Основания приостановления выездной налоговой проверки

Энциклопедия решений. Приостановление и возобновление выездной налоговой проверки

Приостановление и возобновление выездной налоговой проверки

В отдельных случаях руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки. Перечень оснований для таких действий приведен в п. 9 ст. 89 НК РФ. Данный перечень является закрытым. В соответствии с ним проверка может быть приостановлена для:

1) истребования документов (информации) у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого (порядок такого истребования определен ст. 93.1 НК РФ). Так называемая «встречная» проверка. Приостановление проверки по данному основанию допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы;

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

3) проведения экспертиз. Порядок проведения экспертиз установлен ст. 95 НК РФ;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку. Формы таких решений приведены в приложениях N 5 и N 6 к приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected] В решении о приостановлении проведения выездной проверки подлежит отражению информация об основании, по которому приостанавливается проверка.

Внимание

НК РФ не предусматривает порядка и сроков вручения налогоплательщику решений о приостановлении и возобновлении проверки. Исчисление сроков проведения проверки связано только с датами вынесения решений и не зависит от даты ознакомления проверяемого лица с этими документами. Вместе с тем Минфин России обращает внимание, что рассматриваемые решения должны доводиться до проверяемых налогоплательщиков (письмо Минфина России от 07.07.2008 N 03-02-07/1-249).

Налоговое законодательство не запрещает приостанавливать выездную налоговую проверку более одного раза. Исключение составляет приостановление проведения выездной налоговой проверки с целью истребования документов (информации) у контрагента или у иных лиц. По такому основанию проверка может быть приостановлена не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы (абз. 6 п. 9 ст. 89 НК РФ).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Общий срок приостановления проверки не может превышать 6 месяцев (абз. 8 п. 9 ст. 89 НК РФ). В случае, если проверка была приостановлена в связи с необходимостью получения информации от иностранных государственных органов, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления проверки может быть увеличен на три месяца.

Таким образом, максимальный срок, на который может быть приостановлена выездная налоговая проверка, составляет 9 месяцев.

Поскольку НК РФ не предусмотрен порядок исчисления рабочих и календарных дней, содержащихся в календарном месяце при исчислении сроков, на которые может быть приостановлено проведение проверки, налоговые органы обычно исходят из того, что месяц содержит 30 календарных дней.

Внимание

Необоснованное затягивание сроков приостановления выездной проверки может привести к отмене решения налогового органа, вынесенного по результатам такой проверки. Так, ФАС Центрального округа в постановлении от 30.05.2008 N А68-4529/07-231/18 указал, что приостановление выездной налоговой проверки было необоснованно затянуто, что привело к нарушению прав и законных интересов налогоплательщика, который в течение длительного периода времени был лишен первичных документов. Однако такое решение может принять только суд с учетом всех обстоятельств дела. Например, в постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.11.2012 N Ф08-6200/12 суд отклонил доводы налогоплательщика о том, что налоговый орган в период приостановления выездной налоговой проверки направил лишь один запрос о проверке деятельности поставщиков общества, на который был получен ответ 04.08.2010, а в период с 05.08.2010 по 30.11.2010 не проводил действий по проведению встречных проверок и не предпринимал действий по возобновлению налоговой проверки, тем самым затягивал проведение проверки. Судьи указали, что установленный в п. 9 ст. 89 НК РФ срок приостановления проведения проверки, который не может превышать шесть месяцев, инспекция не нарушила и не препятствовала обществу в осуществлении обычной хозяйственной деятельности.

Факты нарушения сроков приостановления выездной проверки, хотя и устанавливаются судами, но, как правило, не рассматриваются в качестве достаточных оснований для признания недействительным решения налогового органа, вынесенного по результатам проверки (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.01.2013 N Ф01-6235/12).

На период приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются все действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой, а также действия по истребованию документов у проверяемого. Налогоплательщику возвращаются все подлинники документов, истребованные у него при проведении проверки (за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки — ст. 94 НК РФ).

Периоды приостановления проверки не включаются в общий срок, установленный для проведения проверки (максимально 6 месяцев — п. 6 ст. 89 НК РФ) (определение ВАС РФ от 02.04.2012 N ВАС-3072/12 постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.11.2011 N Ф07-9253/11, от 22.06.2012 N Ф07-658/12).

Основания приостановления выездной налоговой проверки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

В организации более года проходит налоговая проверка. Проверяющие неоднократно представляли решения о приостановлении проверки. Какие этапы есть у налоговой проверки? Есть ли какие-то основания для ее продления? Когда и чем она заканчивается?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления проверяющими справки о проведенной проверке.
Кроме того, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки.
Срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.
В результате с учетом продления и периодов приостановления проведение выездной налоговой проверки максимально может продолжаться до 15 месяцев.

Читайте так же:  Тоо ип налоги

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Основания приостановления выездной налоговой проверки

Федеральная налоговая служба (далее — ФНС России), рассмотрев обращения о необоснованном затягивании сроков проведения выездной налоговой проверки, сообщает следующее.

ФНС России в соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Реализация указанных функций осуществляется посредством различных форм и методов налогового контроля, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс).

В соответствии со статьей 31 Кодекса налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Выездные налоговые проверки проводятся в соответствии с нормами статьи 89 Кодекса.

Статьей 89 Кодекса установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления проведения выездной налоговой проверки.

Так, в силу пункта 9 статьи 89 Кодекса допускается приостановление проведения выездной налоговой проверки с целью истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку. Общий срок приос­тановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

Одновременно согласно пункту 6 статьи 89 Кодекса выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Приказом ФНС России от 06.03.2007 № ММ-3-06/[email protected] (в редакции приказа ФНС России от 23.07.2012 № ММВ-7-2/511) и Приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] утверждены Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки (далее — Приказы).

В соответствии с вышеназванными Приказами одним из оснований продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев может являться получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки.

Таким образом, право на приостановление и продление выездной налоговой проверки предоставлено налоговому органу законом.

Энциклопедия решений. Действия налоговых органов во время приостановления выездной проверки

Действия налоговых органов во время приостановления выездной проверки

В соответствии с положениями п. 9 ст. 89 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

— истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;

— получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

— перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

При этом на основании абз. 3 п. 9 ст. 89 НК РФ на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки:

приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также

приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки по одному из оснований, предусмотренных п. 9 ст. 89 НК РФ, не препятствует проведению мероприятий налогового контроля, являющихся иными основаниями для приостановления проведения проверки, а также проведению мероприятий налогового контроля, не являющихся основаниями для приостановления проведения проверки. Исключением являются мероприятия налогового контроля, подразумевающие действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, в частности, ознакомление с подлинниками документов на территории (в помещении) налогоплательщика, проведение осмотра или выемки (см., письма ФНС России от 21.11.2013 N ЕД-3-2/[email protected], от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 (п. 4.2), постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.03.11 N Ф03-508/2011).

Читайте так же:  Проблемы камеральных налоговых проверок

Пленум ВАС РФ в п. 26 постановления от 30.07.2013 N 57 указал, что по смыслу приведенной нормы в период приостановления выездной налоговой проверки не допускается также получение объяснений налогоплательщика и допрос его сотрудников. В то же время налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории (помещения) налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у налогоплательщика документов. Кроме того, налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки.

Запрета на иные действия проверяющих в период приостановления проведения выездной налоговой проверки НК РФ не содержит. В связи с этим в период приостановления выездной проверки налоговый орган может:

— вызывать свидетелей в налоговый орган для дачи показаний (см. письма Минфина России от 18.01.2013 N 03-02-07/1-11, от 05.05.2011 N 03-02-07/1-156, ФНС России от 21.11.2013 N ЕД-3-2/[email protected], от 13.09.12 N АС-4-2/15309 (п. 16), а также постановления АС Западно-Сибирского округа от 15.06.2016 N Ф04-2068/16, АС Московского округа от 30.06.2015 N Ф05-7720/15, ФАС Уральского округа от 16.10.2012 N Ф09-9504/12, ФАС Северо-Западного округа от 18.04.2012 N Ф07-1453/12, ФАС Волго-Вятского округа от 28.01.2013 N Ф01-6383/12, от 05.03.2012 N А29-1341/2011).

Видео (кликните для воспроизведения).

Однако необходимость вызова свидетеля для дачи показаний не может являться основанием для приостановления проведения проверки, так как перечень таких оснований является закрытым и не предусматривает допроса свидетелей (см. постановление ФАС Поволжского округа от 29.07.2010 N А65-23705/2009).

— не возвращать налогоплательщику копии документов, полученные проверяющими до принятия решения о приостановлении проверки, а также исследовать эти копии, в том числе с учетом информации, полученной при проведении мероприятий налогового контроля, предусмотренных п. 9 ст. 89 НК РФ (см. письмо Минфина России от 05.02.2009 N 03-02-07/1-47).

Отметим также, что невозврат проверяемому лицу подлинников документов на момент приостановления проверки не является безусловным основанием для признания решения налогового органа, вынесенного по результатам проверки, недействительным (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 30.09.2010 N Ф07-9165/2010, ФАС Центрального округа от 10.06.2010 N А54-1814/2009-С8).

Внимание

Документы, запрошенные налоговым органом до момента приостановления проверки, налогоплательщик обязан представить, даже если срок их представления приходится на период приостановления проверки.

На протяжении многих лет является спорным вопрос о том, в какие сроки необходимо представлять в налоговый орган документы по требованию, срок исполнения которого приходится на период приостановления налоговой проверки.

Согласно официальной позиции, решение о приостановлении проверки не приостанавливает течение установленного 10-дневного срока выполнения требования налогового органа о представлении проверяемым лицом документов, переданного ему до приостановления выездной налоговой проверки. Соответствующие разъяснения неоднократно давались Минфином и ФНС России (см. письма Минфина России от 28.06.2013 N 03-02-07/1/24644, от 03.07.2008 N 03-02-07/1-246, от 05.08.2008 N 03-02-07/1-336, от 13.02.2008 N 03-02-07/1-58 и ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692, от 21.11.2013 N ЕД-3-2/[email protected]).

ФНС России в письме от 07.08.2015 N ЕД-4-2/[email protected] также разъяснила, что норма п. 9 ст. 89 НК РФ, как и НК РФ в целом, не содержит положения, освобождающего налогоплательщика в случае приостановления выездной налоговой проверки от обязанности представления документов, ранее запрошенных и не представленных к моменту приостановления проведения выездной налоговой проверки.

Порядок продления срока представления документов по требованию налогового органа установлен в п. 3 ст. 93 НК РФ, согласно которому налогоплательщик, не имея возможности в указанный срок представить истребуемые документы, должен письменно уведомить об этом налоговый орган в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, с указанием причин и сроков, в течение которых организация может представить документы.

Иного порядка продления срока предоставления документов по требованию налогового органа, помимо указанного в п. 3 ст. 93 НК РФ, НК РФ не предусмотрено. Поэтому в период приостановления выездной налоговой проверки налогоплательщик обязан на основании требования о представлении документов (информации), оформленного в соответствии с законодательством о налогах и сборах, представить документы (информацию) в тот налоговый орган, который указан в требовании о представлении документов (информации).

Арбитражная практика по вопросу о сроках представления документов в случае приостановления проведения проверки складывается неоднозначно. Нередко суды поддерживали официальную позицию, считая, что запрет на истребование документов в период приостановления выездной налоговой проверки, установленный в п. 9 ст. 89 НК РФ, не относится к тем требованиям, которые направлены в адрес налогоплательщика до приостановления указанной проверки (см. постановления ФАС Волго-Вятского округа от 18.06.2013 N Ф01-9105/13, ФАС Поволжского округа от 23.12.2010 N А57-6890/2010, ФАС Московского округа от 28.04.2009 N КА-А40/3228-09, ФАС Уральского округа от 21.09.2011 N Ф09-5393/11).

В то же время существовала и противоположная позиция, согласно которой срок представления документов прерывается на период приостановления проверки, в связи с чем налогоплательщик обязан представить запрашиваемые документы лишь после возобновления проверки. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 14.02.2013 N Ф05-16423/12 судьи со ссылкой на п. 9 ст. 89 и п. 7 ст. 3 НК РФ указали, что непредставление документов в период приостановления проверки не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ, поскольку возложение обязанности по передаче документов в указанный период нарушает права налогоплательщика, гарантированные абз. 5 п. 9 ст. 89 НК РФ. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Поволжского округа от 24.07.2013 N Ф06-5738/13, ФАС Московского округа от 29.11.2012 N Ф05-13655/12 (определением ВАС РФ от 29.04.2013 N ВАС-2839/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра), ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.07.2011 N А78-343/2011, ФАС Уральского округа от 21.01.2010 N Ф09-11059/09-С3.

Точку в разногласиях по данному вопросу поставил Пленум ВАС РФ, разъяснив в вышеуказанном п. 26 постановления от 30.07.2013 N 57, что в период приостановления выездной налоговой проверки налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента ее приостановления. Последующие судебные решения принимаются в соответствии с позицией Пленума ВАС (см. постановления АС Восточно-Сибирского округа от 04.03.2015 N Ф02-523/15, АС Западно-Сибирского округа от 13.10.2014 N Ф04-9992/14 (определением ВС РФ от 09.02.2015 N 304-КГ14-7880 отказано в пересмотре дела), АС Дальневосточного округа от 15.08.2014 N Ф03-3127/14, ФАС Уральского округа от 10.10.2013 N Ф09-9556/13).

Читайте так же:  Подоходный налог в для физических лиц

Неоднократное приостановление проверки не нарушает права налогоплательщика

На наш взгляд, никаких нарушений в действиях налоговиков нет, если только не будут нарушены общие сроки проведения проверки с учетом продления (п. 6 ст. 89 НК РФ) и приостановления проверки (п. 9 ст. 89 НК РФ). Поэтому, если у компании нет других причин для обжалования, в удовлетворении иска скорее всего откажут. Расскажем подробнее.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ). Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев начиная со дня вынесения решения о назначении проверки и заканчивая днем оформления справки о проведенной проверке. Однако в исключительных случаях срок проведения выездной налоговой проверки может быть продлен до четырех, а иногда и до шести месяцев на основаниях и в порядке, установленном приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/[email protected] Это следует из положений п. 6 ст. 89 НК РФ.

В силу п. 9 ст. 89 НК РФ инспекция вправе приостановить выездную налоговую проверку для: истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте, получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ, проведения экспертиз, перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление и возобновление выездной налоговой проверки производятся на основании решений руководителя (заместителя руководителя), которые выносятся по формам, установленным приказом ФНС России от 06.03.2007 № ММ-3-06/[email protected] Общий срок приостановления не может превышать шести месяцев. В случае если проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов и в течение общего срока налоговый орган не получил запрашиваемую информацию, то срок приостановления может быть увеличен на три месяца. Приостановление ВНП для истребования документов (информации) допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Таким образом, инспекция вправе приостанавливать проверку неограниченное количество раз по всем основаниям, кроме основания для истребования документов (информации), допускающегося не более одного раза по каждому контрагенту налогоплательщика, у которого запрашиваются документы. В арбитражной практике этот вывод также нашел подтверждение (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 24.04.2008 № А11-8291/2007-К2-22/463 и Западно-Сибирского округа от 03.07.2008 № Ф04-4190/2008 (7799-А45-31)).

Теперь что касается продления срока проведения проверки. В соответствии с упомянутым выше приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/[email protected] основаниями продления срока проведения выездной налоговой поверки до четырех и (или) шести месяцев может являться: проведение проверок крупнейших налогоплательщиков, получение в ходе проверки информации, свидетельствующей о наличии нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки, наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка, проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, непредставление в установленный срок документов, необходимых для проведения проверки, иные обстоятельства.

Приостановление срока налоговой проверки

Приостановление налоговой проверки возможно только в случае проведения выездных мероприятий (камеральные проверки приостанавливаться не могут). Рассмотрим, в какой срок должна быть проведена выездная проверка, когда должностные лица ФНС могут ее приостановить, и каким образом эта процедура осуществляется.

Срок, в течение которого может проводиться выездная проверка

В силу требований п. 6 ст. 89 НК РФ выездная проверка не может проводиться более 2 месяцев. Из этого правила есть ряд исключений:

  1. Первое относится к проверкам, проводимым в отношении филиалов и представительств организации. В этом случае предельный срок сокращается до месяца.
  2. Второе исключение касается случаев, когда проверочные мероприятия продлеваются на основании решения проверяющих. Они могут продляться дважды, каждый раз на 2 месяца. Таким образом, общий срок не может превышать полгода.

Течение срока начинается в день. когда выносится решение о проведении проверочных действий (п. 8 ст. 89 НК РФ). Заканчивается срок в день составления итоговой справки о проверке.

Каким образом производится приостановление проверки?

Порядок приостановления налоговой проверки закреплен в ст. 89 НК РФ. Для того, чтобы проверочные мероприятия были приостановлены, руководитель проверяющей ФНС, либо его зам, должны принять соответствующее решение. Составляется документ по форме, которая приведена в Приложении № 5 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected]

Если решение составлено не по приведенной выше форме, это не признается нарушением правил проведения проверки. Дело в том, что применение утвержденной формы не является обязательным, поскольку таких требований законодательство не содержит.

Возобновление проверки также осуществляется на основании решения, форма которого утверждена Приложением № 6 к приведенному выше Приказу ФНС России.

Каковы последствия приостановления срока выездной проверки?

Приведем перечень последствий, которые влечет приостановление срока проверочных мероприятий:

  1. Двухмесячный, либо продленный до 4 или 6 месяцев срок проверки перестает течь. Это означает, что его исчисление приостанавливается. Течение срока возобновляется в дату, указанную в решении о возобновлении проверочных мероприятий. Например, проверка начата 1 сентября, а 1 октября приостановлена. 1 ноября проверочные мероприятия возобновлены. Таким образом, срок проверки в данном случае оканчивается 1 декабря.
  2. Инспекторы покидают территорию проверяемой фирмы. Это означает, что в рамках проверки они не имеют право производить каких-либо действий по месту нахождения предприятия.
  3. Должны быть приостановлены действия, направленные на истребование документов.
  4. Ранее истребованные документы должны быть возвращены. Это не касается бумаг, которые были изъяты при проведении выемки.
  5. Не может проводиться выемка документов и предметов.
  6. Не может производиться осмотр территорий и документов.
  7. Сотрудники ФНС в рамках проверки не могут знакомиться с документами на территории проверяемой организации.
  8. Должностным лицам ФНС нельзя проводить инвентаризацию в рамках проверки.

Между тем, должностные лица имеют право истребовать сведения у контрагентов проверяемого, поскольку это не запрещено законом. Кроме того, не запрещено приглашать должностных лиц фирмы для дачи пояснений (но не на территории проверяемой организации). Нет прямого запрета и на допрос свидетелей на территории ФНС.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены основания, когда выездные проверочные мероприятия могут быть приостановлены, и все они перечислены в статье. По общему правилу проверка может быть приостановлена на полгода, но не более. Приостанавливаться проверочные мероприятия могут неоднократно, однако общий срок приостановления, по общему правилу, не может быть больше 6 месяцев.

Читайте так же:  Возврат налога за лечение какая сумма максимальная

Внеплановые налоговые проверки

Автор: Светлана Валюнина
главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

Хуже выездной проверки может быть только внеплановая выездная проверка. Такую проверку спрогнозировать сложнее, а значит, время на подготовку к ней очень ограничено. Выездные проверки, как правило, проводятся в отношении компаний, заранее включенных в план выездных проверок на текущий период.

Но отсутствие организации в графике, утвержденном территориальными ИФНС, не означает, что налоговики не могут прийти без предупреждения. По каким причинам проводится внеплановая выездная проверка и как избежать ее назначения – читайте в нашей публикации.

Что делать, чтобы у компании не возникало нежданных выездных проверок?

Передать бухгалтерию на аутсорсинг команде профессионалов, а самим заняться управлением бизнеса и не вникать в нюансы бухгалтерского учета, беспокоясь о возможных проблемах с налоговой.

Срок приостановки выездной налоговой проверки

Общий срок приостановления налоговой проверки не может превышать полгода, однако возможно его продление на 3 месяца. Основание для этого только одно: в иностранное государство был направлен запрос о предоставлении документов, но ответ не приходит более 6 месяцев.

В решении о приостановлении налоговой проверки указывается дата, с которой начинает течь срок приостановления. Течение срока возобновляется вынесением решения о возобновлении проверочных действий.

Есть вопрос? Ответим по телефону! Звонок бесплатный!

На практике случаются нарушения сроков, однако это не является безусловным основанием для признания проверочных мероприятий незаконными, поскольку нарушение не признается существенным.

В каких случаях проводится внеплановая выездная проверка

Основания для проведения выездных проверок закреплены в нескольких официальных источниках.

В Налоговом кодексе в качестве поводов для проведения внеплановой проверки упоминается только реорганизация и ликвидация предприятия. В этом случае инспекторы могут обрадовать своим визитом независимо от того, когда и по какой причине проводилась предыдущая налоговая проверка, но проверять они могут период не более 3-х лет.

Специалисты 1С-WiseAdvice помогут подготовиться к процедуре реорганизации / ликвидации так, чтобы у налоговой не осталось возможности напоследок доначислить компании налоги, пени и штрафы. Размер подобного ущерба несопоставим со стоимостью консалтинговых услуг.

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ не называет напрямую основания, которые непосредственно касаются деятельности ФНС. Перечисленные ситуации относятся к функциям других контролирующих органов – технических, санитарных, трудовых инспекций, Роспотребнадзора и пр. Однако некоторые пункты можно косвенно отнести к зоне ответственности инспекторов в качестве дополнительного контроля в компании с другими ведомствами. Их ключевой посыл: поводом для налоговой внеплановой проверки предпринимателя могут послужить сведения, поступившие от физических или юридических лиц, предписания прокуратуры.

Зачастую собственник даже не задумывается, у какого числа потенциальных недоброжелателей есть возможность организовать незапланированный визит инспекторов. Учитывая, что заинтересованная в проверке сторона должна подтвердить предоставленную информацию – документально или другим способом, – лучше доверить ведение налогового учета специалистам и лишить оппонента шанса обосновать свое обращение.

В Письме ФНС от 30.05.17 № ЕД-2-15/[email protected] говорится, что основанием для визита налоговиков могут послужить «полученные от граждан документы и иные доказательства, свидетельствующие о возможных нарушениях налогового законодательства организациями и физическими лицами». Нужно учитывать, что сведения недоброжелатель может передать в налоговую не напрямую, а через прокуратуру, ОВД, ФСБ или ОБЭП.

На подозрительные финансовые операции, связанные с фирмами-однодневками, может также указать АСК-НДС 3.

Наличие взаимодополняющих нормативных актов свидетельствует о том, что налоговики не ограничены по возможностям назначения внеплановой ревизии настолько, насколько этого хотелось бы собственникам бизнеса.

Эксперты 1С-WiseAdvice всегда учитывают возможные риски при ведении налогового учета и формировании отчетности. Мы точно знаем, что именно будет смотреть ИФНС и какие данные сопоставлять. Наши специалисты, где это возможно и не противоречит требованиям законодательства, ведут бухгалтерский учет по правилам налогового – поэтому инспекторы попросту не захотят тратить свое время, чтобы искать несуществующие расхождения. Интересы и безопасность бизнеса, необходимость реорганизации и ликвидации предприятий, не будут зависеть от внешних угроз.

Признаки того, что в компанию придет внеплановая выездная проверка

Предсказать внеплановую выездную проверку сложно, поскольку при назначении проверки данного типа не последнюю роль в ее организации играет человеческий фактор.

Если инспекторы вдруг истребовали у компании пакет документов или пояснения, значит, задумываются о целесообразности внеплановой выездной проверки. И предшествовать этому может сам факт сотрудничества с сомнительным контрагентом. Конфликт с ним или конкурентом может усугубить ситуацию и стать поводом для их обращения в прокуратуру или другое ведомство.

Эксперты 1C-WiseAdvice могут сформировать бизнес-справку, которая будет содержать всю необходимую достоверную информацию о потенциальном партнере, из Премиального Контур.Фокус. Данная справка является одним из неопровержимых доказательств проявления должной осмотрительности при выборе контрагентов.

В случае, когда вы все-таки ошиблись с выбором партнера, и инспекторы уже требуют пояснений по конкретным сделкам, лучше не игнорировать запрос ИФНС. 1C-WiseAdvice обладает богатым опытом в сопровождении сложных сделок. Но несмотря на это, эксперты нашей компании рекомендуют изначально соблюдать должную осмотрительность при выборе партнеров: благодаря системе АСК НДС-3 сегодня прослеживается вся цепочка контрагентов, а значит, не стоит привлекать лишнее внимание к вашей компании.

В разделе 3 приказа ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] перечислены некоторые критерии, которые могут сыграть против компании, если по каким-то основаниям она все-таки попала в поле зрения налоговиков. В их числе:

  • налоговые отчисления компании меньше средних показателей по отрасли;
  • значительные отклонения финансово-хозяйственных показателей текущего периода от показателей аналогичных периодов за предыдущие года;
  • несвоевременные оплаты налоговых платежей, а также уменьшение их размера по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет;
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и сведениям, которыми располагает налоговая;
  • ошибки, противоречия и неточности, допущенные при формировании налоговой базы.
Читайте так же:  Налог на имущество ставка

Запатентованный 1С-WiseAdvice «Электронный аудитор» каждый день в автоматическом режиме проверяет бухгалтерские базы клиентов на предмет отклонения от стандартов учета, ошибок и подозрительных ситуаций в учете. При обнаружении таковых программой далее уже специалист получает оповещение и перепроверяет операцию вручную, правя при необходимости.

Основания для приостановления выездной налоговой проверки

Основания, по которым проверка может быть приостановлена изложены в п. 9 ст. 89 НК РФ.

К основаниям относятся:

  1. Необходимость получения требуемых сведений от иностранных гос. органов. Данное действие производится, например, с целью исключения двойного налогообложения проверяемых организаций. Взаимодействие с гос. органами иностранных государств осуществляется на основании многочисленных международных договоров.
  2. Необходимость проведения экспертизы. Экспертиза необходима, когда сотрудникам ФНС требуется квалифицированное заключение по различного рода вопросам, разрешение которых невозможно без специальных знаний. Процедура проводится в порядке ст. 95 НК РФ.
  3. Необходимость обращения к услугам переводчика, когда документы налогоплательщика составлены не на русском языке. Процедура производится в порядке ст. 97 НК РФ.
  4. Необходимость истребования у контрагентов проверяемого юр. лица документов, в частности договоров, платежных поручений, и т.д. Процедура осуществляется в порядке ст. 93.1 НК РФ.

Проверка может быть приостановлена неограниченное количество раз, но с оговоркой. Если ее приостановление связано с запросом документов у контрагентов, то повторно приостановить проверочные действия по данному основанию нельзя. Исключение составляют случаи, когда документы запрашиваются у другого контрагента.

Отличие внеплановой ВНП от обычной выездной проверки

Порядок проведения внеплановой выездной проверки и ее особенности следуют из оснований для проведения данной проверки.

Целесообразность внеплановой проверки юридического лица в случае ликвидации и реорганизации инспекторы определяют, исходя из имеющейся у них информации о данном предприятии, в том числе данных ликвидационного баланса или передаточного акта. Если у сотрудников ФНС нет поводов усомниться в добросовестности компании, вряд ли они будут тратить время на «бесперспективную» ревизию.

Когда инспекторы получают «сигнал» на компанию от недоброжелателя, запрос прокуратуры или другого ведомства, проводится предварительная проверка: запрашиваются документы и пояснения. В интересах собственника не упустить шанс убедить налоговиков в необоснованности поступивших к ним сведениям. От того, как поведет себя компания, какие документы и пояснения будет давать, может зависеть итоговое решения ФНС о назначении выездной проверки. Распоряжение о визите налоговиков вы не получите – согласно письму ФНС России от 10 марта 2016 г. № ЕД-4-2/[email protected]), НК не устанавливает сроки уведомления о проведения проверки.

В процессе бухгалтерского обслуживания специалисты 1С-WiseAdvice анализируют и выдерживают около сотни контрольных соотношений в формах бухгалтерской и налоговой отчетности клиента, на которые опираются инспекторы, принимая решение о более тщательной камеральной проверке или назначении выездной ревизии.

В зоне налогового учета, которому наши эксперты уделяют первостепенное внимание, основные риски клиента. Благодаря такому подходу снижается риск проведения внеплановой выездной проверки.

Параллельно инспекторы могут попросить пояснения, а также доказательства нарушения и у инициировавшего проверку ведомства или «оппонента». Если им удастся бросить тень на какие-то сделки или процессы, связанные с бизнесом, налоговики могут истребовать у компании дополнительные документы, а потом еще и еще. Главный способ «насытить» налоговиков в этом случае – своевременно предоставлять корректные подтверждающие документы. Тогда ИФНС поймет, что никаких секретов от нее у компании нет и искать у нее нечего.

Уникальная технология обработки «первички», разработанная специалистами 1С-WiseAdvice, позволяет в режиме реального времени отслеживать наличие, полноту, качество этих документов, а соответственно, максимально быстро подготавливать запрашиваемые инспекцией документы.

Результаты предварительной проверки не являются основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности. Но если в ходе предпроверочного анализа инспекторам удалось подтвердить факты нарушения или преступления, значит, вскоре руководитель ИФНС получит на подпись мотивированное представление о назначении внеплановой проверки. Поэтому правильнее разубедить налоговиков выезжать к вам с ревизией на этапе предварительной проверки, а еще лучше – на стадии формирования отчетности.

Правила безопасного поведения, чтобы внеплановая выездная проверка прошла с наименьшими потерями

Если избежать внеплановой выездной проверки не удалось, и инспекторы уже стоят на пороге, необходимо помнить: даже во время ревизии у вас есть права, а у полномочий сотрудников ИФНС – ограничения. Поэтому с правилами проведения проверок и составления акта выездной проверки лучше ознакомиться заранее, на этапе предварительного анализа. Таким образом, в руки к налоговикам не попадут лишние документы и прочие доказательства.

Не менее внимательно следует ознакомиться и с решением о проверки, убедиться, что незваные гости действительно сотрудники ИФНС.

Проверяющих лучше максимально быстро изолировать и лишить возможности случайно получить не предназначенную для них информацию. Необходимо проинформировать сотрудников компании как себя вести в случае ВНП, а также что на рабочих местах должен соблюдаться порядок и все документы должны храниться надлежащим образом, а доступ к компьютеру должен блокироваться при отлучении от рабочего места. В офисе не должно находиться незаконных документов, предметов и бумаг, принадлежащим другим организациям.

Видео (кликните для воспроизведения).

Даже в самых угрожающих ситуациях эксперты 1С-WiseAdvice помогут чувствовать себя уверенней и свести потенциальные риски и убытки к минимуму. Экспертная поддержка наших специалистов защитит интересы клиента на всех этапах взаимоотношений с ИФНС. Мы не только подготовим аргументированные ответы на запросы и требования налоговиков, дадим пояснения, но и при необходимости будем бороться за благоприятный для вас исход по итогам проверки вплоть до суда.

Источники

Основания приостановления выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here