Основные направления развития и совершенствования валютного законодательства

Основные направления развития и совершенствования валютного законодательства

Ключевые слова: ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ; ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ КОНТРАКТ (ДОГОВОР); НАРУШЕНИЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА; CURRENCY REGULATION; CURRENCY CONTROL; FOREIGN CURRENCY LAW; FOREIGN TRADE CONTRACT (AGREEMENT); VIOLATION OF CURRENCY LEGISLATION.

В условиях роста объемов международной торговли товарами совершенствование валютного законодательства является неотъемлемой частью национальной политики государства.

На сегодняшний день существуют проблемы, связанные с нарушением правил, установленных федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, установленными национальным законодательством. В частности, поставщики товаров используют все более изощренные криминальные схемы с целью обхода валютных правил для невозвращения денежных средств на территорию РФ и в иных целях. Также необходимо отметить, что длительная процедура оформления внешнеторговых контрактов во многом «тормозит» международную торговлю товарами. Соответственно, цель уполномоченных органов – совершенствование валютного законодательства. Достижение задач стимулирования внешней торговли, и, в тоже время, предотвращения нарушений в данной области позволит достичь поставленной цели.

С 1 марта вступила в силу инструкция Центробанка РФ от 16.08.2017 № 181-И, которая регламентирует отмену паспорта сделки и вводит новые правила контроля за внешнеторговыми операциями.

Одно из наиболее существенных нововведений для участника ВЭД касается упрощения валютно-банковского контроля при совершении сделки на сумму до 200 тыс. руб. (законодательно установленный «лимит») (см. таблицу 1).

Таблица 1

Особенности валютно-банковского контроля в зависимости от суммы совершения сделки

До 200 тыс. руб.

Свыше 200 тыс. руб.

Не требуется предоставление подтверждающих документов в банк. Необходима информация о сделке (Информация о сделке предполагает указание страны и название компании, с которой заключили договор, номера и даты договора, реквизиты счета, суммы и валюты сделки, вида сделки (экспорт или импорт товаров, услуг), типа платежа (предоплата или постоплата) Компания присылает в банк необходимые подтверждающие документы – договор с клиентом, акт, накладная и пр.

Необходимо отметить, что при желании контрагента, он может разделить поставку на части – к примеру, заключить три разные сделки – если он хочет получить упрощенный порядок контроля. Однако, если договор заключается в рамках одной сделки (по одному контракту), и сумма по такому контракту превышает установленный «лимит», то упрощенный порядок банковского контроля будет невозможен.

Строгий порядок передачи сведений в банк при упрощенном контроле отсутствует. Возможно для данных целей использовать электронную почту или передать распечатку в банк.

Порядок упрощенного валютно-банковского контроля целесообразно использовать при разовых сделках, чем при осуществлении регулярных поставок. Так, например, исполнитель осуществил работу и получил вознаграждение (менее 200 тыс. руб.) от заказчика. Исполнитель обратился в банк и процедура валютно-банковского контроля была осуществлена в упрощенной форме. Таким образом, банк тратит меньше времени на обработку разовых операций.

Не менее значимым нововведением стала необходимость постановки договора на учет (или присвоение договору его уникального номера) вместо оформления паспорта сделки для проведения расчетов по внешнеторговому контракту. Прежнее законодательство обязывало участников ВЭД оформлять паспорт сделки при совершении сделки на сумму свыше 50 тыс. долл. При постановке договора на учет необходимо соблюдать следующие особенности (см. таблицу 2):

Таблица 2

Особенности постановки договора на учет в банке (присвоение уникального номера договора)

Импортный контракт (кредитный договор)

Экспорт

Договор ставится на учет, если его стоимость равна или превышает 3 млн руб. Договор ставится на учет, если его сумма равна или превышает 6 млн руб.[1]

Рублевый эквивалент валютной стоимости контракта рассчитывается по официальному курсу на дату его заключения. Присвоение уникального номера договора лежит в компетенции банка. Участнику ВЭД для его присвоения необходимо предоставить внешнеторговый договор. Банк получает такой договор от компании, вносит его в базу валютных договоров и присваивает уникальный номер. После регистрации такой номер и скан договора передаются в Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ).

Существенной проблемой при взаимодействии банка с участником ВЭД является наличие ошибок в контракте. При этом банк в отправлении таких контрактов на доработку, как правило, не указывал ошибки, которые требуется исправить, что создавало определенные трудности для составителя. Теперь банки должны указывать на ошибки в договоре. При этом банк не реагирует на грамматические неточности в договоре, а проверяет ошибки в части валютного контроля. Так, например, банк может указать на отсутствие даты подписания договора, отсутствия объекта покупки (продажи), валюты, суммы договора, некорректные реквизиты сторон. Порядок уведомления составителя об ошибках также может быть осуществлен путем электронной почты или иных средств коммуникации.

Более конкретным стало указание на обозначение сроков в договоре. В данном случае, если у составителя отсутствует точная информация о сроках (например, в связи с длительным периодом сделки), то банк обязан указать примерные сроки, ссылаясь на последующее составление дополнительного соглашения с корректными сроками.[2]

На сегодняшний день нарушение сроков валютного контроля и иное нарушение валютного законодательства во многом «тормозит» применение упрощенной системы взаимодействия между резидентами и банками. По данным ФТС России только в сфере таможенного дела было возбуждено 13939 дел (9,7 %) за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного контроля (ст. 15.25 КоАП РФ).[3] При этом перемещение валюты стало основным предметом валютных правонарушений. Корректировка административного законодательства [4] с учетом изменений, внесенных Инструкцией, позволит достичь сокращения общего числа таких правонарушений и обеспечит:

  1. Либерализацию действующих требований валютного контроля.
  2. Уменьшит нагрузку на резидентов в части оформления документов (в частности справок о подтверждающих документах и пр.).
  3. Уменьшит основания для привлечения лиц к ответственности.
  4. Упростит механизм взаимодействия между резидентами и банками.

Таким образом, нововведения позволяют сократить срок оформления внешнеторговых контрактов, а также обеспечить надежность системы путем ориентации на более крупные поставки товаров. Совершенствование валютного законодательства в данной области позволит обеспечить стабильность такой системы.

http://novaum.ru/public/p1267

3. Рекомендации по совершенствованию и развитию валютного контроля

На современном этапе основы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, определены Федеральным законом от 10. 12. 2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Целью этого Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Основным и самым главным направлением валютного контроля является контроль за соблюдением валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них [3].

В соответствии со ст. 10 Федерального закона РФ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль ведется по следующим основным направлениям:

Читайте так же:  Условия возврата налогового вычета

— определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий;

— проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

— проверка обоснованности платежей в валюте;

— проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Совершенствование нормативно-правовой базы валютного регулирования и валютного контроля — это объективный процесс, который определяется интенсивностью развития валютных отношений в стране и определяемый стратегией государственной экономической и валютной политики, которая направлена на обеспечение устойчивости кредитно-финансовой системы страны и защиты национальной валюты.

Действующее на сегодняшний день валютное законодательство представляет собой крайне неоднородный нормативный комплекс, включающий акты различной юридической природы, принятые государственными органами. Предметом правового регулирования валютного законодательства являются принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, правовой статус органов валютного регулирования, а также органов и агентов валютного контроля, права и обязанности резидентов и нерезидентов в сфере владения, пользования, распоряжения валютными ценностями и валютой РФ и др.

Для решения данной проблемы требуется внесение изменений в действующее законодательство валютного регулирования и валютного контроля, а также устранение пробелов и противоречий. Сделать ее более понятной и недвусмысленной, устранить по возможности количество ссылок на другие нормативно-правовые акты. Также сделать его информационно доступным не только для специалистов в этой области, но и для самих участников ВЭД. Ведь зачастую нарушения валютного законодательства происходит из-за того, что участники ВЭД не совсем правильно понимают трактовку нормативно-правового акта [6].

Создав законодательную базу на уровне доступном для участников внешнеэкономической деятельности, возможно, что и количество правонарушений уменьшится, а в таком случаи валютная политика государства в целом будет иметь устойчивый характер.

Очень часто правонарушения связаны не только с незнанием действующего законодательства, но и с отсутствием у многих юридических лиц четко организованного механизма внутреннего контроля за осуществлением внешнеэкономической деятельности. В данной ситуации органы и агенты валютного контроля активно проводят разъяснительную работу с участниками ВЭД. Все это делается для формирования необходимых знаний с целью создания механизмов, которые бы позволили обеспечить надлежащий внутренний контроль за соблюдением валютного законодательства.

Что касается проблемы вывоза значительного количества капитала РФ за границу, то здесь можно предложить следующие меры. В первую очередь необходимо усилить методы борьбы с фирмами-однодневками и теневыми каналами сбыта денежных средств РФ за границу.

Практика работы таможенных органов показывает, что очень часто внешнеторговые валютные операции осуществляются фиктивными предприятиями. Доступность и простой процесс регистрации юридических лиц, а также отсутствие учета и контроля за такими учредителями, все это создает привлекательно дешевые условия создания нового предприятия, нежели уплата таможенных пошлин и налогов. Очень часто данные предприятия создаются для осуществления крупных одноразовых внешнеторговых валютных операций. Участие фирм-однодневок во внешнеэкономической деятельности очень негативно влияет на экономику страны.

Войну с серыми схемами вывоза денежных средств из РФ Правительство ведет уже давно. Одним из главных шагов в решении данной проблемы было принятие Госдумой в 2011 г. закона об уголовном наказании для организаторов фирм-однодневок через подставных лиц. Этот закон вносит поправки в статью 151 Уголовно- процессуального кодекса РФ и в Уголовный кодекс РФ [5].

В борьбе с подобными нарушениями существенную роль оказало бы ужесточение разрешительной процедуры деятельности фирм путем совершенствования законодательства о государственной регистрации юридических лиц. При решении данного вопроса не следует спешить и с упрощением процедуры получения лицензии. Полезным было бы и включение представителей таможенных органов в состав ликвидационных комиссий предприятий-нарушителей валютного и таможенного законодательства с тем, чтобы у нарушителей имелась меньшая возможность избежать подписания акта результатов проверки или уплаты штрафов за нарушения административных правил путем официальной ликвидации предприятия.

Также для того, чтобы уменьшить масштабы вывоза капитала за границу необходимо создать благоприятные условия для развития отечественного бизнеса. Надо обеспечить выгодные условия инвестиций внутри страны, причем условия даже более выгодные, нежели в других странах. Принципиальные предпосылки в нашей стране, безусловно, для этого имеются. У нас есть относительно дешевая и относительно качественная рабочая сила, дешевые и огромные по масштабам запасы сырья, также у нас есть потенциал высоких технологий [7].

Для того чтобы решить проблему отсутствия мер валютного контроля в отношении валюты, вывозимой резидентами за пределы Российской Федерации на электронных карточках, необходимо обеспечить таможенные посты соответствующими устройствами контроля электронных банковских карт и, соответственно, содержащихся на них денежных средств. Для такого обеспечения необходимо создать специальный терминал, который позволит узнавать состояние счета на карте физического лица, выезжающего за границу. Такой терминал можно было бы оснастить следующими функциями:

— проверка банковской карты на наличие денежных средств;

— определение превышенного лимита вывозимой валюты;

— выдача квитанции, содержащей сведения о размере денежных средств, превышенного лимита, размерах таможенных пошлин, подлежащих уплате, дата, наименование таможенного поста.

Решение данной проблемы в какой-то степени сократит утечку капитала из нашей страны, что повысит степень ее благополучного экономического развития и сократит зависимость государства от иностранных кредитов.

Конечно же, самым крупномасштабным правонарушением валютного законодательства является не поступление валютной выручки. Как известно, что требование о репатриации валютной выручки — это один из видов валютных ограничений. Из всех валютных ограничений в настоящее время больше всего вопросов на практике вызывает именно требование о репатриации валютной выручки.

Валютный контроль при экспорте товаров на практике осуществляется таможенными органами и уполномоченными банками. Представляется, что их положение в этой системе неодинаково.

Необходимо, в частности, подчеркнуть двойственное положение уполномоченных банков. С одной стороны, в соответствии со ст. 11 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» они являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку Российской Федерации и они обязаны осуществлять контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля. С другой стороны, в отличие от государственных ведомств, уполномоченные банки являются коммерческими организациями, заинтересованными в привлечении солидных клиентов, какими часто являются российские импортеры и экспортеры. Поэтому многим банкам приходится решать сложную проблему совмещения двух практически несовместимых задач: осуществления реального валютного контроля и сохранения клиентов [2].

Представляется, что в качестве альтернативного варианта можно ввести такой принципиально новый инструмент, как банковская ответственность, за нарушение их клиентами правил возврата валютной выручки. В случае применения данной схемы, банк будет нести ответственность в размере необоснованно невозвращенной суммы экспортной выручки. Таким образом, банк при выполнении функций валютного контроля будет руководствоваться не только тем, насколько красиво выглядят документы, но и, прежде всего тем, будет ли данная сделка соответствовать законодательству. Как уже было сказано выше банки, в отличие от государственных ведомств являются коммерческими организациями, заинтересованными в привлечении новых клиентов.

Читайте так же:  Налоговая отчетность по упрощенной системе налогообложения

Осуществление валютного регулирования в России призвано обеспечить стабильное развитие внешнеэкономической деятельности страны, улучшение торговых отношений со странами дальнего и ближнего зарубежья, контроль за перемещение валюты, валютных ценностей, ценных бумаг, гарантированное обеспечение экономической безопасности страны с помощью правильного применения важнейшего элемента валютного регулирования — валютного контроля [4].

Преодоление сложившихся на сегодняшний день трудностей в области валютного контроля в ближайшие сроки будет способствовать совершенствованию и реализации основных целей и задач, поставленных перед органами и агентами валютного контроля.

Валютный контроль — это организационно — правовая система целенаправленного государственного воздействия в сфере валютных операций.

В обществе с рыночной экономикой валютный контроль давно уже превратился в важнейший инструмент создания предпосылок интеграции национальной экономики в международные хозяйственные связи (системы), учитывающий все особенности современного развития экономики страны.

В условиях отмены государственной валютной монополии и перехода России к рыночной экономике, возникла необходимость в создании адекватной системы валютного контроля, как составной части системы государственного контроля этой важной сферы.

В соответствии с действующим законодательством валютный контроль в РФ осуществляется органами и агентами валютного контроля, которые осуществляют свои полномочия в соответствии с принципами разграничения компетенции, предметов ведения и полномочий. Агенты валютного контроля в отличие от его органов обладают более низким уровнем компетенции. Они не имеют права выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а также применять установленные законодательством РФ меры ответственности за допущенные нарушения.

На таможенные органы РФ возложена функция агентов валютного контроля — и это вполне логично. Таможенные органы осуществляют таможенное оформление и контроль товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, на основании представления участниками внешнеэкономический деятельности деклараций на товары, как первичных контрольных документов. В соответствии с законодательством РФ в области валютного контроля на таможенные органы возложены следующие обязанности контроля:

— за полнотой и своевременностью поступления выручки от экспорта товаров;

— за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров;

— за эквивалентностью и соблюдением сроков встречных поставок при исполнении внешнеторговых бартерных сделок;

— за законностью операций неторгового характера — перемещения наличной валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг в документарной форме и валютных ценностей;

— за соблюдением валютного законодательства при реализации других внешнеторговых сделок в пределах своей компетенции.

В осуществлении валютного контроля принимают участие все уровни системы таможенных органов РФ посредством выполнения определённых функций их специализированными подразделениями.

Таможенные органы, при осуществлении своей деятельности в качестве агентов валютного контроля, сталкиваются с рядом проблем. К основным проблемам осуществления валютного контроля относятся: несовершенство валютного законодательства, утечка капитала из страны, проблема репатриации валютной выручки.

Государство стремится устранить данные проблемы путем введения различных мер. Можно сделать вывод, что с каждым годом осуществление валютного контроля как органами, так и агентами валютного контроля становится более эффективным, что и приводит к устойчивому состоянию экономики страны.

Список использованных источников

Гусева, Е. В. О необходимости совершенствования системы валютного контроля в сфере внешнеэкономической деятельности / Е. В. Гусева // Вестник российской таможенной академии, — 2015. — № 3. — С. 161 — 165.

Зыбина, Е. В. Внедрение прогрессивных методов осуществления таможенными органами валютного контроля, основанных на использовании современных информационных технологий / Е. В. Зыбина // TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA, — 2015, — № 2, — С. 48 — 52.

Зыбина, Е. В. Проблемы и перспективы валютного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации в современных условиях / Е. В. Зыбина // TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA, — 2015, — № 3, — С. 89 — 93.

Зыбина, Е. В. Совершенствование технологий валютного контроля / Е. В. Зыбина // TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA, — 2015, — № 2, — С. 110 — 113.

Крашенников, В. М. Валютное регулирование и валютный контроль: учебник / под ред. В. М. Крашенинникова. — М.: Экономист, 2005. — 400 с.

Переверзева, Е. С. Актуальные вопросы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации / Е. С. Переверзева // FUNDAMENTAL RESEARCH, — 2014, — № 9, — С. 1816-1819.

Хусаинов, З. Ф. Администрирование валютного регулирования и валютного контроля: эффективность правоприменения / З. Ф. Хусаинов // Вестник удмуртского университета, — 2013. — № 3. — С. 204 — 206.

http://studfile.net/preview/8161996/page:4/

7. Современные изменения и новые направления валютного регулирования в рф.

Система валютного регулирования, действующая в России, представляет собой и правовой, и институциональный механизм представления деятельности национальных органов управления валютными отношениями в стране, проведения валютной политики и валютного регулирования.

Необходимость совершенствования системы валютного регулирования и валютного контроля широко дискутируется в российской печати и в средствах массовой информации. Появляются публикации о невозможности эффективного противодействия утечке капитала с помощью мер валютного контроля.

Перечислим основные современные направления валютного регулирования в Российской Федерации:

— формирование и развитие национального валютного рынка;

— регулирование сферы применения иностранной валюты в стране;

— регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов;

— определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;

— определение полномочий и функций органов валютного регулирования.

Также, к путям совершенствования системы валютного регулирования, можно отнести увеличение числа пользователей информационной базы данных среди органов валютного контроля регулирования, что позволит вовлечь в процесс информационного обмена по каналам электронной связи всех контролирующих органов (например, налоговых органов). Широкое использование телекоммуникационного обмена позволило бы значительно сократить документооборот и трудоемкость проводимой уполномоченными банками работы по представлению информации,

Решение имеющих место проблем валютного регулирования и валютного контроля, создание эффективно работающей системы, упрощение обмена информацией между участниками возможно лишь в процессе взаимодействия всех сторон системы, совершенствования нормативной базы, а также унификации методов контроля.

10. Формы и виды валютного контроля.

Формой валютного контроля называют способ взаимодействия Правительства, органов и агентов контроля в процессе осуществления контрольных мероприятия в отношении резидентов и нерезидентов в отношении соблюдения валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования и контроля.

Понятие формы валютного контроля, как способа объединения органов и учреждений для целей валютного контроля ввел Хаменушко, в настоящее время разработанные им формы валютного контроля, дополненные ст.22 закона о ВРВК являются основными (3 основные организационно-правовые формы):

Читайте так же:  Получить имущественный налоговый вычет

Правительственная форма валютного контроля осуществляется Правительством по двум направлениям:

– координация деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, а также их взаимодействие с ЦБ РФ

— обеспечить взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, налоговых и таможенных органов как валютного контроля

2. Общая форма осуществляется федеральными органами исполнительной власти – Федеральной службой финансово — бюджетного надзора.

Отличие от специальной формы заключается в том, что общая форма распространяется на все органы и универсальна. Общий контроль способствует взаимодействию исполнительных органов направленный на контроль. Основной метод общего валютного контроля – проверка.

3.Специальная форма валютного контроля осуществляется агентами и органами, для которых этот вид деятельности не является основным. Контроль осуществляется в узких, специализированных сферах ( банковская, таможенная, налогая сестимы, ранок ценных бумаг). В рамках этой формы выделяют следующие виды валютного контроля:

— банковский осуществляется ЦБ РФ и подотчетными органами. Основной метод контроля используемый ЦБ РФ- наблюдение, а уполномоченными банками-наблюдение.

— таможенный осуществляется таможенными органами, которые следят за порядком проведения валютных операций, связанных с перемещением валюты (проверка документов и сведений,

таможенный осмотр и досмотр, личный досмотр. Основной метод – наблюдение.

— налоговый контроль осуществляется налоговыми органами, основной метод-наблюдение.

Видео (кликните для воспроизведения).

— валютный контроль на рынке ценных бумаг осуществляется не являющимся уполномоченным банками профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Предметов валютного контроля являются соблюдение требований валютного законодательства и актов валютного регулирования. Основной метод – наблюдение.

Валютный контроль классифицируется на виды по следующим основаниям:

По времени осуществления валютный контроль можно разделить на:

— предварительный – осуществляется до совершения валютной операции;

— текущий – в процессе проведения валютной операции;

— последующий – осуществляется после проведения валютной операции.

В зависимости от особенностей компетенции субъектов валютного контроля:

— непосредственный- осуществляется органами и агентами валютного контроля

— опосредованный –Правительством РФ

В зависимости от организационно-правового статуса:

— контроль органов валютного контроля

В зависимости от объектов валютного контроля:

— валютный контроль за внешнеторговыми операциями

— валютный контроль за неторговыми операциями

По способу организации контрольных мероприятий:

http://studfile.net/preview/3601194/

Основные направления совершенствования системы валютного регулирования в РФ на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:28, реферат

Краткое описание

Валютная система страны отражает уровень развития экономики, степень развития внешнеэкономических отношений и должна способствовать выполнению социальных задач общества, поэтому становление высокоэффективной российской экономики невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок.

Содержание

Введение. 3
1. Понятие и сущность валютного контроля и валютного регулирования. 4
2.Направления совершенствования валютного контроля в РФ. 9
3. Валютная политика России в 2012-2014 гг. 13
Заключение. 17
Список использованных источников. 19

Вложенные файлы: 1 файл

ВАЛ.КОНТРОЛЬ.doc

В целях совершенствования системы контроля за соблюдением валютного законодательства Росфиннадзор должен повысить степень автоматизации процессов структурирования, систематизации, хранения и обработки информации. Помимо создания единой базы данных в качестве важнейшей составной части информационной системы Росфиннадзора эти мероприятия включают в себя внедрение программного продукта, позволяющего проводить анализ всей поступающей информации. Данное программное обеспечение поможет осуществлять аналитическую работу с информацией, содержащейся в базе данных Росфиннадзора по валютному контролю, с целью выявления типовых ситуаций, тенденций, а также прогнозирования в валютной сфере и принятия оптимальных управленческих решений.

Если говорить в целом, то деятельность Росфиннадзора в части валютного контроля будет ориентирована на совершенствование методов осуществления валютного контроля, дальнейшее развитие взаимоотношений с Банком России и агентами валютного контроля и выработку новых, отвечающих тенденциям развития экономики, подходов к осуществлению проверочных мероприятий.

Эффективность реализации Росфиннадзором функций по валютному контролю способствует налаженное взаимодействие с Банком России, таможенными и налоговыми органами. Так, одной из форм взаимодействия с агентами валютного контроля является реализация полученных от агентов валютного контроля (ФТС России, ФНС России) протоколов об административных правонарушениях по статье 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования».

После установления Банком России новых более коротких сроков представления подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций и установления более жестких требований.

В качестве предложения, хотелось бы отметить, что Банк России должен подготовить соответствующие изменения своих инструкций.

Органам валютного контроля необходимо проводить совещания по вопросам и проблемам, связанным с валютным контролем. Также нужно организовывать семинары, круглые столы и брифинги с участием представителей бизнес-сообщества по вопросам, возникающим в области применения отдельных норм валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Органам валютного контроля необходимо направлять письма в уполномоченные банки с просьбой обращать внимание на соблюдение клиентами сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Оптимальным решением вопроса организации валютного контроля в банке с точки зрения его структуры видится создание подразделения, в котором будут сосредоточены все операции валютного контроля, включая предварительный и последующий валютный контроль, учет валютных операций клиентов, формирование отчетности. Централизация функций валютного контроля в одном подразделении, в компетенцию которого целесообразно также включить функции по разработке внутренних инструкций по осуществлению валютного контроля, включая порядок взаимодействия с другими подразделениями банка, позволит обеспечить оперативное проведение операций при соблюдении максимальной защиты интересов банка. Наличие у такого подразделения сильного руководителя будет только способствовать повышению роли валютного контроля в банке и усилению «значительности» или «престижности» данного подразделения.

Обслуживание физических лиц делает процесс осуществления валютного контроля за валютными операциями более трудоемким. Решением вопроса в данном случае может быть делегирование функций по осуществлению валютного контроля за валютными операциями физических лиц операционному подразделению банка. При этом все функции по осуществлению валютного контроля за операциями юридических лиц останутся закрепленными за специализированным подразделением валютного контроля.

Такая организация валютного контроля позволит, с одной стороны, максимально быстро и качественно обслуживать физических лиц, а с другой — обеспечить осуществление валютного контроля за валютными операциями юридических лиц, которые, как правило, являются более сложными и многообразными, чем валютные операции физических лиц.

Однако для осуществления валютного контроля за операциями физических лиц на высоком уровне необходимо:

  • обеспечить высокий уровень квалификации операционных работников в области проведения валютного контроля;
  • проводить мероприятия по повышению квалификации операционных работников и обновлению их знаний в области валютного законодательства;
  • осуществлять последующий контроль проводимых операционным подразделением валютных операций.

Очевидно, что для решения поставленных задач будет недостаточным периодическое направление операционных работников на семинары по валютному контролю, организуемые различными учебными центрами. В данной ситуации прослеживается объективная необходимость существования в банке специализированного подразделения, отвечающего за организацию и методологию валютного контроля, в том числе за валютными операциями физических лиц, с учетом собственной практики банка.

Читайте так же:  Пример расчета земельного налога для физических лиц

Банку необходимо так же регулярно информировать клиентов об изменениях валютного законодательства.

Для лучшего понимания и усвоения вопросов валютного контроля банки должны проводить обучение своих клиентов, размещать на сайтах и в доступных для клиента стендах информацию о сроках представления документов.

Таким образом, можно сделать вывод, что особую роль при предупреждении нарушений в валютной сфере играют уполномоченные банки, поскольку они являются агентами валютного контроля и могут оказывать своим клиентам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, консультационные услуги. К тому же банки владеют информацией о внешнеэкономических операциях участников внешнеэкономической деятельности и расчетах по ним и могут анализировать и предупреждать нарушения, выявлять типичные ошибки в действиях клиентов банков. В связи с этим огромное значение приобретает взаимодействие Росфиннадзора с банками, основной целью которых и является проведение мероприятий предупредительного характера в виде информирования клиентов о составе и сроках представления документов, необходимых для учета валютных операций, а также напоминания клиентам об истечении сроков представления таких документов. Кроме того, уполномоченные банки могут разъяснять своим клиентам вопросы применения валютного законодательства, информировать об изменениях.

В любом банке система валютного контроля должна быть максимально гибкой и способной к быстрой перестройке в зависимости от изменения факторов, влияющих на организацию валютного контроля, и с учетом интересов клиентов.

3. Валютная политика России в 2012-2014 гг.

Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2012 — 2014 годах, один из которых соответствует прогнозу Правительства Российской Федерации. В основу сценариев положена различная динамика цен на нефть.

В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2012 году среднегодовой цены на российскую нефть сорта «Юралс» на мировом рынке до 75 долларов США за баррель.

В этих условиях в 2012 году реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 3,9%, инвестиции в основной капитал — на 4,2%. Прирост ВВП ожидается на уровне 3,3%.

В основе второго варианта рассматривается прогноз Правительства Российской Федерации, положенный в основу для разработки параметров федерального бюджета на 2012 — 2014 годы. Предполагается, что в 2012 году цена на российскую нефть может составить 100 долларов США за баррель.

В рамках третьего варианта Банк России предполагает повышение в 2012 году цены на нефть сорта «Юралс» до 125 долларов США за баррель.

В 2013 — 2014 годах увеличение объема ВВП в зависимости от варианта прогноза ожидается в диапазоне 3,5 — 4,8%.

Основной задачей курсовой политики на 2012 год и период 2013 — 2014 годов является последовательное сокращение прямого вмешательства Банка России в курсообразование и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса. Банк России продолжит политику, направленную на повышение гибкости курса рубля, что позволит подготовить участников рынка к переходу к плавающему курсу, облегчая процесс их адаптации к значительным колебаниям валютного курса, вызванным внешними шоками.

В течение переходного периода курсовая политика будет направлена на сглаживание колебаний курса рубля к основным мировым валютам, а также на компенсацию устойчивых дисбалансов спроса и предложения на внутреннем валютном рынке. Параметры механизма курсовой политики будут определяться с учетом основных факторов формирования платежного баланса, показателей бюджетной системы и конъюнктуры российского денежного рынка и согласовываться с целями единой денежно-кредитной политики. При этом Банк России не будет устанавливать каких-либо целевых значений или фиксированных ограничений на уровень курса национальной валюты.

В настоящее время сохраняющийся значительный профицит счета текущих операций создает фундаментальные предпосылки для укрепления рубля. Однако прогнозируемое сокращение профицита торгового баланса вследствие быстрого роста импорта приведет к снижению роли данного фактора и, соответственно, усилению влияния на курс состояния счета операций с капиталом и финансовыми инструментами. Трансграничные потоки капитала могут быть подвержены резким колебаниям вслед за изменением настроений участников российского и мировых финансовых рынков. Следствием этого, а также результатом сокращения участия Банка России в операциях на валютном рынке станет рост неопределенности динамики курса рубля в среднесрочной перспективе. В данных условиях возрастет значение управления курсовым риском экономическими агентами как в реальном, так и в финансовом секторе.

Валютное регулирование в широком смысле – это регламентация государством основных принципов организации национальной валютной системы и механизмов её функционирования. Сущность валютного регулирования заключается в создании такой системы воздействия на конвертируемость национальной валюты, валютного курса, внутреннего валютного рынка и платежного баланса, которая отвечала бы стратегическим задачам развития национальной экономики и отражала потребности текущего момента.

Валютное регулирование осуществляется посредством валютного контроля. Валютный контроль – система мер по обеспечению, исполнению законов, норм и правил проведения валютных операций, установленных государством. Для осуществления валютного контроля внешнеэкономической деятельности создается специальный механизм, который включает специальные инструменты осуществления контроля, формы, методы и инструменты его проведения.

Для совершенствования валютного контроля в РФ можно предложить следующие направления:

• повысить уровень внутреннего контроля у участников внешне-экономической деятельности по соблюдению требований валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;

• повысить уровень знаний валютного законодательства, прекратить игнорирование и пренебрежительное отношение к законам;

• создать систему отслеживания и противодействия заключения фиктивных внешнеторговых контрактов;

• установить дополнительный ряд требований к режиму счетов резидентов в банках, расположенных за пределами России;

• повысить степень автоматизации процессов структурирования, систематизации, хранения и обработки информации.

Для лучшего усвоения и понимания банки должны повысить качество консультации клиентов по вопросам осуществления сделок с иностранной валютой, а так же размещать как можно больше информации на стендах и сайтах.

http://www.myunivercity.ru/%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0/%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B_%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/105161_1728209_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B02.html

Проблемы и пути совершенствования валютного регулирования экспортно-импортных операций

Дата публикации: 03.12.2017 2017-12-03

Статья просмотрена: 3200 раз

Библиографическое описание:

Данилова О. Е. Проблемы и пути совершенствования валютного регулирования экспортно-импортных операций // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С. 241-243. — URL https://moluch.ru/archive/182/46895/ (дата обращения: 20.02.2020).

Статья посвящена правовым вопросам, касающимся незаконного вывоза капитала за рубеж. Рассмотрены возможности применения различных мер валютного регулирования и валютного контроля в предотвращении оттока денежных средств.

Ключевые слова: валютное регулирование, валютный контроль, валютная выручка, отток капитала, экспортно-импортные операции, национальный валютный рынок.

Противодействие незаконному оттоку денежных средств за рубеж — основная задача института валютного регулирования и валютного контроля.

Как отмечается в учебной и научной литературе, все это составляющие валютной политики государства, которая направлена на укрепление финансового положения страны, создание режима устойчивости национальной валюты, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту [1]. В данной сфере мероприятия осуществляются путем непосредственного воздействия на национальную валюту, валютный курс и валютные операции [2].

Отметим следующие взаимообусловленные причины, способствующие вывозу капитала.

1. Проблемы репатриации валютной выручки от экспорта товаров и оказания услуг отечественными предприятиями и организациями.

Читайте так же:  Контроль за финансово хозяйственной деятельностью общества

На счетах в иностранных банках находится огромное количество валютных средств, которые не были возвращены в Российскую Федерацию.

На сегодняшний день мы может констатировать явно недостаточное количество законодательных механизмов, позволяющих обеспечить возврат денежных средств.

Данная проблема наносит значительный ущерб экономической безопасности страны, поскольку вывоз капитала приводит к оттоку значительных ресурсов из экономического оборота государства и включению их в производственный процесс других стран.

В настоящее время положения Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [3] позволяют в определенной мере обеспечить устойчивость валютного рынка, направлены на исключение указанных выше проблем.

Но в то же время, очевидно, что нормы, регламентирующие деятельность органов валютного регулирования и валютного контроля, нуждаются в дополнение с целью повышения эффективности мер, которые регулируют проведение экспортно-импортных операций.

2. Второй причиной создавшейся ситуации являются переводы валюты (без товара) и сделки по фиктивным импортным контрактам.

На практике российский покупатель переводит иностранному контрагенту валюту под заведомую не поставку товаров (предоплата без поставки товара или неэквивалентное поступление).

Широко также практика авансовых платежей, означающая по сути, предоставление российскими резидентами беспроцентного кредита иностранным фирмам.

Как отмечает А. Н. Козырин, основываясь на данных Банка России (по отчетности коммерческих банков) по «бестоварным» переводам, осуществляемым по фиктивным импортным контрактам, из России ежемесячно уходило около 400 млн. долларов [4].

3. Третья причина — осуществление расчетов между российскими участниками и иностранными контрагентами за пределами России (оффшорные зоны).

Осуществление расчетов между российскими и иностранными участниками внешнеторговой деятельности позволяет выводить денежные средства за пределы российской налоговой системы.

Это так называемые «оффшоры» («налоговые убежища»), когда на российской территории осуществляется само производство, а финансовые расчеты производятся за рубежом.

Мы также наблюдаем открытие за рубежом денежных счетов компаниями крупного и среднего бизнеса, что способствует утечке капитала.

Безусловно, российский финансовый рынок нуждается в защите. Средства реализации валютной политики призваны исключить валютную зависимость Российской Федерации и обеспечить выполнение при осуществление внешнеторговой деятельности требований российского валютного законодательства, а также обоснованность платежей в иностранной валюте, полноту и объективность учета и отчетности по валютным операциям и рублевым сделкам нерезидентов.

В этой связи государство принимает меры для активизации валютного регулирования.

В частности, принят Федеральный закон от 14.11.2017 № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [5].

Положения данного законодательного акта обязывают резидентов отчитываться о конкретных сроках получения на свои счета валютной выручки в целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности.

Отметим, что на сегодняшний день резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета иностранной валюты или валюты Российской Федерации и исполнения обязательств по таким контрактам.

Также закон расширил перечень оснований, при наличии которых уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции (например, совершение запрещенных валютных операций между резидентами, нарушение любых актов валютного законодательства Российской Федерации).

Кроме того, с 1 января 2018 г. вступает в силу обновленная Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И о порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов при осуществлении валютных операции. Указанным нормативным актом для резидентов-экспортеров введен порядок постановки контрактов на учет в банках с присвоением им уникальных номеров, устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов — в течение одного рабочего дня [6].

Определенной особенностью России является то, что иностранная валюта имеет обращение параллельно с национальной. Чтобы в таких условиях национальная валюта могла удержать позиции и полноценно выполнять функции денег, национальный валютный рынок должен быть стабилен и предсказуем.

Для этого контролирующие органы должны быть наделены соответствующими полномочиями, позволяющими своевременно устанавливать факты нарушения валютного законодательства.

Отметим, что изменениями, внесенными в Правила представления резидентами и нерезидентами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 г. № 98, установлено, что названные органы в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов (участников внешнеторговой деятельности), а последние обязаны представлять документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и должны соответствовать требованиям, определенным частью 5 указанной статьи [7].

Основные целями валютного регулирования в Российской Федерации должны быть:

  1. Стабильный курс национальной валюты, то есть повышение степени ее конвертируемости, и уменьшение инфляционного давления;
  2. Обеспечение притока иностранной валюты и усовершенствование контроля за возвратом валютной выручки экспортерам;
  3. Действенный контроль за участниками внешнеэкономической деятельности.

Иллюстрацией к сказанному является инициатива Минфина России о необходимости наделения банков полномочиями по передаче в Федеральную налоговую службу России в электронном виде информации о проводимых резидентами валютных операций в рамках даже тех договоров с нерезидентами, которые не предусматривают пересечения товарами территории Российской Федерации [8].

Во многих зарубежных странах операции по сделке, имеющей признаки легализации незаконно полученных доходов или другие признаки подозрительности, кредитной организацией могут быть приостановлены, о чем информируются соответствующие компетентные органы, а, в крайнем случае, клиенту отказывается в проведении такой операции. Наиболее показателен в этом отношении опыт Италии, законодательство которой является наиболее эффективным в плане предупреждения «отмывания» криминальных капиталов и рекомендовано ЕС в качестве образца для унификации национальных законодательств в этой области.

Интересный факт приводит Т. В. Камалова: в законодательстве Италии установлено 150 признаков, свидетельствующих о возможной принадлежности банковской операции к разряду криминальных акций. Информация о таких операциях банками передается в специальное Валютное бюро для проверки и, в случае подтверждения подозрения в попытке осуществления преступной финансовой акции, направляется в следственный департамент по борьбе с мафией Министерства внутренних дел и службу валютной полиции Финансовой гвардии с целью проведения ими следственных мероприятий [9].

Таким образом, в практике ведущих стран на смену валютному контролю пришли системы государственного контроля за финансовыми операциями.

В Российской Федерации валютное регулирование и контроль на сегодняшний день являются единственным инструментом, способным противодействовать утечке капитала и отмыванию преступных доходов, однако соответствующая правовая база нуждается в совершенствовании.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://moluch.ru/archive/182/46895/

Основные направления развития и совершенствования валютного законодательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here