Осуществление банками функций валютного контроля

Правоведение

Осуществление Банком России функции валютного регулирования и контроля

В завершение следует остановиться несколько подробнее на вопросе осуществления Банком России функции валютного регулирования и контроля. Данную функцию Банк России реализует как косвенно (экономическими средствами), так и путем издания нормативных актов.

В них, в частности, регламентируются следующие вопросы:

  • определение сферы и порядка обращения на территории Российской Федерации иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте;
  • установление правил проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте;
  • установление порядка обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаев и условий, при которых резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации;
  • установление общих правил выдачи кредитным организациям лицензий на осуществление валютных операций в рамках осуществляемой ими банковской деятельности и выдача таких лицензий;
  • установление единых форм учета, отчетности, документации и статистического учета валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядка и сроков их представления;
  • определение перечня и характера операций с природными драгоценными камнями, которые могут совершать специально уполномоченные банки.

Кроме того, Центральный банк РФ самостоятельно осуществляет все виды валютных операций.

С юридической точки зрения доминирующая роль в валютном регулировании принадлежит валютным ограничениям, которые представляют собой различного рода нормативно закрепленные ограничения прав резидентов и нерезидентов (в форме запрещения или лимитирования) при осуществлении ими валютных операций на территории государства и/или прав резидентов при осуществлении ими валютных операций за рубежом.

Одним из главных инструментов реализации валютных ограничений является лицензирование валютных операций, то есть получение предварительного разрешения органов валютного контроля (Центрального банка РФ) на совершение сделок или операций с валютными ценностями.

Такого рода лицензии могут быть разовыми, срочными, постоянными; специальными, видовыми, генеральными.

Под валютным контролем понимается комплекс нормативно

закрепленных административных (правоприменительных) и

организационных мер, осуществляемых специально уполномоченными государственными органами или иными организациями и направленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются:

  • определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
  • проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
  • проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
  • проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами.

Органами валютного контроля в Российской Федерации, помимо Центрального банка Российской Федерации (Департамента валютного контроля Банка России), являются Правительство Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации, ГТК России, Минфин России и Минэкономразвития и торговли России, МНС России, Счетная палата РФ.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля.

В частности, если Банк России является органом валютного контроля, то уполномоченные банки (банки, имеющие лицензию на совершение валютных операций) являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку РФ.

Что такое валютный контроль простыми словами

Время чтения: 5 мин.

Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Шрифт: A+ A-

В РФ для внутренних расчетов используется национальная валюта – рубль. Во внешнеторговых и иных сделках могут применяться другие валюты, например, евро, доллары, юани. Деятельность по обращению иностранных денег в рамках взаимоотношений с РФ и ее гражданами, организациями подпадает под регламентацию со стороны законодательства. Валютный контроль в банке – часть государственной политики, которая заключается в отслеживании всех валютных операций и выявлении нарушений требований нормативных актов.

Подведём итоги

Валютный контроль – это одна из главных задач государства по формированию экономического пространства для участия в нем не только граждан РФ и российских предприятий, но и зарубежных партнеров. С целью организации единой монетарной политики государство в лице уполномоченных органов проводит контроль за обращением валюты и сделками, совершенными с ее участием. Главное условие – невмешательство в дела граждан и организаций до тех пор, пока их действия не нарушают законы РФ.

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Органы, осуществляющие контроль за валютой в РФ

Несмотря на то, что государство – это главный регулятор финансовых операций, оно действует через уполномоченные органы:

  • Правительство РФ;
  • Министерство финансов РФ;
  • Центральный банк РФ;
  • Таможенный комитет;
  • органы исполнительной власти субъекта РФ.

Это – верхушка валютного контроля. Ниже находятся непосредственные исполнители законов: банки и кредитные организации. Они работают с лицами, осуществляющими операции в валюте.

При этом коммерческие банки – это не бесправные организации, которые выполняют указания клиента. У них имеются полномочия по блокировке счетов, запрете перевода денег при невыполнении требований законодательства. Поэтому, принимая на обслуживание гражданина или организацию, они в первую очередь заключают с ним договор и разъясняют все положения закона.

К органам валютного контроля относится также ФНС. Хотя ведомство выполняет в данной сфере относительно небольшой перечень функций, без его согласования невозможно проведение некоторых операций.

Что предлагают банки?

Органы валютного контроля (кредитные организации) предлагают следующие опции клиентам :

  • Оформление документов.
  • Предъявление данных и комментариев по факту запросов с таможенных структур.
  • Передача по первому требованию паспорта и прочих бумаг, среди которых договора, инвайсы, декларации и прочие. Благодаря такой опции, удается в онлайн-режиме контролировать протекание операций с валютными средствами.
  • Предоставление консультаций, касающихся функций валютного контроля.
  • Оформление и последующая рассылка писем информационного характера, задачей которых является защита от нарушений законодательства РФ.
  • Высокая скорость оформления бумаг с учетом действующих нормативных актов.
  • Оптимальная тарифная политика.

Какие валютные операции подлежат контролю?

Несмотря на то, что государство осуществляет контроль за валютными операциями, его интересуют всего 3 крупных группы:

  1. Расчеты между гражданами и организациями РФ и нерезидентами. Здесь важно соблюдать баланс и защиту прав обеих сторон сделки. Как резиденты должны понимать, что их интересы будут учтены, так и нерезидентам следует знать, что даже на территории чужого государства они смогут осуществлять экономическую деятельность.
  2. Покупка и продажа ценных бумаг, оплачиваемых в валюте. Речь идет не только о брокерской деятельности. Ценные бумаги могут выступать в качестве предмета сделки, залога и иного гражданско-правового инструмента. За их движением на территории РФ следят уполномоченные организации.
  3. Расчет в валюте по сделкам с зарубежными контрагентами.

При совершении валютных операций и резиденты, и нерезиденты должны придерживаться следующих правил:

  • все расчеты проводятся только через счета, открытые в банке, являющиеся участниками валютного контроля;
  • практически все расчеты по сделкам между гражданами РФ в валюте иностранного государства запрещены (за некоторым исключением);
  • если осуществляется внешнеэкономическая деятельность, второй участник сделки – резидент должен уведомить банк о сроках выполнения обязательств и сумме валюты, поступающей на счет;
  • если в сделке участвуют резидент и нерезидент, и последний свои обязательства не исполнил, резидент должен вернуть то, что получил по сделке;
  • при наличии необходимости совершения перевода денег резидента на счет, открытый в иностранном государстве, он должен уведомить ФНС и принести в банк уведомление с отметкой о принятии налоговой.
Читайте так же:  Валютный контроль пример

Несмотря на то, что государству фактически дана возможность следить за операциями в валюте, основным принципом валютного контроля является невмешательство. Поэтому банки в качестве контролеров могут предпринять кардинальные меры только при наличии соответствующих обстоятельств.

Как проводится контроль за операциями:

  1. Уполномоченное лицо выясняет всю информацию по операции: где, кем, на какую сумму и в какие сроки она должна быть совершена.
  2. Подготавливаются необходимые документы и осуществляется их проверка.
  3. Банк проводит операции (при необходимости, открывает дополнительный счет).
  4. Информация о сделке вносится в базы данных.
  5. В банке аккумулируются/резервируются необходимые денежные средства. После осуществления операции средства могут быть возвращены.
  6. Сделка закрывается, по ней формируется отчетность в установленной форме.

Услуги банков

Итак, вы – резидент или нерезидент, у вас предстоит серия операций в валюте. Вы обращаетесь в коммерческий банк и ждете от него содействия. Как будет развиваться ситуация?

Сначала сотрудники учреждения выясняют все обстоятельства сделки, при наличии, сумму операций и т. д.

Далее банк предоставит следующие услуги:

  • консультации;
  • оформление необходимых документов;
  • непосредственный контроль за операцией;
  • осуществление указаний клиента;
  • дополнительные сервисы (смс-оповещения, ведение сделки под ключ и т. д.).

В каждом коммерческом банке имеются свои тарифы и комплекс предлагаемых услуг. Как правило, цена на обслуживание сделки зависит от ее суммы и периодичности платежей. За каждым клиентом может быть закреплен свой менеджер.

Если валютные операции совершаются в рамках исполнения какого-либо контракта, кредитного и иного договора, он должен пройти регистрацию в обслуживающем банке. После того как резидент или нерезидент принял решение о том, что он переходит на обслуживание в другой банк, все обязательства по контракту выполнены. Он должен снять его с учета, предоставив соответствующие документы.

При проведении любой операции с валютой клиент должен предоставить в банк определенный пакет документов. Как минимум, расчетный документ по операции.

Однако банк может отказать в принятии этого документа и, соответственно, в осуществлении/принятии платежа, иного распоряжения клиента, если в документе будут неточно заполнены сведения о предполагаемой операции.

Итоги

Получается, что валютный контроль в банке — комплекс процедур, которые становятся частью обычной сделки и проводятся для защиты интересов государства в валютной и внешнеэкономической деятельности.

Валютное регулирование и таможенно-банковский контроль: Практические вопросы, перспективы развития

Валютный контроль: регулирующий орган и группы операций

В ФЗ о валютном контроле в банке выделяется три типа сделок :

  • Сделки с применением денег другой стороны. К данной категории относятся простейшие транзакции, среди которых расчеты с поставщиками из других стран, обмен валют и прочие. Здесь подключаются органы валютного контроля.
  • Финансовые транзакции между гражданами РФ и нерезидентами страны. При оформлении сделки с жителем другого государства органы валютного контроля заинтересованы в корректности проводимых сделок, а также защите интересов страны. Это связано с тем, что отсутствие контроля является одной из причин развития теневой экономики и потере капитала.

Читайте также — Расчетно-кассовый счет: закон, виды операций, услуги

  • Операции с применением внутри- и внешнегосударственных ценных бумаг. Здесь принцип тот же, что в сделках между резидентами и нерезидентами. Если активы номинированы в денежных единицах другой страны, валютный контроль банка является обязательным.

Главным органом валютного контроля выступает ЦБ РФ. Если говорить точнее, в России такие функции возлагаются на ряд учреждений:

  • Правительство РФ.
  • ЦБ РФ.
  • Федеральную службу ФБН.
  • Уполномоченные банки, которые отчитываются банку России.

Главная роль возлагается на Правительство РФ, которое выполняет свои функции через ЦБ страны. Функции валютного контроля берет на себя и служба финансово-бюджетного надзора. Что касается рядовых граждан, а также ИП и компаний, они взаимодействуют с агентами — структурами, которые осуществляют непосредственную проверку с учетом законодательства РФ.

На территории России к агентам стоит отнести :

  • Финансово-кредитные организации, которые подчинены ЦБ РФ.
  • Небанковские структуры. К этой категории относятся ФНС, различные регистраторы и прочие.

Валютный контроль – что это?

В РФ действует Федеральный закон № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле». Основной целью данного нормативного акта является реализация единой политики государства в сфере валютного обращения и сохранение устойчивости рубля как национального способа расчета.

В сфере валютного контроля необходимо различать 2 вида субъектов:

  1. Резидент – гражданин РФ, организация, зарегистрированная на территории России, иностранный гражданин, постоянно или преимущественно проживающий в РФ (не менее 183 дней в году).
  2. Нерезиденты – граждане и организации, относящиеся к иностранному государству.

В зависимости от принадлежности к одному из 2 вышеперечисленных субъектов, со стороны государства (в лице уполномоченных органов) производится контроль за валютными операциями.

Законодательство о валютном обращении весьма либерально. Несмотря на то, что уполномоченные органы вправе осуществлять контроль за операциями нерезидентов, они не могут открыто, беспричинно вмешиваться в деятельность иностранных граждан и организаций.

Особенностью валютных законов является то, что их нормы носят не декларативный характер, а регламентируют правовые отношения в рамках и на условиях рыночной экономики.

Ссылка на документ: Федеральный закон № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Читайте так же:  Налог на землю для инвалидов 2 группы

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Читайте так же:  Налоговая отчетность по упрощенной системе налогообложения

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Валютный контроль в банке: что это?

Валютный контроль в банке и государстве в целом — комплекс мер, направленных на обработку валютных сделок с целью соблюдения требований законодательства в секторе денежного оборота.

Если исходить из общегосударственного уровня, к основным мерам можно отнести :

  • Оформление лицензий на осуществление тех или иных валютных сделок.
  • Регулирование покупок и платежей в зарубежной валюте на территории РФ.
  • Контроль перемещения денег через границу.
  • Проверка экспортно-импортных операций.

Какие функции возлагаются на агентов?

Главные функции валютного контроля заключаются в обеспечении законности проведения операций с валютой, а также исключение негативного воздействия валютных операций на финансовый рынок страны. Алгоритм следующий:

  • Готовятся бумаги, которые бы подтверждали законность проводимой операции. При этом пакет требуемых документов может различаться (здесь многое зависит от типа сделки).
  • Орган валютного контроля (в частном случае — агент) проводит сделку. При осуществлении таких транзакций часто требуется оформление одного или нескольких расчетных счетов.
  • Все бумаги проверяются на достоверность.
  • Открывается паспорт валютной операции.
  • Данные о сделке проходят регистрацию во всех реестрах и базах данных.
  • Происходит возвращение резерва и закрытие операции.
  • Создается отчет по сделке.

Цель семинара: ознакомить слушателей с последними изменениями в валютном, таможенном и налоговом законодательстве, проанализировать типичные нарушения, выявляемые в ходе проверок банков, предоставить участникам возможность обсудить текущие проблемы с докладчиками

Категория слушателей: руководители подразделений, осуществляющих валютный контроль, международные операции

1. Кредитные организации как агенты валютного контроля:

– разрешенные операции с иностранной валютой и ценными бумагами, выраженными в иностранной валюте. Нормативные акты Банка России, устанавливающие порядок проведения валютных операций, связанных с движением капитала;

– валютный контроль за операциями, связанными с экспортом, импортом товаров, работ, услуг, результатами интеллектуальной деятельности. Права и обязанности уполномоченных банков при проведении расчетов. Документы валютного контроля, подтверждающие документы. Проблемные вопросы. Регулирование валютных операций при поставках товаров, оказании услуг и производстве работ без ввоза на территорию Российской Федерации. Соотношение законодательства о лизинге и валютном регулировании. Производство строительных работ за рубежом, отсрочка поступления валютной выручки и проблемы валютного контроля (отсрочки поступления валютной выручки) при экспорте товаров, при исполнении договоров международного строительного подряда. Особенности валютного контроля при аккредитивной форме расчетов (Инструкции Банка России и ГТК № 86-И и № 91-И, Положения Банка России № 157-П и № 39). Обязанность уполномоченного банка информировать о нарушениях валютного законодательства, особенности информирования в отношении операций физических лиц (Положение Банка России № 39, Указание Банка России

№ 500-У, Инструкции № 83-И, № 101-И). Валютные операции при осуществлении доверительного управления;

– регулирование операций, связанных с покупкой и продажей иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Полномочия резидентов и нерезидентов. Особенности валютного контроля при осуществлении обязательной и обратной продаж. Льготы по обязательной продаже, установленные Федеральным законом №192-ФЗ. Особенности валютного контроля при осуществлении покупки иностранной валюты. Новые требования к открытию и возврату депозита при покупке иностранной валюты. Практические вопросы (Инструкция Банка России № 7, Указания Банка России № 383-У, № 721-У, № 1223-У);

– регулирование переводов иностранной валюты и рублей Российской Федерации физическими лицами, в том числе наличными деньгами. Подтверждающие документы, контроль уполномоченных банков;

– валютное регулирование инвестиционной деятельности резидентов, в том числе операций с ценными бумагами. Практика применения Положения Банка России №142-П;

– валютный контроль уполномоченных банков при открытии счетов за рубежом.

2. Проверка операций с иностранной валютой:

– проверка соответствия выполняемых банком валютных операций ввиду выданной ему лицензии;

– соблюдение правовых основ открытия и ведения валютных счетов клиентов;

– осуществление банком контроля за соблюдением резидентами–юридическими лицами порядка обязательной продажи и покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;

– выполнение банком функций агента валютного контроля;

Видео (кликните для воспроизведения).

– выполнение операций на валютной бирже;

– операции с наличной валютой;

– качество валютного кредитного портфеля;

– операции на срочном валютном рынке;

– соблюдение правил бухгалтерского учета операций с иностранной валютой;

– оценка достоверности отчетности;

– характерные нарушения и недостатки в ведении операций с иностранными валютами;

– основные законодательные документы РФ и нормативные акты Банка России.

3. Актуальные вопросы таможенно-банковского контроля. Порядок осуществления корректировки в документах валютного контроля. Порядок осуществления расчетов по внешнеторговым сделкам, предусматривающим приобретение и продажу товаров за рубежом без ввоза на таможенную территорию Российской Федерации (Инструкции Банка России № 86-И, № 91-И (с последующими изменениями и дополнениями), Положение Банка России № 214-П).

4. Контроль уполномоченных банков за внешнеэкономическими операциями их клиентов. Подозрительные сделки. Ввоз в РФ и вывоз из РФ российской и иностранной валюты.

5. Таможенно-банковский валютный контроль (ТБ ВК):

– технология валютного контроля в рамках ТБ ВК;

– нормативное регулирование валютных и бартерных экспортно-импортных операций;

– особенности оформления товаров по сделкам, предусматривающим товарообменные операции (смешанные сделки);

– новое в нормативной базе внешнеэкономических операций;

– ограничения и их особенности;

– существующая практика технологий систем контроля;

– анализ упущений и нарушений, сопутствующих осуществлению экспортно-импортных операций и бартерных сделок;

– виды и формы нарушений, признаки и их квалификация. Комментарии к Инструкции ГТК и ЦБ РФ № 86-И от 13.10.1999 г.;

– комментарий к Инструкции Банка России № 91-И от 04.10.2000 г.;

– новый Таможенный кодекс – иные взаимоотношения таможни и бизнеса.

Читайте так же:  Налоговые санкции за неуплату налога

6. Учет и отчетность. Методические особенности формирования отчетности:

– движение наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте (форма № 601);

– некоторые виды валютных операций (форма № 602);

– перевод средств в иностранной валюте за импортируемые товары (форма № 606);

– оплата иностранными инвесторами участия в уставном (складочном) капитале организаций-резидентов;

– привлечение и погашение резидентами РФ финансовых кредитов и займов от нерезидентов на срок свыше 180 дней;

– движение средств в иностранной валюте на транзитные валютные счета резидентов;

– движение средств по специальным транзитным валютным счетам резидентов (форма № 618);

– комментарии к Инструкциям ГТК и ЦБ РФ № 83-И от 28.06.1999 г. и № 86-И от 13.10.1999 г.;

– комментарий к Инструкции № 91-И от 04.10.2000 г.;

– комментарий к Инструкции № 93-И от 12.10.2000 г.;

– комментарии к Инструкциям ЦБ РФ № 100-И от 29.08.

2001 г. и № 101-И от 10.09. 2001 г.;

– практические вопросы и перспективы развития.

7. Валютно-обменные операции. Регулирование и перспективы развития.

8. Актуальные вопросы регулирования валютных операций, связанных с движением капитала:

– проблемные вопросы, связанные с валютным контролем за сделками по движению капиталов в условиях введения моратория на движение капитала;

– анализ конкретных ситуаций, связанных с получением резидентами разрешений ЦБ на совершение капитальных операций;

– комментарий к изменениям и дополнениям в Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», внесенным Федеральным законом «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики»;

– неурегулированные вопросы валютного законодательства и возможные пути их устранения.

9. Регулирование валютных операций с ценными бумагами:

– определение ценных бумаг как валютных ценностей;

– регулирование Банком России валютных операций с ценными бумагами;

– порядок расчетов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации при осуществлении валютных операций с ценными бумагами;

– порядок использования резидентами векселей, вексельная сумма которых выражена в иностранной валюте;

– использование в расчетах чеков в иностранной валюте;

– проведение кредитными организациями операций с ценными бумагами;

– порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из нее ценных бумаг.

10. Практические вопросы налогообложения:

– курсовые разницы по валютным операциям кредитных организаций;

– операции с драгоценными металлами.

11. Практика проверок банков. Контроль за соблюдением коммерческими банками валютного законодательства со стороны Московского ГТУ ЦБ РФ. Типичные нарушения, выявляемые в ходе проверок.

12. Внутренний валютный рынок России: анализ и оценка ситуации. Оценка эффективности, ликвидности, состава участников. Оперативная отчетность по внутреннему валютному рынку, предоставляемая коммерческими банками в Банк России.

Модели организации валютного контроля в банке

Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. № 7-8 (июль-август) за 2003 год.

В. Гузеватая, независимый эксперт

В продолжение предыдущей статьи «Об организации валютного контроля в банке» рассмотрим некоторые модели организации валютного контроля в среднем и крупном банках, построенные с учетом рисков, принимаемых на себя банком в каждом конкретном случае в зависимости от факторов, влияющих на организацию процесса валютного контроля.

Централизация функций агента валютного контроля

Разграничение функций валютного контроля за операциями физических и юридических лиц

Организация валютного контроля при наличии у банка дополнительных офисов

Структура подразделения валютного контроля

Функции банков как агентов валютного контроля

Банки как агенты валютного контроля выполняют следующие функции:

– контроль за соответствием проводимых клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства;
– контроль за предоставлением клиентами документов по валютным операциям;
– регистрация паспортов сделок;
– приостановление операций по счетам клиентов на сумму, по которой не представлена документация о проводимых операциях;
– уведомление органов валютного контроля о поступлении клиентам денежных средств по валютным операциям, которые проводятся с нарушением законодательства.

Для осуществления банками функций валютного контроля, клиенты должны предоставлять в зависимости от вида операций различные документы. К таким документам относятся: при расчетах по экспорту или импорту – внешнеэкономический договор и паспорт сделки, либо его копия, приложение к паспорту сделки или внешнеторговой операции; при посреднических операциях – договор комиссии или договор поручения; при операциях займа – договор займа и расчет процентов за пользование займом, а также различные документы по другим валютным операциям в соответствии с валютным законодательством.

В процессе исполнения функций агента валютного контроля, банк обязан получить документы, относящиеся к проводимой операции и оценить порядок проведения операции по различным параметрам на соответствие представленным документам. Возможны различные варианты нарушений и действий банка. Так, банк вправе приостанавливать операции по открытым у него счетам на сумму не представленных документов. При поступлении клиенту денежных средств по валютной операции с нарушением валютного законодательства, банк по факту нарушения не позднее следующего дня направляет в Комитет государственного контроля для уведомления формуляр учета поступления денежных средств по данной операции.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля

Дата публикации: 29.02.2016 2016-02-29

Статья просмотрена: 4317 раз

Библиографическое описание:

Хаматханов И. Б. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 531-533. — URL https://moluch.ru/archive/109/26494/ (дата обращения: 20.02.2020).

В статье анализируется правовое положение уполномоченных банков как агентов валютного контроля. Делается вывод о том, что правовой статус уполномоченных банков характеризуется сочетанием публичных и частных начал, поскольку, с одной стороны, уполномоченные банки выступают субъектами государственного финансового контроля, а с другой — участниками гражданского оборота.

Ключевые слова: валютный контроль, валютная политика, уполномоченный банк, валютная операция, валютное законодательство.

В соответствии с действующим законодательством статус агентов валютного контроля имеют уполномоченные банки, не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», таможенные органы и налоговые органы.

Агенты валютного контроля участвуют в реализации публично-правовой функции, направленной на обеспечение законности и правопорядка в валютной сфере посредством проведения контрольно-надзорных мероприятий. Для достижения законодательно поставленных перед ними целей они наделены определенными властными полномочиями. В частности, агенты валютного контроля, так же как и органы валютного контроля, правомочны:

 проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами правовых норм, регулирующих валютные отношения;

 проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

 получать информацию об открытии и ведении валютных счетов, в том числе банковских счетов, открытых в зарубежных банках;

 истребовать подтверждающие документы и информацию при осуществлении валютных операций в установленном порядке.

При этом необходимо учитывать, что агенты валютного контроля имеют право истребовать только те документы, которые имеют непосредственное отношение к проводимой валютной операции.

Агенты валютного контроля вправе потребовать от резидентов и нерезидентов представления:

 надлежащим образом заверенные переводы документов, содержащих информацию на иностранном языке;

 ранее представленных документов в случае внесения в них изменений;

 ранее представленных документов в случае их утраты вследствие непреодолимой силы.

Читайте так же:  Торговый сбор за неполный квартал

Выполнение функций агентов валютного контроля возложено на субъектов, имеющих разный правовой статус. Рассмотрим особенности правового положения уполномоченных банков как агентов валютного контроля.

Уполномоченными банками признаются кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте [1]. Практически все расчеты по валютным операциям должны осуществляться в уполномоченных банков, что, по мнению И. В. Хаменушко, является ключевым положением, позволяющим охватить валютным контролем максимальное количество валютных операций [2].

Данное законодательное ограничение не противоречит дозволительному типу правового регулирования, закрепленному в актах валютного законодательства. Резиденты и нерезиденты имеют право свободно совершать любые валютные операции при посредстве уполномоченного банка. Уполномоченный банк может выступать в качестве стороны сделки либо являться посредником при проведении расчетов по валютным операциям.

Уполномоченные банки имеют двойственную правовую природу. С одной стороны, они, являясь агентами валютного контроля, выполняют функцию, не свойственную другим коммерческим организациям. Осуществляя контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов валютного регулирования, они участвуют в реализации валютной политики Российской Федерации, являются важнейшим элементом механизма обеспечения финансовой безопасности государства [3].

Уполномоченные банки в целях осуществления функций агентов валютного контроля законодательно наделены широким кругом публично-правовых полномочий. Возникающие при осуществлении валютного контроля общественные отношения имеют публично-правовой характер. Между резидентами-нерезидентами и уполномоченными банками возникают отношения неравенства, поскольку последние являются составной частью системы государственного финансового контроля. В связи с чем финансово-правовой статус уполномоченных банков характеризуется таким признаком, как публичность, которая находит свое отражение в их правах и обязанностях, образующих фактически публичное правомочие. Например, уполномоченные банки, с одной стороны, имеют право запрашивать документы, связанные с проводимой валютной операцией, с другой — обязаны это делать. Более того, в случае непредставления документов либо представления недостоверных документов, они обязаны отказать в осуществлении валютной операции.

В то же время, с другой стороны, уполномоченные банки могут выступать в валютных правоотношениях и как хозяйствующие субъекты, совершающие, например, гражданско-правовые сделки с иностранной валютой от своего имени или от имени своих клиентов. В таких отношениях преобладает диспозитивность, равенство сторон, нацеленность на реализацию, как частных, так и публичных интересов. Например, удовлетворяя потребности клиентов в иностранной валюте, уполномоченные банки содействуют развитию предпринимательской деятельности и одновременно способствуют достижению целей государственной валютной политики путем установления справедливого рыночного курса иностранной валюты, стабильности внутреннего валютного рынка.

Конечно, каждый уполномоченный банк осуществляет валютный контроль только в отношении своих клиентов, проводящих валютные операции. Но сведения об этом направляются в установленном законом порядке в Банк России, что позволяет сформировать достаточно полную статистическую базу валютных операций, подпадающих под юрисдикцию России.

Реализую властные полномочия, уполномоченные банки как агенты валютно контроля в своей деятельности в основном используют метод наблюдения. Правомочиями по проведению проверок резидентов и нерезидентов они не обладают (соответственно, проверки соблюдения норм актов валютного законодательства и актов валютного регулирования проводить не могут).

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля обязаны в установленном ЦБ РФ порядке передавать соответствующую информацию таможенным и налоговым органам как агентам валютного контроля, Банку России как органу валютного контроля.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля обладают рядом юрисдикционных полномочий в отношении своих клиентов — резидентов и нерезидентов, а именно, уполномоченный банк обязан:

 вернуть клиентам — резидентам и нерезидентам неправильно оформленные документы валютного контроля для устранения ошибок;

 отказать клиентам — резидентам и нерезидентам в совершении валютной операции в случае непредставления документов валютного контроля или представления документов с недостоверными данными.

И. В. Хаменушко обращает внимание на правовую коллизию, сложившуюся между нормами Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле» и Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И (ред. от 11.06.2015) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» [4]. Законодательно закреплен запрет на совершение всех видов валютных операций. Подзаконным актом Банка России определено, что уполномоченный банк отказывает в совершении валютной операции только клиенту-резиденту, запрет распространяется только на операции, связанные со списанием средств с банковских счетов клиента-резидента.

Данная правовая коллизия должна быть разрешена, на наш взгляд, путем внесения изменений в Инструкцию Центрального банка Российской Федерации. Недопустимо подобное вольное толкование положений федеральных законов. Потому что, во-первых, федеральные законы согласно Конституции Российской Федерации обладают высшей юридической силой; во-вторых, только уполномоченные банки в отличие от других агентов валютного контроля осуществляют предварительный валютный контроль, и ограничение их деятельности препятствует эффективному выполнению возложенных на них публично-значимых функций. Российская практика показывает, что чем больше отдельных нормативных правовых актов, тем больше вероятность возникновения противоречий между ними [5].

Учитывая, что уполномоченные банки являются наиболее многочисленной группой агентов валютного контроля среди других агентов валютного контроля, именно на них возлагается основная нагрузка в работе всей системы валютного контроля государства, и, следовательно, роль уполномоченных банков во всей системе представляется решающей [6].

В случае невыполнения либо ненадлежащего выполнения полномочий агентов валютного контроля уполномоченные банки несут ответственность, предусмотренную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Правовой статус уполномоченных банков характеризуется сочетанием публичных и частных начал, что обусловлено рядом обстоятельств, а именно:

 возложением на уполномоченных банков как субъектов государственного финансового контроля выполнения ряда публично-правовых полномочий;

Видео (кликните для воспроизведения).

 участием уполномоченных банков в гражданском обороте путем заключения гражданско-правовых сделок с различными коммерческими и некоммерческими организациями.

  1. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле»// Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4859; Собрание законодательства РФ. 2015. № 27. Ст. 4001.
  2. См.: Хаменушко И. В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: учеб.- практ. пособие. М.: Норма, 2013.
  3. См.: Мирошник С. В. Финансовая система России и мегарегулятор: осмысление новой финансово-правовой реальности// Банковское право. 2015. № 3.
  4. См.: Хаменушко И. В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: учеб.- практ. пособие. М.: Норма, 2015.
  5. Мирошник С. В. Страховой надзор как правовая категория// Северо-Кавказский юридический вестник. 2013. № 3.
  6. Степанченко А. В. Роль уполномоченных банков в обороте иностранной валюты на территории Российской Федерации // Бизнес, Менеджмент и Право. 2012. № 2. С. 25–29.

Источники

Осуществление банками функций валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here