Налог на доходы физических лиц введение

История НДФЛ в России

За свою историю налог на доходы граждан пережил множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни заработки налогом не облагались вообще. Но с момента вступления в силу части второй НК РФ в 2001 году в России действует фиксированная ставка налога в размере 13% и отсутствует минимальный не облагаемый налогами размер доходов.

Впервые подоходный налог был введен в России 11 февраля 1812 года в форме налога на доходы помещиков от принадлежащего им недвижимого имущества. Его ставка являлась прогрессивной и варьировалась от 1% до 10%, а не облагаемый налогом минимум дохода составлял 500 руб. в год. Для сравнения, на тот момент стоимость двухкомнатного дома в Петербурге оценивалась для целей налогообложения недвижимости в 250 руб.

В годы существования СССР ставки подоходного налога многократно менялись, предпринимались даже попытки его полной отмены. Последнее изменение произошло в 1984 году, когда необлагаемый минимум был установлен в размере 70 руб., а сумма налога стала фиксированной – она варьировалась от 25 коп. с доходов в размере 71 руб. до 8,2 руб. при уровне заработной платы в 101 руб. и выше. А сумма дохода, превышающая 100 руб., дополнительно облагалась по ставке 13%.

Этот уровень налога продержался до 1992 года, когда в России было принято новое налоговое законодательство, которым также была установлена прогрессивная шкала подоходного налога. Она менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40%.

В дальнейшем ставки налога почти ежегодно корректировались по мере роста инфляции, пока в 2001 году не был введен в действие современный НК РФ, впервые в России установивший плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц в размере 13% независимо от суммы дохода. Эта ставка действует и в настоящее время, подвергаясь постоянной критике сторонников прогрессивной шкалы налогообложения.

В марте 2015 года на рассмотрение Госдумы поступили сразу три законопроекта об изменении ставок НДФЛ и порядка его исчисления.

Первый законопроект 1 был внесен 16 марта депутатом от фракции КПРФ Николаем Рябовым и предполагает повышение ставки НДФЛ до 16% при одновременной освобождении от налогообложения суммы в размере прожиточного минимума. Как поясняет автор, это позволило бы снизить налоговую нагрузку на наименее защищенные слои населения.

Практически сразу после него, 18 марта, был внесен второй законопроект 2 от фракции КПРФ, предлагающий ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения по НДФЛ, при которой доходы в сумме свыше 1 млн руб. в месяц будут облагаться налогом по ставке 50%.

Третий законопроект 3 поступил в Госдуму 26 марта от депутатов Сергея Миронова, Василия Швецова, Валерия Гартунга, Михаила Емельянова и Александра Тарнавского. Он также предусматривает введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, превышающие 24 млн руб. в год. Максимальная ставка НДФЛ в случае принятия этого законопроекта достигнет 50% по доходам, превышающим 200 млн руб. в год.

Это не первые попытки отказаться от действующей в России плоской шкалы налогообложения доходов граждан. Аналогичные законопроекты регулярно вносятся в Госдуму и так же регулярно отклоняются ею. Например, такой законопроект 4 , внесенный в октябре 2013 года депутатами от фракции «Справедливая Россия», был возвращен его инициаторам 12 декабря 2013 года по причине отсутствия заключения Правительства РФ, после чего так и не был внесен повторно.

История развития подоходного налога в России – в инфографике.

Документы по теме:

Новости по теме:

  • Налоговый кодекс Российской Федерации
  • Закон РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц»
  • Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих»
  • Указ Президиума ВС СССР от 22 сентября 1962 г. № 497-VI «О перенесении сроков освобождения рабочих и служащих от налогов с заработной платы»
  • Предлагается ввести прогрессивную шкалу налогообложения по доходам свыше 24 млн руб. вгод – ГАРАНТ.РУ, 26 марта 2015 г.
  • В Госдуму внесли очередной законопроект о прогрессивной шкале НДФЛ – ГАРАНТ.РУ, 18 марта 2015 г.
  • В Госдуму внесен законопроект об увеличении ставки по НДФЛ до 16% – ГАРАНТ.РУ, 16 марта 2015 г.
  • Выплаты работникам, привлекаемым по сертификатам из других регионов, освободили от НДФЛ – ГАРАНТ.РУ, 30 декабря 2014 г.
  • В Госдуму внесен законопроект о прогрессивной шкале налогообложения – ГАРАНТ.РУ, 25 октября 2013 г.

Материалы по теме:

Вычет по НДФЛ для тех, кто думает про пенсии
В отличие от других социальных вычетов, вычет на уплату взносов по пенсионному страхованию можно получить и в налоговой инспекции, и у работодателя.

Новые правила налога на имущество физических лиц
С 1 января 2015 года налог на имущество физических лиц будет рассчитываться из кадастровой стоимости недвижимости, что повлечет за собой его резкое увеличение.

НДФЛ
Одним из прямых налогов в России является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). На практике у налогоплательщиков возникает множество вопросов, связанных с его уплатой. Как рассчитывается ставка НДФЛ? Какие существуют сроки подачи декларации? И нужно ли ее подавать? Имеет ли физическое лицо право на налоговый вычет? Какие доходы освобождаются от налога? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашем материале.

http://www.garant.ru/infografika/621831/

Налог на доходы физических лиц (стр. 1 из 3)

Филиал государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

инженерно-экономический университет» в г.Вологде

Кафедра экономики и управления

Контрольная работа по дисциплине

Введение.

1 Налог на доходы физических лиц

1.1 Плательщики НДФЛ

1.2 Объект налогообложения.

1.3 Налоговая база

1.4 Налоговые ставки

1.5 Налоговые вычеты

2 Порядок исчисления и уплаты НДФЛ в бюджет

2.1 Порядок исчисления налога

2.2 Исчисление, порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами

2.3 Особенности исчисления налога в отношении отдельных видов доходов. Порядок уплаты налога

2.4 Налоговая декларация

3 Совершенствование системы налогообложения Российской Федерации

3.1 Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов

3.2 Основные итоги по совершенствованию налога на доходы физических лиц.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Для моей контрольной работы темой послужил один из самых распространенных налогов в налоговых системах всех стран мира – налога на доходы физических лиц. С 1 января 2001 года появилось новое название налога — «налог на доходы физических лиц», заменившее прежнее наименование «подоходный налог».

Налог на доходы с физических лиц в РФ является федеральным налогом, который взимается на всей территории страны по единым ставкам. Данный налог относится к регулирующим налогам, т.е. используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов – в виде процентных отчислений по нормативам, утверждаемым в установленном порядке на очередной финансовый год.

Налог на доходы физических лиц всегда являлся одним из важнейших налогов. За последние годы схема подоходного налогообложения в России неоднократно менялась, но законодатели и государственные чиновники до сих пор не пришли к единому мнению о порядке взимания и размерах налога на доходы физических лиц.

Читайте так же:  Стандартный имущественный налоговый вычет

Во всех странах подоходный налог взимается по прогрессивной шкале, диапазон ставок которой достаточно широк. Предельная ставка подоходного налога в Дании в 1996 г. составляла 61%. Ставки налога высоки, но следует учесть, что во всех странах установлены значительные налогонеоблагаемые минимумы и предоставлены льготы по различным основаниям. Например, физические лица в Японии уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей 5 ставок: 10, 20, 30, 40%; кроме того, действует также подоходный префектурный налог, взимаемый по трем ставкам: 5, 10 и 15%; существует местный подоходный налог. Кроме необлагаемого минимума гражданин может исключить из годового дохода льготы, учитывающие его семейное положение, а также сумму средств, затраченных на лечение. Таким образом, налогооблагаемая база получающего среднюю заработную плату гражданина Японии может быть уменьшена более чем на 30%.

Приведу размер подоходного налога по странам мира: Австралия 17-47% ,Австрия 21-50%, Аргентина 9-35%, Бельгия 25-50%, Болгария 10%, Бразилия 15-27,5%, Великобритания 0-40%, Венгрия 18% и 36%, Вьетнам 0-40%, Германия 14-45% (0%, если годовой доход ниже 7834 Евро (2009 год)), Греция 0-40%, Дания 38-59%, Египет 10-20%, Замбия 0-35%, Израиль 10-47%, Индия 10-30%, Индонезия 5-35%, Ирландия 20-41%, Испания 24-43%, Италия 23-43%, Канада 15-29%, Кипр 20-30%, Китай 5-45%, Латвия 25%, Литва 15% и 24%, Люксембург 0-38%, Мальта 15-35%, Марокко 0-41,5%, Мексика 0-28%, Нидерланды 0-52%, Новая Зеландия 0-39%, Норвегия 28-51.3%, Пакистан 0-25%, Польша 19-40%, Португалия 0-42%, Россия 13%, 35%, Румыния 16%, США 15-35%, Таиланд 5-37%, Турция 15-35%, Узбекистан 0-30%,Украина 15%, Финляндия 8,5-31.5%, Франция 10-48,09%, Швеция 0-56%, Эстония 21% (0%, если годовой доход ниже 27000 EEK (

1725 EUR) [2009]), ЮАР 24-43%, Япония 5-40%.

А также есть страны, в которых нет подоходного налога: Андорра, Багамы, Бахрейн, Бермуды, Бурунди, Британские Виргинские Острова, Каймановы острова, Кувейт, Монако, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Сомали, ОАЭ, Уругвай.

В данной работе я постаралась привести характеристика основных элементов налога на доходы физических лиц, порядок его исчисления и уплаты в бюджет, основные направления совершенствования, раскрытие его сущности и назначения в налоговой системе России.

1 Налог на доходы физических лиц

1.1 Плательщики НДФЛ

В соответствии со статьей 207 НК РФ плательщиками НДФЛ являются две категории физических лиц: физические лица- налоговые резиденты Российской Федерации; физические лица, которые не являются налоговыми резидентами РФ, но получают доходы от источников в Российской Федерации.

Согласно части 3 пункта 2 статьи 11 НК РФ к «физическим лицам» относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Статус налогового резидента означает, что на гражданина распространяется действие российского налогового законодательства, и он должен уплачивать налог на доходы физических лиц в размере 13% в российский бюджет. Согласно части 5 пункта 2 статьи 11 НК РФ налоговым резидентом является физическое лицо, которое фактически находится на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

1.2 Объект налогообложения

В соответствии со статьей 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками. Для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, это весь доход, полученный как в России, так и за ее пределами. Для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, объектом налогообложения будет только доход от источников в России.

1.3 Налоговая база

Согласно положениям статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые он получил или право на распоряжение которыми у него возникло, в любой форме.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Так, для доходов, облагаемых по ставке 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов. При этом если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы полученных доходов, то налоговая база по НДФЛ принимается равной нулю. Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки (например, 9,30, 35%), налоговая база определяется как денежное выражение данных доходов, подлежащих налогообложению. Причем налоговые вычеты не применяются.

1.4 Налоговые ставки

В соответствии со статьей 224 НК РФ по НДФЛ установлены следующие налоговые ставки: 35, 30, 15, 13, 9%.

Налоговая ставка установлена в размере 35% в отношении доходов : от стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг в сумме, превышающей 4000 руб.; от страховых выплат по договорам добровольного страхования в части превышения размеров выплат, освобождаемых от налогообложения; от процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте;

Налоговая ставка 30% действует в отношении доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15%.

Налоговая ставка установлена 9% в отношении доходов: от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов; в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия.

Ко всем остальным видам доходов, являющихся объектом налогообложения НДФЛ, применяется налоговая ставка в размере 13%.

1.5 Налоговые вычеты

Сумма доходов, полученная работником организации, может быть уменьшена на установленные Налоговым кодексом РФ налоговые вычеты. Налоговый вычет – это денежная сумма, уменьшающая доход работника при исчислении НДФЛ. Виды и размер налоговых вычетов определены в статьях 218 – 221 НК РФ. Налоговые вычеты бывают: стандартные; социальные; имущественные; профессиональные. Организация может уменьшить доход работника на стандартные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты. Социальные налоговые вычеты работник может получить в налоговой инспекции по месту своего учета, при подаче декларации о доходах за прошедший год.

Имущественный налоговый вычет может быть предоставлен работнику организацией в двух случаях. Во-первых, при выплате доходов физическим лицам от операций по купле-продаже принадлежащих им ценных бумаг. Во-вторых, если работник приобретает (строит) жилье, при предоставлении от налоговой инспекции уведомления на имущественный вычет. Этот вычет включает две составляющие: 1) по расходам на новое строительство (приобретение) на территории РФ жилья; 2) по расходам на погашение процентов по целевым займам (кредитам). Эти займы (кредиты) должны быть получены от кредитных и иных организаций РФ и фактически израсходованы на новое строительство (приобретение) жилья. Вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов. Для расходов на приобретение (строительство) жилья он не может быть более 2млн. руб. (без учета погашения процентов по целевым займам (кредитам)). До 2008 г. размер вычета составлял 1 млн. руб. Поправки в Налоговый кодекс РФ об изменении размера вычета внес Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ. В частности, размер вычета увеличен до 2млн.руб. Закон вступил в силу с 1 января 2009 г., данные нормы распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.

Читайте так же:  Корректировка по земельному налогу

http://mirznanii.com/a/235091/nalog-na-dokhody-fizicheskikh-lits

Налог на доходы физических лиц: история возникновения, порядок уплаты, налоговые льготы (стр. 1 из 9)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

КАФЕДРА ФИНАНСОВОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ:

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ПОРЯДОК УПЛАТЫ, НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

Курсовая работа

студента III курса

дневного отделения 632гр.

К.ю.н., доцент, заведующая кафедрой

Финансового и Административного права

Дата сдачи курсовой работы:

Ростов-на-Дону

СОДЕРЖАНИЕ

1.ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………………………….5

2.ПОРЯДОК УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ……..7

2.1. Плательщики налога……………………………………………………….…7

2.4. Особенности исчисления и уплаты налога предпринимателями………. 16

2.5. Особенности исчисления и уплаты налога налоговыми агентами……….18

3. ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ДОХОДОВ……………………………………………19

4. ЛЬГОТЫ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………………….………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…..….31

ВВЕДЕНИЕ

Налог на доходы физических лиц (далее НДФЛ) в той или иной форме взимался всегда: будь то церковная или светская десятина, барщина или оброк. В России, как и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источ­ников доходной части бюджета. Следует отметить, что это — прямой налог на совокупный доход физи­ческого лица, включая доходы, полученные от исполь­зования капитала.

Вряд ли ошибаются те, кто считает налог на доходы физических лиц одним из самых важных элементов налоговой системы любого государ­ства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в миро­вой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения. В развитых странах он составляет значитель­ную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии — 40%, несколько меньше во Франции — 17%.

В нашей стране НДФЛ занимает более скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет сред­ний уровень доходов или ниже. В последние годы его доля в бюджете не превышала 12—13%.

Такая ситуация свойственна экономике пере­ходного периода. Чтобы, с одной стороны, сти­мулировать рост производства и потребления, а с другой — упростить налоговую систему и тем самым снизить склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государ­ство вынуждено снижать ставки налогов на до­ходы (имеются в виду доходы всех экономиче­ских агентов независимо от правовой формы).

В идеале налог на доходы должен быть, налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извле­кают определенный доход на территории страны.

НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является дос­тижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от на­логообложения.

Согласно ст. 57 Конституции РФ, а также ст. З и подп. I п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сбо­ры. Законодательство о налогах и сборах основывается на призна­нии всеобщности и равенства налогообложения. При установле­нии налогов учитывается фактическая способность налогоплатель­щика к уплате налога. В связи с этим прежняя редакция подп. 1 п. 1 ст. 23 содержала дополнение «исходя из принципа справедливос­ти», но поскольку понятие «принцип справедливости» в действу­ющем законодательстве — как налоговом, так и гражданском — абсолютно не развито, то указанное дополнение было исключено.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера, т.е. применяться исходя из социальных, расовых, национальных, ре­лигиозных и иных подобных критериев.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки на­логов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собствен­ности, гражданства физических лиц или места происхождения ка­питала. Кроме того, не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Фе­дерации, в том числе прямо или косвенно ограничивающие свобод­ное перемещение в пределах ее территории товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать пре­пятствия не запрещенной законом экономической деятельности фи­зических лиц и организаций.

Важно подчеркнуть такой момент: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сбо­рах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Подоходный налог или НДФЛ по сравнению с другими видами налогов довольно «молод». Впервые он был введен в Англии в 1798 г. в виде утроенного налога на роскошь. Этот налог, построенный на чисто внешних признаках (обзаведение мужской прислугой, владение ка­ретой и т.п.), действовал вплоть до 1816 г. При вторичном его введе­нии в 1842 г. он уже более-менее отвечал основным критериям, по­ложенным в основу принципа подоходного налогообложения1.

В других странах НДФЛ стали применять с конца XIX— начала XX в. (Пруссия — с 1891 г., Франция — с 1914 г.). Что касается России, то в 1812 г. был введен прогрессивный процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, представляющий собой своеобразную форму подоходного налога. А специальный закон о подоходном налоге был принят лишь 6 апреля 1916г., и там наибо­лее полно воплотились принципы подоходного налогообложения2. В начале 60-х годов в нашей стране была предпринята попытка по­степенного снижения вплоть до отмены налога с заработной платы, в связи с чем был издан Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене на­логов с заработной платы рабочих и служащих».

Однако и до введения НДФЛ налоговые системы в различных странах косвенно учитывали доходы граждан при пост­роении реальных налогов. Например, размер домового налога зави­сел от числа окон, этажей и комнат, от параметров фасада дома и от других признаков, которые позволяли судить об общественном по­ложении и доходах плательщика.

Введение этого налога в той или иной стране было обус­ловлено ее внутренними причинами. При всем различии этих при­чин может быть выделена общая причина, характерная для всех стран. Острая потребность государства в дополнительных средствах, вызванная ростом задолженности, военными и другими расходами, перестала покрываться реальными налогами, размер которых зача­стую не соответствовал истинной платежеспособности граждан. В то же время набравшие силу социальные движения требовали устране­ния несправедливости косвенного налогообложения, не делавшего различий между бедными и богатыми и более тяжело ложившегося на менее состоятельных граждан. Поэтому и был введен НДФЛ, идея которого заключается именно в обеспечении равнонапряженности налогообложения на основе прямого определе­ния доходов каждого плательщика.

Налоговые системы развиваются под влиянием экономичес­ких, социальных и политических процессов, происходящих в той или иной стране. Они тесно связаны с развитием экономики. Воз­никновение корпоративных форм организации производства, рост общественного благосостояния, расширение круга собствен­ников, появление новых форм получения дохода — эти и другие, факторы самым непосредственным образом оказали и оказыва­ют эволюционирующее воздействие на развитие системы подо­ходного налога.

Что же касается нашей страны, то переход России на рыночные экономические от­ношения обусловил создание к 1992 г. новой налого­вой системы, которая состояла более чем из 60 видов налогов и сборов. В частности Верховным Советом РСФСР был принят Закон от 7 декабря 1991 г. «О по­доходном налоге с физических лиц». Основными прин­ципами этого налога являлись: единая шкала прогрес­сивных ставок с совокупного годового дохода, пере­чень необлагаемых налогом доходов, вычеты из этого дохода по социальным группам и уменьшение налогооблагаемой базы на расходы, связанные со строитель­ством или приобретением жилья, предпринимательс­кой деятельностью и благотворительностью. За период 1991-2000 г.г. в этот закон были внесены изменения и дополнения 21 раз, в т.ч. шкала ставок налога изменя­лась 9 раз, но всегда была прогрессивной. Минималь­ная ставка оставалась в размере 12%, а максимальная ставка в разные годы изменялась от 60% до 30% годо­вого совокупного облагаемого дохода.

Читайте так же:  Возврат денег за оплату госпошлины через госуслуги

Однако дальнейшее развитие рыночных экономи­ческих отношений потребовало создания Налогового кодекса и в третье тысячелетие Россия вступила с этим важным документом.

НК Российской Федерации состоит из 2-х частей — общей и специальной.

Часть первая (общая) НК РФ, принятая Федераль­ными законами от 31.07.98 № 146-ФЗ и № 147-ФЗ в ре­дакции Федеральных законов от 09.07.99 № 154-ФЗ и 155-ФЗ, действует с 1999 года и дает определения, касающи­еся таким понятиям, как, например: «налоги», «сбо­ры», «налоговая база», «налоговый агент», «налогоплательщик», «налоговые ставки», «налоговые органы», «налоговый контроль», «налоговые деклара­ции», «налоговые правонарушения» и др., а также уста­навливает процедуры налогообложения, налогового контроля, привлечения к налоговой ответственности и ее меры, обжалования действий налоговых органов.

http://mirznanii.com/a/235103/nalog-na-dokhody-fizicheskikh-lits-istoriya-vozniknoveniya-poryadok-uplaty-nalogovye-lgoty

Налог на доходы физических лиц 15

Содержание

Введение Глава 1. Налог на доходы физических лиц (теоретические аспекты) 1.1 Налог на доходы физических лиц 1.2 Зарубежный опыт подоходного налога 1.3 Российский опыт введения налога на доходы физических лиц 1.4 Порядок уплаты налога на доходы с физических лиц в России 1.4.1 Плательщики налога 1.4.2 Объект налогообложения 1.4.3 Налоговые ставки Глава 2. Особенности исчисления налога на доходы физических лиц (аналитическая часть). 2.1 Льготы при исчислении налога на доходы физических лиц 2.1.1 Налоговые вычеты 2.1.2 Налоговые освобождения 2.1.3 Иные налоговые льготы 2.2 Практика возврата подоходного налога. 3-НДФЛ 2.3 Новое в налогообложении на доходы физических лиц. Практические расчеты 2.3.1 Изменения в части налоговых вычетов 2.3.2 Новое в налоговых льготах 2.3.3 Новое в налогообложении доходов Глава 3. Практика исчисления налоговой базы налога на доходы физических лиц в ЗАО «Гуровское» Муромцевского района Омской области (практическая часть). 3.1 Краткая характеристика хозяйства 3.2 Размер, специализация хозяйства, его главные и дополнительные отрасли 3.3 Организационно – производственная структура хозяйства 3.4 Обеспеченность ЗАО «Гуровское» трудовыми ресурсами. 3.5 Обеспеченность ЗАО «Гуровское» основными средствами. 3.6 Краткая характеристика организации бухгалтерского учета 3.7 Практика исчисления налоговой базы налога на доходы физических лиц

Заключение Библиографический список Приложения

3 5 6 7 10 10 11 15 17 18 20 29 34 35 43 43 51 57 61 61 67 69 71 73 74 78 96 98

В России, как и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это — прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.

Вряд ли ошибаются те, кто считает налог на доходы физических лиц (НДФЛ) одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения.

Чтобы, с одной стороны, стимулировать рост производства и потребления, а с другой — упростить налоговую систему и тем самым снизить склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать ставки налогов на доходы (имеются в виду доходы всех экономических агентов независимо от правовой формы).

В идеале, налог на доходы должен быть налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.

НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Кроме того, не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в том числе прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах ее территории товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Важно подчеркнуть такой момент: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Конечно, наше налоговое законодательство оставляет желать много лучшего, но, тем не менее, его необходимо досконально знать, особенно в части налогообложения физических лиц, так как это касается каждого гражданина, ибо всем известно, что “незнание законов не освобождает от ответственности”.

Так лучше знать и платить меньше и правильно, а для этого нужно просто знать законы страны, в которой живешь, какими бы странными и несправедливыми они порой не казались.

Работа состоит из трех глав. Первая глава – теоретическая. В ней рассмотрены истоки и причины появления подоходного налога, дана краткая историческая справка, общие понятия налога на доходы физических лиц, объекты налогообложения, налоговые ставки. Вторая глава – аналитическая. В ней рассмотрены особенности исчисления налога на доходы физических лиц, льготы в исчислении (налоговые вычеты, налоговые освобождения, иные налоговые льготы), практические расчеты, а также дан анализ нововведений в практике налогообложения. Третья глава – практическая. В ней рассмотрена практика исчисления НДФЛ непосредственно в ЗАО «Гуровское» Муромцевского района Омской области.

1. Дать понятие налогу на доходы с физических лиц;

2. Рассмотреть историю возникновения подоходного налога;

3. Изучить теоретические аспекты исчисления НДФЛ;

4. Попытаться проанализировать нововведения в практике налогообложения.

. Предметом исследования является процесс исчисления налога на доходы физических лиц, объектом – физические лица, налогоплательщики

Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам совершенствования системы налогообложения в учреждениях и организациях. Исследования проводились с учетом законодательных актов Российской Федерации и Кировской области по изучаемым и смежным проблемам.

Исходной информацией послужили статистические и отчетные материалы, данные бухгалтерского учета, документация ЗАО «Гуровское» Муромцевского района Омской области

Глава 1. Налог на доходы физических лиц: теоретические аспекты

1.1 Налог на доходы физических лиц.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[1].

Итак, – налог на доходы физических лиц — основной вид прямых налогов, которым облагается сумма совокупного дохода граждан в денежном исчислении за истекший год. Частично взимается с месячных и текущих доходов в виде разовых выплат. Налогом облагаются доходы, превосходящие необлагаемый минимум.

В России подоходный налог официально называется налог на доходы физических лиц (НДФЛ), является основным для граждан в Российской Федерации и взимается на основании Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц». Уже много лет ставка подоходного налога является фиксированной для основных видов доходов — 13 %, но некоторые виды доходов облагаются по другим ставкам. Также существует значительный перечень стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, уменьшающих налогооблагаемую базу, а также доходов, не подлежащих налогообложению. В частности, от него освобождены доходы по пенсиям. НДФЛ — государственный налог, взимаемый на всей территории страны по единым ставкам. Действующее законодательство не предусматривает установления местных подоходных налогов.

Читайте так же:  Отчетность ип усн доходы без работников

Так как налог на доходы физических лиц относится к числу прогрессивных налогов, ставка которого обычно увеличивается ступенчатым образом по мере нарастания величины годового дохода, противники подоходных налогов часто вспоминают фразу, приписываемую Томасу Джефферсону: «Вводя подоходный налог, вы создаёте нацию обманщиков».

1.2 Зарубежный опыт подоходного налога

Тема подоходного налога, поднятая в выступлении главы правительства России Владимира Путина в апреле 2009 года, вызвала оживленные дискуссии в обществе. Депутат питерского Законодательного собрания Виктор Евтухов предложил вернуться к прогрессивной шкале подоходного налога и взимать с дохода более 8 млн. руб. в год 35%. Одни бизнесмены назвали эти предложения бредом, другие полагают, что с нововведениями надо подождать. В связи с этим мы хотели бы предложить читателю бросить вместе с нашей газетой ретроспективный взгляд на зарубежный и отечественный опыт в этой области.

http://mirznanii.com/a/19585/nalog-na-dokhody-fizicheskikh-lits-15

История НДФЛ в России

За свою историю налог на доходы граждан пережил множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни заработки налогом не облагались вообще. Но с момента вступления в силу части второй НК РФ в 2001 году в России действует фиксированная ставка налога в размере 13% и отсутствует минимальный не облагаемый налогами размер доходов.

Впервые подоходный налог был введен в России 11 февраля 1812 года в форме налога на доходы помещиков от принадлежащего им недвижимого имущества. Его ставка являлась прогрессивной и варьировалась от 1% до 10%, а не облагаемый налогом минимум дохода составлял 500 руб. в год. Для сравнения, на тот момент стоимость двухкомнатного дома в Петербурге оценивалась для целей налогообложения недвижимости в 250 руб.

В годы существования СССР ставки подоходного налога многократно менялись, предпринимались даже попытки его полной отмены. Последнее изменение произошло в 1984 году, когда необлагаемый минимум был установлен в размере 70 руб., а сумма налога стала фиксированной – она варьировалась от 25 коп. с доходов в размере 71 руб. до 8,2 руб. при уровне заработной платы в 101 руб. и выше. А сумма дохода, превышающая 100 руб., дополнительно облагалась по ставке 13%.

Этот уровень налога продержался до 1992 года, когда в России было принято новое налоговое законодательство, которым также была установлена прогрессивная шкала подоходного налога. Она менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40%.

В дальнейшем ставки налога почти ежегодно корректировались по мере роста инфляции, пока в 2001 году не был введен в действие современный НК РФ, впервые в России установивший плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц в размере 13% независимо от суммы дохода. Эта ставка действует и в настоящее время, подвергаясь постоянной критике сторонников прогрессивной шкалы налогообложения.

В марте 2015 года на рассмотрение Госдумы поступили сразу три законопроекта об изменении ставок НДФЛ и порядка его исчисления.

Первый законопроект 1 был внесен 16 марта депутатом от фракции КПРФ Николаем Рябовым и предполагает повышение ставки НДФЛ до 16% при одновременной освобождении от налогообложения суммы в размере прожиточного минимума. Как поясняет автор, это позволило бы снизить налоговую нагрузку на наименее защищенные слои населения.

Практически сразу после него, 18 марта, был внесен второй законопроект 2 от фракции КПРФ, предлагающий ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения по НДФЛ, при которой доходы в сумме свыше 1 млн руб. в месяц будут облагаться налогом по ставке 50%.

Третий законопроект 3 поступил в Госдуму 26 марта от депутатов Сергея Миронова, Василия Швецова, Валерия Гартунга, Михаила Емельянова и Александра Тарнавского. Он также предусматривает введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, превышающие 24 млн руб. в год. Максимальная ставка НДФЛ в случае принятия этого законопроекта достигнет 50% по доходам, превышающим 200 млн руб. в год.

Это не первые попытки отказаться от действующей в России плоской шкалы налогообложения доходов граждан. Аналогичные законопроекты регулярно вносятся в Госдуму и так же регулярно отклоняются ею. Например, такой законопроект 4 , внесенный в октябре 2013 года депутатами от фракции «Справедливая Россия», был возвращен его инициаторам 12 декабря 2013 года по причине отсутствия заключения Правительства РФ, после чего так и не был внесен повторно.

История развития подоходного налога в России – в инфографике.

Документы по теме:

Новости по теме:

  • Налоговый кодекс Российской Федерации
  • Закон РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц»
  • Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих»
  • Указ Президиума ВС СССР от 22 сентября 1962 г. № 497-VI «О перенесении сроков освобождения рабочих и служащих от налогов с заработной платы»
  • Предлагается ввести прогрессивную шкалу налогообложения по доходам свыше 24 млн руб. вгод – ГАРАНТ.РУ, 26 марта 2015 г.
  • В Госдуму внесли очередной законопроект о прогрессивной шкале НДФЛ – ГАРАНТ.РУ, 18 марта 2015 г.
  • В Госдуму внесен законопроект об увеличении ставки по НДФЛ до 16% – ГАРАНТ.РУ, 16 марта 2015 г.
  • Выплаты работникам, привлекаемым по сертификатам из других регионов, освободили от НДФЛ – ГАРАНТ.РУ, 30 декабря 2014 г.
  • В Госдуму внесен законопроект о прогрессивной шкале налогообложения – ГАРАНТ.РУ, 25 октября 2013 г.

Материалы по теме:

Вычет по НДФЛ для тех, кто думает про пенсии
В отличие от других социальных вычетов, вычет на уплату взносов по пенсионному страхованию можно получить и в налоговой инспекции, и у работодателя.

Новые правила налога на имущество физических лиц
С 1 января 2015 года налог на имущество физических лиц будет рассчитываться из кадастровой стоимости недвижимости, что повлечет за собой его резкое увеличение.

НДФЛ
Одним из прямых налогов в России является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). На практике у налогоплательщиков возникает множество вопросов, связанных с его уплатой. Как рассчитывается ставка НДФЛ? Какие существуют сроки подачи декларации? И нужно ли ее подавать? Имеет ли физическое лицо право на налоговый вычет? Какие доходы освобождаются от налога? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашем материале.

http://www.garant.ru/infografika/621831/

Налог на доходы физических лиц 15

Содержание

Введение Глава 1. Налог на доходы физических лиц (теоретические аспекты) 1.1 Налог на доходы физических лиц 1.2 Зарубежный опыт подоходного налога 1.3 Российский опыт введения налога на доходы физических лиц 1.4 Порядок уплаты налога на доходы с физических лиц в России 1.4.1 Плательщики налога 1.4.2 Объект налогообложения 1.4.3 Налоговые ставки Глава 2. Особенности исчисления налога на доходы физических лиц (аналитическая часть). 2.1 Льготы при исчислении налога на доходы физических лиц 2.1.1 Налоговые вычеты 2.1.2 Налоговые освобождения 2.1.3 Иные налоговые льготы 2.2 Практика возврата подоходного налога. 3-НДФЛ 2.3 Новое в налогообложении на доходы физических лиц. Практические расчеты 2.3.1 Изменения в части налоговых вычетов 2.3.2 Новое в налоговых льготах 2.3.3 Новое в налогообложении доходов Глава 3. Практика исчисления налоговой базы налога на доходы физических лиц в ЗАО «Гуровское» Муромцевского района Омской области (практическая часть). 3.1 Краткая характеристика хозяйства 3.2 Размер, специализация хозяйства, его главные и дополнительные отрасли 3.3 Организационно – производственная структура хозяйства 3.4 Обеспеченность ЗАО «Гуровское» трудовыми ресурсами. 3.5 Обеспеченность ЗАО «Гуровское» основными средствами. 3.6 Краткая характеристика организации бухгалтерского учета 3.7 Практика исчисления налоговой базы налога на доходы физических лиц
Читайте так же:  Зарплата с учетом подоходного налога

Заключение Библиографический список Приложения

3 5 6 7 10 10 11 15 17 18 20 29 34 35 43 43 51 57 61 61 67 69 71 73 74 78 96 98

В России, как и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это — прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.

Вряд ли ошибаются те, кто считает налог на доходы физических лиц (НДФЛ) одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения.

Чтобы, с одной стороны, стимулировать рост производства и потребления, а с другой — упростить налоговую систему и тем самым снизить склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать ставки налогов на доходы (имеются в виду доходы всех экономических агентов независимо от правовой формы).

В идеале, налог на доходы должен быть налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.

НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Кроме того, не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в том числе прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах ее территории товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Важно подчеркнуть такой момент: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Конечно, наше налоговое законодательство оставляет желать много лучшего, но, тем не менее, его необходимо досконально знать, особенно в части налогообложения физических лиц, так как это касается каждого гражданина, ибо всем известно, что “незнание законов не освобождает от ответственности”.

Так лучше знать и платить меньше и правильно, а для этого нужно просто знать законы страны, в которой живешь, какими бы странными и несправедливыми они порой не казались.

Работа состоит из трех глав. Первая глава – теоретическая. В ней рассмотрены истоки и причины появления подоходного налога, дана краткая историческая справка, общие понятия налога на доходы физических лиц, объекты налогообложения, налоговые ставки. Вторая глава – аналитическая. В ней рассмотрены особенности исчисления налога на доходы физических лиц, льготы в исчислении (налоговые вычеты, налоговые освобождения, иные налоговые льготы), практические расчеты, а также дан анализ нововведений в практике налогообложения. Третья глава – практическая. В ней рассмотрена практика исчисления НДФЛ непосредственно в ЗАО «Гуровское» Муромцевского района Омской области.

1. Дать понятие налогу на доходы с физических лиц;

2. Рассмотреть историю возникновения подоходного налога;

3. Изучить теоретические аспекты исчисления НДФЛ;

4. Попытаться проанализировать нововведения в практике налогообложения.

. Предметом исследования является процесс исчисления налога на доходы физических лиц, объектом – физические лица, налогоплательщики

Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам совершенствования системы налогообложения в учреждениях и организациях. Исследования проводились с учетом законодательных актов Российской Федерации и Кировской области по изучаемым и смежным проблемам.

Исходной информацией послужили статистические и отчетные материалы, данные бухгалтерского учета, документация ЗАО «Гуровское» Муромцевского района Омской области

Глава 1. Налог на доходы физических лиц: теоретические аспекты

1.1 Налог на доходы физических лиц.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[1].

Итак, – налог на доходы физических лиц — основной вид прямых налогов, которым облагается сумма совокупного дохода граждан в денежном исчислении за истекший год. Частично взимается с месячных и текущих доходов в виде разовых выплат. Налогом облагаются доходы, превосходящие необлагаемый минимум.

В России подоходный налог официально называется налог на доходы физических лиц (НДФЛ), является основным для граждан в Российской Федерации и взимается на основании Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц». Уже много лет ставка подоходного налога является фиксированной для основных видов доходов — 13 %, но некоторые виды доходов облагаются по другим ставкам. Также существует значительный перечень стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, уменьшающих налогооблагаемую базу, а также доходов, не подлежащих налогообложению. В частности, от него освобождены доходы по пенсиям. НДФЛ — государственный налог, взимаемый на всей территории страны по единым ставкам. Действующее законодательство не предусматривает установления местных подоходных налогов.

Так как налог на доходы физических лиц относится к числу прогрессивных налогов, ставка которого обычно увеличивается ступенчатым образом по мере нарастания величины годового дохода, противники подоходных налогов часто вспоминают фразу, приписываемую Томасу Джефферсону: «Вводя подоходный налог, вы создаёте нацию обманщиков».

1.2 Зарубежный опыт подоходного налога

Тема подоходного налога, поднятая в выступлении главы правительства России Владимира Путина в апреле 2009 года, вызвала оживленные дискуссии в обществе. Депутат питерского Законодательного собрания Виктор Евтухов предложил вернуться к прогрессивной шкале подоходного налога и взимать с дохода более 8 млн. руб. в год 35%. Одни бизнесмены назвали эти предложения бредом, другие полагают, что с нововведениями надо подождать. В связи с этим мы хотели бы предложить читателю бросить вместе с нашей газетой ретроспективный взгляд на зарубежный и отечественный опыт в этой области.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://mirznanii.com/a/19585/nalog-na-dokhody-fizicheskikh-lits-15

Налог на доходы физических лиц введение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here