Налоговый штраф рассрочка

Утверждены новые правила получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и взносов

С 4 марта будет действовать новый порядок получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и взносов, утвержденный приказом ФНС от 16.12.16 № ММВ-7-8/[email protected]. В этом же приказе приведены рекомендуемые формы заявлений о предоставлении отсрочки (рассрочки), о согласии на поручительство (залог), о поручительстве (залоге).

Сразу отметим, что каких-либо существенных изменений в порядке получения отсрочки нет. В новом приказе урегулированы вопросы, касающиеся предоставления отсрочки по взносам. В частности, оговорено, что решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) на срок, не превышающий 1 год, в отношении страховых взносов принимает ФНС России.

Кроме этого, уточнено, что решение об отсрочке уплаты НДФЛ (в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговым агентом), региональных (местных) налогов на срок, не превышающий 1 год, принимает региональное УФНС России. При этом руководитель управления вправе передать указанные полномочия в инспекцию.

Для того, чтобы получить отсрочку (рассрочку) нужно представить:

  • заявление о переносе срока уплаты налогов по рекомендуемой форме;
  • документы, перечисленные в пункте 5 статьи 64 НК РФ (в частности, справки из банков об остатках денежных средств на счетах и о ежемесячных оборотах по счетам за шесть месяцев, предшествующих подаче заявления).

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) уполномоченный орган примет в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления.

Кому полагается отсрочка

Напомним, что изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа осуществляется в соответствии с главой 9 Налогового кодекса.

Перечень оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов приведен в пункте 2 статьи 64 НК РФ. Отсрочку или рассрочку можно получить в случае:

  • причинения ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • задержки финансирования из бюджета либо задержка оплаты выполненного государственного заказа;
  • угрозы банкротства лица в случае единовременной выплаты им налога;
  • ситуации, когда имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной выплаты им налога;
  • в случае если производство или реализация товаров, работ или услуг носит сезонный характер;
  • наличия иных оснований, предусмотренных Таможенным кодексом (в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ).

Статья 8. Порядок предоставления отсрочек и рассрочек по налогам и штрафам (налоговый кредит)

ГАРАНТ:

Статья 8 исключена Законом Курганской области от 1 июня 1999 г. N 215

Статья 8 . Порядок предоставления отсрочек и рассрочек по налогам и штрафам (налоговый кредит).

8.1. Отсрочки и рассрочки по уплате налогов и сборов , зачисляемых в областной бюджет, предоставляются Администрацией Курганской области, а по платежам во внебюджетные фонды исполнительными органами этих фондов.

8.2. Налогоплательщик имеет право обратиться для предоставления отсрочки и рассрочки на льготных условиях по уплате налогов в областной бюджет и внебюджетные фонды в случаях:

— нанесения налогоплательщику значительного материального ущерба в результате стихийных бедствий и других действий непреодолимой силы;

— угрозы банкротства налогоплательщика в случае единовременной выплаты им налога и предъявленных к оплате налоговыми органами в результате проверки сумм, неуплаченных своевременно налогов, штрафов, пени;

— задержки финансирования из бюджета или оплаты государственного заказа.

8.3. Ходатайства о предоставлении отсрочек и рассрочек рассматриваются финансовыми органами Администрации Курганской области по письменной просьбе предприятий, организаций, учреждений с приложением необходимых материалов, определяемых Администрацией Курганской области.

Финансовые органы уведомляют о принятых решениях соответствующие налоговые органы в десятидневный срок.

8.4. Отсрочки и рассрочки платежей в бюджеты производятся в пределах текущего года и на срок не более шести месяцев.

За период отсрочки или рассрочки могут взыскиваться проценты, размер которых устанавливается областным законом о бюджете.

8.5. В случаях, когда применение штрафных санкций может привести к прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика, отсрочки и рассрочки по уплате штрафов в областной бюджет могут предоставляться непосредственно органами Государственной налоговой службы Российской Федерации.

8.6. Налоговый кредит по платежам в областной бюджет предоставляется налогоплательщикам на условиях, установленных законом Курганской области «Об инвестиционном налоговом кредите», путем заключения кредитного соглашения между Администрацией Курганской области и налогоплательщиком.

>
Вступление закона в силу
Содержание
Закон Курганской области от 14 октября 1997 г. N 76 «О льготном налогообложении на территории Курганской области».

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Изменения в Налоговом кодексе РФ с 14 ноября 2017 года: отсрочки и рассрочки по налогам и взносам

Редакцию Налогового кодекса РФ изменил Федеральный закон от 14.11.2017 N 323-ФЗ, который вступил в силу 14 ноября 2017 года, в день официального опубликования. Поправки касаются правил предоставления налогоплательщикам отсрочки платежа по налогам, штрафам и пеням, в случае невозможности внести всю сумму сразу. Теперь такое право получили также плательщики страховых взносов.

Что изменилось в оценке финансового положения налогоплательщиков

По новой методике МЭР налогоплательщики и налоговые органы теперь смогут использовать для анализа финансового положения организации промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 3 и более месяцев. До сих пор разрешалось анализировать только годовую финансовую отчетность. Если с окончания года прошло несколько месяцев, положение организации могло измениться в худшую сторону, но налоговики этого не учитывали. Кроме того, для расчета больше не надо будет использовать показатель чистой прибыли организации. Таким образом получится более достоверно оценить текущее финансовое состояние должника и определить, нуждается ли он в преференции.

Как получить отсрочку (рассрочку) по уплате налоговых платежей?

Логинова Е. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 4 марта действует новый порядок получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и страховых взносов. Он утвержден Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/[email protected] (далее – Приказ № ММВ-7-8/[email protected]). Одновременно признан утратившим силу предшественник названного документа – Приказ ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/[email protected] Необходимость внесения поправок обусловлена новым порядком администрирования страховых взносов.

В связи с этим регламент изменения срока уплаты налоговых платежей распространен на страховые взносы, кроме того, Приказом № ММВ-7-8/[email protected] обновлены требования к составу и содержанию документов, которые налогоплательщики должны представить в инспекцию для получения отсрочки (рассрочки) и (или) инвестиционного налогового кредита.

О залоге, поручительстве и банковской гарантии

Согласно п. 19 Порядка изменение срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов может быть обеспечено:

залогом имущества (ст. 73 НК РФ);

поручительством (ст. 74 НК РФ);

Читайте так же:  Уточненная декларация 3 ндфл образец заполнения

банковской гарантией (ст. 74.1 НК РФ).

При этом договор поручительства, договор залога, банковская гарантия подлежат регистрации в налоговом органе (п. 24 Порядка).

Для оформления договора поручительства либо договора залога заинтересованное лицо и поручитель (либо залогодатель) должны одновременно обратиться с письменным заявлением в налоговый орган (п. 20 Порядка). Рекомендуемые образцы заявлений приведены в приложениях 8 и 9 к Порядку.

О результатах рассмотрения заявлений о возможности заключения обозначенных договоров, а также о результатах рассмотрения банковской гарантии налоговый орган должен известить заинтересованное лицо (поручителей, залогодателей) в течение семи рабочих дней после получения соответствующих документов (п. 23 Порядка).

Может лучше подать уточненку?

Компания вправе избрать другой путь: не платить налоги либо подать сначала декларацию с суммой меньшей к уплате, чем реально получилось по итогам налогового периода, а потом представить уточненную декларацию.

Если просто не оплатить налог, возникнут налоговые санкции в виде штрафа за неуплату или уплату налога не в полном объеме. Он составляет 20 процентов от недоплаченной суммы (п. 1 ст. 122 НК). Кроме того, есть санкции в виде блокировки расчетного счета (п.1 ст.76 НК).

Однако налогоплательщик не будет наказан, если он уплатил недостающую сумму налога и пени до представления уточненной декларации. Важно, чтобы оплата была до того момента когда инспекция обнаружила факт неотражения или неполноты отражения сведений в декларации (подп. 1 п. 4 ст. 81 НК).

Такую позицию поддерживают и суды: если доплатить налог и пени до подачи уточненки, привлечения к ответственности удастся избежать (постановления Президиума ВАС от 26.04.2011 № 11185/10, АС Уральского округа от 18.03.2016 № Ф09-1226/16, АС Северо-Западного округа от 18.12.2014 № А56-15646/2014).

Пример схемы с уточненкой. Налог на прибыль по итогам года составил 1 млн руб. Компания решила схитрить и подать декларацию в 100 тыс. руб. До момента уточненной декларации ей придется заплатить 46 тыс. руб. пени и недостающую сумму налога — 900 тыс. руб. Срок уплаты налога 28 марта 2018 года, но компания сможет оплатить налог полностью только через полгода 28 сентября2018 года. Если бы компания попросила отсрочку, то экономия составила бы 27 095,89 руб. (таблица 4)

Что такое отсрочка и рассрочка?

Напомним: в силу п. 1 ст. 64 НК РФ отсрочка (рассрочка) по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии установленных Налоговым кодексом оснований на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности. При предоставлении отсрочки налог уплачивается единовременно, но в более поздний срок (п. 6 ст. 61 НК РФ), а при рассрочке – не только позднее, но и частями (п. 1 ст. 64 НК РФ).

Отсрочка (рассрочка) по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, предоставляется на срок от одного года до трех лет. Она может быть предоставлена налогоплательщику по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 64 НК РФ). По налогам, уплачиваемым налоговыми агентами, отсрочка (рассрочка) не предоставляется (п. 9 ст. 61 НК РФ, Письмо Минфина России от 15.02.2016 № 03-02-07/1/8000).

Важный нюанс. Сумма, на которую предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате налоговых платежей, не может быть больше стоимости чистых активов организации (п. 2.1 ст. 64 НК РФ).

Кто вправе претендовать на получение отсрочки (рассрочки)?

Согласно п. 2 ст. 64 НК РФ правом на отсрочку (рассрочку) может воспользоваться заинтересованное лицо, финансовое положение которого не дает уплатить названный налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка.

В этой же норме приведен перечень оснований, когда заинтересованное лицо может претендовать на получение отсрочки (рассрочки) по уплате налоговых платежей:

причинение ему ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

задержка финансирования из бюджета либо задержка оплаты выполненного государственного заказа;

угроза его банкротства в случае единовременной выплаты им налога;

производство или реализация товаров, работ или услуг, носящих сезонный характер.

Итак, в соответствии с Налоговым кодексом организация вправе претендовать на отсрочку (рассрочку) по внесению налоговых платежей лишь в четырех случаях.

Что касается таможенного НДС (подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ), получить отсрочку (рассрочку) в отношении данного налога организация может в случаях и в порядке, предусмотренных таможенным законодательством (пп. 6 п. 2 ст. 64 НК РФ).

Кто вправе претендовать на получение отсрочки (рассрочки)?

В этой же норме приведен перечень оснований, когда заинтересованное лицо может претендовать на получение отсрочки (рассрочки) по уплате налоговых платежей:

  • причинение ему ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • задержка финансирования из бюджета либо задержка оплаты выполненного государственного заказа;
  • угроза его банкротства в случае единовременной выплаты им налога;
  • производство или реализация товаров, работ или услуг, носящих сезонный характер.

Итак, в соответствии с Налоговым кодексом организация вправе претендовать на отсрочку (рассрочку) по внесению налоговых платежей лишь в четырех случаях.

Что касается таможенного НДС (подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ), получить отсрочку (рассрочку) в отношении данного налога организация может в случаях и в порядке, предусмотренных таможенным законодательством (пп. 6 п. 2 ст. 64 НК РФ).

Правила получения отсрочки (рассрочки)

Как упоминалось выше, ФНС Приказом № ММВ-7-8/[email protected] утвердила новый Порядок изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа налоговыми органами (далее – Порядок). Данный документ (как, впрочем, и его предшественник) регламентирует процедуру предоставления налогоплательщику отсрочки (рассрочки), а также определяет требования к составу и содержанию документов, представляемых им в указанных целях.

Сразу скажем: каких-либо существенных изменений в процедуре получения отсрочки (рассрочки) не произошло. Процедура изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа, установленная Порядком, мало чем отличается от предыдущих правил.

Как и прежде, решение об изменении срока или об отказе в изменении срока уплаты налоговых платежей уполномоченный орган должен принять в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления заинтересованного лица (п. 15 Порядка, п. 6 ст. 64 НК РФ). Копия такого решения должна быть направлена заинтересованному лицу не позднее 3 рабочих дней со дня принятия (п. 10 ст. 64 НК РФ).

Обратите внимание: решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога вступает в действие со дня, обозначенного в этом решении. Причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления решения в силу. Если отсрочка (рассрочка) предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном ст. 73 НК РФ (п. 8 ст. 64 НК РФ).

Пунктом 17 Порядка, п. 1 ст. 63 НК РФ определены уполномоченные органы и сроки для предоставления отсрочки (рассрочки) по видам налогов. Для удобства эта информация приведена в таблице.

Читайте так же:  С больничного снимают подоходный налог

Вид налога

Уполномоченный орган, который принимает решение об отсрочке (рассрочке)*

Срок отсрочки (рассрочки)

Федеральные налоги и сборы (пени и штрафы), зачисляемые в федеральный бюджет

Не более трех лет

Федеральные налоги и сборы (пени и штрафы), зачисляемые в региональные и местные бюджеты

ФНС России по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований

Не более одного года

Не более одного года

Региональные и местные налоги

УФНС субъекта РФ, налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика

Не более одного года

* Заинтересованное лицо, претендующее на изменение срока уплаты федеральных налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, обращается в ФНС России через управление ФНС по субъекту РФ по месту своего нахождения либо через межрегиональную инспекцию ФНС по крупнейшим налогоплательщикам.

Важный нюанс. По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом (абз. 2 п. 2 Порядка). Копию такого решения заинтересованное лицо в пятидневный срок должно представить в налоговый орган по месту своего учета (абз. 2 п. 6 ст. 64 НК РФ).

Основания для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки)

Непредставление вышеупомянутых документов является основанием для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налоговых платежей. Об этом сказано в п. 13 Порядка.

Кроме того, в п. 1 ст. 62 НК РФ назван еще ряд ситуаций, когда налогоплательщику однозначно откажут в изменении срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов. К примеру, едва ли организация может рассчитывать на положительное решение, если в отношении нее ведется производство по делу о налоговом правонарушении либо административном правонарушении в области налогов, сборов, страховых взносов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза (пп. 2 п. 1 ст. 62 НК РФ).

Другими основаниями для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) являются следующие обстоятельства:

возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением налогового законодательства;

есть достаточные основания полагать, что заинтересованное лицо просит отсрочки (рассрочки) в целях уклонения от взыскания налога;

не истекли три года с момента вынесения отказного решения по предыдущему заявлению застрахованного лица о предоставлении отсрочки (рассрочки).

О принятии уполномоченным органом отказного решения налогоплательщик должен быть извещен в течение трех дней (п. 2 ст. 62, п. 10 ст. 64 НК РФ). Такое решение может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе и затем в суде или сразу в суде (если принято ФНС России) (п. 2 ст. 62, п. 9 ст. 64, п. 2 ст. 138 НК РФ).

Как получить отсрочку (рассрочку) по уплате налоговых платежей?

С 4 марта действует новый порядок получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и страховых взносов. Он утвержден Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/[email protected] (далее – Приказ № ММВ-7-8/[email protected]). Одновременно признан утратившим силу предшественник названного документа – Приказ ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/[email protected] Необходимость внесения поправок обусловлена новым порядком администрирования страховых взносов.

В связи с этим регламент изменения срока уплаты налоговых платежей распространен на страховые взносы, кроме того, Приказом № ММВ-7-8/[email protected] обновлены требования к составу и содержанию документов, которые налогоплательщики должны представить в инспекцию для получения отсрочки (рассрочки) и (или) инвестиционного налогового кредита.

Стоит ли обращаться в суд

Бухгалтеры жалуются, что на практике получить рассрочку или отсрочку очень тяжело. Инспекции отказывают, и приходится решать вопрос на уровне вышестоящего налогового органа или уже в суде.

Так, сейчас много споров связано с доначислением налогов по новой кадастровой стоимости земельного участка или недвижимости, когда налоговая база внезапно возрастает более чем в 100 раз. Из-за этого компания в один день может из прибыльной превратиться в убыточную, что грозит банкротством. В данном случае рассрочку по уплате налога можно получить до решения суда, собрав все необходимые документы и обосновав свое требование.

Арбитражная практика разнообразна, она связана с обжалованием как самого отказа в предоставлении отсрочки или рассрочки, так и в принятии документов для ее предоставления.

Видео (кликните для воспроизведения).

Верховный суд указывал, что отсрочка и рассрочка предоставляется только тем, кто имеет потенциальную возможность исполнить обязанность по уплате налога (решение ВС от 25.02.2014 № АКПИ13-1297, определение апелляционной коллегии от 03.07.2014 № АПЛ14-244). Предоставление отсрочки или рассрочки заинтересованному лицу, имеющему признаки банкротства, действующее законодательство не предусматривает (решение ВС от 08.04.2016 № 304-ЭС16-2476).

Это же правило распространяется на предбанкротное состояние вне зависимости от возможности уплатить налоги. Также отрицательные решения по данному вопросу выносил арбитражный суды Москвы от 03.03.2016 № А40-248183/2015, Тамбовской области от 19.02.2016 № А64-7498/2015, Иркутской области от 30.09.2014 № А19-14004/2014).

Но есть и положительная практика. Например, суды поддерживают налогоплательщика, если он собрал весь комплект документов и подтвердил право на отсрочку (постановления ФАС Московского от 05.02.2013 № А40-10444/129049, ФАС Уральского от 21.04.2008 № Ф09-2507/08-С3 округов, решения АС Москвы от 26.04.2011 № А40-134293/2010, от 03.09.2010 № А40-73287/2010).

Рассрочка по уплате налогов стала доступнее

Что такое отсрочка и рассрочка?

Отсрочка (рассрочка) по уплате федеральных налогов в части,зачисляемой в федеральный бюджет, предоставляется на срок от одного года до трех лет. Она может быть предоставлена налогоплательщику по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 64 НК РФ). По налогам, уплачиваемым налоговыми агентами, отсрочка (рассрочка) не предоставляется (п. 9 ст. 61 НК РФ, Письмо Минфина России от 15.02.2016 № 03-02-07/1/8000).

Важный нюанс. Сумма, на которую предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате налоговых платежей, не может быть больше стоимости чистых активов организации (п. 2.1 ст. 64 НК РФ).

Что такое налоговая рассрочка и кто имеет на нее право

Налоговики напомнили, что любой налогоплательщик, у которого возникла обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, но нет финансовой возможности уплатить их в установленный срок, имеет право обратиться в налоговый орган за отсрочкой или рассрочкой по уплате. В соответствии с нормами НК РФ отсрочка или рассрочка может быть предоставлена ФНС на срок, не превышающий 1 год с момента установленного срока уплаты. В исключительных случаях и только для уплаты федеральных налогов (налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов), а также страховых взносов отсрочка или рассрочка могут быть предоставлены на срок до 3 лет.

Принятие решения органом ФНС России о предоставлении налогоплательщику такой преференции принимается только после изучения его материального положения и при наличии соответствующих оснований из закрытого перечня статьи 64 НК РФ, а также представления необходимых документов и обеспечения (залог, поручительство или банковская гарантия). И если основания и документы соответствуют требованиям, а финансовое положение оценено благоприятно, в предоставлении отсрочки откажут. Поэтому новый приказ МЭР должен положительно повлиять на ситуацию. Как отмечают чиновники, все налогоплательщики, испытывающие временные финансовые трудности, смогут стабилизировать свою деятельность и уплатить налоги по согласованному графику.

Читайте так же:  Консультация по валютному законодательству

Что случилось?

Налогоплательщикам станет проще получить рассрочку или отсрочку по уплате налогов благодаря тому, что Минэкономразвития России издало приказ от 26.06.2019 № 382 «Об утверждении Методики проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога». Новая методика уже вступила в силу, а старая, утвержденная приказом Минэкономразвития от 18 апреля 2011 г. № 175, упразднена.

Теперь органы ФНС России будут оценивать финансовое состояние налогоплательщиков, которые испытывают временные финансовые трудности, в соответствии с нормами статьи 64 Налогового кодекса РФ .

Документы

Для получения отсрочки (рассрочки) заинтересованное лицо, помимо заявления, должно представить в уполномоченный орган определенный пакет документов, перечень которых приведен в п. 5 ст. 64 НК РФ. Обязательными документами являются:

справки банков об оборотах денежных средств по счетам за каждый из шести месяцев, предшествующих подаче указанного заявления, а также справки о наличии расчетных документов, помещенных в картотеку, либо об их отсутствии в этой картотеке;

справки банков об остатках денежных средств на всех счетах в банках;

перечень контрагентов-должников. Надо указать по каждому должнику цены договоров и сроки их исполнения, приложить копии этих договоров и первичных документов по ним (накладных, актов оказанных услуг (выполненных работ) и пр.);

обязательство о соблюдении условий отсрочки (рассрочки), а также предполагаемый график погашения задолженности.

Кроме перечисленных документов, заинтересованное лицо дополнительно должно представить (п. 5.1 ст. 64 НК РФ):

заключение органа власти о факте стихийного бедствия (технологической катастрофы) и акт оценки причиненного ущерба – если поводом для обращения за отсрочкой (рассрочкой) стал ущерб, причиненный при чрезвычайных обстоятельствах;

информацию о неполученных суммах оплаты выполненного госзаказа (данный документ может быть составлен как распорядителем бюджетных средств, так и самим налогоплательщиком) – в случае неполучения средств из бюджета;

справку о том, что доля доходов от сезонных видов деятельности составляет не менее 50% всей выручки организации, – в случае осуществления организацией деятельности, носящей сезонный характер.

Общие правила изменения срока уплаты налоговых платежей

Изменение срока уплаты налога (а также сбора, страховых взносов, пени и штрафа) налоговые органы осуществляют в порядке, определяемом ведомственным приказом (п. 8 ст. 61 НК РФ). В настоящее время это Приказ № ММВ-7-8/[email protected]

У компании должна быть хорошая финансовая история

Необходимое условие для получения рассрочки — размер денежных поступлений на банковский счет налогоплательщика. Сумма поступлений на счет за 3 месяца до момента подачи заявления должна быть не меньше разницы суммы его краткосрочных обязательств (с учетом доначисленных по итогам проверки сумм) и величины доходов будущих периодов (п. 5.1 ст.64 НК). Также для получения рассрочки должны быть соблюдены следующие условия:

  • сумма недоимки составляет не более 70 процентов и не менее 30 процентов выручки от реализации за предшествующий год;
  • со дня создания организации (регистрации ИП) до дня подачи заявления о рассрочке прошло не менее года;
  • в отношении заявителя не возбуждено производство по делу о банкротстве;
  • организация не находится в процессе реорганизации.

В обеспечение обязательств по уплате налога инспекция имеет право потребовать от организации передачи имущества в залог (ст.73 НК), поручительства (ст.74 НК) или банковской гарантии (п. 5 ст. 61 НК).

Выдача банковской гарантии регламентирована в НК (ст. 74.1 НК). При этом организация может обратиться за банковской гарантией только к тем банкам, которые соответствуют требованиям Минфина. Список таких банков представлен на сайте министерства (http://www.minfin.ru/ru/perfomance/tax_relations/policy/bankwarranty/). Кроме того, предоставить гарантию может Внешэкономбанк.

Налоговики проверят соответствие банковской гарантии требованиям, предусмотренным в пункте 5 статьи 74.1 НК. Сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение гарантом в полном объеме обязанности налогоплательщика по уплате налога и уплате соответствующих пеней.

Однако получить гарантию не всегда легко. Необходимо собрать большой пакет документов и заплатить дополнительную комиссию. В среднем процентная ставка банка по банковской гарантии составляет 2–10 процента от суммы обеспечения.

Пример получения банковской гарантии. У компании в обеспечение взят объект стоимостью 1 млн руб. Организации в среднем придется заплатить еще от 20 тыс. руб. до 100 тыс. руб. В этом случае получение рассрочки/отсрочки не выгодно.

Кто имеет право на отсрочку и рассрочку

Процедура получения отсрочки и рассрочки регламентирована статьей 64 НК. Воспользоваться ей вправе только те налогоплательщики, чье финансовое положение действительно не позволяет уплатить налоги в установленный законом срок (п. 2, 13 ст. 64 НК). Есть четыре основания для получения такой преференции:

  • плательщик получил ущерб из-за стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • задержано бюджетное финансирование или оплата выполненного госзаказа;
  • возникнет угроза банкротства в случае единовременной уплаты налога или взносов;
  • сезонная деятельность организации.

Важно различать. Отсрочка — это перенос срока уплаты налога на более позднюю дату. При этом у налогоплательщика возникает обязанность погасить всю сумму перед бюджетом единовременно. Рассрочка — постепенное погашение долга в течение определенного срока.

Список тех, кто не вправе воспользоваться отсрочкой или рассрочкой, указан в статье 62 НК. Например, если в отношении должностных лиц организации возбуждено уголовное дело по статьям 199, 199.1 или 199.2 УК. Или если налогоплательщик проходит по делу о ненадлежащем перемещении товаров через таможенную границу.

По налогам, зачисляемым в региональный и местный бюджеты, отсрочку можно получить всего на один год. Максимальный срок по страховым взносам, а также налогам для федерального бюджета – три года. На НДФЛ отсрочка не распространяется (п. 6 ст. 61, п. 1 ст. 64 НК, письмо Минфина от 15.02.2016 № 03-02-07/1/8000).

Общие правила изменения срока уплаты налоговых платежей

Изменением срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа признается перенос установленного срока уплаты (в том числе ненаступившего срока) на более позднее время. Указанный перенос осуществляется в соответствии с гл. 9 НК РФ. В частности, общие условия изменения срока уплаты налоговых платежей (пени и штрафов) установлены ст. 61 НК РФ. Так, п. 2 названной статьи предусматривает изменение срока уплаты в отношении всей подлежащей уплате в бюджет суммы либо ее части (суммы задолженности) с начислением процентов на сумму задолженности. Причем обозначенный перенос не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога (п. 4). Кроме того, данное изменение может быть обеспечено залогом имущества в соответствии со ст. 73 НК РФ, поручительством либо банковской гарантией (п. 5).

Изменение срока уплаты налога (а также сбора, страховых взносов, пени и штрафа) налоговые органы осуществляют в порядке, определяемом ведомственным приказом (п. 8 ст. 61 НК РФ). В настоящее время это Приказ № ММВ-7-8/[email protected]

Изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа

В соответствии с новой редакцией статьи 61 НК РФ изменением срока уплаты налога и сбора, подлежащих уплате по результатам проведения налоговым органом налоговой проверки, признается перенос срока уплаты соответственно налога и сбора на более поздний срок с даты уплаты, указанной в требовании ФНС об уплате:

Читайте так же:  Налоговые споры и защита прав налогоплательщиков

Такое уведомление налоговики должны направить в соответствии со статьей 69 НК РФ . Кроме того, в пункте 3 этой же статьи определены правила предоставления рассрочки или отсрочки. Так, во всех случаях изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита. По основанию, указанному в подпункте 7 пункта 2 статьи 64 НК РФ (невозможность выплатить сумму, начисленную по результатам налоговой проверки), орган ФНС может предоставить только рассрочку платежа. Этот самый подпункт 7 пункта 2 статьи 64 НК РФ также введен в кодекс новым Федеральным законом и звучит так:

Невозможность единовременной уплаты сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации по результатам налоговой проверки, до истечения срока исполнения направленного в соответствии со статьей 69 настоящего Кодекса требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, определяемая в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 настоящей статьи.

Кроме того, пунктом 4 в новой редакции предусмотрено начисление процентов в случае предоставления плательщику отсрочки или рассрочки по уплате налога, на сумму задолженности. Такие проценты начисляются за каждый день, исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ. Также в положения статьи добавлены страховые взносы.

Законодатели определили, что рассрочка по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 7 пункта 2 статьи 64 НК РФ, может быть предоставлена заинтересованному лицу, которое не может сразу уплатить доначисленный по результатам проверки налог и штраф из-за своего финансового положения. При этом налоговики обязаны оценить возможность уплаты таким заинтересованным лицом этого налога в течение срока, на который предоставляется рассрочка. В статье перечислены условия, которым должен удовлетворять такой налогоплательщик:

  1. Сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, установленная в результате налоговой проверки, составляет не более 70% и не менее 30% выручки плательщика от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за год, предшествующий году вступления в силу решения ФНС.
  2. Юридическое лицо или ИП были зарегистрированы не ранее одного года до дня подачи в уполномоченный орган заявления о предоставлении рассрочки по уплате налога;
  3. В отношении организации или ИП не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
  4. Юридическое лицо не находится в процессе реорганизации или ликвидации;
  5. Решение органа ФНС по результатам налоговой проверки не обжалуется плательщиком или другими лицами на момент подачи заявления о рассрочке или отсрочке. При этом решение о предоставлении рассрочки по уплате налога подлежит отмене в случае, если после его вынесения заинтересованное лицо обжаловало решение по результатам налоговой проверки.

Если плательщик отвечает этим критериям, то орган ФНС может удовлетворить заявление о предоставлении рассрочки по уплате налога при условии предоставления банковской гарантии, отвечающей требованиям, установленным статьей 74.1 НК РФ . Орган ФНС должен уведомить банк, выдавший такую гарантию об освобождении (частичном освобождении) от обязательств по ней, не позднее трех дней со дня получения уведомления об уплате налогоплательщиком всей суммы задолженности.

Минфин пояснил особенности получения отсрочки по уплате недоимки

Можно ли воспользоваться правом на отсрочку или рассрочку по уплате налогов, если инспекция уже провела проверку, доначислила налоги и выставила требование об уплате? Да, можно. Причем срок отсрочки (рассрочки) будет отсчитываться со дня истечения срока на исполнение требования. Такое разъяснение содержится в письме Минфина России от 31.03.11 № 03-02-07/2-49.

Требование об уплате налога направляется плательщику в том случае, если он не перечислил налог в установленный срок. По общему правилу, требование должно быть исполнение в течение восьми дней с даты получения, если иной срок не установлен в самом требовании (ст. 69 НК РФ). Если налогоплательщик не имеет финансовой возможности исполнить требование в положенный срок, он может просить изменить срок уплаты.

Порядок и условия предоставления отсрочки (рассрочки) прописаны в статье 64 НК РФ. В частности, в ней сказано, что срок уплаты налога может быть перенесен не более чем на один год с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

При этом в статье 61 НК РФ закреплено, что изменением срока уплаты налога признается перенос установленного срока уплаты на более поздний срок. А в случае доначисления налога установленным сроком уплаты налога является срок уплаты, установленный для периода, за который данный налог был доначислен.

В связи с этим возникает вопрос: если налогоплательщик просит об изменении указанного в требовании срока об уплате недоимки, с какого момента будет отсчитываться период, на который может быть предоставлена отсрочка (рассрочка) – с даты, когда налог следовало заплатить в силу положений Налогового кодекса, или с даты уплаты долга, указанной в требовании?

Чиновники выбрали более выгодный компаниям вариант. В комментируемом письме разъясняется, что в этой ситуации отсрочка или рассрочка на перечисление обязательного платежа может быть предоставлена не более чем на один год со дня истечения срока исполнения требования. Аналогичным образом может быть решен вопрос об изменении срока уплаты задолженности по пеням и штрафам.

Попросить отсрочку или заплатить пени? Считаем, что выгоднее

В ситуации, когда компании не хватает денег, чтобы заплатить все налоги, она вправе претендовать рассрочку или отсрочку по обязательствам перед бюджетом. Однако на практике это сложная процедура. Так может проще и выгоднее сдать минимальный расчет, а затем заплатить пени при подаче уточненки? Давайте посчитаем.

Как рассчитывают рассрочку

Порядок расчета процентов за пользование бюджетными средствами изложен в письме ФНС России от 12.05.1999 № АС-6-09/[email protected] Плату вычисляют по формуле:

где n – количество ставок рефинансирования ЦБ, действующих в период пользования отсрочкой;

i – порядковый номер ставки ЦБ;

SRi – i-тая ставка рефинансирования (в процентах);

RP – размер процента, установленный в решении уполномоченного органа о предоставлении отсрочки. Может принимать значения 1/2 или 1/3/;

365 – количество календарных дней в году (если год високосный, то 366);

KDi – количество календарных дней действия i-той ставки рефинансирования ЦБ за период пользования отсрочкой:

N – общая сумма задолженности по конкретному налоговому платежу, отсроченная к уплате;

Пример по отсрочке. ООО ведет сезонную деятельность. Налог на прибыль по итогам налогового периода составил 500 тыс. руб. Компания попросила отсрочку платежа на год. Инспекция предоставила отсрочку на 7 месяцев. Ставка рефинансирования за все время отсрочки не менялась и составляла 7,5 процентов годовых. Если бы компания не получила отсрочку и задержала уплату налога на 7 месяцев (210 дней), ей пришлось бы заплатить больше на 15 462,33 руб. (таблица 1)

В период пользования отсрочкой ЦБ может изменить ставку рефинансирования. Допустим, она поменялась с 7,5 до 7 процентов. В этом случае экономия составит 14 746 руб. (таблица 2).

Пример по рассрочке. ООО предоставили рассрочку по уплате задолженности по налогу на прибыль на 600 тыс. руб. на 6 месяцев с 28 марта по 28 сентября 2018 года. В соответствии с графиком была установлена ежемесячная оплата рассроченной задолженности по 100 тыс. руб. Срок внесения к уплате налога и процентов – 28 числа каждого месяца. Ставка рефинансирования с 28 марта по 20 июня составляла 12 процентов, затем — 12,5 процента. Размер процента, установленный решением инспекции RP = 1/2 = 0,5 (таблица 3).

Читайте так же:  Документы для льготы по подоходному налогу

В таблице приведен расчет налоговой экономии при отсрочки и при уплате пени. В данном случае уплата пени по цифрам выходит дороже.

Экономия происходит за счет того, что проценты рассчитывают в процентной доле от ставки рефинансирования (от ½ до ¾), в то время как пени начисляются в размере 1/300 этой же ставки.

Правила получения отсрочки (рассрочки)

Сразу скажем: каких-либо существенных изменений в процедуре получения отсрочки (рассрочки) не произошло. Процедура изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа, установленная Порядком,мало чем отличается от предыдущих правил.

Как и прежде, решение об изменении срока или об отказе в изменении срока уплаты налоговых платежей уполномоченный орган должен принять в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления заинтересованного лица (п. 15 Порядка, п. 6 ст. 64 НК РФ). Копия такого решения должна быть направлена заинтересованному лицу не позднее 3 рабочих дней со дня принятия (п. 10 ст. 64 НК РФ).

Обратите внимание: решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога вступает в действие со дня, обозначенного в этом решении. Причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления решения в силу. Если отсрочка (рассрочка) предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном ст. 73 НК РФ (п. 8 ст. 64 НК РФ).

Пунктом 17 Порядка, п. 1 ст. 63 НК РФ определены уполномоченные органы и сроки для предоставления отсрочки (рассрочки) по видам налогов. Для удобства эта информация приведена в таблице.

Уполномоченный орган, который принимает решение об отсрочке (рассрочке)*

Срок отсрочки (рассрочки)

Федеральные налоги и сборы (пени и штрафы), зачисляемые в федеральный бюджет

Не более трех лет

Федеральные налоги и сборы (пени и штрафы), зачисляемые в региональные и местные бюджеты

ФНС России по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований

Не более одного года

Не более одного года

Региональные и местные налоги

УФНС субъекта РФ, налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика

Не более одного года

Важный нюанс. По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом (абз. 2 п. 2 Порядка). Копию такого решения заинтересованное лицо в пятидневный срок должно представить в налоговый орган по месту своего учета (абз. 2 п. 6 ст. 64 НК РФ).

Для получения отсрочки (рассрочки) заинтересованное лицо, помимо заявления, должно представить в уполномоченный орган определенный пакет документов, перечень которых приведен в п. 5 ст. 64 НК РФ. Обязательными документами являются:

  • справки банков об оборотах денежных средств по счетам за каждый из шести месяцев, предшествующих подаче указанного заявления, а также справки о наличии расчетных документов, помещенных в картотеку, либо об их отсутствии в этой картотеке;
  • справки банков об остатках денежных средств на всех счетах в банках;
  • перечень контрагентов-должников. Надо указать по каждому должнику цены договоров и сроки их исполнения, приложить копии этих договоров и первичных документов по ним (накладных, актов оказанных услуг (выполненных работ) и пр.);
  • обязательство о соблюдении условий отсрочки (рассрочки), а также предполагаемый график погашения задолженности.

Кроме перечисленных документов, заинтересованное лицо дополнительнодолжно представить (п. 5.1 ст. 64 НК РФ):

  • заключение органа власти о факте стихийного бедствия (технологической катастрофы) и акт оценки причиненного ущерба – если поводом для обращения за отсрочкой (рассрочкой) стал ущерб, причиненный при чрезвычайных обстоятельствах;
  • информацию о неполученных суммах оплаты выполненного госзаказа (данный документ может быть составлен как распорядителем бюджетных средств, так и самим налогоплательщиком) – в случае неполучения средств из бюджета;
  • справку о том, что доля доходов от сезонных видов деятельности составляет не менее 50% всей выручки организации, – в случае осуществления организацией деятельности, носящей сезонный характер.

О залоге, поручительстве и банковской гарантии

Согласно п. 19 Порядка изменение срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов может быть обеспечено:

  • залогом имущества (ст. 73 НК РФ);
  • поручительством (ст. 74 НК РФ);
  • банковской гарантией (ст. 74.1 НК РФ).

При этом договор поручительства, договор залога, банковская гарантия подлежат регистрации в налоговом органе (п. 24 Порядка).

Для оформления договора поручительства либо договора залога заинтересованное лицо и поручитель (либо залогодатель) должны одновременно обратиться с письменным заявлением в налоговый орган (п. 20 Порядка). Рекомендуемые образцы заявлений приведены в приложениях 8 и 9 к Порядку.

О результатах рассмотрения заявлений о возможности заключения обозначенных договоров, а также о результатах рассмотрения банковской гарантии налоговый орган должен известить заинтересованное лицо (поручителей, залогодателей) в течение семи рабочих дней после получения соответствующих документов (п. 23 Порядка).

Основания для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки)

Кроме того, в п. 1 ст. 62 НК РФ назван еще ряд ситуаций, когда налогоплательщику однозначно откажут в изменении срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов. К примеру, едва ли организация может рассчитывать на положительное решение, если в отношении нее ведется производство по делу о налоговом правонарушении либо административном правонарушении в области налогов, сборов, страховых взносов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза (пп. 2 п. 1 ст. 62 НК РФ).

Другими основаниями для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) являются следующие обстоятельства:

  • возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением налогового законодательства;
  • есть достаточные основания полагать, что заинтересованное лицо просит отсрочки (рассрочки) в целях уклонения от взыскания налога;
  • не истекли три года с момента вынесения отказного решения по предыдущему заявлению застрахованного лица о предоставлении отсрочки (рассрочки).
Видео (кликните для воспроизведения).

О принятии уполномоченным органом отказного решения налогоплательщик должен быть извещен в течение трех дней (п. 2 ст. 62, п. 10 ст. 64 НК РФ). Такое решение может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе и затем в суде или сразу в суде (если принято ФНС России) (п. 2 ст. 62, п. 9 ст. 64, п. 2 ст. 138 НК РФ).

Источники

Налоговый штраф рассрочка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here