Отличие аудита от финансового контроля

Сайт рентгенологической и…не только литературы

сайт поможет советом в трудных ситуациях

Главные записи

Что такое внутренний контроль?

Рассмотрим для начала специфику внутреннего контроля в госструктурах. Затем изучим его особенности в частных фирмах.

Можно отметить, что процедура, о которой идет речь, в государственных организациях официально именуется «внутренним финансовым контролем». То есть предметом проверок становятся хозяйственные операции учреждения, связанные в основном с расходованием бюджетных средств.

Внутренний контроль в государственных организациях обязателен. Необходимость его проведения законодательно закреплена в положениях Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ, внутренний контроль в государственных организациях — это процедура, которую должен осуществлять главный распорядитель бюджетных средств. То есть центральный аппарат того или иного ведомства, работающий на федеральном уровне, в Москве. Внутренний контроль в трактовке российского законодателя — это проверка деятельности бюджетного учреждения на предмет:

  • соблюдения используемых учреждением стандартов и норм исполнения бюджета;
  • следования правилам формирования финансовой отчетности, ведения учета;
  • эффективного расходования бюджетных средств.

Кроме того, внутренний контроль в государственных организациях предполагает разработку главным распорядителем мер, направленных на повышение качества управления финансами в подведомственных государственных организациях.

Каковы особенности внутреннего контроля в частных фирмах? Прежде всего, стоит сказать о том, что в общем случае данные организации проводят подобную процедуру добровольно. Есть только отдельные категории частных фирм, которые обязательно должны осуществлять внутренний контроль — равно как и аудит.

В числе негосударственных компаний, которым следует по закону проводить рассматриваемые мероприятия, — корпорации, организующие торги на фондовых биржах. Данные фирмы обязаны проводить внутренний и внешний контроль в соответствии с положениями ФЗ № 325 от 21.11.2011 года.

Под внутренним контролем в трейдинговых фирмах законодатель понимает проверки, которые направлены на оценку соответствия деятельности биржи или торговой системы требованиям законодательства, а также положениям учредительных документов. Для проведения соответствующей процедуры финансовая компания должна назначить контролера либо учредить специализированное структурное подразделение.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Безусловно, понимание внутреннего контроля в тех частных фирмах, в которых его проведение необязательно, может отличаться от трактовки, которой следует придерживаться трейдинговым компаниям.

Отличие внутреннего аудита от внешнего: основные черты

Главный фактор внутренней проверки – подчиненность. Сотрудники выполняют проверку по приказу руководителя. Осуществление подобных работ зачастую входит в список их должностных обязанностей. Внешняя оценка проводится сторонними специализированными организациями. Работа выполняется по договору, который руководитель заключает с фирмой. Причиной проведения проверки может стать не только инициатива директора, но и требование бизнес-партнеров, собственника, налоговой службы, правоохранительных органов. Сторонние специалисты не зависят материально от проверяемой фирмы. Если основным интересом штатных аудиторов является внутренняя работа, то для привлеченных – интересы третьих лиц, например, потенциальных инвесторов, налоговой службы, покупателей.

Сотрудники из штата ориентируются на политику компании, правила, распорядки, а внешние специалисты – на законодательство, нормативные документы, международные стандарты, программу, которая разработана для компании.

Цель проверка одинакова – выявление ошибок, несоответствий, поиск способов их устранения, оценка эффективности работы предприятия, правильность ведения финансовой, бухгалтерской документации.

Сравнение

Очевидно, что внутренний контроль и внутренний аудит как в государственных организациях, так и в частных компаниях — это процедуры, которые дополняют друг друга. Но есть принципиальное отличие внутреннего аудита от внутреннего контроля. Первая процедура направлена на обнаружение ошибок в хозяйственных операциях, в составлении отчетных и иных документов. В свою очередь, внутренний аудит — это, прежде всего, оценка серьезности обнаруженных ошибок и выработка рекомендаций по их устранению. Кроме того, внутренний аудит позволяет также проанализировать эффективность контроля.

Определив то, в чем разница между внутренним аудитом и внутренним контролем, отобразим основные ее критерии в небольшой таблице.

Отличие аудита от других форм контроля: ревизии, финансового контроля

Отличие аудита от ревизии можно представить следующим образом: направленность деятельности в аудите: оценка хозяйственной жизни организации, выявление недостатков, а деятельность ревизии направлена на выявление и оценку недостатков для их искоренения. аудит регулируется гражданским правом на основе договоров, ревизия — административным правом на основе законов, инструкций, приказов вышестоящих органов государства. В аудите управленческие связи горизонтальные добровольные, а при ревизии — вертикальные в порядке назначения.

Задачи аудита — способствовать укреплению платежеспособности, а задачами ревизии являются сохранение активов, профилактика злоупотреблений в аудите оплачивает услуги клиент или заказчик, а при ревизии платит государственный орган.

Результаты аудиторской проверки: аудиторское заключение и рекомендации для клиента

Результаты ревизии: акт ревизии, взыскания и указания.

Аудит отличается от государственного финансового контроля.

Задачами контроля являются проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета, правильности расчета и уплаты налогов.

Субъектами государственного финансового контроля являются: государственные органы и структуры, предприятия с государственным участием, организации, финансируемые из государственного бюджета.

Субъектами аудита же, наоборот, выступают в основном предприятия и организации негосударственного сектора экономики.

Читайте так же:  Заявление на возврат налога произвольная форма

Отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы состоит в том, что аудит — независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Особая специфичность судебно-бухгалтерской экспертизы заключается в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных хозяйственных операций.

Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела, экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, поскольку представляет собой процессуально-правовую форму (правовую сторону данного вида экспертизы).Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы.

Эксперт самостоятельно определяет методы исследования и несет ответственность за обоснованность своих выводов.

Законодательство РФ не предусматривает никаких ограничений для аудиторов-специалистов в выполнении функций эксперта-бухгалтера.

Главное отличие аудита от вышеперечисленных видов контроля заключается в том, что аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и занимается разработкой предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли, выступая в роли советника, консультанта (по вопросам ведения учета, налогообложения, обучения), помощника всех специалистов, занимающихся обработкой и использованием финансовой документации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9669 — | 7406 — или читать все.

Основы аудита (УМК). Отличие аудита от других форм экономического контроля: ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы

Что такое внутренний аудит?

Внутренний аудит, как и контроль, является обязательной процедурой для государственных учреждений. Его сущность также отражена в положениях ст. 160.2-1 БК РФ. В данном источнике права указано, что внутренний аудит представляет собой:

  • проверки, которые направлены на оценку надежности осуществления внутреннего контроля;
  • выработку рекомендаций, необходимых для повышения эффективности соответствующего контроля;
  • проверки, направленные на оценку достоверности отчетности и качества ведения учета;
  • выработку предложений, направленных на повышение эффективности освоения государственных средств.

В частных фирмах, как мы отметили выше, внутренний аудит в общем случае необязателен. Но те же трейдинговые компании (в соответствии с ФЗ № 325) должны его проводить. Правда, в данном федеральном законе не раскрывается сущность внутреннего аудита. Указано только, что для его проведения финансовая компания, по аналогии с организацией контроля, должна назначить внутреннего аудитора либо учредить отдельное специализированное структурное подразделение.

Но если исходить из правовой аналогии с положениями БК РФ, то допустимо предположить, что внутренний аудит в частных компаниях, как и в государственных, может представлять собой проверки, направленные на оценку надежности внутреннего контроля, достоверности отчетности и качества учета, а также выработку рекомендаций и предложений в области финансовой политики трейдинговой компании.

Отличие аудита от других форм финансового контроля

Понятие аудита значительно шире таких понятий, как ревизия и контроль

Рассмотрим основные отличительные черты аудита и ревизии в зависимости от различных признаков:

1 Цель деятельности:

Аудита- выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности , оказание услуг , помощь сотрудничество с клиентом;

Ревизии- выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных

2 Характер деятельности:

Аудит- это предпринимательская деятельность; ревизия – это вид исполнительной деятельности, предполагающей выполнение распоряжений

3 Основа взаимоотношений:

Аудит осуществляется на основе заключенных договоров; ревизия осуществляется по распоряжению вышестоящих или государственных органов

4 Управленческие связи:

В аудите это горизонтальные связи, имеет место равноправие во взаимоотношениях с клиентом , отчет перед ним;

В условиях ревизии –вертикальные связи , что предполагает назначение проверки вышестоящим звеном ,отчет перед ним об исполнении

Место аудита в системе финансового контроля.

Отличительные черты аудита от других форм финансового контроля

Место аудита в системе финансового контроля. Составной частью и одним из видов финансового контроля является независимый контроль – аудит. Аудит в системе финансового контроля является методом осуществления вневедомственного независимого контроля, но он не заменяет государственный финансовый контроль за деятельностью предприятий, учреждений, организаций, который осуществляют специальные государственные финансовые органы.

Отличие аудита от государственного финансового контроля. В отличие от государственного финансового контроля аудит выполняет роль советника, консультанта, помощника всех специалистов, занимающихся обработкой и использованием бухгалтерской информации. Аудитор не только оценивает достоверность финансовой отчетности предприятия, законность совершенных хозяйственных операций, но и помогает выявить допущенные ошибки, исправить их, а также рекомендует построение такой системы учета, которая позволит в дальнейшем максимально избегать ошибок.

Отличие аудита от ревизии. Аудит отличается от ревизии по своей сущности, подходу к проверке документации, по взаимоотношениям с клиентом, а также по выводам, сделанным по результатам проверки. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности. Аудиторская деятельность включает помимо проверок оказание сопутствующих аудиту услуг. В отличие от аудита целью ревизии является выявление недостатков для их устранения и наказания виновных. Она выполняется на основе инструкций, приказов вышестоящих или государственных органов и предназначена для обеспечения сохранности имущества, пресечения и профилактики злоупотреблений. Ревизию проводят работники ревизионного аппарата, ее оплачивает вышестоящая организация или государственный орган.

Отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы. Отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы состоит в том, что судебно-бухгалтерская экспертиза не является независимой проверкой, а осуществляется по решению судебных органов. Она не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, так как представляет собой процессуально правовую форму, а аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела. Эксперт как самостоятельная процессуальная фигура, как квалифицированный специалист в области бухгалтерского учета и контроля может самостоятельно определять методы исследования, так как несет ответственность за обоснованность своих выводов.

Читайте так же:  Ип налоги за 4 квартал сроки

Экономические предпосылки возникновения и

Становления аудита в мире

Становление аудита в мире.Исторической родиной аудита принято считать Великобританию, где с 1844г. был принят ряд законов, предусматривающих проверку бухгалтерских отчетов независимыми бухгалтерами для представления их заключений акционерам не реже одного раза в год. С течением времени в экономически развитых странах появилась развитая, детализированная законодательная база и сформировался жесткий свод профессиональных требований и стандартов, стали действовать унифицированные правила аудиторской деятельности, гарантирующие аудируемым лицам соответствующую квалификацию аудиторов, защищающие их от недобросовестного аудита и дающие возможность оценивать компетентность и профессионализм аудиторских организаций. С развитием рынка и интеграционных процессов в экономике разных стран обусловило необходимость согласования стандартов аудита на международном уровне, что позволило облегчить сопоставление финансовых показателей деятельности компаний разных стран. В настоящее время во многих странах институт аудита занимает твердые позиции и пользуется широким общественным признанием.

Отличие аудита от других форм экономического контроля: ревизии, финансового контроля, судебнобухгалтерской экспертизы

Аудиторская деятельность включает помимо проверок оказание различного рода услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета, налогообложения, обучение и др.

Так как аудит и ревизия являются способами организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, между ними имеется много общего, но имеются и принципиальные

Аудит — выражение мнения по поводу достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, оказание консультационных услуг, помощь, сотрудничество с клиентом.

Ревизия — выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных лиц.

Аудит — предпринимательская деятельность.

Ревизия — исполнительская деятельность, выполняемая по распоряжению.

По основам взаимоотношений:

Аудит- добровольно осуществляется на основании заключаемых договоров.

Ревизия — принудительность осуществления по распоряжению вышестоящих или государственных органов.

По управленческим связям:

При аудите — горизонтальные связи. Равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед клиентом.

При ревизии — вертикальные связи. Назначается вышестоящим звеном и отчитывается перед ним об исполнении.

По принципам оплаты услуг:

При аудите — оплату производит экономический субъект.

При ревизии — оплату производит вышестоящее звено или государственный орган.

По практическим задачам:

Аудита — улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов, т.е. инвесторов, кредиторов, помощь и консультирование клиента.

Ревизии — сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений.

По итоговым документам:

Аудиторское заключение подписывает только аудитор и руководитель аудиторской фирмы. Поэтому документ односторонний. Отчет получает проверенная организация, третьим заинтересованным лицам передается только итоговая часть заключения, которая может быть опубликована.

Акт ревизии подписывают обязательно обе стороны: ре визор и должностные лица проверяемой организации. Акт считается внутренним документом, т.е. не подлежит опубликованию, и передается вышестоящей организации.

При аудите неквалифицированное проведение проверки угрожает аудитору существенными материальными санкциями.

Ревизор несет определенную законом для любого государственного служащего ответственность, материальный аспект здесь отсутствует.

Аудит отличается и от судебно-бухгалтерской экспертизы. Отличие состоит в том, что аудит — независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Специфика судебно-бухгалтерской экспертизы проявляется в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных хозяйственных операций.

Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела, в то время как судебнобухгалтерская экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, поскольку представляет собой процессуально-правовую форму (правовую сторону данного вида экспертизы).

Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта- бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы. Эксперт как самостоятельная процессуальная фигура, как квалифицированный специалист в области бухгалтерского учета и контроля самостоятельно определяет методы исследования, так как несет ответственность за обоснованность своих выводов. Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких ограничений для аудиторов-специалистов в выполнении функций эксперта-бухгалтера.

Между аудитом и ревизией много общего, однако, существуют принципиальные различия. Экономической природой аудита определяется то, что он в известном смысле демократичнее ревизии. От ревизии невозможно уклониться, от аудита в некоторых случаях тоже. Но аудитора можно выбрать по своему усмотрению, и в отличие от ревизора заменить.

Разница между внутренним аудитом и внутренним контролем

В государственных организациях, а также в некоторых частных фирмах в силу требований закона должны проводиться такие мероприятия, как внутренний аудит и внутренний контроль. Что они представляют собой?

Популярные статьи

Отличие аудита от внутреннего контроля

Специалисты независимой организации:

  • оценивают возможности сотрудников, основываясь на ключевых, дополнительных обязанностях;
  • анализируют профессионализм руководства;
  • оценивают правильность ведения финансовой, бухгалтерской документации;
  • изучают цели предприятия;
  • определяют зависимости сотрудников от руководства.

По завершении проверки составляется подробный отчет, который предоставляется руководству, контролирующим государственным органам.

При проведении внутреннего контроля эксперты передают результаты исключительно директору или собственнику компании. Основная цель – улучшение работы, выявление несоответствий, определение способов их оперативного устранения.

Оглавление

3. Отличие аудита от других форм экономического контроля: ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы

Контроль наряду с планированием, регулированием, учетом и анализом является одной из функций системы управления любого хозяйствующего субъекта. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначением является обеспечение соблюдения законодательства в процессе формирования и использования финансовых ресурсов, оценка экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций.-бухгалтерской экспертизы

Развитие предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм предприятий и форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы финансового контроля в стране и вызвали необходимость проведения независимых аудиторских проверок.

Читайте так же:  Ндс лизинг на балансе лизингодателя

В первую очередь независимый аудит отличается от государственного финансового контроля субъектами проведения. Кроме того, различие заключается в задачах этих видов деятельности и, соответственно, в объектах наблюдения.

Внешний, или ведомственный, финансовый контроль представляет собой общегосударственный финансовый контроль деятельности экономических субъектов. Его осуществляют государственные контрольные учреждения, финансовые органы, правоохранительные и налоговые органы, ведомственные организации, а также банки.

Внутренний финансовый контроль проводится внутренними ревизионными органами экономических субъектов, их аудиторскими подразделениями, бухгалтериями, финансовыми отделами, а также общественными организациями.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации на высшем уровне осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, деятельность которой определяется Федеральным законом от 11.01.95 № 4-ФЗ «О Счетной палате в Российской Федерации». Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

Контрольные полномочия Счетной палаты Российской Федерации распространяются на все государственные органы и их аппараты, на учреждения Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, а также на всех экономических субъектов, пользующихся целевыми бюджетными средствами, имеющими льготы по уплате налогов, имеющих в распоряжении федеральную собственность, и в других случаях.

В государственном финансовом контроле существует понятие «аудит», которое имеет иное содержание и значение, чем независимый аудит бухгалтерской финансовой отчетности. Счетная палата Российской Федерации обеспечивает единую систему контроля исполнения федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает проведение проверок, называемых аудитом, в отношении ряда доходных или расходных статей федерального бюджета. Должностные лица, являющиеся членами коллегии Счетной палаты Российской Федерации и возглавляющие ее определенные направления деятельности, называются аудиторами Счетной палаты.

Видео (кликните для воспроизведения).

Собственно аудит, являясь методом осуществления вневедомственного независимого финансового контроля, не подменяет государственный финансовый контроль. Однако его основными субъектами являются, прежде всего, организации негосударственного сектора экономики. Они не входят в систему имеющихся в стране министерств и ведомств и по этой причине не охватываются ведомственным контролем. И в отличие от государственного контроля аудит выполняет скорее роль советника, консультанта, помощника всем специалистам, занимающимся обработкой и использованием бухгалтерской информации. Аудиторы не только оценивают достоверность бухгалтерской отчетности предприятия, законность совершенных хозяйственных операций, но и помогают выявить допущенные ошибки, исправить их, а также рекомендуют построение такой системы учета, которая позволит в дальнейшем максимально избегать ошибок.

Таким образом, аудит существенно отличается от государственного (ведомственного) финансового контроля. Принципиальные отличия аудита от ведомственного финансового контроля представлены в табл. 1.

В экономических субъектах, в которых существуют структуры ведомственного контроля, не исключается привлечение независимых аудиторских служб. При этом каждый вид контроля выполняет свойственные ему функции. Так, в структурах с развитыми формами ведомственного аудита контроль деятельности осуществляется как внутриведомственными ревизорами и аудиторами, так и независимыми аудиторскими фирмами. Если ревизоры уделяют основное внимание проверке тех вопросов, по которым идут распоряжения со стороны головной организации (цены, направления реализации, вопросы собственности, сохранность имущества, кассовая дисциплина), то аудиторы наиболее тщательно анализируют вопросы, связанные с формированием себестоимости, прибыли, налогообложения, расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. При этом каждый субъект контроля играет свою важную роль для обеспечения законности, предотвращения штрафных санкций, минимизации потерь и налоговых выплат.

Независимый аудит существует наряду с государственным финансовым контролем, основное назначение которого заключается в проверке целевого использования государственных средств и имущества.

Следует отметить, что аудит имеет значительные отличия от ревизии и судебно-бухгалтерской экспертизы.

Аудит отличается от ревизии и судебно-бухгалтерской экспертизы по своей сущности, подходу к проверке документации, взаимоотношениям между проверяющим и клиентом, выводам, сделанным по результатам проверки, и т. д.

Так, аудит отличается от такого вида финансового контроля, как ревизия по следующим признакам:

  • своими целями, составом методов и приемов работы;
  • взаимоотношениями между проверяющим и проверяемым субъектами;
  • выводами, сделанными по результатам проверки;
  • методами реализации мероприятий, направленных на исправление выявленных недостатков в работе экономического субъекта.

Ревизия — форма последующего контроля, представляющая собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организации, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.

Целью ревизии является обеспечение сохранности активов, пресечение и профилактика злоупотреблений, в том числе выявление лиц, виновных в злоупотреблениях, и подготовка доказательств для установления их вины. Ревизию проводят работники контрольно-ревизионного аппарата, а ее проведение инициирует и организует собственник имущества. Таковым может быть и вышестоящая организация или государственный орган. Инициаторы проведения ревизии (вышестоящая организация или государственный орган) оплачивают работу членов ревизионной комиссии. В процессе ревизии выявляются факты хищений имущества собственника и неправильного ведения бухгалтерского учета в организации, определяется величина нанесенного ущерба.

Ревизия проводится на основе инструкций Министерства финансов Российской Федерации, внутренних инструкций, приказов вышестоящих или государственных органов. Акт ревизии — документ, предназначенный ограниченному кругу лиц, в котором фиксируются все выявленные (даже незначительные) недостатки.

По окончании ревизии акт ревизии и сопутствующая информация передаются собственнику, в том числе государственным организациям, а также государственным контролирующим органам, вышестоящей организации для принятия организационных выводов, применения взысканий.

Ревизор приходит в организацию с установкой: определить законность хозяйственных операций и выявить те из них, которые выходят за рамки требований действующих регулятивов. Задача же аудитора состоит в том, чтобы определить, насколько верны данные бухгалтерской отчетности с точки зрения их соответствия фактическим действиям и событиям, имевшим место в прошлом, а также в том, чтобы, определив ошибки или злоупотребления, довести сведения о них до заинтересованных пользователей и предложить рекомендации по их устранению. Если при проведении ревизии процедуры проверки выполняются в определенной последовательности, то в аудите существует лишь рекомендуемая схема. По своему усмотрению аудитор определяет, какие шаги ему следует предпринять при обнаружении отклонений в документах по тем или иным операциям: если отклонения незначительны (несущественны), то на них можно не акцентировать внимание, если же аудитор подозревает, что за этим фактом кроются крупные злоупотребления, то он обязан их детально изучить.

Читайте так же:  Письмо о задолженности по налогам образец

В ревизии все должно быть выверено «до копейки», в аудите же большинство операций проверяется приблизительно, исходя из установленной степени существенности и степени риска.

Ревизор получает заработную плату от своего руководства, а гонорар аудитора обычно зависит от суммы, выплаченной клиентом. По данным ревизии действия, нарушающие закон, предполагают наложение взыскания. Аудитор же, выявив подобные факты, только сообщает о них собственникам клиента.

Ревизор требует максимальной гласности, в то время как аудитор должен сохранять конфиденциальность.

Клиент не выбирает ревизора, действия которого подпадают под административное право, выражая вертикальные связи, и который является «глазами и ушами» начальника; аудитора клиент выбирает сам, их отношения регулируются гражданским правом, выражающим горизонтальные связи.

Несмотря на существенные различия между аудитом и ревизией, целый ряд ревизорских методов, приемов, подходов к проверке рационально используется в аудите. В свою очередь, аудитор может быть привлечен по поручению государственного органа в качестве эксперта-бухгалтера для проведения ревизии или судебно-бухгалтерской экспертизы. При этом он как высококвалифицированный специалист в области бухгалтерского учета и контроля самостоятельно определяет методы исследования, так как несет ответственность за обоснованность своих выводов. Более детально различия между аудитом и ревизией характеризуют отличительные признаки, представленные в табл. 1.

Таблица 1 — Отличия аудита от ведомственного финансового контроля, ревизии, судебно-бухгалтерской экспертизы

Отличительные признаки

Аудит

Ведомственный финансовый контроль

Ревизия

Судебно-бухгалтерская экспертиза

Основные отличия контроля от аудита

Проверки – составляющая бизнеса, деятельности любой компании независимо от направленности, времени, других характеристик. Они могут проводиться как силами штатных сотрудников, так и привлеченными извне специалистами. Для руководителя предприятия аудит – это основной метод контроля эффективности финансовой, хозяйственной деятельности. С его помощью можно получить подробный, развернутый анализ расходов, оценку работы директоров, начальников, возможных рисков, недочетов. Несмотря на большое количество схожих черт, внешняя и внутренняя оценки имеют ряд существенных отличий.

Работаем на рынке более 20 лет

«Холд-Инвест-аудит» — помощь в развитии бизнеса

Независимые эксперты компании оперативно проводят оценку предприятия, помогают определить пути развития, прописывают максимально точно рекомендации для улучшения эффективности сотрудников. Чтобы заказать услугу, свяжитесь с менеджером по телефону или заполните форму обратной связи.

Отличие аудита от других видов контроля

Аудит представляет собой некий вид экономического контроля, но в отличие, например от ревизии его понятие намного шире, ведь он обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности.

Основным и, пожалуй, самым важным отличием аудита от других видов контроля является то, что помимо проверок, аудиторская деятельность включает в себя ведение и восстановление бухгалтерского учета, обучение, консультации по вопросам ведения бухгалтерского учета и налогообложения.

Для того чтобы наглядно показать различия аудита и других видов экономического контроля, рассмотрим их на примере аудита и ревизии. Хотя эти два вида контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятия имеют много общего, так же имеются и различительные особенности.

Отличия аудита от ревизии:

1. Аудит отличается от ревизии по целям. Основной целью аудита является выражение мнения по поводу достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, оказание консультационных услуг, а целью ревизии является выявление недостатков, их устранение и наказание виновных лиц.


2. Аудит отличается от ревизии по характеру своей деятельности. Аудит является предпринимательской деятельностью, а ревизия исполнительской, которая выполняется по распоряжению свыше.

3. Аудиторская проверка осуществляется добровольно на основании заключаемых договоров, а ревизия является принудительной.

4. При аудиторской проверке оплату производит экономический субъект, а при ревизии оплату производить вышестоящее звено или же государственный орган.

5. Основной задачей аудита является улучшение финансового положения аудируемго лица, привлечение кредиторов и инвесторов, а задачей ревизии является сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений.

6. Недобросовестное проведение аудита грозит аудитору существенными материальными санкциями, а ревизор, недобросовестно проводящий проверку, несет определенную законом ответственность.

7. По итогам проведения аудиторской проверки выдается аудиторское заключение подписанное аудитором и руководителем аудиторской фирмы. Отчет передается руководителю аудируемого предприятия, а третьим заинтересованным лицам передается лишь итоговая часть заключения. При ревизии акт подписывают обе стороны и, являясь односторонним, он передается вышестоящей организации.

Исходя из всего вышеперечисленно, становится понятно, что аудит намного демократичнее ревизии, хотя от него как и от ревизии не всегда можно уклониться. Но, несмотря на это аудитора всегда можно выбрать по своему усмотрению и при необходимости заменить.

Если вы решили провести аудиторскую проверку на своем предприятии, то предлагаем вам обратиться в компанию ЗАО «АК «Холд-Инвест-Аудит». Специалисты нашей компании, имеющие квалификационные аттестаты, выданные в соответствии с требованиями Закона № 307-ФЗ (единые квалификационные аттестаты), вот уже на протяжении более 20 лет предоставляют широкий комплекс услуг необходимый для качественного проведения всех видов аудиторских проверок.

Читайте так же:  Федеральная льгота по земельному налогу

Мы не только проведем качественную аудиторскую проверку вашего предприятия, но и в строго оговоренные сроки представим отчет о результатах ее проведения и дадим все необходимые рекомендации, которые будут направлены на устранение выявленных недостатков, что позволит вам повысить эффективность ведения бизнеса!

Эс-12 / Аудит для з.о / отличие аудита от др.форм контроля

Отличие аудита от других форм финансового контроля: ревизии, судебно-бухгалтерской экспертизы

Аудит представляет собой одну из форм финансово­го контроля и осуществляется наряду с другими его видами: государственным финансовым контролем, реви­зией, судебно-бухгалтерской экспертизой.

Государственный финансовый контроль указом Пре­зидента РФ от 25.07.96 № 1095 «О мерах по обеспече­нию государственного финансового контроля в Российс­кой Федерации» (в ред. от 18.07.2001) возложен на: Счетную палату РФ; Центральный банк РФ; Федеральное казначейство; Минфин России; ФНС России; Государственный таможенный комитет РФ; Центральный банк РФ; иные органы, осуществляющие контроль над по­ступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Методами финансового контроля являются: докумен­тальная и камеральная проверка, экономический ана­лиз, обследование, ревизия. По мнению абсолютного большинства специалистов, первое место принадлежит ревизии.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактиче­ской проверке операций со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, по использованию федеральной собственности и осуществ­лению финансово-хозяйственной деятельности, совершен­ных ревизуемым объектом в определенном периоде, а также проверке их отражения в бухгалтерском учете и отчетности.

Цель ревизии — определение законности, полноты и своевременности взаимных платежей и расчетов проверя­емого объекта и федерального бюджета, бюджетов госу­дарственных внебюджетных фондов, а также эффектив­ности и целевого использования государственных средств.

Объекты ревизии — все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Фе­дерации, государственные внебюджетные фонды, а так­же органы местного самоуправления, предприятия, орга­низации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, союзы, ассоциации и иные объединения (независимо от видов и форм собственно­сти), если они получают, перечисляют и используют сред­ства из федерального бюджета или используют федераль­ную собственность, либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или фе­деральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Основными задачами ревизии являются:

-осуществление контроля за соблюдением государ­ственной финансовой дисциплины и экономным ис­пользованием государственных средств;

-обеспечение сохранности материальных и денеж­ных ресурсов;

— правильность постановки бухгалтерского учета;

-ресечение хозяйственных правонарушений.

Ревизор назначается проверяющей организацией и от­читывается перед ней. Она же оплачивает его труд. По результатам ревизии составляется акт, на основе кото­рого делаются организационные выводы в отношении руководства проверяемой организации и ее бухгалтер­ского аппарата, налагаются взыскания.

Аудит (аудиторская деятельность) — это предпри­нимательская деятельность по независимой проверке бух­галтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчет­ности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее — аудируемые лица).

Цель аудита — выразить мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) от­четности аудируемых лиц; о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета аудируемых лиц законодательству Россий­ской Федерации.

Таким образом, аудит отличается от ревизии по це­лому ряду оснований:

по целям, на которые они направлены:

— аудит выявляет и фиксирует недостатки хозяй­ственной деятельности организации;

— ревизия не только выявляет недостатки, но и способствует их устранению и наказанию виновных;

по правовому регулированию:

— отношения в области аудита регулируются граж­данским правом (на основе хозяйственных дого­воров);

— отношения ревизии регулируются администра­тивным правом (на основе законов, приказов);

по объектам контроля:

— объект аудита — то, что ухудшает платежеспо­собность организации, ее финансовое состояние;

— объект ревизии — то, что нарушает законода­тельство РФ и учетную политику организации (го­сударства);

по типу управления:

— в аудите присутствуют горизонтальные (добро­вольные) связи;

— при проведении ревизии — вертикальные (ос­нованные на административном приказе и принуж­дении);

по решаемым практическим задачам:

— проведение аудита способствует привлечению новых пассивов, а также укреплению платежеспо­собности;

— ревизия направлена на сохранение активов орга­низации, а также пресечение различных злоупот­реблений (правонарушений);

по достигнутым результатам:

— при аудите составляется аудиторское заклю­чение, а также различные рекомендациидля про­веряемой организации;

— при ревизии — акт ревизии, делаются орга­низационные выводы, взыскания, обязательные указания.

Аудит является методом осуществления независимого вневедомственного контроля, но он не подменяет собой Государственный финансовый контроль.

Хотя различий между аудитом и ревизией много, тем не менее, ряд ревизорских методов, приемов, подходов к Проверке может и должен рационально использоваться в аудите.

Выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, сотрудничество с аудируемыми организациями

Выявление недостатков с целью их устранения и определения круга виновных лиц

Предпринимательская коммерческая деятельность

Проверка бухгалтерского учета отчетности

Проверка состояния активов организации

Горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях с клиентом

Вертикальные связи, назначение вышестоящей организацией

Платит клиент-заказчик в соответствии с договором

Платит вышестоящая организация в соответствии со штатным расписанием

Составляется аудиторское заключение для предоставления всем заинтересованным пользователям

Составляется акт ревизии и передается в вышестоящую организацию для принятия решений

Видео (кликните для воспроизведения).

Работник государственного ревизионного аппарата

Источники

Отличие аудита от финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here