Массовые проверки налоговой

Основания для выездной налоговой проверки

Среди бухгалтеров с давних пор периодически появляется слух, что в УФНС есть файл о планируемых на ближайшие год или три налоговых проверках. Некоторые отчаянные головы пытаются раздобыть его, но ничего не выходит. Потому что на самом деле такого файла нет.

К слову, выездная проверка не планируется в Москве, она инициируется местной инспекцией, которая назначает ее по итогам полученных данных. Давайте рассмотрим, какие данные могут к этому привести.

Почему я?!

Выездная проверка дело дорогостоящее для инспекции – практически на год несколько инспекторов выпадают из работы в отделе и находятся в офисе проверяемой организации. Примерно лет семь назад, проверки проводились следующим образом: инспектор приходил в фирму, находил ошибки, начислял штрафы и получал процент от начисленных штрафов. Вот только в 50% случаев получить начисленное не удавалось. Надо учитывать, что проверка стоит денег не только налогоплательщику, но и ФНС. В Должностном регламенте ФНС, который утверждает начальник инспекции или управления по соответствующему региону, установленно, что инспектор должен быть оштрафован за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Какие инспекторам платят премии, мы не знаем – все это находится в документах под грифом «Для служебного пользования». Но согласно вышеупомянутому регламенту проверяющих обязали приносить деньги в бюджет, а не просто начислять налоги и штрафы.

Из всего этого следует, что инспектор придет к тому, кто способен заплатить. Пусть у «Рога и копыта» ошибок больше, чем в диктанте у двоечника, но, если у них за последние годы одни убытки, на счетах деньги появляются нерегулярно, да и те быстро уходят на оплату долгов, то идти к ним нет никакого смысла – с них нечего взять. Но то, что у вас прибыльный бизнес, еще не значит, что инспектора сбегутся к вам, для этого все же нужны основания. Ради 10 000 руб. штрафа к фирме, скорее всего, не придут.

Что писать в возражениях на акт налоговой проверки? Рекомендации действующего налогового адвоката

Подготовка к выездной налоговой проверке на конкретном примере. Часть 1

«Учредитель контрагента массовый и торгует наркотиками? Нормально, вычет по НДС можно зачесть» — решил суд. 4 интересные судебные истории о налоговых вычетах

Есть ли у ФНС планы налоговых проверок на 2018 год?

Порядок проведения выездных налоговых проверок организаций ФНС в аспекте формирования планов достаточно поверхностно регламентирован на уровне положений НК РФ, и это дает повод некоторым налогоплательщикам засомневаться — быть может, ведомство и вовсе не осуществляет планирование соответствующих мероприятий?

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Есть версия, что основным фактором проверок становится межведомственное взаимодействие ФНС, например, с МВД, прокуратурой, банками, трудовой инспекцией (Соглашение ФНС РФ и Роструда от 25.11.2016 № ММВ-23-2/[email protected]) а также задействование различных «неофициальных каналов». Использование подобных методов может предопределить отсутствие потребности ФНС в планировании — все проверки носят случайный характер и не основаны на следовании этим ведомством каким-либо системным принципам.

Однако данная точка зрения ошибочна. Тот факт, что выездные проверки ФНС все же систематизируются и включаются в отдельный план, подтверждается содержанием ряда правовых актов.

Так, в п. 3 письма ФНС от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 прямо сказано о том, что все выездные проверки проводятся в соответствии с утвержденными планами. В документе также отмечено, что механизм реализации соответствующих мероприятий, установленный в ФНС, не предусматривает внеплановых проверок.

График налоговых проверок на 2018 год

Вместе с тем ФНС не обязана формировать публичные планы налоговых проверок. Более того, внутренние регламенты ведомства предписывают сотрудникам рассматривать соответствующие планы как конфиденциальные документы, не подлежащие разглашению. Собственно, даже не все сотрудники ФНС имеют доступ к подобным сведениям (письмо ФНС РФ от 04.04.2008 № ШТ-6-2/255).

Порядок доступа каких-либо лиц к конфиденциальным сведениям регулируется положениями приказа МНС от 03.03.2003 № БГ-3-28/96. Он предусматривает, что основанием для предоставления информации, содержащейся в планах налоговых проверок ФНС, должны быть положения федерального законодательства. В частности, те, что наделяют тех или иных лиц особыми полномочиями в части получения доступа к сведениям в реестрах ФНС — например, привилегии в этой части могут получать правоохранительные органы.

Некоторая «либерализация» норм, устанавливающих запрет на разглашение содержания планов налоговых проверок, может применяться в отношении института полномочного представительства Президента РФ. Например, в 2008 году сотрудники аппаратов полпредств были вправе в ряде случаев запрашивать в ФНС сведения об общем количестве проверок и ИП (письмо ФНС № ШТ-6-2/255).

Можно отметить, что в положениях приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 утверждены концептуальные принципы планирования налоговых проверок, а также критерии самостоятельной оценки плательщиком вероятности выездного визита ФНС. Несмотря на давность данного правового акта, его положения применимы также и в отношении анализа ситуации с налоговыми проверками организаций в 2018 году.

Правда, никаких однозначных ориентиров по срокам соответствующих проверок указанный нормативный акт, как и другие источники права, принятые на федеральном уровне, не дает. Однако изучить подробнее ключевые положения приказа № ММ-3-06/333 в части оценки вероятности налоговой проверки плательщиком будет полезно — мы сделаем это чуть позже.

Примечательно, что объектами как выездных, так и камеральных налоговых проверок могут быть любые категории налогоплательщиков.

Когда ФНС может назначить повторную выездную налоговую проверку?

Уголовное преследование — Налоговые проверки — Подготовка к допросу — Оптимизация налогов

08.10.2018

Сценарии выездных проверок

Сценариев выездных проверок всего два: проверка на работу с недобросовестными поставщиками и дробление бизнеса. Рассмотрим их более подробно.

Пример 1

Работа с недобросовестными поставщиками.

Чаще всего с этим сталкиваются организации и ИП, работающие с грузоперевозками. Если вам регулярно приходится обращаться к услугам сторонних перевозчиков, то будьте готовы к тому, что вы можете столкнуться с работой с фирмами-однодневками. ФНС обязала нас проверять своего контрагента на добросовестность (общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (утвержденный Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Но если требуется перевезти много грузов и в короткие сроки, то иногда можно не успеть всех проверить или соблазниться ценой, которая существенно ниже, чем у конкурентов.

Допустим, несколько раз за квартал организация приобретала услугу по перевозке у одного поставщика, потом у другого, подобного первому, а через время выяснилось, что это были фирмы-однодневки, которые со своих оказанных услуг налогов не платили, отчетность не сдавали. В ходе камеральной налоговой проверки (подтверждение расходов по налогу на прибыль) организации может прийти требование из налоговой, о том, что у нее есть счет-фактура, а у поставщика нет. В одном случае могут быть поданы документы, в которых указано, что были расходы, только вот такой организации уже нет и она никаких налогов не заплатила с этой сделки; во втором случае, может быть предоставлена счет-фактура, а поставщик, оказывается, вообще не сдал декларацию, и все попытки его разыскать заканчиваются ничем.

Читайте так же:  Налог на сдачу земли в аренду

Можно несколько раз «обжечься» таким образом. Даже если фирма выиграет дело в суде против инспекции по нескольким сделкам, в ИФНС все равно будет собрана пухленькая папка, в которой будут учтены все такие сделки, и по их совокупности организацию могут счесть практикующей уход от налогов. И если в ходе камеральных проверок выявлено столько нарушений, то при выездной проверке у организации точно можно найти, что требуется, и получить деньги для бюджета.

Пример 2

Дробление бизнеса.

Вот тут нужно учесть тонкую грань между дроблением бизнеса и реальной необходимостью в работе нескольких фирм. Если вы занимаетесь продажей запчастей, кто-то из ваших родственников по рыночной цене сдает вам в аренду торговую площадь, кто-то занимается доставкой, опять же по рыночным ценам, то это не схема. Тут все обосновано, нет дублирования услуг, завышения сумм оказания услуг для уменьшения налоговой базы, тоже нет.

Или, допустим, у фирмы есть магазин на ЕНВД. Налог рассчитывается от площади, которая весьма велика – 150 кв.м (согласно пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ — это лимит для применения ЕНВД). Не стоит при этом разбивать торговый зал на три ИП (условно «на себя, жену и сына»), потому что торговый зал один, торгуют там одни и те же лица, везде одно и тоже оформление, сразу видно, что магазин один, а не три разных. Это уже схема дробления бизнеса, и фирму сразу же снимут со спецрежима и доначислят налог, и штраф тоже выпишут.

В Интернете часто можно встретить заголовки «Легальная схема для резкого уменьшения налогов», но надо помнить, что у ИФНС есть предельные значения налоговой базы в среднем по отрасли для каждого региона и по каждому налогу. Если организация из квартала в квартал будет ходить по грани, ни к чему хорошему это не приведет. К тому же, у ФНС есть доступ к базам банков, ФМС, ГИБДД, ФСС, таможни, не считая арсенала самой ФНС, поэтому утаить что-либо очень сложно. Инспектор, скорее всего, будет знать, что и в какой сумме унаследовала 10 лет назад троюродная племянница жены соучредителя фирмы.

Прочее критерии

Навести инспектора на мысль о проверке могут и другие факторы. По отдельности они мелкие и особой опасности налогоплательщику не несут, а вот в совокупности дают повод наведаться к вам. Уже упомянутая низкая налоговая нагрузка (Приказ ФНС № ММ-3-06/[email protected] от 30.05.2007) может стать одним из оснований для выездной проверки, за этим стоит следить. Пределы налоговой нагрузки можно узнать на сайте ФНС (nalog.ru). Все предельные значения – по заработной плате (минимальный размер), по предельным нормам спецрежимов или расходам ИП (расходы практически полностью перекрывают доходы) – лучше устранить.

Если у фирмы в течение года идут убытки, и она ничем не может это объяснить – тем, например, что осваивает новые рынки сбыта, из-за чего товар продается по низкой цене, покупает дорогое оборудование, работа сезонная и прочее, – то организации следует мобилизовать силы и устранить проседание бизнеса. Иначе инспекция заинтересуется, зачем они ведут убыточную деятельность.

Бывает и такое: выручка у компании большая, а сотрудников два или три человека. Может, они стахановцы, но, скорее всего, тут что-то нечисто.

Еще привлечь внимание может частая сдача корректировочных деклараций, но этим страдают многие добропорядочные организации, и инспекция может закрыть на это глаза. Однако этим все равно лучше не увлекаться: если фирма не пострадает от инспекции, так потенциальный покупатель, проверяя организацию на благонадежность, увидит большое количество уточненок и может решить, что это ненадежный деловой партнер.

Если ваша организация соответствует указанным выше критериям, это еще не означает, что угроза неотвратима. Нужно только подтвердить все операции документально и обосновать правомерность своих действий.

Надежда Игнатьева, и.о. заместителя начальника отдела бухгалтерского учета компании «ГЭНДАЛЬФ».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СРОКИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Автор — Н. Селиванова, юрист компании «Гарант»

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены две формы налоговых проверок — камеральные и выездные налоговые проверки. Камеральные проверки являются основной формой налогового контроля — они проводятся каждый раз при поступлении от налогоплательщика деклараций или других документов, на основании которых происходит исчисление и уплата налогов, без специального решения руководителя налогового органа.

Выездные налоговые проверки проводятся исключительно по решению руководителя налогового органа, и в течение одного календарного года по одним и тем же налогам за один и тот же период времени может проводиться только одна выездная проверка (исключением являются повторные проверки при реорганизации/ликвидации предприятия или при осуществлении контроля деятельности налогового органа). Согласно п.2.5 Единых требований к формированию информационного ресурса «Выездные налоговые проверки» (утв. приказом МНС РФ от 17 ноября 2003 г. N БГ-3-06/[email protected]) налогоплательщик включается в план проведения выездных налоговых проверок, если выполняется хотя бы одно из условий:

— налогоплательщик относится к категории крупнейших и (или) основных,

— есть поручение правоохранительного органа,

— есть поручение вышестоящего налогового органа,

— организация представляет «нулевые балансы»,

— организация не представляет налоговую отчетность,

— необходимость проверки вытекает из мотивированного запроса другого налогового органа,

— налогоплательщик отобран по результатам камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бухгалтерской отчетности,

— налогоплательщик отобран на основании анализа основных финансовых показателей деятельности по отраслевому принципу,

— налогоплательщик отобран на основании анализа иной информации, результаты которого позволяют сделать вывод о возможности обнаружения налоговых правонарушений,

Для налоговых проверок законодательством установлено общее правило: налоговой проверкой охватываются только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Отметим, что налоговый орган вправе также исследовать документы более ранних периодов, если они имеют непосредственное отношение к проверяемому интервалу времени деятельности налогоплательщика.

По общему правилу камеральная налоговая проверка должна проводиться в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации или других документов. Однако, как было отмечено в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2003 г. N 71, проведение камеральной налоговой проверки с нарушением указанных выше сроков само по себе не является препятствием для выявления налоговым органом фактов неуплаты налогов и принятия мер по их взысканию.

Срок проведения выездной налоговой проверки, за некоторым исключением, должен составлять не более двух месяцев. Согласно статье 89 Налогового кодекса РФ в этот срок включается время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика. Если по решению руководителя налогового органа выездная налоговая проверка приостанавливается на определенный период, то этот период в срок проведения проверки не включается.

Право налогового органа на приостановление выездной налоговой проверки Налоговым кодексом РФ прямо не предусмотрено. Соответствующие положения содержатся в Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 г. N 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах». Как следует из материалов судебной практики (Постановление ФАС ЗСО от 23.06.03 г. N Ф04/2800-937/А45-2003, Постановление ФАС СКО от 22.09.03 г. N Ф08-3301/2003-1370А, Постановление ФАС ВВО от 6.06.03 г. N А29-8408/02А), федеральные арбитражные суды округов признают, что положения данной Инструкции полностью соответствуют требованиям Налогового кодекса РФ.

Читайте так же:  Возврат ндфл на обучение ребенка лимит

Приостановление выездной налоговой проверки может быть обусловлено необходимостью проведения встречной налоговой проверки, непредставлением налогоплательщиком необходимых документов и т.п. Согласно указанной выше Инструкции в случае, когда по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа проверка была приостановлена, в акте выездной налоговой проверки приводится дата и номер соответствующего решения, а также период, на который проверка приостанавливалась.

В ходе проведения выездной налоговой проверки должностные лица налогового органа могут изымать подлинные документы налогоплательщика. Изъятие подлинных документов происходит в случаях, когда для проведения проверки недостаточно выемки только копий документов и есть достаточные основания считать, что подлинники будут заменены или скрыты. В случае изъятия подлинных документов они должны быть возвращены лицу, у которого документы изымались, в течение пяти дней с момента изъятия.

Продолжительность проведения выездной налоговой проверки в исключительных случаях может быть увеличена до трех месяцев. К таким случаям, в частности, относятся: большой объем бухгалтерской документации налогоплательщика; необходимость направления запросов в другие организации, располагающие информацией о налогоплательщике; пожар, затопление или другие стихийные бедствия на территории налогоплательщика и т.д.

При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. В соответствии с Письмом МНС РФ от 7 мая 2001 г. N АС-6-16/369 проверка филиала (представительства), проводимая в рамках комплексной выездной налоговой проверки, не может быть начата ранее начала проведения проверки головной организации. Также не допускается проведение мероприятий проверки в отношении филиалов (представительств) после даты окончания комплексной налоговой проверки организации-налогоплательщика.

Датой окончания выездной налоговой проверки является дата составления справки о проведенной проверке. Согласно Инструкции МНС РФ от 10.04.2000 г. N 60 непосредственно после окончания выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки, а также даты начала и окончания проверки. При этом датой начала проверки является дата предъявления руководителю проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю решения руководителя налогового органа о проведении проверки.

Не позднее двух месяцев после составления указанной справки уполномоченным должностным лицом налогового органа составляется акт выездной налоговой проверки. Акт выездной налоговой проверки должен быть передан для рассмотрения и подписания налогоплательщику. В случае несогласия с фактами, выводами или предложениями проверяющих, изложенными в акте проверки, налогоплательщик вправе в двухнедельный срок со дня получения акта представить в налоговый орган письменные возражения по акту и/или объяснения мотивов отказа подписать акт. При этом налогоплательщик вправе приложить к возражению (объяснению) заверенные копии документов, подтверждающие обоснованность его возражений.

По истечении указанного выше двухнедельного срока руководитель или заместитель руководителя налогового органа должен в течение 14 дней рассмотреть акт налоговой проверки и документы, представленные налогоплательщиком. По результатам рассмотрения данных материалов и при наличии фактов налоговых правонарушений выносится одно из следующих решений:

  • решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности;
  • решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Необходимо отметить, что решение о проведении дополнительных мероприятий не является окончательным. Оно принимается в том случае, когда руководитель налогового органа (или его заместитель) не считает материалы проверки с учетом возражений налогоплательщика достаточным основанием для принятия одного из двух других перечисленных выше решений. После проведения дополнительных мероприятий окончательным решением в любом случае будет либо решение о привлечении к ответственности, либо решение об отказе в привлечении к ответственности.

Налоговый кодекс РФ не предусматривает какие-либо специальные сроки для проведения дополнительных мероприятий. Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы не могут по истечении 6 месяцев со дня составления акта проверки обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании суммы штрафа. Данный срок является пресекательным. Поэтому в случае, когда дополнительные мероприятия проводятся за пределами данного срока, требования налоговых органов о взыскании налоговых санкций судом удовлетворены не будут.

Наталья Селиванова, юрист компании «Гарант»

Налоговики начнут массово проверять компании «на массовость»

Массовые директора, учредители, адреса – все это признаки фиктивности компании. Список таких компаний (из зарегистрированных до 01.08.2016 г.) контролеры должны составить до 1 сентября. Попавших в него будут проверять: искать по заявленному адресу, вызывать руководителей и т.п. Те, кто проверку не пройдет и информацию о себе не исправит, получит отметку о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ.

Проверять будут и вновь зарегистрированные (после 1 августа) фирмы. Но ими займутся чуть позднее.

А вообще такие проверки ФНС поставит «на поток» – будет проводить их постоянно. Об этом она сообщила в письмах от 03.08.2016 № ГД-4-14/14126 и ГД-4-14/14127.

О том, как налоговики борются за достоверность ЕГРЮЛ, мы уже вам рассказывали:

Налоговики рассказали о внезапных проверках предприятий

Материал для подписчиков издания «ЭЖ-Бухгалтер». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

ЭЖ-Бухгалтер

Бухгалтерское приложение газеты «Экономика и Жизнь» — рассчитано на практикующих бухгалтеров, аудиторов, работников налоговых органов. Представляет актуальные комментарии специалистов, оперативные ответы на вопросы читателей, а также законы, постановления, инструкции, письма и разъяснения министерств и ведомств.

Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем:12 полос.

Почти все директора совершают эту ошибку во время выездной налоговой проверки. Её цена в среднем 56 млн руб

Уголовное преследование — Налоговые проверки — Подготовка к допросу — Оптимизация налогов

06.03.2018

Обратитесь в нашу компанию за консультацией и мы расскажем, как обезопасить себя и свой бизнес от налоговых обвинений

Следует ли доверять неофициальным данным по планам проверок ФНС?

В экспертной среде распространены многочисленные «неофициальные» показатели, предопределяющие вероятность привлечения внимания со стороны налоговиков. Однако следование таковым само по себе может быть дополнительным налоговым риском, так как никто не гарантирует, насколько те или иные тезисы близки к действительности. Тем более что некоторые из подобных точек зрения, как в случае с тезисом об отсутствии в ФНС планов, могут формироваться в силу незнания законодательства лицами, распространяющими эту информацию.

Подробнее о содержании налоговых проверок всех типов, а также о наиболее примечательных особенностях данной процедуры читайте в статье «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

Кто может быть включен в плановую налоговую проверку?

В положениях ст. 89 НК РФ не конкретизировано, какие именно лица — юридические либо физические — могут становиться объектами налоговых проверок того или иного типа. Отсюда вывод: проверкам подлежат абсолютно все субъекты уплаты налогов: граждане, ИП, коммерческие фирмы, НКО, государственные и муниципальные структуры.

Отчасти это объясняет тот факт, что ФНС с чисто технической точки зрения тяжело составить план проверок, даже если бы это требовалось. В соответствующий план, исходя из положений законодательства, подлежали бы включению не только юрлица, но и все граждане РФ. Крайне маловероятно, что у ФНС будет достаточно кадровых и технических ресурсов для того, чтобы оценить налоговую историю каждого россиянина, исследовать персональные налоговые профили граждан, в частности, на предмет всех тех рисков, что отражены в положениях приказа № ММ-3-06/333.

Подробнее о проведении выездной проверки по налогам читайте в статье «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)».

Статья 54.1 НК намного коварнее, чем казалось сначала

Cтатья 54.1 НК снова выручила компанию, но всё не так однозначно

Документ, который закрывает все вопросы по должной осмотрительности

Напишите нам письмо

Наши услуги

Подпишитесь на новости

Присоединяйтесь к нам

Thank you! Your submission has been received!

Читайте так же:  В связи с применением упрощенной системы налогообложения

Oops! Something went wrong while submitting the form

Thank you! Your submission has been received!

Видео (кликните для воспроизведения).

Oops! Something went wrong while submitting the form

Выездная налоговая проверка — формальность. Судьба компании решается до проверки

Какие виды проверок налоговой инспекции на 2018 год предусмотрены законом?

Ст. 87 Налогового кодекса РФ устанавливает 2 вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Проверки первого типа осуществляются специалистами ФНС непосредственно на их рабочем месте. Каких-либо разрешений на проведение не требуется. Камеральные проверки подлежат проведению в течение 3 месяцев (по общему правилу) с момента представления декларации налогоплательщиком (п.2 ст. 88 НК РФ).

Выездные проверки проводятся налоговиками, как правило, на территории налогоплательщика, но если фирма не может предоставить помещение, то все процедуры проходят в самой ИФНС.

Осуществление выездных мероприятий, в свою очередь, требует вынесения руководителем налоговой инспекции отдельного решения. Выездные проверки назначаются, исходя из комплексного анализа специалистами ИФНС различных показателей деятельности предприятия, оценки налоговых рисков, качества предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности.

Дата проведения проверки совпадает с моментом подписания руководителем местного органа ФНС решения, о котором мы сказали выше (п. 8 ст. 89 НК РФ). Законодательно ФНС не обязана предупреждать налогоплательщика о том, что специалисты ведомства придут с проверкой, но на практике территориальные структуры налоговой инспекции во многих городах предварительно сообщают организациям и ИП о вынесении решения о проверке по телефону либо по почте.

Случаются визиты инспекторов ведомства и без предупреждения. Однако подобные прецеденты достаточно редки. Дело в том, что сама ФНС рекомендует своим сотрудникам вручать налогоплательщику копию решения о проведении проверки. В ведомстве при этом остается другая копия — с отметкой «С решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен», которая заполняется соответствующим субъектом. Если вручение данного документа невозможно, он направляется налогоплательщику по почте (письмо ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Есть еще один нюанс — в соответствии с положениями п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить доступ инспекторов ФНС к документам, имеющим отношение к уплате налогов. Фирме объективно может потребоваться время на подготовку соответствующих источников, а также на организацию доступа к таковым. На многих современных предприятиях система получения соответствующего доступа организуется в достаточной мере строго, в частности, может потребоваться оформление особых электронных или биометрических пропусков на те или иные территории.

Таким образом, ФНС с целью обеспечения конструктивного взаимодействия с плательщиком в части получения доступа к документам может быть весьма полезно предупреждать его о визите инспекторов.

Выездная налоговая проверка — это страх налогоплательщиков. Но на самом деле боятся проверки не стоит. Когда к предпринимателю пришли с проверкой, у ФНС уже собрана вся доказательная база против компании. Выездная проверка — формальность. Что это значит? Что ФНС собирает всю необходимую ей информацию до проверки.

Почему ФНС доначисляет налоги в 99,2% случаев проведения выездных налоговых проверок?

Потому, что налоговая пользуется программным обеспечением: несколькими программами, которые анализируют деятельность налогоплательщика и позволяют ФНС заранее понять, есть ли нарушения, за которые можно доначислить. Это называется предпроверочным анализом.

Из этого следует вывод, что если ФНС пришла, значит, нарушения уже найдены. Их осталось только зафиксировать в ходе проверки. Это, как говорится, дело техники.

Но доначислить — это не цель ФНС. Цель — взыскать. Доначисление налогов без взыскания инспекции не нужно и даже вредно, поскольку на предпроверочный анализ и саму выездную проверку тратится время сотрудников.

Из этого следует второй вывод: при предпроверочном анализе, о котором мы ещё поговорим, ФНС проверяет, можно ли взыскать налог за счёт самой компании и/или её руководителей, учредителей и даже членов их семей.

Каким программным обеспечением пользуется налоговая, чтобы выйти на ВНП?

Вручную невозможно обработать всю информацию, которой владеет ФНС, и тем более невозможно сделать из этой информации выводы. Поэтому на службе у налоговой много программ, которые собирают, сопоставляют и анализируют информацию. Вот некоторые из них:

АСК НДС-2. Эта программа ищет разрывы в цепочке уплаты НДС. Как? Сопоставляет информацию, полученную от компании-налогоплательщика с информацией от его контрагентов. Если есть «разрыв», то, возможно, кто-то «химичит» с НДС. У АСК НДС-2 есть «надстройка». Это

СУР АСК НДС-2. Программа, которая выставляет каждому налогоплательщику уровень риска: «низкий», «средний», «высокий». В категорию «высокий риск» попадают компании, которые не имеют ресурсов, чтобы заниматься заявленной деятельностью, платит НДС по минимуму или не платят вообще, связанные с однодневками.

Кстати, мы писали об этих программах в статье, посвящённой СУР АСК НДС-2.

Программно-информационный комплекс (ПИК) «ВНП-Отбор» анализирует известные данные о компании по 43-ём критериям. Программа начисляет баллы. Больше баллов — подозрительнее компания, вероятность выездной проверки выше.

ПИК «Однодневка» собирает сведения о «массовых» учредителях и руководителях компаний и о «массовых» регистрациях. К контрагентам таких компаний будут вопросы. И не только к ним. Инспектор «разматывает» всю цепочку компаний, связанных с однодневкой. Поэтому даже самые честные и добросовестные компании внезапно могут оказаться в одной цепочке с однодневкой.

ПИК «Налог-3». Самая всеобъемлющая база, в которой собрана масса информации о налогоплательщике: наличие средств, имущества, состав учредителей и руководителей и т.д.

Подобных ПИКов у ФНС много. Они обновляются, совершенствуются, интегрируются друг с другом.

ФНС пользуется не только своими ПИКами.

Запросы в банк как доказывание необоснованной налоговой выгоды

При изучении банковской выписки «спорного» контрагента инспекция делает вывод: что контрагент не осуществляет операции, свойственные обычной хозяйственной деятельности (не имеет расходов на уплату коммунальных платежей, электроэнергии, аренды, канцелярских товаров, заработной платы); движение денежных средств по счетам контрагента носит транзитный характер. Оплата производится на счета таких же недобросовестных контрагентов с низкой налоговой нагрузкой, и в дальнейшем, обналичиваются через расчетные счета ИП.

Иногда инспекцией удается доказать «круговое» движение денежных средств, т.е. возврат денежных средств по цепочке компаний на счета контролируемой налогоплательщиком компании.

ФНС анализирует также IP-адрес. Если управление счетами компаний происходит с одного компьютера, то это признак взаимозависимости.

Проверят Фейсбук, ВКонтаке и блог

Фискалы не гнушаются и информацией из открытых источников. Бизнесмен радуется покупке Феррари на странице Фейсбука? Рассказывает о строительстве трёхэтажного дома? Фискалы сверят эту информацию со своими данными о доходах бизнесмена. Если он строит дом, а у самого зарплата 100 000 рублей, то вопрос — не обналичивает ли он деньги?

Бизнесмен говорит о «группе компаний», которой он руководит? Вот и повод ещё раз проверить взаимозависимые компании.

Сколько денег и с кого можно взыскать?

Вы помните, что цель – именно фактическое взыскание. Для этого налоговая должна установить, что есть лица, которые причастны к уклонению от уплаты налогов, и с которых можно взыскать деньги. Это руководители, учредители, топ-менеджеры компаний и их семьи.

Чтобы узнать, чем владеют все эти люди, ФНС сделает запросы в Росреестр (недвижимость) и ГИБДД (движимое имущество).

Что после анализа?

Результат проведённого анализа – заключение, в выводах которого указывается, рекомендовано ли проведение ВНП или нет. К этому времени ФНС накапливает такое количество сведений о компании, что заранее может спрогнозировать:

  • сколько будет взыскано;
  • какие мероприятия нужно провести;
  • какие документы и по каким сделкам с какими контрагентами нужно запросить.
Читайте так же:  Помощь в заполнение налоговой декларации 3 ндфл

Вот откуда берётся 99%-ая эффективность при ВНП. Не забываем и про камеральные проверки, которые позволяют взыскивать «без лишних движений». Камеральные проверки столь же опасны, как и выездные, если не опаснее.

Выводы или «но и есть и хорошие новости…»

Сейчас у ФНС есть возможности собрать огромное количество информации о компании, её контрагентах, сделках, платежах, руководителях, учредителях, членах их семей и движении имущества. Поэтому, когда ФНС проводит выездную проверку, её цель – закрепить доказательную базу, которая уже давно была собрана.

Чем крупнее бизнес, тем он привлекательнее для ФНС с точки зрения доначислений. С большого и взять можно много. Поэтому можно рассмотреть вариант дробления бизнеса, чтобы стать малым в глазах налоговой. Но к дроблению надо подходить очень, очень аккуратно; оптимизация налогов не может быть самостоятельной целью дробления бизнеса. Мы писали о печальном случае, как компании доначислили более 200 млн рублей из-за дробления.

Если по результатам предпроверочного анализа выяснится, что взыскать с компании, взаимосвязанных компаний, контролирующих лиц и членов их семей нечего, то вероятность выездной проверки падает. ФНС нужно взыскать, а не просто доначислить.

Таким образом, рекомендуем вам «раствориться» среди налогоплательщиков и не привлекать к себе излишнего внимания. Также заранее обеспокоиться по поводу своих личных активов, что бы они не пошли на погашение долгов компании. Подробнее об услуге “Сопровождение налоговых проверок” вы можете прочитать здесь.

Любое столкновение бизнеса с налоговой, следственным комитетом или полицией — это риск остаться без бизнеса. И оказаться за решёткой.
    99,64% — процент обвинительных приговоров по уголовным делам против предпринимателей. В 90% случаев после проверок бизнес разоряется из-за непосильных доначислений. 17 000 000 рублей — среднее доначисление налогов по результатам выездной проверки по России. В Москве эта цифра в разы выше.

9 из 10 компаний разоряются после выездной налоговой проверки . В среднем с 1 января по 1 июля 2018 по результатам выездной проверки компаниям в Москве доначисляют 56 млн руб. Но многие директора во время проверки действуют очень странно: они никак не пытаются повлиять на результаты проверки.

Защищая компании во время выездных проверок, мы заметили, что многие директора необоснованно надеются, что их «пронесёт»: что доначисления будут небольшими, что контрагенты докажут свою реальность, что свидетели подтвердят хозяйственные операции и т.д.

Но мы скажем честно: выездная проверка — это смерть 9 компаний из 10. Надо смотреть правде в глаза, а не уговаривать себя, что всё нормально.

4 идеи, которыми успокаивают себя директора во время выездной. Не попадайтесь на это

Камералка же прошла нормально, значит, беспокоиться не о чем. Посредники, предоставляющие компаниям определённые услуги, успокаивают, говоря, что директор — нормальный, если у ФНС будут вопросы, он пойдёт в инспекцию и подтвердит операции и свою реальность . Договоры, счета-фактуры, накладные, акты и т.д. настоящие. Вроде бы можно работать, кажется, что риска нет.

Это иллюзия. Она вызвана недостатком информации. Получив деньги, этот контрагент обналичивает их, и инспекция это видит . Реальной деятельности компания не ведёт. У контрагента нет расходов — он не платит зарплату, не отчисляет страховые взносы, не покупает канцелярские товары, не платит за аренду, транспортные услуги и т.д. Налоговая всё это отлично видит и идентифицирует такого контрагента как однодневку. С соответствующими последствиями для компаний, которые с таким контрагентом связаны.

Почему же ФНС не реагирует на уровне камералки ? Потому, что для доначислений не хватает информации, которую налоговая получает в рамках камеральной проверки. Чтобы доначислить, нужно допросить директоров фирм-контрагентов, сотрудников проверяемой компании (водителей, кладовщиков и т.д.). Сделать это можно во время выездной проверки, что инспекция и делает.

Доначислят, но немного, мы потянем. Повторимся: по статистику ФНС с 1 января по 1 июля 2018 года на одну компанию в Москве приходилось 56 млн руб доначислений.

Разве выездной проверке можно противостоять? Многие директора компаний словно не задумываются, что к выездной проверке можно подготовиться (начинать необходимо, когда пришло решение о назначении проверки, хотя лучше, конечно, проводить профилактическую работу ранее).

Подготовка включает работу со свидетелями (вашими сотрудниками и сотрудниками контрагентов), электронными носителями информации и документами. Можно абсолютно законно и безопасно для вас предотвратить получение инспекцией информации из этих трёх источников.

Зачем что-то делать раньше времени? Вот когда будет акт проверки, будут доначисления, тогда и позовём адвоката.

Налоговая проверка завершается составлением акта. Это когда инспекция уже выяснила всё, что ей надо было, сделала выводы и доначислила (те самые 56 млн руб). На этом этапе адвокат тоже может помоч ь , но… Если есть возможность законно и безопасно ограничить доступ инспекции к столь необходимой ей информации, то зачем тянуть?

Что лучше — проводить профилактику или бросаться решать проблему, когда игнорировать её уже невозможно и очень трудно исправить? Ответ очевиден.

Из сказанного выше вывод только один: выездная налоговая проверка — это очень серьёзно. Директора, которые не реагируют на решение о назначении проверки и занимают позицию «пусть сначала будет акт, а там будем думать» своими руками заколачивают крышку гроба своей компании.

Принимать меры необходимо сразу, как только директору вручено решение о выездной проверке.

Какую информацию и как собирает ФНС во время выездной проверки?

Цель инспекции во время выездной проверки — собрать (и закрепить уже имеющуюся) информацию о связях с недобросовестными контрагентами, через которые компания по разным схемам получает необоснованную налоговую выгоду.

У инспекции есть три источника столь желанной для неё информации:

  • свидетели (ими могут быть все сотрудники проверяемой компании и контрагентов, и не только работающие, но и уволившиеся);
  • документы;
  • электронные носители информации (флешки, жёсткие диски компьютеров, серверы и тд.).

Как ФНС получает информацию от свидетелей?

С помощью допросов. Например:

  • если по документам какую-либо работу провели сотрудники контрагента (компания понесла расходы и уменьшила налог на прибыль), но инспекция считает, что эти работы были проведены силами сотрудников проверяемой компании, то будут допрашивать и сотрудников проверяемой компании и сотрудников контрагента, если они у него есть. Инспектор будет искать противоречия в показаниях, чтобы сделать вывод — сделка фиктивна, значит, расходы компании не обоснованны;
  • если по документам компания получила товар, но инспекция считает, что поставка товара «липовая», то она будет допрашивать водителя, кладовщика, экспедитора и менеджера, обсуждавшего условия сделки;
  • будут заданы вопросы о поиске этого контрагента, о причинах, почему выбрали именно его, о том, кто ответственен за подбор контрагентов, что именно привлекло в этом контрагенте, как оценивалась деловая репутация и возможность исполнения обязательств силами этого контрагента и т.д.

Если свидетели будут давать противоречивую информацию или не смогут ответить на какие-то вопросы, ФНС сделает вывод нереальности операций. Мысленно можно прощаться с 56 млн руб: доначислят НДС и налог на прибыль.

Что надо сделать? Подготовить свидетелей. У них должен быть перечень вопросов, которые будут задаваться инспекторами (для директоров, бухгалтеров, прорабов, кладовщиков вопросы разные). Свидетели должны не просто знать ответы, но и:

  • быть готовыми к «внезапному» допросу. Это когда инспектор «ловит» нужного ему человека в нерабочей обстановке. Караулит у подъезда дома, например;
  • быть готовым подтвердить работу с контрагентами, подробно рассказав о том, когда, кем и каким образом эта работа выполнялась.
Читайте так же:  Получили акт выездной налоговой проверки

И конечно, ответы всех свидетелей не должны противоречить друг другу. Они должны создавать общую непротиворечивую картину.

Как налоговая доказывает необоснованную налоговую выгоду с помощью документов?

О, здесь у ФНС много возможностей поставить сделку под сомнение. С этой целью налоговая:

  • анализирует подписи в документах;
  • сравнивает данные о товаре или работах в разных документах: договорах, актах, товарных накладных, ТТН и т.д.;
  • проверяют возможность перевозки данного товара и его объёма указанным транспортом;
  • сверяют госномера и марку авто, на которой осуществлялась перевозка, с базой данных ГИБДД (а вдруг авто, которое перевозило щебень, является легковушкой?).

Что сделать, чтобы минимизировать этот риск?

Сначала нужно оценить, следует ли налоговой инспекции знать всё о всех хозяйственных операциях. Бывают разные варианты.

В тех документах, которые проверяемая компания предоставляет налоговой, не должно быть никаких расхождений и противоречий. Надо ещё раз проанализировать содержание документов и суть хозяйственных операций, которые в этих документах отражены.

Здесь же нужно обосновать проявление должной осмотрительности, которая выражается в следующем:

  • вы запросили учредительные и регистрационные документы контрагента;
  • вы встречались с руководителем контрагента или представителем компании;
  • вы готовы пояснить, как заключался и подписывался договор, как происходил обмен документами;
  • вы знаете, как контрагент исполнял договор (у него есть офис, склад, сотрудники, производственные мощности и вообще всё, чтобы исполнить свои обязательства по договору);
  • вы готовы представить маркетинговое (коммерческое) обоснование, почему вы выбрали именно этого контрагента;
  • вы готовы представить инспектору максимально возможную информацию о деловой репутации, наличии материально-технических ресурсов, квалифицированного персонала в штате контрагента.

Что с компьютерами?

Выемка компьютеров происходит в 8 из 10 выездных проверок. Информация, найденная на жёстких дисках (а инспекторы изучают эту информацию действительно скрупулезно) часто ложиться в основу доначислений.

Судите сами. Если на жёстком диске хранятся счета-фактуры или другие документы, изготовленные от имени контрагента или бланки с его печатями, значит, контрагент нереальный, а вся работа с ним ведётся только на бумаге. Можно попрощаться с вычетом по НДС и уменьшением расходов.

Также, если в свойствах файла дата создания документа будет позднее, чем хозяйственная операция, инспекторы также сделают вывод о создании фиктивного документооборота.

Об информации, которая хранится удалённо, тоже нужно подумать. Что будет, если инспекция получит доступ к электронной почте, где директор с главбухом обсуждают ту или иную схему? Или размер «серой» зарплаты за текущий месяц?

Что делать, чтобы обезопасить электронную информацию?

  • убрать «лишние» компьютеры из офиса;
  • хранить всю информацию в «облаке» или на удалённом сервере (и позаботиться о надёжности пароля);
  • «почистить» электронную почту. И опять же помнить, что надёжный пароль — это правильно;
  • не обмениваться чувствительной информацией в соцсетях и мессенджерах.

Нам известны случаи, когда десятки миллионов рублей были начислены из-за одного неубранного из офиса компьютера.

Выводы

Ошибка многих директоров в том, что они не готовятся к выездной проверке и бездействуют, когда она уже идёт. Компания должна начинать готовиться к выездной проверке сразу же, как только директор получил решение о её назначении (хотя на самом деле надо готовиться раньше). Позиция «привлечём адвоката, когда будет акт, потому что сейчас адвокату и делать-то нечего» — это ошибка, которая может стать роковой.

У инспекции есть три источника информации о компании и её контрагентах — свидетели (может быть любой сотрудник компаний и даже уволенные сотрудники), документы и носители электронной информации. С ними нужно серьёзно и комплексно работать. Только так можно обеспечить сохранность информации и защититься от налоговых доначислений.

Не убрали из офиса лишний компьютер? Заплатите 80 млн руб

Обратитесь в нашу компанию за консультацией и мы расскажем, как обезопасить себя и свой бизнес от налоговых обвинений

Чтобы эти бедствия не постигли вас и ваш бизнес, обратитесь за следующими услугами налоговых адвокатов:

Как оценить вероятность включения фирмы в план проверок ИФНС на 2018 год?

Какие у налогоплательщика могут быть способы оценки вероятности встречи с инспекторами ФНС в рамках налоговой проверки? Прежде всего, в его силах — ознакомиться с ключевыми положениями приказа № ММ-3-06/333.

Несмотря на то что законодательство не разрешает плательщикам иметь доступ к планам проверок налоговой инспекции на 2018 год, исследование ключевых критериев оценки деятельности субъектов уплаты налогов, которые разработаны в ФНС, в принципе может дать некоторые ориентиры и по срокам, и по вероятности визита налоговых инспекторов.

Так, ведомство может обратить внимание на организацию или ИП, если:

  • налоговая нагрузка на компанию ниже среднего показателя по отрасли (п. 1 приказа № ММ-3-06/333);
  • фирма в течение нескольких налоговых периодов отражает убытки в отчетности (п. 2);
  • в отчетных документах фигурируют слишком большие суммы вычетов за тот или иной период (п. 3);
  • зафиксирована опережающая динамика роста издержек в сравнении с темпами увеличения выручки (п. 4);
  • фирма платит сотрудникам меньшую зарплату, чем та, что сформировалась в среднем по отрасли (п. 5);
  • показатели компании, дающие право работать при специальных налоговых режимах, приближены к предельно допустимым (п. 6);
  • ИП показывает в отчетности расходы, максимально близкие к величине доходов (п. 7);
  • фирма формирует неоправданно длинную цепочку контрагентов, состоящую из посредников и перекупщиков (п. 8);
  • организация не предоставляет в ФНС пояснений в ответ на полученные уведомления о несоответствии тех или иных показателей деятельности установленным критериям, не передает запрашиваемые документы (п. 9);
  • владельцы фирмы осуществляют частую перерегистрацию бизнеса в разных территориальных структурах ФНС (п. 10);
  • фирма имеет ощутимые отклонения по рентабельности от показателей, наблюдаемых в среднем по отрасли (п. 11);
  • по оценке специалистов ФНС, компания ведет деятельность с высоким налоговым риском (п.12).

Получатся, чем больше совпадений по указанным пунктам фиксирует ФНС в отношении деятельности той или иной фирмы, тем выше вероятность проверки, и тем более оперативно она может быть проведена.

Главный вывод из судебной практики по должной осмотрительности

Анализ и образец акта выездной налоговой проверки

Как ликвидировать компанию без выездной налоговой проверки? Рекомендации практикующих налоговых адвокатов

Напишите нам письмо

Наши услуги

Подпишитесь на новости

Присоединяйтесь к нам

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Налоговые проверки в 2018 году — список организаций

Налоговые проверки в 2018 году — список организаций, которые должны быть проверены, закрыт для публичного доступа. Это мероприятия, в которые могут быть вовлечены любые юрлица и ИП. В каких случаях их деятельность может обратить на себя особое внимание налоговиков? Ответ узнайте из нашего материала.

Какие аргументы не сработают при доказывании должной осмотрительности?

Итоги

Видео (кликните для воспроизведения).

План выездных проверок ФНС — закрытая информация для налогоплательщиков. Как правило, сведения о грядущем визите проверяющих они узнают за несколько дней до начала проведения проверки. Официальный список проверок публикуется лишь для компаний, занятых регулируемыми государством видами деятельности. С данным перечнем можно ознакомиться на официальном сайте ФНС.

Источники

Массовые проверки налоговой
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here