Налоговые споры и защита прав налогоплательщиков

Раздел IV. Защита налогоплательщика или искусство налогового спора

Раздел IV. Защита налогоплательщика или искусство налогового спора

В рубрике «Защита налогоплательщика или искусство налогового спора» размещаются материалы, посвященные процессуально-правовым и иным аспектам эффективной защиты прав налогоплательщиков как в административном (внесудебном), так и в судебном порядке. В частности, рассматриваются вопросы применения методов правовой защиты, стратегия и тактика ведения спора, особенности формирования доказательной базы, приемы аргументации и др. Также рассматриваются вопросы использования в споре достижений смежных отраслей знаний: психологии, риторики, логики и т.д.

Проблемы и последствия налогового судопроизводства

Возрастающее из года в год количество судебных дел по налогам и сборам имеет негативные последствия как для самой судебной системы, загруженной потоком «незначительных» по объемам исковых заявлений, так и для налогоплательщиков в виде дополнительных судебных расходов и многочисленных инстанций этого процесса. Статистика судов свидетельствует о преимущественном решении налоговых дел в пользу налоговых органов, а примирительные процедуры не дают должного результата. Для снижения количества судебных дел по налогам и сборам и минимизации расходов налогоплательщика необходимо проанализировать статистику и содержание судебных прецедентов и разработать рекомендации по решению указанных выше проблем.

Данные об арбитражных делах по налогам, представленные в открытой печати [1], содержатся в общей массе остальных дел, рассматриваемых в арбитражных судах. Дискретность сведений не позволяет обобщить результаты исследований в отдельную систему. Количество дел, измеряемое сотнями тысяч в пределах одного года в целом по стране, также не способствует систематизации представленных в открытой печати данных. Поэтому для получения результатов с определенной достоверностью была произведена выборка дел по налогам на основе случайных чисел. На ее основе можно сделать только отдельные выводы по ряду процедурных вопросов и критериям принятия решений:

1. До ВАС РФ доходят в основном комплексные дела по нескольким налогам. При этом суммы исков могут быть незначительными.

2. Основная масса арбитражных дел по налогам — это иски налоговых органов к бюджетным организациям и учреждениям. Довольно одиозная ситуация в условиях бюджетного финансирования данных субъектов.

3. Остальные дела — в основном иски коммерческих организаций к налоговым органам по поводу излишне начисленных последними налогов.

4. По количеству дел лидирует налог на имущество организаций, хотя суммы исков обычно невелики, затем идет НДС.

5. Основным выводом можно считать тот факт, что в большинстве случаев (до 90-а%) судами принимаются решения в пользу налоговых органов.

Выборка налоговых дел для граждан производилась так же, как и по арбитражным делам, то есть на основе случайных чисел [2, 3].

По делам в судах общей юрисдикции можно сделать следующие выводы:

1. Из решений по налогам в судах общей юрисдикции производится изъятие данных в части сумм неуплаченных или излишне уплаченных налогов, а также отдельных дат в силу вопросов конфиденциальности. Отсутствие данных не позволяет оценить масштабы уклонения граждан от уплаты налогов.

2. Выводы об этих масштабах могут быть сделаны косвенно по соотношению количества налоговых дел в судах общей юрисдикции к количеству дел по налогам в арбитражных судах за один и тот же период, оцениваемое как 1:3.

3. Гражданские дела могут распространяться на налоги, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями, в частности по специальным режимам.

4. Нельзя выделить отдельные налоги, иски по которым превалируют в судах общей юрисдикции, чуть чаще подаются иски по транспортному налогу.

5. Обычно суды общей юрисдикции не рассматривают комплексные дела по нескольким налогам, такие дела крайне редки.

6. Иски по основному налогу для граждан — налогу на доходы физических лиц — редки из-за опосредованной оплаты НДФЛ налоговыми агентами.

Обобщение данных по судебным процессам производится аналитиками с периодичностью в месяц, но сама статистика представлена на официальных сайтах без детализации. Даже сайт ВС РФ не позволяет получить полные обзоры судебной практики без специального доступа [4], поэтому в научных исследованиях приходится использовать и сведения из других источников.

По обобщенным данным ВАС РФ [5] можно косвенно судить о количестве дел по налогам «по заявлению налогового органа». Они составляют лишь 6,3% от общего количества арбитражных дел в первом полугодии 2013 года (табл. 1). Объем требований по этим делам составил 9721 млн. руб., из которых удовлетворены 37,2% (цифра представляется заниженной). Налоговые дела по искам налогоплательщиков дополнительно образуют 1,7%.

Структура дел арбитражных судов РФ в первом полугодии 2012-2013 годов

1-ое полугодие 2012 года

1-ое полугодие 2013 года

Поступило заявлений, исковых заявлений

из них: возвращено

в процентах от поступивших заявлений

Рассмотрено всего дел (арбитражными судами субъектов РФ)

в процентах от поступивших заявлений

в том числе: о заключении, изменении, расторжении договоров

о признании договоров недействительными

о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств

связанные с защитой права собственности, иных вещных прав

о неосновательном обогащении

о создании, реорганизации и ликвидации организаций

о государственной регистрации

из бюджетных правоотношений

о привлечении к административной ответственности

о несостоятельности (банкротстве)

о взыскании с организаций и граждан обязательных платежей и санкций

из них: по заявлениям налогового органа

по заявлениям органов ПФ, ФСС и других

Рассмотрено дел (арбитражными судами субъектов РФ) с участием налоговых органов

в том числе: связанных с применением налогового законодательства

в процентах от рассмотрено всего дел

из них: об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов

об оспаривании ненормативных правовых актов налоговых органов, действий (бездействия) должностных лиц

о взыскании с организаций и граждан обязательных платежей и санкций

о возврате из бюджета денежных средств, излишне списанных налоговыми органами либо излишне уплаченных налогоплательщиками

о ликвидации организаций по искам налоговых органов

об оспаривании решений налоговых органов об административной ответственности

Читайте так же:  Имущественный налоговый вычет для предпенсионеров

Однако необходимо выделять не только сами налоговые споры, но и связанные с налогами дела. Проблема в том, что определенные действия с договорами сопровождаются вопросами налогообложения, но будет ли их изменение иметь продолжением выявление уклонения от уплаты налогов и будет ли выделено отдельное судопроизводство по этому вопросу, не известно. Вместе с тем, эти дела можно рассматривать как потенциально возможные споры по налогам в будущем. Общее количество потенциальных налоговых дел соотносится с чисто налоговыми как 8:1. Следовательно, только каждое 8-ое дело арбитражного суда, потенциально связанное с налогами, имеет налоговые последствия.

Необходимо различать дела по уклонению от уплаты налогов и дела, в которых участвуют налоговые органы. Такой вывод можно сделать, сопоставляя данные из статистических таблиц на сайте ВАС РФ. Несопоставимость результатов не позволяет сделать вывод об общем количестве налоговых дел, так как на сайте приводится общее количество дел, рассматриваемых арбитражными судами субъектов РФ, а потом сразу дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, без уточнения, в каких из них все-таки участвуют налоговые органы. Есть и другие несостыковки в статистике ВАС РФ. Например, количество дел, связанных с применением налогового законодательства, не образованы суммированием по пунктам соответствующей им классификации. Различия в 5%. Единственным объяснением, кроме прямых ошибок в расчетах, может служить комплексность дел по нескольким основаниям из перечня классификации.

Дополнительно следует отметить, что в 2013 году произошло резкое изменение количества дел по взносам во внебюджетные фонды. Причина этого явления не очевидна и не анализируется на официальном сайте ВАС РФ.

Свои доктрины и концепции Президиум ВАС РФ излагает на своем официальном сайте. В разделе «Правовые позиции Президиума ВАС РФ» управлением частного права ВАС РФ публикуется обзор соответствующих постановлений по частноправовым спорам, рассматриваемым в порядке надзора, за определенный период (обычно месяц). Это принципиально важное начинание ВАС РФ, позволяющее налогоплательщикам ознакомиться с мнением суда по ряду вопросов, в том числе налоговым, использовать обозначенные ситуации для решения проблем своей деятельности. Суд отмечает, что данные обзоры носят информационный характер, позволяют получить предварительное представление о предмете спора и дают краткое описание правовой позиции высшей судебной инстанции.

Однако форма представления обзоров, расположенных всего лишь в календарном порядке, не дает системы для потенциальных пользователей, а на переработку всей информации, не конкретизированной по типам дел и предметам исков, необходимо много времени. Представим потенциальные налоговые последствия нарушения договорных отношений на основе некоторых примеров из обзора ВАС РФ на официальном сайте в апреле 2013 года:

1. Постановление Президиума ВАС РФ от 19.03.2013 года N 12981/12.

Суд поясняет условие признания сделки недействительной и ее последствия. Налоговых последствий может не быть, если спорные работы не начались, а предоплаты по различным основаниям не производились.

2. Постановление Президиума ВАС РФ от 02.04.2013 N года 14902/12.

Данный обзор подготовлен управлением частного права ВАС РФ только для информационных целей и не является правовой позицией ВАС РФ. Такой подход суда может привести к налоговым последствиям, сопровождающим арендную плату, а также к уплате земельного налога.

3. Постановление Президиума ВАС РФ от 19.03.2013 года N 14773/12.

Данное постановление может иметь налоговые последствия в виде земельного налога для нового собственника, так как прежний собственник (Минобороны России) мог иметь льготы при уплате налога.

4. Постановление Президиума ВАС РФ от 23.04.2013 N 16573/12.

Данное постановление может иметь налоговые последствия — НДС по лизинговым платежам, возмещаемым из бюджета, если налог ранее был уплачен.

Приведенные наиболее типичные примеры свидетельствуют лишь о косвенной связи налогообложения с основной массой дел, рассматриваемых ВАС РФ. По ним возможно появление налоговых дел, но в будущих периодах, однако и отсутствие налоговых последствий тоже возможно.

Ранее уже подчеркивалось, что процедуры судебного расследования крайне длительны, но, помимо продолжительности дела и затрат на его проведение, необходимо оценить эффективность многократного его пересмотра. Оценим ее по официальным данным ВАС РФ. Для арбитражных судов в 2013 году соотношение дел в различных инстанциях выглядит следующим образом: первая инстанция (78,4%); апелляция (15,9%); кассация (5,7%); надзор (0,03%).

Статистика обжалования дел в арбитражных судах РФ в первом полугодии 2012-2013 годов

Налоговые споры и защита прав налогоплательщиков

НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ И ЗАЩИТА ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ .

Уплата налогов является одной из самых сложных в реализации обязанностей перед государством всех тех лиц, которые признаются налогоплательщиками или плательщиками сборов.

Налоговый спор — это ситуация, когда налогоплательщик не согласен с мнением налогового органа по тому или иному вопросу.

В основу налогового спора положены разногласия между налогоплательщиками, налоговыми агентами, с одной стороны, и государственными органами и их должностными лицами — с другой, возникающие по поводу правильности применения норм налогового права и разрешаемые компетентным государственным органом.

Чаще всего налоговые споры возникают как результат камеральной или выездной налоговой проверки.

При возникновении налоговых споров участники налоговых правоотношений изначально не равны между собой, так как с одной стороны всегда выступает государство в лице налоговых органов, а с другой — налогоплательщик — физическое или юридическое лицо .

КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ.

В зависимости от того, кто является инициатором спора, налоговые судебные споры можно классифицировать, как споры:

— возникающие по инициативе налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (предъявление налогоплательщиками исков в суд о возмещении убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц);

— возникающие по инициативе налоговых органов;

— инициируемые лицами, возражающими против каких-либо решений или действий налоговых органов, не связанных с уплатой (перечислением) налогов и сборов.

КАТЕГОРИИ СПОРОВ С НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ.

Споры с налоговыми органами можно разделить на две основные категории:

— споры об исполнении налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах;

— споры, возникающие из причинения вреда незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ОДНОЙ ИЗ СТОРОН В НАЛОГОВОМ СПОРЕ.

Читайте так же:  Как сделать налоговый вычет на детей

Самыми распространенными спорами с налоговыми органами являются споры:

— о взыскании налоговых санкций с лиц, нарушивших законодательство о налогах и сборах;

— о признании недействительными ненормативных актов налоговых органов;

— о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ.

1) Во внесудебном порядке (административный порядок).

В данном случае вышестоящей налоговой инстанцией (вышестоящим должностным лицом) рассматриваются жалобы налогоплательщиков на незаконные акты нижестоящих налоговых органов, на действия или бездействие их должностных лиц.

2) В судебном порядке.

В судебном порядке рассматриваются налоговые споры, которые возникают по искам (жалобам), подаваемым в суд налогоплательщиками, налоговыми органами или иными лицами.

Опытные юристы по налоговым вопросам предоставят следующие виды юридических услуг:

► Консультирование по всем вопросам применения налогового законодательства ;

► Консультирование по вопросам международного налогового права.

По вторникам и четвергам юридические консультации для граждан предоставляются бесплатно.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПО НАЛОГОВЫМ СПОРАМ О ЗАЩИТЕ ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

• Подготовку письменных возражений на акты камеральных и выездных налоговых проверок;

• Участие в рассмотрении материалов налоговой проверки;

• Подготовку апелляционной жалобы на решение налогового органа, о привлечении к налоговой ответственности или отказ в привлечении к налоговой ответственности;

• Представление интересов налогоплательщика в вышестоящем налоговом органе во время рассмотрения апелляционной жалобы в случае рассмотрения апелляционной жалобы в присутствии налогоплательщика;

• Подготовку заявлений об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) налоговых органов;

• Представительство интересов налогоплательщика в судебном процессе по арбитражному спору об обжаловании решений налогового органа, вступившего в законную силу;

• Подготовку заявлений о пересмотре в порядке надзора в Высший Арбитражный суд Российской Федерации.

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

ПО УПРАВЛЕНИЮ НАЛОГОВЫМИ РИСКАМИ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ:

Исследование финансово-хозяйственной деятельности, позволяющие выявить налоговые риски и резервы;

Комплекс мероприятий, направленный на минимизацию налоговых рисков и актуализацию налоговых резервов;

Анализ и актуализация системы взаимоотношений с контрагентами в целях проявления должной осмотрительности и осторожности;

Своевременное информирование клиента об изменениях в налоговом законодательстве.

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ:

Видео (кликните для воспроизведения).

Подготовку ответов на требования, выставленные налоговым органом в порядке ст. 88 , ст. 89 и ст. 93 НК РФ , в рамках проведения камеральных и выездных налоговых проверок;

Осуществление сопровождения и консультирования в ходе выездной налоговой проверки, мониторинг и оценка правомерности и законности действий проверяющих, правильности оформления документов, представленных налоговым органом при проведении выездной налоговой проверки;

Представление и защита интересов при проведении налоговым органом мероприятий налогового контроля – осмотра территорий, помещений, документов, выемки документов и предметов, производстве экспертизы, допроса сотрудников налогоплательщика.

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Выбор оптимальной структуры взаимоотношений внутри группы компаний;

Моделирование бизнес-процессов с учетом налоговых последствий;

Математическое моделирование налоговой нагрузки;

Налоговый менеджмент (налоговое планирование).

УСЛУГИ ЮРИСТА ПО НАЛОГОВЫМ ДЕЛАМ.

Адвокатская фирма » ВИННЕРС ГРУПП» предоставит услуги по юридическому обслуживанию организаций .

Налоговые споры: защита прав налогоплательщиков

Лектор: Кузнецова Екатерина Владимировна — аттестованный налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов, партнёр ООО «Правовые и бухгалтерские услуги», опыт в области налогообложения — 10 лет.

План мероприятия

1. Тенденции в налоговом контроле с точки зрения изменений в законодательстве и правоприменительной практике.

2. Налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля в 2018 году.

  • Права и обязанности налогоплательщиков в рамках камеральной/выездной проверки. Пределы полномочий налоговых органов. Требования проверяющих о предоставлении документов и пояснений. Основания для выемки документов, осмотра помещений/документов/рабочих компьютеров.
  • Приостановление операций по счетам. Основания принятия решения о приостановлении операций по счетам.
  • Особенности применения обеспечительных мер в налоговой сфере.

3. Ответственность за нарушения в налоговой сфере.

  • Нарушения в налоговой сфере и виды публичной ответственности за такие нарушения, их соотношение и особенности применения.
  • Изменение размера налоговой ответственности по основаниям, предусмотренным НК РФ. Как воспользоваться правом на уменьшение суммы штрафных санкций. Условия освобождения от налоговой ответственности.
  • Привлечение третьих лиц к уплате налога за налогоплательщика. Имущественная ответственность физических лиц по налоговым долгам организаций.

4. Возможности и процессуальные особенности оспаривания решений налоговых органов и действий/бездействия их должностных лиц.

Схема проезда

Адрес: ул. Кржижановского, д.29, корп.1.
м. «Профсоюзная»
Первый вагон из центра, по ступенькам наверх и налево, потом еще раз налево, по переходу, подняться на улицу, повернуть направо до автобусных остановок. Автобусы: 44, 57, 121, 168, 219, 113, 457, 487, 684. Троллейбусы: 49, 52, 85 Проезд до остановки: «Улица Цюрупы» (2-я остановка)
м. «Нахимовский проспект»
Последний вагон из центра. Из стеклянных дверей направо, подняться по лестнице, идти прямо до светофора, перейти дорогу до автобусных остановок. Троллейбус 52, автобус 219, 487. Остановка «Улица Цюрупы». Пройти вниз по улице до бизнес-центра.

Важно: При себе необходимо иметь паспорт или другой документ, удостоверяющий личность с фотографией.

Проверьте качество трансляции: Тестовая трансляция

  • параметры компьютера должны обеспечивать комфортную работу с операционной системой Windows XP (и выше), Android 5 (и выше) IOS 10 (и выше) и интернет браузером. Рекомендуемые параметры — процессор от 1 ГГц, ОЗУ от 2 Гб
  • наличие звукового оборудования (колонки или наушники);
  • для комфортной работы рекомендуем скорость соединения с интернетом от 4 Мбит/с;
  • должен быть открыт доступ к доменам *.runa.ru, *.cdnvideo.ru и *.v2b.ru по протоколам HTTP 80 и HTTPS 443. В случае невозможности назначить разрешение на уровне протоколов/портов, необходимо открыть весь исходящий/входящий трафик на указанные домены;
  • поддерживаемые браузеры для десктоп устройств: Google Chrome 71.x и выше, Firefox 11.12 2018 и выше, Яндекс.Браузер — 19.x и выше, Opera — 57.x и выше;
  • для Windows 7, Internet Explorer 11 установленный Adobe Flash player последняя версия https://get.adobe.com/ru/flashplayer/;
  • должен быть разрешен JavaScript;
  • блокировка всплывающих окон должна быть выключена;
  • должны быть разрешены файлы cookie;

Рассылка анонсов семинаров
Подпишитесь на рассылку, получайте самые выгодные предложения первыми!

Читайте так же:  Уведомление об упрощенной системе налогообложения как получить

Способы защиты прав налогоплательщиков

Как подать жалобу

Жалобу в ВНО подают через орган, принявший, совершивший спорное решение (действие). Передается петиция со всеми материалами в течение трех дней со времени ее поступления. Получив претензию орган, нарушивший права налогоплательщика, обязательно принимает меры, устраняющие такое нарушение. Если его получилось устранить, об этом сообщается в ВНО (с приложением подтверждающих документов, если они есть) в течение трех дней с момента устранения.

На указанные действия у пострадавшего лица есть год со дня, когда ему стало известно о нарушении прав. В тот же срок (с даты вынесения спорного решения) опротестовывается вступившее в силу решение об ответственности за налоговое правонарушение, которые не оспаривались через апелляцию.

Обжалование в ФНС происходит в течение трех месяцев со дня разрешения претензий (апелляции в том числе) ВНО.

Пропущенное по уважительной причине время обжалования восстанавливается ходатайством в ВНО.

Формы защиты прав налогоплательщиков

Формы защиты прав бывают юрисдикционными (административная плюс судебная) и неюрисдикционными, принудительными. Благодаря им, спор разрешается усилиями его участников. В число последних входят:

  • совокупное сравнение налоговых платежей (ст. 45 , 78 НК);
  • письменные возражения касательно акта проверки в течение месяца со дня его получения (п. 6 ст. 100 НК );
  • предложение о добровольной уплате штрафа налогоплательщику до обращения в суд фискальщиками (п. 1 ст. 104 НК ).

Административный способ защиты прав налогоплательщиков

Защита прав налогоплательщиков в административном порядке происходит в режиме гл. 19 и 20 НК. В рамках административной защиты обжалуются:

  • ненормативные акты налоговых органов (влияют на конкретных лиц, скажем, требование об уплате налога или пеней);
  • действия (бездействие) должностных лиц этих органов, которыми, по мнению налогоплательщика, нарушены его права.

Такое обжалование происходит в вышестоящем налоговом органе.

  • жалоба в вышестоящий налоговый орган (ВНО) — оспаривают вступившие в силу ненормативные акты налоговиков, действия (бездействия) соответствующих должностных лиц;
  • апелляционная жалоба — когда оспаривают не вступившее в силу решение фискальщиков об ответственности за налоговое правонарушение или отказ в этом, которые вынесены в режиме ст. 101 НК , когда лицо считает, что таким образом нарушают его права.

Решение по жалобам ВНО принимают в течение месяца с момента ее поступления, при необходимости его продлевает. По иным жалобам подобный срок — 15 дней, также может быть продлен. Если в указанные сроки на претензию не отреагировали, ее можно обжаловать в суд. Итоги рассмотрения жалоб перечислены в п. 3 ст. 140 НК .

Решения фискальщиков, действия (бездействие) их сотрудников могут обжаловаться в суде лишь после их административного оспаривания. Исключениями, с которыми можно отправляться сразу в суд, будут:

  • реакции ВНО на жалобы, включая апелляционные, причем и их можно обжаловать в вышестоящем органе;
  • акты ФНС, поступки (их отсутствие) ее сотрудников — с ними спорят только через судопроизводство.

Обжалование акта или действия в ВНО не приостанавливает их. По заявлению обжалователя приостановка (до принятия решения по претензии) возможна, когда оспаривают вступившее в силу привлечение к ответственности за налоговое нарушение либо отказ в этом. Соответствующее заявление подается одновременно с жалобой и банковской гарантией, по которой банк обязуется внести обязательный платеж по спорному решению. Банковская гарантия должна соответствовать п. 5 ст. 74.1 НК и другим условиям из п. 5 ст. 138 НК .

Самозащита для налогоплательщиков

Этот способ защиты заключается в том, что налогоплательщик может не выполнять требования налоговых и иных уполномоченных органов (их должностных лиц), не соответствующие закону. Правда, применять на практике данную защиту нужно с осторожностью, поскольку далеко не все могут самостоятельно определить, что является нарушением закона, а что — нет.

Защитить налоговые права можно также и через органы прокуратуры, которые надзирают за правильностью применения законодательства, включая налоговое.

Как подать апелляцию

Апелляцию на решение об ответственности за налоговое правонарушение (либо отказ в этом) подают через вынесший его орган, после чего она со всеми материалами в течение трех дней направляется в ВНО. Она подается до дня, когда обжалуемое решение вступит в силу.

Не апеллируются решения ФНС об ответственности за налоговое правонарушение и отказ в этом.

Претензии, включая апелляцию, подают письменно с подписью жалующегося или его представителя либо электронно, через Интернет, личный кабинет налогоплательщика.

Судебный порядок защиты прав налогоплательщиков

При оспаривании актов налоговиков, касающиеся отдельных лиц, действия (бездействие) их должностных лиц, через судопроизводство (за исключениями, отмеченными выше, которые сразу обжалуют в суд) промежутки для обращения к правосудию исчисляют с даты, когда лицо узнало о решении ВНО по соответствующей жалобе, или со дня, когда прошли сроки, указанные в п. 6 ст. 140 НК .

Административные иски подают в суд, согласно гл. 2 КАС . Требования к ним установлены ст. 220 КАС .

Арбитражное производство происходит в режиме раздела II АПК , с учетом специфики гл. 24.

Способы защиты прав налогоплательщиков

По ч. 2 ст. 45 Конституции РФ , каждый может защищать свои права любыми способами, которые законодательство не запрещает. Налогоплательщикам гарантируется три способа защиты их прав:

  • административный (в целом регулируется гл. 19 , 20 НК, в рамках данной статьи будут рассмотрены частично);
  • судебный (гл. 21 , 22 КАС и гл. 24 АПК, аналогично предыдущему пункту, будут освещены не полностью);
  • самозащита, предусмотрена п. 11 ст. 21 НК .

Перечисленные защитные способы гарантируются актуальным НК РФ. Теперь подробнее о каждом из них.

Содержание жалобы

  1. Ф.И.О. жалующегося физлица, его место жительства либо наименование и адрес, когда жалуется юридическое лицо.
  2. Оспариваемые ненормативный акт налогового органа, действия (бездействие) его должностных лиц.
  3. Наименование органа, который нарушил права налогоплательщика.
  4. Причины, по которым лицо считает, что его права нарушены.
  5. Требования обращающегося.
  6. Вариант получения результата рассмотрения (бумажный или электронный).

Также в ней можно указать телефонные, факсовые номера, адреса электронной почты, а также другую необходимую для рассмотрения информацию. К жалобе прикладывают соответствующую доверенность, когда ее подает представитель, а также документы, которые подтверждают доводы налогоплательщика.

Читайте так же:  Сроки перехода на упрощенную систему налогообложения

Ответственность и защита прав налогоплательщиков

За налоговые правонарушения отвечают юридические и физические лица, а также ИП в случаях, обозначенных НК РФ. К налогоплательщикам, не исполняющим своих обязанностей, применяют меры государственного принуждения. Это могут быть штрафы:

  • в твердой сумме: 200 000–500 000 рублей;
  • в процентах: 0,2–100 % от конкретных сумм за налоговые правонарушения (гл. 16, 18 НК);
  • способы принудительного взыскания налоговых недоимок: ст. 46–48 НК .

Другой вариант — обеспечительные меры из гл. 11 НК (имущественный залог, поручительство, пеня, приостановление операций по банковским счетам, арест имущества, банковская гарантия).

Налоговая ответственность для физлиц возможна с шестнадцати лет. Срок давности, когда к ней можно привлечь, — три года (с момента совершения нарушения).

Противоправные деяния в области налогообложения могут также привести к уголовной ( ст. 198–199.2 УК РФ ) либо административной ( ст. 15.7 КоАП ), а также дисциплинарной ( ст. 192 ТК ) ответственности. Последняя разновидность ответственности накладывается приказом работодателя, например, на бухгалтеров, которые не вовремя подали необходимую отчетность.

Административная и судебная защита прав налогоплательщиков

Защита прав налогоплательщиков – допустимые законодательством способы оспаривания неправомерных действий (решений) или бездействия налоговых органов по поводу установления, введения в действие и взимания налогов.

В российском законодательстве обозначены два способа защиты прав налогоплательщиков:

Административное обжалование предусматривает подачу жалобы соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.

Срок рассмотрения жалобы – не позднее одного месяца со дня ее получения. О принятом решении в течение 3 дней со дня его принятия сообщается в письменной форме налогоплательщику.

Преимущества административного способа – относительная простота процедуры обращения, быстрое рассмотрение жалобы, отсутствие пошлины, возможность уяснить точку зрения налогового органа по существу дела.

Основной недостаток административной защиты заключается в том, что вышестоящий налоговый орган зачастую предпочитает защищать свои ведомственные интересы, глубоко не вникая в существо разногласий.

Судебный способ защиты предусматривает подачу жалобы (искового заявления) и судебное разрешение разногласий.

Споры юридических лиц и граждан-предпринимателей подведомственны арбитражным судам, а споры физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, – судам общей юрисдикции.

Преимущества судебного разрешения конфликтов проявляются в четкой определенности всех стадий судопроизводства процессуальным законодательством и относительной объективности рассмотрения спора.

К недостатку судебной защиты можно отнести достаточно высокие затраты на адвоката и судебные издержки.

Особый способ судебной защиты прав налогоплательщика – обращение в Конституционный Суд РФ. Подобное обращение возможно лишь после предварительного обращения в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

Понятие и состав налоговых правонарушений

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Состав налогового правонарушения включает в себя четыре элемента.

Объект налогового правонарушения — это те общественные отношения, которым в результате совершения таких правонарушений причиняется вред. Объектом налоговых правонарушений выступают фискальные интересы государства, направленные на формирование доходной части бюджетов всех уровней.

Субъект налогового правонарушения — это лицо, совершившее такие правонарушения и способное понести за них налоговую ответственность.

Объективная сторона налогового правонарушения — представляет собой внешнее проявление налогового правонарушения, то есть его физическую сторону, которая может непосредственно восприниматься с помощью органов чувств человека. Объективная сторона означает такую характеристику противоправного деяния, которая позволяет ответить на вопрос о том, каким способом это деяние совершено.

Субъективная сторона налогового правонарушения образует его психологическое содержание, поэтому она является внутренней стороной налогового правонарушения.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений

Ответственность несут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся налогоплательщиками или налоговыми агентами.

Уголовная ответственность за преступления, связанные с нарушением законодательства о налогах и сборах, наступает лишь в тех случаях, когда они совершены в крупном, особо крупном размере, либо в результате их совершения гражданам, организациям или государству был причинен крупный, особо крупный ущерб, либо совершение этих преступлений сопряжено с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере.

Особые меры налоговой и административной ответственности применяются к банкам и другим кредитным организациям за нарушение обязанностей по контролю и надзору, возложенных на них законодательством о налогах и сборах.

Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога, сбора и пеней. Повторное привлечение к налоговой или административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения не допускается.

Налоговые санкции

Налоговая санкция – мера ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов).

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза. При наличии обстоятельства, отягчающего ответственность, размер штрафа увеличивается на 100 %.

При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя

Исковое заявление о взыскании штрафа может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного искового заявления может быть восстановлен судом.

В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Налоговые споры и защита прав налогоплательщиков

За последние 5 лет наблюдается резкий рост судебных споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Связано это, прежде всего, с несоблюдением законодательства о налогах и сборах самими же ИФНС.

Налоговый кодекс РФ устанавливает обязанность налоговых органов соблюдать законодательство о налогах и сборах. В свою очередь налогоплательщики вправе требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков.

Каждый налогоплательщик самостоятельно выбирает модель взаимоотношений с налоговыми органами, и часто нежелание граждан и организаций ссориться с должностными лицами налоговых органов приводит к ощущению безнаказанности со стороны последних. В тоже время вне зависимости от способа построения взаимоотношений с налоговой службой, налогоплательщикам, как правило, не удается избежать плановых проверок, и на определенном этапе каждой организации приходится отстаивать свою правоту в вопросах своевременной сдачи налоговой отчетности, правильности начисления и уплаты налогов.

Читайте так же:  Заявление о налоговом правонарушении

Следует учитывать, что действующее законодательство возлагает на налоговые органы обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия обжалуемого решения. При этом в случае оспаривания решений налоговых органов арбитражные суды нередко разделяют позицию налогоплательщика, поскольку зачастую решения налоговых органов не основываются на законе, а «подгоняются» под нормы права.

Как правило, причинами налоговых споров являются решения налоговых органов или их незаконные действия (бездействия):

— необоснованный отказ в возмещении НДС;

— решения налоговых органов по результатам налоговой проверки о привлечении к налоговой ответственности;

— необоснованное решение о блокировке расчетного счета;

— выставленное требование об уплате налогов, пени, штрафных санкций;

— необоснованное списание налогов с расчетного счета организации;

— уклонение от ответов на письма, заявление и запросы налогоплательщика.

Исход налогового спора напрямую зависит от того, кто осуществляет защиту прав налогоплательщика. Залогом успеха в разрешении налогового спора являются квалификация, знания, опыт представителей налогоплательщика.

Налоговые споры

Наверно, любое дело, разрешаемое судом, можно отнести к категории «тяжелых». В противном случае, такие дела до суда бы и не доходили. К одним из самых тяжелых относятся налоговые споры. Конечно, не в последнюю очередь эти сложность связана с неправильной формулировкой исковых требований, которые предъявляют налоговые органы. В основном эти требования касаются правильности исчисления налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого социального налога, налога на доходы физических лица и прочие, то есть относятся к спорам бизнеса с государством.

Налоги нужно платить и с этим никто не спорит, но далеко не всегда налоговые органы относятся к своим обязанностям стопроцентно добросовестно. И чтобы защитить себя, свое дело и свое имущество, приходится прибегать к судебным тяжбам. А в таком случае обращение за помощью к квалифицированным юристам не помешает.

Причин, по которым разворачиваются дела, может быть масса, например, налоговые органы по результатам проверок приняли решение привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности, а налогоплательщик с этим, естественно, не согласен.
Анализируя судебную практику, выделяют три основных категории налоговых споров:

— споры, связанные с самой процедурой налогообложения, в которых налогоплательщик ссылается на допущенные налоговым органом;

— споры по вопросам факта, возникающие между налогоплательщиками и налоговыми органами и связанные с различной оценкой фактических обстоятельств дела;

— споры по вопросам права, возникающие между налогоплательщиками и налоговыми органами и связанные с разным толкованием и/или применением ряда норм материального права – налогового, гражданского и пр.

НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ. Защита прав налогоплательщиков

В мероприятии участвуют:

Зарипов Вадим Маратович

руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп», заместитель главного редактора журнала «Налоговед»

СТАТЬЯ 54.1 НК РФ: КОДИФИКАЦИЯ СУДЕБНЫХ ДОКТРИН ИЛИ НОВЫЕ ПРАВИЛА?

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ В СПОРАХ О НЕОБОСНОВАННОЙ НАЛОГОВОЙ ВЫГОДЕ

  • новые направления налогового контроля и новые зоны риска
  • современные тенденции проведения выездных и камеральных налоговых проверок
  • принципы налогового контроля и их практическое применение
  • информационная безопасность в ходе проверок
  • приостановление операций по счетам налогоплательщика
  • изменения в ответственности за налоговые преступления
  • имущественная ответственность физических лиц по налоговым долгам организаций

Герасименко Светлана Анатольевна

действительный государственный советник юстиции РФ 3-го класса

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ

  • Виды требований, с которыми налогоплательщик может обратиться в арбитражный суд;
  • Требования, в отношении которых законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования;
  • Пределы представления налогоплательщиком дополнительных доказательств при обжаловании решений налоговых органов;
  • Особенности распределения бремени доказывания по налоговым спорам;
  • Иные процессуальные аспекты рассмотрения отдельных категорий налоговых споров в арбитражных судах.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЙ ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ

  • Соблюдение обязательной досудебной процедуры при разрешении налоговых споров;
  • Отличие обязательной досудебной процедуры от административного порядка реализации налогоплательщиком своих прав, предусмотренных ч. 1 НК РФ;
  • Влияние признания сделок недействительными на учет налогоплательщиком фактически совершенных финансово-хозяйственных операций;
  • Налоговые последствия признания сделок недействительными;
  • Мнимые и притворные сделки в аспекте налоговых последствий;
  • Применение арбитражными судами основных начал законодательства о налогах и сборах при разрешении налоговых споров.

Никонов Андрей Александрович

старший партнер юридической компании «Пепеляев Групп»

ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за их совершение: примеры арбитражной практики

НАЛОГОВЫЕ САНКЦИИ: основания и порядок взыскания, сроки исковой давности

Бациев Виктор Валентинович

действительный государственный советник юстиции 3 класса, до 2014 г. — судья, председатель налогового состава, член Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, руководитель правового направления Проекта «Поддержка»

ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПОЛУЧЕНИЮ НЕОБОСНОВАННОЙ НАЛОГОВОЙ ВЫГОДЫ
с использованием иностранных компаний (правила тонкой капитализации, контролируемые компании и другие антиоффшорные механизмы, концепция бенефициарного собственника, первые уроки применения законодательства о трансфертном ценообразовании)

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ. РАЗБОР НЕРЕШАЕМЫХ НАЛОГОВЫМ КОДЕКСОМ СИТУАЦИЙ С УЧЕТОМ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

  • Спорные вопросы признания доходов и расходов.
  • Комментарий отдельных правовых позиций, закрепленных в судебных актах ВАС РФ и ВС РФ по конкретным делам.
  • Споры, касающиеся оценки хозяйственных операций, как приводящих к получению экономической выгоды и налогооблагаемого дохода. Споры, касающиеся оценки расходов для целей налогообложения через призму критериев оправданности, экономической обоснованности, направленности на получение дохода, наличия собственного хозяйственного интереса.
  • Новации законодательного регулирования, ключевые изменения. Основные направления налоговых проверок, риски.

Зарипов Вадим Маратович

Видео (кликните для воспроизведения).

руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп», заместитель главного редактора журнала «Налоговед»

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (Глава 21 НК РФ)

Источники

Налоговые споры и защита прав налогоплательщиков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here