Налоговые проверки закон

Налоговые проверки закон

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ (далее – Закон № 325-ФЗ) внес многочисленные изменения и дополнения в первую часть Налогового кодекса РФ. Ниже рассмотрим подробнее нововведения в отношении организаций и предпринимателей, которые уже вступили в силу или вступят 01.01.2020.

Кроме того, многие поправки, внесенные Законом № 325-ФЗ в первую часть НК РФ, начнут действовать с 01.04.2020. Они будут освещены в наших следующих публикациях. Следите за новостями.

Физлица (в т.ч. ИП) смогут подавать документы в налоговую инспекцию через МФЦ

Такое будет возможно, если:

  • случаи представления налогоплательщиками-физлицами в инспекцию и получения от нее документов (сведений) через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) предусмотрены НК РФ;
  • в конкретном МФЦ организована возможность представления и получения указанных документов.

Днем представления физлицом указанных документов (сведений) будет считаться дата их приема специалистом МФЦ, что подтвердит соответствующая расписка или иной документ. Датой получения документа физлицом считается день, следующий за днем его получения МФЦ от налоговой инспекции.

Данные правила действуют с 29.10.2019 (п. 2, 7 ст. 1, п. 2 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Случаи, когда физлица (в т.ч. ИП) могут взаимодействовать с налоговой инспекцией через МФЦ, установлены тем же законом. Например, с 1 января 2020 г. граждане смогут представлять через МФЦ налоговые декларации по НДФЛ на бумажном носителе (пп. «а» п. 24 ст. 1, п. 3 ст. 3 Закона № 325-ФЗ). Кроме того, с 1 апреля 2020 г. появится возможность подавать через МФЦ заявления о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе, а также получать через МФЦ свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (пп. «д» п. 26 ст. 1, п. 4 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Выездные налоговые проверки на территории субъекта РФ могут проводить специализированные инспекции

По общему правилу решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения (месту жительства). Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа, в котором такое обособленное подразделение состоит на учете по месту своего нахождения. Это следует из п. 2 ст. 89 НК РФ.

С 29.09.2019 проводить указанные проверки на территории конкретного субъекта РФ может налоговый орган, специально уполномоченный на это ФНС России. Такие инспекции вправе проверять налогоплательщиков (а также филиалы и представительства организаций), которые находятся (проживают) на территории этого региона (п. 31 ст. 1, ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

ИФНС обязана уведомить отделение ПФР о регистрации физлица в качестве самозанятого

Как известно, вознаграждение, выплаченное самозанятому гражданину, с которого он уплачивает налог на профессиональный доход (далее – НПД, спецрежим), не облагается страховыми взносами (ч. 1, 2 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ). ИП, применяющие НПД, не признаются плательщиками страховых взносов «за себя» в фиксированном размере за период применения этого спецрежима (ч. 11 ст. 2 Закона № 422-ФЗ).

При этом физлица (в т.ч. ИП), изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, обязаны встать на учет в налоговой инспекции в качестве плательщика НПД. Снятие с налогового учета по этому основанию осуществляется в случае отказа от применения спецрежима, а также в случаях, когда гражданин не соответствует необходимым требованиям (ч. 1, 12 ст. 5 Закона № 422-ФЗ). Причем налоговые инспекции обязаны теперь уведомлять территориальные органы ПФР о постановке граждан на учет (снятии с учета) в качестве плательщиков НПД (в течение трех рабочих дней). Такая обязанность действует с 29.10.2019 (п. 8 ст. 1 Закона № 325-ФЗ).

Установлен момент, с которого налог, не удержанный налоговым агентом, считается уплаченным в бюджет

Конкретные события, с которыми связывается исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога, перечислены в п. 3. ст. 45 НК РФ. Так, если исчислить и удержать налог из дохода налогоплательщика должен налоговый агент, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня удержания сумм налога налоговым агентом (пп. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ).

В то же время по разным причинам налоговый агент может не удержать налог (или удержать не полностью) и выплатить налогоплательщику начисленный доход в полной сумме. Если налоговый агент не сообщит в инспекцию о неудержании налога (как того требует пп. 2 п. 3 ст. 24, п. 5 ст. 226 НК РФ), данный факт может выявиться во время налоговой проверки. В такой ситуации ИФНС в любом случае вправе взыскать с налогового агента штраф по ст. 123 НК РФ и пени, начисленные на сумму недоимки, а в отдельных случаях – еще и саму недоимку (п. 9 ст. 226 НК РФ (в редакции пп. «в» п. 16 ст. 2 Закона № 325-ФЗ), п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Причем пени начисляются до момента уплаты налога (п. 3 ст. 75 НК РФ). Однако в п. 3 ст. 45 НК РФ не установлен момент исполнения обязанности по уплате налога в рассматриваемой ситуации.

Комментируемый закон исправил этот пробел. Если факт неудержания (неполного удержания) налога налоговым агентом выявит налоговая проверка, налог будет считаться уплаченным со дня предъявления налоговым агентом в банк соответствующего платежного поручения (при наличии на расчетном счете налогового агента достаточного денежного остатка на день платежа). Дополнение вступает в силу 1 января 2020 г. (п. 9 ст. 1, п. 3 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

На плательщиков УСН и ЕСХН больше не распространяются особые правила определения даты начала и окончания налогового периода

Налоговым периодом по ЕСХН и УСН признается календарный год, т.е. период с 1 января по 31 декабря года (ст. 346.7, 346.19 НК РФ). Однако организация может быть создана, ликвидирована или реорганизована (госрегистрация физлица в качестве ИП осуществлена или прекращена) в течение календарного года. В таких случаях для налогов, у которых налоговый период составляет календарный год, нормы п. 2, 3 ст. 55 НК РФ устанавливают особые правила определения даты начала и окончания налогового периода. По этим правилам налоговый период уже не равен календарному году.

Например, если организация создана (ИП зарегистрирован) в период с 1 декабря по 31 декабря одного календарного года, то согласно п. 2 ст. 55 НК РФ первым налоговым периодом в этом случае будет период со дня создания организации (регистрации ИП) по 31 декабря календарного года, следующего за годом создания организации (регистрации ИП).

Если организация прекращает деятельность путем ликвидации или реорганизации (гражданин прекращает деятельность в качестве ИП), то согласно п. 3 ст. 55 НК РФ последним налоговым периодом в такой ситуации будет период с 1 января календарного года, в котором прекращена деятельность организации (утратила силу госрегистрация ИП), до дня госрегистрации прекращения деятельности организации (утраты силы госрегистрации ИП).

Читайте так же:  Документы для возврата подоходного налога за учебу

Согласно изменениям, внесенным в п. 4 ст. 55 НК РФ (п. 13 ст. 1 Закона № 325-ФЗ), вышеуказанные правила определения налогового периода не применяются в отношении налогов, уплачиваемых при применении ЕСХН и УСН. Раньше особые правила определения даты начала и окончания налогового периода не распространялись только на плательщиков ПСН и ЕНВД.

На практике указанные нововведения означают, что для плательщиков, применяющих УСН или ЕСХН, налоговый период в любом случае составляет календарный год (период с 1 января по 31 декабря года) и налоговые декларации по его итогам нужно представлять не ранее 1 января года, следующего за истекшим налоговым периодом.

При этом поправки вступили в силу 29.09.2019 и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г. (п. 1, 10 ст. 3 Закона № 325-ФЗ). Получается, что до опубликования Закона № 325-ФЗ налогоплательщик, созданный (зарегистрированный) в декабре 2018 г. и применяющий УСН или ЕСХН, должен был отчитаться по доходам (расходам) за этот месяц только в составе налоговой декларации за 2019 г. (согласно ст. 346.10, 346.23 НК РФ не позднее 31.03.2020, для ИП на УСН – не позднее 30.04.2020). Теперь же у него появилась обязанность представить две отдельные декларации – за 2018 г. (по доходам и расходам декабря 2018 г.) и за 2019 г.

При этом сроки представления налоговых деклараций за 2018 г. согласно ст. 346.10, 346.23 НК РФ вышли, а в Законе № 325-ФЗ какие-либо указания на этот счет отсутствуют. В связи с этим декларацию за 2018 г., по нашему мнению, можно подать в любой день в пределах срока сдачи декларации за 2019 г.

Ответственность по ст. 119 НК РФ за несвоевременную сдачу этой декларации наступать, на наш взгляд, не должна, поскольку это произошло не по вине налогоплательщика (при этом новый срок подачи декларации в Законе 325-ФЗ не установлен). Согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения исключает привлечение лица к ответственности за его совершение.

Кроме того, если по итогам декабря 2018 г. у плательщика образуется налог к уплате, то на эту же сумму возникает переплата по авансовому платежу за первый квартал 2019 г. В этой связи декларации за 2018 и 2019 г. рекомендуется представить одновременно, а также вместе с ними подать заявление на зачет переплаты за 2019 г. в счет уплаты налога за 2018 г.

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2020 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Статья 87. Налоговые проверки

Комментарий к статье 87 Налогового кодекса РФ

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ (см. комментарий к ней) налоговые органы имеют право на проведение налоговых проверок, общий порядок и условия которого установлены комментируемой статьей. Следует отметить, что содержание комментируемой статьи было существенно сокращено в результате вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» . Если в первоначальной редакции комментируемая статья определяла значительную часть общих условий проведения налоговых проверок, то в действующей редакции она посвящена только формам (п. 1) и цели (п. 2) таких проверок.

Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» // СЗ РФ. 2006. N 31 (часть 1). Ст. 3436.

Согласно п. 1 комментируемой статьи налоговые проверки могут проводиться в двух формах: камеральная налоговая проверка (см. ст. 88 НК РФ и комментарий к ней) и выездная налоговая проверка (см. ст. 89 НК РФ и комментарий к ней).

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом, т.е. лицами, непосредственно участвующими в исполнении обязанности по уплате налогов и сборов, законодательства о налогах и сборах. Раскрывая цель проведения налоговых проверок, необходимо обратить внимание на Постановление Европейского суда по правам человека от 20 сентября 2011 года по делу N 14902/04 «ОАО «Нефтяная компания «Юкос» (OAO «Neftyanaya kompaniya «Yukos») против Российской Федерации», в котором указанный наднациональный судебный орган отмечает, что налоговые органы вправе проводить проверки в целях выявления фактического собственника реализованного имущества и фактического получателя экономической выгоды и установления его недобросовестности, выразившейся в применении схемы уклонения от уплаты налогов. При этом налоговые органы устанавливают лицо, являющееся фактическим собственником, исходя из фактических отношений, возникающих между сторонами сделок, вне зависимости от того, какие лица названы собственниками имущества в представляемых в ходе налоговой проверки документах.

Статья 87.1. Утратила силу. — Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ.

Статья 88. Камеральная налоговая проверка

Комментарий к статье 88

В комментируемой статье определяется содержание камеральной проверки, устанавливаются порядок и условия ее проведения, в том числе место и сроки.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная налоговая проверка расчета финансового результата инвестиционного товарищества проводится налоговым органом по месту учета участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

Необходимо обратить внимание на то, что со вступлением в силу Федерального закона от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» принципиально изменилась модель правового регулирования налогового контроля: если ранее основные нормы, определяющие порядок и условия проведения налоговых проверок, были закреплены в ст. 87 НК РФ (см. комментарий к ней), посвященной налоговым проверкам в целом, то с 2007 года основная нагрузка по регламентации налоговых проверок легла на статьи 88 и 89 комментируемого Кодекса, первая из которых посвящена камеральным, а вторая — выездным налоговым проверкам. При этом в настоящее время камеральная проверка стала основным видом налогового контроля, т.к. всевозрастающее число налогоплательщиков не позволяет обеспечить стопроцентный охват выездными налоговыми проверками всех налогоплательщиков. Другое дело выездной налоговый контроль. Он проводится точечно, в отношении небольшого числа налогоплательщиков.

Читайте так же:  Калькулятор возмещения ндфл

Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» // СЗ РФ. 2006. N 31 (часть 1). Ст. 3436.

В п. 1 комментируемой статьи не только установлено место проведения камеральной налоговой проверки (местонахождение налогового органа), но и определен ее предмет, который составляют налоговая декларация (расчет), а также документы, представленные налогоплательщиком или имеющиеся у налогового органа.

Следует отметить, что п. 2 комментируемой статьи, с одной стороны, устанавливает, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. С другой стороны, в ней определяется срок проведения рассматриваемого мероприятия налогового контроля — в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Системное толкование пунктов 1 и 2 комментируемой статьи позволяет указать на два значения налоговой декларации (расчета) при проведении камеральной налоговой проверки. Во-первых, она является ее основным предметом, а во-вторых — основанием. Такой подход к определению роли и места налоговой декларации (расчета) в процессе проведения камеральной налоговой проверки позволяет систематизировать сложившуюся судебно-арбитражную практику.

Завершая рассмотрение сроков проведения камеральной налоговой проверки, следует указать на п. 9.1 комментируемой статьи, которая предусматривает, что в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет), камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка, основанием которой является уже уточненная налоговая декларация (расчет). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Федеральный закон от 28 июня 2013 года N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» // СЗ РФ. 2013. N 26. Ст. 3207.

Необходимо иметь в виду, что согласно п. 7 комментируемой статьи налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если отсутствуют перечисленные выше обстоятельства или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом истребование договоров и регистров бухгалтерского учета не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, а следовательно, является незаконным. Вывод о правомерности со стороны налогоплательщика непредставления названных документов был сделан, например, Девятым арбитражным апелляционным судом в его Постановлении от 15 августа 2014 года N 09АП-28826/2014.

Вместе с тем необходимо учитывать, что, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет. Именно из этого исходил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при формировании своей позиции в Постановлении от 11 ноября 2008 года N 7307/08, а также Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 27 августа 2012 года N А56-52104/2011.

Также следует остановиться на правовой природе требования налогового органа о представлении пояснений по налоговой декларации. В судебно-арбитражной практике сформировалась по тому вопросу позиция, опирающаяся на п. 3 комментируемой статьи. Данная позиция предполагает, что документ, на основании которого истребуются дополнительные сведения у налогоплательщика, носит процедурный характер, прав и обязанностей у налогоплательщика не порождает, потому свойствами ненормативного акта не обладает. Именно из этого исходил, например, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, вынося Постановление от 28 августа 2012 года N А10-355/2012, в котором указал, что обжалование такого документа не производится.

В пунктах 4 и 5 комментируемой статьи устанавливаются права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, связанные с истребованием дополнительных сведений и документов. Так, налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет). В свою очередь должностное лицо налогового органа, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки (см. ст. 100 НК РФ и комментарий к ней).

Представляется спорной позиция отдельных судебных органов (см., например, Постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 декабря 2012 года N Ф03-5950/2012, от 19 декабря 2012 года N Ф03-5646/2012), которые из того обстоятельства, что п. 5 комментируемой статьи предусматривает возможность установления факта совершения налогового правонарушения на основании оценки налоговым органом представляемых налогоплательщиком пояснений и документов, делают вывод о наличии у налогоплательщика обязанности, а у налогового органа — права истребовать первичные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию, при выявлении в ходе камеральной проверки несоответствия между этими данными и сведениями, содержащимися в имеющихся у налогового органа документах, полученных им в ходе налогового контроля. Исходя из буквального толкования п. 4 комментируемой статьи допустим вывод о наличии у налогоплательщика права на представление дополнительных документов, включая регистры налогового и бухгалтерского учета, но не обязанности.

В завершение следует отметить, что согласно п. 10 комментируемой статьи правила, предусмотренные в ней, распространяются также на плательщиков сборов, налоговых агентов, иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета), если иное не предусмотрено комментируемым Кодексом.

Что изменилось в проведении налоговых проверок

С 3 сентября 2018 года вступили в силу важные поправки в порядок проведения проверок налогоплательщиков — к примеру, увеличилось время подготовки документов по сделкам, а также изменились требования к налоговой инспекции. Чего еще коснулись нововведения, разбираемся вместе.

Увеличился срок подготовки документов

Предоставить ответ проверяющим по конкретной сделке необходимо в течение 10 рабочих дней со дня получения требования (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Ранее на это отводилось только пять дней. Несмотря на увеличение срока, за налогоплательщиком сохранилось право просить об отсрочке в том случае, если он не успевает собрать документы к установленной дате.

Не нужно подавать документы повторно

Компании получили право не представлять проверяющим те документы, которые ранее уже подавались, независимо от основания и инспекции, в которую они подавались (п. 5 ст. 93 НК РФ). Во избежание штрафа налогоплательщику необходимо уведомить ИФНС о своем решении, а также указать реквизиты требования и налоговую инспекцию, куда документы направлялись ранее. В противном случае штраф составит 200 ₽ за каждый документ, который налоговая инспекция требовала, но не получила (ст. 126 НК РФ). Повторно документы отправляются в ИФНС только в двух случаях:

  • сотрудники инспекции утратили документы по причине обстоятельств непреодолимой силы;
  • ранее налогоплательщик отправлял подлинники, и проверяющие их вернули.
Читайте так же:  Доля налоговых вычетов

Копия протокола допроса свидетеля — без запроса

Свидетельские показания — весомый аргумент для признания сделки фиктивной, поэтому ИФНС вправе допрашивать свидетелей в рамках выездной или камеральной проверки (письмо Минфина России от 19.06.2015 № 03-02-07/1/35776).

Теперь ИФНС обязана выдать свидетелю копию протокола допроса без его официального запроса, а если свидетель откажется брать документ, то в протоколе будет сделана соответствующая отметка (п. 6 ст. 90 НК РФ). Раньше у ИФНС не было такой обязанности.

Новые преимущества налогоплательщиков

Теперь вместе с актом будет выдаваться еще один документ, содержащий выводы проверяющих после дополнительных контрольных мер, которые были проведены ИФНС в рамках проверки (п. 6.1, 6.2 ст. 101 НК РФ).

Кроме того, у налогоплательщика появится больше возможностей отстоять свою позицию. При вынесении решения по результатам проверок, завершенных после 3 сентября 2018 года, ИФНС не может учитывать те доказательства, с которыми налогоплательщик не смог ознакомиться до начала заседания (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Напомним, что до внесения изменений проверяющие могли ознакомить налогоплательщика с доказательствами не в его пользу прямо в день заседания, поэтому у налогоплательщика не было времени подготовить аргументы в свою защиту.

Ограничение полномочий ИФНС

С 3 сентября 2018 года полномочия инспекторов сократили. Если компания подала уточненную налоговую декларацию, где уменьшила сумму налога или увеличила убыток, ИФНС вправе повторно ее проверить в рамках выездной проверки (пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ). Однако контролю отныне подлежат лишь те показатели, которые были скорректированы. Ранее ИФНС могла проверить весь период, за который была сдана уточненная декларация.

Сокращен срок камеральной проверки

После вступления в силу изменений у инспекторов есть только два месяца для проведения камеральной проверки декларации по НДС (п. 2 ст. 88 НК РФ). Этот срок может быть увеличен до трех месяцев, если будут выявлены признаки нарушений, так как потребуется время для запроса документов у контрагентов налогоплательщика и др.

Оцените новые возможности Контур.Экстерна по работе с требованиями в рамках акции «Тест-драйв»

Будут запрашивать данные у аудиторов

Если в ходе выездной проверки налогоплательщик по каким-либо причинам не предоставит сотрудникам ИФНС информацию и документы, которые требуются для контроля правильности исчисления налогов, с 1 января 2019 года ИФНС сможет запросить необходимые сведения у аудиторов. Поправки в п. 4 ст. 82 НК РФ вносит Федеральный закон от 29.07.18 № 231-ФЗ.

В настоящее время п. 4 ст. 82 НК РФ запрещает налоговикам собирать, хранить, использовать и распространять информацию о налогоплательщике, составляющую аудиторскую тайну.

Марина Соколова,
эксперт по бухучету и налогообложению

Налоговые проверки

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно действующему налоговому законодательству установлены два вида проверок.

Понятие налоговой проверки, виды и классификации

Налоговая проверка может быть камеральная и выездная. Каждый из этих видов регулируется Налоговым кодексом.

Под понятием «налоговая проверка» понимается совокупность действий со стороны налогового органа, которые нацелены на проверку, контроль и правильность перечислений от плательщика в государственный бюджет соответствующего уровня налогов, сборов, причитающийся пени при их наличии, а также штрафов.

Виды налоговых проверок классифицированы по характеру действий. Камеральная налоговая проверка подразумевает проверку налоговым органом по месту его нахождения всей документации, которая имеется в распоряжении, а также сопоставление с теми документами, которые представляют в налоговый орган плательщики. То есть это проверка, так называемая – номинальная, а не фактическая, на местах.

Выездная налоговая проверка подразумевает проверку уже на месте – по месту нахождения плательщика.

Цель такой проверки – сопоставление достоверности и полноты представляемых сведений от плательщика, проверку всех деклараций, отчетов, расчетов, которые плательщик ведет в ходе своей деятельности. Решение о том, что налоговая проверка будет носить выездной характер, принимает руководитель или исполняющий его обязанности и функции лицо налогового органа.

Если плательщик не в состоянии предоставить для проверки помещения, то налоговый орган вправе изъять всю необходимую для проверки документацию и провести проверку на своей территории.

Ранее виды налоговых проверок включали в себя и встречную проверку, но на сегодняшний день эта налоговая проверка трансформировалась в запрашивание и истребование документации с плательщика налоговыми органами для сопоставления данных.

Несмотря на то, что термин «встречная налоговая проверка» исключен из Кодекса, сама проверка, по сути, осталась – сверка документации, цель которой проверка подлинности и достоверности предоставляемых данных.

Особенности проведения проверок

Основной задачей любой налоговой проверки является проверка документов, связанных с доходами и расходами плательщика, уплаты с этих доходов и расходов налогов и сборов, которые причитаются по закону этому плательщику. Но каждая налоговая проверка имеет свои особенности.

Так, по результатам камеральной проверки плательщику выдается акт налоговой проверки, который содержит в себе все данные о проведенном сравнении документов.

При этом направляется акт налоговой проверки, как правило, в электронном виде плательщику с использованием сети Интернет. А по результатам выездной проверки – на бумажном носителе.

Акт налоговой проверки в любом случае содержит следующие данные:

  • наименование организации;
  • вводную часть;
  • описательную часть;
  • итоговую часть.

В вводной части обязательно указывается, какой именно налоговый орган решил провести проверку, номер этого органа, имя руководителя, дату проведения проверки. Кроме того указываются, в отношении каких налогов и сборов проводилась проверка, меры для осуществления контроля за исполнением налогового законодательства.

В описательной части акт налоговой проверки прописывает факты о выявленных нарушениях или отсутствии таких фактов, мелкие недочеты, которые необходимо будет устранить плательщику.

К каждому факту нарушения или недочета должны быть приписаны ссылки на нормативно-правовые акты, которые регулируют конкретный вопрос, ссылки на указанные нарушения, способы их устранения, меры наказания при неисполнении.

В итоговой части указываются способы устранения выявленных нарушений, а также данные тех, кто проводил проверку. В итоговой части так же прописывается право плательщика на выдвижение возражений по проведенной проверке.

Выездная проверка содержит некоторые особенности при проведении. Так, представители налоговых органов вправе запрашивать любые документы, непосредственно связанные с деятельность плательщика в вопросах налогообложения, получения прибыли или расходов, а плательщик не вправе утаивать наличие таких документов.

Время налоговой проверки камерального типа составляет ровно три месяца после подачи декларации. То есть: плательщик подает налоговую декларацию на рассмотрение в налоговый орган, а он в свою очередь в течение трех месяцев проводит проверку в отношении плательщика.

Если же проверка носит выездной характер, то срок на проведение составляет – 2 месяца. Однако в некоторых случаях она может быть продлена до 4-6 месяцев.

Повторная проверка

Повторная налоговая проверка может проводиться в двух случаях:

  • при решении вышестоящего налогового органа;
  • при подаче плательщиком уточненной декларации, которая является основанием для снижения налоговой ставки.
Читайте так же:  Мрск центр дивиденды дата выплаты

В первом случае проведение налоговых проверок обуславливается сразу двумя моментами: для проверки работы налогового органа, который проводил первую проверку, и для проверки соответствия налоговому законодательству плательщика.

Во втором случае проверка проводится для того, чтобы проверить новые данные, полученные от плательщика. Так, при уточненной налоговой декларации нередко сумма НДС уменьшается, что ведет к сокращению поступающих в государственный бюджет средств.

Обязанность налогового органа — проверить достоверность сведений и оснований для такого уменьшения.

Повторная проверка на основе уточненной декларации проводится в установленные законом сроки – до трех месяцев. Если в ходе проверки обнаруживаются нарушения, а декларация приобретает статус недостоверной и неточной, то плательщика об этом уведомляют путем направления акта о проверке. При этом о камеральной проверке плательщика не всегда уведомляют – это право налогового органа.

Обязанностью у налогового органа является направление акта о рассмотрении материалов налоговой проверки в отношении плательщика.

Лица, которые проводят проверки

Камеральную проверку, согласно налоговому законодательству, проводят уполномоченные лица – сотрудники налогового органа, к которому территориально относится плательщик, непосредственно после поступления на рассмотрение декларации.

Специального разрешения или указания от руководителя на проведение камеральной налоговой проверки не поступает. Должностные лица обязаны своевременно, а именно – в течение трех месяцев, провести проверку самостоятельно, составить и направить плательщику акт, известить о результатах руководителя налогового органа. Он подписывает акт после проверки.

Выездную налоговую проверку проводят уполномоченные и назначенные руководителем налогового органа лица. Руководитель назначает дату проверки, назначает лиц, которые будут ее проводить, устанавливает ответственных за проведение и извещение плательщиков о проверке.

Задача уполномоченных лиц – своевременно провести проверку по всем правилам налогового законодательства, известить плательщика, в отношении которого проводится проверка, составить акт, предоставить его руководителю для ознакомления, отправить плательщику. Срок выездной проверки не может превышать полугода, средний срок – два календарных месяца.

Выездные налоговые проверки: что нового в 2018 году

В 2018 году налоговые органы в полной мере используют ст. 54.1 НК РФ при проведении мероприятий налогового контроля. Как в связи с этим изменился характер проверок и на что нужно обращать внимание налогоплательщикам?

Юрист компании «Туров и партнеры» Денис Морозов объясняет , какие изменения претерпели налоговые проверки в этом году, на какие особенности должны обращать внимание предприниматели и как лучше всего подготовиться к выездной проверке.

19 августа 2017 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, согласно которым введена ст. 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». В 2018 году налоговые органы в полной мере используют эту статью при проведении мероприятий налогового контроля. Основной причиной доначислений является невозможность налогоплательщика доказать проявление должной осмотрительности при выборе контрагентов.

Налогоплательщикам запрещено уменьшать налогооблагаемую базу и принимать вычеты при наличии одного из следующих оснований:

  1. Искажены сведения о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
  2. Основной целью совершения сделки являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
  3. Обязательство по сделке исполнено не лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком. Исключением является, передача обязательств по исполнению сделки иному лицу по закону или договору.

Обстоятельства, которые не могут сами по себе служить основанием для предъявления налоговых претензий (п. 3 ст. 54.1 НК РФ):

1) первичные учетные документы подписаны неустановленным или неуполномоченным лицом;

2) контрагент нарушил налоговое законодательство;

3) налогоплательщик мог получить тот же результат экономической деятельности при совершении иных сделок (операций).

Положения п. 2 ст. 54.1 Кодекса не предусматривают для налогоплательщиков негативных последствий за неправомерные действия контрагентов второго, третьего и последующих звеньев.

Налоговые претензии возможны только при доказывании налоговым органом факта нереальности исполнения сделки (операции) контрагентом и несоблюдении налогоплательщиком установленных п. 2 ст. 54.1 Кодекса условий (Письмо ФНС РФ от 16.08.2017 N СА-4-7/[email protected]).

Обязанность проверять контрагента в законе не установлена. Тем не менее, с учетом ст. 54.1 НК РФ и рекомендаций по применению положений ст. 54.1 НК РФ (Письмо ФНС РФ от 31.10.2017 N ЕД-4-9/[email protected]) проявление должной осмотрительности важно для доказательства добросовестности налогоплательщика и контрагента.

В целях самостоятельной оценки рисков при выборе контрагентов налогоплательщики могут использовать общедоступные критерии оценки рисков, отраженные в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

На что обращает внимание налоговая

  1. Отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров.
  2. Отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность.
  3. Отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность.
  4. Отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей.
  5. Отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам.
  6. Отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Какие документы и какую информацию затребует налоговая служба относительно действий налогоплательщика при осуществлении выбора контрагента

  1. документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбора контрагента;
  2. источник информации о контрагенте (сайт, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информация о ранее выполняемых работах контрагента);
  3. результаты мониторинга рынка соответствующих товаров (работ, услуг), изучения и оценки потенциальных контрагентов;
  4. документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (закрепленный порядок контроля за отбором и оценкой рисков, порядок проведения тендера и др.);
  5. деловую переписку с контрагентом.

8 изменений в налоговом администрировании 2017 года

Годом ранее произошло много других изменений, о которых рассказывал на вебинаре «Выездные налоговые проверки в 2017 году» аудитор и налоговый адвокат Александр Матиташвили.

1. Уплатить налоги и сборы за компанию праве третьи лица (поправки в п. 1 ст. 45 НК РФ).

Такое правило действует с 30 ноября 2016 года. Также с 1 января 2017 года третьи лица могут уплатить за компанию страховые взносы.

В настоящее время в п. 1 ст. 45 НК РФ сказано, что уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом, но это лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы уплаченного налога за налогоплательщика.

2. С 1 января 2017 года процесс взыскания налогов с поручителей для налоговиков упростился (поправки в п. 3 ст. 74 НК РФ).

Теперь инспекторы вправе взыскать неуплаченный налог с поручителей во внесудебном порядке. В 2016 году такое взыскание налоговый орган мог произвести только с привлечением судов.

Читайте так же:  Документы для получения возврата налога за лечение

3. С 1 октября 2017 года сумма пени за просрочку по налогу будет зависеть от периода просрочки (поправки в п. 4 ст. 75 НК РФ).

Организация, которая опоздала с уплатой налога более чем на 30 дней, должна будет заплатить пени исходя из расчета 1/150 ставки рефинансирования. За период просрочки до 30 дней включительно пени рассчитываются исходя из старой ставки — 1/300 ставки рефинансирования.

До 1 октября 2017 года при расчете пени количество дней просрочки роли не играет.

4. С 1 января 2017 года компания, не подав пояснения в инспекцию, рискует получить штраф по ст. 129.1 НК РФ.

Размер штрафа составляет 5 000 руб. Если в течение календарного года допускается повторное нарушение, то штраф увеличивается до 20 000 руб.

Инспекторы вправе запросить у компании пояснение в трех случаях (п. 3 ст. 88 НК РФ): 1) если компания заявляет в декларации убыток; 2) если организация показывает в уточненной декларации налог к уменьшению; 3) если инспекторы находят в декларации ошибки и противоречия.

5. Налоговики получили полный доступ к информации о движении денежных средств не только проверяемого налогоплательщика, но и всех его контрагентов.

Благодаря Федеральному закону от 03.07.2016 № 240-ФЗ инспекторы имеют право запрашивать в банках справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) иностранных организаций, реорганизованных или ликвидированных организаций, которые являются контрагентами тех лиц, в отношении которых проводится налоговая проверка либо у которых истребуются документы.

6. Со 2 июня 2016 года организации получили возможность направить жалобу в вышестоящий налоговый орган, в управление ФНС по региону, через интернет.

Согласно Федеральному закону от 01.05.2016 № 130-ФЗ организация вправе направить как простую жалобу, так и апелляционную жалобу.

7. Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ дает право налогоплательщикам лично участвовать в рассмотрении апелляционной жалобы.

Такое правило касается не всех решений по выездным налоговым проверкам и применяется в двух случаях: когда при рассмотрении апелляционной жалобы выявлены противоречия в сведениях, которые содержатся в материалах налоговиков, и если информация, представленная компанией, не соответствует тем данным, которые есть у налоговой инспекции.

8. Начали действовать более строгие правила для компаний, обязанных представлять налоговые декларации по телекоммуникационным каналам связи.

Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ устанавливает срок, в течение которого налогоплательщики обязаны организовать электронный документооборот с инспекцией, — не более 10 дней со дня возникновения обязанности по сдаче налоговой отчетности в электронном виде.

За эти 10 дней налогоплательщику надо успеть: заключить договор с оператором электронного документооборота; получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи; если за онлайн-взаимодействие налогоплательщика с налоговой инспекцией отвечает уполномоченный представитель организации, представить в инспекцию документ, подтверждающий полномочия этого представителя. Если за 10 дней налогоплательщик не успевает выполнить все требования, налоговики могут заблокировать его расчетный счет.

Дополнительные мероприятия налогового контроля в рамках выездных налоговых проверок

Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ со 2 июня 2016 года разрешил налогоплательщикам подавать возражения по результатам дополнительного контроля. Благодаря этому закону в Налоговом кодексе теперь четко прописано, что, если налогоплательщик пишет заявление о том, что хочет ознакомиться с материалами дополнительного контроля, то налоговая инспекция в двухдневный срок должна обеспечить ему такую возможность.

Сформировать и отправить любые виды отчетности во все контролирующие органы

В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения фактов совершения налоговых правонарушений либо руководитель налоговой инспекции, либо заместитель руководителя вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о назначении дополнительных мероприятий указываются:

  • обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения дополнительных мероприятий;
  • конкретный срок;
  • форма проведения дополнительных мероприятий.

В качестве дополнительных мероприятий производится истребование документов, допрашиваются свидетели, заказывается проведение экспертизы.

Форма решения о проведении дополнительных мероприятий утверждена Приказом ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] Один экземпляр решения передается налогоплательщику, второй остается у налоговой.

В Письме Минфина РФ от 06.11.2009 № 03-02-08/82 уточняется, что налоговые органы обязаны обеспечить в установленном порядке участие налогоплательщика в процессе рассмотрения материалов налогового контроля, включая материалы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. В настоящее время срок для ознакомления налогоплательщика с материалами — не позднее 10 дней с момента завершения дополнительных мероприятий.

Что касается результатов дополнительного контроля, то в Налоговом кодексе ничего не говорится о необходимости налоговиков оформлять какой-либо документ по результатам такого контроля. Хотя суды считают, что инспекция должна оформить письменный документ (акт или справку), в котором бы излагалось, какие процедуры проводились в ходе дополнительного контроля, какие документы были составлены, как документы, добытые в ходе дополнительного контроля, влияют на выводы, которые будут в решении по итогам налоговой проверки (Пост. ФАС УО от 03.09.2008 № Ф09-6220/08-С3; Пост. ФАС СКО от 09.02.2010 № А53-12505/2009).

Если налогоплательщик не согласен с актом, он может представить письменные возражения. Отсутствие письменных возражений не лишает налогоплательщика права давать устные пояснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки, а также представлять документы, опровергающие выводы налоговиков, изложенные в акте налоговой проверки. Инспекция может принять решение о проведении дополнительных мероприятий. Когда налогоплательщика знакомят с документами, добытыми в ходе дополнительных мероприятий, налоговики составляют протокол ознакомления налогоплательщика с результатами дополнительного контроля (Письмо ФНС РФ от 07.08.2013 N СА-4-9/[email protected]).

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.11.2011 № 15726/10 говорится, что, если в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля налоговая инспекция обнаруживает какие-то существенные подтверждения своих выводов о нарушениях налогового законодательства, то налогоплательщику обязательно нужно дать время на ознакомление с результатами дополнительного контроля и на подготовку возражений. Если же в ходе дополнительных мероприятий инспекция не нашла существенных аргументов, то тогда решение выносится без обсуждений и возражений.

В рамках дополнительных мероприятий налогового контроля налоговая инспекция не вправе выявлять новые нарушения и записывать в решения новые основания для доначисления налогов (Пост. ФАС МО от 14.05.2010 № КА-А40/3565-10). Она может только перепроверять ранее выявленные нарушения и находить новые аргументы для уже найденных нарушений, описанных в акте.

Видео (кликните для воспроизведения).

Количество мероприятий, которые может провести инспекция в рамках дополнительного контроля, не ограничено, главное — уложиться в срок, который отведен для дополнительных мероприятий (Письмо Минфина от 15.07.2016 № 03-02-07/1/41426).

Источники

Налоговые проверки закон
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here