Организация финансового контроля на предприятии

3.2. Организация финансового контроля.

Финансовый контроль в зависимости от целей, задач и функционального назначения подразделяется на государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудиторский) контроль. В свою очередь государственный финансовый контроль подразделяется на общегосударственный и ведомственный.

Общегосударственный финансовый контроль применяется в отношении любого объекта контроля независимо от подчиненности и формы собственности. В нашей республике этот контроль осуществляется такими органами, как Комитет государственного контроля, Государственный налоговый комитет, Государственный комитет финансовых расследований, Министерство финансов, Национальный банк, Государственный таможенный комитет и др. Каждый из названных органов финансового контроля имеет свои функциональные обязанности и цели.

Комитет государственного контроля – выступает в качестве центрального органа контроля за соблюдением органами исполнительной власти Республики Беларусь, предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности законодательства, в том числе в области финансов. Министерство финансов проверяет правильность составления и исполнения бюджетов областей и других административных территорий, обращая особое внимание на правильность и эффективность использования средств централизованного фонда государства. Государственный налоговый комитет и его территориальные звенья проверяет правильность и своевременность расчетов плательщиков с бюджетом по налогам и сборам. Банки могут проверять финансовое состояние клиента с целью установления реальной возможности своевременного возврата ссуд и уплаты процентов по ним.

Ведомственный финансовый контроль подразделяется на внутриведомственный и внутрихозяйственный.

Внутриведомственный финансовый контроль осуществляют все министерства, ведомства, объединения по отношению к подведомственным им предприятиям, организациям, учреждениям. Для осуществления внутриведомственного финансового контроля в составе министерств, ведомств, объединений, отделов исполкомов местных Советов создаются контрольно-ревизионные группы, контрольно-ревизионные отделы или контрольно-ревизионные управления.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется специальными службами на самом предприятии, в организации, учреждении. Этот контроль осуществляют бухгалтерия, финансовый отдел. На крупных предприятиях (объединениях), в отделах исполкомов для осуществления внутрихозяйственного контроля, кроме этих служб, создаются контрольно-ревизионные отделы, группы.

Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы. Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы являются независимыми организациями, призванными способствовать повышению качества контроля, его объективности.

В зависимости от времени осуществления финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственно-финансовых операций; текущий контроль осуществляется в процессе осуществления финансовых и хозяйственных операций; последующий контроль осуществляется после совершения указанных операций и призван выявить те нарушения, которые не были установлены во время предварительного и текущего контроля.

Основным методом осуществления предварительного и текущего контроля являются визуальные проверки. Такие проверки актами, справками не оформляются. Все дело сводится к отдаче распоряжения, приказа в письменной или устной форме о недопущении или приостановлении незаконной хозяйственно-финансовой операции.

Последующий контроль осуществляется несколькими методами. К ним относятся: проверка, экономический анализ, ревизия. Проверка может быть счетной или тематической.

Счетная проверка – это проверка достоверности бухгалтерских отчетов, балансов, налоговых расчетов.

Тематическая проверка – это изучение отдельных сторон участков хозяйственно-финансовой работы подконтрольного объекта, например, проверка правильности удержаний из заработной платы; проверка правильности отнесения затрат на себестоимость продукции и т.д.

Экономический анализ – это оценка финансово-хозяйственной деятельности объекта, выявление причин тех или иных результатов деятельности и на этой основе обоснование путей и факторов улучшения экономического положения.

Экономический анализ осуществляется как самими предприятиями, организациями, учреждениями, так и внешними органами контроля – банками, финансовыми, аудиторским фирмами.

Ревизия – это комплексный метод последующего контроля. Она представляет собой детальное изучение, глубокую проверку, анализ всех сторон и участков финансово-хозяйственной деятельности.

Органы государственного финансового контроля свою работу проводят по планам. Планы составляются с учетом установленной по закону периодичности проверок и ревизий. В планах намечаются объекты контроля, тема проверки или ревизии, срок начала и окончания, количество исполнителей и их состав и т.д. Органы аудита свою работу проводят на основе договора.

В зависимости от порядка назначения ревизии и проверки подразделяются на плановые и внеплановые. В зависимости от круга охватываемых вопросов и операций ревизии и проверки могут быть полными и частичными.

По методу изучения документов ревизии и проверки подразделяются на сплошные и выборочные.

По организационным формам ревизии и проверки могут быть: индивидуальными, т.е. осуществляемые одним проверяющим; бригадными, т.е. осуществляемые несколькими проверяющими, один из которых является бригадиром; комплексными, т.е. бригадные ревизии с привлечением специалистов: инженеров, бухгалтеров, и др.

Весь процесс проведения ревизии или проверки состоит из нескольких этапов: предъявление полномочий; проведение организационного совещания с ответственными работниками подконтрольного объекта; личное ознакомление с подконтрольным объектам, технологией его деятельности; предварительный анализ его деятельности; непосредственная документальная ревизия или проверка; систематизация материалов ревизии или проверки; составление акта или справки; реализация материалов ревизии или проверки; проверка устранения выявленных недостатков.

Осуществляя ревизию или проверку, важно правильно выбрать метод изучения документов. Различают хронологический и систематизированный метод просмотра документов.

Хронологический метод – это изучение документов без их предварительной группировки в той последовательности, в какой они совершались. Такой метод приемлем при изучении документов небольших объектов контроля и совершенно не пригоден на крупных объектах, так как не позволяет охватить вниманием все хозяйственно-финансовые операции. Поэтому, осуществляя ревизию или проверку на крупных объектах, документы изучают по определенной системе, т.е. по отдельным операциям: например проверяются все документы, связанные с получение денег в кассу и выплатой их, или проверяются все документы, связанные с получением и списанием каких либо материалов и т.п. Такой метод изучения документа называется систематизированным.

Для того чтобы выявить нарушения в финансово-хозяйственной деятельности имеется несколько методов установления достоверности и правильности операций: формальный; фактической проверки; встречной проверки; корреспондирующий; аналитически-нормативный; метод изучения законности финансово-хозяйственных операций.

Формальный метод заключается в контроле за правильностью оформления документа (соблюдена ли установленная форма; наличие подписей и их достоверность; наличие печатей, штампов; заполнены все реквизиты; наличие исправлений, подчисток; правильность итогов и т.п.).

Читайте так же:  Как называется налоговый вычет за обучение

Метод фактической проверки состоит в проведении инвентаризации материальных ценностей и денежных средств с целью установления их сохранности.

Аналитически-информативный метод состоит в химико-технологическом анализе выпускаемой продукции; в контроле выпускаемой продукции; в контрольных замерах; в проверке фактически выполненных работ, затраченного времени; в проверке соблюдения установленных форм и нормативов и т.д.

Метод встречной проверки представляет собой установление достоверности той или иной финансово-хозяйственной операции, отраженной на проверяемом объекте, через его партнеров, клиентов, участвующих в совершении этой операции. Цель такой проверки – убедиться, что значащаяся в документах финансово-хозяйственная операция действительно имела место.

Корреспондирующий метод представляет собой сопоставление одной и той же операции, отраженной в различных документах и различных подразделениях подконтрольного объекта по частям или полностью. Если в результате такого сопоставления не получается одна и та же цифра, значит в документах скрыта незаконная операция, хищение, приписка и т.п.

Метод изучение законности финансово-хозяйственной операции состоит в установлении соответствия произведенной операции действующим законом, инструкциям, приказам, распоряжениям. Дело в том, что нередко финансово-хозяйственная операция после применения всех предыдущих методов проверки может выглядеть достоверной и правильной, в то время как она просто незаконная.

Результативность ревизии или проверки в значительной степени зависит от качества составленного акта.

Составление акта начинается задолго до написания самого текста. Обилие и разнообразие вопросов, с которыми проверяющий сталкивается в процессе своей работы, обязывает его с самого начала ревизии (проверки) подбирать и систематизировать материал в соответствии с разделами и вопросами программы и рабочего плана.

На основе систематизированного материала составляется акт. Акт ревизии (справка) – это не просто перечень допущенных нарушений финансово-хозяйственной деятельности, это документ, который должен послужить основанием для правильных выводов о качестве, законности, целесообразности работы проверяемого объекта и на базе этого для выработки реальных предложений, рекомендаций, предписаний в целях устранения выявленных нарушений, принятия мер к виновным лицам. В связи с этим к акту ревизии (справке) предъявляется ряд требований.

Прежде всего акт ревизии должен содержать системное изложение выявленных нарушений, основанное на конкретных фактах и документах. В обязательном порядке надо указывать полное наименование нормативного документа, положения которого были нарушены. В необходимых случаях записи в акте надо подкреплять копиями (или подлинниками) документов, на основании которых сделано нарушение или злоупотребление. Составляя акт, проверяющий должен заносить в него только те факты, которые послужат в последующем для выводов, предложений рекомендаций, указаний. Не следует загружать акт второстепенными деталями, описанием однотипных мелких нарушений. Все это лучше сосредоточить в промежуточном акте, справке, ведомости и приложить их к основному акту ревизии, изложив в нем основную суть и общие итоги.

В изложении фактов проверяющий должен соблюдать строгую объективность, не употреблять выражений, свойственных органам следствия или прокуратуры. Нарушения, установленные путем обследования или анализа, следует заносить в акт только после фактической и документальной проверки. Недопустимо, когда в акт заносятся недостаточно проверенные нарушения, которые в последующем могут быть опровергнуты, или видимые, а не действительные причины выявленных нарушений.

После написания акта его содержание необходимо согласовать с лицами, которые его будут подписывать. После согласования, уточнения, дополнительной проверки фактов, по которым имеются возражения, текст акта перепечатывается и подписывается проверяющим, руководителем и главным бухгалтером ревизируемого объекта. Один экземпляр акта выдается руководителю проверяемого объекта под расписку на первом экземпляре.

После подписания акта начинается реализация материалов ревизии и проверки. Она состоит в принятии конкретных мер по устранению выявленных недостатков. В тех случаях, когда ревизией (проверкой) выявлены серьезные нарушения, влекущие за собой судебную ответственность, материалы передаются следственным органам. Ревизия (проверка) считается окончательно завершенной только после того, когда все выявленные нарушения устранены и виновные наказаны.

9. Финансовый контроль в организации

9.1. Необходимость , сущность, принципы и задачи

финансового контроля в организации

Понятие “ контроль “ тесно связано с понятием “управление “. Проводить контроль ради контроля нецелесообразно, но управление особенно сложными системами , без контроля является вообще бессмысленным.

В связи с тем , что финансы организаций являются сложной системой , то управление ею немыслимо без эффективного контроля.

Целью финансового контроля в организации является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии, с тем чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб и осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.

Финансовый контроль тесно связан и осуществляется одновременно с другими элементами управления, такими, как финансовое планирование, оперативное управление финансами . Посредством финансового контроля проверяется выполнение финансовых планов, организация финансово-хозяйственной деятельности . С другой стороны, результаты финансового контроля используются в финансовом планировании, в оперативном управлении организации.

Изменения форм и методов реализации финансовых отношений могут быть осуществлены в оперативном порядке при текущем планировании, оперативном управлении.

Финансовый контроль — это целенаправленная деятельность субъектов контроля по обеспечению выполнения установленных форм и методов реализации финансовых отношений, анализу их эффективности и разработке предложений по их совершенствованию.

Любая система контроля состоит из следующих элементов : предмет ( что контролируют ) ; объект ( кого контролируют ) ; субъект ( кто контролирует); сфера деятельности; процесс ; методы контроля ; сбор и обработка информации ; результат ; принятие решения по результатам контроля.

В качестве предмета финансового контроля выступают денежные, распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов.,

Объектами финансового контроля являются те конкретные структуры организации , хозяйственная деятельность которых сопряжена с движением финансов.

Осуществляют финансовый контроль в организации экономические, финансовые и бухгалтерские службы. Для этих целей могут также привлекаться независимые аудиторские организации, или аудиторы.

Сферой деятельности финансового контроля являются практически все операции , совершаемые с использованием денежных средств, а в некоторых случаях и без них ( бартерные сделки ) .

Процесс контроля — это осуществляемая путем применения соответствующих методов и методик деятельность субъектов контроля, направленная на достижение поставленных перед ними целей наиболее эффективными способами.

Читайте так же:  Зачем нужны налоговые вычеты на детей

При проведении контроля важно использовать правильные методы контроля — совокупность обоснованных и апробированных способов проверки, оценки и анализа состояния конкретных элементов объекта контроля. Поскольку задачи финансового контроля отличаются разнообразием и многоплановостью , необходимо применять различные методы, основанные на практическом опыте , на знании бухгалтерского учета и финансов, на анализе хозяйственной деятельности.

Важным условием реализации финансового контроля выступают финансовая информация бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, а также обобщенные финансовые показатели, комплексно отражающие различные стороны хозяйственной деятельности.

Результатом финансового контроля являются документальные материалы ( акты, отчеты, справки, заключения ), которые отражают достоверность информации о финансово-хозяйственном состоянии объекта контроля, вскрытые в процессе контроля отклонения от принятых стандартов, нарушения установленных норм и правил.

Принятие решения по результатам контроля имеет целью устранение недостатков, выявленных в процессе контроля. Именно устранение выявленных нарушений и недостатков, а также проведение мероприятий по предотвращению и сокращению нарушений или недостатков в будущем являются конечной целью контроля.

Проведение финансового контроля должно осуществляться в соответствии с принципами. Основными , базовыми принципами являются : законность; ответственность ; объективность и компетентность; системность; независимость. Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной характер : результативность ; четкость и логичность, предъявляемых контролерами требований ; неподкупность субъектов контроля ; обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий ; презумпция невиновности ( до суда ) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц ; согласованность действий различных контролирующих органов и др.

Законность — один из ключевых принципов финансового контроля. Соблюдение данного принципа подразумевает точное соблюдение нормам и правилам, установленным финансовым законодательством .

Оценка законности действий подконтрольных организаций и лиц должна исключать произвольные, логические и тем более бытовые и поверхностные толкования и основываться строго на букве и духе закона. Вместе с тем , субъекты , проводящие финансовый контроль, должны руководствоваться требованиями законодательства и нормативно-правовых актов.

Субъекты контроля должны проводить контроль в пределах их компетенции, в рамках определенных им задач, функций и полномочий и в соответствии с правами и обязанностями, которыми они законодательно наделены.

Принцип ответственности субъектов , проводящих финансовый контроль, предполагает строгое соблюдение ими законов и правовых актов, регламентирующих их деятельность, а также ответственность за достоверность информации финансового контроля.

Принцип объективности и компетентности лежит в основе финансового контроля . Без объективности теряется смысл контроля как функции управления, как основной формы обратной связи и базы для принятия управленческих решений.

Принцип системности предусматривает необходимость обеспечения такой степени охвата различных граней контролируемого процесса, которая гарантировала бы объективность результатов контроля. Принцип системности также предполагает периодичность проведения контрольных мероприятий в одних и тех же организациях и учреждениях , в том числе повторных проверок по устранению ранее выявленных нарушений и недостатков.

Управляющие хозяйствующих субъектов, которым собственники доверили управление, заинтересованы в проведении финансового контроля для того, чтобы лица, доверившие им управление остались довольными их деятельностью.

В целях повышения эффективности управления руководители хозяйствующих структур нередко создают в своем подчинении специализированные подразделения для проведения финансового контроля на управляемых ими объектах. Это называется внутренним финансовым контролем .

Он независимым от внешнего влияния и проводит свою деятельность в собственных интересах организации и подчиняется создавшему его руководителю.

Цель внутреннего контроля помочь руководству хозяйствующего субъекта эффективно выполнять свои функции. Внутренние контролеры представляют руководству данные анализа , предложения и рекомендации, оценки и другую информацию, получаемую в результате проверок.

Используя представленный материал, руководство решает , какие меры необходимо принять для устранения выявленных недостатков ( если такие обнаружены ) и на каких участках имеются резервы для повышения эффективности.

Финансовый контроль в организации может осуществляться внешними контролирующими органами. В таком виде он выступает как внешний контроль.

Внутренний и внешний контроль дополняют друг друга и в то же время они существенно различаются. Фактически эти формы контроля используют одну и ту же информацию, сходные приемы и методы проверки и анализа. В то же время внешний контроль более независим от руководства контролируемого объекта и отвечает за достоверность своей информации перед заказчиком.

Задачами финансового контроля в организациях являются следующие : обеспечение соблюдения организациями действующего законодательства в области налогообложения ; соблюдение финансовой дисциплины ; обеспечение своевременности и полноты выполнения субъектами хозяйствования финансовых обязательств перед бюджетом ; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов ; содействие рациональному расходованию всех видов ресурсов, правильному ведению бухгалтерского учета, составлению отчетности и др.

Объектом контроля на данном уровне выступает финансово-хозяйственная деятельность. Предметом контроля — финансовые показатели ( прибыль, доходы, себестоимость, отчисления, налоги и др.).

Финансовый контроль на предприятиях

74. Финансовый контроль на предприятиях.

Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский). Государственные и негосударственные виды контроля, несмотря на схожесть методов, существенно отличаются конечными целями. Главная цель государственного контроля – максимизация поступлений ресурсов в казну и минимизация государственных издержек управления, а негосударственного (главным образом, внутрифирменного) – напротив минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения норм прибыли на вложенный капитал. В то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих законов.

Финансовый контроль на предприятии– это контроль за ведением фин.документации, её соответствием установленным нормам и правилам;

— это контроль за соблюдением законов и нормативных актов при осуществлении фин.операций, сделок юр. и физ.лицами;

— это контроль за законностью и целесообразностью действия в области образования, распределения и использования ден.фондов; эффективностью использования ресурсов организации.

Под системой внутреннего контроля (СВК) понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством организации в качестве средств для обеспечения эффективности хоз.деят-ти. Эффективность СКВ определяет способность обеспечивать защиту организации от возможных рисков.

Различают следующие методы проведения контроля:

4) анализ финансового состояния

Видео (кликните для воспроизведения).

5) наблюдение (мониторинг)

В процессе проверок на основании отчётной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

Читайте так же:  Письмо о задолженности по налогам образец

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор производиться контролирующими органами за эк-ми субъектами, получившим лицензию на тот или иной вид фин. деятельности, и предполагает соблюдение ими уст-х правил и нормативов. Напр., осущ-ся надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Деп-та страхового надзора Минфина России за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящие к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечёт за собой отзыв лицензии.

Анализ фин. состояния как разновидность фин. контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой фин.-бухг. отчётности с целью общей оценки рез-тов фин. деят-ти и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) – пост. контроль со стороны кред. организаций за исп-м выданной ссуды и фин. состоянием предприятия-клиента; неэффект. исп-е полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредит-я, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия – наиболее глубокий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки её законности, правильности, целесообразности, эффективности.

1) полные и частичные

2) комплексные и тематические

3) плановые и внеплановые

Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а так же различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, казначейством, ЦБ, аудиторскими службами). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимается меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Финансовый контроль на предприятии (стр. 1 из 17)

1.Теоретические основы финансового контроля. 5

1.1 Содержание и значение финансового контроля. 5

1.2 Характеристика видов, форм и методов финансового контроля. 14

1.3 Организационно-правовые основы финансового контроля. 24

2. Методы осуществления финансового контроля на предприятии. 35

2.1 Понятие и система методов финансового контроля на предприятии. 35

2.2 Ревизия как основной метод финансового контроля на предприятии. 60

3. Пути совершенствования финансового контроля. 73

Список использованной литературы.. 91

В последнее время большое количество научных исследований и дискуссий посвящается вопросам контроля — собственно, его роли в деятельности хозяйствующего субъекта. Обусловлено это, с нашей точки зрения, наличием двух заблуждений в исследовании сущности контроля.

Во-первых, неосознание необходимости воспринимать контроль, с одной стороны, как систему, а с другой — как функцию, реализуемую каждым сотрудником организации. В российской действительности контроль отождествляется и ограничивается наличием определенного количества контрольных подразделений в составе организации, реализующих контрольные функции, исключительно ради осуществления контроля и выявления искажений, что оказывает непосредственное влияние на снижение результативности контроля.

Имея в своем распоряжении большой арсенал средств влияния на организацию, контроль не должен ограничиваться действиями, осуществляемыми сотрудниками контрольных органов. Контроль должен входить в обязанности не только руководителей всех уровней, но и каждого работника организации в рамках выполняемых им обязанностей, так как основная цель контроля — формирование гарантий достижения целей организации. В противном случае контроль принимает «ритуальный характер», приобретая форму последующего контроля и становясь неспособным оказывать оперативное влияние на выявленные искажения и отклонения, т. е. предпринимать меры, препятствующие возможности их дальнейшего возникновения, а также способствующие своевременному их устранению и исправлению. Так как известно, что «действенный контроль должен предшествовать хозяйственной работе, сопутствовать ей и следовать за нею».

Во-вторых, отождествление большинством руководителей контроля с бухгалтерским учетом или, вернее сказать, рассмотрение их в качестве единого целого. Существует заблуждение относительно того, что действия контроля естественным образом распространяются и на систему учета, тем самым обеспечивая взаимосвязь учета и контроля.

Большинство авторов, исследовавших эволюцию развития контроля, утверждают, что контроль зародился в недрах бухгалтерского учета и изначально существовал как средство счетоводства. Так, например, по мнению А. 3. Попова, «общим средством счетной науки является независимый контроль, или, иначе говоря, самостоятельное наблюдение». Таким образом, учету отводилась главенствующая роль, контроль же являлся средством учета, обеспечивающим правильность отражения хозяйственных операций.

В дальнейшем развитие контроля позволило ему выйти далеко за рамки традиционной системы учета. В связи с чем в корне изменилась связь между учетом и контролем. И. А. Шоломович указывал, что «учет есть неотъемлемая часть системы контроля на предприятии». С этого момента контроль стал рассматриваться в качестве системы, имеющей свой предмет, метод и методические приемы. Учету же отводится второстепенная роль — обобщение информации о деятельности организации с целью реализации контрольных действий, и он начинает рассматриваться как составляющая часть системы контроля.

Другие авторы высказывали мнение о равнозначности данных понятий или наличии тесной взаимосвязи между ними. К примеру, Н. Р. Вейцман рассматривал взаимосвязь учета и контроля следующим образом: «Учет всегда и во всем контроль. Каждый отдельный акт учета, равно как и учета в целом, есть, прежде всего, проверка правильности предпринимаемых хозяйственных действий».

Продолжая рассуждения о функции контроля, целесообразно было бы первоначально определить понятие самой функции как элемента, выделение которого столь значимо в любой системе. Понятие функция происходит от латинского слова functio (совершение, исполнение) и обозначает деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы, которой он принадлежит. В соответствии с данным определением функция контроля представляет собой реализацию контрольных действий в рамках системы бухгалтерского учета.

Цель дипломной работы организация финансового контроля.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

Содержание и значение финансового контроля

Характеристика видов, форм и методов финансового контроля

Организационно-правовые основы финансового контроля

Понятие и система методов финансового контроля на предприятии

Ревизия как основной метод финансового контроля на предприятии

Пути совершенствования финансового контроля

Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.

Контроль осуществляется в различных сферах деятельности общества. В связи с этим выделяют виды, контроля: экономический, статистический, финансовый, экологический, технический, административный и др.

Читайте так же:  Виды финансово экономического контроля

Как форма реализации контрольной функции финансов, финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах с рыночной экономикой роль финансового контроля особенно велика, так как важнейшим направлением деятельности субъектов хозяйствования при обязательном соблюдении установленных норм права становится повышение ее эффективности. Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений. [9]

Содержание финансового контроля раскрывается через его цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему контроля; принципы организации.

Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.

Основными задачами финансового контроля являются: [9]

обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;

выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;

рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;

соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;

•повышение эффективности финансовой политики государства.

В системе финансового контроля выделяют как основные, так и вспомогательные элементы, образующие инфраструктуру финансового контроля. В качестве основных элементов финансового контроля можно выделить: объект и субъект; информационное, правовое и методическое обеспечение; механизм; принципы; меры ответственности всех участников процесса контроля. Инфраструктура финансового контроля включает в себя: финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля и т.п. Совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих целостное единство в процессе достижения целей контроля, представляет собой систему финансового контроля.

В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.).

Наиболее важным элементом в системе финансового контроля являются субъекты контроля, так как они в соответствии с действующим законодательством непосредственно осуществляют контроль и несут ответственность за свои действия.

Субъектами финансового контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права. Субъекты контроля для реализации поставленных задач выполняют конкретные действия или функции, реализация которых осуществляется на основании их полномочий, определяющих компетенцию органа, осуществляющего контроль.

Процесс целенаправленной деятельности субъектов контроля, или процесс финансового контроля, осуществляется с использованием определенных методов. Под методами финансового контроля понимают конкретные способы осуществления контрольных действий и операций. Внешнее выражение контрольных действий и операций реализуется в определенной форме контроля. Установленный порядок осуществления контрольных действий и операций составляют процедуры контроля. Определенная последовательность процедур финансового контроля в совокупности с используемыми методами составляет механизм финансового контроля.

Особенности методов финансового контроля на предприятии

Финансовый контроль на предприятии состоит из целого комплекса разнообразных операций, способствующих обеспечению стабильности работы фирмы, позволяющих оценить результативность управления, поддержать устойчивый уровень развития и рентабельности. Как и другие составные элементы системы управления предприятием, он обладает рядом специфических характеристик.

Организация финансового контроля на предприятии

Как и любой инструмент прикладного характера, финансовый контроль на предприятии характеризуется набором строго определенных, последовательных элементов его реализации. К ним относятся:

  1. Начальные мероприятия — сводятся к анализу текущей ситуации до принятия решений по какому-либо направлению финансовой политики.
  2. Текущая работа — осуществляется в процессе выбора действий и направлений для дальнейшего развития.
  3. Завершающие мероприятия — проводятся после осуществления всех необходимых действий с целью определения результатов проведенных мероприятий и предпринятых шагов.

В состав начальных мероприятий финансового контроля предприятия входят:

  • подбор и обучение исполнителей для оценки состава документации по управлению финансами, определение зон ответственности для них, постановка целей;
  • выбор экспертов для анализа имеющихся моделей управления финансовыми потоками, материальными ресурсами и технологиями производства;
  • определение концепции для формализации на бумажных носителях результатов предварительного анализа итогов текущего финансового управления;
  • проработка начальных этапов финансового контроля предприятия;
  • фактическое исполнение ранее определенных планов оценки и администрирования финансов компании с использованием имеющейся внутрикорпоративной информационной базы.

Текущие мероприятия финансового контроля предприятия включают:

  • выбор компетентных исполнителей для оценки эффективности текущего финансового управления;
  • организацию информационной базы и формирование списка документов для фиксации результатов внедрения в жизнь финансовой политики, позволяющих проводить мониторинг использования активов во взаимоувязке с достижением поставленных задач;
  • подробную разработку мероприятий текущего финансового контроля предприятия;
  • претворение в жизнь разработанной стратегии администрирования финансов, с применением имеющейся нормативно-методологической базы.

Шаги, предпринимаемые на заключительном этапе, в целом идентичны приведенным выше: например, включают в себя подбор опытных специалистов для анализа результатов финконтроля, разработку необходимой документации для подведения итогов и пр.

Участники процесса финансового контроля

Задействованными в процессе контрольных процедур субъектами могут быть:

  • отдельные работники фирмы;
  • подразделения, формирующие оргструктуру в целом;
  • иные подразделения и объединения как в штате компании, так и за ее пределами, сформированные собственниками бизнеса, включая независимых партнеров и внешних специалистов.

Работники небольших фирм самостоятельно выполняют значительные объемы работы, в связи с чем на них ложится ответственность за самостоятельную проверку осуществляемых ими юридически значимых действий.

Второй пункт предполагает создание специализированных подразделений финансового, бухгалтерского, экономического направления, непосредственно задействованных в контрольных процедурах. Такой подход характерен для средних и крупных организаций, которые поручают исполнение надзорных функций отдельным службам.

Читайте так же:  Ип первый год не платить налоги

Наиболее результативного финансового контроля на предприятии удается добиться путем формирования отдельных независимых подразделений или привлечением специалистов по непосредственному указанию владельцев бизнеса. Нередко в качестве таковых принимаются специальные советники или аутсорсинговые компании.

Предпосылки для реализации финансового контроля в компании

Обстоятельства, которые обеспечивают успешное проведение финансового контроля на предприятии, также разбиваются на несколько взаимосвязанных элементов:

Задачи, решаемые с помощью финансового контроля на предприятии

Задачи, которые ставятся при проведении финансового контроля, могут быть следующие:

  • определение общего состояния бухгалтерского, управленческого учета;
  • изучение недочетов в выполнении сотрудниками своих функций;
  • оценка качества системы управления капиталом;
  • внесение изменений в механизмы управления фондами компании с целью обеспечения роста финансовых результатов;
  • поиск путей воздействия на отдельные элементы финансового управления для повышения его эффективности.

Первый пункт имеет довольно важное значение с позиции обеспечения законности деятельности компании. Необходимо наличие всех лицензионных, разрешительных документов, достоверно сформированных показателей финансовой отчетности.

Второй пункт важен для стабильности и эффективности всех происходящих процессов, поскольку в конечном счете они зависят от компетентности, подготовки, добросовестности сотрудника.

Третий пункт влияет на общую конкурентоспособность предприятия, поскольку от применяемых технологий в области управления капиталом зависят общий уровень расходов, применяемая система мотивации, поддержка необходимых электронных систем.

Помимо этого, финансовый контроль способствует выявлению новых направлений в стратегии управления финансами компании. В процессе контроля определяются причины изменений в результатах реализуемого топ-менеджментом компании подхода. Использование имеющихся капиталов, как правило, основывается на системе рычагов и механизмов, вырабатываемых в течение длительного времени и периодически корректируемых. Инициировать необходимость внесения изменений в текущие подходы должен именно финансовый контроль. В результате могут быть найдены новые направления приложения усилий, которые способствовали бы:

  • оптимизации учетных процессов;
  • развитию системы обучения персонала;
  • совершенствованию технической и методологической оснащенности системы управления капиталом;
  • изменению подходов к стратегии управления финансами компании;
  • уменьшению влияния негативных событий на результат распоряжения капиталом и усилению имеющихся позитивных тенденций.

Что изучается при проведении контрольных процедур

Основным предметом контроля выступает система решений в области финансов, влияющих на эффективность использования имеющегося капитала компании.

Предмет финконтроля характеризуется следующими составными элементами:

  • комплексом внутренней нормативной документации, применяемой в процессе финансового управления;
  • технологической инфраструктурой, при помощи которой реализуется действующая политика в области финансов;
  • концепцией принятия решений, которой руководствуются работники, ответственные за управление капиталом компании.

В состав нормативной документации входят законодательные акты различных уровней, локальные положения, инструкции и регламенты, созданные внутри организации.

В качестве технологической инфраструктуры для реализации финансового контроля выступают бухгалтерские информационные базы данных, системы расчетов с банками, специализированное программное обеспечение для анализа данных и организации документооборота.

Кроме того, предметом изучения контролирующих отделов могут быть:

  • показатели производственной деятельности в натуральной и стоимостной оценке;
  • разнообразные статистические данные в динамике;
  • характеристики партнеров компании, потребителей.

Перечень объектов, включаемых в систему финансового контроля, ничем не ограничен и может изменяться в зависимости от потребностей конкретной компании в контроле за управлением финансовыми ресурсами.

Состав элементов финансового контроля в организации

Как и любая сложная система, проводимый на предприятии финансовый контроль включает в себя несколько взаимосвязанных частей:

  • изучение имеющейся внутрикорпоративной базы документов;
  • исследование различных направлений работы бизнеса;
  • взаимодействие с другими специалистами различных уровней.

Если рассматривать более подробно первый пункт, то он также состоит из комплекса связанных процедур:

  • изучение составленной документации на предмет правильности оформления, применения актуальных бланков, увязка указанных в них фактов с процессом управления капиталом;
  • проверка достоверности данных в документах, а также полноты их составления;
  • сопоставление с образцами, заполненными оптимальным образом.

В процессе исследования различных направлений работы бизнеса необходимо учитывать следующие операции:

  • оценка результата использования ресурсов компании, в частности объемов производства на каждый рубль, вложенный в основные средства, анализ прибыльности и скорости оборота активов;
  • выявление уровня выработки на единицу оборудования или на сотрудника;
  • вычисление показателей, характеризующих платежеспособность и устойчивость фирмы.

В части организации взаимодействия с иными специалистами финансовый контроль включает:

  • анализ компетентности сотрудников, непосредственно занятых финансовым управлением;
  • обнаружение фактов ненадлежащего исполнения ими возложенных на них обязанностей;
  • поиск инструментов для стимулирования работников к повышению своего профессионального уровня, мотивирования к большей ответственности при решении вопросов, связанных с управлением корпоративными финансами.

Методы осуществления финконтроля

На данный момент применяется большое количество различных способов осуществления финансового контроля. Их можно систематизировать по группам, наиболее распространенной является следующая разбивка:

С их помощью можно выработать ответ на вопрос, каким образом лучше всего оценивать эффективность управления финансами. Кроме того, выявляются наиболее действенные методы, которые позволяют достичь ожидаемого результата наиболее эффективными, рациональными действиями. Они служат своеобразным дополнением к научно-теоретическому подходу.

В практической работе применяется довольно большое количество различных методов финансового контроля. Всю процедуру финансового контроля на предприятии можно разделить на начальный (предварительный), текущий и заключительный этапы. Все они осуществляются на основе одних и тех же принципов и включают одну и ту же последовательность шагов. Кроме того, все этапы предполагают обязательную подготовку персонала, анализ имеющейся документации, определение результатов от финансового управления, нахождение резервов повышения эффективности, оценку технической оснащенности производства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Финконтроль может проводиться отдельными сотрудниками фирмы, специализированными отделами или сторонними аудиторскими компаниями. По итогам его проведения, помимо оценки текущих механизмов финансового управления, вырабатываются новые методики и технологии. Проведение финансового контроля необходимо любой компании, поскольку только таким методом можно обеспечить законность операций, проверить добросовестность исполнителей и оценить итоги текущего управления финансами в организации, кроме того, можно определить перспективы дальнейшего развития системы управления капиталами.

Источники

Организация финансового контроля на предприятии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here