущего года на дату решения по проверке. Разницы между налоговым и бухгалтерским учетом здесь не будет.

Выездная проверка показала, что организация в 2010 году занизила налог на имущество в размере 55 000 руб. и транспортный налог в размере 23 000 руб.

Бухгалтер списал доначисления в расходы в налоговом учете и сделал проводки:

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68

– 55 000 руб. — доначислен налог на имущество за 2010 год;

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68

– 23 000 руб. — доначислен транспортный налог за 2010 год.

С чего все началось

Итак, в отношении общества в 2009 г. инспекцией была проведения выездная проверка за период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2007 г. Среди прочего по ее итогам налоговиками была начислена организации как налоговому агенту значительная сумма пеней за период с 1 января 2006 г. по 30 декабря 2008 г. в связи с несвоевременным перечислением НДФЛ, удержанного из выплат физлицам, но не уплаченного в бюджет. Апелляционная жалоба на решение контролеров в этой части ничего не дала, и в марте 2010 г. компании было направлено требование, в том числе об уплате соответствующей суммы пени. Оспаривание данного документа в суде, а также непосредственно решения, вынесенного ревизорами по результатам проверки, имело, что называется, переменный успех, но ни на одном этапе решение и требование инспекции не были признаны недействительным в части начисления пеней по НДФЛ. Последней надеждой оставалось обращение в Высший Арбитражный Суд РФ, и оно себя в итоге оправдало.

Тройка судей ВАС РФ нашла сразу три основания для пересмотра дела в порядке надзора.

Вручение решения

Решение должно быть вручено представителю организации в течение 5 рабочих дней после его принятия (п. 9 ст. 101 НК РФ). Если это не представляется возможным, то ИФНС направит решение заказным письмом. В этом случае будет считаться, что решение получено налогоплательщиком по прошествии 6 рабочих дней с даты отправки письма инспекцией (п. 13 ст. 101 НК РФ).

Общий порядок расчета пени

Напомним, что пеня за каждый календарный день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или взноса. До 1 октября 2017 года процентная ставка пени равнялась 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, вне зависимости от периода просрочки. После этой даты процентная ставка пени зависит от периода, на который организация просрочила уплату налога или взноса:

  • если просрочка составляет 30 календарных дней и менее, то процентная ставка пени равняется 1/300 действовавшей ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • если просрочка превысила 30 календарных дней, то процентная ставка пени составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период просрочки до 30 календарных дней включительно, плюс 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период, начиная с 31-го дня просрочки (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Попадание — два из трех

Президиум ВАС РФ, как и арбитры первой, апелляционной и кассационной инстанций, не увидел причинно-следственной связи между приостановлением операций на счетах общества и невозможностью погашения им недоимки. А вот факт, что суды не выяснили правомерность начисления пеней, в частности, не установили дату, с которой они должны начисляться, представители ВАС РФ посчитали весомым недочетом. Как указали судьи, налоговый орган вправе предъявлять пени к взысканию как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до исполнения обязанности по уплате налога. Собственно, такая позиция не раз высказывалась Президиумом ВАС РФ (Постановления от 21 июня 2011 г. N 16705/10, от 18 мая 2011 г. N 18602/10, от 12 октября 2010 г. N 8472/10). При этом проверка соблюдения срока давности взыскания пеней осуществляется в отношении каждого дня просрочки.

Читайте так же:  Проверка инн сайте налоговой бесплатно

Статья 70 Налогового кодекса, правила которой применяются в том числе и в отношении порядка направления требования об уплате пеней, устанавливает различные сроки для выставления такового в случаях, когда:

  • налоговая задолженность выявлена в результате проведения налоговой проверки, установившей факт занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога;
  • недоимка образовалась вследствие неисполнения налогоплательщиком (налоговым агентом) обязанности по уплате в срок суммы налога, самостоятельно им исчисленной и задекларированной.

Исходя из указанного разграничения, требование об уплате налога по результатам проверки должно быть направлено налогоплательщику (налоговому агенту) в течение десяти дней с даты вступления в силу соответствующего решения о привлечении к налоговой ответственности или об отказе в таковом. В иных случаях оно подлежит направлению налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Такая же позиция высказана Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 20 сентября 2011 г. N 3147/11.

В рассматриваемом же деле речь большей частью шла о недоимке по НДФЛ, сведения о котором представлялись обществом как налоговым агентом в налоговый орган. В частности, непосредственно в ходе самой проверки было установлено, что не удержан и не перечислен НДФЛ лишь в размере чуть более 60 000 руб., в то время как общая сумма задолженности, на которую инспекторы начислили пени, исчислялась миллионами. Соответственно, указали служители Фемиды, в рассматриваемом случае начисление и взыскание пеней на сумму «задекларированной» задолженности по НДФЛ должно было производиться ревизорами с учетом срока выставления требования об уплате пеней, предусмотренного п. 1 ст. 70 Налогового кодекса. Однако, принимая решения по делу, суды данное обстоятельство во внимание не приняли, как и то, что неосуществление инспекцией взыскания пеней своевременно не может быть устранено путем начисления пеней в отношения той же задолженности по результатам выездной налоговой проверки. Иными словами, вопрос о том, правомерно ли начисление пеней в принципе, и если да, то с какой даты они должны начисляться, так и остался невыясненным.

Впрочем, поскольку представители Президиума полностью поддержал выводы тройки судей о том, что по итогам данной конкретной проверки у инспекции отсутствовали основания для начисления пеней с суммы задолженности, возникшей еще до проверяемого периода, то это уже, как видно, не столь важно. Вместе с тем, поскольку в рамках проверки налоговиками была выявлена в том числе недоимка, относящаяся к периоду, охваченному ревизией, Президиум ВАС РФ направил дело на новое рассмотрение. В конце концов, необходимо установить верную сумму пени, причитающуюся с налогового агента. Принятые же по делу судебные акты представители ВАС РФ отменили.

ФНС разъяснила порядок расчета пеней по «старым» долгам

С 1 октября 2017 года размер пеней, начисляемых организациям за несвоевременную уплату налогов или взносов, зависит от длительности просрочки. Но это правило применяется только к тем долгам, которые возникли после этой даты. Если же задолженность образовалась до 1 октября 2017 года, то пени за весь период просрочки рассчитываются по старым правилам, независимо от того, когда было принято решение по проверке. Такие разъяснения приведены в решении ФНС России от 05.10.18 № СА-4-9/[email protected], которое опубликовано на сайте налогового ведомства.

Доначисленные налоги

Налоги, начисленные инспекторами при проверке, это, по сути, обнаруженные ошибки. Исправлять их в бухгалтерском учете нужно в зависимости от периода, к которому они относятся.

Если это налоги за текущий год, то их нужно начислить на дату решения по проверке.

Если налоги относятся к прошлому году, а годовой баланс еще не утвержден, то доначисление нужно показать декабрем прошлого года.

Если доначисления относятся к прошлым периодам, отчетность за которые уже утверждена, то бухгалтеру предстоит разобраться, является ли сумма существенной.

Для несущественных ошибок установлено правило: их показывают на дату обнаружения (в данном случае на дату решения по проверке). Отражать несущественные ошибки следует как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде, по дебету счета 91 (в случае налога на прибыль — по дебету счета 99).

Что касается существенных ошибок, то их следует показать по дебету счета 84 и пересчитать сравнительные показатели прошлых лет в отчетности за текущий период. Таково требование ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».

Кроме того, для разных налогов существуют свои тонкости учета. Рассмотрим в отдельности каждый из них.

Если организация собирается оспорить решение по проверке

В случае, когда компания не согласна с решением по проверке, она вправе обжаловать его в арбитражном суде. Должен ли бухгалтер отразить в учете доначисления, пени и штрафы, не дожидаясь исхода судебного процесса?

Некоторые специалисты считают, что должен. А потом, если арбитраж встанет на сторону налогоплательщика, сделанные ранее корректировки и проводки можно сторнировать.

Однако мы полагаем, что вплоть до вынесения окончательного вердикта никаких исправлений делать не нужно, так как они сильно осложнят учет. Тем более что суды разных инстанций, вероятно, будут приходить к противоположным выводам. В этом случае бухгалтеру пришлось бы несколько раз вносить и отменять корректировки. Добавим, что не следует забывать и о требованиях ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Согласно им необходимо оценить вероятность судебного решения, отрицательного для предприятия. Если вероятность велика, то в бухучете нужно сформировать оценочное обязательство по дебету счета 91 и кредиту счета 96 (подробнее об этом читайте в статье «Когда и как применять новое ПБУ об условных и оценочных обязательствах и условных активах»).

Видео (кликните для воспроизведения).

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Источники

Пеня по результатам налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here