Налоговая проверка за сколько лет

СРОКИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Автор — Н. Селиванова, юрист компании «Гарант»

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены две формы налоговых проверок — камеральные и выездные налоговые проверки. Камеральные проверки являются основной формой налогового контроля — они проводятся каждый раз при поступлении от налогоплательщика деклараций или других документов, на основании которых происходит исчисление и уплата налогов, без специального решения руководителя налогового органа.

Выездные налоговые проверки проводятся исключительно по решению руководителя налогового органа, и в течение одного календарного года по одним и тем же налогам за один и тот же период времени может проводиться только одна выездная проверка (исключением являются повторные проверки при реорганизации/ликвидации предприятия или при осуществлении контроля деятельности налогового органа). Согласно п.2.5 Единых требований к формированию информационного ресурса «Выездные налоговые проверки» (утв. приказом МНС РФ от 17 ноября 2003 г. N БГ-3-06/[email protected]) налогоплательщик включается в план проведения выездных налоговых проверок, если выполняется хотя бы одно из условий:

— налогоплательщик относится к категории крупнейших и (или) основных,

— есть поручение правоохранительного органа,

— есть поручение вышестоящего налогового органа,

— организация представляет «нулевые балансы»,

— организация не представляет налоговую отчетность,

— необходимость проверки вытекает из мотивированного запроса другого налогового органа,

— налогоплательщик отобран по результатам камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бухгалтерской отчетности,

— налогоплательщик отобран на основании анализа основных финансовых показателей деятельности по отраслевому принципу,

— налогоплательщик отобран на основании анализа иной информации, результаты которого позволяют сделать вывод о возможности обнаружения налоговых правонарушений,

Для налоговых проверок законодательством установлено общее правило: налоговой проверкой охватываются только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Отметим, что налоговый орган вправе также исследовать документы более ранних периодов, если они имеют непосредственное отношение к проверяемому интервалу времени деятельности налогоплательщика.

По общему правилу камеральная налоговая проверка должна проводиться в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации или других документов. Однако, как было отмечено в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2003 г. N 71, проведение камеральной налоговой проверки с нарушением указанных выше сроков само по себе не является препятствием для выявления налоговым органом фактов неуплаты налогов и принятия мер по их взысканию.

Срок проведения выездной налоговой проверки, за некоторым исключением, должен составлять не более двух месяцев. Согласно статье 89 Налогового кодекса РФ в этот срок включается время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика. Если по решению руководителя налогового органа выездная налоговая проверка приостанавливается на определенный период, то этот период в срок проведения проверки не включается.

Право налогового органа на приостановление выездной налоговой проверки Налоговым кодексом РФ прямо не предусмотрено. Соответствующие положения содержатся в Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 г. N 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах». Как следует из материалов судебной практики (Постановление ФАС ЗСО от 23.06.03 г. N Ф04/2800-937/А45-2003, Постановление ФАС СКО от 22.09.03 г. N Ф08-3301/2003-1370А, Постановление ФАС ВВО от 6.06.03 г. N А29-8408/02А), федеральные арбитражные суды округов признают, что положения данной Инструкции полностью соответствуют требованиям Налогового кодекса РФ.

Приостановление выездной налоговой проверки может быть обусловлено необходимостью проведения встречной налоговой проверки, непредставлением налогоплательщиком необходимых документов и т.п. Согласно указанной выше Инструкции в случае, когда по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа проверка была приостановлена, в акте выездной налоговой проверки приводится дата и номер соответствующего решения, а также период, на который проверка приостанавливалась.

В ходе проведения выездной налоговой проверки должностные лица налогового органа могут изымать подлинные документы налогоплательщика. Изъятие подлинных документов происходит в случаях, когда для проведения проверки недостаточно выемки только копий документов и есть достаточные основания считать, что подлинники будут заменены или скрыты. В случае изъятия подлинных документов они должны быть возвращены лицу, у которого документы изымались, в течение пяти дней с момента изъятия.

Продолжительность проведения выездной налоговой проверки в исключительных случаях может быть увеличена до трех месяцев. К таким случаям, в частности, относятся: большой объем бухгалтерской документации налогоплательщика; необходимость направления запросов в другие организации, располагающие информацией о налогоплательщике; пожар, затопление или другие стихийные бедствия на территории налогоплательщика и т.д.

При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. В соответствии с Письмом МНС РФ от 7 мая 2001 г. N АС-6-16/369 проверка филиала (представительства), проводимая в рамках комплексной выездной налоговой проверки, не может быть начата ранее начала проведения проверки головной организации. Также не допускается проведение мероприятий проверки в отношении филиалов (представительств) после даты окончания комплексной налоговой проверки организации-налогоплательщика.

Датой окончания выездной налоговой проверки является дата составления справки о проведенной проверке. Согласно Инструкции МНС РФ от 10.04.2000 г. N 60 непосредственно после окончания выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки, а также даты начала и окончания проверки. При этом датой начала проверки является дата предъявления руководителю проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю решения руководителя налогового органа о проведении проверки.

Не позднее двух месяцев после составления указанной справки уполномоченным должностным лицом налогового органа составляется акт выездной налоговой проверки. Акт выездной налоговой проверки должен быть передан для рассмотрения и подписания налогоплательщику. В случае несогласия с фактами, выводами или предложениями проверяющих, изложенными в акте проверки, налогоплательщик вправе в двухнедельный срок со дня получения акта представить в налоговый орган письменные возражения по акту и/или объяснения мотивов отказа подписать акт. При этом налогоплательщик вправе приложить к возражению (объяснению) заверенные копии документов, подтверждающие обоснованность его возражений.

По истечении указанного выше двухнедельного срока руководитель или заместитель руководителя налогового органа должен в течение 14 дней рассмотреть акт налоговой проверки и документы, представленные налогоплательщиком. По результатам рассмотрения данных материалов и при наличии фактов налоговых правонарушений выносится одно из следующих решений:

  • решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности;
  • решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Читайте так же:  Налоговый орган проверка контрагента

Необходимо отметить, что решение о проведении дополнительных мероприятий не является окончательным. Оно принимается в том случае, когда руководитель налогового органа (или его заместитель) не считает материалы проверки с учетом возражений налогоплательщика достаточным основанием для принятия одного из двух других перечисленных выше решений. После проведения дополнительных мероприятий окончательным решением в любом случае будет либо решение о привлечении к ответственности, либо решение об отказе в привлечении к ответственности.

Налоговый кодекс РФ не предусматривает какие-либо специальные сроки для проведения дополнительных мероприятий. Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы не могут по истечении 6 месяцев со дня составления акта проверки обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании суммы штрафа. Данный срок является пресекательным. Поэтому в случае, когда дополнительные мероприятия проводятся за пределами данного срока, требования налоговых органов о взыскании налоговых санкций судом удовлетворены не будут.

Наталья Селиванова, юрист компании «Гарант»

Во сколько обойдется компании налоговая проверка

Выездные налоговые проверки бизнеса значительно подорожали в 2019 году. На одной ревизии инспекторы уже сейчас доначисляют компаниям в среднем 40,4 млн руб. Как не разориться на проверке, рассказала Ольга Солдатова, ведущий эксперт «Актион 360»

Выездные проверки

Выездная проверка означает, что налоговики придут в офис компании и потребуют массу документов: за период от одного квартала до трех лет. Выездную проверку назначают, когда инспекторы подозревают серьезные нарушения. Именно по результатам таких проверок, как показывает практика, доначисляются самые большие суммы налогов, пени и штрафов.

По сравнению с прошлым, 2018 годом, суммы подобных доначислений выросли почти вдвое. Если за девять месяцев 2018-го налоговая в среднем выставляла компании счет на 24,5 млн руб., то за этот же период 2019-го «ценник» уже превысил 40 млн руб. По итогам года сумма может вырасти еще больше.

По регионам, впрочем, ситуация заметно различается (см. виджет в конце статьи). По аналитическим данным корпоративной справочно-образовательной системы «Актион 360», в двух регионах уже превышен психологический рубеж в 100 млн руб. Так, во Владимирской области сейчас доначисляют в среднем 162 млн руб., в Липецкой области — 115 млн руб. В ряде регионов стоимость проверки заметно ниже. Например, в Хакасии — 2,7 млн руб. Но это скорее исключение из общей тенденции.

Еще один тренд: налоговая стала чаще проводить комплексные проверки компаний. Для изучения требуются финансовые документы зависимых организаций, к примеру дочерних структур, а также крупных контрагентов.

Но, заметим, само проведение выездной проверки — исключительный вариант. К нему налоговая прибегает, если не удалось решить спорные вопросы в ходе камеральной проверки декларации или на комиссии, куда вызывают для пояснений руководство проверяемой организации.

Камеральные проверки

Каждая компания знает: после сдачи декларации ее ждет три нервных месяца, когда инспекторы будут проверять отчетность и требовать документы или пояснения. Этот период называется «камеральная налоговая проверка». Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа или разрешения налогоплательщика. Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику не направляется.

Камеральную проверку проводят по месту нахождения налогового органа, то есть непосредственно в инспекции. Если в документах всплывут ошибки, неточности или расхождения в цифрах либо появятся сомнения в реальности данных, компанию попросят предоставить пояснения или исправить декларацию, то есть сдать так называемую «уточненку».

Если на камеральной проверке инспекторы нашли нарушения, то в среднем их сумма составляет 15 тыс. руб. То есть такую сумму инспекторы в среднем фиксируют в решении по итогам проверки. Однако по факту проверка обходится организациям дороже. Дело в том, что в ходе проверки инспекторы нередко требуют у компании сдать «уточненку» и показать в ней большую сумму налога.

К примеру, если инспекторы считают, что компания незаконно заявила вычеты НДС, они, скорее всего, пригласят директора на комиссию и потребуют убрать вычеты из декларации. Это означает, что компания должна сдать «уточненку» и доплатить налог в бюджет. Причем сдача «уточненок» может стоить компании значительно дороже, чем «камералка». Например, втрое — это среднее превышение по статистике первых трех кварталов 2019 года. Так, по итогам камеральных проверок в этот период инспекция доначислила бизнесу 27 млрд руб., а в «уточненках» компании увеличили налоги на 94 млрд руб.

Особый интерес у налоговиков к убыточным компаниям, которые в ходе проверки вполне могут перестать такими являться. Так, за девять месяцев этого года инспекторы уменьшили по актам проверок убытки компаний на 81 млрд руб. Но чаще инспекторы не пересчитывают убытки, а просто требуют, чтобы компания в «уточненке» сама уменьшила их. По итогам девяти месяцев компаниям пришлось признать «лишними» убытки на общую сумму 225 млрд руб. и исправить свои декларации.

Если не урегулировать спорные вопросы на камеральной проверке, есть риск, что налоговики назначат выездную ревизию. А доводить дело до выездной проверки себе дороже. И многие компании стараются ограничиться меньшим «злом», то есть сдать «уточненку» на камеральной проверке.

В каких случаях проводятся повторные налоговые проверки

Основания для повторной проверки

Повторная налоговая проверка может быть проведена в организации в двух случаях.

Во-первых, это возможно, если вышестоящий налоговый орган решит проконтролировать деятельность налоговой инспекции и оценить качество проведенной ею выездной проверки. С этой целью руководитель вышестоящего налогового органа (его заместитель) может принять решение о проведении повторной выездной проверки в организации. Это следует из положений абзаца 5 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли организация опротестовать результаты повторной проверки? Повторная проверка назначена вышестоящим налоговым органом в рамках контроля за налоговой инспекцией. При этом в состав проверяющей группы входят сотрудники той же налоговой инспекции.

Ответ: да, может, но это бесперспективно.

С одной стороны, Налоговый кодекс РФ не запрещает включать в состав проверяющих сотрудников налоговой инспекции, проводивших первичную проверку (абз. 5 п. 10 ст. 89 НК РФ). Кроме того, налоговые органы всех уровней представляют собой единую централизованную систему (ст. 30 НК РФ). Поэтому руководитель вышестоящего налогового органа может включить в состав проверяющих сотрудников как своего подразделения (например, регионального налогового управления), так и подведомственных налоговых инспекций. Нарушения не будет, если сотрудники инспекции привлекаются к повторной проверке в качестве исполнителей.

Читайте так же:  Как получить социальный налоговый вычет на обучение

С другой стороны, цель повторной выездной проверки, которую проводит вышестоящий налоговый орган, заключается не в повторной проверке организации, а в контроле за деятельностью налоговой инспекции (абз. 5 п. 10 ст. 89 НК РФ). Эта цель не будет достигнута, если проверочная группа целиком состоит из сотрудников инспекции, которая проводила первичную проверку. При таких обстоятельствах в ходе повторной проверки сотрудники инспекции будут контролировать сами себя. Подобную проверку можно квалифицировать как повторную выездную проверку, проведенную инспекцией. А ее проведение недопустимо (п. 5 ст. 89 НК РФ).

Однако суды не усматривают нарушений в привлечении сотрудников налоговых инспекций к проверкам, которые проводятся по решению вышестоящего налогового органа (см., например, определение ВАС РФ от 26 мая 2008 г. № 6707/08, постановления ФАС Дальневосточного округа от 20 сентября 2011 г. № Ф03-4283/2011, Уральского округа от 18 октября 2011 г. № Ф09-6642/11, от 27 октября 2010 г. № Ф09-8198/10-С3).

В рамках такой проверки вышестоящий налоговый орган может проверить период, не превышающий трех лет, предшествующих году принятия решения о ее проведении (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ). Например, если решение о проведении повторной налоговой проверки принято в 2015 году, то период проверки может включать в себя 2012, 2013 и 2014 годы. Проверять деятельность организации за 2011 год (и за предыдущие годы) в рамках такой проверки вышестоящий налоговый орган не вправе.

Во-вторых, основанием для проведения повторной проверки может стать подача уточненной налоговой декларации, в которой отражена сумма налога к уменьшению.

Решение о проведении повторной проверки по уточненной декларации должна принимать инспекция, которая уже проводила проверку по тому налогу и за тот период, за который подана уточненная декларация (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ). Даже в том случае, если уточненную декларацию организация представила после перехода в другую инспекцию. Причем если на момент изменения местонахождения организации прежняя инспекция проводит выездную проверку, включающую налог и период, за который представлена уточненная декларация, то повторную проверку можно не проводить. В этом случае налоговые обязательства организации с учетом уточнений могут быть проверены в рамках текущей проверки. Если налог и период, за который представлена уточненная декларация, текущей проверкой не охвачены, то прежней инспекцией может быть проведена повторная выездная проверка. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 6 марта 2012 г. № АС-4-2/3639.

В ходе повторной проверки инспекция будет анализировать только тот период, за который представлена уточненная декларация (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ). При этом данный период не может выходить за пределы трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о назначении повторной проверки (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ). Так, налоговая инспекция не сможет провести повторную проверку, если в 2012 году организация подаст уточненную декларацию за 2008 год. Указанный год не входит в трехлетний период, который отведен инспекции на повторную проверку. Следовательно, получить возврат или зачет по такой уточненной декларации организация не сможет. К этому моменту срок, в течение которого может быть подано заявление о возврате переплаты, уже истечет (п. 7 ст. 78 НК РФ). Такой вывод следует из писем Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-152 и от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153.

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести повторную проверку, если организация сдала уточненный расчет авансовых платежей по налогу?

Ответ: нет, не может.

Одним из оснований для проведения повторной налоговой проверки является подача уточненной декларации, в которой отражена сумма налога к уменьшению (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ). Расчеты авансовых платежей к налоговым декларациям не приравниваются. Поэтому, если организация обнаружила ошибку не в декларации, а в расчете авансовых платежей, представленные уточнения не являются основанием для назначения повторной проверки.

Порядок проведения и оформление результатов

Решения по первичной и повторной проверкам могут не совпадать. В ходе повторной проверки инспекторы могут обнаружить нарушения, которые не были выявлены раньше. В этом случае они определят сумму недоимки, возникшей из-за нарушений, и начислят на нее пени. Однако оштрафовать организацию за вновь выявленные нарушения инспекция не сможет. Исключение составляет случай, когда в ходе повторной проверки сотрудники инспекции обнаружат, что решение по предыдущей проверке было сфальсифицировано в результате сговора организации с проверяющими. В такой ситуации организации предъявят не только недоимку и пени, но и штрафные санкции. Это следует из положений абзаца 7 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли инспекция при проведении повторной налоговой проверки потребовать от организации документы, которые уже представлялись в налоговую инспекцию?

Ответ на этот вопрос зависит от состава документов, которые затребованы в ходе повторной проверки.

По общему правилу организация не обязана повторно представлять инспекции документы, которые уже были переданы ей в рамках камеральных или выездных проверок (п. 5 ст. 93 НК РФ). Но это правило действует только в отношении тех документов, которые были переданы в инспекцию после 1 января 2010 года (п. 15 ст. 7 Закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ). Если документы были переданы в налоговую инспекцию до указанной даты, то в ходе повторной проверки инспекция вправе потребовать их вновь. Если затребованные в ходе первичной проверки документы были представлены организацией после 1 января 2010 года, при проведении повторной проверки эти документы инспекция требовать не вправе.

Кроме того, инспекция может повторно запросить:

  • документы, которые раньше были представлены в инспекцию в виде подлинников, а затем возвращены в организацию;
  • документы, которые раньше были представлены в инспекцию, но были утрачены в связи с форс-мажорными обстоятельствами.
Видео (кликните для воспроизведения).

Такие особенности предусмотрены в пункте 5 статьи 93 Налогового кодекса РФ, и они действуют в отношении любых документов независимо от даты их первоначального представления в инспекцию.

Читайте так же:  Декларация на возврат налога

Ситуация: может ли вышестоящий налоговый орган провести повторную проверку в порядке контроля за деятельностью нижестоящей инспекции? Решение по первичной налоговой проверке было оценено судом. Решение суда вступило в законную силу.

Ответ: да, может. При этом инспекция не вправе принимать решения, которые изменяют выводы, сделанные в судебном акте.

С одной стороны, Налоговый кодекс РФ не запрещает проводить повторную проверку, если решение по первоначальной проверке было оценено в суде.

С другой стороны, в некоторых случаях проведение повторных проверок может противоречить Конституции РФ. В частности, это произойдет, если по итогам повторной проверки налоговая инспекция пересмотрит итоги первоначальной проверки и примет решение, противоречащее судебному акту. Такой подход недопустим. По итогам повторной проверки налоговая инспекция не может принимать решения, изменяющие выводы, сделанные в судебном акте. Это не соответствует совокупности норм, прописанных в статьях 46, 57 и 118 Конституции РФ. Такой вывод подтверждается постановлениями Конституционного суда РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П, ФАС Северо-Западного округа от 11 августа 2009 г. № А05-12796/2008, Северо-Кавказского округа от 26 июня 2009 г. № А32-27563/2008-63-426 и Поволжского округа от 6 марта 2008 г. № А55-5793/2007.

Таким образом, повторная проверка, которая не затрагивает выводы, уже оцененные судом, вполне законна. Если же повторная проверка допускает возможность пересмотра решений, оцененных судом, ее проведение неконституционно (постановление Конституционного суда РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П).

Ситуация: может ли инспекция провести выездную проверку в филиале? Филиал за этот же период уже был проверен в рамках общей выездной проверки по организации.

Ответ на этот вопрос зависит от того, какие налоги проверяла инспекция в рамках общей выездной проверки.

Если в рамках общей проверки организации инспекция провела комплексную проверку всех налогов: и федеральных, и региональных, и местных, то назначение отдельной выездной проверки за тот же период по филиалу неправомерно (абз. 4 п. 10 и п. 5 ст. 89 НК РФ).

Если же в рамках общей выездной проверки инспекция проконтролировала правильность начисления и уплаты лишь отдельных налогов (например, федеральных), то в дальнейшем по филиалу может быть назначена самостоятельная выездная проверка, не затрагивающая те налоги, уплата которых уже была проверена. Такая проверка не является повторной (абз. 1 п. 10 ст. 89 НК РФ). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 апреля 2009 г. № А56-27517/2008).

Внимание: в ходе выездных проверок филиалов и представительств налоговая инспекция может контролировать правильность начисления и уплаты только региональных и местных налогов (абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ).

Проверка правильности начисления и уплаты федеральных налогов в филиале (представительстве) возможна только в рамках общей проверки по организации. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 декабря 2008 г. № А56-11379/2008).

Ситуация: может ли инспекция по итогам повторной проверки одного налога потребовать от организации сдать уточненную декларацию по другому налогу?

В ходе повторной проверки по одному налогу инспекция может обнаружить неотраженные или не полностью отраженные сведения, а также ошибки, приводящие к занижению суммы другого налога. В этом случае организация обязана провести перерасчет этого налога, отразить изменения в уточненной декларации и представить ее в налоговую инспекцию (п. 1 ст. 81 НК РФ). Если организация не сдаст уточненную декларацию самостоятельно, то сделать это потребует инспекция (подп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 21 декабря 2009 г. № 03-02-07/2-209.

Ограничения по количеству проверок

В отношении любых повторных налоговых проверок ограничения, установленные пунктом 5 статьи 89 Налогового кодекса РФ, не действуют (абз. 2 п. 10, п. 11 ст. 89 НК РФ). Например, даже если в организации в течение года были проведены две выездные проверки по разным налогам или периодам, то при необходимости в этом же году инспекция сможет провести неограниченное количество повторных выездных проверок по любым налогам.

Как исчисляется срок проведения выездной налоговой проверки

Период проведения выездной налоговой проверки, как правило, варьируется от 2 до 6 месяцев. Зависит это от следующих факторов:

  • принадлежит ли фирма к числу крупнейших налогоплательщиков;
  • имеются ли у нее обособленные подразделения;
  • нарушал ли налогоплательщик сроки представления запрошенной информации;
  • прочие факторы.

Отметим, что выездная налоговая проверка может быть приостановлена на срок до 6 месяцев (или до 9 месяцев — в случае ожидания информации от иностранных органов в рамках международных контрактов). Такое приостановление осуществляется посредством передачи проверяемому лицу соответствующего решения. С момента «заморозки» выездной налоговой проверки ее срок перестает исчисляться и налоговики уже не вправе:

  • находиться у налогоплательщика;
  • запрашивать документы;
  • производить осмотр помещений;
  • осуществлять прочие мероприятия.

Обратите внимание: если налоговики выставили требование, после чего приостановили проверку, обязанность представления документов за налогоплательщиком сохраняется.

Число таких «заморозок», согласно п. 9 ст. 89 НК РФ, может быть равно числу контрагентов проверяемого налогоплательщика. При этом сроки продолжают исчисляться после возобновления выездной налоговой проверки, что сопровождается принятием соответствующего решения.

Каков порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017–2018 годах

Выездная налоговая проверка состоит из следующих этапов:

  1. Принятие руководителем ФНС решения о проведении выездной налоговой проверки.

Что представляет собой этот документ, можно узнать из публикации.

  1. Осуществление мероприятий по проверке соответствия ведения бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика нормам действующего законодательства.

Указанные действия сопровождаются:

  • запросом необходимой документации и пояснений, обосновывающих ту или иную хозяйственную операцию;

Подробности — в статьях:

При этом на практике ИФНС часто запрашивает документы, не относящиеся к предмету выездной налоговой проверки.

  • привлечением свидетелей, специалистов (в том числе переводчиков);
  • осмотром помещений; при этом не исключены случаи, когда в ходе осмотра налоговики могут провести инвентаризацию;
  • проведением экспертиз;
  • выемкой документов.
  1. Завершение процедуры сопровождается составлением справки, которая содержит предметное содержание выездной налоговой проверки, а также ее период.

Как проводится обжалование акта выездной налоговой проверки

О завершении выездной налоговой проверки свидетельствует составленная налоговиками справка. После ее оформления у инспекторов есть 2 месяца для составления и передачи акта (п. 1 ст. 100 НК РФ), в котором указывается:

  • дата;
  • реквизиты проверяемого лица;
  • Ф. И. О. проверяющих из ИФНС;
  • номер решения о проведении проверки;
  • документы, которые были представлены налогоплательщиком;
  • период проверки;
  • прочая важная информация.
Читайте так же:  Текущий налог на имущество

Подробнее об этом речь идет в материале. Здесь же можно найти и образец акта.

После получения акта у налогоплательщика есть возможность для обжалования в течение месяца. Как это лучше сделать, подскажет наша статья «Возражения на акт выездной налоговой проверки — образец».

После рассмотрения возражений ИФНС в течение 10 дней (согласно п. 1 ст. 101 НК РФ этот срок может быть продлен на 1 месяц) принимает решение о привлечении или непривлечении к ответственности проверяемого лица.

Где взять план выездных налоговых проверок на 2018 год

План выездных налоговых проверок ежегодно размещается на сайте ФНС до 31 декабря года, предшествующего году проведения контрольных мероприятий. Поэтому, кому грозит в 2018 году выездная налоговая проверка, 2017 год уже показал.

С учетом п. 4 ст. 89 НК РФ в 2018 году налоговики могут провести выездную налоговую проверку в отношении 2015, 2016, 2017 годов. При этом арбитры допускают, что в ходе выездной налоговой проверки контролирующие органы вправе затребовать документы текущего года, т. е. помимо ранее указанных годов нужно быть готовыми представить документацию, относящуюся к 2018 году.

Подробности — в наших материалах:

Проверки при ликвидации и реорганизации

Характер повторных носят проверки, которые проводятся налоговыми инспекциями при реорганизации или ликвидации организаций. Несмотря на то, что порядок проведения таких проверок регламентируется отдельным пунктом 11 статьи 89 Налогового кодекса РФ, условия их проведения, период охвата, полномочия проверяющих полностью совпадают с правилами проведения повторных проверок. Решение о проведении проверки при реорганизации (ликвидации) организации принимает инспекция, в которой организация состоит на налоговом учете.

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести повторную камеральную проверку?

Ответ: нет, не может.

В налоговом законодательстве нет понятия «повторная камеральная проверка». Под камеральной проверкой следует понимать проверку представленной налоговой отчетности (ст. 88 НК РФ). Проверять одну и ту же отчетность (декларацию, расчет авансовых платежей) налоговая инспекция не может. Правомерность этой позиции подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2008 г. № А66-594/2008).

Однако дважды проверить один и тот же период в рамках разных камеральных проверок инспекция вправе. Например, это возможно, если организация сдаст в налоговую инспекцию уточненную декларацию (расчет), которая станет основанием для проведения новой, а не повторной камеральной проверки. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 31 мая 2007 г. № 03-02-07/1-267.

Выездная налоговая проверка — сроки, порядок проведения

Выездная налоговая проверка — глобальное контрольное мероприятие, которое сопровождается подготовкой большого объема документов и нахождением налоговых инспекторов у налогоплательщика. Обо всех ее нюансах мы расскажем в нашей рубрике, посвященной данному виду налоговых проверок.

Может ли выездная проверка проводиться по налогоплательщикам, не попавшим в план проверок

Действующее законодательство не содержит такого понятия, как внеплановая выездная налоговая проверка, хотя на практике такое случается.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации, когда ИФНС могут провести такую выездную налоговую проверку:

  • Ликвидация или реорганизация налогоплательщика. При этом период проверки также составляет 3 года, которые предшествуют году данного события.
  • Проведение повторной проверки, основаниями для которой является:
    • решение вышестоящего налогового органа — такая проверка проводится в целях контроля за деятельностью подведомственной ИФНС;
    • представленная уточненная декларация.
  • При поступлении информации о нарушении налогоплательщиком действующего законодательства. При этом такие сведения могут быть получены от физлиц, организаций или правоохранительных органов.

Таким образом, выездные налоговые проверки в 20172018 годах могли и не попасть в план ФНС, но при наличии вышеуказанных обстоятельств они все же могут быть проведены.

Выездная налоговая проверка с учетом специфики ее проведения — это всегда трудоемкий и затяжной процесс. Чем характеризуется выездная налоговая проверка, каков порядок ее проведения и о прочих особенностях этого контрольного мероприятия, вы всегда можете узнать из публикаций нашей рубрики «Выездная налоговая проверка».

Налоговая проверка: все что нужно знать предпринимателю

Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.

Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

Читайте так же:  Как проверить задолженность организации по налогам

Налоговый орган имеет право:

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
  • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
  • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
  • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
  • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
  • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
  • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
  • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
  • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
  • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).

Налоговый орган не имеет права:

  • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
  • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
  • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
  • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
  • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
  • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
  • производить выемку документов и предметов в ночное время;
  • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
  • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
  • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
  • Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
  • Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
  • Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
  • Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
  • Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).

Последствия проверки

По итогам проверки составляется акт.

В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

Видео (кликните для воспроизведения).

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой полицией, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры и Роспотребнадзора, читайте в моих предыдущих авторских колонках.

Источники

Налоговая проверка за сколько лет
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here