Мировой финансовый контроль

Мировой финансовый контроль

В мировой практике сложились две основные модели финансово­го контроля: англосаксонская и французская.

Если в англосаксон­ской модели контролирующие финансовые органы лишь осуществля­ют различные виды контроля и подготавливают по ним отчет, а во­прос о санкциях является прерогативой административных и судебных органов власти, то французская модель предусматривает возможность предоставления отдельным контрольным органам неко­торых судебных функции в определении виновности лиц в финансо­вых нарушениях, в требовании возмещения ущерба и т. п.

В Российской Федерации органы налогового и таможенного кон­троля, Счетная палата имеют отдельные полномочия в части приме­нения санкций в отношении лиц, грубо нарушающих законность и финансовую дисциплину, наносящих государству прямой ущерб.

На финансовый контроль возложены многообразные задачи в различных сферах финансово-хозяйственной жизни общества. От ха­рактера его организации во многом зависит результативность финан­сового контроля. Мировое сообщество выработало определенные принципы, изложенные в Лимской декларации ИНТОСАИ (между­народной организации высших контрольных органов). Среди них — независимость, объективность, компетентность, гласность.

Независимость финансового контроля должна обеспечиваться фи­нансовой самостоятельностью контролирующего органа, более дли­тельными сроками полномочий руководителей органов государствен­ного контроля по сравнению со сроками полномочий парламентских органов власти. Принципы объективности и компетентности предпо­лагают неукоснительное соблюдение действующего законодательства, установление стандартов проведения (осуществления) различных ви­дов контроля. Принцип гласности предусматривает информирование общественности через средства массовой информации о результатах работы контролирующих органов.

Для каждого вида контроля и контролирующего органа преду­смотрен соответствующий регламент, определяющий порядок, по­следовательность выполнения контрольных операций и форму от­четности.

Существуют и используются различные формы финансового контроля, кото­рые принято классифицировать по определенным признакам, приве­денным в табл. 1.

Классификация форм финансового контроля

Обязательный контроль осуществляется государственными орга­нами финансового контроля в соответствии с действующим законо­дательством в установленные сроки. К нему относятся, в частности, налоговые проверки, обязательный аудит годовой финансовой отчет­ности отдельных организаций, обществ и т. д.

Инициативный контроль определяется соответствующими органа­ми хозяйствующих субъектов и выступает в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами.

Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотре­ния и принятия бюджетов (федерального, субъектов Российской Фе­дерации, органов местного самоуправления), финансовых планов хо­зяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных орга­низаций, учреждений.

Он предусматривает оценку обоснованности показателей различных финансовых планов, в том числе бюджетов всех уровней. Данная форма контроля позволяет предупредить воз­можное нарушение действующего законодательства, нормативных ак­тов, выявить дополнительные резервы и источники возможных дохо­дов, предотвратить нерациональное использование финансовых ре­сурсов и т. п.

Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Данная фор­ма контроля предусматривает не только соблюдение финансовой дисциплины в ходе осуществления финансово-хозяйственных опера­ций, но и предполагает анализ финансовой деятельности хозяйст­вующих субъектов.

Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов, подведения итогов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов по завершении отчетного периода и финансового года в целом.

Он предназначен для оценки результатов исполнения бюджетов, выполнения финансовых планов и выработки тактики и стратегии на очередной и последующие финансовые годы.

Государственный контроль проводится органами государственной власти (Администрацией Президента, законодательными и исполни­тельными органами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации). Цель данного контроля состоит в соблюдении интере­сов государства и общества в целом при реализации финансовой по­литики государства.

Контроль органов местного самоуправления

осуществляется соот­ветствующими органами финансового контроля и направлен прежде всего на контроль и анализ хода исполнения местных бюджетов.

Контроль финансов кредитных органов состоит в проверке пра­вильности и достоверности данных финансовой отчетности предпри­ятий и организаций.

Ведомственный контроль осуществляется специальными подраз­делениями министерств и ведомств подотчетных им предприятий, организаций, учреждений. Цели и задачи такого контроля непосред­ственно устанавливаются самими министерствами и ведомствами.

Внутрихозяйственный контроль проводится финансовыми и эко­номическими подразделениями предприятий и организации. Цели и задачи осуществления данного контроля формулируются органами управления хозяйствующих субъектов.

Независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодатель­ством и нормативными актами, регламентирующими осуществление аудиторских проверок.

http://newinspire.ru/lektsii-po-finansam/modeli-printsipi-i-formi-finansovogo-kontrolya-1396

Система государственного финансового контроля за рубежом

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 5560 раз

Библиографическое описание:

Кожанова А. О. Система государственного финансового контроля за рубежом // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 225-227. — URL https://moluch.ru/archive/51/6553/ (дата обращения: 20.02.2020).

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Во всех государствах в зависимости от специфики их устройства сложились свои системы финансового контроля. Тем не менее организация и деятельность контрольно-ревизионных сетей в зарубежных странах так или иначе базируется на общих принципах, выраженных многолетним международным опытом. Так, например, осуществление любой крупной программы обязательно включает в себя подсистемы контроля. Важнейшим звеном государственного финансового контроля во всех демократических странах принято считать орган контроля по линии законодательной власти. Как правило, во всех странах существуют специальные институты парламентского контроля за расходованием государственных средств: в России — это Счетная палата РФ, в США — Главное бюджетно-контрольное управление Конгресса, в Великобритании — Национальное контрольно-ревизионное управление, в Канаде — Ведомство Генерального ревизора, во Франции — Суд счетов, в Швеции — Национальное ревизионное бюро, в Австрии, ФРГ, Франции, Венгрии — Счетные палаты при бундестаге и парламенте.

Кроме институтов парламентского контроля в большинстве стран действует также система контроля по линии исполнительной власти или так называемый правительственный контроль, а также органы финансового контроля при главе государства (президентский контроль). В США — это система инспекторских служб в федеральных министерствах и ведомствах, Административно-бюджетное управление при Президенте, Президентский совет честности и эффективности в правительстве и иные контрольные органы; в Великобритании центральный орган правительственного финансового контроля — Комитет общественных счетов при Правительстве; в Германии — это Федеральное финансовое ведомство; в Канаде — Офис Генерального контролера и т. д.

Читайте так же:  Надо платить налоги при аренде квартир

В наиболее концентрированном виде подходы к организации финансового контроля в промышленно развитых странах сформулированы в Лимской декларации о руководящих принципах финансового контроля, принятой на IX Конгрессе международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в октябре 1977 г. Декларация закрепляет общепризнанное на Западе мнение, что независимые органы государственного бюджетно-финансового контроля являются непременным атрибутом демократического общества, обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами. В Декларации обобщен опыт организации и деятельности государственных органов финансового контроля различных стран в современных условиях с учетом разнообразия систем управления, специфики финансово-экономической организации хозяйственной деятельности и практики контрольной работы.

Лимская Декларация указывает, что для достижения рационального и эффективного управления государственными финансовыми средствами необходимо незамедлительно создать в каждом государстве высший орган финансового контроля, независимость которого должна быть закреплена в законодательном порядке. Это в равной степени распространяется на субъекты федеративных государств, особенно там, где они обладают высокой степенью суверенности, в первую очередь в бюджетно-финансовой сфере, как это имеет место в России. То есть в субъектах Российской Федерации также в указанных целях рекомендуется создавать высшие для данного государственно-территориального образования независимые органы финансового контроля.

Международный опыт показывает, что наличие такого органа тем более необходимо, так как деятельность государства все более распространяется на социальную и экономическую область, и тем самым государство переступает традиционные рамки государственных финансовых действий. Для России это еще более актуально, поскольку если в развитых странах усиливается вмешательство государства в экономические процессы, то в государствах, осуществляющих переход от планового хозяйства к рыночному, степень государственного регулирования экономики и государственной ответственности в социальной сфере неизмеримо более высоки.

В настоящее время основная идеология повышения эффективности бюджетных расходов в большинстве стран сфокусирована на переходе к новой модели бюджетного процесса — бюджетирования, ориентированное на результат (БОР).

Применение методов программно-целевого бюджетирования в развитых странах имеет длительную историю.

Анализ опыта США по внедрению БОР, позволяет сделать следующие выводы, которые как нам кажется, могут оказаться ценными для России:

1. Программно-целевое бюджетирование — средство повышения эффективности государственных расходов в условиях, когда все большая часть национального дохода перераспределяется государством;

2. Одновременное реформирование принципов управления в государственном секторе — переход от административных методов к использованию хозяйственной инициативы на местах.

3. Правительство, законодатели и общественность получают эффективный инструмент распределения ресурсов по видам услуг, которые государство обязуется предоставить своим гражданам.

Богатый опыт многих стран по внедрению и совершенствованию программно-целевого бюджетирования позволяет выделить следующие достоинства этого подхода:

    программно-целевое бюджетирование обеспечивает финансирование тех общественных благ и услуг, предоставления которых в наибольшей мере отвечает потребностям общества и характеризуется наивысшими показателями социальной эффективности при заданных ресурсных ограничениях;

    переход на программно-целевое бюджетирование позволяет отказаться от многих видов расходов, осуществляемых без надлежащего социально-экономического обоснования необходимости этих расходов;

    усиление ответственности государственных министерств за конечный результат, под которым имеется в виду не просто предоставление определенного объема услуг или выполнение определенного объема работ, но и достижение определенных качественных показателей;

    повышение обоснованности решений о государственных расходах;

    оценка финансового состояния государства благодаря более полной картине имеющихся в его распоряжении ресурсов, что имеет важное значение для управления будущими рискам.

    Резюмируя вышесказанное, отметим, что внедрение среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат в бюджетный процесс позволит оптимизировать ограниченные ресурсы бюджета. Оно обеспечит:

      повышение результативности расходов через экономию бюджетных средств за счет сокращения или отказа от некоторых второстепенных или избыточных расходов и последующее перераспределение, и сосредоточение ресурсов на достижение наиболее важных для общества задач;

      повышение результативности расходов отдельных распорядителей и получателей бюджетных средств за счет улучшения качества отраслевого планирования и исполнения бюджета;

      улучшения качества социально-экономического и бюджетного планирования за счет повышения качества информации, используемой при принятии стратегических политических решений, решений о распределении расходов на выполнение государственных функций и о выделении средств на отдельные социально-экономические и отраслевые программы;

      развитие культуры стратегического планирования, управления расходами и ответственности за результаты деятельности на всех уровнях власти.

      В качестве дополнительного эффекта среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат достигается повышение прозрачности бюджетных расходов и информированности общества о деятельности государства.

      Таким образом, проведенный анализ международной практики использования методов бюджетирования ориентированного на результат, показывает, что процесс перехода на такие методы бюджетирования не всегда проходит гладко, однако достоинства этого метода намного превышают издержки. Во всяком случае, количество стран, использующих в той или иной мере приемы и методы бюджетирования, ориентированного на результат, постоянно расширяется.

      Н. В. Милянов. Финансы. Курс лекций. М. 2012г.

      Финансы. Денежное обращение. Кредит, /Под редак.проф.чл-корр.РАЕН Л. А. Дробозиной. М. 2012г.

      http://moluch.ru/archive/51/6553/

      Финансовый мониторинг как вид финансового контроля

      Рубрика: 10. Учет, анализ и аудит

      Дата публикации: 02.06.2017

      Статья просмотрена: 1723 раза

      Библиографическое описание:

      Ермолаев К. С. Финансовый мониторинг как вид финансового контроля [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 76-78. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/222/12549/ (дата обращения: 20.02.2020).

      В статье описано содержание и значение финансового контроля. Описано содержание и основные задачи финансового контроля. Рассмотрена сущность и порядок осуществления финансового мониторинга.

      Ключевые слова: финансовый контроль, мониторинг, финансовые ресурсы

      Контроль является важной функцией процесса управления народного хозяйства. Контроль осуществляется на любом уровне и представляет собой систему проверки и наблюдений процессов деятельности управляемого объекта. Финансовый контроль это одно из звеньев системы контроля. Его значимость состоит в содействии эффективного осуществления экономической деятельности государства, обеспечении использования и формирования финансовых ресурсов народного хозяйства. [1]

      Читайте так же:  Патент это упрощенная система налогообложения

      По мнению Ломакина О. Р., Довгалевой Л. С., финансовый контроль — это форма, которая осуществляет контроль за финансовыми функциями, которая определяет состояние и значение финансового контроля. Совокупность операций и действий, осуществляемых по проверке финансовых вопросов деятельности хозяйственных субъектов, а так же управления (государства, учреждений, предприятий и организаций) с использованием специальных форм и методов учреждения, называется финансовым контролем. Финансовый контроль отличается от административного, санитарного, экологического и других видов контроля тем, что неразрывно связан с денежными ресурсами. [5]

      Предметом проверок, как считает Карасёва М. В., являются финансовые показатели, такие как доходы, прибыль, себестоимость, рентабельность, издержки обращения, отчисления в различные фонды. Все эти показатели носят обобщенный вид, поэтому контроль за динамикой, тенденциями и выполнением охватывает все стороны хозяйственной, коммерческой и производственной деятельности организаций, также включает и механизм финансово — кредитных отношений.

      Содержание финансового контроля:

      – цель и задачи финансового контроля;

      – комплекс элементов, образуемых систему контроля.

      Основные задачи финансового контроля это:

      – выполнение предприятием своих финансовых обязательств, включая обязательства перед органами государственной власти и перед органами местного самоуправления;

      – обеспечение финансовой безопасности государства;

      – повышение финансовых ресурсов во всех сферах финансовой системы, обеспечение их эффективного, рационального и законного использования;

      – обеспечение финансовой устойчивости предприятия;

      – рост эффективности финансовой политики государства;

      – соблюдение финансовых интересов всех хозяйствующих субъектов, повышение их ответственности за итоги собственной работы. [3]

      В своей работе Колесников И. В. к субъектам финансового контроля относит:

      – специально уполномоченные органы — государственные контрольные органы; негосударственные специализированные организации; структурные подразделения, созданные в хозяйствующих субъектах, в органах государственной власти и местного самоуправления;

      – квалифицированные специалисты, которые осуществляют контрольную деятельность в соответствии с правовыми нормами.

      Основные этапы процесса финансового контроля:

      – проведение контроля — сбор оперативных данных, которые характеризуют состояние объекта финансового контроля, и предварительную оценку этих данных;

      – планирование — определение объекта, задач, целей и форм финансового контроля, а также формирование набора качественных и количественных показателей, по которым в дальнейшем будет производиться анализ реализации финансовых решений;

      – реализация результатов — ознакомление всех заинтересованных лиц с решениями результатов контроля, разработка и проведения мероприятий для устранения выявленных в результате проверки недостатков и нарушений;

      – систематизация результатов финансового контроля (упорядочение и обобщение полученной информации по выбранным критериям), составление отчетных документов.

      Комплекс контрольных операций и действий, которые осуществляются субъектами контроля, в зависимости от многих факторов могут выражаться по-разному. [4]

      Финансовый мониторинг, по мнению Евстигнеева Е. Н. — это комплекс мероприятий по анализу данных о финансовых операциях, а также мероприятия по проверке информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Финансовая операция — это любая операция, которая связанна с обеспечением или осуществлением платежа с помощью хозяйствующего субъекта первичного финансового мониторинга.

      Процесс финансового мониторинга представляет собой сбор данных для выявления из многих финансовых операций ту, которая осуществляет легализацию доходов, полученных преступным путем или для финансирования терроризма. Значение финансового мониторинга сложно оценить в полной мере, так как он направлен не только на выявление процессов легализации доходов, финансирования терроризма, но и препятствует сокращению объемов поступления денежных средств в бюджеты различных уровней страны. Осуществление финансового мониторинга возможно только при тесном взаимодействии контрольно-надзорных органов, Росфинмониторинга, а также субъектов финансового мониторинга. Нарушение законодательных норм влечет за собой правовую ответственность. Для должностных и юридических лиц — административную, а для физических лиц — уголовную. [2]

      В Российской Федерации перечень операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу, определен Федеральным Законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001г. № 115-ФЗ.

      Основным этапом осуществления финансового мониторинга является процесс идентификации клиента и выгодоприобретателя.

      Проблема «отмывания» преступных доходов перестала быть проблемой одного государства и стала международной, назрел вопрос о создании международной организации, осуществляющей финансовый мониторинг.

      Одной из таких организаций является Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force) — ФАТФ. Основателями данной организации являются такие страны как Япония, США, Германия, Франция, Великобритания, Канада и Италия.

      По состоянию на январь 2016 года в состав ФАТФ входит 31 страна и международные организации. Россия была включена в состав в июне 2003 г. [6]

      Значение финансового мониторинга сложно оценить в полной мере, так как он направлен не только на выявление процессов легализации доходов, финансирования терроризма, но и препятствует сокращению объемов поступления денежных средств в бюджеты различных уровней страны.

      1. Белов В. А. Финансово-правовые институты зарубежных стран: учеб. пособие / В. А. Белов, М. М. Прошунин. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2012. — 298 с.
      2. Евстигнеев Е. Н. Финансовое право: учеб. пособие / Е. Н. Евстигнеев, Н. Г. Викторова. — СПб.: Питер, 2011. — 270 с.
      3. Карасёва М. В. — Отв. ред. Финансовое право России 4-е изд. Учебное пособие для вузов. — М.: Издательство Юрайт, 2011 г. — 369 с.
      4. Колесников И. В. Финансы предприятия: учеб. пособие / И. В. Колесников — М.: ИНФРА-М, 2015. — 324 с.
      5. Ломакин О. Р., Довгалева Л. С. Экономика предприятия — М.: ИНФРА-М, 2016. — 421 с.
      6. Финансовое право России: учеб. пособие для бакалавров / отв. ред. М. В. Карасева. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2013. — 369

      http://moluch.ru/conf/econ/archive/222/12549/

      Мировой финансовый контроль

      Видео (кликните для воспроизведения).
      Читайте так же:  Деятельность коммерческого банка как агента валютного контроля

      В мировой практике сложились две основные модели финансово­го контроля: англосаксонская и французская.

      Если в англосаксон­ской модели контролирующие финансовые органы лишь осуществля­ют различные виды контроля и подготавливают по ним отчет, а во­прос о санкциях является прерогативой административных и судебных органов власти, то французская модель предусматривает возможность предоставления отдельным контрольным органам неко­торых судебных функции в определении виновности лиц в финансо­вых нарушениях, в требовании возмещения ущерба и т. п.

      В Российской Федерации органы налогового и таможенного кон­троля, Счетная палата имеют отдельные полномочия в части приме­нения санкций в отношении лиц, грубо нарушающих законность и финансовую дисциплину, наносящих государству прямой ущерб.

      На финансовый контроль возложены многообразные задачи в различных сферах финансово-хозяйственной жизни общества. От ха­рактера его организации во многом зависит результативность финан­сового контроля. Мировое сообщество выработало определенные принципы, изложенные в Лимской декларации ИНТОСАИ (между­народной организации высших контрольных органов). Среди них — независимость, объективность, компетентность, гласность.

      Независимость финансового контроля должна обеспечиваться фи­нансовой самостоятельностью контролирующего органа, более дли­тельными сроками полномочий руководителей органов государствен­ного контроля по сравнению со сроками полномочий парламентских органов власти. Принципы объективности и компетентности предпо­лагают неукоснительное соблюдение действующего законодательства, установление стандартов проведения (осуществления) различных ви­дов контроля. Принцип гласности предусматривает информирование общественности через средства массовой информации о результатах работы контролирующих органов.

      Для каждого вида контроля и контролирующего органа преду­смотрен соответствующий регламент, определяющий порядок, по­следовательность выполнения контрольных операций и форму от­четности.

      Существуют и используются различные формы финансового контроля, кото­рые принято классифицировать по определенным признакам, приве­денным в табл. 1.

      Классификация форм финансового контроля

      Обязательный контроль осуществляется государственными орга­нами финансового контроля в соответствии с действующим законо­дательством в установленные сроки. К нему относятся, в частности, налоговые проверки, обязательный аудит годовой финансовой отчет­ности отдельных организаций, обществ и т. д.

      Инициативный контроль определяется соответствующими органа­ми хозяйствующих субъектов и выступает в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами.

      Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотре­ния и принятия бюджетов (федерального, субъектов Российской Фе­дерации, органов местного самоуправления), финансовых планов хо­зяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных орга­низаций, учреждений.

      Он предусматривает оценку обоснованности показателей различных финансовых планов, в том числе бюджетов всех уровней. Данная форма контроля позволяет предупредить воз­можное нарушение действующего законодательства, нормативных ак­тов, выявить дополнительные резервы и источники возможных дохо­дов, предотвратить нерациональное использование финансовых ре­сурсов и т. п.

      Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Данная фор­ма контроля предусматривает не только соблюдение финансовой дисциплины в ходе осуществления финансово-хозяйственных опера­ций, но и предполагает анализ финансовой деятельности хозяйст­вующих субъектов.

      Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов, подведения итогов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов по завершении отчетного периода и финансового года в целом.

      Он предназначен для оценки результатов исполнения бюджетов, выполнения финансовых планов и выработки тактики и стратегии на очередной и последующие финансовые годы.

      Государственный контроль проводится органами государственной власти (Администрацией Президента, законодательными и исполни­тельными органами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации). Цель данного контроля состоит в соблюдении интере­сов государства и общества в целом при реализации финансовой по­литики государства.

      Контроль органов местного самоуправления

      осуществляется соот­ветствующими органами финансового контроля и направлен прежде всего на контроль и анализ хода исполнения местных бюджетов.

      Контроль финансов кредитных органов состоит в проверке пра­вильности и достоверности данных финансовой отчетности предпри­ятий и организаций.

      Ведомственный контроль осуществляется специальными подраз­делениями министерств и ведомств подотчетных им предприятий, организаций, учреждений. Цели и задачи такого контроля непосред­ственно устанавливаются самими министерствами и ведомствами.

      Внутрихозяйственный контроль проводится финансовыми и эко­номическими подразделениями предприятий и организации. Цели и задачи осуществления данного контроля формулируются органами управления хозяйствующих субъектов.

      Независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодатель­ством и нормативными актами, регламентирующими осуществление аудиторских проверок.

      http://newinspire.ru/lektsii-po-finansam/modeli-printsipi-i-formi-finansovogo-kontrolya-1396

      Финансовый мониторинг как вид финансового контроля

      Рубрика: 10. Учет, анализ и аудит

      Дата публикации: 02.06.2017

      Статья просмотрена: 1723 раза

      Библиографическое описание:

      Ермолаев К. С. Финансовый мониторинг как вид финансового контроля [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 76-78. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/222/12549/ (дата обращения: 20.02.2020).

      В статье описано содержание и значение финансового контроля. Описано содержание и основные задачи финансового контроля. Рассмотрена сущность и порядок осуществления финансового мониторинга.

      Ключевые слова: финансовый контроль, мониторинг, финансовые ресурсы

      Контроль является важной функцией процесса управления народного хозяйства. Контроль осуществляется на любом уровне и представляет собой систему проверки и наблюдений процессов деятельности управляемого объекта. Финансовый контроль это одно из звеньев системы контроля. Его значимость состоит в содействии эффективного осуществления экономической деятельности государства, обеспечении использования и формирования финансовых ресурсов народного хозяйства. [1]

      По мнению Ломакина О. Р., Довгалевой Л. С., финансовый контроль — это форма, которая осуществляет контроль за финансовыми функциями, которая определяет состояние и значение финансового контроля. Совокупность операций и действий, осуществляемых по проверке финансовых вопросов деятельности хозяйственных субъектов, а так же управления (государства, учреждений, предприятий и организаций) с использованием специальных форм и методов учреждения, называется финансовым контролем. Финансовый контроль отличается от административного, санитарного, экологического и других видов контроля тем, что неразрывно связан с денежными ресурсами. [5]

      Предметом проверок, как считает Карасёва М. В., являются финансовые показатели, такие как доходы, прибыль, себестоимость, рентабельность, издержки обращения, отчисления в различные фонды. Все эти показатели носят обобщенный вид, поэтому контроль за динамикой, тенденциями и выполнением охватывает все стороны хозяйственной, коммерческой и производственной деятельности организаций, также включает и механизм финансово — кредитных отношений.

      Читайте так же:  Права органов и агентов валютного контроля

      Содержание финансового контроля:

      – цель и задачи финансового контроля;

      – комплекс элементов, образуемых систему контроля.

      Основные задачи финансового контроля это:

      – выполнение предприятием своих финансовых обязательств, включая обязательства перед органами государственной власти и перед органами местного самоуправления;

      – обеспечение финансовой безопасности государства;

      – повышение финансовых ресурсов во всех сферах финансовой системы, обеспечение их эффективного, рационального и законного использования;

      – обеспечение финансовой устойчивости предприятия;

      – рост эффективности финансовой политики государства;

      – соблюдение финансовых интересов всех хозяйствующих субъектов, повышение их ответственности за итоги собственной работы. [3]

      В своей работе Колесников И. В. к субъектам финансового контроля относит:

      – специально уполномоченные органы — государственные контрольные органы; негосударственные специализированные организации; структурные подразделения, созданные в хозяйствующих субъектах, в органах государственной власти и местного самоуправления;

      – квалифицированные специалисты, которые осуществляют контрольную деятельность в соответствии с правовыми нормами.

      Основные этапы процесса финансового контроля:

      – проведение контроля — сбор оперативных данных, которые характеризуют состояние объекта финансового контроля, и предварительную оценку этих данных;

      – планирование — определение объекта, задач, целей и форм финансового контроля, а также формирование набора качественных и количественных показателей, по которым в дальнейшем будет производиться анализ реализации финансовых решений;

      – реализация результатов — ознакомление всех заинтересованных лиц с решениями результатов контроля, разработка и проведения мероприятий для устранения выявленных в результате проверки недостатков и нарушений;

      – систематизация результатов финансового контроля (упорядочение и обобщение полученной информации по выбранным критериям), составление отчетных документов.

      Комплекс контрольных операций и действий, которые осуществляются субъектами контроля, в зависимости от многих факторов могут выражаться по-разному. [4]

      Финансовый мониторинг, по мнению Евстигнеева Е. Н. — это комплекс мероприятий по анализу данных о финансовых операциях, а также мероприятия по проверке информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Финансовая операция — это любая операция, которая связанна с обеспечением или осуществлением платежа с помощью хозяйствующего субъекта первичного финансового мониторинга.

      Процесс финансового мониторинга представляет собой сбор данных для выявления из многих финансовых операций ту, которая осуществляет легализацию доходов, полученных преступным путем или для финансирования терроризма. Значение финансового мониторинга сложно оценить в полной мере, так как он направлен не только на выявление процессов легализации доходов, финансирования терроризма, но и препятствует сокращению объемов поступления денежных средств в бюджеты различных уровней страны. Осуществление финансового мониторинга возможно только при тесном взаимодействии контрольно-надзорных органов, Росфинмониторинга, а также субъектов финансового мониторинга. Нарушение законодательных норм влечет за собой правовую ответственность. Для должностных и юридических лиц — административную, а для физических лиц — уголовную. [2]

      В Российской Федерации перечень операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу, определен Федеральным Законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001г. № 115-ФЗ.

      Основным этапом осуществления финансового мониторинга является процесс идентификации клиента и выгодоприобретателя.

      Проблема «отмывания» преступных доходов перестала быть проблемой одного государства и стала международной, назрел вопрос о создании международной организации, осуществляющей финансовый мониторинг.

      Одной из таких организаций является Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force) — ФАТФ. Основателями данной организации являются такие страны как Япония, США, Германия, Франция, Великобритания, Канада и Италия.

      По состоянию на январь 2016 года в состав ФАТФ входит 31 страна и международные организации. Россия была включена в состав в июне 2003 г. [6]

      Значение финансового мониторинга сложно оценить в полной мере, так как он направлен не только на выявление процессов легализации доходов, финансирования терроризма, но и препятствует сокращению объемов поступления денежных средств в бюджеты различных уровней страны.

      1. Белов В. А. Финансово-правовые институты зарубежных стран: учеб. пособие / В. А. Белов, М. М. Прошунин. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2012. — 298 с.
      2. Евстигнеев Е. Н. Финансовое право: учеб. пособие / Е. Н. Евстигнеев, Н. Г. Викторова. — СПб.: Питер, 2011. — 270 с.
      3. Карасёва М. В. — Отв. ред. Финансовое право России 4-е изд. Учебное пособие для вузов. — М.: Издательство Юрайт, 2011 г. — 369 с.
      4. Колесников И. В. Финансы предприятия: учеб. пособие / И. В. Колесников — М.: ИНФРА-М, 2015. — 324 с.
      5. Ломакин О. Р., Довгалева Л. С. Экономика предприятия — М.: ИНФРА-М, 2016. — 421 с.
      6. Финансовое право России: учеб. пособие для бакалавров / отв. ред. М. В. Карасева. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2013. — 369

      http://moluch.ru/conf/econ/archive/222/12549/

      Система государственного финансового контроля за рубежом

      Рубрика: Экономика и управление

      Статья просмотрена: 5560 раз

      Библиографическое описание:

      Кожанова А. О. Система государственного финансового контроля за рубежом // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 225-227. — URL https://moluch.ru/archive/51/6553/ (дата обращения: 20.02.2020).

      Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Во всех государствах в зависимости от специфики их устройства сложились свои системы финансового контроля. Тем не менее организация и деятельность контрольно-ревизионных сетей в зарубежных странах так или иначе базируется на общих принципах, выраженных многолетним международным опытом. Так, например, осуществление любой крупной программы обязательно включает в себя подсистемы контроля. Важнейшим звеном государственного финансового контроля во всех демократических странах принято считать орган контроля по линии законодательной власти. Как правило, во всех странах существуют специальные институты парламентского контроля за расходованием государственных средств: в России — это Счетная палата РФ, в США — Главное бюджетно-контрольное управление Конгресса, в Великобритании — Национальное контрольно-ревизионное управление, в Канаде — Ведомство Генерального ревизора, во Франции — Суд счетов, в Швеции — Национальное ревизионное бюро, в Австрии, ФРГ, Франции, Венгрии — Счетные палаты при бундестаге и парламенте.

      Читайте так же:  Госуслуги задолженности по налогам и штрафам

      Кроме институтов парламентского контроля в большинстве стран действует также система контроля по линии исполнительной власти или так называемый правительственный контроль, а также органы финансового контроля при главе государства (президентский контроль). В США — это система инспекторских служб в федеральных министерствах и ведомствах, Административно-бюджетное управление при Президенте, Президентский совет честности и эффективности в правительстве и иные контрольные органы; в Великобритании центральный орган правительственного финансового контроля — Комитет общественных счетов при Правительстве; в Германии — это Федеральное финансовое ведомство; в Канаде — Офис Генерального контролера и т. д.

      В наиболее концентрированном виде подходы к организации финансового контроля в промышленно развитых странах сформулированы в Лимской декларации о руководящих принципах финансового контроля, принятой на IX Конгрессе международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в октябре 1977 г. Декларация закрепляет общепризнанное на Западе мнение, что независимые органы государственного бюджетно-финансового контроля являются непременным атрибутом демократического общества, обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами. В Декларации обобщен опыт организации и деятельности государственных органов финансового контроля различных стран в современных условиях с учетом разнообразия систем управления, специфики финансово-экономической организации хозяйственной деятельности и практики контрольной работы.

      Лимская Декларация указывает, что для достижения рационального и эффективного управления государственными финансовыми средствами необходимо незамедлительно создать в каждом государстве высший орган финансового контроля, независимость которого должна быть закреплена в законодательном порядке. Это в равной степени распространяется на субъекты федеративных государств, особенно там, где они обладают высокой степенью суверенности, в первую очередь в бюджетно-финансовой сфере, как это имеет место в России. То есть в субъектах Российской Федерации также в указанных целях рекомендуется создавать высшие для данного государственно-территориального образования независимые органы финансового контроля.

      Международный опыт показывает, что наличие такого органа тем более необходимо, так как деятельность государства все более распространяется на социальную и экономическую область, и тем самым государство переступает традиционные рамки государственных финансовых действий. Для России это еще более актуально, поскольку если в развитых странах усиливается вмешательство государства в экономические процессы, то в государствах, осуществляющих переход от планового хозяйства к рыночному, степень государственного регулирования экономики и государственной ответственности в социальной сфере неизмеримо более высоки.

      В настоящее время основная идеология повышения эффективности бюджетных расходов в большинстве стран сфокусирована на переходе к новой модели бюджетного процесса — бюджетирования, ориентированное на результат (БОР).

      Применение методов программно-целевого бюджетирования в развитых странах имеет длительную историю.

      Анализ опыта США по внедрению БОР, позволяет сделать следующие выводы, которые как нам кажется, могут оказаться ценными для России:

      1. Программно-целевое бюджетирование — средство повышения эффективности государственных расходов в условиях, когда все большая часть национального дохода перераспределяется государством;

      2. Одновременное реформирование принципов управления в государственном секторе — переход от административных методов к использованию хозяйственной инициативы на местах.

      3. Правительство, законодатели и общественность получают эффективный инструмент распределения ресурсов по видам услуг, которые государство обязуется предоставить своим гражданам.

      Богатый опыт многих стран по внедрению и совершенствованию программно-целевого бюджетирования позволяет выделить следующие достоинства этого подхода:

        программно-целевое бюджетирование обеспечивает финансирование тех общественных благ и услуг, предоставления которых в наибольшей мере отвечает потребностям общества и характеризуется наивысшими показателями социальной эффективности при заданных ресурсных ограничениях;

        переход на программно-целевое бюджетирование позволяет отказаться от многих видов расходов, осуществляемых без надлежащего социально-экономического обоснования необходимости этих расходов;

        усиление ответственности государственных министерств за конечный результат, под которым имеется в виду не просто предоставление определенного объема услуг или выполнение определенного объема работ, но и достижение определенных качественных показателей;

        повышение обоснованности решений о государственных расходах;

        оценка финансового состояния государства благодаря более полной картине имеющихся в его распоряжении ресурсов, что имеет важное значение для управления будущими рискам.

        Резюмируя вышесказанное, отметим, что внедрение среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат в бюджетный процесс позволит оптимизировать ограниченные ресурсы бюджета. Оно обеспечит:

          повышение результативности расходов через экономию бюджетных средств за счет сокращения или отказа от некоторых второстепенных или избыточных расходов и последующее перераспределение, и сосредоточение ресурсов на достижение наиболее важных для общества задач;

          повышение результативности расходов отдельных распорядителей и получателей бюджетных средств за счет улучшения качества отраслевого планирования и исполнения бюджета;

          улучшения качества социально-экономического и бюджетного планирования за счет повышения качества информации, используемой при принятии стратегических политических решений, решений о распределении расходов на выполнение государственных функций и о выделении средств на отдельные социально-экономические и отраслевые программы;

          развитие культуры стратегического планирования, управления расходами и ответственности за результаты деятельности на всех уровнях власти.

          В качестве дополнительного эффекта среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат достигается повышение прозрачности бюджетных расходов и информированности общества о деятельности государства.

          Таким образом, проведенный анализ международной практики использования методов бюджетирования ориентированного на результат, показывает, что процесс перехода на такие методы бюджетирования не всегда проходит гладко, однако достоинства этого метода намного превышают издержки. Во всяком случае, количество стран, использующих в той или иной мере приемы и методы бюджетирования, ориентированного на результат, постоянно расширяется.

          Видео (кликните для воспроизведения).

          Н. В. Милянов. Финансы. Курс лекций. М. 2012г.

          Финансы. Денежное обращение. Кредит, /Под редак.проф.чл-корр.РАЕН Л. А. Дробозиной. М. 2012г.


          http://moluch.ru/archive/51/6553/
          Мировой финансовый контроль
          Оценка 5 проголосовавших: 1

          ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

          Please enter your comment!
          Please enter your name here