Новые штрафы налоговой

Для работодателей могут ввести новые штрафы

opolja / Depositphotos.com

Минюст России подготовил проект нового Кодекса об административных правонарушениях (проект Федерального закона «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»). Вынесенным на публичное обсуждение законопроектом предполагается выделение в отдельную главу правонарушений, посягающих на трудовые права граждан, права в области социального обеспечения и права социальной защиты граждан, права инвалидов.

В случае принятия закона для работодателей будет предусмотрена специальная ответственность за неправильное ведение электронной трудовой книжки. За неисполнение обязанности по формированию в электронном виде сведений о трудовой деятельности и нарушение сроков их представления в ПФР, либо неоднократное представление неполных и (или) недостоверных сведений предполагается выносить предупреждение или накладывать штраф на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц – от одной тысячи до пяти тысяч рублей. Причем, учитывая тот факт, что на сегодняшний день такого рода нарушения можно квалифицировать по ч. 1 ст. 5.27 КоАП, речь идет о значительном смягчение наказания. Кроме того, проектом предусмотрено освобождение нарушителей от ответственности, если в течение десяти рабочих дней со дня обнаружения неполных и (или) недостоверных сведений они представили в ПФР исправления.

Предлагается несколько смягчить также и ответственность работодателя за воспрепятствование осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата. Для юридических лиц предполагается отмена штрафа, а для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей планируется установить штраф от трех до пяти тысяч рублей или предупреждение.

В отдельную статью Кодекса предлагается выделить нарушение работодателем установленной продолжительности рабочего времени, неисполнение работодателем обязанности по учету рабочего времени, отказ работодателя в установлении неполного рабочего времени по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, допущение работодателем к работе в ночное время работника в нарушение требований трудового законодательства либо непредставление работодателем работнику времени отдыха. В настоящее время подобные нарушения квалифицируются по ст. 5.27 КоАП РФ. В случае принятия нового закона штрафы за данные правонарушения увеличатся: на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей будет накладываться штраф в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Степень тяжести наказания за некоторые правонарушения (например, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, необеспечение работника средствами индивидуальной защиты) в случае принятия законопроекта будет зависеть от количества работников, в отношении которых нарушено законодательство.

Повторному совершению некоторых «трудовых» правонарушений будет посвящена отдельная статья.

Узнайте последние изменения правового регулирования трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца.

Предполагается увеличить штрафы за неисполнение работодателем обязанности по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Сейчас совершение такого правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Новым КоАП РФ предлагается установить штраф от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Также планируется, например, выделить в отдельный состав нарушения санитарно-эпидемиологических требований к факторам производственной среды, трудовому процессу.

Налог на огород, новые штрафы и льготы для водителей. Что изменится в жизни россиян с наступлением весны

С первых чисел марта в России вступит в силу ряд законодательных изменений. Грядущие нововведения в первую очередь коснутся дачников, автомобилистов и сотрудников ЖКХ.

Дачникам запретят строить дома выше трех этажей

Видео (кликните для воспроизведения).

С 1 марта истекает срок действия «дачной амнистии». Теперь владельцы садовых участков или участков под индивидуальное жилищное строительство обязаны уведомлять местную администрацию о возведении или реконструкции домов на своей территории (кроме бани, сарая или беседки). Оформить строительство здания можно через МФЦ. А по завершении строительства нужно будет внести сведения о постройке в ЕГРН.

Изменениям подверглись и требования к жилым домам на садовых участках. Теперь они не могут быть выше 20 метров, или трех этажей.

Кроме того, все участки будут поделены на садоводческие и огороднические. На последних строить жилые дома вовсе нельзя.

Что принципиально нового

На самом деле новых кодексов будет два: Кодекс РФ об административных нарушениях и Процессуальный кодекс РФ об административных правонарушениях. Второй кодекс будет регламентировать производство по административным делам. Т.е. в него вынесут то, что сейчас находится в Разделе IV ныне действующего КоАП.

Новый КоАП будет состоять из трех разделов.

  • Раздел I «Общая часть», в котором отражены общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях.
  • Раздел II «Особенная часть», состоящий из 36 глав, объединяющих в себе составы административных правонарушений на основе их классификации по видовым объектам противоправного посягательства.
  • Раздел III «Субъекты административной юрисдикции», в котором перечислены должностные лица и властные органы, которые могут возбуждать, рассматривать и пересматривать дела об административных правонарушениях.

Что самое важное в общей части

Убраны максимальные и минимальные размеры штрафов.

Нормативно закреплены понятия таких видов административных правонарушений, как длящиеся, продолжаемые, однородные и повторные.

Установлено правило о том, что не допускается одновременное привлечение юридического лица и его должностного лица к ответственности за одно и то же административное правонарушение, за исключением отдельных случаев.

Возможность конфискации распространена не только на орудия и предметы административного правонарушения, но и на не являющиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения маломерные суда, автомототранспортные средства и прицепы. Но это только в отдельных случаях.

Административное приостановление деятельности переименовано в административный запрет деятельности. При этом предельный срок его назначения сокращен с девяноста до тридцати суток.

Появился новый субъект правонарушения — индивидуальный предприниматель. В старом КоАП ИП несут ответственность либо как физлица, либо как должностные лица. А в исключительных случаях как юрлица.

Самое важное для бухгалтеров в проекте

Штрафы за бухучет прописаны в главе 29 проекта «Административные правонарушения в области публичных финансов и денежного обращения вне банковской системы»

Видео (кликните для воспроизведения).

Санкции за нарушения в бухучете коммерческих организаций останутся прежними. Нынешняя статья 15.11 переписана в проект слово в слово.

А вот предложенные новые санкции за несдачу бухотчетности в ГИРБО наводят на мысль, что такое деяние наносит страшный урон нашему государству и непоправимый вред гражданам. Судите сами:

Статья 29.29. Непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности

1. Несвоевременное представление юридическим лицом в государственный информационный ресурс обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая не подлежит обязательному аудиту, а равно представление обязательного экземпляра указанной отчетности в неполном составе и иные нарушения установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами требований к порядку его представления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Несвоевременное представление юридическим лицом в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, и (или) аудиторского заключения о ней, а равно представление обязательного экземпляра указанной отчетности в неполном составе и иные нарушения установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами требований к порядку его представления, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Примечание редакции: должностные лица — это не только директор, таковыми могут признать главбуха, начальника кадровой службы или просто бухгалтера или кадровика.

3. Непредставление юридическим лицом в государственный информационный ресурс обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая не подлежит обязательному аудиту до 31 декабря года, следующего за годом, за который составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьмидесяти тысяч рублей до ста тысяч рублей, на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

4. Непредставление юридическим лицом в государственный информационный ресурс обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, и (или) аудиторского заключения о ней до 31 декабря года, следующего за годом, за который составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч рублей до двухсот тысяч рублей, на юридических лиц — от одного миллиона до одного миллиона пятисот тысяч рублей.

По-прежнему будут разделены штрафы по бухучету бюджетных и небюджетных организаций. Для госсектора предусмотрена своя статья — 29.8. И, что интересно, штраф для должностных лиц за непредставление или не своевременную сдачу бюджетной бухотчетности предлагается снизить в два раза. В нынешней статье 15.15.6 штраф на должностное лицо от 10 до 30 тыс. рублей, а в проекте от 5 до 15 тыс. рублей.

Штрафы по налогам и взносам

Вырастут санкции за несвоевременную сдачу налоговой отчетности. Сейчас должностных лиц штрафуют на 300-500 рублей, а в проекте предлагается поднять штраф до 1-2 тыс. рублей.

Штраф за несвоевременную постановку на налоговый учет вырастет с 500-1 тыс. рублей до 1-2 тыс. рублей. При этом за ведение деятельности без постановки на учет штраф останется прежним (до 3 тыс.).

Значительно вырастут санкции за непредставление сведений для налогового контроля. Сейчас штраф установлен в размере 300-500 рублей на должностных лиц. Проектом предлагается повысить вилку до 4-8 тыс. рублей и установить штраф для граждан до 2 тыс. Сейчас штрафа для граждан нет.

Поднимут штрафы и за нарушения по страховым взносам. За несвоевременно сданный отчет в ФСС придется заплатить от 2 до 4 тыс. рублей вместо 300-500 рублей, такой же штраф предусмотрен за непредставление сведений по требованию. ФСС. Но больше всего вырастут штрафы за нарушение сроков подачи сведений персучета — в десять раз. Вместо 300-500 рублей предлагается установить 3-5 тыс. рублей.

НДФЛ в 2020 году

Для начала начнем с электронной отчетности. Если раньше компании, где трудится от 25 человек, сдавали документы только в электронном виде, то теперь планка опустилась до 10 сотрудников в штате. В бумажном виде отчеты будут сдавать только фирмы и ИП, у которых работают менее 10 человек.

Другие изменения для юрлиц:

1. Юридические лица и ИП с наемными работниками обязаны сдать годовые 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ до 1 марта 2020 года. Срок сдачи уменьшился на один месяц, такой же график будет сохраняться и в следующие годы.

2. Теперь можно уплачивать налоги по местонахождению одного из подразделений (если у юрлица несколько отдельных подразделений в одном муниципальном округе). До 1 января этого года отчеты нужно было сдать отдельно по каждому подразделению в местные органы.

3. Появилась возможность требовать неудержанный НДФЛ с работодателя после налоговой проверки (№325-ФЗ). Компания обязана уплачивать НДФЛ (сумма назначается после налоговой проверки) из собственных средств.

4. Подавать декларацию 4-НДФЛ больше не нужно.

Также имеется информация, что в 2021 году объединят 2 и 6-НДФЛ в единый счет.

Изменения для физлиц:

1. Матпомощь студентам облагаться налогом не будет.

2. Добавляются новые пострадавшие (льготники), которым не придется платить налог за оказанную государством помощь. Согласно №327-ФЗ.

3. Уменьшается минимальное время владения жилплощадью. Минимальный срок для освобождения от НДФЛ — три года. Согласно №210-ФЗ.

4. Безнадежные долги ИП, юрлиц и работников больше не будут приводить к обязанности по уплате НДФЛ.

5. Уплату НДФЛ можно будет проводить единым налоговым платежом.

За урожай с огорода придется заплатить налог

Для торговли урожая со своего огорода придется оформить патент через регистрацию ИП с последующей уплатой налогов. Нелегальную торговлю обещают пресекать сотрудники МВД и ФНС.

Путин вернул льготы на покупку автомобилей

Россияне снова смогут воспользоваться программами льготного автокредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Эти льготы давали скидку 10% на покупку первого автомобиля и на машину для семьи с двумя и более детьми.

Решение о возобновлении специальных программ автокредитования было принято после встречи президента Владимира Путина и главы Минпромторга Дениса Мантурова. Министр тогда отметил, что действие льгот с июля 2016-го по май 2018 года дали хорошие результаты.

Аварийной поставили дедлайны

С начала весны вступают в силу новые требования к работе аварийно-диспетчерских служб. Коммунальщики будут обязаны круглосуточно регистрировать заявки жильцов.

В соответствии с новым регламентом диспетчер АДС обязан ответить на звонок в течение 5 минут, или перезвонить в ближайшие 10 минут.

Аварийные повреждение систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения должны быть локализованы за 30 минут, а устранены в течение трех суток.

А на ликвидации засоров внутридомовой инженерной системы водоотведения или мусоропровода потребуется два часа с момента регистрации заявки.

Автобусы и маршрутки больше не смогут работать без лицензии

Если после 1 марта у автобусного перевозчика не будет оформлена лицензия, ему будут грозить штрафы. Физлицам придется заплатить 50 тысяч рублей, индивидуальным предпринимателям – 100 тысяч, а юрлицам – 400 тысяч. При повторном нарушении последует конфискация транспортного средства.

При перевозках для госструктур или вне дорог общего пользования лицензия не требуется.

За стоянку на «вафельнице» будут штрафовать

С 1 марта автомобилистам запрещено парковаться на «вафельной» разметке. В противном случае грозит штраф в размере 1 тысячи рублей.

Кадастровую стоимость недвижимости будут оценивать по-новому

После 2 марта кадастровая стоимость недвижимости будет определяться путем умножения площади объекта на удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС). В первую очередь изменения касаются новых объектов, а также тех, у которых изменились количественные и качественные характеристики – земельные участки, незавершенное строительство, отдельные помещения в зданиях и машино-места.

«Дальневосточный гектар» будут осваивать переселенцы из-за границы

Вернувшиеся из-за рубежа соотечественники смогут претендовать на получение гектара земли на Дальнем Востоке. Изменение вступает в силу с 28 марта. Но прежде они должны получить российское гражданство, а также быть участниками программы по оказанию содействия добровольному переселению на постоянное место жительства в Россию соотечественников, проживающих за рубежом.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Новый КоАП: как вырастут штрафы для бухгалтеров и кадровиков. Если кратко, то сильно

В конце января Минюст опубликовал проект нового Кодекса об административных нарушениях. О том, что нам нужен новый КоАП, давно говорят и юристы, и чиновники, ведь в действующий сейчас кодекс с момента его принятия (в 2001 году) вносили поправки свыше 650 раз.

Проект уже успели раскритиковать почти все, кто с ним ознакомился, включая нового главу правительства Михаила Мишустина. Не устраивает в основном размер штрафов, но это не единственная претензия.

Расскажем кратко о том, что же приготовил Минюст в части нарушений по бухгалтерскому, налоговому и кадровому учету.

Суммы штрафов за неуплату налогов

Размер штрафов за неуплату налогов определяется полностью Налоговым кодексом. В настоящее время определены такие нормативы по выплатам в различных случаях нарушений:

Нормативы по выплатам

Нарушение, обозначенное Налоговым кодексом

Сумма штрафа при неумышленном нарушении (операционной ошибке)

Сумма штрафа при умышленном нарушении

Неуплата или же неполная уплата налога в результате сокрытия прибыли или других неправомерных деяний

До 20% от суммы неуплаченного налога

До 40% от суммы неуплаченного налога

В настоящее время налоговые службы причисляют к умышленной неуплате налогов не только представление декларации с заведомо неправильными данными или же отказ от предоставления такого документа вовсе, но и сотрудничество с фирмами-однодневками. В том случае, если виновный в укрывательстве налогов будет настаивать на том, что не провел должную проверку контрагентов, и только по этой причине с ними связался, данный факт не будет рассматриваться как смягчающее обстоятельство.

Обращаем ваше внимание на то, что и размер штрафов и сам факт нарушения должен быть установлен налоговой службой непосредственно в ходе проверки. Если же такой проверки проведено не было, назначение штрафа можно считать необоснованным, и следует обжаловать в судебном порядке.

Оплата штрафов за неуплату налогов должна будет производиться в течение 10-ти дней с момента формирования официального определения по такому штрафу.

Повышение МРОТ

Минимальный размер оплаты труда вырос до 12 130 рублей. Ниже этой планки работодатель платить не может, но региональные власти имеют право самостоятельно увеличить параметр (понизить — не могут). Например, в Московской области МРОТ составил 15 000, в Москве — 20 195, а в Санкт-Петербурге — 19 000 рублей.

Нарушения по ККТ и кассовой дисциплине

В статье «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов» появятся отдельные штрафы для индивидуальных предпринимателей. Это не значит, что ИП вдруг обяжут соблюдать кассовую дисциплину, однако обязанности платежных агентов в части специальных банковских счетов они должны выполнять. Так же они обязаны соблюдать лимит расчетов наличными — по одному договору с другими организациями или ИП нельзя платить наличкой более 100 тыс. рублей. Санкции для ИП по этой статье будут до 10 тыс. рублей.

Размер штрафов за неприменение ККТ останется таким же, как и в прежнем КоАП. Вот только за повторное нарушение для ИП и организаций не будет наказания в виде приостановления деятельности. Вместо него предусмотрены штрафы, весьма немаленькие: для ИП от 400 до 500 тыс. рублей, для организаций от 3 до 5 млн. рублей. Т.е., опять-таки, неприменение ККТ является каким-то страшным нарушением, сопоставимым, например, с созданием условий для торговли детьми. Именно за это деяние установлены штрафы в 3-5 млн. рублей (статья 9.8 проекта)

В каких случаях назначаются штрафы налоговой

Дополнительно предусмотрено законом покрытие невыплаченных налогов, штрафов пеней. Она может быть назначена в том случае, если в ходе проверки был установлен факт сокрытия выручки или же несвоевременной выплаты налоговых взносов, по результатам разбирательства был назначен штраф, сроки выплаты такого штрафа были оговорены с представителями компании и документально зафиксированы (в том числе, если такая фиксация была проведена в рамках судебного решения), однако фирма (или частное лицо) так и не внесла суммы по уплате налогов, а также штраф. Пеня в таком случае будет начисляться за каждый день просрочки.

В том случае, если штраф за налоговую декларацию, а также начисленная сумма пени по такому штрафу так и не будут своевременно выплачены, данное взыскание может быть заменено тюремным заключением. Однако такая санкция назначается достаточно редко и применима только к лицам, совершившим наиболее серьезные нарушения налогового законодательства.

Нарушения трудового законодательства

Сейчас трудовая инспекция штрафует работодателей в основном только по одной статье КоАП — 5.27. В проекте статей значительно больше. Так, будет отдельная статья за несвоевременную выплату зарплаты (8.2). Причем размер штрафов будет зависеть от того, скольким работникам задержали или не выплатили зарплату.

За задержку зарплаты двум и более работникам должностных лиц предложено штрафовать на сумму от 20 тыс. до 30 тыс. руб., ИП — от 10 тыс. до 30 тыс. руб., юрлиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Если зарплата не выплачена только одному работнику, санкции в два раза ниже. Обратите внимание, что штрафы будут не только за невыплату или задержку зарплаты, но и за её выплату, если она менее МРОТ.

Отдельным пунктом в статье 8.2 вынесли санкции за так называемое «зарплатное рабство». За то, что работнику мешают сменить банк, в который перечисляется зарплата, должностных лиц и ИП будет ждать предупреждение или штраф от 3 тыс. до 5 тыс. руб. Для организаций ответственность не предусмотрена.

Предусмотрены проектом санкции и за нарушения по электронным трудовым книжкам. По проекту работодателя будут наказывать, если он допустит хотя бы одно из следующих нарушений:

  • не сформирует сведения о трудовой деятельности работника и не направит их вовремя в Пенсионный фонд;
  • неоднократно представит в ПФР неполные или недостоверные сведения.

Для должностных лиц и ИП штраф составит от 300 до 500 руб., для юрлиц — от 1 тыс. до 5 тыс. руб. Наказания смогут избежать те, кто в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения ошибки дополнит или исправит отчет.

За несоблюдение режима охраны и труда санкции наложат по статье 8.3. Штрафовать работодателя будут если он:

  • нарушил установленную продолжительность рабочего времени;
  • не вел учет рабочего времени;
  • не установил неполное рабочее время сотруднику, которому оно положено по закону (например, беременной);
  • организовал работу в ночное время с нарушением правил;
  • не предоставил работнику обязательное время отдыха.

За эти нарушения работодателю будет грозить предупреждение или штраф от 10 тыс. до 15 тыс. руб. для должностных лиц и ИП, от 30 тыс. до 70 тыс. руб. — для организаций.

Усилят ответственность работодателя за несоблюдение требований охраны труда. Сейчас ответственность не зависит от потенциальной опасности такого нарушения. В новом же кодексе предлагается за несоблюдение требований охраны труда, если это создало угрозу жизни или здоровью работника штрафовать:

  • должностных лиц — штраф от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или дисквалификация до 1 года;
  • ИП — штраф от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или административный запрет деятельности до 30 суток;
  • организации — штраф от 80 тыс. до 120 тыс. или административный запрет деятельности до 30 суток.

Впрочем, есть в проекте и смягчение санкций. Касается это нарушений по иностранным работникам. Так, организациям перестанут приостанавливать деятельность за незаконное привлечение к труду иностранца или лица без гражданства.

Проект нового КоАП еще будет дорабатываться и обсуждаться. Что в результате останется от опубликованного документа к моменту внесения в Госдуму, сказать сложно. Но одно уже понятно — смягчения ответственности ждать не стоит.

Штраф за несвоевременную уплату НДФЛ в 2020 году

Согласно ст. 123 НК РФ налогового агента могут оштрафовать на 20% от неуплаченной суммы налога, если он:

  • не удержал налог у налогоплательщика или удержал неполностью;
  • не перечислил его в бюджет в положенный срок.

С 28.01.2019 в НК РФ присутствуют нормы, позволяющие налоговому агенту избежать штрафа за неуплату или несвоевременную уплату НДФЛ. Что еще приятнее, они имеют обратную силу. То есть распространяются на ситуации, возникшие до этой даты (п. 2 ст. 123 НК РФ, ст. 3 закона от 27.12.2018 № 546-ФЗ).

Итак, вас не оштрафуют за просрочку НДФЛ, если:

  • вы в установленный срок подали 6-НДФЛ;
  • НДФЛ в нем отражен верно, без занижения сумм;
  • вы уплатили налог и пени до того, как налоговики узнали о неуплате или назначили выездную проверку за соответствующий период.

Раньше, напомним, действовали довольно жесткие правила, согласно которым агентов могли оштрафовать даже за минимальную просрочку уплаты и даже в том случае, если на момент проверки все долги уже были погашены.

Может ли налоговый агент рассчитывать на снижение штрафа за счет смягчающих обстоятельств, узнайте здесь.

Налоги и штрафы, которые начнут действовать в 2020 году

С 1 января 2020 года в силу вступили изменения в налоговом законодательстве. Новых налогов не появилось, однако появились изменения в уже существующих актах. Рассказываем про изменения для юридических и физических лиц.

Электронные трудовые книжки

Чтобы оформить электронную книжку на сотрудника, работодатель должен предоставить в ПФР сведения о трудовой деятельности конкретного человека (по состоянию на 1 января 2020 года). Отчётность нужно подавать не позднее 15-го числа, который идёт за отчетным. Делается это в следующих ситуациях:

прием на работу;

перевод на другую должность.

Получается, что если в январе этого года в компании были какие-то кадровые перестановки или сотрудник написал заявление на оформление электронной трудовой книжки, то необходимо подать все данные до 15 февраля. Если никаких изменений не было, подавать отчетность не требуется.

Кроме того, до 30 июня 2020 года каждый работодатель должен довести информацию до сотрудников, что теперь они могут выбирать способ ведения своей трудовой. Также он должен предложить им написать заявление на оформление электронного варианта этого документа.

Когда можно избежать штрафа за неуплаченный налог

За неуплаченный вовремя налог налоговая инспекция «автоматом» выписывает штраф. Но судебная практика показывает, что такой подход к наложению взыскания не всегда соответствует Налоговому кодексу. Давайте разберемся, в каких случаях санкцию можно будет успешно оспорить в суде.

Как отличить неуплату от нарушения срока уплаты

Начнем с самой распространенной ошибки инспекторов — наложение штрафа на организацию, которая нарушила сроки уплаты налога. Или, проще говоря, заплатила налог позже установленного срока. Поскольку на лицевом счете налогоплательщика в таком случае отражается недоимка за период с установленной даты уплаты до даты фактической уплаты, инспекция, как правило, выписывает налогоплательщику штраф по стать 122 НК РФ за неуплату налога.

Однако существует весьма обширная судебная практика, доказывающая неправомерность такого подхода. Суды утверждают: неуплата налога и нарушение сроков его уплаты — суть разные деяния. И если за первое действительно полагается штраф по статье 122 НК РФ, то за второе налогоплательщику придется заплатить пени по статье 75 НК РФ. Никакого штрафа за него быть не может.

Более того, суды дают вполне четкий алгоритм, чтобы определить: в каком случае речь идет о неуплате налога, а в каком лишь о нарушении срока его уплаты. Так, ФАС Западно-Сибирского округа обратил внимание инспекции на то, что к моменту проведения проверки спорная сумма уже была перечислена в бюджет. Это значит, что штрафа быть не может, а налогоплательщику можно вменить только пени (постановление от 21.09.09 № Ф04-5866/2009(20394-А45-49)). К такому же выводу пришли ФАС Северо-Западного округа (постановления от 03.10.08 по делу № А56-15350/2005 и от 01.12.08 по делу № А56-1748/2008) и ФАС Уральского округа (постановления от 08.06.09 № Ф09-3652/09-С2 и от 16.07.09 № Ф09-4873/09-С2).

Таким образом, оштрафовать налогоплательщика можно только если он действительно не заплатил налог, а не просто нарушил срок его перечисления. Более того, неуплата, как совершенно верно напомнил налоговикам ФАС Западно-Сибирского округа, должна быть следствием занижения налоговой базы, неправильного исчисления налога или других неправомерных действий со стороны налогоплательщика (постановление от 29.07.09 № Ф04-3773/2009(9432-А45-15), Ф04-3773/2009(11692-А45-15)). В противном случае штраф незаконный и подлежит отмене.

Незачтенная переплата

Чаще всего суды признают наложенный штраф за неуплату налога незаконным, когда у налогоплательщика есть переплата в бюджет. Вариантов переплат много, и каждый из них имеет свои нюансы.

Начнем с самого простого — переплата по тому же налогу (и в тот же бюджет), которая образовалась до того периода, когда налогоплательщик допустил неуплату. Поясним на примере. Допустим, налогоплательщик не заплатил НДС на сумму 1 млн. рублей. Однако на момент уплаты налога у него была переплата по НДС на сумму 2 млн. рублей, и эта переплата не была зачтена налоговиками. Тут налогоплательщика защищает постановление Пленума ВАС РФ, выпущенное еще в 2001 году. Тогда суд указал: налогоплательщика нельзя оштрафовать по статье 122 Налогового кодекса за неуплату налога, если недоимке предшествовала переплата по тому же налогу и в тот же бюджет, даже если на дату возникновения недоимки эта переплата не была зачтена (постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.01 № 5).

За прошедшие девять лет подход судов к решению этого вопроса не изменился, что подтверждается свежими решениями федеральных арбитражных судов (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.02.09 № А19-475/07-51-04АП-1146/07(5)-Ф02-446/09, ФАС Западно-Сибирского округа от 15.06.09 № Ф04-3487/2009(8708-А75-40), ФАС Московского округа от 29.03.10 № КА-А402482-10). Да и сам ВАС РФ в конце 2008 года подтвердил верность своему решению, отказавшись пересматривать одно из подобных дел (определение ВАС РФ от 30.09.08 № 12809/08). Так что если инспекция оштрафовала за неуплату налога при наличии незачтенной переплаты по нему же, то шансы отстоять свои права в суде очень и очень высоки.

Аналогичным образом решается вопрос со штрафом и в ситуации, когда у налогоплательщика есть переплата в тот же бюджет, но по другому налогу. В этом случае суды тоже ссылаются на упомянутую выше позицию Пленума ВАС РФ и освобождают организации от штрафов (постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.08.09 по делу № А56-45665/2008 и ФАС Западно-Сибирского округа от 14.01.09 № Ф04-10/2009(19087-А03-34)).

Зачтенная переплата

Встречаются на практике и более сложные ситуации. Допустим, налогоплательщик не заплатил 1 млн. рублей НДС. На момент возникновения недоимки у него была переплата по НДС на 2 млн. рублей. Однако на момент вынесения решения о штрафе налоговики зачли переплату в счет, скажем, налога на прибыль.

Рассматривая подобные ситуации, суды отмечают: если на момент наступления срока уплаты того налога, который не был внесен в бюджет, у организации имелась переплата, то штраф применять нельзя, поскольку отсутствует недоимка как таковая. А ведь именно наличие недоимки — главное основание для наложения штрафа по статье 122 НК РФ (постановления ФАС Уральского округа от 13.05.09 № Ф09-2885/09-С2 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.03.09 № А33-8535/08-Ф02-1122/09). Надо заметить, что оба указанных судебных акта прошли через Высший арбитражный суд, который подтвердил правильность выводов, сделанных судьями федеральных судов (определения ВАС РФ от 11.08.09 № ВАС-9722/09 и от 21.07.09 № ВАС-9082/09).

А бывает и наоборот — переплата образовалась позже недоимки, но до того момента, как инспекция приняла решение о наложении штрафа. В таком случае суды также считают, что штрафовать налогоплательщика нельзя (постановления ФАС Московского округа от 22.03.10 № КА-А40/2469-10 , ФАС Западно-Сибирского округа от 20.02.09 № Ф04-882/2009(569-А46-14), ФАС Северо-Западного округа от 26.03.09 по делу № А56-38291/2008). Более того, имеются случаи, в которых суды снимали с налогоплательщика штраф в ситуации, когда переплата появилась уже после принятия решения по проверке (постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.10.07 № А05-2908/2007).

Правда, здесь нужно отметить, что есть и противоположные судебные решения. В них указывается, что образование переплаты после вынесения инспекцией решения о штрафе уже никак не виляет на законность санкции (постановление ФАС Уральского округа от 05.05.09 № Ф09-2625/09-С2).

«Возраст» переплаты

А имеет ли значение «возраст» переплаты? Например, спасет ли от штрафа налог, излишне уплаченный три или четыре года назад? Ведь по Налоговому кодексу вернуть переплату можно только в течение трех лет (п. 7 ст. 78 НК РФ).

По мнению судебных инстанций, это правило Налогового кодекса означает, что такая переплата все равно будет защищать налогоплательщика от штрафа при неуплате налога. Так, ФАС Северо-Западного округа в подобной ситуации указал, что налогоплательщика нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога по статье 122 НК РФ, если имеется переплата. И при этом не важно когда именно образовалась эта самая переплата (постановление от 07.08.09 по делу № А56-45665/2008).

Переплата меньше неуплаченной суммы

В заключение рассмотрим еще один немаловажный вопрос: влияет ли на возможность привлечения к ответственности размер имеющейся переплаты? Если переплата больше или равна недоимке — то проблемы нет: штрафа быть не может. Но что произойдет, если недоплата больше, чем переплата?

По мнению судов, штраф в этом случае должен рассчитываться по следующей формуле. Из той суммы, которую организация не доплатила в бюджет, сначала нужно вычесть имеющуюся переплату. А процент штрафа, предусмотренный статьей 122 НК РФ, следует рассчитывать исходя из оставшейся суммы. Именно такого подхода придерживаются федеральные суды практически всех округов. Примеры — постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 03.06.09 № Ф04-3410/2009(8441-А70-41), от 20.02.09 № Ф04-882/2009(569-А46-14), от 14.01.09 № Ф04-10/2009(19087-А03-34); постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.05.08 № А33-9418/07-Ф02-2020/08, от 17.01.08 № А19-6911/07-56-Ф02-9831/07, постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.08.09 по делу № А56-45665/2008, от 27.07.09 по делу № А05-11363/2008; постановление ФАС Московского округа от 05.03.09 № КА-А40/959-09-П. Более того, аналогичные выводы сделал и ВАС РФ, отказавшись пересматривать по требованию налоговой инспекции решение одного из арбитражных судов (определение ВАС РФ от 07.08.09 № ВАС-10006/09).

​Штраф за неуплату налогов

Своевременная выплата налогов — обязанность каждого юридического и физического лица, ведущего хозяйственную деятельность. Штраф за неуплату налогов — наказание за невыполнение обязанностей, установленных НК РФ для налогоплательщиков. Невыполнение данной обязанности является правонарушением, за которое может предусматриваться:

  • уголовная ответственность;
  • административное наказание;
  • налоговая ответственность.

Вид ответственности, который предусмотрен в 2020 году за неуплату налогов, зависит от типа нарушения, а также вида субъекта, совершившего такое нарушение. Однако во всех случаях лицо может понести ответственность только одного вида, к примеру, если назначена налоговая или административная, уголовную уже не назначают. Также несение ответственности за неуплату налогов не освобождает физическое или юридическое лицо от необходимости погасить свою задолженность по налогам.

Штрафы налоговой — наиболее распространенная форма взыскания, которая применяется к физическим или юридическим лицам.

Детские пособия

С 2020 года отменяется выплата в 50 рублей на детей в возрасте 1,5-3 лет. Это касается детей, которые были рождены после 1 января текущего года. Если же ребенок родился раньше указанного срока, работодатель обязан выплачивать женщине пособие в 50 рублей до тех пор, пока малышу не исполнится три года.

На смену этому пособию приходит другая выплата, в зависимости от региона она составит 10-14 тыс. рублей. На нее могут рассчитывать семьи, у которых доход на каждого члена составляет менее двух прожиточных минимумов (данные берутся за второй квартал предыдущего года). Конкретная сумма выплат будет зависеть от средней заработной платы и от прожиточного минимума в конкретном регионе.

Налог на вмененный доход

С нового года отменяется единый налог на вмененный доход. Это коснется ИП и юрлиц, которые реализуют изделия из натурального меха, обувь и лекарственные препараты. Теперь эти группы товаров обязаны быть промаркированы контрольными знаками. Согласно статистике, продолжить вести бизнес на прежних условиях не смогут порядка двух миллионов ИП и компаний.

Правда, есть одно исключение. Право применения ЕНВД при торговле меховыми изделиями сохраняется до 1 марта 2020 года. Для торговцев обувью (с 1 марта) можно перейти на УСН.

Остальным придется переходить на патентную систему или на другие виды налогообложения. Ранее вице-премьер России Антон Силуанов обещал проводить разъяснительную работу с предпринимателями (совместно с представителями ФНС), чтобы переход на новые налоговые режимы прошёл максимально безболезненно.

Налог на самозанятых

С 2020 года Минфин добавил еще 19 регионов, где физические лица могут платить налог на самозанятых. Планируется, что 1 июля этого года география будет расширена (собираются ввести такой сбор на всей территории России), однако конкретных данных по этому поводу пока нет. Напомним процентную ставку:

Полный список регионов, где действует спецрежим.

Когда можно не платить штраф?

Исключение делается только в том случае, если физическое либо же юридическое лицо решит обжаловать данное решение в судебном порядке. В таком случае выплатить налоги и штраф нужно будет уже после вынесения решения судом, если он не признает сторону, обвиняемую в неуплате налогов, невиновной.

Со 2 сентября увеличиваются штрафы за налоговые правонарушения

Опубликовано на сайте журнала «БУХ.1С»

Со 2 сентября вступают в силу многие изменения, внесенные в НК Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ. Среди важнейших поправок, внесенных в часть I НК РФ, следует отметить поправки в главу 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» НК РФ. Ужесточаются штрафные санкции за совершение налоговых правонарушений. По различным составам налоговых правонарушений размеры штрафов увеличиваются от 2 до 5 раз. Вводятся новые виды ответственности как налоговой, так и административной. Увеличение штрафов объясняют тем, что они не пересматривались уже десять лет и «не оказывают действенного влияния на правонарушителей». Л.П. Фомичева, аттестованный аудитор Минфина России, налоговый консультант, рассмотрит основные отличия нового и старого порядков наложения взысканий на налогоплательщиков.

Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе

Внесены изменения в статьи 116 и 117 НК РФ, которые определяли размер штрафных санкций за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе и ведение деятельности без постановки на учет.

Теперь нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (п. 1 ст. 116 НК РФ) по основаниям, предусмотренным НК РФ, повлечет за собой взыскание штрафа в размере 10 тысяч руб.

Продолжительность срока, в течение которого длиться нарушение, на размер штрафа не влияет. Ранее размер штрафа зависел от продолжительности этого срока и составлял 5 тыс. руб., если срок нарушения не превышал 90 дней, и 10 тыс. руб., если срок был нарушен на более длительный период (п. 1 и 2 ст. 116 НК РФ).

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным в НК РФ (п. 2 ст. 116 НК РФ) влечет наложение штрафа в размере 10 процентов доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч руб. Продолжительность срока, в течение которого длиться нарушение, на размер штрафа не влияет.

До внесения поправок размеры штрафов за нарушение налогоплательщиком срока постановки на учет в налоговом органе зависели от продолжительности такой просрочки (в пределах 90 календарных либо сверх этих сроков). Теперь подобной дифференциации ответственности больше нет. Ранее размер штрафа составлял также 10%, но не мог быть менее 20 тыс. руб. (п. 1 ст. 117 НК РФ), если срок постановки на учет был нарушен менее чем на 90 дней. А если срок нарушения превышал 90 дней, штраф взыскивался в размере 20% доходов, но не менее 40 тыс. руб.

В связи с отменой дифференциации по срокам нарушения все нарушения порядка постановки на учет в налоговых органах и ответственность за их совершение отражены в статье 116 НК РФ, а статья 117 НК РФ, предусматривавшая ответственность за уклонение от постановки на учет в налоговом органе, признана утратившей силу.

Непредставление налоговой декларации

В соответствии с новой редакцией статьи 119 НК РФ, непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет за собой взыскание штрафа в размере 5 % неуплаченной суммы, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее предоставления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1000 рублей. Иными словами, за несдачу нулевых деклараций будут взыскивать штраф в размере до 1000 рублей, а не 100 рублей, как было ранее. Вместе с тем, пропуск срока подачи декларации более чем на 180 дней уже не превратится для налогоплательщика в штраф, превышающий 30% от указанной в декларации суммы, что происходило ранее.

Предусмотрено, что штраф определяется, исходя из фактически неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате, а не суммы налога, указанной в декларации.

До внесения поправок размеры штрафов за нарушение налогоплательщиком срока представления налоговых деклараций зависели от продолжительности такой просрочки (в пределах 180 рабочих дней соответственно либо сверх этих сроков). Теперь подобной дифференциации ответственности больше нет. Поэтому статья 119 НК РФ, в которой установлена ответственность за непредставление налоговой декларации, сокращена до одного пункта.

Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)

Еще одна важная поправка — вводится штраф за нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета). Так, если согласно пункту 3 статьи 80 НК РФ налогоплательщик обязан представлять налоговую отчетность в электронном виде, но в нарушение этого требования сдает ее только на бумажных носителях, c него взыскивается штраф в размере 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).

Новый вид штрафа неразрывно связан с развитием системы электронного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Напомним, что представлять налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган в электронном виде обязаны налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает 100 человек. Кроме того, исключительно в электронном виде представляют все налоговые декларации (расчеты) налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших (п. 3 ст. 80 НК РФ).

Грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения

Изменения претерпела и статья 120 НК РФ, которой закрепляется ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

Теперь грубое нарушение влечет за собой взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей — если эти деяния совершены в течение одного налогового периода (ранее было 5 000 руб.); 30 тысяч рублей — если они совершены в течение более чем одного налогового периода (ранее было 15 000 руб.). Эти изменения внесены в п. 1 и п. 2 ст. 120 НК РФ.

В случае же, если указанные деяния повлекли за собой занижение налоговой базы, устанавливается штраф в размере 20 % суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тысяч рублей. Ранее размер штрафа составлял 10% и не мог быть менее 15 000 руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ).

Кроме того, дополнительно в п. 3 теперь установили, что данный вид ответственности может быть применен за отсутствие регистров налогового учета или за неправильное отражение в них хозяйственных операций.

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов

Вводится ответственность за неудержание и несвоевременное перечисление обязательного платежа налоговым агентом (новая редакция ст. 123 НК РФ). Размер санкции остался тем же — 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и перечислению.

Напомним, что в соответствии с действующей нормой данной статьи НК РФ штраф полагается только за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) налога налоговым агентом. При этом Пленум ВАС России разъяснил, что ответственность по данной статье наступает независимо от того, был удержан обязательный платеж или нет (п. 44 Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5).

Неправомерное несообщение (непредставление) сведений налоговому органу

С 1 тысячи рублей до 5 тысяч рублей повышается и размер санкции за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии c НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ). При повторном совершении этого нарушении в течение года нарушении штраф составит 20 000 руб. (ранее был 5 000 руб.).

Часто используемое налоговиками наказание за непредставление необходимых им документов для контроля (ст. 126 НК РФ) вырастет вчетверо: до 200 рублей вместо 50 руб. за каждый непредставленный документ. А в случае отказа в предоставлении документов либо предоставления документов с заведомо недостоверными данными штраф возрастет с прежних 5 000 рублей до 10 000 рублей.

Неисполнение банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах

20 тыс. руб. составляет штраф за непредставление банком или иной кредитной организацией в налоговый орган справок (выписок) по операциям и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей (ст. 135.1 НК РФ). Банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на банковских счетах, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке (п. 5 ст. 76 НК РФ).

Неисполнение банком или иной кредитной организацией решения налоговых органов о приостановлении операций по счетам клиента будет стоить ему уже не 10 тысяч, а 20 тысяч рублей (ст. 134 НК РФ).

Предусмотрено, что решение о приостановлении операций подлежит исполнению банком, в случае если налогоплательщик изменил наименование или реквизиты счета в банке (п. 7 ст. 76 НК РФ).

Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога

Действие статьи 125 НК распространено на случае несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога. Размер штрафа увеличен с 10 000 до 30 000 рублей.

Предоставление заведомо ложного заключения (перевода)

В 5 раз — с 1 000 рублей до 5 000 рублей увеличивается размер штрафа за дачу экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода (п. 2 ст. 129 НК РФ).

Препятствия в осмотре помещений

С 2 сентября 2010 года вводится административная ответственность должностных лиц организаций за незаконный отказ в доступе (незаконное воспрепятствование доступу) должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных c содержанием объектов налогообложения. За такой отказ на должностное лицо организации может быть наложен административный штраф в размере 10 000 руб. (ст. 19.7.6 КоАП РФ).

Переходные положения

Обратите внимание: в соответствии с пунктом 11 статьи 10 Закона № 229-ФЗ с учетом рассмотренных поправок будут проводиться налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, начавшиеся 2 сентября 2010 г. и позднее. Если решение привлечь компанию к ответственности налоговая инспекция вынесла до вступления закона в силу, штрафы нужно заплатить по старым ставкам (п. 12 ст. 10 Закона № 229-ФЗ).

Если новая редакции Налогового кодекса РФ предусматривает более мягкую санкцию, чем ранее, то за правонарушения, совершенные до 2 сентября 2010 г., назначается штраф согласно новой редакции Налогового кодекса РФ (п. 13 ст. 10 Закона № 229-ФЗ). При этом после вступления в силу Закона № 229-ФЗ взыскать ранее назначенный штраф можно будет только в размере, не превышающем максимальную санкцию, установленную новой редакцией Налогового кодекса РФ.

Источники

Новые штрафы налоговой
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Когда подавать документы на возврат подоходного налога

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here