Налог на имущество организаций составляет

Глава 30. Налог на имущество организаций (ст.ст. 372 — 386.1)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 139-ФЗ раздел IX части второй настоящего Кодекса дополнен главой 30, вступающей в силу с 1 января 2004 г.

Глава 30. Налог на имущество организаций

ГАРАНТ:

>
Общие положения
Содержание
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Энциклопедия решений. Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (п. 1 ст. 14 НК РФ).

На основании ст. 17 НК РФ в главе 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ определены налогоплательщики и элементы налогообложения налогом на имущество, а именно:

Организации, имеющие имущество, признаваемое объектом обложения налогом на имущество*(1)

Движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета*(2)

— среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения;

— кадастровая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения*(3)

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%*(5)

Порядок исчисления налога

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период*(6)

Порядок и сроки уплаты налога

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ*(7)

*(1) С 2014 года не признаются налогоплательщиками организации, указанные в п. 1.2 ст. 373 НК РФ.

*(2) Имеются особенности в налогообложении имущества иностранных организаций, имущества переданного в доверительное управление и имущества при исполнении концессионных соглашений. Определено имущество, не признаваемое объектом налогообложения.

*(3) Предусмотрены особенности в исчислении налоговой базы для имущества иностранных организаций и некоторых объектов недвижимости. Налоговая база в отношении таких объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

*(4) Предусмотрены также отчетные периоды (первый квартал, полугодие, 9 месяцев). Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

*(5) В отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены иные размеры максимальных налоговых ставок. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении имущества, указанного в п. п. 25 ст. 381 НК РФ, не освобожденного от налогообложения в соответствии со ст. 381.1 НК РФ, не могут превышать в 2018 году 1,1% (п. 3.3 ст. 380 НК РФ).

*(6) Установлен также порядок исчисления авансовых платежей.

*(7) Установлены также сроки и порядок уплаты авансовых платежей.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается главой 30 НК РФ и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (п. 1 ст. 372 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 372 НК РФ законодательные (представительные) органы субъектов РФ, устанавливая налог на имущество, определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога на имущество законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Причем законодательные (представительные) органы субъектов РФ не вправе устанавливать и изменять налоговую базу по налогу на имущество, так как в силу статей 12 и 372 НК РФ установление и изменение налоговой базы и порядка её определения по налогу на имущество организаций является прерогативой органа законодательной (представительной) власти РФ. Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ законодательный орган субъекта РФ не вправе разрешать вопросы, урегулированные нормами законодательства РФ о налогах и сборах (см. Определения ВС РФ от 28.07.2010 N 1-Г10-14, от 12.12.2007 N 91-Г07-27, от 28.07.2010 N 1-Г10-14). Разъяснения по этому вопросу приведены в письмах Минфина России от 10.03.2011 N 03-05-04-01/05 и от 22.02.2011 N 03-05-04-01/03.

Однако с 2014 года субъекты РФ вправе устанавливать особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

5.2 Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций устанавливается гл. 30 НК РФ и вводится на соответствующей территории законами субъектов РФ. Законодательные (представительные) органы субъекта Федерации имеют право устанавливать следующие элементы налогообложения: налоговую ставку в пределах, определенных НК РФ; порядок и сроки уплаты налога; форму отчетности по налогу; налоговые льготы и основы для их использования налогоплательщиком.

Плательщики налога . К плательщикам налога на имущество организаций относятся:

  • российские организации;
  • иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства или имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ.

Не являются плательщиками налога на имущество организаций:

  • юридические лица, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход;
  • субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

Для признания имущества объектом основных средств необходимо одновременное выполнение ряда условий:

  • применение в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев;
  • стоимость актива не менее 10 000 руб.;
  • использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
  • способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Не признается объектом налогообложения земля.

Налоговая база. Налоговой базой по налогу на имущество выступает среднегодовая стоимость имущества, рассчитанная с учетом начисленного износа, рассчитанного по нормам амортизационных отчислений по стандартам бухгалтерского учета.

Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ).

Следует обратить внимание на особенности определения налоговой базы по налогу в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), которые заключаются в том, что имущество, переданное для осуществления совместной деятельности, остается на балансе у передавшей организации, соответственно обязанность по уплате налога остается за этой организацией, а лицо, на которое возложена обязанность ведения общих дел, должно сообщить об изменении стоимости объекта основных средств не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (ст. 377 НК РФ).

Имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) у учредителя доверительного управления (ст. 378 НК РФ).

Ставки налога . Существуют следующие ставки налога на имущество организаций.

Предельная ставка налога на имущество, определенная НК РФ, составляет 2,2%. Субъект РФ при установлении на своей территории налога имеет право дифференцировать налоговые ставки от 0 до 2,2% в зависимости от категории налогоплательщиков и (или) имущества, являющегося объектом налогообложения.

Читайте так же:  Форма справки для налогового вычета за обучение

От уплаты налога освобождаются следующие категории налогоплательщиков:

Для правильного применения льгот организации обязаны вести раздельный учет по льготируемому имуществу.

Налоговый и отчетный периоды . Существуют следующие налоговый и отчетный периоды.

Налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами являются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Отчетность представляется в налоговые органы по месту учета или по местонахождению имущества не позднее 30 числа месяца, следующего, а отчетным периодом. Законодательный орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

По итогам года налогоплательщик обязан представить декларацию не позднее 30 марта года, следующего за отчетным.

Порядок уплаты налога и авансовых платежей . Сумма налога исчисляется по итогам года как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период (п. 1 ст. 382 НК РФ).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной за год, и суммами авансовых платежей по налогу, уплаченными в течение года.

Сумма авансового платежа по налогу на имущество исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период. Субъектам РФ предоставлено право освобождать отдельные категории налогоплательщиков от уплаты авансовых платежей по налогу в течение всего года.

Налог на имущество организаций в 2018 году

Налог на имущество организаций – это один из обязательных налогов ОСНО для юридических лиц (в том числе иностранных). ИП, в свою очередь, платят налог на имущество, как физические лица (более подробно здесь).

Примечание: налог на имущество организаций – это региональный налог, вводимый в действие законами субъектов РФ. Власти регионов могут самостоятельно устанавливать ставку по налогу (в пределах установленных НК РФ), порядок и сроки уплаты, льготы, особенности расчета базы по налогу.

Кто освобожден от уплаты налога на имущество организаций

Перечень организаций, освобождаемых от обязанности уплаты данного налога, перечислен в п. 1.2 ст. 373 НК РФ.

Отчетность по налогу на имущество организаций

По итогам каждого квартала организация должна сдать в ИФНС авансовые расчеты в срок не позднее 30 дней с окончания квартала.

Налоговая декларация сдается по итогам года в срок до 30 марта следующего года.

Примечание: расчеты по авансам и налоговая декларация сдаются отдельно по каждому имуществу, расположенному по местонахождению организации, вне места ее расположения, отдельно по имуществу обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс – во все ИФНС на территории которых расположено указанное имущество.

Примечание: налогоплательщики, отнесенные к крупнейщим, сдают декларации по месту своего учета.

Плательщиками налога на имущество организаций являются.

Плательщиками налога на имущество организаций являются российские и зарубежные компании, у которых есть движимое и недвижимое имущество в РФ. Подробнее о том, кто должен платить налог на имущество организаций, вы можете прочесть в рубрике «Плательщики (субъект) налога на имущество организаций».

Объект налога на имущество организаций

Для российских организаций объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объекта основных средств (счет 01).

Не облагаются налогом на имущество:

  • Земельные участки, водные объекты и иные объекты природопользования.
  • Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры).
  • Ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов, захоронения радиоактивных отходов.
  • Космические объекты.
  • Суда, зарегистрированные в международном реестре судов.
  • Иные объекты, указанные в п. 4 ст. 374 НК РФ.

Обратите внимание, что с 1 января 2018 года льгота, предусматривающая освобождение от налогообложения основных средств, включенных в первую или во вторую амортизационную группу (пп.8 п.4 ст. 374 НК РФ), прекращает свое действие. Решение о продлении срока льготы или установлении ставки налога передано во власть регионам, которые, в случае, отказа от продления льготы, смогут установить ставку по данному налогу в размере не более 1,1% (на данный момент ставка налога на имущество организаций не может быть более 2,2%).

Кто освобожден от налога на имущество организаций?

Не платить налог на имущество могут те предприятия (ст. 373 НК РФ), по которым региональное или федеральное законодательство предусматривает освобождение от уплаты налога. Освобождены от налога:

  • маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета;
  • национальные футбольные ассоциации и компании, которые занимаются подготовкой к чемпионату мира по футболу в 2018 году.

Таким образом, освобождение от уплаты и сдачи отчетности по налогу на имущество дано компаниям — организаторам столь значимых спортивных мероприятий в рамках поддержки и улучшения инвестиционного климата страны.

Также от уплаты налога на имущество освобождены общественные организации инвалидов.

Хотя уплата налога на имущество организаций предусмотрена для всех компаний, однако соответствующие главы НК РФ, регулирующие деятельность на спецрежимах, например, на ЕНВД, УСН, содержат в себе освобождение от уплаты налога на имущество организаций для спецрежимников, но только по имуществу, не относящемуся к кадастровому.

Подробнее об этом поговорим в следующем разделе.

Изменение налога на имущество для юридических лиц в 2018 году?

При расчете налога на имущество в 2018 году необходимо учесть, что льгота по налогу в части движимого имущества с 2018 года применяется только в случае, если власти соответствующего региона приняли закон, в котором предусмотрено применение данной льготы.

Если в 2017 году при декларировании авансов организациям разрешалось использовать бланки как по форме, утвержденной Приказом ФНС от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895, так и по форме, утвержденной Приказом ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/[email protected] (Письмо ФНС от 23.06.2017 № БС-4-21/12076), то начиная с отчетной кампании за 2017 год, а также по авансовым расчетам с 1 квартала 2018 года, следует использовать исключительно формуляры, утвержденные Приказом ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/[email protected]

О нюансах заполнения декларации по налогу на имущество организаций читайте здесь.

Какие еще изменения налога на имущество юридических лиц вступили в силу в 2018 году, а также динамику изменений за последние 3 года, см. в материале «Последние изменения в НК РФ по налогу на имущество»..

Что представляет собой налог на имущество организаций?

Налог на имущество организаций существует в налоговой практике всех развитых стран мира. Это прямой налог, то есть он рассчитывается непосредственно с объекта налогообложения. Объектами обложения налогом на имущество являются: недвижимость, крупное оборудование, автотранспортные средства — то, что компания учитывает на балансе как основные средства. Облагаются налогом не только те объекты, которыми организация владеет, но и переданные другим компаниям в пользование или полученные для совместной деятельности.

Общие правила расчета и перечисления в бюджет налога на имущество организаций установлены в гл. 30 НК РФ. Данный платеж является региональным налогом — субъект РФ:

  • устанавливает налоговую ставку (в том числе и дифференцированную);
  • имеет право вводить льготы для отдельных категорий плательщиков или имущества;
  • вносит поправки в особенности расчета налоговой базы.

А это значит, что при расчете налога на имущество необходимо знать не только положения НК РФ, но и учитывать нюансы регионального законодательства.

Налоговая база по налогу определяется как среднегодовая стоимость имущества, учитываемого на счете 01 фирмы. С 2014 года в расчет налоговой базы были внесены изменения: по недвижимым объектам расчет налога ведется с кадастровой стоимости, а не с инвентаризационной (правда, только в том случае, если имущество попало в кадастровый перечень).

Читайте так же:  Проверка кассовой дисциплины налоговыми органами

Как плательщикам налога на имущество отразить в бухучете начисление налога, расскажем в публикации «Начислен налог на имущество — бухгалтерские проводки».

Особенности уплаты налога на имущества при взаимозависимости узнайте из статьи «Налог на имущество и взаимозависимые лица (нюансы)».

Как и когда исчислить и уплатить налог на имущество в 2018 году?

Налоговый период по налогу на имущество организаций определяется в соответствии со ст. 379 НК РФ и составляет один год. Данный период действует в отношении всех объектов обложения налогом на имущество организаций, независимо от их территориального нахождения и способа определения налоговой базы по ним. По окончании периода налогоплательщик обязан произвести исчисление суммы налога.

Правильно это сделать поможет:

Получив сумму налога к уплате, необходимо подать декларацию по налогу на имущество организаций до 30 марта года, следующего за завершившимся налоговым периодом.

С отчетной формой и порядком ее заполнения можно ознакомиться в нашем материале.

Отчетный период по налогу на имущество организаций не является обязательным элементом налогообложения. Таким образом, регионы в своих нормативных актах его могут не предусматривать.

Если же отчетный период в регионе установлен, то определяется следующими способами:

  1. По объектам с налоговой базой — среднегодовой стоимостью равен:
    • 1 кварталу;
    • полугодию;
    • 9 месяцам.
  2. С кадастровой стоимостью (с 2016 года):
    • 1 квартал;
    • 2 квартал;
    • 3 квартал.

При этом сроки представления декларации и уплаты авансовых платежей за отчетный период устанавливаются субъектами РФ.

О том, что это за сроки, читайте в материале.

Производя уплату авансовых платежей, налога, а также связанных с исчислением налога санкций, важно корректно указать все необходимые реквизиты в платежке.

Среди основных реквизитов большую роль играет КБК, для правильного указания которого рекомендуем перейти к нашей статье.

Расчет налога на имущество в 2018 году

Налог на имущество организаций рассчитывается по следующей формуле:

Налог к уплате в бюджет = Налоговая база х Ставка налога – Авансовые платежи

Налоговая база

По общему правилу, налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества, определяемая из остаточной стоимости (за вычетом амортизации).

Среднегодовая стоимость рассчитывается по следующей формуле:

СГС = (ОстН + ОстК) : (КМ+1)

ОстН – остаточная стоимость имущества на 1 число каждого месяца;

ОстК – остаточная стоимость имущества на последнее число налогового периода (года);

КМ – количество месяцев владения имуществом в налоговом периоде;

1 – коэффициент, на который увеличивается количество месяцев владения имуществом.

Пример расчета среднегодовой стоимости

Месяц Остаточная стоимость имущества (руб.)
1 января 1 300 000
1 февраля 1 268 744
1 марта 1 237 488
1 апреля 1 206 323
1 мая 1 174 976
1 июня 1 143 720
1 июля 1 112 464
1 августа 1 081 206
1 сентября 1 049 952
1 октября 1 018 696
1 ноября 987 440
1 декабря 956 184
31 декабря 924 928

Среднегодовая стоимость имущества:

(1 300 000 + 1 268 744 + 1 237 488 + 1 206 323 + 1 174 976 + 1 143 720 + 1 112 464 + 1 081 206 + 1 049 952 + 1 018 696 + 987 440 + 956 184 + 924 928) / (12м. + 1) = 1 112 471 руб.

Примечание: в отношении некоторых объектов недвижимости (перечисленных в ст. 378.2 НК РФ) налоговая база принимается равной их кадастровой стоимости на 1 января отчетного года.

Примечание: если недвижимость на 1 января отчетного года не была включена в специальный региональный перечень объектов, база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости, или ее кадастровая стоимость не была установлена на 1 января отчетного года, база по налогу на имущество рассчитывается в общем порядке.

Налоговая ставка

Ставка налога на имущество организаций устанавливается региональными властями, но не может превышать – 2,2 % (на 2018 год).

Для имущества, по которому база определяется исходя из кадастровой стоимости, ставка налога также устанавливается властями региона и не должна превышать 2% (на 2018 год).

Для движимого имущества, поставленного на учет в качестве объекта основных средств с 1 января 2013 года, ставка по налогу на имущество не может превышать 1,1%

Примечание: если ставка не установлена, она принимается равной вышеуказанным значениям (2,2% и 2% соответственно).

Примечание: в отношении ряда объектов может применяться пониженная или вообще «нулевая» ставка налога. Перечень организаций, имеющих право на уплату налога по сниженным ставкам, указан в пп. 3-3.1 ст. 380 НК РФ.

Авансовые платежи

Авансы, подлежащие уплате по итогам каждого квартала, рассчитываются по следующей формуле:

Авансовый платеж = (Средняя стоимость имущества х Налоговая ставка) : 0,25

Примечание: не стоит путать среднегодовую и среднюю стоимость имущества. Среднегодовая нужна для расчета налога за год, а средняя для расчета ежеквартальных авансов.

Средняя стоимость имущества рассчитывается по следующей формуле:

СРС = (ОстН1 + ОстН2) х (КМ + 1)

ОстН1 – остаточная стоимость на 1 число каждого из трех месяцев квартала.

ОстН2 – остаточная стоимость на 1 число месяца, следующего за прошедшим кварталом.

КМ – количество месяцев владения имуществом в квартале.

1 – коэффициент на который увеличивается количество месяцев владения имущество.

Пример расчета средней стоимости

Месяц Остаточная стоимость имущества (руб.)
1 января 1 300 000
1 февраля 1 268 744
1 марта 1 237 488
1 апреля 1 206 323

Средняя стоимость имущества:

(1 300 000 + 1 268 744 + 1 237 488 + 1 206 323) / (3м. + 1) = 1 253 139 руб.

Пример расчета авансовых платежей

Среднемесячная стоимость имущества ООО «Ромашка» за 1 квартал 2018 года составила 1 253 139 руб.

Ставка по налогу на имущество – 2,2 % (Закон города Москвы «О налоге на имущество организаций» № 64 от 05.11.2003г.).

Сумма авансового платежа к уплате за 1 квартал 2018 года составит 6 892 руб.:

(1 253 139 х 2,2 %) х 0,25

Пример расчета авансового платежа для имущества с кадастровой стоимостью

Кадастровая стоимость ТЦ, принадлежащего ООО «Ромашка», на 01.01.2018 года составила 12 625 300 руб.

Ставка на налогу – 1,3 % (Закон города Москвы № 64 от 05.11.2003г.).

Сумма налога к уплате за 1 квартал 2018 года составит 41 032 руб.:

(12 625 300 х 1,3%) x 0,25

Пример расчета налога за год по среднегодовой стоимости имущества

Видео (кликните для воспроизведения).

Среднегодовая стоимость имущества ООО «Ромашка» 1 112 471 руб.

Ставка по налогу – 2,2%.

За квартал 6 892 руб.

За полугодие 6 376 руб.

За 9 месяцев 5 861 руб.

Сумма налога к уплате за 2018 год составит 5 345 руб.

1 112 471 х 2,2 % – (6 892 + 6 376 + 5 861)

Примечание: в случае если право собственности на то или иное имущество возникло или было прекращено в течение отчетного (налогового) периода расчет сумм авансов и налога по итогам года осуществляется с применением специального коэффициента.

Коэффициент рассчитывается по формуле:

Количество полных месяцев владения имуществом : Количество месяцев в отчетном (налоговом) периоде

Примечание: в случае если право собственности на имущество возникло после 15 числа месяца (или прекратилось до 15-го), то месяц берется как полный и наоборот, если право собственности возникло до 15 (или прекратилось после 15-го), то месяц не учитывается при расчете авансов и налога.

Пример расчета налога за год по кадастровой стоимости

Кадастровая стоимость ТЦ, принадлежащего ООО «Ромашка», на 01.01.2018 года составила 12 625 300 руб.

Ставка на налогу – 1,3 %

За квартал 41 032 руб.

За полугодие 41 032 руб.

За 9 месяцев 41 032 руб.

Сумма налога к уплате за 2018 год составит 41 032 руб.:

Читайте так же:  Налог аренды квартиры беларусь

12 625 300 х 1,3% – (41 032 + 41 032 + 41 032)

Примечание: налог рассчитывается и уплачивается отдельно по имуществу, расположенному по местонахождению организации, вне места ее расположения, отдельно, по имуществу обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс, а также по имуществу, облагаемому иными ставками.

Налог на имущество организаций при УСН, ЕНВД

В налоговое законодательство в последние годы был внесен ряд изменений, согласно которым теперь и упрощенцы, и вмененщики должны рассчитывать кадастровый налог на имущество, оплачивать его в бюджет и сдавать налоговые декларации. Однако далеко не все из них

О том, какие должны быть соблюдены условия для возникновения обязанности по уплате налога на имущество на УСН, читайте в этой статье.

Поскольку раньше фирмы на упрощенке не платили налог на имущество организаций, возникает ряд сложностей: как определять налоговую базу, какие установлены сроки для оплаты налога, где искать актуальные налоговые ставки и в какие сроки передавать отчетность в ИНФС?

Об этом рассказывается в данном материале.

Фирмы на вмененке тоже признаются плательщиками налога на имущество организаций. Для них правила расчета, уплаты и отчетности по налогу аналогичны соответствующим правилам для компаний на УСН.

Как платить налог на имущество компаниям, применяющим ЕНВД, узнайте здесь.

ВАЖНО! Не во всех регионах компании должны платить налог на имущество организаций. Это зависит от того, определен ли в субъекте РФ перечень кадастрового имущества. Этот аспект нужно уточнять в местных отделениях ИФНС.

Налог на имущество организаций до 2015 года должны были платить только компании-спецрежимники.

Однако с 2015 года налог на имущество, входящее в региональные списки кадастровой недвижимости, должны платить и ИП на спецрежимах. Ранее предприниматели на УСН и ЕНВД были освобождены от этой обязанности. Они платили только налог на имущество физических лиц, а по тем объектам недвижимости и движимого имущества, которые использовались в предпринимательской деятельности, получали освобождение от уплаты налога.

С введением закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ ситуация изменилась. Предприниматель на УСН или ЕНВД уплачивает налог на имущество с объектов, используемых в бизнесе при соблюдении следующих условий:

  • налоговая база по объекту определяется кадастровой оценкой;
  • объект находится в кадастровом списке региона.

Кроме того, региональные власти должны утвердить ставку налога для такого имущества.

ВАЖНО! Если вы считаете, что ваша недвижимость попала в кадастровый список по ошибке, вы можете оспорить это решение.

Подробнее о перечне объектов недвижимости, по которым налог рассчитывается на основании их кадастровой стоимости, узнайте из публикации.

Предпринимателей на ПСН обязанность уплачивать налог на имущество пока не коснулась.

Хотите быть в курсе нововведений в уплате налога на имущество, а также разобраться, является ли ваша фирма плательщиком этого налога? Читайте публикации рубрики «Плательщики (субъект) налога на имущество организаций», подготовленные нашими экспертами на основе законодательных актов, арбитражной практики, официальных разъяснений Минфина и ФНС.

Налог на имущество организаций — ставки, период и др.

Налог на имущество организаций в последние несколько лет стал представлять большой интерес для субъектов налоговых отношений в связи с введением кадастрового учета имущества. В нашей рубрике можно ознакомиться с нюансами исчисления имущественного налога, а также с изменениями, затронувшими в этой части НК РФ в 2018-2019 годах.

Чем отличается инвентаризационная стоимость от кадастровой?

Инвентаризационная стоимость определяется по данным БТИ. При ее расчете учитываются только количественные факторы: материалы для постройки и отделки здания. Инженеры из БТИ измеряют площадь здания, изучают строительную документацию, но не учитывают местоположение недвижимости относительно объектов инфраструктуры, других крупных зданий и сооружений, общее удобство расположения.

А вот кадастровая оценка эти факторы берет во внимание, в результате чего по инвентаризационной стоимости два схожих здания — одно в центре города, а другое в труднодоступном пригороде — будут стоить одинаково, а кадастровая стоимость может отличаться в разы. Здание в центре города будет стоить дороже, следовательно, компания, которая обязана исчислять налоговую базу исходя из данных кадастровой оценки, перечислит более высокий налог за владение данным имуществом.

Введение обязанности уплаты налога с кадастровой стоимости позволило государству, не изменяя налоговых ставок, существенно увеличить поступления в региональные бюджеты. Кадастровую оценку для расчета налога на имущество проводят не сами плательщики, а специализированные компании. Организации могут получить данные о том, входит ли их недвижимость в кадастровый список, на сайте регионального отделения ФНС.

С нюансами расчета налога на имущество, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости, вас познакомят материалы нашего сайта:

Плательщики налога на имущество организаций

Понятие плательщика налога на имущество расшифровано в ст. 373 НК РФ. К плательщикам налога отнесены все организации, имеющие движимое и недвижимое имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.

К такому имуществу относят объекты, учитываемые в качестве основных средств на балансе организации.

Облагаются ли налогом на имущество объекты, учитываемые за балансом, узнайте здесь.

По налогу на имущество организации отчитываются поквартально — перечисляя авансы и представляя расчеты (если эта обязанность установлена регионом), а затем по итогам года производится окончательный расчет с бюджетом за год и сдается годовая декларация. Сроки уплаты авансовых платежей определяются законами субъектов РФ самостоятельно.

Разобраться со сроками уплаты налога на имущество поможет публикация.

Платить налог на имущество организаций должны те компании, у которых есть имущество, подпадающее под положения ст. 374 НК РФ. Налог на имущество организаций платят все фирмы, работающие на территории России, в том числе и иностранные компании, имеющие представительства в РФ.

Сколько налоговых ставок предусматривает НК РФ?

Ставка налога на имущество организаций характеризуется двумя предельными значениями:

  • По объектам, для которых налоговой базой является кадастровая стоимость, ставка, в соответствии с НК РФ, начиная с 2016 года составляет 2%. Органами же региональных властей указанное значение может быть снижено.
  • По прочему имуществу максимальная ставка налога на имущество организаций равна 2,2%, регионы же самостоятельно определяют ее значение в пределах указанного.

Кроме того, НК РФ выделяет и другие ставки, о величине и применении которых говорится здесь.

Особенности определения налоговой базы

Налоговая база в зависимости от объектов основных средств может определяться 2 способами:

  • Как среднегодовая стоимость имущества. За основу берется остаточная стоимость основных средств.

С алгоритмом ее определения предлагаем ознакомиться в статье «Налог на имущество за год — как произвести расчет?».

  • Кадастровая стоимость. Такая база в отношении российских организаций характерна:
    • для бизнес-центров;
    • торговых центров;
    • нежилых помещений;
    • жилых домов.

В статье «По каким объектам недвижимости налоговая база рассчитывается исходя из кадастровой стоимости?» дается расшифровка понятий перечисленных видов недвижимости и факторы, позволяющие применять их кадастровую стоимость.

В отношении порядка обложения налогом на имущество организаций домов, пригодных для жилья, важно сказать, что указанные объекты не являются основными средствами.

Использование кадастровой стоимости по перечисленным выше постройкам связано с наличием фактора, отраженного в материалах:

При определении базы исходя из кадастровой стоимости на практике у некоторых категорий собственников возникают вопросы:

  • У совладельцев недвижимости: как рассчитать налоговую базу каждому из собственников по его части объекта недвижимости?
  • У застройщиков: когда начинать платить налог с объекта незавершенного строительства?
  • У арендаторов: надо ли платить налог с произведенных ими неотделимых улучшений имущества арендодателя?
  • Недвижимость есть в кадастровом перечне, но ее стоимость не определена.
Читайте так же:  Какой штраф за отчеты в налоговую

Как платить налог в такой ситуации, смотрите по ссылке.

Какие основные элементы налогообложения содержатся в главе 30 НК «Налог на имущество организаций»?

Перечень элементов налогообложения, которые составляют представление о любом налоге, приводится в ст. 17 НК РФ. Среди таких элементов выделяются следующие:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговая ставка;
  • налоговый период;
  • сроки и порядок исчисления и уплаты налога.

Прежде чем перейти к подробному рассмотрению каждого из элементов в разрезе имущественного налога, отметим, у кого возникает необходимость его исчисления и уплаты.

Согласно ст. 373 НК РФ плательщиками выступают предприятия, у которых есть движимые и недвижимые объекты собственности. При этом налог на имущество организаций не платят организаторы чемпионата мира по футболу в 2018 году. НК РФ предлагает преференции по налогу на имущество организаций плательщикам, находящимся на спецрежимах.

В размещенных на нашем сайте статьях сделан акцент на том, как платят имущественный налог:

Налог на имущество к уплате

Отчетным периодом по налогу на имущество организаций является квартал, полугодие и девять месяцев.

Примечание: для имущества с кадастровой стоимостью отчетными периодами являются первый, второй и третий кварталы.

По итогам каждого квартала налогоплательщики самостоятельно рассчитывают и уплачивают авансовые платежи.

Сроки уплаты авансовых платежей и налога по итогам года, устанавливаются законами субъектов РФ. Например, в г. Москве, организации обязаны уплатить авансы в срок не позднее 30 дней с окончания квартала, а налог за год до 30 марта следующего года.

Более подробно о ставках налога, сроках уплаты и льготах по налогу на имущество организаций конкретно в вашем регионе можно узнать, воспользовавшись сервисом ФНС РФ «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Что является объектом налогообложения?

Имущество, относящееся к основным средствам, является объектом налогообложения. Положения ст. 374 НК РФ выделяют список имущества, не попадающего в формирование налоговой базы по налогу на имущество организаций:

  • земля (а также водные и природные ресурсы);
  • памятники культуры;
  • имущество I и II групп начисления амортизации;
  • прочие объекты п. 4 ст. 374 НК РФ.

Из ст. 381 НК РФ периодически исключаются некоторые виды объектов налогообложения. При этом самым важным изменением данной нормы стало невключение в состав объектов налогообложения движимых объектов, оприходованных с начала 2013 года (исключение составляет имущество, полученное в ходе реорганизации и ликвидации или сделки со взаимозависимым лицом).

Подробнее о таких объектах основных средств читайте в материале «П. 25 ст. 381 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

При этом важно верно проставить код налоговой льготы по указанному движимому объекту (подробности — здесь).

Что изменилось в части льготы на движимое имущество, смотрите здесь.

Как можно было заметить, компания имеет большой спектр возможностей уменьшить налог, главное — не забыть про свои преференции.

А поможет в них разобраться или, наоборот, не упустить реальный объект налогообложения по налогу на имущество организаций наша статья.

Какие льготы предоставляет федеральное и региональное законодательство, узнайте из публикации.

Итоги

Как можно было увидеть из статьи, налог на имущество организаций претерпел незначительные изменения. В основном они связаны с внедрением кадастра недвижимости. Определить, какую стоимость — кадастровую или среднегодовую — брать для расчета налога на имущество организаций, а также решить прочие вопросы, появляющиеся при исчислении налога, поможет наша рубрика «Налог на имущество».

Налог на имущество организаций 2004 года

Федеральным Законом РФ «О внесении изменении дополнения в раздел IX Налогового Кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов» предусматривается введение главы 30 «Налог на имущество организаций». Настоящий Федеральный Закон подписан в третьем чтении 08.10.2003 г., что позволяет рассматривать данный законопроект как наиболее вероятную редакцию закона, вступающего в силу с 1 января 2004г., что, впрочем, не исключает возможности изменений для окончательного варианта.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на основные изменения, касающиеся имущественного налогообложения организаций

Предлагаем к рассмотрению анализ нормативных положений новой главы Налогового Кодекса в сравнении с Законом Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий», взамен которого вступает налог на имущество организаций.

Как и ранее имущественный налог относится к ведению региональных органов власти. Оставаясь региональным налогом, налог на имущество организаций устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации. В свою очередь законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями предоставления дополнительных налоговых льгот, оценив необходимость в их использовании налогоплательщиками, что в свою очередь предопределило значительное сужение налоговых льгот, предусмотренных на федеральном уровне.

Так, статьей 381 новой главы НК РФ устанавливаются налоговые льготы для следующих организаций:

5) организации — в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
6) организации — в отношении объектов жилищного фонда и Инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств местных бюджетов;

7) организации — в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения;

Обращаем внимание, что пункт 7 в отношении объектов социально-культурной сферы введен уже в третьем чтении, в первоначальном варианте законопроекта данный пункт отсутствовал.

К тому же не признаются объектом налогообложения в соответствие со ст. 374 новой главы НК РФ:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Приведем, для сравнения, действующие в настоящий момент на основании Закона Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 освобождения от налога имущество для предприятий:

а)бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

коллегий адвокатов, адвокатских бюро, адвокатских палат субъектов Российской Федерации (их учреждений), Федеральной палаты адвокатов;

б) предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);

в) специализированных протезно-ортопедических предприятий;

г) используемое исключительно для нужд образования и культуры;

д) религиозных объединений и организаций, национально-культурных обществ;

е) предприятий народных художественных промыслов;

ж) используемое для образования страхового и сезонного запасов на предприятиях, связанных с сезонным (природно-климатическим) циклом поставок и работ, а также запасов, созданных в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

з) жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ;

общественных объединений, ассоциаций, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей прибыли на содержание указанных общественных объединений, ассоциаций, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность;

Читайте так же:  Отказ в возмещении ндфл

и) общественных организаций инвалидов, а также других предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников;

к) научно-исследовательских учреждений, предприятий и организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, составляющих их научно-исследовательскую, опытно-производственную или экспериментальную базу;

государственных научных центров, а также научно-исследовательских, конструкторских учреждений (организаций), опытных и опытно-экспериментальных предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме работ которых научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы составляют не менее 70 процентов;

л) используемое (предназначенное) исключительно для отдыха или оздоровления детей в возрасте до 18 лет;

м) предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

н) Российского фонда федерального имущества, фондов имущества субъектов Российской Федерации, районов (за исключением районов в городах), городов (за исключением городов районного подчинения);

о) специализированных предприятий (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации), производящих медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты, предназначенные для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

п) органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении ими своих функций, установленных законодательством Российской Федерации;

р) иностранных и российских юридических лиц, используемое на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления.

Перечень юридических лиц, которые освобождаются от уплаты налога, определяется Правительством Российской Федерации;

с) профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований;

Кроме того, стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость:

а) объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика;

б) объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны;

в) имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы;

г) ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания; магистральных трубопроводов, железнодорожных путей сообщения, автомобильных дорог общего пользования, линий связи и энергопередачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов;

д) спутников связи;

ж) специализированных судов, механизмов и оборудования, необходимых для использования не более трех месяцев в году для обеспечения нормального функционирования различных видов транспорта, а также автомобильных дорог общего пользования;

з) эталонного и стендового оборудования территориальных органов Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации;

и) мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей;

к) имущества, полученного за счет безвозмездной помощи (содействия) в первые два года, а также имущества, используемого для непосредственного осуществления безвозмездной помощи (содействия), на срок его использования в данных целях.

Надо признать, что данный перечень значительно сокращен, остается надеяться, что те предприятия и организации, которые не вошли в число освобожденных от налогообложения, имеют достаточные основания для получения налоговых льгот на региональном уровне.

Наряду с порядком и сроками уплаты налога, региональные законодательные органы вправе устанавливать конкретные ставки налога в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, в пределах максимальной ставки налога, увеличенной до 2,2 % по сравнению с действующей 2 %.

Применение вводимых законодательных норм в области имущественного налогообложения относится ко всем организациям, на балансе которых находится имущество, подлежащее налогообложению, в том числе к иностранным организациям, осуществляющим свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющим в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Как и раньше, налог подлежит уплате в бюджет того субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено имущество организации.

Тем не менее, существенным изменением следует признать то, что в качестве объекта обложения налогом на имущество организаций рассматриваются непосредственно основные средства.

Согласно ст. 374 новой главы НК РФ, подлежит налогообложению:

у российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства, движимое и недвижимое имущество (включая объекты, переданные во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенные в совместную деятельность), учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета;

— у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства, недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.

Таким образом, по сравнению с действующим законодательством, за счет исключения таких статей, как товарные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, капитальные вложения, а также неизменно вызывающие споры расходы будущих периодов, происходит значительное снижение налоговой нагрузки в системе имущественного налогообложения организаций.

Расчет налоговой базы в части определения среднегодовой стоимости имущества не изменен, и производится на основании остаточной стоимости имущества, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденном в учетной политике организации.

В том числе, остаточная стоимость определяется и для тех объектов, в отношении которых не предусмотрено начисление амортизации, с учетом износа, исчисляемого по установленным нормам амортизационных отчислений в конце каждого налогового (отчетного) периода. Данное положение относится к объектам основных средств некоммерческих организаций, в отношении которых ПБУ 6/01 предусматривает начисление износа в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений на отдельном забалансовом счете. В этой связи, хотелось бы обратить внимание, что для целей исчисления налоговой базы по налогу на имущество, износ определяется на конец отчетного периода, а по данным бухгалтерского учета на конец отчетного года.

Новым является исчисление налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества по данным органов технической инвентаризации, установленного в отношении иностранных организаций, имеющих недвижимое имущество на территории Российской Федерации, но не осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации.

Приведен к единому толкованию момент включения в налоговую базу объектов основных средств, подлежащих государственной регистрации. Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаются объектом налогообложения с месяца, следующего за месяцем подачи документов на регистрацию указанных прав.

Установлены особенности определения налоговой базы при передаче имущества в совместную деятельность или доверительное управление.

Видео (кликните для воспроизведения).

По итогам отчетных периодов, соответственно, квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, производится уплата авансовых платежей, а сумма налога, подлежит уплате в бюджет по истечении налогового периода (календарный год), если иное не будет установлено законами субъектов Российской Федерации.

Источники

Налог на имущество организаций составляет
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here