Критерии проведения выездной налоговой проверки

Критерии проведения выездных налоговых проверок

Специалисты Межрайонной ИФНС России № 5 по Кабардино-Балкарской Республике проинформировали о том, при каких условиях компания может подвергнуться выездной налоговой проверке.

Так, в частности, глава 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС РФ от 30.05.07 № ММ-3-06/[email protected]) называет следующие условия:

  • резкое снижение налоговых отчислений при сравнительно неизменной выручке;
  • убыточная деятельность на протяжении нескольких лет;
  • приближения показателей к предельным (для использования льгот или специальных налоговых режимов);
  • показатели ниже среднеотраслевого уровня.

Как видно из вышеназванных критериев, решение о выездной налоговой проверке налоговые инспекторы принимают, исходя из целого ряда финансовых показателей компании, которые идут подряд за несколько отчетных или налоговых периодов.

Определение рисков выездной налоговой проверки

Название документа: Определение рисков выездной налоговой проверки
Вид документа: Комментарий, разъяснение, статья Опубликован: Российский бухгалтер, N 7, 2016 год Дата принятия: 01 июля 2016

Настоящий комментарий не носит официального характера и может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.

Права на использование данного авторского материала принадлежат АО «Информационная компания «Кодекс». Без согласия автора или АО «Информационная компания «Кодекс» допускаются установленные частью IV Гражданского кодекса Российской Федерации правомерные способы использования данного материала.

Опубликование данного материала, а также изменение и (или) иная переработка его с целью опубликования осуществляется только с разрешения автора или обладателя права на использование данного материала — АО «Информационная компания «Кодекс».

Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки

Перечисленные в данной статье критерии являются общедоступными для всех налогоплательщиков. Введены Приказом ФНС РФ от 22.09.2010 №ММВ-7-2*[email protected]

Оцените свои риски.

1.Налоговые платежи налогоплательщика в целом ниже среднего уровня платежей организаций, ведущих деятельность в этой же отрасли

Средний уровень налоговой нагрузки по отраслям, рассчитывается в соответствии с Приказом ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/[email protected] На основании данных Росстата, выводится оборот в целом по каждому виду экономической деятельности, на основании данных налоговых органов выводится сумма уплаченных налогов и рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов и оборота организаций.

2.В течение нескольких налоговых периодов, организация отражает в отчетности убытки

Если организация более двух лет показывает убытки.

3.В налоговых декларациях налогоплательщик отражает значительные суммы вычетов

По налогу на добавленную стоимость вычеты за 12 месяцев превышают 89% от суммы налога, исчисленного с налоговой базы.

4.Расходы налогоплательщика увеличиваются каждый период быстрей, чем растут доходы

По данным отчетности, темпы увеличения расходов не соответствуют темпам роста доходов организации.

5.Среднемесячная заработная плата одного работника организации ниже, чем средний уровень выплат по виду экономической деятельности

Учитывается, средний уровень выплат на работника по видам деятельности, в регионе, в котором осуществляет деятельность налогоплательщик.

Средний уровень заработной платы рассчитывается на основании данных Росстата.

6.Показатели, предоставляющие право применять специальные налоговые режимы, неоднократно приближались к предельному значению

У организаций, применяющих специальные режимы налогообложения, показатели приближались менее, чем на 5% к предельному значению более одного раза в течение налогового периода.

7.Индивидуальный предприниматель по итогам года в отчетности отражает расходы, максимально приближенные к сумме дохода

Сумма расходов индивидуального предпринимателя по итогам года, превышает 83 процента в общей сумме доходов.

8.Заключение договоров с перекупщиками или посредниками без последующей экономической выгоды

Организация заключает договора с цепочкой контрагентов, без наличия разумных экономических причин. По сделкам получает убытки или незначительную прибыль. Т.е. отсутствует деловая цель при заключении сделок. Все это свидетельствует о получении налоговой выгоды с использованием незаконных схем.

9.Налогоплательщик не предоставляет пояснений на запросы налогового органа

При обнаружении в ходе камеральной проверки ошибок в налоговых декларациях, или противоречий, несоответствий в представленных сведениях, налоговый орган направляет направляет налогоплательщику уведомление, с требованием представить пояснения в течение пяти дней, или внести исправления. Налогоплательщик пояснений не предоставляет, исправления в документы не вносит.

10. Налогоплательщик неоднократно менял налоговый орган в связи с изменением места нахождения

При проведении выездной налоговой проверки, налогоплательщик два или более раза снимался с учета в налоговом органе, в связи с изменением адреса. Если это связано с переходом в другую налоговую инспекцию.

11. По данным бухгалтерской отчетности, уровень рентабельности налогоплательщика значительно ниже уровня рентабельности для данного вида деятельности

Уровень рентабельности по видам деятельности определяется по данным статистики. Если у налогоплательщика по данным его бухгалтерского учета рентабельность ниже на 10 и более процентов, чем в среднем по отрасли.

12.Налогоплательщик ведет хозяйственную деятельность с высоким налоговым риском

Налоговые органы выявляют наиболее распространенные способы ведения деятельности с высоким налоговым риском, которые направлены на получение необоснованной налоговой выгоды. Т.е. использование незаконных схем.

Налогоплательщику рекомендуется самостоятельно оценивать риски по следующим признакам:

  • При обсуждении условий поставок, заключении сделок отсутствуют личные контакты руководителей или уполномоченных лиц контрагентов;
  • Полномочия руководителя или должностного лица контрагента документально не подтверждены;
  • Информация о фактическом адресе (местонахождении) контрагента, о местонахождении его складских или производственных помещений, отсутствует;
  • Нет подтвержденных данных, о способе получения сведений о контрагенте (отсутствие рекламы, сайта, рекомендаций). Особенно, если имеется много доступной информации о других организациях, которые ведут деятельность в этой же отрасли и предлагают свои товары, работы или услуги по более выгодным ценам;
  • Нет информации о государственной регистрации контрагента в едином государственном реестре юридических лиц;
  • Все эти признаки свидетельствуют о том, что налоговые органы отнесут вашего контрагента к проблемным, т.е. к фирмам-однодневкам, и сочтут ваши сделки сомнительными.

Ниже перечислены признаки, при которых такие риски дополнительно повышаются:

  • Контрагент, у которого есть несколько вышеуказанных признаков, является посредником;
  • Договор содержит условия, которые сильно отклонятся от обычаев делового оборота. Это могут быть такие условия, как поставка крупной партии товара без предоплаты, с длительной отсрочкой платежа, без гарантий оплаты, расчеты векселями, расчеты через третьих лиц и т.п.;
  • У контрагента нет копий документов, которые подтверждают наличие у него производственных помещений, имущества, квалификационных работников, лицензий. Т.е. отсутствуют возможности для выполнений условий договора;
  • Товар, который обычно производят физические лица, такой как вторичное сырье, сельхозпродукция и т.п., приобретается через посредников;
  • Растет задолженность плательщика, при этом продолжаются поставки в его адрес, и не предпринимаются меры к взысканию задолженности;
  • Выдача или получение займов без обеспечения, покупка или продажа неликвидных векселей. Негативность усугубляется в случае, если в договоре не прописаны условия о процентах, или срок погашения обязательств более трех лет.
  • У налогоплательщика в расходах большую часть составляют расходы по сделкам с проблемными контрагентами, при отсутствии целесообразности этих сделок, отсутствии экономической выгоды и т.п.
Читайте так же:  Налог на прибыль доход организации

При этом, степень рисков тем выше, чем больше присутствует вышеперечисленных признаков.

Если вы самостоятельно оцениваете свои риски и хотите их снизить, либо полностью исключить, примите во внимание следующие рекомендации:

  • При расчете налоговой базы за период, в котором были подобные сделки, исключите из расходов операции по ним;
  • Подайте уточненные налоговые декларации за этот период;
  • Уведомите налоговые органы о мерах, которые вы предприняли для снижения рисков. Для того, чтобы налоговые органы исключили вас из списка при отборе организаций для выездных проверок, вместе с уточненной налоговой декларацией, следует представить Пояснительную записку по рекомендуемой ФНС России форме (приложение 5 к Приказу от 30.05.2007 №ММ-3-06/[email protected]).

При получении уточненных деклараций и Пояснительной записки, налоговый орган проводит камеральную проверку. При проведении камеральной проверки, налоговые органы не вправе требовать дополнительные документы.

Налоговые органы при отборе организаций для проведения выездных проверок, учитывают факт подачи уточненной декларации, с целью снижения рисков по пункту 12 Критериев. В том случае, если налоговый орган, после подачи налогоплательщиком уточненных декларация и заявления о предпринятых мерах по снижению рисков, согласно пункту 12 Критериев, все таки примет решение о проведении выездной налоговой проверки, то он должен предварительно согласовать свое решение с ФНС России.

Подводя итоги, хотим сказать, что помимо перечисленных критериев, существует и тринадцатый.

Если организация не попадает ни под один из двенадцати критериев, то под эти критерии попадают ее контрагенты. Многие, еще на стадии регистрации, привлекают внимание налоговых органов, в случае использования адреса массовой регистрации, массового директора или учредителя и т.д. По этим признакам, налоговая берет организацию на заметку, т.к. она имеет все признаки «однодневки».

Дальше дело техники. Если в своей деятельности налогоплательщик совершают сделку с такой компанией, даже если не напрямую, а будет с ней связан через цепочку контрагентов, будьте уверены, налоговая инспекция скоро нагрянет с проверкой. Контролеры заранее знают, какие именно сделки будут проверять, и какие доначисления будут сделаны.

Так как обычно они заранее готовятся к предстоящей проверки, запрашивают из банка выписки по счетам налогоплательщика, и отслеживают всю цепочку. При этом налогоплательщика не уведомляет ни банк, ни тем более налоговый орган о том, что запрашивается выписка с расчетного счета. Видимо для того, чтобы не портить заранее «сюрприз».

Ну а про крупнейших налогоплательщиков не будем здесь упоминать, в их отношении выездная проверка проводится, как правило, каждые три года.

Центр Бухгалтерской Практики «Парус»

ФНС обновила показатели для расчета вероятности выездной проверки

Федеральная налоговая служба утвердила новые показатели налоговой нагрузки и рентабельности за 2018 год, на которые ориентируются инспекторы при включении налогоплательщиков в план выездных проверок. Таблицы с числовыми параметрами опубликованы на сайте ФНС.

Кто рискует попасть в план выездных проверок

Как известно, налоговики при планировании выездных проверок применяют 12 критериев. Все они приведены в приказе ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/[email protected] Налогоплательщик, соответствующий таким критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок.

Некоторые критерии имеют числовые показатели, обновляемые из года в год. В частности, к ним относятся налоговая нагрузка (критерий № 1) и уровень рентабельности бизнеса (критерий № 11). Оценить свои риски можно по специальным таблицам, которые формируются на основании информации, имеющейся в ФНС и в Росстате.

Низкая налоговая нагрузка (критерий №1)

Налогоплательщик может быть включен в план выездных проверок, если его налоговая нагрузка ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли. Налоговики рассчитывают данный показатель по следующей формуле:

сумма налогов и сборов за календарный год по данным отчетности / оборот (по данным Росстата) × 100%.

По сравнению с 2017 годом, для некоторых отраслей показатели «безопасной» налоговой нагрузки за 2018 год несколько увеличились. Например, в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых нагрузка за 2018 год составляет 52,5% (против 45,4% в 2017 году). В сфере строительства нагрузка в 2017 году составляла 10,2%, а в 2018 году — 10,4%.

Также есть виды деятельности, в отношении которых налоговая нагрузка напротив снизилась. Так, средняя налоговая нагрузка в сфере производства пищевых продуктов уменьшилась с 28,2% до 21,7%. Для оптовой торговли «безопасная» нагрузка составляет 2,7% (в 2017 году — 3,1%).

Значительное отклонение рентабельности по данным бухгалтерского учета от среднеотраслевой (критерий №11)

Поводом для назначения налоговой проверки может быть низкий уровень рентабельности продаж и рентабельности активов (если рентабельность отклоняется от средней более, чем на 10%).

Показатели рентабельности за 2018 год также отличаются от средних значений 2017 года. В частности, средняя рентабельность продаж в сфере производства продуктов в 2017 году составляла 8,4%, а в 2018 году — 9,2%. В сфере оптовой торговли (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) средняя рентабельность продаж выросла с 6,1% до 10%.

В сфере транспортировки и хранения данный показатель наоборот снизился: в 2017 году он составлял 9,7%, а в 2018 году — 8,8%.

Концепция планирования выездных налоговых проверок

Концепция планирования выездных налоговых проверок

С целью осуществления контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах органы ФНС наделены правом проводить выездные налоговые проверки (ВНП).

Принятие решения о проведении в отношении определенного лица выездной налоговой проверки не происходит спонтанно и исключительно по желанию проверяющего инспектора. Такое решение обусловлено наличием определенных факторов и обстоятельств, понимание которых позволит вам с высокой степенью вероятности понимать — ждать ли в скором времени проверки или нет.

Читайте так же:  Какой земельный налог платят пенсионеры

Поможет в проведении самопроверки и упомянутый Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected], поскольку Приложение 2 содержит критерии для самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. О том, как использовать эти критерии, мы писали в статье «Налоговая нагрузка по видам деятельности: к нам едет ФНС».

Сроки

Период проведения выездной налоговой проверки (то есть срок, в течение которого может проводиться выездная проверка), в соответствии с п. 6, абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ , составляет:

  • 2 месяца — по общему правилу;
  • до 4 и даже 6 месяцев — если существуют обстоятельства, позволяющие продлить срок. Они перечислены в Приложении № 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] (например такие, как наличие у компании обособленных подразделений, форс-мажор — пожары, наводнения и т. п., появление новой информации о правонарушениях в сфере налогов и др.);
  • до 1 года, если помимо продления срока проверки будут приниматься решения о ее приостановлении по основаниям, указанным в п. 9 ст. 89 НК РФ.

Как снизить риски включения компании в план выездной налоговой проверки

Критерии риска налоговой проверки

Сроки проведения выездной налоговой проверки, порядок и сроки ее проведения налоговым органом, регламентирован статьей 89 Налогового кодекса РФ, в том числе внутренними регламентами ФНС России. Также ФНС России для использования в работе разработала и направила в территориальные налоговые органы Письмо ФНС России от 25 июля 2013 года № АС-4-2/[email protected] «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок».

На сегодняшний день Налоговый кодекс РФ не устанавливает информирование налогоплательщиков о предстоящей налоговой проверке в отношении них. О том, что выездная налоговая проверка уже началась, налогоплательщик, как правило, узнает уже по факту, получив соответствующее решение налогового органа (см. Письмо ФНС от 18 ноября 2010 года № АС-37-2/15853 «О возможности переноса выездной налоговой проверки»). А о том, что идет выездная налоговая проверка контрагента, налогоплательщик обычно узнает, когда у него начинается встречная проверка контрагента и, к нему поступают соответствующие запросы о предоставлении документов и пояснений по взаимодействию с определенным контрагентом.

При этом у налогоплательщиков есть возможность самостоятельно дать оценку своей деятельности, при необходимости произвести уточнение налоговых обязательств не дожидаясь, когда это сделает налоговая инспекция в рамках выездной налоговой проверки. Такую оценку налогоплательщик может провести руководствуясь критериями рисков, опубликованных на сайте ФНС России www.nalog.ru в открытом доступе. Федеральная налоговая служба РФ рекомендует налогоплательщикам чаще обращаться к данным сведениям и проводить самостоятельную оценку рисков во избежание их включения в план выездной налоговой проверки. Об этих критериях рисков, а также иных видах открытых источников по оценке рисков включения компаний в план выездных налоговых проверок и пойдет речь в настоящей статье.

Управление рисками компании: зачем необходима проверка контрагентов?

Налоговые проверки направлены на контроль за исполнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств, а также на выявление нарушений налогового законодательства РФ, допущенных налогоплательщиками при осуществлении деятельности. С 2016 года налоговые органы наделены правом проверки достоверности сведений, содержащихся или вновь вносимых в ЕГРЮЛ. В нашей статье «Должная осмотрительность налогоплательщика в 2017-2018 году: понятие, проявление, грядущие изменения» мы упоминали о необходимости проявления налогоплательщиками «должной осмотрительности» при выборе контрагента, в том числе рассказывали о том, как необходимо проверять своих новых и действующих контрагентов во избежание поверок со стороны налоговых органов. Как отмечалось в указанной статье, в июне 2016 года ФНС России снова напомнила налогоплательщикам о необходимости проявления должной осмотрительности и способах проверки добросовестности контрагентов, утвердив Письмо ФНС России от 24.06.2016г. № ЕД-19-15/104. И на сегодняшний день основными фактами, подтверждающими бездействие налогоплательщика по проявлению должной осмотрительности, для налоговиков могут стать:

  • отсутствие государственной регистрации контрагента или регистрация по утерянному паспорту, на недееспособное лицо;
  • отсутствие контрагента по указанному юридическому адресу;
  • сдача контрагентом нулевой отчетности, в том числе ее непредставление в налоговую инспекцию;
  • подписание документов по сделкам и хозяйственным операциям не установленными лицами.

Оцениваем риск проведения выездной налоговой проверки

Критерии, по которым контролеры составляют план проведения выездных налоговых проверок, изложены в Концепции и являются общедоступными. Причем недавно в нее были внесены поправки. Рассмотрим, какова вероятность для сельхозорганизаций попасть в такой список с учетом последних изменений.

Итак, приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (далее – Концепция) был поправлен. Коррективы внесены приказом ФНС России от 8 апреля 2011 г. № ММВ-7-2/[email protected] в приложения № 3 и № 4 к приказу № ММ-3-06/[email protected] В Концепцию добавили данные за 2010 год по налоговой нагрузке по видам экономической деятельности (в %) и рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов по видам экономической деятельности (в %).

Критерии для самостоятельной оценки риска назначения выездной налоговой проверки следующие.

1. Налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой (по виду деятельности).

2. Отражение в отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов (в течение двух и более лет).

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм вычетов по НДС.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации.

5. Выплата среднемесячной зарплаты на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.

6. Неоднократное приближение к предельному значению величин показателей, предоставляющих право применять спецрежимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление пояснений на уведомление инспекции о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в инспекциях в связи с изменением местонахождения («миграция» между инспекциями).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухучета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Отметим, что всю имеющуюся информацию контролеры рассматривают в совокупности. То есть, если предприятие подпадает под один или несколько критериев, приведенных в Концепции, это не означает, что она непременно попадет в список проверяемых организаций. Далее мы рассмотрим те критерии, которые наиболее интересны для сельского хозяйства.

Читайте так же:  Льгота на налог на имущество многодетным семьям

>|Интервью с чиновником на тему назначения выездных налоговых проверок опубликовано в журнале «Учет в сельском хозяйстве» № 1 на стр. 12. Его электронная версия размещена на нашем сайте (www.otraslYchet.ru).| Реклама

А вычеты по налогу составили:

100 000 руб. + 216 000 руб. + 36 000 руб. + 27 000 руб. = 379 000 руб.

Для упрощения примера допустим, что авансов от покупателей в течение квартала не поступало, равно как и не было продаж по ранее полученным авансам. В этом случае по итогам квартала НДС в размере 82 800 руб. (379 000 – 296 200) будет заявлен к вычету.

Налог с операций по реализации по условному перерасчету составит:

>|Для расчета налоговой нагрузки можно взять суммы к уплате по данным годовых деклараций за 2010 год, а выручку взять из Отчета о прибылях и убытках за 2010 год. Статистические данные по налоговой нагрузке по отраслям и по рентабельности приведены в приложениях № 3 и № 4 к приказу № ММ-3-06/[email protected]| ООО «Золотой колос» за 2010 год начислило налоги в размере 330 000 руб., выручка от реализации составила 6 000 000 руб. Тогда налоговая нагрузка будет равна 5,5 процента (330 000 руб. : 6 000 000 руб. х 100%).

Кроме того, рассматривается критерий по отклонению рентабельности по данным бухучета от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики. Во внимание принимается отклонение в сторону уменьшения на 10 процентов и более. Причем, во-первых, рассматривают рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг (соотношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимости). Во-вторых, также определяется рентабельность активов – соотношение сальдированного финансового результата и стоимости активов организаций.

По данным за 2010 год, для сферы сельского хозяйства рентабельность продаж составила 10,3 процента, а рентабельность активов – 3,4 процента (оба этих показателя подросли по сравнению с 2009 годом).

В данном случае речь идет о неоднократном приближении к предельному значению величин показателей, позволяющих применять спецрежимы (менее 5% к предельному значению два и более раза в течение календарного года).

По общему правилу уплачивать единый сельскохозяйственный налог могут организации, которые отвечают критерию «70 процентов», установленному в статье 346.2 Налогового кодекса РФ. В данном случае предельным будет показатель 73,5 процента (70% х 1,05).

Поскольку при этом спецрежиме доходы и расходы определяются кассовым методом согласно статье 346.5 Налогового кодекса РФ, сельскохозяйственному предприятию до окончания года целесообразно отслеживать долю выручки от реализации собственной продукции в общем объеме доходов и по возможности регулировать этот показатель.

Здесь возможным основанием для проверки может послужить неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьями 346.12 и 346.13 Налогового кодекса РФ показателей, необходимых для применения «упрощенки»:

Важно запомнить

Риск выездной налоговой проверки

Их ровно 12. Как месяцев в году или стульев в романе Ильфа и Петрова. Двенадцать критериев, которые оценивают налоговые органы, решая, к кому же из налогоплательщиков прийти с выездной налоговой проверкой. В статье расскажем, какие компании рискуют нарваться на неё и как самостоятельно можно оценить риски.

Процедура планирования

В самом общем виде планирование выездных налоговых проверок можно представить следующим образом:

Снижение количества выездных налоговых проверок

С каждым годом налоговая проверяет всё меньшее число компаний. Но подождите радоваться. Это связано с тем, что с проверкой инспекторы выезжают к тем компаниям, которые наиболее рискованно ведут бизнес.

Система построена таким образом, что предпроверочный анализ деятельности ведётся непрерывно, поэтому налоговая знает, к кому выезжать, чтобы доначислить налоги наверняка. Кстати, средний размер доначислений при выездной проверке — несколько десятков миллионов рублей.

Высокие налоговые риски

ИФНС может посчитать, что вы работаете с повышенным риском, если вы не осуществляете проверку своих поставщиков и покупателей. То есть вы должны всегда проявлять должную осмотрительность, как любят говорить налоговые инспекторы.

Это значит, вы должны проверять своих контрагентов — запрашивать у них уставные документы, выписку из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и прочее. Делается проверка для того, чтобы исключить работу с фирмами-однодневками и мошенниками.

Принятие решения о проведении в отношении лица предпроверочного анализа (ППА)

Так или иначе ФНС проверяет всех налогоплательщиков. И самым первым фильтром является определение круга лиц, в отношении которых будет проводиться ППА.

Отбор налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки осуществляется фискальными органами на основе:

  • Приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», где определено 12 критериев, которые негативно характеризуют налогоплательщика;
  • информации в отношении конкретного налогоплательщика, полученной из вышестоящего органа ФНС (УФНС России по субъекту);
  • информации в отношении конкретного налогоплательщика, полученной из иных отделов инспекции (например, из отдела камеральных налоговых проверок).

Принятие решения о проведении в отношении плательщика налогов ППА не формализовано, происходит в рабочем порядке и о нем сам плательщик не информируется.

Критерии рисков выездной налоговой проверки

Налоговая не скрывает, по каким критериям оценивает ООО и ИП, чтобы назначить выездную проверку. Для предупреждения налогоплательщиков она выпустила Приказ от N ММ-3-06/[email protected], в котором указаны эти критерии:

  • Вы платите меньше налогов, чем в среднем платят компании с видами деятельности, как у вас. Показатель налоговой нагрузки рассчитывается так: сумму всех налогов, которые уплатили за год, нужно поделить на сумму доходов за этот год. Потом сравнить это число со средним (его можно найти на сайте налоговой). Если ниже среднего — вы в зоне риска.
  • По балансу у вас убытки больше двух лет подряд.
  • Доля вычетов по налогу выше показателей, которые ИФНС считает нормой. По НДС эту норму налоговая публикует каждый год в виде безопасной доли вычета.
  • Расходы по отчётности растут быстрее, чем доходы.
  • Выплата низких зарплат. Размер зарплаты сравнивают со средним по рынку. Также основание для выездной проверки могут быть жалобы граждан о выплате серых зарплат.
  • Приближение некоторых значений к предельным, которые лишают права применения специального режима. Это, к примеру, когда сумма доходов за год приближается к значению 150 млн рублей, а вы применяете УСН. Порог применения — 150 млн рублей. Если приблизились — вы в зоне риска. Также это может быть приближение к порогу в 100 сотрудников или доле уставного капитала других юридических лиц 25% от общей доли.
  • Доходы и расходы ИП за год почти одинаковые. Это подозрительно для налоговой. Если вы не получаете прибыль, то зачем тогда вы работаете?
  • Цепочки контрагентов без обоснованной выгоды. То есть ввод дополнительных «прокладок» — компаний, которые выступают агентами, комиссионерами, посредниками.
  • Вы не представляете налоговой документы, которые она запрашивает, и не отвечаете на её запросы, когда она просит предоставить пояснения.
  • Неоднократная смена компанией юридического адреса, что ведёт к смене налоговой инспекции. К примеру, когда за год ООО меняет адрес дважды и более раз, она переходит под контроль то одной инспекции, то другой, и следить за такой компанией труднее.
  • Уровень рентабельности по отчётности сильно отличается от уровня рентабельности, который указан в сведениях статистики для этого вида деятельности. Что такое рентабельность? Это соотношение прибыли к активам. Когда активы компании внушительные, а прибыль низкая в сравнении с аналогичными предприятиями, то это вызывает подозрения со стороны контролирующих органов.
  • Работа налогоплательщика построена таким образом, что присутствуют высокие налоговые риски.
Читайте так же:  Стандартный налоговый вычет на квартиру

Последний пункт сам по себе неясен, поэтому мы хотим рассказать, что это за риски.

12 критериев риска выездной налоговой проверки

На сегодняшний день существует «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок», утвержденная Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/[email protected] (см. Приложение № 1), на основании которой, налоговые органы в целях повышения эффективности выездных налоговых проверок, формируют годовой план проведения выездных налоговых проверок с разбивкой по кварталам. Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, приведены в разделе 4 «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», утвержденной утвержденная Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/[email protected], которые были введены Приказом ФНС России от 14.10.2008г. № ММ-3-2/[email protected] (в редакции Приказа ФНС России от 22.09.2010г. № ММВ-7-2/[email protected]).

Необеспечение в нарушение п.п. 8 п. 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, п. 1 статьи 17 Федерального закона от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» сохранности данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), и уплату (удержание) налогов, а также их восстановления в случае утраты в результате форс-мажорных обстоятельств (пожар, затопление, наводнение, порча, и пр.).

Помимо указанного, риски по данному критерию могут быть увеличены при одновременном наличии следующих обстоятельств:

  • контрагент, с вышеперечисленными признаками является посредником в сделке;
  • наличие в договорах условий, противоречащих обычаям делового оборота (длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты, расчеты векселями либо через третьих лиц и т.п.);
  • отсутствие у контрагента необходимых лицензий, возможности реального выполнения контрагентом условий заключенного договора;
  • отсутствие реальных действий налогоплательщика (его контрагента) по взысканию задолженности;
  • выдача/получение займов без какого-либо обеспечения (в том числе выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не исследована);
  • существенный размер расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в составе общей сумме затрат налогоплательщика.

Указанные критерии выездной налоговой проверки свидетельствуют о том, чем больше вышеперечисленных признаков будут одновременно присутствовать во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше будет степень риска по его включению в план выездных налоговых проверок и, соответственно, что будет вынесено решение о выездной налоговой проверке. К тому же в указанной Концепции приведен отнюдь не полный перечень критериев, используемых на практике налоговыми органами при планировании выездных налоговых проверок.

Проверки малого бизнеса

Проверяют ли малый бизнес? Конечно! Камеральные проверки отчётности проходят постоянно. Налоговая часто присылает требования с просьбой пояснить, что и откуда берётся, почему применяется пониженный тариф и так далее.

На все требования и запросы налоговой отвечать просто необходимо, потому что, если грамотно отвечать на вопросы инспекторов, то и риск выездной проверки значительно снижается!

Проведение в отношении лица ППА

Если ваша компания в итоге попала в поле зрения налоговиков по причинам, описанным выше, это еще не означает, что в отношении нее гарантировано будет проведена ВНП. Сегодня перед ФНС обоснованно стоит задача повышения эффективности контроля в области начисления и уплаты налогов и сборов. Это означает, что перед принятием решения о проведении ВНП фискальный орган уже должен иметь предварительную информацию о потенциальных нарушениях лицом налогового законодательства, а также о возможности фактического взыскания с него предполагаемых сумм доначисленных налогов, пени и штрафов.

Именно для этого в отношении налогоплательщиков проводится ППА, в рамках которого органы ФНС используют следующие инструменты и источники информации:

  1. Запрос информации у иных государственных органов (ФТС России, Росимущество, МВД и т. д.).
  2. Запрос информации у контрагентов налогоплательщика и банков в порядке ст. 93.1 НК РФ .
  3. Информация о налогоплательщике из общих источников информации в сети интернет.
  4. Информация о судебных делах с участием налогоплательщика.
  5. Некоторые контрольные мероприятия, предусмотренные гл. 14 НК РФ (осмотр помещений, истребование пояснений и др.).
  6. Использование специализированных информационных ресурсов ФНС (например):
    • АСК НДС-2 позволяет установить т. н. «налоговый разрыв» в цепочке по НДС;
    • ПИК «Однодневка» — база данных «технических» компаний;
    • ФИР (федеральный информационный ресурс) — база допросов, осмотров, справок 2-НДФЛ;
    • ПК «ВАИ» (визуальный анализатор информации) — выявляет взаимозависимых лиц, источники их доходов и иную информацию.

По итогам ППА выносится заключение, в котором отражается следующая информация:

  1. Целесообразность проведения ВНП.
  2. Рекомендуемый план мероприятий, которые необходимо будет провести в рамках ВНП.
  3. Рекомендации по составу проверяющих (в т. ч. необходимость включения в их состав представителей правоохранительных органов).
  4. Потенциальная сумма доначислений по итогам ВНП.
  5. Возможность фактического взыскания доначисленных по итогам ВНП сумм.

Если проверка пришла

Можно ли не пускать инспекторов, которые явились для проведения выездной проверки? Можно, но тогда налоговая сама вправе определить сумму налогов, которую налогоплательщик должен уплатить по тем сведениям, что у неё есть.

Читайте так же:  Ндс при выплате дивидендов деньгами

При налоговой проверке мы рекомендуем не спорить с проверяющими, но и не пытаться угодить им любой ценой. Ещё — по возможности ограничить общение проверяющих с персоналом, непосвящённым во все аспекты деятельности, и показывать только запрашиваемые документы.

Специальные системы и открытые источники

Система управления рисками (СУР) АСК НДС-2. Принцип работы данной программы строится на выявлении налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты НДС, в том числе потенциальных «фирм-однодневок». Программа АСК НДС-2 анализирует связи с такими компаниями других налогоплательщиков. Так, например, СУР АСК НДС-2 в автоматическом режиме делит налогоплательщиков на три категории:

  • с низким налоговым риском (когда налогоплательщик уплачивает НДС, не имеет взаимоотношений с потенциальными «фирмами-однодневками», а также имеет собственные средства для осуществления деятельности);
  • со средним налоговым риском (те налогоплательщики, которые по тем или иным причинам не попали в категорию налогоплательщиков с низким налоговым риском);
  • с высоким налоговым риском (налогоплательщики, которые не уплачивают НДС, либо платят его в минимальном размере, ведут взаимоотношения с потенциальными «фирмами-однодневками», и вовсе не имеющие собственных средств для ведения деятельности).

Благодаря программе АСК НДС-2 стало возможным выявить разрывы по НДС в цепочке контрагентов, а так же стала доступной информация о цепочке собственников контрагента включая бенефициаров. Такой поиск осуществляется в автоматическом режиме на основании сведений из отчётности налогоплательщика сопоставленных с данными контрагентов налогоплательщика. Если в цепочке контрагентов имеется какое-либо расхождение, программа автоматически направляет такой компании требование о предоставлении соответствующих пояснений. Также о работе программы СУР АСК НДС-2 мы рассказывали в нашей статье: «Как программа АСК НДС-2 выявляет «расхождения» и «разрывы» по НДС. Цепочки контрагентов: почему они больше не работают?».

«Ручной» анализ. Таким способом налоговая инспекция выявляет операции, совершенные налогоплательщиками с целью получения необоснованной налоговой выгоды. В частности «ручной» анализ позволяет осуществлять:

  • поиск в цепочке «проблемных» контрагентов;
  • выявление подконтрольных субъектов, находящихся на упрощенной системе налогообложения, в том числе выявление признаков искусственного дробления.

Информационная база ПИК «Однодневка» – это специальный реестр юридических лиц, с признаками анонимных структур. С помощью данной базы и сведений о контрагентах налогоплательщика, налоговый инспектор может отследить всю цепочку или конкретных интересующих его контрагентов, и проверить сделки по ним. Все действия инспекторов с использованием базы ПИК «Однодневка» осуществляются для выявления в налоговых связях налогоплательщика «фирм-однодневок». После выявления «фирм-однодневок» и анализа совершенных с ними сделок налогоплательщиком, налоговый инспектор подсчитывает ориентировочную сумму налога, подлежащую доначислению.

Программа по проверке контрагентов «СПАРК» – разработка ЗАО «Интерфакс», эта программа предназначена для управления рисками. Используется для проверки контрагентов, проведения анализа потенциальных (будущих) контрагентов для всецелого управления финансовыми и налоговыми рисками. Информационная база данной программы сформирована на основании множества источников данных, включая ФНС России и даже Высший арбитражный суд РФ. Основные возможности и преимущества программы по проверке контрагентов СПАРК:

  • проверка и оценка рисков контрагента, в том числе длительность осуществления деятельности, наличие кредиторской задолженности, проверка адреса контрагента на массовость, количества смены руководителей и т.п.;
  • формирование готовых списков неблагонадежных и недобросовестных компаний, не предоставляющих налоговую отчетность, в том числе имеющих задолженность перед бюджетом, уровня его платежеспособности;
  • сведения о намерениях потенциального контрагента внести изменения в свои учредительные документы, предоставляемые на основе запроса в инспекцию ФНС;
  • актуальность информации за счет регулярного обновления программы;
  • получение сравнительного анализа;
  • список компаний, находящихся в процедуре банкротства;
  • быстрый поиск взаимоотношений с сомнительными налогоплательщиками;
  • проверка контрагента в ЕГРЮЛ по номеру ИНН, формирование выписки из ЕГРЮЛ в отношении контрагента;
  • получение информации о кредитной истории юридических и физических лиц, участвующих в сделке.

Из всего вышеперечисленного программа по проверке контрагентов «СПАРК» – имеет гораздо больший функционал, который позволяет налоговикам увидеть каждого контрагента буквально насквозь. Используя данные из этих систем, налоговый орган выстраивает схему группы взаимосвязанных лиц. Так становится понятно, в какую сторону двигаться. Выявив связи, инспектор принимается за анализ открытых источников информации: сайт компании, социальные сети, статьи и публикации в интернет-изданиях. Здесь проверяющий хочет найти фразы «Группа компаний…», «Президент группы компаний…», «Холдинг…» и другую информацию, которая прямо или косвенно указывает на взаимозависимость субъектов и/или их подконтрольность одному лицу. Собственники бизнеса в большинстве своем люди амбициозные, поэтому большие развернутые статьи в ключе «я вложил последние 10 тыс. долларов, а теперь это группа компаний с оборотом в 1 млрд.» не редкость. Опасной может стать информация, например, о размере выручки удачливого бизнесмена, о статусе «официального представителя в РФ такого-то бренда» при отсутствии прямого импорта, а также перечне сотрудников компании, крупных контрактах и т.п.

Принятие решения о проведении в отношении лица выездной проверки

В итоге с учетом заключения по ППА принимается решение о проведении в отношении конкретного налогоплательщика ВНП. Если такое решение принимается, то оформляется официальным документом по установленной форме и вручается налогоплательщику.

Выводы

Если бы компании не знали, как налоговая отбирает их для проведения выездной проверки, то работать было бы гораздо сложнее. Но ИФНС предупредила налогоплательщиков и указала на то, как выбираются эти «счастливчики». Зная моменты, на которые нужно обратить внимание, вы можете спокойно вести деятельность, если эти критерии не про вас.

Мы в свою очередь всегда предупредим и постараемся снизить риски до минимума, насколько это зависит от нас. Но если проверка всё-таки пришла, то от штрафов, скорее всего, не отвертеться. И тут задача бухгалтера стоит в том, чтобы эти штрафы свести к минимуму.

P.S. Некоторые опытные бухгалтеры на больших предприятиях на этот случай имеют заготовленные «ошибки», которые и «позволяют» найти налоговикам. Но это уже совсем другая история…

Видео (кликните для воспроизведения).

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Источники

Критерии проведения выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here