Особенности организации валютного контроля отдельных групп товаров

Валютный контроль при импорте товаров и услуг

Игнорирование или нарушение валютного законодательства влечет для импортеров серьезные риски. Помимо трудностей с оформлением товара на таможне, оплаты за поставку, предприниматель получит и штрафы от агентов валютного контроля. В связи с последними изменениями КоАПП их размер существенно вырос.

Цель валютного контроля при импорте

«Правила игры», установленные государством, необходимы для контроля финансовых средств, уходящими за рубеж. Агенты валютного контроля должны отслеживать обоснованность каждой финансовой транзакции, чтобы пресечь фиктивные деньги и попытки вывода денег по подставным документам (когда товар оплачивается, но не поставляется).

Именно для этого при сумме сделки более 3 миллионов рублей (для сравнения: при экспорте «порогом» считаются 6 миллионов рублей) необходимо ставить контракт на учет в уполномоченном банке. И уже банк, в свою очередь, сверяет сумму, отправленную за рубеж (и дату платежа) с информацией от таможенной службы о стоимости импортируемых товаров, сроках их доставки в Россию. Любые расхождения – повод для подозрений в нарушении валютного законодательства.

Процедура валютного контроля при импорте товаров и услуг рассмотрена в инструкции Центробанка № 91-И. Она включает в себя все операции, связанные с импортом, за исключением:

  • поставок товара на условиях лизинга, если контрагент не является резидентом РФ;
  • ввоза товара на условиях строительного подряда, когда стоимость материалов включается в стоимость работ (то есть оплачиваются услуги, а товар отдельно – нет);
  • финансовых операций с участием векселей, которые не касаются поставок товаров.

Каждый этап имеет свои особенности. Информирование о процедуре валютного контроля позволяет не совершать ошибок при проведении внешнеторговых сделок.

Особенности организации валютного контроля в РФ.doc

В случаях если нормативным актом Банка России установлено требование о формировании и ведении в электронном виде баз данных банк ПС самостоятельно устанавливает порядок формирования и ведения баз данных, ведомость может формироваться банком ПС в автоматизированном режиме на основании информации, содержащейся в этих базах данных.

Информация, содержащаяся в документах, представляемых резидентом в банк ПС, вносится банком ПС в ведомость в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты представления указанных документов.

Банк ПС формирует раздел VI ведомости в день внесения в нее информации в соответствии с пунктом 3.3 Положения и обновляет указанный раздел не реже одного раза в месяц в случае установления требования о резервировании в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

В целях представления резидентом ведомости органам валютного контроля на основании письменного заявления резидента, составленного в произвольной форме, банк ПС передает резиденту ведомость на бумажном носителе не позднее рабочего дня, следующего за датой получения указанного в настоящем пункте заявления резидента.

После передачи резиденту ведомости на бумажном носителе ответственным лицом банка ПС на указанном заявлении резидента проставляется отметка о получении резидентом ведомости, и заявление резидента помещается в досье по паспорту сделки.

Передаваемая резиденту ведомость должна быть подписана ответственным лицом банка ПС и заверена печатью банка ПС.

Одновременно с закрытием досье по паспорту сделки в порядке, установленном нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок, банк ПС формирует ведомость на бумажном носителе, заверяет и помещает ее в досье по паспорту сделки.

2.2 Валютный контроль импортных операций

Наряду с «невозвратом» валютной выручки по экспортным контрактам отток валютных ресурсов происходит зачастую в форме авансовых платежей под импортные контракты без последующей поставки товаров и услуг.

Некоторое сдерживающее действие оказывает введенный порядок, когда условием платежа при осуществлении международных расчетов по импортным контрактам является обязательное представление российскими предприятиями в уполномоченный банк товарораспорядительных документов, подтверждающих отправку товаров в Россию.

Механизм контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары, также как и валютный контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, делает важным звеном валютного контроля коммерческие банки и усиливает роль ЦБ РФ.

Система валютного контроля по импортным операциям устанавливает контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары и вводится в целях обеспечения соответствия суммы средств в иностранной валюте, переведенной в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных в РФ товаров. Действие системы валютного контроля распространяется на:

а) валютные операции в отношении товаров, которые ввозятся в РФ в соответствии с таможенными режимами «выпуск для свободного обращения» и «реимпорт»;

б) сделки, по которым расчеты полностью или частично предусмотрены в иностранной валюте.

Базовым документом валютного контроля является паспорт импортной сделки (ПСи), который оформляется импортером в банке импортера и содержит основные условия внешнеторгового контракта.

С предоставлением в банк импортера ПСи импортер принимает на себя ответственность перед органами и агентами валютного контроля за полное соответствие сведений, приведенных в ПСи, условиям контракта, а также за поступлением в РФ товаров в полном объеме и в сроки, не превышающие 180 дней между днем оплаты и датой таможенного оформления. При невозможности поставки товаров импортер обязан возвратить в установленные контрактом сроки на указанный в ПСи текущий валютный счет импортера суммы предоплаты, которая ранее была переведена иностранной стороне. В случае невыполнения условий поставок товаров или невозврата валюты они несут ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, переведенной в оплату товаров. Однако штраф не налагается в случаях, когда форс-мажорные обстоятельства документально подтверждены.

Банк импортера после проверки соответствия данных ПСи условиям контракта подписывает экземпляры ПСи. Первый экземпляр возвращается импортеру, второй — служит основанием для открытия банком импортера досье, в котором он помещается для хранения вместе с другими документами.

Таким образом, всё, указанное выше, позволяет сделать вывод о том, что развитие рыночной экономики в современной России, её постепенная интеграция в мировой хозяйство и международные валютно-финансовые организации, последовательная децентрализация внешнеэкономических связей российских предприятий с зарубежными предприятиями делают крайне актуальными знания механизма регулирования валютных отношений на территории России и за её пределами.

Читайте так же:  Налоговый вычет за образование ребенка список документов

ГЛАВА 3. ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ

В данной главе будут рассмотрены такие основные направления воздействия механизма государственного валютного контроля, как:

  1. воздействие на макроэкономическую ситуацию;
  2. влияние на поведение хозяйствующих субъектов;
  3. социальные последствия применения государственного валютного контроля.
    Механизм воздействия системы государственного валютного контроля на макроэкономическую ситуацию является близкой аналогией воздействию на последнюю количественных ограничений импорта (квотирования). Последствия для национальной экономики в целом валютного контроля можно представить как последствия введения импортных квот, которые распространены также и на предоставление кредитов за границу. Говорить о том, что импортная квота также негативна, как и импортный тариф не приходится, то же самое и с валютным контролем: валютные ограничения имеют отрицательный эффект, похожий на действие единого налога на все международные сделки.

Что касается влияния использования государством валютного контроля на поведение отдельных хозяйствующих субъектов, то можно отметить то, что в условиях жесткого государственного валютного контроля предприятия и организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, либо прекращают развивать данное направление, либо идут на нарушения государственного валютного законодательства. Это происходит вследствие снижения нормы прибыли из-за роста издержек обращения, снижения конкурентоспособности импортных товаров из-за повышения цен, отказа иностранных партнеров сотрудничать с отечественными фирмами из-за задержки платежей, вызванных прохождением административных процедурами государственного валютного контроля.

Относительно социальных последствий можно отметить, что на практике различные режимы валютного контроля сопровождается большими социальными издержками. Чтобы получить право покупать иностранную валюту, хозяйствующие субъекты должны пройти процедуру подачи заявки и тем самым доказать, что покупка валюты попадает в статью разрешенных категорий сделок. Так, импорт необходимых материалов для предприятий, без которых они работали бы не в полную мощность, относится к разряду приоритетных при получении права на покупку иностранной валюты в отличие от импорта дополнительных предметов потребления или вкладов на депозиты в иностранных частных банках.

Столкновение интересов государства и предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, ведет к возникновению следующих конфликтных ситуаций:

а) увеличение сроков оплаты и, соответственно, сроков поставки товаров и услуг, оплата за которые производится в валюте, из-за необходимости обязательного прохождения достаточно большого количества процедур оформления валютных сделок. Это ведет к увеличению сроков оборота финансовых и материальных средств, что, в свою очередь, ведет к снижению общего уровня экономической рентабельности внешнеэкономической деятельности;

б) так как отечественные производители заинтересованы в привлечении иностранных инвестиций, то правительства не желают упускать возможности пополнения госбюджета посредством не только налогового обложения иностранных инвестиций и процентов по ним, но и за счет сборов при прохождении валютного контроля;

в) крупный частный бизнес, желая перевести достаточно большие суммы в валюте за рубеж, часто обходит валютное законодательство, что не только негативно влияет на макроэкономическую ситуацию в стране (падение курса национальной валюты), но и вынуждает государство постоянно повышать расходы из госбюджета на корректировку нормативно-правовой базы и на обеспечение соблюдения последней резидентами.

Несмотря на возросшую эффективность таможенно-банковского валютного контроля сложной остается тема утечки капитала. Из-за снижения поступления экспортной валютной выручки произошло значительное снижение предложения валюты на внутреннем валютном рынке, повлекшее за собой резкие биржевые колебания курса рубля к доллару, дезорганизацию механизма курсообразования и нарушения всей платежно-расчетной системы в сфере внешней торговли.

При дефиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала из страны может стать основным фактором, генерирующим ухудшение состояния платежного баланса и подрывающим усилия властей по укреплению российской валюты.

Наиболее значительная часть капитала уходит за рубеж по внешнеторговым операциям в виде не репатриации экспортной валютной выручки, не поступления товаров и услуг в счет погашения авансовых платежей по импорту, занижения цен по экспорту и завышения цен по импорту. Поэтому необходимо обеспечить полноту и своевременность поступления на счета в уполномоченных банках экспортной валютной выручки и одновременно создать такой механизм регулирования валютного рынка, который отсекал бы возможность спекулятивного давления на курс национальной валюты. Обеспечить это важно, учитывая переход к политике плавающего курса рубля, определяемого исключительно параметрами предложения и спроса на биржевом валютном рынке.

Точная оценка масштабов вывоза капитала из России крайне сложна из-за того, что многие его составляющие нигде не учитываются. По приблизительным оценкам, чистый отток капитала из России с начала проведения экономических реформ вплоть до начала нынешнего столетия составлял в среднем не менее 18-24 млрд. долл. ежегодно. Эти оценки следует признать весьма консервативными, поскольку они фактически учитывают лишь данные ЦБ РФ по официальному вывозу капитала.

Однако если учесть, что за рамками официальной статистики остаются весьма значительные суммы от нелегальных схем вывоза капитала, то картина представляется совсем иная.

По мнению большинства российских экономистов, общий отток капитала из нашей страны с начала 90-х гг. по настоящее время превысил 250 млрд. долл. Эта величина представляется наиболее обоснованной. В ней учитываются:

  • в рамках статьи «Чистые ошибки и пропуски» вывоз составил 50-70 млрд. долл.;
  • непоступление экспортной выручки и непогашение импортных авансов
    привело к утечке 60-70 млрд. долл.;
  • вложения в наличную иностранную валюту (сбережения российских граждан в иностранной валюте) составили 40 — 80 млрд. долл.;
  • около 70 млрд. долл. было вывезено в рамках каналов, неконтролируемых официальной статистикой.

В последнее время наблюдается тенденция к некоторому снижению величины вывозимого капитала. Пик вывоза пришелся на 1991-1994 гг., причем он не отражен в официальной статистике в связи с отсутствием на тот период эффективных механизмов валютного контроля. За это время по оценкам экспертов было вывезено не менее 100 млрд. долл., по 20-40 млрд. ежегодно. В 1995-1997 гг. объемы вывоза снизились до 20-30 млрд. долл., а в 1998-2000 гг. — до 10-25 млрд. долл., 2003г. — 17,2-21,7 млрд. долл. В 2010 этот показатель составил 38,3 млрд. долл., резко увеличившись в последнем квартале сразу на 22,7 млрд.

Наиболее опасные для экономики страны нарушения валютного законодательства связанны с оттоком валютных средств за рубеж. Поэтому ЦБ РФ создал систему валютного контроля за совершением внешнеторговых сделок и обеспечением взаимодействия участвующих в нем органов и агентов валютного контроля.

Читайте так же:  Налог на роскошь автомобили юридические лица

На сегодняшний день таможенно-банковским валютным контролем охвачено до 80% экспортных операций и большинство импортных. Это единственная в стране система сплошного автоматизированного контроля, включающая 9 тыс. банков, 156 таможен, 750 постов. Действенность существующих технологий подтверждается снижением процента непоступления экспортно-валютной выручки (9% в 1995 году, 7% — 1996, 6% — 1997, 5% — 1998, 3% — 2003, 2010 — 0,9 %).

«Особенности организации валютного контроля отдельных групп товаров»

Нужна курсовая работа по организационному развитию. Готовая работа уже есть, но препод не принял. Надо добавить практические примеры ОБЯЗАТЕЛЬНО! Еще нужно вывод переделать. Переделать до завтрашнего утра! Заплачу больше за срочность.

  • Бесплатные корректировки
  • Шпаргалки в подарок!
  • Предоплата всего 25%
  1. Главная
  2. Заявки
  3. Особенности организации валютного контроля отдельных групп товаров

Тип: Курсовая работа

Предмет: Организационное развитие

Стоимость: 900 РУБ

Тип: Курсовая работа

Предмет: Организационное развитие

Стоимость: 1000 РУБ

Тип: Курсовая работа

Предмет: Организационное развитие

Стоимость: 1100 РУБ

Тип: Курсовая работа

Предмет: Организационное развитие

Стоимость: 900 РУБ

Тип: Курсовая работа

Предмет: Организационное развитие

Стоимость: 1100 РУБ

Тип: Курсовая работа

Предмет: Организационное развитие

Стоимость: 1000 РУБ

Тип: Курсовая работа

Предмет: Организационное развитие

Стоимость: 900 РУБ

Тип: Курсовая работа

Предмет: Организационное развитие

Стоимость: 1000 РУБ

Выбрать тему курсовой работы — половина дела. А вот грамотно обосновать актуальность выбранной темы — это залог успеха курсовой уже на начальном этапе. Тем более что наличие актуальности считается одним из основных требований ГОСТа к содержанию и оформлению курсовой.В нашей статье мы подробно рас.

Почему грамотное оформление содержания курсовой работы так важно? На оценку влияют как форма, так и содержание курсовой. Беглый просмотр содержания должен давать общее представление о работе и решаемых в ней задачах. Более того, содержание – почти первое, что видит научный руководитель при провер.

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Особенности организации валютного контроля в РФ.doc

С конца 1991 г. начался второй этап в развитии системы валютного регулирования и валютного контроля, характеризующийся преобладанием еще более либеральных подходов к определению как сущности валютного законодательства, так и механизмов осуществления контроля за валютными операциями.

В 1992 г. вступает в силу Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле в РФ», который устанавливает принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности резидентов и нерезидентов, а также ответственность за нарушение актов валютного законодательства РФ. Этот закон упразднил монополию Внешэкономбанка на проведение операции с иностранной валютой. Коммерческие банки получили право осуществлять валютные операции, регулируемые Минфином РФ и ЦБ РФ наряду с регулированием внешнеэкономической деятельности.

Третий этап развития системы валютного контроля ознаменовался принятием 10 декабря 2003 г. Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», заложившего новые, отвечающие динамичному развитию российской экономики принципы и механизм валютного контроля.

Законом предусмотрены основания введения ограничений на осуществление валютных операций: предотвращение сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, поддержание устойчивости платежного баланса РФ, а также их отмена по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Характерные для последних нескольких лет развития российской экономики стабилизация курса национальной валюты и рост золотовалютных резервов послужили предпосылками к пересмотру сроков снятия ограничений на осуществление валютных операций, а именно их переносу на более ранний период, что соответствует требованиям Международного валютного фонда и отвечает направлениям валютной политики России, в том числе в связи с предстоящим вступлением в ВТО.

Таким образом, оценивая результаты формирования системы валютного контроля, можно с уверенностью сказать, что благодаря постепенному, поэтапному переходу от разрешительного порядка осуществления валютных операций к уведомительному, перестройка системы валютного регулирования и валютного контроля является примером наиболее удачного проведения реформ в России.

ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ВЭД В РОССИИ

2.1 Валютный контроль экспортных операций

Положения валютного законодательства РФ о контроле над поступлением выручки от экспорта товаров распространяется на валютные операции между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом — индивидуальным предпринимателем) (далее — резидент) и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами территории Российской Федерации (далее — банк-нерезидент) за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом (далее — контракт).

Действие валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров не распространяется на операции, осуществляемые:


  • между нерезидентом и кредитной организацией — резидентом;
  • между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти,
    специально уполномоченным на осуществление валютных операций в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» Правительством Российской Федерации;
  • между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта
    не превышает в эквиваленте 5000 долларов США на дату заключения контракта.
  • Согласно Закону «О валютном регулировании и валютном контроле» экспортеры обязаны обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ. При этом зачисление рассматриваемой выручки на иной счет, чем счет экспортера в уполномоченном банке, указанный в контракте, допускается только при наличии у экспортера разрешения ЦБ РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).
Читайте так же:  Возврат налога какие проводки

Основной принцип действия контрольных механизмов за поступлением валютной выручки от экспорта товаров заключается в обмене информацией между банковской системой и таможенными органами. Банкам, на счета которых подлежит зачислению выручка от экспорта товаров, вменено в обязанность следить за поступлением указанной выручки на счет экспортера в полном объеме. Все сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления контроля, излагаются экспортером в стандартизированной форме и фиксируются уполномоченными органами.

С целью осуществления контроля за выполнением указанного требования на территории РФ введен следующий порядок действий экспортеров, органов и агентов валютного контроля:

  1. оформление паспорта сделки;
  2. таможенное оформление экспортных товаров;
  3. передача в уполномоченные банки сведений об отгрузке экспортных товаров;
  4. контроль уполномоченными банками за поступлением валютной выручки от экспорта товаров;
  5. передача уполномоченными банками в ФТС РФ сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров;
  6. конечная проверка сведений о поступлении валютной выручки от экспорта
    товаров органами валютного контроля.

Введена в действие инструкция ЦБ РФ «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

Инструкция направлена на ограничение и пресечение попыток отечественных предпринимателей скрыть экспортную выручку за рубежом, на обеспечение ее полного и своевременного поступления в Россию, а также на борьбу с незаконным вывозом из страны материальных и финансовых ресурсов.

Данной инструкцией активно вовлекаются в механизм валютного контроля все коммерческие банки, а базовым документом становится паспорт сделки (далее ПС), оформляемый экспортером в банке, где у него открыт валютный счет.

Особенности валютного контроля в РФ

Автор: Лука Баданис • Декабрь 22, 2019 • Курсовая работа • 7,116 Слов (29 Страниц) • 53 Просмотры

подпись (расшифровка подписи)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ОСОБЕННОСТИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

студентки очной формы обучения

специальности 38.05.02 «Таможенное дело»

4 курса группы 09001504

по дисциплине «Государственное регулирование экономики»

Корнеевой Анастасии Геннадьевны

Допущена к защите

Подпись (расшифровка подписи)

Подпись (расшифровка подписи)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ…………………………………………..

ПРАКТИКА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……….

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы исследования. Государственное регулирование в области валютных отношений является выражением валютной политики государства, которая представляет собой составную часть его экономической политики.

Необходимость государственного регулирования валютных отношений определяется потребность в том, чтобы:

— во-первых, защитить и обеспечить устойчивость национальной валюты, достичь ее конвертируемости;

— во-вторых, приостановить бегство капитала за границу;

— обеспечить поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическим сделкам;

— стимулировать развитие внутреннего валютного рынка в целях экономического потенциала и повышения роли Российской Федерации в системе международных отношений.

В свою очередь, создание эффективного правового механизма валютного контроля должно обеспечить приоритет обращения национальной валюты Российской Федерации по отношению к валютам иностранных государств на территории России, повышение конвертируемости рубля вначале на внутреннем валютном рынке, а затем на международных валютных рынках.

В настоящее время актуальность темы курсовой работы заключается в том, что проблемам валютного контроля в Российской Федерации на сегодняшний день необходимо уделять довольно пристальное внимание, так как от того, насколько правильно построен, продуман механизм валютного контроля, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства страны.

Степень разработанности темы. Существенный вклад в разработку научных проблем экономической роли государства внесли зарубежные и отечественные экономисты: А.М. Бабич и Е.Г. Батанов [1] . Исследованию прикладных проблем особенностей валютного контроля посвящены работы Н.В. Кличевой и Л.Н. Красавиной [2] .

Особенности организации валютного контроля в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследуемой темы определяется современными экономическими условиями в РФ, обусловившими активизацию внешнеэкономической деятельности предприятий, ростом ответственности за нарушения законодательства, в частности, за несоблюдение или за ненадлежащее соблюдение норм валютного законодательства.
Целью курсовой работы является комплексный системный анализ организационно — экономического механизма валютного контроля над экспортно-импортными операциями в условиях переходной экономики, раскрытие его сущности и структуры.

Работа содержит 1 файл

Регистрация контракта в банке

Вне зависимости от типа валюты, используемой в контрактах, связанных с импортом товаров или услуг, все расчеты проводятся через российские банки. При этом договоры на сумму более 3 миллионов рублей подлежат обязательной регистрации. Эквивалент в рублях рассчитывается исходя из официального курса Центробанка на день подачи документов.

Процедура занимает 1 рабочий день – и еще один день предусмотрен законом для того, чтобы банк известил импортера об уникальном номере, присвоенном контракту.

На учет ставятся следующие виды договоров:

  • любые внешнеторговые контракты, связанные с импортом товаров;
  • контракты на выполнение работ или оказание услуг, включая передачу информации, плодов интеллектуального труда;
  • договора на получение или выдачу кредитов, займов;
  • продажа (или оказание услуг по продаже) за рубеж ГСМ, продуктов питания и иных товаров (кроме оборудования и запасных частей к нему) для обеспечения работоспособности любых транспортных средств и их экипажей;
  • передача в аренду имущества.

Важно, чтобы в контракте была четко прописана сумма обязательств, а также сроки их погашения. Для отдельных видов контрактов сумма обязательств может указываться с учетом агентских и комиссионных вознаграждений, возмещаемых расходов, а также услуг сторонних компаний (например, оплата клининговой службе в рамках строительного контракта).

Документы для постановки на учет контракта

Если экспортерам разрешается представлять в банк сначала выписку по контракту, а сам документ – в течение 15 дней, то импортерам предписывается сразу предъявлять контракт. Вместе с ним подается заявление, где указаны:

  • вид контракта, его реквизиты (дата заключения, номер);
  • сумма контракта с указанием наименования валюты;
  • сроки выполнения обязательств;
  • реквизиты зарубежного контрагента, включая полное наименование компании и указание страны регистрации.

Разрешается представлять в банк проект контракта (то есть официальный документ, пока еще не подписанный сторонами). Однако по закону импортер обязан в срок до 15 дней представить оригинальный договор со всеми необходимыми подписями и печатями.

Важно! Если документ составлялся на иностранном языке, необходимо приложить к нему официально заверенный перевод (у нотариуса) каждой страницы. Если нет возможности привезти в банк оригинал документа, можно предъявить копию. В этом случае каждый лист заверяется подписью ответственного лица, после чего контракт прошивается и снова заверяется – но уже на последнем листе (с указанием общего количества страниц).

Читайте так же:  Налоговая проверка систем

Чтобы банковские служащие смогли удостовериться в подлинности подписей и печатей, следует также предъявить карточку подписей с образцами росчерка всех ответственных лиц.

Справка о подтверждающих документах

Порядок оформления этой бумаги предусмотрен Приложением № 6 к Инструкции Центробанка от 16 августа 2017 года №181-И. В нем оговаривается, что при импорте товаров на территорию РФ подтверждающими документами считаются транспортные, перевозочные или сопроводительные бумаги.

Справка о подтверждающих документах не нужна, если:

  • по контракту предполагается передача имущества в аренду, а не в собственность;
  • речь идет о поставках товара по условиям лизинга;
  • договор заключался на поставку услуг связи или страхования;
  • контракт снимается с учета из-за уступки требований другому резиденту.

Конкретный перечень подтверждающих документов можно уточнить в уполномоченном банке.

Санкции за нарушение валютного контроля

Законодательством предусмотрены четыре вида нарушений, за которые могут быть введены санкции (вплоть до тюремного заключения):

  • отклонение от сроков, установленных законом для подачи в контролирующие органы отчетов и уведомлений по внешнеторговым сделкам;
  • фальсификация сведений, содержащихся в документах, ошибки заполнения;
  • несоблюдение сроков перевода денежных средств, указанных в контракте, а также нарушение условий поставки товаров по контрактам импорта;
  • сокрытие доходов, зачисление выручки на счета иностранных государств (игнорирование требований репатриации финансовых средств).

За нарушение сроков перевода денег по договору сумма штрафов может составить до 100% от стоимости контракта. Аналогичные санкции придется выплатить, если импортер перевел деньги (в том числе в качестве аванса), а поставки товара так и не произошло – в этом случае деньги нужно вернуть как можно скорее, чтобы избежать подозрений в незаконных валютных операциях.

Нарушение сроков подачи отчетных документов (в том числе в налоговые органы) влечет за собой штрафы в размере до 100 000 рублей (для юридических лиц), при повторных нарушениях – до 600 000 рублей.

Если сумма сделки превышала 9 миллионов рублей, то помимо гражданской и административной ответственности, импортера могут привлечь и к уголовной. За нарушения валютного контроля суд может назначить штраф до 1 миллиона рублей, принудительные работы на срок до 5 лет или тюремное заключение сроком до 4 лет.

Особенности организации валютного контроля в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследуемой темы определяется современными экономическими условиями в РФ, обусловившими активизацию внешнеэкономической деятельности предприятий, ростом ответственности за нарушения законодательства, в частности, за несоблюдение или за ненадлежащее соблюдение норм валютного законодательства.
Целью курсовой работы является комплексный системный анализ организационно — экономического механизма валютного контроля над экспортно-импортными операциями в условиях переходной экономики, раскрытие его сущности и структуры.

Работа содержит 1 файл

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Читайте так же:  Ограничения за неуплату налогов

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

Видео (кликните для воспроизведения).

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Источники

Особенности организации валютного контроля отдельных групп товаров
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here