Ответственность за налоговые правонарушения научная статья

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ

студент юридического института, ВятГУ,

ст. преподаватель ВятГУ,

Актуальность данной темы обосновывается различными проблемами, связанными с ответственностью за правонарушения в налоговой сфере, в частности проблемы санкционирования.

Первой проблемой, на мой взгляд, является несовершенство текущего законодательства, посвящённого в частности правонарушениям в налоговой сфере. Она состоит в том, что на данный момент одно и то же деяние может быть санкционировано несколько раз. Речь идет о «дополнительной» ответственности, предусмотренной Кодексом об Административных Правонарушениях. Несмотря на то, что налоговые правонарушения четко определены Налоговым Кодексом, существует ещё так же ответственность за правонарушения в налоговой сфере, предусмотренная КоАП. Даже обратив внимание на кажущиеся различные цели административной ответственности за налоговые правонарушения и непосредственно правонарушения предусмотренные НК, данная законодательная конструкция, на мой взгляд, громоздка и сомнительна.

Административная ответственность за налоговые правонарушения идет отдельно и дополнительно к ответственности предусмотренной НК РФ. В данной ситуации встает вопрос, не отвечает ли лицо дважды за одно и то же деяние? По сути, как в НК РФ так и в КОАП РФ основной мерой ответственности является денежный штраф.

Второй проблемой можно назвать ситуацию, прямо вытекающую из первой проблемы. Как быть с оспоренным решением суда по статье НК РФ, если есть ещё и административная ответственность? Получается решение если решение уже успешно оспорено, то есть фактически, правонарушения, к примеру, не совершалось, то требуется ещё и оспаривать отдельно административный штраф.

Третьей проблемой является отсутствие деления в конкретных статьях НК на субъекты ответственности. В частности, в статье 122 НК РФ отсутствует всякое деление субъектов ответственности на организации, ИП, физических лиц. В статье 122 НК РФ речь идет обо всех налогоплательщиках в целом, отраженных в статье 19 НК РФ.

Несомненно, следует считаться с принципом равенства перед законом и судом, но можно ли утверждать что данная ситуация уместна для применения такого принципа? Например, в структуре статей КоАП РФ четко прослеживается деление субъектов ответственности и соразмерности наказания субъекту совершившему деяние.

Определение составу налогового правонарушения дает Игнатьева С.В. в своей статье. «Состав налогового правонарушения представляет собой не само правонарушение как явление объективной действительности, а совокупность необходимых и достаточных юридических признаков, установленных Налоговым кодексом РФ, при наличии которых совершенное деяние признается налоговым правонарушением» [1, c. 45].

Смагина А.Ю в своей статье определяет налоговое правонарушение как «систему регламентированных Налоговым кодексом Российской Федерации фактических обстоятельств и признаков, при условии наличия которых, противоправное деяние может быть отнесено к налоговому правонарушению.» [2, c.115]

В качестве примера можно привести конкретное правонарушение в налоговой сфере и санкции за него, предусмотренные КоАП и НК РФ.

Статья Налогового Кодекса 119. По части первой, данная статья предусматривает ответственность, в виде штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей. Ответственность по статье наступает за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)

В то же время ответственность по КоАП за данное правонарушение в налоговой сфере отражено в статье 15.5. Предусматривает данное нарушение по КоАП предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей. Противоправное деяние описано в статье как нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета.

В своей статье Тотикова Т.Е придерживается мнения, что «все нарушения законодательства о налогах и сборах, не считающиеся налоговыми преступлениями, являются по своей природе административными проступками. Специалистами утверждается, что ответственность за административные правонарушения предусматривается не только нормами административного права, но и нормами других отраслей права, в том числе налогового. Обосновывая эту позицию, сторонники обозначенной точки зрения сравнивают понятия налогового правонарушения, данного в НК РФ, и понятия административного правонарушения из КоАП РФ.

Вместе с тем налоговой ответственности присущи и специфические признаки. В первую очередь она имеет собственную нормативную основу — законодательство о налогах и сборах — и подчинена принципам налогового законодательства. Она предполагает особый процессуальный порядок (производство по делам о налоговых правонарушениях). Ее основанием является виновно совершенное налоговое правонарушение (ст. 106 НК РФ), и она заключается в применении налоговых санкций, имеющих денежное выражение (штраф). Налоговая ответственность дифференцируется с учетом интересов государства и характера совершенного деяния» [3, c. 94].

Ещё одним примером является Нарушение срока постановки на налоговый учет. Обращаясь к НК РФ, можно увидеть ответственность в виде штрафа в размере 10 тысяч рублей для физических лиц и штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В то время как административная ответственность за схожее деяние, если обратиться к КоАП, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей. А ведение деятельности без постановки на учет влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Ю.С Сидорович, в своей статье, отмечает, что «административная ответственность применяется в НК РФ как «Исключение из общих правил», однако в то же время текущее законодательство дает понять, что меры эти одновременные, и исключением является не могут, а идут в дополнение к мерам, предусмотренным в НК РФ.» [4, c. 83].

Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Непосредственно в НК это налоговое правонарушение отражено в статье 126. Санкцией по первой части является штраф в размере 200 рублей за каждый не предоставленный документ. Если же непредставление выражено в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, то штраф по соответствующему пункту статьи составит уже 100т.р.

Читайте так же:  Список литературы финансовый контроль

В то время как по статье 15.6 КоАП, по первой части деяние влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей. Нарушение должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации либо дипломатического представительства или консульского учреждения либо нотариусом по данной статье КоАП влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

В качестве вывода следует сказать, что такой порядок в виде привлечения к «дополнительной» административной ответственности по правонарушениям в налоговой сфере вызывает путаницу и выглядит как повторное привлечение к ответственности за то же деяние. Решить проблему с двойной ответственностью за одно и то же деяние, по моему мнению, можно совершенствованием текущего законодательства, в частности помещением всей ответственности за налоговые правонарушения в Налоговый Кодекс, исключая из КоАП специальные статьи посвящённые правонарушениям в налоговой сфере. Провести четкое разграничение размера налагаемых санкций в зависимости и соразмерно субъекту ответственности.

Список литературы:

  1. Игнатьева С.В. Налоговые правонарушения как основание для привлечения к налоговой ответственности // Вестник экономической безопасности. — 2010. — №2. — С.45-48
  2. Смагина А.Ю. Состав налогового правонарушения и порядок привлечения к ответственности // Таврический научный обозреватель. — 2015. — №4. — С.115-125
  3. Тотикова Татьяна Евгеньевна Актуальные проблемы развития института налоговой ответственности // Вестник ПАГС. — 2011. — №1. — С.94-98.
  4. Сидорович Ю. С. Ответственность за совершение налоговых правонарушений и ее место в системе юридической ответственности // Юриспруденция. — 2010. — №3. — С.83-87.

http://sibac.info/studconf/science/xlii/102584

Особенности ответственности за совершение налоговых правонарушений

Дата публикации: 07.11.2019 2019-11-07

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Рузметов С. А., Просвирина М. В. Особенности ответственности за совершение налоговых правонарушений // Молодой ученый. — 2019. — №45. — С. 193-195. — URL https://moluch.ru/archive/283/63713/ (дата обращения: 20.02.2020).

В последнее время вопросам своевременности и полноты уплаты налогов и сборов стало все больше и больше уделяться внимания. Усиление контроля над налогообложением предполагает также совершенствование, как законодательного регулирования, так и решение практических вопросов, которые увеличат объема поступления налогов в бюджет. Для этих целей важным являются действия по повышению уровня ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Определение «ответственность» закреплено в статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК). Речь идет о невыполнении обязательств, возложенных на налогоплательщиков. За это предусмотрена ответственность в соответствии с законодательством РФ [1, ст. 23].

Налоговая ответственность за правонарушения предусмотрена для организаций и гражданам с 16 лет (ст. 107 НК).

Лица, совершившие налоговые правонарушения могут быть освобождены от ответственности, при таких обстоятельствах, как:

– отсутствие состава налогового нарушения;

– истечение срока давности для налоговых преступлений;

– не виновное поведение нарушителя налоговых обязательств (ст. 109 НК).

Новинкой Налогового кодекса стало введение двух форм вины за нарушение налогового законодательства: преднамеренная вина и небрежность.

Преднамеренная вина или умышленная рассматривается как нарушение, при котором нарушитель понимал незаконность своих действий или хотел опасных последствий. Ответственность за такие деяния наступает в соответствии с налоговым законодательством (ст. 122 НК).

Если гражданин не знал о незаконности своих действий, нарушение считается совершенным по небрежности, даже если он мог его осознавать. Ответственность за такое правонарушение предусмотрена ст. 122 НК. В то же время не указано, какие именно действия (бездействие) имели негативные последствия. Это выражается в занижении налогооблагаемой базы и простом ошибочном определении налога.

Важным моментом для правосудия является не нарушение срока исковой давности, который не должен превышать трех лет (ст. 113 НК). Срок давности восстановлению не подлежит [4].

На данный момент уклонение от уплаты налогов является наиболее распространенным правонарушением в экономической деятельности. За него предусмотрена серьезная ответственность:

1) уголовная (по статьям Уголовного кодекса РФ (УК), в отношении граждан и представителей организаций);

2) администрация (в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП) в отношении должностных лиц и, в некоторых случаях, граждан);

3) налоговая (то есть финансовая, применяемая ко всем налогоплательщикам) [5, с. 43].

Юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане привлекаются к ней по результатам проведения проверки инспекцией Федеральной налоговой службы (ИФНС) [6, с. 33].

Независимо от характера ответственности, примененной к нарушителям, с них может быть принудительно взысканы так же долги за неуплату налога на доходы государства. В то же время сотрудники ФНС обязаны подтвердить вину за неуплату налогов. Рассмотрим особенности некоторых видов ответственности.

  1. Уголовная ответственность субъекта налогообложения.

Содержание общественной опасности преступлений в сфере уплаты налогов, является налоговое правонарушение. Однако, налоговое преступление имеет характеристики такого налогового правонарушения, по которому сумма неуплаченных налогов превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда [3].

Уголовную ответственность за неуплату налогов, возникает по решению ИФНС, которое служит основанием для возбуждения уголовного дела.

Ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения определяется на основании статей 198, 199 и 199.1 УК.

А) По статье 198 УК за уклонение от уплаты налогов с физических лиц не преследует должностные лица, а лишь бизнесмены, нотариусы, адвокаты и других лиц.

Главной особенностью состава этого преступления является размер невыплат, за что предусмотрен штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей или задержание до 6 месяцев или лишение свободы до одного года.

Б) В соответствии со статьей 199 УК, об уклонении от уплаты налогов представители юридического лица, они будут привлечены к ответственности за неуплату налогов. Это обычные менеджеры, бухгалтеры и рядовые оформители документов бухгалтерского учета.

На основании судебной практики, по этой статьи часто привлекаются граждане к ответственности за неуплату НДС или налога на прибыль.

В) По статье 199.1 УК, за не перечисление удержаний в пользу государства налоговым агентом, к ответственности привлекается лицо, занимающийся финансовыми ресурсами налогоплательщика, поскольку он перечислял их себе для своего обогащения. Форма наказания и сумма неуплаты аналогичны закрепленных в ст. 199 УК.

  1. Административная ответственность налогоплательщика.

К данной ответственности привлекаются налогоплательщики на основе протокола о нарушении. По нему начинается производство в соответствии с КоАП [1, стр. 101].

Читайте так же:  Список документов для налоговой декларации 3 ндфл

Согласно КоАП, только должностные лица несут ответственность, а не граждане (по главе 15). Налоговыми правонарушениями чаще всего являются следующими:

A) В соответствии со статьей 15.3 КоАП, фирмы обязаны стать на налоговый учет в течение десяти дней с момента регистрации; несоблюдение данного требования влечет за собой штраф от 500 до 1000 рублей. Применение этих санкций не исключается ответственность и для самой компании в соответствии со ст. 116 НК.

Б) В соответствии со статьей 15.5 КоАП, если не соблюдены сроки представления отчетов и деклараций в ИФНС, то наступает ответственность в виде предупреждения или штрафа от 300 до 500 рублей. Граждане подлежат ответственности за действия аналогичного характера в соответствии со ст. 119 НК.

В) На основании статьи 15.6 КоАП, за отказ в представлении документов в ИФНС для проверки правильности производства расчета платежей, как должностные лица, так и предпринимателей и граждане привлекаются к ответственности. При этом налогоплательщику вручается требование о предоставлении отчетных документов в течение 10 дней. После этого периода налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей в случае отсутствия информации. Для граждан размер штрафа составляет от 100 до 300 рублей.

Г) В статье 15.11 КоАП, за нарушение ведения бухгалтерского учета, регулируемого ФЗ «О бухгалтерском учете» [5, ст. 517], а также за нарушения экономических показателей учета, выраженных в искажении информации более чем на 10 процентов, к ответственности в виде штрафа от 5 до 10 тысяч рублей привлекаются бухгалтера. Если это происходит повторно, штраф будет удвоен.

В результате налогового контроля выявляются различные нарушения налогового законодательства, которые приводят к ответственности в виде штрафных санкций (ст. 114 НК), налагаемых компетентным налоговым органом в принудительном порядке.

Для основных видов налоговых правонарушений по НК предусматриваются меры ответственности. В основе их лежит недополучение финансовых средств в бюджет. Это следующие противоправные нарушения:

A) Статья 116 НК предусматривает обязательство по ведению предпринимательской деятельности с обязательной постановкой на налоговый учет. За нарушения этой обязанности предусмотрен штраф в размере 10 % от дохода за неучтенный период.

Б) Статья 120 НК, за несоблюдение условий расчета налоговых поступлений, предусматривает штраф от 10 до 30 тыс. рублей.

B) В статье 119 НК, за не предоставление декларации в ФНС для налогового контроля, предусмотрен штраф в размере 5 % от не задекларированной суммы.

Г) В соответствии со статьей 123 НК, за несоблюдение налоговыми агентами своих обязанностей, на них за это налагаются штрафы в размере 20 % от суммы налога.

Д) Статья 122 НК, предусматривает за не полную уплаты налога из-за занижения налоговой базы, наложение штрафа в размере до 20 % от суммы налога.

Все вышеупомянутые нарушения налогового законодательства связаны с неуплатой налогов и, следовательно, являются основанием для применения финансовых ограничений к неплательщикам.

Таким образом, как юридические лица, так и граждане обязаны своевременно платить налоги, так как это их конституционная обязанность. Это правило также определяется в налоговом законодательстве. Если гражданин намеренно или ошибочно игнорирует уплату налогов, он является преступником и несет за это ответственность в соответствии с НК, КоАП и УК. Размер наказания зависит от тяжести преступления или правонарушения.

В современных экономических условиях усиливается соблюдение требований налогового законодательства относительно полноты и своевременности взимания налогов и сборов. Для этого необходимо дополнительно улучшить налоговое законодательство и решить практические налоговые проблемы.

  1. Налоговый кодекс РФ. // ФЗ от 31.07.1998. № 146 с изменениями ФЗ от 29.09.2019 № 325.
  2. ФЗ РФ от 06.12.2011 № 402 «О бухгалтерском учете».
  3. Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.
  4. Постановление Президиума ВАС РФ от 12.11.2013 г. № 7473/13.
  5. Пашков К. Ю. Привлечение к налоговой ответственности за неуплату налогов: процессуальные аспекты // Налоговые споры: теория и практика, № 1. 2017.
  6. Сивакова М. Я. Рассмотрение материалов налоговой проверки: нарушение существенных условий.// Налоговые споры: теория и практика № 4. 2016.

http://moluch.ru/archive/283/63713/

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.

Обязанность своевременно и правильно уплачивать законно установленные налоги общеизвестна. Однако это лишь одна из множества обязанностей налогоплательщиков, за неисполнение или недобросовестное исполнение которых законом предусмотрена ответственность.

В настоящей статье читатель найдет краткий обзор налоговых правонарушений, а также изложение некоторых основных понятий, связанных с налоговой ответственностью.

Статья 106 Налогового кодекса РФ определяет налоговое правонарушение как «виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность».

Это означает, что законом установлено четыре главных признака, при соблюдении которых деяние может квалифицироваться как налоговое правонарушение.

  • Это, во-первых, противоправность действия или бездействия, т.е. несоблюдение правовой нормы, установленной законодательством о налогах и сборах. Какие бы то ни было действия, не связанные с нарушением законодательства, не могут квалифицироваться как правонарушения.
  • Второй признак — виновность правонарушителя, то есть наличие у него умысла либо же проявленная им неосторожность. Отсутствие вины исключает применение санкций.
  • Следующий обязательный признак правонарушения — наличие причинной связи между противоправным деянием и вредными последствиями.
  • Наконец, четвертое — это признак наказуемости деяния. Если за совершение конкретных противоправных деяний законодательством не предусмотрено взыскания, то наступление ответственности абсолютно исключается.

В соответствии с Налоговым кодексом к налоговой ответственности могут быть привлечены как юридические, так и физические лица. Причем последние могут привлекаться к налоговой ответственности с 16 лет. Ответственность по Налоговому кодексу для физических лиц наступает в том случае, если их деяния не содержат признаков состава преступления (ответственность за которые предусмотрена уголовным законодательством.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основания и порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения устанавливаются исключительно Налоговым кодексом.

Налоговый кодекс устанавливает недопустимость повторного привлечение одного и того же лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одновременно следует отметить, что в случае совершения одним лицом нескольких правонарушений, предусмотренных НК РФ, с этого лица взыскиваются в полном объеме санкции, установленные за совершение каждого из совершенных правонарушений без поглощения менее строгих санкций более строгими.

Привлечение лица к налоговой ответственности не освобождает его от обязанности по уплате (перечислению) соответствующих сумм налога и пени.

Следует сказать о принципе презумпции невиновности налогоплательщика (налогового агента). Согласно этому принципу он считается невиновным в совершении налогового правонарушения до тех пор, пока обратное не будет доказано в предусмотренном федеральным законом порядке и установлено вступившим в законную силу решением суда. При этом привлекаемое к ответственности лицо не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Эта обязанность возложена законом на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Читайте так же:  Размер налога для ип в беларуси

За совершение налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ, лицо не может быть привлечено к ответственности, если со следующего дня, после окончания того налогового периода, в котором было совершено правонарушение, истекли три года. За совершение всех остальных налоговых правонарушений лицо может быть привлечено к ответственности в течение трех лет со дня совершения соответствующего правонарушения. При этом санкции (штрафы) взыскиваются налоговыми органами исключительно через суд, обратиться в который с иском о взыскании санкций налоговый орган вправе не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Таковы, очень коротко, положения законодательства, определяющие общие правила и порядок привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Теперь перейдем к обзору составов правонарушений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Законодательством установлена обязанность налогоплательщиков по постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения (по месту жительства, если речь идет о физических лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), по месту нахождения обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению (ст. 83 НК РФ).

Заявление о постановке на учет подается в налоговый орган по месту нахождения (по месту жительства) налогоплательщика в течение 10 дней после его государственной регистрации. 30-дневный срок установлен для подачи заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения (срок начинает течь с момента создания такого подразделения) и по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств (срок исчисляется с момента регистрации имущества).

Несоблюдение вышеуказанных сроков является налоговым правонарушением, за которое статьей 116 НК РФ предусмотрен штраф в размере 5000 рублей, а в случае нарушения срока подачи заявления более, чем на 90 дней, размер штрафа удваивается.

Факт осуществления деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе расценивается уже не просто как нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, а как уклонение от постановки на учет (ст. 117 НК РФ). За такое правонарушение с виновного взыщут 10 процентов всех доходов, которые были получены им за период осуществления деятельности без постановки на налоговый учет, причем независимо от размера этих доходов взыскиваемая сумма не может быть меньше 20000 рублей. Если деятельность без постановки на налоговый учет продолжается более трех месяцев, с правонарушителя взыщут не 10, а 20 процентов тех доходов, которые были получены им в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.

В соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии (закрытии) счетов в банках. Несоблюдение этого правила в соответствии со ст. 118 НК РФ влечет для налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя ответственность в размере 5000 рублей (ст. 118 НК РФ).

Срок уплаты налога является обязательным элементом налогообложения и устанавливается для всех налогов. Также по отношению ко всем налогам установлены сроки представления соответствующих налоговых деклараций. Нарушение этих сроков (ст. 119 НК РФ) наказывается взысканием пяти процентов от подлежащей уплате суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления декларации. Взыскиваемая санкция не может быть менее 100 рублей и более 30 процентов от подлежащей уплате в соответствии с декларацией суммы налога.

Если декларация не представлена в течение более 180 дней со дня окончания срока, установленного для ее представления, размер санкций существенно увеличивается. С налогоплательщика будет дополнительно взыскано не только 30 процентов от суммы декларированного налога, но и по 10 процентов от этой суммы за каждый (в том числе и неполный) месяц, начиная с 181 дня непредставления декларации.

Действующим законодательством установлены правила ведения организаций учета имущества, обязательств и хозяйственных операций. Грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения считается отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, а также несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений (при условии, если такое нарушение допущено более одного раза в течение календарного года). Наказывается подобное правонарушение (ст. 120 НК РФ) штрафом в размере 5000 рублей, штрафом в размере 15000 рублей (при условии совершения указанного правонарушения в течение более одного налогового периода) либо штрафом в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей (если следствием грубого нарушения правил учета явилось занижение налоговой базы).

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога. В случае совершения указанных действий умышленно размер штрафа удваивается. Такие санкции установлены статьей 122 НК РФ.

Следует заметить, что совсем недавно Конституционным Судом РФ было вынесено Определение, фактически запретившее одновременное привлечение к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий по основаниям, предусмотренным п.п.1 и 3 ст. 120, а также п. 1 ст. 122 НК РФ. Сделано это в связи с недостаточной разграниченностью между собой составов установленных указанными нормами правонарушений. При этом не исключается возможность самостоятельного применения этих составов на основе оценки судом фактических обстоятельств конкретного дела.

Для налоговых агентов, неправомерно не перечисляющих (или перечисляющих не в полном объеме) суммы подлежащего удержанию и перечислению налога, статьей 123 Налогового кодекса установлена ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от подлежащей перечислению суммы.

В целях обеспечения налогового контроля должностные лица налоговых органов (а также — в пределах своей компетенции — органов внебюджетных фондов и таможенных органов) в соответствии со ст. 91 при соблюдении установленных законодательством условий пользуются правом беспрепятственного доступа на территорию или в помещение налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента). Воспрепятствование такому доступу, в случае проведения должностным лицом налоговой проверки, является согласно статье 124 НК РФ правонарушением и наказывается штрафом в размере 5000 рублей.

Читайте так же:  Сколько хранятся расчетно платежные ведомости

Еще одним правонарушением, направленным на воспрепятствование осуществления налогового контроля, является непредставление в налоговый орган сведений, необходимых для проведения налоговой проверки (статья 126 НК РФ). Данное правонарушение может быть совершено как субъектом налоговой проверки, так и любой другой организацией, располагающей сведениями о проверяемом. Штраф за каждый непредставленный документ составляет 50 рублей, а в случае отказа представить истребованные сведения или предоставления заведомо недостоверных данных — 5000 рублей (для физических лиц . 500 рублей). Несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые оно обязано в соответствии с НК РФ сообщить налоговому органу, является самостоятельным составом правонарушения и в соответствии со ст. 129-1 НК РФ наказывается штрафом в размере 1000 либо 5000 (при совершении правонарушения повторно в течение года) рублей.

Лицо, вызванное в качестве свидетеля по делу о налоговом правонарушении и не явившееся по вызову без уважительных причин либо уклоняющееся от явки, наказывается штрафом в размере 1000 рублей. В три раза больший штраф предусмотрен за ложные показания свидетеля или неправомерный отказ от дачи показаний. Наказуемым являются также ложное заключение эксперта или ложный перевод переводчиком (штрафа за такие правонарушения составляет 1000 рублей). При отказе от участии в проведении налоговой проверки лицо, привлеченное в качестве эксперта, специалиста или переводчика будет подвергнуто штрафу в 500 рублей. Составы указанных правонарушений определены в статьях 128 и 129 Налогового кодекса.

Наконец, вероятно, наименее распространенным является налоговое правонарушение, связанное с несоблюдением правил исполнительного производства по делам о налоговых правонарушениях и предусмотренное статьей 125 НК РФ. Растрата, сокрытие или отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест) имущества, на которое наложен арест, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Итак, мы привели полный перечень налоговых правонарушений, предусмотренных Налоговым кодексом. Тем не менее приведенный перечень не исчерпывает всех мер ответственности, которые могут быть применены к налогоплательщику за нарушение законодательства о налогах и сборах. При определенных обстоятельствах несоблюдение налогового законодательства может повлечь для правонарушителя и уголовную ответственность.

Алексей Александров, юрист пресс-службы компании «Гарант»

Алексей Александров, юрист пресс-службы компании «Гарант»

http://www.garant.ru/article/6779/

НАЛОГОВАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ: ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И ПРАКТИКА ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ Харченко Д.А.,Харечко Т.А.

Ростовский государственный экономический университет

ISSN (печатный вариант): 2073-0071

Ключевые слова

налог, сбор, налоговый агент, налогоплательщик, ответственность, правонарушение, наказание, tax collection, tax agent, taxpayer, liability, wrongdoing, punishment

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Статья посвящена рассмотрению различных исследовательских подходов к вопросу о правовой природе налоговой и административной ответственности, а также анализу правовых норм, регламентирующих привлечение виновных лиц к ответственности за совершение правонарушений в сфере налогов и сборов.

Текст научной статьи

http://publikacia.net/archive/2017/5/2/14

научная статья по теме ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАКТИКА ИХ РАЗРЕШЕНИЯ Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

РУДОВЕР ЮРИЙ ВЛАДИСЛАВОВИЧ

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАКТИКА ИХ РАЗРЕШЕНИЯ»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2011, № 6, с. 113-118

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАКТИКА ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

© 2011 г. Юрий Владиславович Рудовер1

Краткая аннотация: в статье рассматриваются вопросы правильного понимания сущности налоговой ответственности, правовых основ (общих положений) привлечения к ней, знания ее основных принципов и понятийного аппарата, позволяющих налогоплательщикам успешно разрешать сложные конфликтные ситуации и отстаивать свои права и законные интересы, избегая неоправданных финансовых потерь. Автором подробно рассмотрены основные проблемы, с которыми сталкивается налогоплательщик.

Annotation: the article depicts the questions of right understanding of the essence of tax responsibility, legal grounds of opening of responsibility; shows the necessity of knowledge by all tax-payers of main principles and legal essence of tax responsibility in order to protect their rights and legal interests.

The anchor presents the conceptional provisions of tax responsibility from the point of view of rule of law and shows the place of tax payer in modern rule of law state.

Ключевые слова: налоговое правонарушение; ответственность за налоговые правонарушения; уведомление об открытии/закрытии счета; учет в налоговом органе; форма налоговой декларации.

Key words: tax offence; liability for tax offenсes; notice on account opening/closing; registration with the tax authorities; form of tax return.

Вопросы привлечения к ответственности в сфере налогообложения всегда вызывают повышенное внимание налогоплательщиков, так как весьма серьезно затрагивают их права и законные интересы.

Практически каждый налогоплательщик хотя бы раз задавал себе вопрос: не приведут ли к нарушению норм действующего законодательства о налогах и сборах те или иные его действия, какая ответственность предусмотрена за указанные действия и т.п.? Не будет преувеличением сказать, что подавляющее большинство организаций и предпринимателей не понаслышке знакомы с формулировкой: «на основании материалов налоговой проверки привлечь к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной статьей. НК РФ, в виде штрафа в размере. «2.

Ответственность за налоговые правонарушения — часть финансово-правовой ответственности, к которой предъявляются те же требования, которые предусмотрены в праве ко всем другим видам ответственности, в частности гражданской, административной, уголовной.

Как показывает практика, правильное понимание сущности налоговой ответственности, правовых основ (общих положений) привлечения к ней, знание ее основных принципов и понятийного аппарата позволяют налогоплательщикам, не будучи профессиональными юристами, успешно разрешать сложные конфликтные ситуации и отстаивать свои права и законные интересы, избегая неоправданных финансовых потерь. Более того, знание оснований и порядка применения налоговой ответственности часто помогает налогоплательщику избрать из всех имеющихся именно правомерный вариант поведения, тем самым, исключая саму возможность

1 Аспирант кафедры финансового права и бухгалтерского учета Московской государственной юридической академии им. О.Е. Ку-тафина (E-mail: [email protected]).

2 Ашомко Т.А., Проваленко О.М. Налоговый кодекс: правонарушение и ответственность. М., 2001.

привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Одной из проблем, связанной с общими положениями привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений, по-прежнему остается проблема «двойного» наказания за одно и то же налоговое правонарушение, в частности за неуплату налогов либо несвоевременное представление документов в налоговые органы.

Читайте так же:  Налоговый вычет по ипотеке отзывы

Как известно, никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (п. 2 ст. 108 НК РФ). Однако практика знает немало примеров, когда за неуплату налога в крупном размере налогоплательщика привлекают к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 198 УК РФ, а после исполнения наказания взыскивают недоимку и штрафы в рамках уже налогового законодательства. При этом основанием как для возбуждения уголовного дела, так и для привлечения к налоговой ответственности могут быть материалы одной и той же выездной налоговой проверки.

Несмотря на то что Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ неоднократно признавал недопустимой практику привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности при наличии приговора суда общей юрисдикции3, арбитражные судьи зачастую придерживаются последней4.

По нашему мнению, для решения обозначенной проблемы необходимо вернуть п. 3 ст. 108 НК РФ редакцию, действовавшую до 28 ноября 2009 г.

Схожие проблемы возникают у налогоплательщиков, открывающих счета в зарубежных банках. В соответствии с ч. 2 ст. 12 и ч. 3 ст. 26 Федерального закона «О валютном

3 См.: Постановления Президиума ВАС РФ от 9 декабря 2008 г. № 8551/08; от 17 ноября 2009 г. № 9664/09.

4 См.: Постановление ФАС Московского округа от 4 мая 2008 г.

регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г.5 об открытии и закрытии счетов в банках, расположенных на территории иностранного государства, налогоплательщики должны сообщить в налоговый орган в течение одного месяца со дня открытия или закрытия счета. Ответственность за непредставление в налоговый орган уведомления об открытии счета предусмотрена КоАП РФ.

Вместе с тем п/п 1 п. 2 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков письменно сообщать в налоговый орган об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. За несвоевременное представление указанных сведений предусмотрена ответственность по ст. 118 НК РФ.

Из-за отсутствия официальной позиции и определенно сложившейся арбитражной практики специалисты сошлись в едином мнении: привлечение налогоплательщиков к ответственности за неуведомление налогового органа об открытии (закрытии) банковских счетов в зарубежных банках на основании ст. 118 НК РФ неправомерно6.

Аналогичные вопросы возникают и в случаях привлечения налогоплательщиков к ответственности сначала по первому пункту, а затем и по второму одной и той же статьи НК РФ, например когда нарушен срок подачи заявления о постановке на учет обособленных подразделений.

Как известно, заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца со дня создания такого подразделения (п. 4 ст. 83 и п/п. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Ответственность за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе предусмотрена п. 1 ст. 116 НК РФ, а общая ответственность за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе — п. 2.

Возникает ситуация, когда налогоплательщика можно привлечь к ответственности за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе дважды: сначала — по п. 1, а затем — по п. 2 ст. 116 НК РФ или наоборот.

На наш взгляд, логика положений п. 1 ст. 116 НК РФ полностью охватывает ситуации, по которым можно привлекать к ответственности по п. 2 той же статьи, а потому необходимость в установлении абстрактной ответственности за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по п. 2 отсутствует. Состав налогового правонарушения по ст. 116 НК РФ «имеет формальный характер, то есть лицо привлекается к ответственности за сам факт нарушения установленного срока представления заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения, без учета возможных последствий. Считается, что такое нарушение в любом случае влечет причинение ущерба отношениям, связанным с нормальным осуществлением налоговыми органами контрольных функций»7, тем более что «правовое значение для целей квалификации деяния имеет только такая деятельность, которая имела место с момента истечения срока для подачи заявления о постановке на налоговый учет»8. Осуществление деятельности (и даже получе-

5 См.: Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.

6 См.: Лермонтов Ю.М. Практический комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Просто о сложном (Постатейный) // СПС «КонсультантПлюс». 2009.

7 Зудина Е.М., Мельникова Ю.В., Гончаров А.И. и др. Обособленные подразделения организации для целей налогообложения // Налоги и финансовое право. 2008. № 3.

8 Ломидзе Э.Ю. Научно-практический постатейный комментарий к части первой НК РФ. М., 2002. С. 697.

ние дохода) до подачи заявления, но в рамках установленных сроков не образует состава налогового правонарушения9.

Таким образом, «состав налогового правонарушения по п. 2 ст. 116 НК РФ представляет собой получение дохода от деятельности в условиях не постановки на налоговый учет в налоговом органе»10, т.е. образует состав правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 116 НК РФ.

Немало нареканий вызывает сам механизм (порядок) привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений, так называемая техника исполнения закона.

Например, наказание по п. 2 ст. 116 НК РФ установлено в виде взыскания штрафа в размере 10% от доходов, полученных в результате всего времени осуществления деятельности без постановки на учет в налоговом органе, но не менее 40 тыс. руб.

Однако законодатель не раскрывает, а правоприменительная практика не дает однозначного ответа на вопросы: что понимать под ведением деятельности и как определить точную сумму полученного дохода?

Предполагается, что «привлечение к ответственности организаций, уклоняющихся от постановки на учет по месту нахождения своего обособленного подразделения, возможно при наличии такого признака, как осуществление в период просрочки предпринимательской деятельности (действий, направленных на извлечение прибыли)»11. Законодатель имеет в виду любую деятельность налогоплательщика или любую деловую активность субъекта (проведение хозяйственных операций и осуществление иных действий, как-то: выпуск продукции, продажа товаров и передача имущества, выполне

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://naukarus.com/otvetstvennost-za-sovershenie-nalogovyh-pravonarusheniy-problemy-pravovogo-regulirovaniya-i-praktika-ih-razresheniya

Ответственность за налоговые правонарушения научная статья
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here