Объекты обложения по земельному налогу

Объекты обложения по земельному налогу

ПАМЯТКА ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Земельный налог – 2011 год

(для физических лиц)

Земельный налог установлен гл. 31 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Кодекса, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Именно поэтому земельный налог в соответствии с Кодексом относится к местным налогам.

Налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

При этом не признаются налогоплательщиками налога физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (ст. 388 Кодекса).

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения (ст. 389 Кодекса):

— земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

— земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

— земельные участки из состава земель лесного фонда;

— земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговой базой для исчисления земельного налога в отношении каждого земельного участка является его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

За физических лиц налоговую базу определяют налоговые органы на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органов муниципальных образований.

При налогообложении земельным налогом для некоторых категорий физических лиц предусмотрено уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму — в размере 10000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. Это:

— Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;

— инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

— инвалиды с детства;

— ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;

— физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

— физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

— физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Для подтверждения уменьшения налоговой базы физическому лицу необходимо представить документы, подтверждающие это право. Документы должны представляться в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Порядок и сроки представления физическими лицами данных документов устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В том случае, если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю. Именно в этом случае земельный налог не уплачивается.

Ставки земельного налога определяются в процентах к кадастровой стоимости земельного участка.

Устанавливаются ставки нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, при этом они не могут превышать пределы, предусмотренные ст. 394 Кодекса. Таких ставок две: 1,5 и 0,3 процента. Ту или иную ставку используют в зависимости от категории и назначения участка.

Так, минимальная ставка земельного налога 0,3 % установлена в отношении следующих категорий земельных участков:

— отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

— занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

— приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

Максимальная ставка земельного налога 1,5% установлена в отношении прочих земельных участков.

Кроме того, в п. 2 ст. 394 Кодекса предусмотрено, что представительным органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Налоговым периодом является календарный год.

Читайте так же:  Уменьшение налога енвд

Налог в отношении земельных участков, принадлежащих физическим лицам, исчисляется налоговыми органами.

В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) к физическому лицу по наследству, земельный налог исчисляется, начиная с месяца открытия наследства.

Днем открытия наследства является день смерти гражданина. При объявлении гражданина умершим днем открытия наследства является день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим, а в случае, когда в соответствии с п. 3 ст. 45 Гражданского кодекса РФ днем смерти гражданина признан день его предполагаемой гибели, — день смерти, указанный в решении суда. Местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя (ст. 20 Гражданского кодекса РФ).

Физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Решениями представительных органов муниципальных образований срок уплаты налога установлен не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, кроме сельского поселения Семибратово – срок уплаты установлен не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, и Курбского сельского поселения – срок уплаты установлен не позднее 20 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В 2011 году физические лица обязаны уплатить окончательный платеж по земельному налогу за 2010 год по ранее установленным срокам уплаты.

Как облагаются налогом разные земельные участки: разъяснения налоговиков

ФНС выпустила письмо № БС-4-21/[email protected] от 23.03.2018, в котором разъяснила ряд вопросов, касающихся налогообложения земельных участков и администрирования земельного налога.

Отсутствие данных в ЕГРН

В ряде ситуаций сведения о таких ранее возникших правах на земельные участки не содержатся у органов Росреестра и могут представляться в налоговые органы в виде заверенных копий документов о ранее возникшем праве.

Допустимо ли налоговым органам использовать такие документы для целей налогового администрирования, в т.ч. полученные из органов местного самоуправления? Нет, ответила ФНС.

Исходя из ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на земельные участки, возникшие до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не зарегистрированные в ЕГРН, признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.

НК не предусматривает использование для администрирования налога в отношении ранее учтенных участков сведений, полученных из органов местного самоуправления.

Для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенном участке может использоваться порядок госрегистрации ранее возникших прав, согласно ч. 1 ст. 69 Закона N 218-ФЗ.

Для регистрации ранее возникших прав без личного обращения в регистрирующий орган физлица — правообладателя ранее учтенного участка ст. 12 Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления могут подавать от имени граждан (в качестве уполномоченных лиц) заявления о госрегистрации прав на недвижимое имущество и иные документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или ИЖС).

В дальнейшем сведения о зарегистрированных в ЕГРН правах на ранее учтенные участки передаются в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 НК.

Кто должен платить налог на землю?

Налог уплачивается собственником земли вне зависимости от его статуса как плательщика. Право собственности, пожизненного владения либо бессрочного пользования должно быть документально подтверждено. При этом арендатор не должен платить налог за используемую землю, переданную ему во временное пользование.

Участок ИЖС у юрлица

ФНС пояснила, что ставка не зависит от того, кому принадлежит участок – юрлицу или физлицу.

В соответствии с абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК налоговые ставки для исчисления налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости, в частности, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

Законодательство о налогах не содержит понятия жилищного строительства. При этом в силу положения ст. 11 НК институты, понятия и термины других отраслей законодательства РФ, используемые в НК, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК.

Так, согласно ч. 3 ст. 48 ГрК, осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).

Таким образом, используемое в ГрК понятие «объект индивидуального жилищного строительства» не связано с предоставлением (приобретением) исключительно физлицом земельного участка, на котором осуществляется указанное строительство.

Следовательно, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, применение налоговых ставок не зависит от их принадлежности налогоплательщикам-физическим или юридическим лицам.

Что является объектом налогообложения

Законодательство РФ гласит, что земельными налогом облагаются земли, располагающиеся на территории любого субъекта федерации. Льгота при расчете налога применяется к землям, использующимся для следующих целей:

  • под сельскохозяйственные нужды;
  • для дачного либо подсобного хозяйства;
  • строительства жилья;
  • коммунальных и жилых комплексов;
  • для государственных нужд.

Согласно НК Российской Федерации, ставка для таких земельных наделов не должна превышать 0,3%. Региональные власти наделены полномочиями снижать ее на подконтрольной им территории, повышать ее запрещается. Земли, не относящиеся к описанным выше категориям, облагаются налогом по коэффициенту до 1,5%.

Наделы, на которых расположены музеи, заповедники и прочие объекты, представляющие культурную ценность, относятся к отдельной категории. Они законодательно ограничены в обороте и не облагаются земельным налогом. Земли, пребывающие в общей собственности владельцев многоквартирных домов, а также входящие в состав лесного фонда, тоже не облагаются налогом.

Объект земельного налога

Объект налогообложения земельного налогаопределен в ст. 389 НК РФ. Этим налогом облагаются все земельные участки, находящиеся в регионах, принявших закон о введении налога на землю. При этом не подлежат обложению участки:

  • изъятые из оборота или ограниченные в обороте;
  • предназначенные для лесозаготовок;
  • находящиеся под многоквартирными домами.

Расчет налога осуществляется от кадастровой стоимости участка (п. 1 ст. 390 НК РФ), установленной на 1 января года, за который делается расчет (п. 1 ст. 391 НК РФ). Если право на участок возникло в текущем году, то стоимость его для налогообложения принимается как определенная на дату постановки на кадастровый учет.

Читайте так же:  Возврат налога за проценты по ипотеке сбербанк

В течение года стоимость участка для целей расчета налога не меняется. Исключение составляют случаи:

  • выявления технической ошибки в кадастровом учете — тогда налог пересчитывается, начиная с года, в котором допущена такая ошибка;

Подробности см. здесь.

  • изменения стоимости участка при рассмотрении спорных ситуаций — тогда налог пересчитывается с года подачи заявления на изменение стоимости, но не раньше даты внесения изменений в сведения кадастрового учета.

Что делать, если изменились характеристики земельного участка, читайте в нашем материале.

Если участок расположен в пределах нескольких регионов, то каждая его часть облагается налогом на землю по правилам, установленным законом соответствующего региона (п. 2 ст. 389 и п. 1 ст. 391 НК РФ). При этом доля стоимости участка для каждого региона зависит от доли его площади в этом регионе.

Когда возникает обязанность платить за землю?

Обязанность уплаты земельного налога появляется у налогоплательщика (организации или физлица) при возникновении объекта налогообложения, оформленного на условиях одного из следующих прав (п. 1 ст. 388 НК РФ):

  • собственности;
  • пользования без установления срока;
  • владения по праву наследства.

Если в отношении участка существует право безвозмездного пользования или возмездного по договору аренды, то налогообложению он не подлежит (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Организации считают налог сами отдельно по каждому участку, используя для этого сведения об установленной кадастровой стоимости.

О том, как посчитать налог, если кадастровая стоимость земли не определена, мы рассказали здесь.

Об особенностях отчетности организаций по земельному налогу читайте в материале «По некоторым налогам декларации можно не представлять».

В отношении участков, числящихся за физлицами, расчет налога осуществляют налоговые органы. Если физлицо не получает из ИФНС уведомления на уплату земельного налога, то с 2015 года оно обязано информировать об этом налоговую инспекцию (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). Если данную обязанность проигнорировать, то ФНС назначит штрафные санкции в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Форму сообщения о незадекларированном имуществе можно скачать здесь.

Как налог рассчитывают ИП, читайте в статье «Земельный налог для ИП с 2015 года».

По участку, право на который существует неполный год (т. е. право на участок возникло или исчезло в текущем году), налог рассчитывается с учетом коэффициента, который учитывает долю месяцев фактического наличия у налогоплательщика участка в текущем году (п. 7 ст. 396 НК РФ). При этом если право на участок возникло до 15-го числа месяца, то месяц считается полным, а если после 15-го, то месяц не учитывается в периоде налогообложения.

Земля под трансформаторной подстанцией

В соответствии с абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК налоговые ставки для исчисления налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости, в частности, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса).

Законодательство о налогах не содержит понятия жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. При этом в силу положения ст. 11 НК институты, понятия и термины других отраслей законодательства РФ, используемые в НК, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК.

Так, согласно п. 24 ст. 1 ГрК система коммунальной инфраструктуры — комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст. 19 ЖК жилищный фонд — это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ.

Как следует из указанных положений, для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда. Данная правовая позиция находит отражение в Определении Верховного Суда РФ от 27.02.2017 г. N 301-КГ16-20969, от 02.12.2016 N 306-КГ16-15969 и Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.09.2010 N ВАС-10062/10.

Законодательство о земельном налоге

Главным документом, регулирующим вопросы налогообложения земельным налогом, является НК РФ, в котором этому налогу посвящена гл. 31. Однако в связи с тем, что этот налог относится к налогам местного уровня, для его введения и отмены в муниципальных образованиях принимаются свои НПА. Этими же НПА местные власти вправе принимать самостоятельные решения по ряду вопросов начисления и уплаты налога на землю (п. 2 ст. 387 НК РФ). Они могут:

  • вводить систему дополнительных налоговых льгот;
  • определять и дифференцировать налоговые ставки при условии, что они не будут превышать установленные НК РФ;
  • определять порядок и сроки уплаты налогов для юрлиц.

Если местный орган не установил свои ставки, то применяются ставки, установленные НК РФ (п. 3 ст. 394 НК РФ):

  • 0,3% — для земель сельскохозяйственного, жилищного, дачного назначения или связанных с задачами безопасности РФ (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ);
  • 1,5% — для всех остальных земель (подп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ).

ВНИМАНИЕ! Налоговикам будут сообщать о нецелевом использовании сельхозземель. А если нецелевое использование установлено, то применяется стандартная ставка налога 1,5%.

Заполнение декларации при разных коэффициентах

— с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты госрегистрации прав на данные земельные участки вплоть до госрегистрации прав на построенный объект недвижимости;

— с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты госрегистрации прав на построенный объект недвижимости.

Однако Порядок заполнения налоговой декларации по земельному налогу, утвержденный приказом ФНС России от 10.05.2017 № ММВ-7-21/[email protected], не предусматривает возможности применять два разных коэффициента в течение одного налогового периода.

Читайте так же:  Ревизия как форма финансового контроля

Скоро это недоразумение будет исправлено, ответили в ФНС.

Переданным на государственную регистрацию в Минюст приказом ФНС России от 02.03.2018 N ММВ-7-21/[email protected] предусмотрены соответствующие дополнения к порядку заполнения налоговой декларации.

Глава 31. Земельный налог (ст.ст. 387 — 398)

Глава 31. Земельный налог

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к главе 31 НК РФ

>
Общие положения
Содержание
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Земельный налог. Объект обложения и льготы по уплате

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 декабря 1991 года «О платежах за землю», целью платы за землю является обеспечение экономическими методами рационального использования земель, формирование средств для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и их охране, а также социальному развитию территории.

Плата за землю взимается ежегодно в формах земельного налога или арендной платы.

Остановимся на обязательстве по уплате земельного налога.

Видео (кликните для воспроизведения).

Земельный налог – это прямой общегосударственный налог, суммы которого относятся у организаций на себестоимость продукции.

Плательщиками земельного налога являются физические лица и организации.

За земельные участки, предоставленные физическим лицам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, плательщиком земельного налога является крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо.

Физические лица — члены садоводческих товариществ являются плательщиками земельного налога, если земельные участки предоставлены непосредственно им районным исполнительным и распорядительным органом в пожизненное наследуемое владение или в собственность.

Физические лица, имеющие в пользовании земельные участки, предоставленные для огородничества, сенокошения и выпаса скота, являются плательщиками земельного налога, если эти участки предоставлены сельскими (поселковыми), городскими (городов областного подчинения и города Минска), районными исполнительными и распорядительными органами.

Объектом налогообложения является земельный участок, который находится во владении, пользовании (в том числе и переданный в аренду) или собственности, относящийся к одной из следующих категорий земель:

— земель сельскохозяйственного назначения;

— земель населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов);

— промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;

Налоговой базой является объём земельного участка, измеряемый в гектарах.

Сумма земельного налога – это произведение объёма земельного участка, находящегося во владении плательщика, и твёрдой ставки налога, установленной в виде твёрдой суммы за гектар.

Ставки земельного налога установлены Законом «О платежах за землю» и содержатся в приложениях к данному Закону:

— Приложение №1 содержит ставки налога, применяемые к землям сельскохозяйственного назначения, землям лесного фонда, водного фонда, в отношении которых установлена кадастровая оценка (в баллах);

— Приложение №2 содержит ставки налога, применяемые к землям населённых пунктов;

— Приложение №3 содержит ставки налога, применяемые к землям сельскохозяйственного назначения, землям лесного фонда, водного фонда, при отсутствии их кадастровой оценки;

— Приложение №4 содержит поправочные коэффициенты ставок налога, применяемых в отношении земель населённых пунктов, переданных физическим лицам для личных и семейных нужд;

— Приложение №5 содержит поправочные коэффициенты ставок налога, применяемые к землям промышленности, транспорта, связи, расположенным за пределами населённых пунктов.

Размеры ставок налога по землям сельскохозяйственного назначения с кадастровой оценкой увеличиваются по мере роста баллов кадастровой оценки.

Размеры ставок земель населённых пунктов зависят от статуса и величины населённого пункта, на территории которого они находятся.

Приложением №2 к Закону «О платежах за землю» установлены следующие категории населённых пунктов:

— столица Республики Беларусь;

— областные центры, кроме города Минска;

— населённые пункты с населением свыше 100 000;

— населённые пункты с населением свыше 50 до 100 000;

— населённые пункты с населением до 50 000.

Величина ставки земельного налога снижается по мере убывания численности населения данных категорий населённых пунктов.

Размеры ставок налога по землям сельскохозяйственного назначения при отсутствии их кадастровой оценки зависят от места нахождения земельного участка (конкретного района, конкретной области Республики Беларусь).

Земельный налог на земельные участки, относящиеся, как к землям населённых пунктов, так и к землям сельскохозяйственного назначения (при отсутствии кадастровой оценки), предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, дачного строительства и некоторых других целей , уплачивается по ставкам, предусмотренным в приложении №3 и увеличенным на коэффициенты, приведенные в приложении 4 к Закону «О платежах за землю».

Пример: В городе Гомеле гражданину И. был предоставлен земельный участок, площадью 1 Га. Это земли населённых пунктов. За основу принимается ставка, установленная не Приложением №2, а Приложением №3 к Закону. Для земель Гомельского района установлена ставка – 12699. Затем данная ставка умножается на поправочный коэффициент, установленный приложением №4 для земель областных центров, а это 7,4. Таким образом, необходимо 12699 умножить на 7,4 и получим – 93 972 рубля.

Согласно Закону «О платежах за землю», основаниями возникновения у определённого субъекта обязательства по уплате земельного налога являются:

— государственный акт на земельный участок;

— удостоверение на право временного пользования земельным участком;

— договор аренды земельного участка;

— решение соответствующего исполнительного и распорядительного органа о предоставлении земельного участка;

— сведения о наличии и качественном состоянии земель, представляемые ежегодно налоговым органам землеустроительной службой местных исполнительных и распорядительных органов.

Однако следует отметить, что обязательство по уплате земельного налога, в отношении земель населённых пунктов, возникает и при отсутствии правовых оснований землевладения (землепользования). Незаконность владения (пользования) (без оснований, предусмотренных законодательством о земле) не освобождает лицо, фактически владеющее земельным участком, от уплаты земельного налога. Напротив, факт незаконного владения является основанием увеличения сумм земельного налога.

Согласно Закону «О платежах за землю» суммы налога, исчисленные по ставкам, установленным данным Законом в отношении земель населённых пунктов, подлежат увеличению при наличии следующих оснований:

— наличие во владении (пользовании) плательщика земельного участка, выделенного до 1 января 2001 года, превышающего по площади установленные нормы отвода, влечёт обязанность по уплате суммы земельного налога в двукратном размере;

— наличие во владении (пользовании) плательщика земельного участка, переданного ему во временное пользование и своевременно не возвращённого, влечёт с момента истечения срока временного пользования, обязанность по уплате суммы земельного налога в десятикратномразмере;

Читайте так же:  Валютное регулирование и валютный контроль учебник

— наличие во владении (пользовании) плательщика самовольно занятого земельного участка, а равно земельного участка переданного данному плательщику после 1 января 2001, превышающего по площади установленные нормы отвода – также влечёт обязанность по уплате суммы земельного налога в десятикратномразмере.

Уплата налога в двукратном и десятикратном размере не порождает легализацию незаконного землевладения (землепользования).

Налоговым периодом по уплате земельного налога как для физических лиц, так для юридических лиц является календарный год.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога имеет особенности для физических лиц и для юридических лиц. Это вызвано различными финансовыми и организационными возможностями двух данных категорий плательщиков.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9077 — | 7690 — или читать все.

Энциклопедия решений. Земельный налог

Земельный налог относится к местным налогам (п. 1 ст. 15 НК РФ). На основании ст. 17 НК РФ в главе 31 «Земельный налог» НК РФ определены налогоплательщики и элементы налогообложения земельным налогом, а именно:

Организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом обложения земельным налогом, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения*(1)

Земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения), на территории которого введен земельный налог*(2)

Кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения*(3)

Устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) и не могут превышать предельных размеров, установленных НК РФ*(5)

Порядок исчисления налога

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы*(6)

Порядок и сроки уплаты налога

Устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения)*(7)

*(1) Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования (в том числе безвозмездного срочного пользования) или переданных им по договору аренды. Имеются особенности в налогообложении земельных участков, входящих в имущество, составляющее ПИФ.

*(2) Определены земельные участки, не признаваемые объектом налогообложения.

*(3) С 1 января 2015 года согласно п. 8 ст. 391 НК РФ до 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов РФ, определяется на основе нормативной цены земли , установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

*(4) Предусмотрены также отчетные периоды (кварталы). Орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения) при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

*(5) Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения.

*(6) Для организаций и индивидуальных предпринимателей установлен также порядок исчисления авансовых платежей.

*(7) Срок уплаты налога для организаций не может быть установлен ранее срока представления налоговой декларации. С 2015 года срок уплаты устанавливается таким образом только для организаций, для физических лиц он является фиксированным.

Земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ, и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов РФ (п. 1 ст. 387 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 387 НК РФ представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения) определяют:

— налоговые ставки в пределах, установленных ст. 394 НК РФ;

— порядок и сроки уплаты налога;

— налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

Объект налогообложения земельного налога

Объект налогообложения земельного налога, несмотря на простоту его определения, приведенного в НК РФ, представляет собой составное понятие, зависящее от ряда факторов. Рассмотрим, как из положений НК РФ складывается представление об объекте земельного налога.

Особенности налогообложения общей земли

Земельный участок может находиться в общей собственности: совместной или долевой. При этом налог уплачивается каждым собственником отдельно со стоимости принадлежащей ему доли (п. 2 ст. 389 НК РФ):

  • Для долевой собственности стоимость доли определится в пропорции к ее части в общей стоимости участка (п. 1 ст. 392 НК РФ).
  • Для совместной собственности эти доли будут одинаковы (п. 2 ст. 392 НК РФ).

Как узнать задолженность по земельному налогу, мы рассказываем в этом материале.

Итоги

Налогом на землю облагаются все земельные участки в регионе, где взимается данный налог. НК РФ устанавливает перечень не облагаемых налогом земель. Величина сбора зависит от кадастровой стоимостной оценки участка.

Законодатели готовят ряд изменений по налогу на землю:

За всеми нововведениями следите в нашей рубрике «Земельный налог».

Что такое земельный налог

Что такое земельный налог и за что его платят — интересует многих владельцев недвижимости в России. Что является объектом налогообложения, что значит земельный налог, если участки и так уже принадлежат гражданину?

Дело в том, что в Российской Федерации владение землей, а также ее использование облагается налогом, который должны ежегодно уплачивать как физические, так и юридические лица. Средства, полученные с этого сбора, направляются в региональный бюджет субъекта, на территории которого располагается земельный надел.

Муниципальным властям предоставляется самостоятельно определять размер налога, а также сроки уплаты и возможные льготы. Однако подобные решения не должны противоречить законодательным нормам, действующим в Российской Федерации. По этой причине дата погашения земельного налога, льготы по его оплате и прочие нюансы могут быть разными в отдельных регионах страны.

Читайте так же:  Регламент проведения выездной налоговой проверки

Неиспользование земли по назначению

Согласно абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать, в частности, 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

Как следует из данной нормы НК, для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3%, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

Таким образом, если земельный участок отвечает указанным выше критериям, налогообложение производится по налоговой ставке, не превышающей 0,3%. В случае, если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении участка должно производиться по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении «прочих земель» и не превышающей 1,5%, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено (независимо от перехода прав на такой земельный участок от одного налогоплательщика к другому).

Возможные льготы по объекту земельного налога

Применение льгот к объекту налогообложения земельным налогомвозможно при получении участка для определенной цели при условии использования его с этой целью (ст. 395 НК РФ). Предоставление льгот должно быть документально обосновано (п. 10 ст. 396 НК РФ).

Организации вправе воспользоваться льготами по участкам, предназначенным для размещения:

  • учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • автомобильных дорог общего пользования;
  • религиозных сооружений;
  • общественных организаций инвалидов и фирм с их участием;
  • организаций народных художественных промыслов;
  • особых и свободных экономических зон;
  • объектов инновационного центра «Сколково».

Льготы для общественных организаций инвалидов и фирм с их участием применимы с определенными ограничениями по видам деятельности и числу инвалидов в них. Для особых и свободных экономических зон возможность применения льгот ограничена по срокам.

Физлица применительно к объекту налогообложения могут использовать только одну льготу: по участкам, предназначенным для ведения традиционного образа жизни малочисленными народами РФ (п. 7 ст. 395 НК РФ).

При этом законодатели муниципальных образований вправе устанавливать дополнительные льготы и дифференцированные ставки по налогу на землю.

Что входит в земельный налог

Величина земельного налога варьируется в зависимости от нескольких факторов, в числе которых:

  • категория участка;
  • действующая местная ставка;
  • срок пребывания в собственности (если собственник получил землю менее 365 дней назад, налогом облагается фактический период владения);
  • кадастровая стоимость;
  • если земля находится в собственности нескольких граждан, каждый из них уплачивает налог на принадлежащую ему долю;
  • льготы, которые могут быть индивидуальными для каждого региона — об их наличии можно узнать на сайте ФНС.

Кадастровая стоимость отображена в Росреестре, на сайте которого можно уточнить данные на текущий расчетный период. Обычно этот показатель изменяется в каждом регионе каждые 5 лет, однако его могут корректировать при изменении размеров или при переводе земли из одной категории в другую.

К льготным категориям граждан, которые освобождаются от земельного налога, относят следующие категории физлиц:

  • героев России и Советского Союза;
  • инвалидов;
  • ликвидаторов ЧАЭС.

От налога освобождены малочисленные коренные народы Дальнего Востока, Севера и Сибири. Также на региональном уровне могут быть определены дополнительные льготы, поэтому их наличие следует уточнять в органах власти.

Организации тоже могут быть освобождены от земельного налога, если они ведут благотворительную деятельность, либо земля используется в религиозных целях.

Как было сказано ранее, срок оплаты земельного налога и некоторые его особенности могут различаться в отдельных регионах. Однако для простых граждан и индивидуальных предпринимателей имеется общая деталь — налог оплачивается по специальному уведомлению. Если соответствующее уведомление не было получено за месяц до срока оплаты, следует обратиться в налоговую службу. Если этого не сделать, за каждый день просрочки платежа может быть начислена пеня.

Юрлица производят расчет земельного налога самостоятельно, нередко им следует оплачивать взносы ежеквартально. При этом размер пошлины не должен превышать четверть от общей годового платежа. Региональные власти вправе устанавливать свой порядок внесения такого налога на подконтрольной территории, в том числе и отменять систему авансовых платежей. Предприятиям следует подать в ИФНС декларацию — сделать это необходимо до 1 февраля, следующего за расчетным периодом года. Физлицам и индивидуальным предпринимателям сдача декларации не требуется.

Важно помнить о том, что за каждый день просрочки оплаты земельного налога плательщику начисляют пеню. Это актуально как для граждан, так и для предприятий, поэтому важно платить сбор своевременно.

Узнать, нет ли у вас задолженностей по земельному налогу, очень просто. Вы можете это сделать на сайте ФНС, портале Госуслуг или стороннем сервисе. Есть такая возможность и на нашем сайте. Это бесплатно и не занимает большого количества времени. Все, что для этого нужно — ваш ИНН, других данных не потребуется.

Проверка налогов на нашем сервисе имеет массу преимуществ по сравнению с тем же действием на ресурсах государственных учреждений. Получение подобных сведений невозможно без регистрации, а она существенно затруднена. Так, для регистрации личного кабинета на сайте ФНС нужно посетить службу лично и попросить специалиста о помощи. То же самое следует сделать, но уже в службе «Мои документы», если вы решите регистрироваться на портале Госуслуг. В связи с этим многие налогоплательщики считают, что лучше просто прийти в эти инстанции и взять необходимые данные непосредственно у сотрудника.

Видео (кликните для воспроизведения).

На сервисе Автоналоги регистрироваться не нужно, сведения которые вы получаете, доступны только вам. При этом количество проверок не ограничено.

Источники

Объекты обложения по земельному налогу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here