Основание задолженности по налогам и сборам

Как составить платежное поручение на основании требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа

Что такое требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа

Согласно статье 69 НК РФ ФНС может направить требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, если налогоплательщик неверно рассчитал сумму налога, не уплатил налог или сделал это позднее установленного срока, а также в других случаях налоговых правонарушений.

Требование составляется в виде таблицы, где указывается сумма задолженности по налогу, размер пеней и штрафов. Там же приводится срок исполнения требования, а также меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, если налогоплательщик не погашает задолженность. Форма требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа утверждена Приказом ФНС РФ от 01.12.2006 N САЭ-3-19/[email protected]

Пример требования
Уплата недоимки и пени

Как составить платежное поручение

По каждой строчке требования необходимо сформировать отдельное платежное поручение. Это можно сделать вручную — перенести данные из полученного требования в поля 24 и 104-109 платежного поручения.

Заполняя платежку, вы можете использовать эту таблицу, которая подскажет, какое значение нужно указать в каждом поле. Будьте внимательны при внесении данных — ошибка даже в одной цифре приведет к тому, что деньги организации не попадут по назначению, и задолженность не будет погашена.

Номер поля Название поля Значение

104 КБК Код бюджетной классификации 105 ОКТМО ОКАТО (ОКТМО) 106 Основание платежа ТР 107 Налоговый период Дата, указанная в требовании в качестве срока уплаты пени
в формате ДД.ММ.ГГГГ 108 Номер документа Номер требования налогового органа 109 Дата документа ДД.ММ.ГГГГ- дата требования (рядом с номером в штампе) 110 Вид платежа 24 Назначение платежа Наименование налога (сбора)

Полную инструкцию, как сформировать платежное поручение, вы можете прочитать на сайте Бухгалтерия Онлайн.

Второй вариант подготовить платежку — сформировать ее автоматически. Эта функция с недавнего времени доступна пользователям Контур.Экстерн.

Получив электронное требование об уплате в Экстерне, уведомьте об этом ФНС, нажав на кнопку «Отправить в ФНС квитанцию о приеме». Затем приступайте к формированию платежки: перейдите по ссылке «Создать платежку» и введите наименование своего банка и расчетный счет. Все остальные данные из требования система сама подставит в соответствующие поля платежного поручения. Вы также можете выбрать, по какому типу задолженности делать платежку, и при необходимости изменить сумму платежа.

Создать готовую платежку можно либо в формате Word и затем распечатать, либо скачать специальный текстовый файл, чтобы потом загрузить в интернет-банк.

Каков порядок взыскания недоимки налоговыми органами

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Рассмотрим порядок взыскания с налогоплательщика задолженности перед бюджетом по шагам.

Шаг 1. При обнаружении недоимки по налогам налоговый орган должен выставить должнику требование об уплате налога, пеней, штрафов, процентов в следующие сроки:

  • Если недоимка по налогу выявлена в ходе налоговой проверки, то не позднее 20 рабочих дней с того момента, когда вступило в силу решение, вынесенное по итогам проверки (п. 6 ст. 6.1, пп. 2, 3 ст. 70, п. 1 ст. 87, пп. 7, 9 ст. 101 НК РФ).
  • Если недоимка выявлена вне рамок проверок налогоплательщика, то срок направления требования будет зависеть от суммы задолженности (пп. 1, 3 ст. 70, п. 10 ст. 101.4 НК РФ). Так, при задолженности в 500 руб. и более требование должно быть направлено в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки, а при задолженности менее 500 руб. — в течение 1 года со дня выявления недоимки.

Шаг 2. Налогоплательщику необходимо исполнить требование в течение указанного в нем срока (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). Минимальный срок, в который ему необходимо уложиться с погашением недоимки по налогам, пеням и пр., составляет 8 рабочих дней с момента получения. Если требование должником не исполняется, то:

  • Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ не позднее 2 месяцев после окончания срока исполнения требования налоговым органом выносится решение о том, чтобы взыскать задолженность со счетов должника, открытых в банковских и кредитных учреждениях. Отметим, что если речь идет о консолидированной группе налогоплательщиков, то срок вынесения указанного решения налоговым органом продлевается до 6 месяцев с того момента, когда истек срок исполнения требования, направленного ответственному участнику группы (подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ). Порядок взыскания задолженности со счетов налогоплательщика регламентируется ст. 46 НК РФ. Если денежных средств на банковских счетах нет или их недостаточно для погашения задолженности, задолженность помещается в картотеку и будет списываться по мере поступления средств.

О том, с каких счетов налогоплательщика может быть взыскана задолженность по налогам и сборам, читайте в материале «С каких счетов налоговики могут произвести взыскание?».

Шаг 3. Если взыскать задолженность за счет денежных средств должника не удается, то:

Инспекция не позднее 1 года после окончания срока исполнения требования об уплате задолженности выносит решение о ее взыскании за счет имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ). При этом взыскание может быть обращено как на движимое так и на недвижимое имущество. После вынесеня такого решения, ФНС вправе наложить на него арест (ст. 77 НК РФ). Взыскание недоимки, пеней и пр. за счет имущества производится в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ. Исполняют данное решение судебные приставы. Для этого ФНС направляет им постановление о взыскании имиущества. Приставы вправе наложить арест на активы должника, провести их оценку, изъять и/или передать их на хранение и другие меры, предусмотренные законом «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 №229-ФЗ. Если в течение 2-х месяцев задолженность погасить не удается, приставы передают изъятое имущество должника специальной организации на реализацию.

Шаг 4. Если вышеперечисленные мероприятия не привели к полному погашению задолженности, приставы выносят постановление о возврате исполнительного документа, а ФНС на основании этого документа принимает решение о банкротстве фирмы или ИП (пп.4.1 п.1 ст. 59 НК РФ).

Подробнее о процедуре взыскания читайте здесь.

Если сумма недоимки превышает 5 млн. руб. или задолженность взыскивается с консолидированной группы налогоплательщиков, то ФНС вправе обратиться в суд:

  • По истечении 2, но не позднее 6 месяцев после окончания срока исполнения требования об уплате недоимки, пеней, штрафов и пр. налоговый орган вправе подать заявление в арбитражный суд, чтобы взыскать с налогоплательщика необходимую сумму задолженности. Срок подачи заявления, касающегося взыскания задолженности с участников консолидированной группы налогоплательщиков, продлевается до 6 месяцев после истечения 6-месячного срока бесспорного взыскания задолженности с банковских счетов указанных лиц (подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ). Обратим внимание на то, что если инспекция по уважительным причинам пропустила срок подачи данного заявления, суд может восстановить его (абз. 1 п. 3, подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ, ст. 117 АПК РФ).
  • Не позднее 6 месяцев после окончания срока исполнения требования налоговый орган подает заявление в арбитражный суд с тем, чтобы взыскать с налогоплательщика необходимую сумму задолженности в тех случаях, что предусмотрены подп. 1–4 п. 2 ст. 45 НК РФ. В соответствии с положениями подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ в указанном случае налоговики имеют право обратиться в суд, только если недоимка выявлена в ходе налоговой проверки и числится за должником более 3 месяцев. Бесспорное взыскание недоимки в подобных ситуациях невозможно.
Читайте так же:  Налог на сдачу имущества в аренду

Когда возникает недоимка по налогу

Недоимка по налогу возникает уже на следующий день после нарушения установленного законодательством срока уплаты налога в бюджет.

Если недоимкой признается излишне возмещенная сумма налога, тогда днем ее образования будет являться (абз. 4 п. 8 ст. 101 НК РФ):

  • тот день, когда налогоплательщик фактически получил возмещенную сумму налога из бюджета, в случае перечисления средств из бюджета на расчетный счет;
  • день, когда было вынесено решение о зачете суммы налога, в случае проведения зачета по налогам.

Как не заплатить лишнего

При обработке требования важно знать про особенность указания сумм в поле «Недоимка». Если сумма в нем стоит со звездочкой, то оплачивать ее не нужно — эта информация носит справочный характер.

Когда вы формируете платежное поручение в Экстерне, то вы никогда не включите в него сумму со звездочкой по ошибке. Такая сумма будет в общем списке, но выбрать ее для формирования платежного поручения нельзя.

Основание задолженности по налогам и сборам

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

На основании информации, предоставленной налоговой инспекцией, в расчетах организации существует задолженность по налогам прошлых лет (период 2005-2010 гг.), перешедшая от организации, реорганизованной в 2005 году. Указанная задолженность налоговой инспекцией не взыскивается, но увеличивает размер пени.
Каков порядок погашения указанной задолженности?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Указанная задолженность может быть признана судом безнадежной к взысканию и списана налоговым органом.
С этой целью в суд может обратиться как налоговый орган, так и налогоплательщик.
До момента списания на сумму задолженности будут начисляться пени.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

22 февраля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Недоимка по налогам: в чём её суть и чем она угрожает компании

Как налоговики взыскивают недоимку: пошаговый алгоритм

    Поделиться:

Несвоевременная уплата налогов в бюджет – явление в бизнесе нередкое. При этом далеко не всегда недоимка бывает связана со злым умыслом руководства компании. Зачастую недоплаты вызваны ошибками в расчёте налогов или при заполнении платёжных поручений, невнимательностью бухгалтера к срокам уплаты налогов и т.д. О том, когда возникает недоимка и чем она грозит бизнесу, в своём корпоративном блоге рассказала бухгалтерская компания 1С-WiseAdvise.

Чем отличается недоимка от задолженности по налогам? Согласно статье 11 Налогового кодекса, недоимка – это сумма налога (сбора, страховых взносов), не уплаченная вовремя. Из этого определения следуют два вывода:

Во-первых, недоимка представляет собой именно сумму обязательного платежа в бюджет (то есть, налога, сбора, взноса). И не включает начисленные санкции за неуплату (пени и штрафы).

Во-вторых, речь идёт именно о просроченном платеже. То есть о налоге (сборе, взносе), не перечисленном в бюджет своевременно.

Задолженность перед бюджетом – понятие более широкое. Во-первых, когда говорят о такой задолженности, подразумевают не только налоговые долги, но и долги по санкциям – пеням и штрафам. Во-вторых, налоговая задолженность – это не всегда просроченные платежи. То есть, задолженность может быть текущей или просроченной.

Например, компания сдала декларацию по НДС за III квартал 21 октября (в то время, как крайний срок сдачи – 25 октября). В декларации НДС заявлен к уплате на сумму 9000 рублей. По правилам, которые установлены статьей 174 Налогового кодекса РФ, НДС надо платить равными долями в течение трёх месяцев, следующих за отчётным кварталом, не позже 25 числа каждого из этих месяцев. Предположим, что фирма перечислила часть налога в сумме 3000 рублей 22 октября. Таким образом, у неё числится задолженность перед бюджетом по НДС на сумму 6000 рублей (9000 рублей минус 3000 рублей). Но такая задолженность не считается недоимкой, это текущий долг. Ведь 1/3 налога компания заплатила вовремя. А перечислить следующую часть она должна только 25 ноября.

Другой пример. По общему правилу, отпускные выплачивают сотрудникам за три дня до начала отпуска. При выплате отпускных с них удерживают НДФЛ (п. 1 ст. 223 Налогового кодекса РФ). Формально в этот момент у организации (налогового агента) возникает задолженность перед бюджетом по НДФЛ. Но такая задолженность тоже является текущей. Ведь перечислить налог в бюджет в этом случае компания обязана в последнее число месяца, в котором выплатили отпускные (п. 6 ст. 226 Налогового кодекса РФ).

Итак, вот главные различия между недоимкой и задолженностью перед бюджетом:

недоимка – это всегда просроченный долг, в то время как задолженность может быть как просроченной, так и текущей;

недоимка включает в себя только сумму неуплаченного налога (сбора, взноса). А задолженность перед бюджетом – это налог (сбор, взнос) плюс санкции.

Читайте так же:  Расчет налогового вычета на обучение ребенка

Это может произойти в силу разных обстоятельств, например, следующих:

бухгалтер ошибся при исчислении облагаемой базы или суммы налога либо умышленно занизил налогооблагаемую базу. Это выяснилось при камеральной или выездной проверке;

сумма налога (сбора, взноса) была рассчитана правильно и верно отражена в декларации, а ошибка возникла при заполнении платёжного поручения;

сумма налога (сбора, взноса) исчислена, отражена в декларации и указана в платёжке верно, но платёж отправлен по неправильным реквизитам (например, не на тот КБК). Это было выявлено при сверке расчётов с бюджетом;

бухгалтер «забыл» заплатить налог вовремя.

В зависимости от того, по какой причине возникла недоплата, различаются виды и степени ответственности.

Если налог (сбор, взнос) не заплатить в положенный срок, на сумму недоплаты будут начислены пени. Порядок их расчёта зависит от того, когда именно возникла недоимка.

Такой порядок следует из статьи 75 Налогового кодекса РФ, пункта 9 статьи 13 закона от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ, статьи 9 закона от 27 ноября 2018 года № 424-ФЗ, писем Минфина от 1 августа 2017 года № 03-02-07/1/48936, от 10 июля 2017 года № 03-02-07/1/43489.

Помимо пени, организацию могут привлечь к налоговой ответственности. А её руководство – к ответственности административной и, в особо тяжёлых случаях – уголовной. Здесь важно обратить внимание на следующий момент. Компанию и её должностных лиц накажут, если налог (сбор, взнос) не заплатили из-за ошибок в расчёте либо неправомерных действий. Иными словами, ответственность наступит, только если недоимка возникла по причине неправильного исчисления налога или умышленного занижения его суммы.

Если же бюджетный платёж рассчитали верно, но не уплатили вовремя либо перечислили не в той сумме (из-за ошибки в платёжке) или не на тот КБК, ответственности удастся избежать. В этом случае компании грозят только пени. Такие выводы следуют из письма Минфина от 24 мая 2017 года № 03-02-07/1/31912, п. 19 постановления пленума ВАС от 30 июля 2013 года № 57.

Подробнее виды ответственности рассмотрены в таблице:

Образовавшуюся у компании недоимку будут взыскивать налоговые инспекторы. При этом они будут действовать по следующему алгоритму:

Шаг № 1: направление требования об уплате

Обнаружив недоимку, инспекторы сначала направят организации требование об уплате налога (сбора, страховых взносов). Здесь существуют определенные правила по срокам. В общем случае требование направляют в течение трёх месяцев с момента обнаружения недоплаты; если сумма недоплаченного налога (а также задолженности по пеням и штрафам по нему) небольшая – меньше 500 рублей, то требование выставят в течение года со дня выявления недоимки; если требование выставляют по результатам налоговой проверки, то срок – 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по итогам такой проверки. Эти правила установлены статьей 70 Налогового кодекса РФ.

Пункт 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ устанавливает то, какая именно информация должна содержаться в требовании. Так, в документе должны быть указаны следующие данные:

  • сумма задолженности по налогу (сбору, взносу);
  • размер начисленных пеней;
  • срок исполнения требования;
  • меры по взысканию недоимки, которые предпримет налоговая инспекция в случае неисполнения требования;
  • основания, по которым взимается налог (сбор, страховой взнос), и нормы налогового законодательства, которые обязывают организацию его заплатить.

Если какие-либо из перечисленных сведений в документе отсутствуют, то оно считается оформленным с нарушениями. Как следствие – налогоплательщик вправе не исполнять его. Такой вывод следует из постановления президиума ВАС от 22 июля 2003 года № 2100/03.

Если требование составлено без нарушений, организация обязана его выполнить. Общий срок исполнения – восемь рабочих дней с даты получения. Но в самом документе может быть проставлен и другой (более длительный) срок. Такой порядок предусмотрен пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ.

Дату получения требования организацией считают в зависимости от того, каким именно способом оно было представлено. Так, если документ отдали непосредственно руководителю в руки, то день получения – это собственно момент вручения документа. Если налоговики отправили требование по почте заказным письмом, то оно считается полученным на шестой рабочий день с момента отправки.

Если же документ переслали в электронном виде по ТКС, то он считается полученным в тот день, когда компания отправила электронную квитанцию о приёме. Такие выводы следуют из пунктов 6 и 8 статьи 69 Налогового кодекса РФ и пунктов 5 и 12 порядка, утверждённого приказом ФНС от 27 февраля 2017 года № ММВ-7-8/200.

Впрочем, требование инспекции можно обжаловать. Для этого компания вправе обратиться в суд (п. 1 ст. 138 Налогового кодекса РФ).

Шаг № 2: вынесение решения о взыскании и списание денег со счетов

Если в установленный срок компания не погасит недоимку, контролёры вынесут решение о взыскании. Форма документа утверждена приказом ФНС от 13 февраля 2017 года № ММВ-7-8/179. Оформить его ИФНС обязана в течение двух месяцев с того момента, когда истёк срок исполнения требования организацией. Пропустив двухмесячный период, взыскать недоимку с организации инспекция сможет только через суд.

Решение о взыскании направляют компании. Сделать это контролёры должны за шесть рабочих дней с момента его принятия.

В ряде случаев решение могут приостановить или отозвать. Так, оно будет приостановлено в следующих ситуациях:

  • фирма получила отсрочку или рассрочку уплаты налога (взноса);
  • на счета организации в банках суд наложил арест;
  • вышестоящая инстанция велела приостановить взыскание.

Решение отзовут, в частности, если:

  • недоимка уже погашена либо признана безнадёжной и списана;
  • компания подала «уточнёнку», где сумма налога (взноса) уменьшилась и недоимки не стало.

Такой порядок следует из пунктов 4.1 и 10 статьи 46 Налогового кодекса РФ.

Исполнять решение о взыскании будут за счёт средств на счетах организации. В первую очередь, деньги спишут с рублёвого расчётного счёта. Для этого ИФНС направит в обслуживающий компанию банк поручение на перечисление налога. Банк обязан исполнить его не позднее следующего операционного дня.

Если денег на расчётном счёте недостаточно, могут быть задействованы (при определённых условиях) практически любые счета и вклады организации. В частности, валютный счёт, депозитные вклады, счёт в драгметаллах. Кроме того, при недостаточности средств на счетах и вкладах контролёры вправе взыскать недоимку за счёт электронных денег фирмы.

Шаг № 3: взыскание недоимки за счёт имущества компании

Если средств на счетах и электронных денег компании не хватило для погашения недоимки, налоговики могут взыскать её за счёт прочего имущества организации (п. 7, 10 ст. 46, ст. 47 Налогового кодекса РФ).

Перечень такого имущества приведён в пункте 5 статьи 47 Налогового кодекса РФ. В принципе, это может быть любое имущество фирмы, которое числится на её балансе – готовая продукция, товары на складе, оборудование, помещения, материалы и т.п. Соответствующее решение ревизоры примут в течение одного года после окончания срока исполнения требования об уплате налога (страхового взноса).

Взыскание производится судебным приставом – по решению и на основании постановления ИФНС (п. 9 ст. 47 Налогового кодекса РФ). Формы этих документов утверждены приказом ФНС от 13 февраля 2017 года № ММВ-7-8/179.

Читайте так же:  С больничного снимают подоходный налог

Шаг № 4: блокирование счёта и арест имущества

Чтобы обеспечить взыскание недоимки, контролёры могут приостановить операции по счетам фирмы или наложить арест на её имущество. Основание – статьи 76 и 77 Налогового кодекса РФ.

Блокировка счёта производится по решению, форма которого утверждена приказом ФНС от 13 февраля 2017 года № ММВ-7-8/179. Его выносят после того, как оформят решение о взыскании долга перед бюджетом. Причем заблокировать могут не только банковские счета, но и «электронные кошельки» компании. Сумма заблокированных средств равна сумме недоимки. То есть, если остаток на счету больше недоплаты налога, разницу фирма может использовать по своему усмотрению.

Арест имущества возможен только с санкции прокурора. Его накладывают в том случае, если денег на счетах недостаточно, чтобы погасить недоимку. Основание для ареста – постановление ИФНС (по форме, утвержденной приказом ФНС от 13 февраля 2017 года № ММВ-7-8/179). Эта обеспечительная мера означает, что владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом компания может только под контролем налоговой инспекции. После погашения недоимки чиновники вынесут решение об отмене ареста.

Видео (кликните для воспроизведения).

Решение признать недоимку безнадёжной принимает ИФНС. Основания для такого решения приведены в пункте 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ. В частности, контролёры спишут долг в следующих случаях:

если компания ликвидируется. Безнадёжной признают ту часть задолженности, на погашение которой денег и имущества фирмы не хватило, а покрыть её за счет средств учредителей и участников невозможно;

по решению суда – в связи с истечением срока взыскания;

долги были списаны со счета организации, но не поступили в бюджет потому, что обслуживающий её банк был ликвидирован;

если размер задолженности перед бюджетом не превышает 300 000 рублей, а с момента её образования прошло пять лет.

После того, как инспекция спишет налоговую задолженность, компания вправе списать её и в своем учёте.

Если у компании образовалась недоимка по налогам, это может привести к крайне неприятным последствиям. Во-первых, возникнут лишние траты в виде пеней, а в ряде случаев – и штрафов, которые при крупной сумме задолженности могут быть весьма значительны. Во-вторых, должностных лиц могут привлечь к административной, а при определённых обстоятельствах – и к уголовной – ответственности. В-третьих, блокировка счетов и арест имущества могут парализовать весь бизнес и поставить под угрозу само существование компании. Поэтому руководству компании крайне важно следить за тем, чтобы недоимки в идеале либо не возникали вообще, либо своевременно погашались.

Списание безнадежных налоговых долгов

Автор: Светлана Гаврилова, эксперт-юрист
RosCo — Consulting & audit

Списанию безнадежных долгов посвящена статья 59 Налогового кодекса РФ. Прежде всего, эта статья определяет вид платежа, задолженность по которому при определенных условиях может быть признана безнадежной. Так, п. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ говорит о том, что безнадежной ко взысканию может быть признана:

недоимка (сумма налога/сбора не уплаченная в срок);

задолженность по пеням и штрафам.

Кроме того, установленный порядок признания задолженности безнадежной применяется также к процентам при предоставлении инвестиционного налогового кредита, а также к процентам в соответствии со ст. 176.1 Налогового кодекса РФ при заявительном порядке возмещения налога на добавленную стоимость (п. 6 ст. 59 Налогового кодекса РФ).

Задолженность по указанным платежам признается безнадежной в случае, если их уплата и (или) взыскание оказались невозможными по основаниям, установленным Налоговым кодексом РФ, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах.

Безнадежной может быть признана задолженность:

Налоговый кодекс РФ, как указано выше, устанавливает далеко не исчерпывающий перечень случаев, при наступлении которых долги признаются безнадежными. Такими случаями являются:

Федеральный закон от 04.11.2014 № 347-ФЗ внес некоторые коррективы в положения п. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ. Эти коррективы сводятся к тому, что положения подп. 4.1. п. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ дополнены новыми случаями признания задолженности безнадежной.

В подп. 4.1. п. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ сказано, что долг признается безнадежным, если судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа в установленных случаях, если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет. Признать долг безнадежным возможно, если:

  • его размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
  • судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Также, по региональным и местным налогам законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания долгов безнадежными.

Кроме того, Налоговый кодекс РФ решает вопрос о возможности признания долгов безнадежными в ситуации, когда суммы налогов/сборов/пеней/штрафов списаны со счетов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации. В таком случае Кодекс допускает признание долгов безнадежными ко взысканию и подлежащими списанию, если на момент принятия соответствующего решения банки были ликвидированы.

Порядок списания безнадежных долгов утвержден Приказом ФНС России от 19.08.2010 г. № ЯК-7-8/[email protected] В нем также приведен Перечень документов, подтверждающих обстоятельства, которые служат основанием для признания долгов безнадежными.

Важно, что порядок устанавливает сжатые сроки признания долгов безнадежными и их списания.

При наличии всех необходимых документов налоговый орган в течении 5 рабочих дней с момента их получения оформляет:

  • справку о суммах недоимки/задолженности по пеням, штрафам и процентам;
  • выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (со сведениями о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (прекращением физическим лицом деятельности в качестве ИП)).

Решение о признании задолженности безнадежной ко взысканию и ее списании принимается в течение 1 рабочего дня с момента оформления названных документов.

Как указано выше Налоговый кодекс РФ дает право субъектам Российской Федерации устанавливать дополнительные основания признания безнадежными ко взысканию недоимки по региональным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам. В связи с этим, при установлении указанных дополнительных оснований на уровне субъекта Российской Федерации может быть определен также и перечень документов, подтверждающих наличие таких оснований (п. 6 Порядка, утв. Приказом ФНС России от 19.08.2010 г. № ЯК-7-8/[email protected]).

Статья актуальна на 03.02.15

Основание задолженности по налогам и сборам

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Читайте так же:  Вопросы по налогам на недвижимость

Поступил судебный приказ о взыскании задолженности (более 3000 руб.) по транспортному налогу и земельному налогу, а также пени за 2013-2014 годы.
Имеет ли право налоговая инспекция взыскивать налоги по истечении 5 лет?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Взыскание земельного и транспортного налогов с физических лиц возможно и по истечении 5 лет с окончания налогового периода.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Взыскание задолженности по налогам (сборам, пеням, штрафам) с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
— Энциклопедия решений. Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов;
— Энциклопедия решений. Удержание по исполнительным документам;
— Энциклопедия решений. Признание налоговым органом недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание;
— Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска Красноярского края от 4 марта 2019 г. по делу N 2а-1546/2019;
— Решение Перевозского районного суда Нижегородской области от 15 июля 2019 г. по делу N 2а-127/2019.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена

Ответ прошел контроль качества

26 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Статья 59. Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ статья 59 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 59. Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание

ГАРАНТ:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 1 статьи 59 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

1. Безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:

Информация об изменениях:

Подпункт 1 изменен с 30 августа 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 232-ФЗ

1) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства, исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

2) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 240-ФЗ пункт 1 статьи 59 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 2.1, вступающим в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

2.1) признания банкротом гражданина в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по итогам завершения расчетов с кредиторами в соответствии с указанным Федеральным законом;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в подпункт 3 пункта 1 статьи 59 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

3) смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, — по всем налогам, сборам, страховым взносам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, — в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;

4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;

Информация об изменениях:

Подпункт 4.1 изменен с 25 января 2019 г. — Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 493-ФЗ

4.1) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам, размер которых не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, прошло более пяти лет;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 244-ФЗ пункт 1 статьи 59 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 4.2, вступающим в силу с 1 января 2017 г.

4.2) снятия с учета в налоговом органе иностранной организации в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Пункт 1 дополнен подпунктом 4.3 с 25 января 2019 г. — Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 493-ФЗ

4.3) принятия судом акта о возвращении заявления о признании должника банкротом или прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 244-ФЗ статья 59 настоящего Кодекса дополнена пунктом 1.1, вступающим в силу с 1 января 2017 г.

1.1. В случае постановки иностранной организации на учет в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса после снятия ее с учета в налоговом органе в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса суммы недоимки по налогу на добавленную стоимость, задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию на основании подпункта 4.2 пункта 1 настоящей статьи, восстанавливаются и подлежат уплате в срок, предусмотренный пунктом 11 статьи 174.2 настоящего Кодекса.

2. Органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются:

Информация об изменениях:

Подпункт 1 изменен с 29 октября 2019 г. — Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

Читайте так же:  Обжалование налогового штрафа

1) налоговые органы (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта);

2) утратил силу с 29 октября 2019 г. — Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 306-ФЗ в подпункт 3 пункта 2 статьи 59 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

3) таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, — по налогам, пеням, штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

3. Законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 4 статьи 59 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

ГАРАНТ:

Положения пункта 4 статьи 59 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ) применяются также к суммам налога, сбора, пеней и штрафов, списанным со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, но не перечисленным банками в бюджетную систему Российской Федерации до дня вступления в силу названного Федерального закона

4. Суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с настоящей статьей в случае, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 306-ФЗ в пункт 5 статьи 59 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

5. Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).

6. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при списании безнадежной задолженности по процентам, предусмотренным главой 9, а также статьей 176.1 настоящего Кодекса.

Недоимка по налогам — что это такое и какие последствия?

Каковы последствия возникновения недоимки

Перечислять налоги нужно всегда вовремя, иначе возможны последствия — это недоимка по налогам, а также начисление пеней.

Недоимка может быть погашена налогоплательщиком в добровольном порядке. Однако кроме самого налога нужно будет также перечислить пени в бюджет, рассчитанные с учетом количества дней просрочки платежа.

Рассчитать пени вам поможет наш калькулятор.

Если налогоплательщик не погасит самостоятельно свою задолженность в виде недоимки по налогу и пеней перед бюджетом, то налоговики будут взыскивать эти суммы уже в принудительном порядке.

В случае невозможности взыскания недоимки по налогам и пеней с налогоплательщика налоговые органы могут списать эту задолженность как безнадежную.

Что такое недоимка по налогам

Если юрлицо или индивидуальный предприниматель пропустит срок уплаты налогов или страховых взносов, нарушив тем самым налоговое законодательство (абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ), то у него образуется долг перед бюджетом. Это недоимка по налогам (страховым взносам), то есть в данном случае задолженность (п. 2 ст. 11 НК РФ).

О том, за какие нарушения возникает ответственность и каковы ее размеры, читайте в статье «Ответственность за налоговые правонарушения: основания и размер санкций».

Кроме того, бывают ситуации, когда, проверяя налогоплательщика, инспекторы обнаруживают излишне возмещенную ему сумму налогов из бюджета, например, по НДС. И это недоимка по налогам тоже.

Возместить из бюджета можно следующие налоги:

  • НДС, когда сумма вычетов превысит сумму исчисленного налога, в том числе с учетом сумм налога, подлежащих восстановлению (п. 2 ст. 173 НК РФ);
  • акцизы, когда сумма налоговых вычетов окажется больше суммы акциза, исчисленной по операциям с подакцизными товарами — объектами налогообложения по ст. 182 НК РФ (п. 1 ст. 203 НК РФ).

О незаконном возмещении НДС и последующей ответственности за это читайте в материале «Что такое незаконное возмещение НДС и какая за это ответственность?».

Когда возможно списание недоимки по налогам

Если срок исковой давности по задолженности перед бюджетом истек, то налоговики не смогут обязать должника заплатить недоимку, несмотря на то что задолженность так и будет числиться за ним. Однако если такая задолженность будет признана безнадежной к взысканию, то она может быть исключена из карточки по расчетам с бюджетом.

Согласно подп. 1–4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежной признается задолженность в следующих случаях:

  • при ликвидации компании;
  • при признании банкротом индивидуального предпринимателя;
  • в случае смерти физического лица, если он являлся должником по налогам и сборам;
  • при наличии судебного решения, в соответствии с которым налоговые органы не имеют права требовать уплаты недоимки по налогам, пеней и пр. с должника;
  • при вынесении судебным приставом постановления о завершении производства по исполнительному документу с возвратом взыскателю такого документа (пп. 3, 4 ч. 1 ст. 46 федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), при условии, что возникла данная задолженность более 5 лет назад, в приведенных ниже случаях:
  • размер задолженности равен или ниже размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
  • суд возвращает заявление о признании должника банкротом или прекращает производство по делу о банкротстве ввиду отсутствия средств, необходимых для компенсации судебных издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

О ликвидации ООО, имеющего налоговые долги, читайте в статье «Ликвидация ООО с долгами перед налоговой».

Итоги

Недоимка по налоговым платежам возникает в случае нарушения сроков их оплаты. Признается она с первого дня, наступающего после даты, определенной как крайний день срока платежа. Следствием ее являются пени, начисляемые за каждый день просрочки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если налогоплательщик не гасит недоимку и пени добровольно, ИФНС прибегает к процедуре принудительного взыскания. В определенных ситуациях задолженность признают безнадежной.

Источники

Основание задолженности по налогам и сборам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here