Нормативно правовое регулирование финансового контроля

Правовое регулирование финансового контроля. Понятие и виды финансового контроля

Финансовый контроль – это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Многообразие форм финансового контроля, его направлений позволяет классифицировать его на различные виды.

В зависимости от времени его проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств при рассмотрении и утверждении бюджетов, других финансово-плановых актов, при приеме заявок и т. д. Текущий финансовый контроль осуществляется повседневно при проведении финансовых операций, последующий финансовый контроль – после совершения хозяйственной или финансовой операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, он может быть подразделен на различные виды государственный (общегосударственный и ведомственный), муниципальный (органами местного самоуправления), внутрифирменный (внутрихозяйственный) (осуществляется бухгалтерскими службами организации) и аудиторский. Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти, такими как Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная служба РФ финансово-бюджетного надзора, Федеральная налоговая служба РФ, Федеральная таможенная служба РФ, Федеральная служба РФ по финансовым рынкам, Федеральная служба РФ страхового надзора, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти.

Правовое регулирование деятельности органов финансового контроля производится с помощью специальных нормативных актов, закрепляющих права и обязанности контролирующего органа, порядок осуществления финансового контроля. Например, Таможенный кодекс РФ [4] , НК РФ (части первая) [5] , ФЗ РФ от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [6] , ФЗ РФ от 11.01.1995 г № 4-ФЗ (в ред. от 14.08.2004 г.) «О Счетной Палате Российской Федерации» [7] , Постановление Правительства РФ от 21.08.2004 г. № 429 «О федеральной таможенной службе» [8] , Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 330 «Об утверждении положения о федеральной службе страхового надзора» [9] , Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 317 «Об утверждении положения о федеральной службе по финансовым рынкам» [10] , Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 г. № 278 «Об утверждении положения о федеральной службе финансово-бюджетного надзора» [11] .

Аудиторский финансовый контроль проводится аудиторскими фирмами и аудиторами на основании положений ФЗ РФ от 07.08.2001 г № 119-ФЗ (в ред. от 30.12.2001 г.) «Об аудиторской деятельности» [12] и подразделяется на обязательный (заказчиком является орган государственной власти) и инициативный (по инициативе хозяйствующего субъекта).

Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г №1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» [13] . Данным Указом установлено, что в России государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Финансовый контроль осуществляется в различных формах: ревизии, наблюдения, обследовании, проверки, анализа и др. Основной формой финансового контроля является ревизия, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Основы правового регулирования внутреннего контроля РФ.

Правовое регулирование внутреннего финансового контроля в системе экономической безопасности хозяйствующих субъектов России является эффективным средством в деле защиты финансовых интересов предприятий. Механизм административно-правового регулирования финансового контроля представляет собой способ организации осуществления контрольных правоотношений. Эффективная контрольная деятельность зависит от совершенствования законодательных предписаний, регламентирующих режим финансового контроля в целом.

Нормативно-правовая база, методологическое обеспечение внутреннего финансового контроля состоит из следующих элементов: — система нормативно-правовых актов; — стандартизация; — контрольные процедуры; — оргмодели; — методики;- тесты; — блок-схемы; — контрольные анкеты и др.

Органы, осуществляющие финансовый контроль с точки зрения его содержания:

— бюджетный — проводимый такими органами, как Счетная палата РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство; налоговый — осуществляет Федеральная налоговая служба; банковский — контроль, проводимый центральный банк, аудиторскими фирмами; валютный контроль — осуществляют Правительство России, центральный банк, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, иные органы и агенты валютного контроля; контроль за страховой деятельностью — проводится Министерством финансов; таможенный контроль — осуществляется Государственным таможенным комитетом.

К основным актам финансового права РФ, регулирующим разные виды финансового контроля, относятся:, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «Об организации страхового дела в РФ», «О рынке ценных бумаг», «О Счетной палате», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О центральном банке РФ (Банке России)», Указы Президента, принятые Правительством Российской Федерации, положения о Министерстве финансов РФ, о Федеральной налоговой службе, о Федеральной таможенной службе, о Федеральной антимонопольной службе и др.

Читайте так же:  Документы для налогового вычета за квартиру пенсионерам

Нормативно-правовая база, регулирующая внутренний контроль предприятия

1. Конституция РФ от 12.12.1993г.

2. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ)

3. Налоговый кодекс РФ — Регулирование налоговые правоотношения.

4. ФЗ от 8 февраля 1998г. № 14-ФЗ « Об ООО» — Определяет условия деятельности обществ, формирования уставного фонда, порядок регистрации и ликвидации.

5. Федеральный закон от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ « О несостоятельности (банкротстве)» — Устанавливает основания для признания должника несостоятельным банкротом, регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности, порядок и условия проведения банкротства.

6. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» — Основные правила формирования и раскрытия учетной политики предприятия.

7. Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» — основные правовые принципы организации и ведения бухгалтерского учета сложившиеся в РФ на настоящий момент и содержащиеся во многих нормативных документах Минфина РФ.

8. Методические положения по оценке финансового состояния предприятия и установлению неудовлетворительной структуры баланса — Основной документ, необходимый для анализа финансового состояния предприятий и определения его банкротства. Распоряжение относится только к предприятиям, находящимся в государственной собственности. Для других предприятий нет никаких официальных методических рекомендаций

9. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ — Содержит основные правила составления и порядок представления бухгалтерской отчетности.

Правила организации и осуществления внутреннего контроля на предприятиях разрабатываются в соответствии Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию тер-роризма» от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ, учитывая нормативные акты и требования Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также следующих документов:

-ПостановленияПравительства РФ от 30 Июня 2012 г. N 667″Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций).

— Постановления Правительства РФ от 05.12.2005 года № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации Клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма»;

Для системы внутреннего финансового контроля предприятия и осуществления мероприятий по его совершенствованию необходима информационная база, в которую входит бухгалтерская отчетность предприятия, формирование которой регулируют Федеральный закон «О бухгалтерском учете»; Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности РФ, Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» и т.д.

Нормативно-правовая база постоянно изменяется и совершенствуется, в нормативно-правовые акты вносятся коррективы в соответствии с изменяющейся политической и экономической ситуацией, новыми условиями жизни общества.

Правовая база контроля определяет принципы и порядок его осуществления. Основные принципы контроля, каковыми принято считать законность, объективность, независимость, разграничение функций, гласность, являются в значительной мере общепризнанными и общими для всех цивилизованных стран.

Порядок осуществления контроля решающим образом зависит от государственного устройства и состояния экономики конкретной страны.

Но в любом случае правовая база финансового контроля в документальном выражении – это:

— конституционное определение и закрепление основных целей и полномочий контроля;

— законодательное установление задач, функций и полномочий контрольных органов и их работников;

— регламентирование и регулирование содержания, деталей и особенностей процесса контроля путем издания подзаконных нормативно-правовых актов, в том числе и собственных актов контрольных органов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Тема 4. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации.

Финансовый контроль как одно из направлений финансовой деятельности государства. Правовые основы его осуществления.

Финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

По субъектному составу контролирующих органов финансовый контроль может быть государственным, внутрихозяйственным, финансово-кредитных органов (банковский контроль), общественным и независимым (аудиторским).

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от их взаимодействия, в том числе и с правоохранительными органами.

Правовая основа государственного (муниципального) финансового контроля Государственный (муниципальный) финансовый контроль в Российской Федерации осуществляется в рамках бюджетного законодательства в соответствии с положениями следующих нормативных правовых актов:

Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральных и местных законов;

Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

постановлений Правительства Российской Федерации;

приказов (постановлений, распоряжений) уполномоченных в сфере контроля органов государственной и местной власти;

письменных разъяснений, изданных уполномоченными в сфере контроля органами власти в пределах их полномочий.

На федеральном уровне методологическое руководство государственным финансовым контролем возложено на Минфин России.

Полномочия соответствующих органов финансового контроля определены действующим законодательством.

Финансовая дисциплина как обязательное условие финансовой деятельности. Объект финансового контроля.

В результате реализации задач финансового контроля укреп­ляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина — это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распреде­ления и использования денежных фондов государства, субъек­тов местного самоуправления, предприятий, организаций, уч­реждений. Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредству­ется денежными отношениями.

Читайте так же:  Налоговая проверка налога на имущество организаций

Объектами финансового контроля являются все без исключения участники бюджетного процесса, а также иные получатели средств из бюджета.

При этом необходимо учитывать, что к объектам государственного и муниципального контроля могут быть причислены организации, не являющиеся казенными учреждениями или органами власти. В частности, согласно п. 1 ст. 269 БК РФ главные распорядители бюджетных средств имеют право проводить проверки использования субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета. Таким образом, могут осуществляться и проверки бюджетных, автономных учреждений и даже унитарных предприятий и иных организаций.

Таким образом, объектами контрольных мероприятий могут выступать:

государственные и территориальные органы государственной власти и их структурные подразделения;

органы местной власти и их структурные подразделения;

учреждения и организации всех форм собственности, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственную помощь в виде дотаций, субсидий, субвенций, трансфертов и т. п.;

акционерные и иные организации с государственным участием;

Правовое регулирование государственного финансового контроля

Дата публикации: 04.12.2014 2014-12-04

Статья просмотрена: 3885 раз

Библиографическое описание:

Черников Ю. С., Геймур О. Г. Правовое регулирование государственного финансового контроля // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 502-504. — URL https://moluch.ru/archive/79/14173/ (дата обращения: 20.02.2020).

Но для того чтобы финансовый контроль действительно являлся эффективным инструментом, позволяющим минимизировать спектр разнообразных рисков, потерь, ошибок и недобросовестных действий как на микро-, так и на макроуровнях, необходимо решить целый ряд проблем посредством реализации комплекса мероприятий, среди которых можно выделить: совершенствование терминологии, обоснование предмета, объектов финансового контроля, уточнение функций и разграничение полномочий контрольных органов, определение ответственности всех участников системы финансового контроля, целевых критериев для всех видов финансового контроля и т. д. [1].

В правовых основах государственного финансового контроля в последнее время наблюдаются положительные сдвиги по корректировке действующего законодательства. Так, в феврале 2011 был принят Федеральный закон № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» [2], в апреле 2013 года новый Федеральный закон № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» [3], а в июле Федеральный закон № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4] в части регулирования государственного финансового контроля, призванные концептуально изменить систему финансового контроля в России. В субъектах Российской Федерации приняты многочисленные акты, регулирующие отношения в области финансового контроля, в том числе и муниципального. В первую очередь следует выделить основные акты субъектов РФ. Во всех конституциях и уставах субъектов РФ содержатся общие нормы об органах, осуществляющих финансовый контроль. Имеются законы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, принятые практически во всех субъектах РФ, в которых выделены статьи или главы о финансовом контроле [5].

Для успешного решения задач государственного финансового контроля, необходима его научная организация, а поскольку данный контроль принимает различные виды и формы, он нуждается в систематизации и классификации. На практике классификация государственного финансового контроля необходима при разработке нормативно-правовых актов для определения состава и структуры контролирующих органов; функций, задач, полномочий органов финансового контроля; объектов контроля и их распределения между субъектами контроля; методик проведения контрольных действий; показателей эффективности финансового контроля.

1. Арабян К. К. Единая концепция финансового контроля в Российской Федерации // Аудитор. — 2014. — № 2. — С. 49–54.

2. Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 903.

3. Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1649.

4. Собрание законодательства РФ. 2013. № 31. Ст. 4191.

Видео (кликните для воспроизведения).

5. Геймур О. Г. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации на современном этапе // Вестник Тюменского государственного университета. — 2014. -№ 3. — С. 133–140.

Нормативно правовое регулирование финансового контроля

В данной главе автор рассматривается система источников права, регулирующих современную систему государственного финансового контроля в Российской Федерации. В системе нормативно-правового регулирования выделяются два уровня — федеральный (законодательство о государственном контроле — Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «О Счетной палате РФ» и др. и соответствующие подзаконные акты) и региональный (уровень субъекта Российской Федерации). Особо отмечается роль в механизме нормативного регулирования soft law (документы ИНТОСАИ и др.), а также локальных нормативных актов — стандартов Счетной палаты РФ.

В книге

В книге проанализированы все основные направления преобразования организационно-правовых основ осуществления государственного и муниципального финансового контроля, исследованы вопросы наделения финансовых органов субъектов РФ полномочиями по внутреннему государственному финансовому контролю в бюджетной сфере, полномочия органов (должностных лиц) исполнительной власти субъектов РФ по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля. Читателям будет полезно также ознакомиться с той частью книги, где рассматриваются вопросы взаимосвязи между бюджетным контролем и ответственностью за нарушения бюджетного законодательства, так как посредством государственного финансового контроля фиксируются правонарушения в сфере публичных финансов, которые в свою очередь служат основанием для привлечения к ответственности за нарушение финансового законодательства.

Книга рекомендуется работникам органов внешнего и внутреннего государственного и муниципального финансового контроля, студентам экономических и юридических факультетов, аспирантам.

В книге проанализированы все основные направления преобразования организационно-правовых основ осуществления государственного и муниципального финансового контроля, исследованы вопросы наделения финансовых органов субъектов РФ полномочиями по внутреннему государственному финансовому контролю в бюджетной сфере, полномочия органов (должностных лиц) исполнительной власти субъектов РФ по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля. Читателям будет полезно также ознакомиться с той частью книги, где рассматриваются вопросы взаимосвязи между бюджетным контролем и ответственностью за нарушения бюджетного законодательства, так как посредством государственного финансового контроля фиксируются правонарушения в сфере публичных финансов, которые в свою очередь служат основанием для привлечения к ответственности за нарушение финансового законодательства.

Читайте так же:  Налоговый вычет за лечение и учебу

Книга рекомендуется работникам органов внешнего и внутреннего государственного и муниципального финансового контроля, студентам экономических и юридических факультетов, аспирантам.

В статье содержится анализ нормативно-правового регулирования контрольных и экспертно- аналитических мероприятий, осуществляемых контрольно-счетными органами государственного и муниципального финансового контроля.

В статье рассмотрена история институтов государственного финансового контроля в Испании — от основанной в 1365 году Счетной палаты Королевства Наварры (Camara de Comptos de Navarra) до учрежденной в соответствии с Конституцией 1978 года современной Счетной палатой. Деятельность Счетной палаты регулируется органическим законом, текст которого в переводе, подготовленном автором статьи, также публикуется в журнале.

Глава V. Правовое регулирование финансового контроля в российской федерации

§ 1. Понятие финансового контроля, его принципы

Государство не может реализовать свою внешнюю и внутреннюю политику, обеспечить выполнение социально-экономических программ, не располагая финансовыми ресурсами, а также не осуществляя соответствующий контроль за законным их формированием и расходованием.

Существование финансового контроля объективно обусловлено наличием контрольной функции, присущей финансам. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса. Названная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение расточительности, бесхозяйственности.

Контрольная функция финансов проявляется через многогранную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности, т.е. в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств.

Финансовый контроль — это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, что не исключает, а предполагает необходимость осуществления других видов контроля за хозяйственной деятельностью. Он охватывает комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования.

Финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Значение финансового контроля особенно повышается в условиях рыночной экономики.

Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от их взаимодействия.

Финансовому контролю как неотъемлемой части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых строится ее осуществление и которые законодательно закреплены в Конституции РФ и иных нормативных правовых актах.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью СМИ, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Основными финансово-плановыми актами являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты, бюджеты Пенсионного фонда РФ и иных государственных внебюджетных фондов. Финансово-плановым актом бюджетной организации является смета, баланс доходов и расходов — финансово-плановый акт производственных организаций.

Наряду с названными общими принципами осуществления финансовой деятельности финансовый контроль строится и на соответствующих специфических принципах.

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых стремится каждое современное цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ (международная организация высших контрольных органов) . К ним относятся такие универсальные принципы, как независимость и объективность, компетентность и гласность.

Читайте так же:  Неуплата налога за сдачу квартиры в аренду

См.: Правовое регулирование государственного финансового контроля в зарубежных странах. Аналитический обзор и сборник нормативных актов / Под ред. С.О. Шохина. М., 1998. С. 44.

Независимость контроля должна быть обеспечена:

— финансовой самостоятельностью контрольного органа;

— более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочиями руководителей органов контроля;

— закреплением в Конституции РФ их статуса.

Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и СМИ.

Из этих базовых принципов вытекают и другие, имеющие более прикладной характер, в том числе:

— результативность, четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;

— неподкупность субъектов контроля;

— обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий;

— превентивность; презумпция невиновности подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;

— согласованность действий различных контролирующих органов и др.

Принимая нормативные акты, прямо или косвенно затрагивающие систему организации финансового контроля, государство должно ориентироваться на вышеназванные принципы.

Многообразие финансового контроля позволяет классифицировать его по различным видам.

Законодательное регулирование государственного финансового контроля

юридические науки

  • Галиулина Лилия Александровна , магистр, студент
  • Уральский государственный экономический университет
  • ВЫЯВЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Похожие материалы

Государственный финансовый контроль является важнейшим рычагом финансового механизма, а также одним из основных средств осуществления финансово-правовой политики. Главное назначение государственного финансового контроля заключается в том, чтобы успешно реализовать финансовую стратегию и тактику¸целесообразного и эффективного распределения и использования финансовых ресурсов государства. Соблюдение высокого уровня законности в сфере формирования, распределения и использования денежных средств — это один из основных критериев правового государства [1,50].

Законодательное регулирование государственного финансового контроля является многоуровневым, комплексным явлением. Поэтому систему нормативно-правового регулирования исследуемой категории необходимо изучать в различных разрезах.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации реализуется деятельностью, которая регламентирована законодательством. Государственные органы дающие оценку бюджетного процесса, надзора и проверки органов государственной власти, органов местного самоуправления, с целью целевого назначения, полноты, рациональности, своевременности направления государственных финансовых ресурсов и их использования, вскрытия резервов находящихся в процессе на стадии формирования и расходования, непосредственного выявления отклонений от принципов и правил, которые отражены в отчетности, установления полноты и своевременности расчетов с государственным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов, а также выявления резервов повышения эффективности деятельности и роста доходов государства [3,292].

В целом система нормативно-правовых актов государственного финансового контроля представляется двухуровневой:

  1. Уровень — законы, положения, указы, приказы, распоряжения и постановления по вопросам финансового контроля (предполагается, что акты будут содержать как принципиальные нормы, исходя из которых будут формироваться положения нижестоящих уровней, так и определенные императивные правила)
  2. Уровень — внутренние документы (регламенты) органов финансового контроля

К основным законодательным актам, регулирующим различные виды государственного финансового контроля на Федеральном уровне, можно отнести:

  • «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 30.09.2017), согласно которому государственный финансовый контроль рассматривает соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения [5].

В данном кодексе прописаны основы, виды и методы осуществления государственного финансового контроля. Определены объект проведения финансового контроля, а также полномочия при осуществлении государственного финансового контроля;

  • «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2017) [6]

В данном кодексе расписаны задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, а также ответственность и административное наказание в области финансов, налогов и сборов.

В субъектах Российской Федерации приняты многочисленные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в области финансового контроля, в том числе и муниципального. В первую очередь следует выделить основные акты субъектов РФ. Во всех конституциях и уставах субъектов РФ содержатся общие нормы об органах, осуществляющих финансовый контроль. Имеются законы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, принятые практически во всех субъектах РФ, в которых выделены статьи или главы о финансовом контроле.

К основным законодательным актам, регулирующим различные виды государственного финансового контроля на уровне субъектов РФ, а также локальные нормативно-правовые акты, можно отнести постановления разработанные органами власти субъекта РФ.

Согласно отчетам органов исполнительной власти, осуществляющих контрольную деятельность, можно выделить ряд нарушений, выявляемых при осуществлении внутреннего государственного финансового контроля:

  • нецелевое использование бюджетных средств;
  • невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита;
  • не перечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом;
  • нарушение условий предоставления бюджетного кредита;
  • нарушение условий предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, если это не связано с нецелевым использованием предоставленных средств;
  • нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, не связанных с нецелевым использованием предоставленных средств;
  • нарушение запретов казенным учреждением.
  • нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, порядка учета бюджетных обязательств;
  • нарушение порядка принятия бюджетных обязательств [5].

Львиную долю от общего числа финансовых нарушений, которые выявлены в процессе осуществления финансового контроля, является нецелевое использование бюджетных средств.

В настоящее время в правовом регулировании механизма государственного финансового контроля имеется целый ряд проблем и противоречий, которые негативным образом сказываются на качестве и эффективности государственного финансового контроля. Несмотря на постоянное реформирование, системы органов государственного финансового контроля представляют собой разрозненные звенья, слабо взаимодействующие между собой. В их действиях отсутствует должная координация. Представляется необходимым создание единой системы государственных органов финансового контроля, все элементы которой работали бы в одном ритме, преследовали бы одни и те же цели — обеспечение полноты и своевременности формирования ресурсов государства, сохранности, эффективности и целевого расходования государственных средств, законности и высокой результативности их использования.

Читайте так же:  Кбк по торговому сбору

Согласно ст.15.14 КоАП РФ Нецелевое использование бюджетных средств — актуальная проблема для органов бюджетного контроля, получателей бюджетных средств, а также арбитражных судов. На законодательном уровне наказание за данное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти тысяч рублей, либо дисквалификацию на срок от одного до трех лет. В связи с этим, необходимо провести ужесточение ряда мер за данное правонарушение. К примеру, увеличить размер административного штрафа в несколько раз в отношении должностного лица нарушившего законодательство, а также ужесточение наказания должностного лица, за злоупотребление должностными полномочиями, на более длительный срок [6].

Список литературы

  1. Арабян К. К. Единая концепция финансового контроля в Российской Федерации // Аудитор. — 2014. — № 2. — С. 49–54.
  2. Белоножко М.Л. Государственные и муниципальные финансы: учебник/ М.Л. Белоножко, А.Л. Скифская. — СПб: ИЦ «Интермедия», 2014. — 208 с.
  3. Измоденов, А. К. Бюджетный контроль [Текст] : учебник / А. К. Измоденов; М-во образования и науки РФ, Урал. гос. экон. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2013. — 292 с.
  4. Ответственность за нарушение финансового законодательства: Научно-практическое пособие / И.И. Кучеров и др.; Под ред. И.И. Кучерова. — М.: НИЦ ИНФРА-М: ИЗиСП, 2014. — 225 с.
  5. «БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ (действующая редакция от 22.10.2014) //Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  6. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017). //Справочно-правовая система «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru
  7. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). //Справочно-правовая система «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Правовое регулирование финансового контроля

Финансовый контроль представляет собой один из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой систе­мы. Он направлен на проверку своевременности и полноты мобилизации денежных ресурсов, законности расходов и до­ходов всех звеньев финансовой системы, соблюдения правил учета и отчетности.

В зависимости от органов, осуществляющих финансовый контроль, он подраз­деляется на государственный контроль, внутрихозяйственный контроль, аудит. Государственный контроль, в свою очередь, делится на общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный контроль осуществляют Пар­ламент, Правительство, налоговые органы и налоговая поли­ция, Счетная палата. Федеральное казначейство, Мини­стерство финансов, Центральный банк России, правоохрани­тельные органы и др. Ведомственный контроль осуществляетсяв отраслях ре­визорами вышестоящих органов на подчиненных предпри­ятиях и в организациях. Внутрихозяйственный контроль осуществляется спе­циализированными подразделениями в структуре хозяйст­вующих субъектов. Аудит — негосударственные, независимые, хозрасчетные контрольные органы, проводящие ревизии и проверки на предприятиях и в организациях всех форм собственности.

По времениосуществления финансовых проверок конт­роль делится на предварительный, текущий и последу­ющий.

По содержаниюфинансовый контроль подразделяется на:

1. бюджетный, проводимый такими органами, как Парла­мент, Правительство, Счетная палата, Федеральное казначейст­во, правоохранительные органы;

2. налоговый, осуществляемый налоговыми органами, Министерством внутренних дел РФ, иными правоохранительными органами;

3. банковский, проводимый Центральным банком Российской Федерации (ЦБ РФ), ауди­торскими фирмами, правоохранительными органами;

4. ва­лютный контроль, осуществляемый ЦБ РФ, Правительством в лице ряда министерств, иными органами и агентами ва­лютного контроля, правоохранительными органами;

5. контроль за страховой деятельностью, которыйпроводится Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ и правоохра­нительными органами;

6. таможенный контроль, осущест­вляемый Государственным таможенным комитетом (ГТК РФ).

Финансовый контроль осуществляется с помощью различных методов, к которым относятся: проверка, обследование, анализ материалов и др. Основной метод финансового контроля — ревизия, которая осуществляется специально созданной комисси­ей. По окончании ревизии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он под­писывается членами комиссии, руководителем и главным бухгалтером проверяемой организации. В акте ревизии ука­зываются ее цели, основные результаты проверки, выявлен­ные факты нарушений, виновные лица и предлагаются меры ответственности для виновных должностных лиц.

Независимый финансовый контроль

осуществляется аудиторами (аудиторскими фирмами). Аудиторские провер­киделятся на обязательные, прямо предусмотренные законодательными актами РФ или по поручению правоохра­нительных органов, и инициативные — по решению хозяйствующего субъекта. В зависимости от сферы проведения ‘аудита он делится на банковский, аудит внебюджетных, ин­вестиционных фондов и бирж, аудит страховых организаций и общий аудит. Аудиторская проверка может проводиться силами самих хозяйствующих субъектов, и в этом случае она называется внутрифирменным аудитом; если же провер­ку проводит аудиторская фирма (аудитор), это внешний аудитю.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9077 — | 7690 — или читать все.

Источники

Нормативно правовое регулирование финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here