Концепция системы планирования выездных налоговых проверок

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ
от 30 мая 2007 г. N ММ306/333@

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

(в ред. Приказов ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/[email protected],
от 22.09.2010 N ММВ-7-2/[email protected], от 08.04.2011 N ММВ-7-2/[email protected],
от 10.05.2012 N ММВ-7-2/[email protected])

В целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов при реализации полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, предоставленных Налоговым кодексом Российской Федерации, приказываю:

1. Утвердить Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок согласно приложению N 1 к настоящему Приказу.
(п. 1 в ред. Приказа ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/[email protected])

2. Утвердить Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (далее — Критерии), согласно приложению N 2 к настоящему Приказу.
(п. 2 в ред. Приказа ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/[email protected])

3. Утвердить значения Критерия 1 согласно приложению N 3 к настоящему Приказу.
(п. 3 в ред. Приказа ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/[email protected])

4. Утвердить значения Критерия 11 согласно приложению N 4 к настоящему Приказу.
(п. 4 в ред. Приказа ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/[email protected])

5. Утвердить рекомендуемую форму Пояснительной записки к уточненной(ым) налоговой(ым) декларации(ям), представленной(ым) в связи с выявлением фактов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, согласно приложению N 5 к настоящему Приказу.
(п. 5 в ред. Приказа ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/[email protected])

6. Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Аналитического управления ежегодно до 5 мая определять среднеотраслевые показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков, для уточнения значения Критериев N N 1 и 11 и размещать на официальном Интернет-сайте ФНС России.
(п. 6 в ред. Приказа ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/[email protected])

7. Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Контрольного управления совместно с начальниками (исполняющими обязанности начальников) Управления налогообложения, Правового управления и Управления досудебного аудита по результатам контрольной работы с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и складывающейся арбитражной практики проводить регулярный анализ выявляемых способов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, применяемых налогоплательщиками.
(п. 7 в ред. Приказа ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/[email protected])

8. Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Управления информатизации разместить настоящий Приказ и приложения к нему на официальном Интернет-сайте ФНС России в разделе «Налоговый контроль», подраздел «Налоговые проверки».
(в ред. Приказов ФНС России от 22.09.2010 N ММВ-7-2/[email protected], от 10.05.2012 N ММВ-7-2/[email protected])

9. Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Контрольного управления обеспечивать обновление информации о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском на официальном Интернет-сайте ФНС России.
(в ред. Приказов ФНС России от 22.09.2010 N ММВ-7-2/[email protected], от 10.05.2012 N ММВ-7-2/[email protected])

10. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий Приказ до нижестоящих налоговых органов и организовать работу по ознакомлению налогоплательщиков с положениями настоящего Приказа и приложениями к нему.
(п. 10 введен Приказом ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/[email protected])

11. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, курирующего деятельность Контрольного управления.
(в ред. Приказа ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/[email protected])

Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.П.МОКРЕЦОВ

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок

(в ред. Приказов ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/[email protected],
от 10.05.2012 N ММВ-7-2/[email protected])

Президентом Российской Федерации определено, что государственная налоговая политика должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования.

Проводимое государством все последние годы облегчение налогового бремени путем снижения налоговых ставок, отмены отдельных налогов и снятия неоправданных ограничений создает оптимальные условия для ведения бизнеса и исполнения налоговых обязательств.

Качественное налоговое администрирование является одним из условий эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства.

Позитивное развитие основных составляющих налоговой политики государства, которыми являются снижение совокупной налоговой нагрузки и улучшение налогового администрирования, неразрывно связано с налоговым контролем, целью которого является обеспечение своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, в том числе за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых:

  • выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
  • предупреждение налоговых правонарушений.

При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

В целях эффективного решения всех этих задач подготовлена настоящая Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее — Концепция), предусматривающая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок — это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.

В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок Концепция определяет алгоритм такого отбора. Отбор основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений.

Таким образом, в настоящей Концепции планирование выездных налоговых проверок взаимоувязано с формированием и развитием у налогоплательщиков правильного понимания законодательства о налогах и сборах, убеждения в недопустимости его нарушения и необходимости точного соблюдения законов.

Читайте так же:  Образец декларации по возврату процентов по ипотеке

Настоящая Концепция разработана в целях:

1) создания единой системы планирования выездных налоговых проверок;

2) повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков;

3) обеспечения роста доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства;

4) сокращения количества налогоплательщиков, функционирующих в «теневом» секторе экономики;

5) информирования налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок.

Построение единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок базируется на определенных принципах. К ним относятся:

1. Режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков.

2. Своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений.

3. Неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах.

4. Обоснованность выбора объектов проверки.

В соответствии с новым подходом к организации системы планирования изменен отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. Основой данной системы является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки.

Вместе с тем налогоплательщик может использовать свое право на самостоятельную оценку рисков и оценить преимущество самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов.

Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность невключения в план выездных налоговых проверок.

Таким образом, в соответствии с настоящей Концепцией планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые — к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.

К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.

Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:

  • анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;
  • анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;
  • анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;
  • анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

В случае выбора объекта для проведения выездной налоговой проверки налоговый орган определяет целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика.

В соответствии с основными целями и принципами настоящей Концепции выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе всей имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. При осуществлении планирования подлежат анализу все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Настоящая Концепция предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным ниже критериям.

Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.
(п. 9 в ред. Приказа ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/[email protected])

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

Читайте так же:  Финансовый контроль в бюджетных учреждениях примеры

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

Настоящая Концепция определяет основные приоритеты, принципы и направления реализации единого подхода к планированию выездных налоговых проверок.

Предлагаемая система планирования позволит:

1) для налогоплательщиков — максимально уменьшить вероятность того, что выездная налоговая проверка в текущем году затронет законопослушного налогоплательщика, полностью исполнившего свои обязательства перед бюджетом;

2) для налоговых органов — выявить наиболее вероятные «зоны риска» (нарушения законодательства о налогах и сборах), своевременно отреагировать на возможное совершение налоговых правонарушений и определить необходимые мероприятия налогового контроля.

Принципы, заложенные в настоящей Концепции, позволят реализовать:

1. Формирование единого подхода к планированию выездных налоговых проверок.

2. Стимулирование налогоплательщиков в части соблюдения законодательства о налогах и сборах.

3. Повышение налоговой грамотности и дисциплины налогоплательщиков.

Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (ред. от 10.05.2012)

В целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов при реализации полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, предоставленных Налоговым кодексом Российской Федерации, приказываю:

1. Утвердить Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок согласно приложению № 1 к настоящему Приказу.

2. Утвердить Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (далее — Критерии), согласно приложению № 2 к настоящему Приказу.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Утвердить значения Критерия 1 согласно приложению № 3 к настоящему Приказу.

4. Утвердить значения Критерия 11 согласно приложению № 4 к настоящему Приказу.

5. Утвердить рекомендуемую форму Пояснительной записки к уточненной(ым) налоговой(ым) декларации(ям), представленной(ым) в связи с выявлением фактов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, согласно приложению № 5 к настоящему Приказу.

6. Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Аналитического управления ежегодно до 5 мая определять среднеотраслевые показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков, для уточнения значения Критериев № № 1 и 11 и размещать на официальном Интернет-сайте ФНС России.

7. Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Контрольного управления совместно с начальниками (исполняющими обязанности начальников) Управления налогообложения, Правового управления и Управления досудебного аудита по результатам контрольной работы с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и складывающейся арбитражной практики проводить регулярный анализ выявляемых способов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, применяемых налогоплательщиками.

8. Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Управления информатизации разместить настоящий Приказ и приложения к нему на официальном Интернет-сайте ФНС России в разделе «Налоговый контроль», подраздел «Налоговые проверки».

9. Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Контрольного управления обеспечивать обновление информации о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском на официальном Интернет-сайте ФНС России.

10. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий Приказ до нижестоящих налоговых органов и организовать работу по ознакомлению налогоплательщиков с положениями настоящего Приказа и приложениями к нему.

11. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, курирующего деятельность Контрольного управления.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.П.МОКРЕЦОВ

Внесены изменения в Концепцию планирования выездных проверок

Приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/[email protected] внесены изменения в Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. Как указано в преамбуле приказа, изменения внесены с целью совершенствования организации работы налоговых органов при планировании и подготовке проведения выездных налоговых проверок, а также повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок утверждена приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] (приложение № 1) (далее – Концепция

). Указанным приказом (приложение № 2) также утверждены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (далее – Общедоступные критерии).

Согласно Концепции

планирование выездных налоговых проверок – это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения. Концепция определяет алгоритм отбора налогоплательщиков для проведения выездной проверки. Отбор основан на всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений.

В разделе 4 Концепции

перечислены критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Всего таких критериев 12. Внесены изменения в формулировку 9-го критерия. Ниже приводим все 12 критериев в новой редакции:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

Читайте так же:  Налог с дарения недвижимости близкому родственнику

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

В Общедоступных критериях

даны пояснения к каждому критерию. Изменения внесены в пояснения к критериям № 5 и № 9.

По критерию № 5 (соответствие уровня зарплаты среднеотраслевому уровню в регионе) дополнен перечень источников информации, позволяющих налоговым органам сделать вывод о возможном сокрытии от налогообложения части заработной платы. К официальным источникам относятся:

1) Официальные Интернет-сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат);

2) Сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Росстата (статистический сборник, бюллетень и др.);

3) По запросу в территориальный орган Росстата или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации (инспекция, управление ФНС России по субъекту Российской Федерации);

4) Официальные Интернет-сайты управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации после размещения на них соответствующих статистических показателей.

Кроме этого, согласно новой редакции пункта 5 Общедоступных критериев

при выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок налоговый орган учитывает также информацию, поступающую в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы («в конвертах»), неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений и иную аналогичную информацию .

Пункт 9 Общедоступных критериев

изложен с учетом новой редакции 9-го критерия. Налогоплательщик попадет в «зону риска» при выявлении налоговым органом в отношении него следующих фактов:

1) отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в случае, если в целях, предусмотренных п.3 статьи 88 НК РФ, налогоплательщик вызван в налоговый орган на основании письменного Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), предусмотренного пп.4 п.1 статьи 31 НК РФ, содержащего требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок;

2) необеспечение в нарушение пп.8 п.1 статьи 23 НК РФ, п.1 статьи 17 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» сохранности данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), и уплату (удержание) налогов, а также их восстановления в случае утраты в результате форс-мажорных обстоятельств (пожар, затопление, наводнение, порча, и пр.).

Числовые значения для критериев № 1 (налоговая нагрузка) и № 11 (рентабельность) дополнены показателями за 2011 год. Кроме того, установлена обязанность публиковать значения показателей по указанным критериям за предшествующий год на официальном Интернет-сайте ФНС России не позднее 5 мая текущего года.

Обновлена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок

Приказом ФНС России от 14.10.2008 № ММ-3-2/[email protected] (далее — приказ) утверждена новая редакция Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, дополненная, в том числе, новым 12-м критерием «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском». Приказом в новой редакции утверждены также разработанные для налогоплательщиков «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков», в том числе перечень признаков, которые могут свидетельствовать о том, что контрагент налогоплательщика может оказаться фирмой-«однодневкой» (что повышает как финансовые риски при заключении сделок с такими контрагентами, так и риск оказаться в списке налоговиков на очередную (внеочередную) выездную налоговую проверку).

В рамках исполнения требований приказа налоговая служба также обнародовала информацию о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, раскрывающую положения 12-го критерия. В частности, способы и схемы получения необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм-«однодневок», при реализации недвижимого имущества, при производстве алкогольной и спиртосодержащей продукции, с использованием инвалидов.

С основными положениями Концепции системы планирования выездных налоговых проверок и детальным анализом первых 11-ти критериев самостоятельной оценки рисков налогоплательщиков можно ознакомиться здесь.

ФНС внесла изменения в концепцию системы планирования выездных налоговых проверок

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок дополнена новыми положениями.

Так, в частности, Концепция дополнена приложением, содержащим Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Теперь таких критериев двенадцать, добавлен новый критерий — ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Способы ведения деятельности с высоким налоговым риском (направленные на получение необоснованной налоговой выгоды) определяются ФНС РФ на основании сложившейся арбитражной практики, а также с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками.

Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском будет размещаться на официальном сайте ФНС России. Определены признаки, которые могут свидетельствовать о высокой степени риска квалификации налоговыми органами контрагента как «проблемного», а сделки, с ним совершенные, как «сомнительные».

Налогоплательщикам, по самостоятельной оценке которых риски в соответствии с данным критерием являются высокими, предоставлена возможность уведомить налоговые органы о предпринятых мерах по корректировке налоговых обязательств путем подачи уточненных налоговых деклараций за периоды, когда осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском, с приложением Пояснительной записки по рекомендуемой форме, содержащейся в приложении к документу.

Помимо этого, в частности, утверждены значения критериев «Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности», «Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов организаций по видам экономической деятельности».

Читайте так же:  Надо платить налоги при аренде квартир

Концепция планирования выездных налоговых проверок

Концепция планирования выездных налоговых проверок

С целью осуществления контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах органы ФНС наделены правом проводить выездные налоговые проверки (ВНП).

Принятие решения о проведении в отношении определенного лица выездной налоговой проверки не происходит спонтанно и исключительно по желанию проверяющего инспектора. Такое решение обусловлено наличием определенных факторов и обстоятельств, понимание которых позволит вам с высокой степенью вероятности понимать — ждать ли в скором времени проверки или нет.

Поможет в проведении самопроверки и упомянутый Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected], поскольку Приложение 2 содержит критерии для самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. О том, как использовать эти критерии, мы писали в статье «Налоговая нагрузка по видам деятельности: к нам едет ФНС».

Процедура планирования

В самом общем виде планирование выездных налоговых проверок можно представить следующим образом:

Принятие решения о проведении в отношении лица предпроверочного анализа (ППА)

Так или иначе ФНС проверяет всех налогоплательщиков. И самым первым фильтром является определение круга лиц, в отношении которых будет проводиться ППА.

Отбор налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки осуществляется фискальными органами на основе:

  • Приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», где определено 12 критериев, которые негативно характеризуют налогоплательщика;
  • информации в отношении конкретного налогоплательщика, полученной из вышестоящего органа ФНС (УФНС России по субъекту);
  • информации в отношении конкретного налогоплательщика, полученной из иных отделов инспекции (например, из отдела камеральных налоговых проверок).

Принятие решения о проведении в отношении плательщика налогов ППА не формализовано, происходит в рабочем порядке и о нем сам плательщик не информируется.

Принятие решения о проведении в отношении лица выездной проверки

В итоге с учетом заключения по ППА принимается решение о проведении в отношении конкретного налогоплательщика ВНП. Если такое решение принимается, то оформляется официальным документом по установленной форме и вручается налогоплательщику.

Проведение в отношении лица ППА

Если ваша компания в итоге попала в поле зрения налоговиков по причинам, описанным выше, это еще не означает, что в отношении нее гарантировано будет проведена ВНП. Сегодня перед ФНС обоснованно стоит задача повышения эффективности контроля в области начисления и уплаты налогов и сборов. Это означает, что перед принятием решения о проведении ВНП фискальный орган уже должен иметь предварительную информацию о потенциальных нарушениях лицом налогового законодательства, а также о возможности фактического взыскания с него предполагаемых сумм доначисленных налогов, пени и штрафов.

Именно для этого в отношении налогоплательщиков проводится ППА, в рамках которого органы ФНС используют следующие инструменты и источники информации:

  1. Запрос информации у иных государственных органов (ФТС России, Росимущество, МВД и т. д.).
  2. Запрос информации у контрагентов налогоплательщика и банков в порядке ст. 93.1 НК РФ .
  3. Информация о налогоплательщике из общих источников информации в сети интернет.
  4. Информация о судебных делах с участием налогоплательщика.
  5. Некоторые контрольные мероприятия, предусмотренные гл. 14 НК РФ (осмотр помещений, истребование пояснений и др.).
  6. Использование специализированных информационных ресурсов ФНС (например):
    • АСК НДС-2 позволяет установить т. н. «налоговый разрыв» в цепочке по НДС;
    • ПИК «Однодневка» — база данных «технических» компаний;
    • ФИР (федеральный информационный ресурс) — база допросов, осмотров, справок 2-НДФЛ;
    • ПК «ВАИ» (визуальный анализатор информации) — выявляет взаимозависимых лиц, источники их доходов и иную информацию.

По итогам ППА выносится заключение, в котором отражается следующая информация:

  1. Целесообразность проведения ВНП.
  2. Рекомендуемый план мероприятий, которые необходимо будет провести в рамках ВНП.
  3. Рекомендации по составу проверяющих (в т. ч. необходимость включения в их состав представителей правоохранительных органов).
  4. Потенциальная сумма доначислений по итогам ВНП.
  5. Возможность фактического взыскания доначисленных по итогам ВНП сумм.

Сроки

Период проведения выездной налоговой проверки (то есть срок, в течение которого может проводиться выездная проверка), в соответствии с п. 6, абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ , составляет:

  • 2 месяца — по общему правилу;
  • до 4 и даже 6 месяцев — если существуют обстоятельства, позволяющие продлить срок. Они перечислены в Приложении № 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] (например такие, как наличие у компании обособленных подразделений, форс-мажор — пожары, наводнения и т. п., появление новой информации о правонарушениях в сфере налогов и др.);
  • до 1 года, если помимо продления срока проверки будут приниматься решения о ее приостановлении по основаниям, указанным в п. 9 ст. 89 НК РФ.

Концепция планирования выездных налоговых проверок

«Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании», 2007, N 6

30 мая 2007 г. ФНС России утвердила Концепцию системы планирования и осуществления выездных налоговых проверок. На практике такая концепция частично существовала, но информация о ней была разрозненной, противоречивой и содержалась в различных документах. Теперь Концепция утверждена в форме единого документа и определяет основные теоретические основы планирования выездных налоговых проверок.

Основными задачами Концепции системы планирования и осуществления выездных налоговых проверок (далее — Концепция) были утверждены: создание единой концепции, повышение налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствование организации работы налоговых органов.

Во введении к Концепции выдвигается и доказывается тезис, касающийся качественного налогового администрирования, которое является, по сути, одним из условий эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства, нацелившегося на снижение совокупной налоговой нагрузки. Однако согласно Концепции важным моментом является налоговый контроль и достижение высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.

Выездные налоговые проверки, будучи основной и важнейшей формой налогового контроля, должны не только выявлять и пресекать нарушение законодательства о налогах и сборах, но и предупреждать подобные нарушения. Концепция устанавливает, что планирование выездных налоговых проверок — это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения. Ранее планирование выездных проверок было сугубо внутренней и конфиденциальной процедурой налоговых органов. Теперь же Концепция пропагандирует открытость в отношении алгоритмов выбора налогоплательщиков для проверки, для чего используется вся информация, которой располагают налоговые органы, в том числе информация, полученная из внешних источников. Эта информация анализируется на предмет наличия «зон риска» совершения налоговых правонарушений.

Читайте так же:  Земля в безвозмездном пользовании налоги

Основными принципами планирования выездных проверок названы:

  1. режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков;
  2. своевременное реагирование на признаки возможного совершения налоговых правонарушений;
  3. неотвратимость наказания в случае выявления нарушений;
  4. обоснованность выбора объектов проверки.

Поясним, что на практике, например, совершенно непонятно, что имеется в виду под «режимом наибольшего благоприятствования»: будет ли он заключаться в оперативной выдаче нужных справок об отсутствии задолженности или о своевременных зачетах и возвратах переплат либо же будет предполагать быстрые ответы на запросы? Это вызывает большие сомнения. Скорее всего, такой режим будет заключаться в том, что налогоплательщик будет спокойно работать без каких-либо беспокойств со стороны налоговых органов.

Концепция указывает также на то, что любой налогоплательщик, будь то страховая компания или обычное предприятие, может использовать свое право на самостоятельную оценку рисков и предпринять исправление допущенных ошибок, что подразумевает (согласно действующему налоговому законодательству) освобождение от штрафных санкций, а теперь еще и от возможной внеплановой выездной налоговой проверки.

Как уже указывалось ранее, налоговые органы в системе планирования налоговых проверок анализируют как внутреннюю информацию (из отчетов, деклараций, справок, иных документов), так и внешнюю информацию, которая получена в соответствии с действующим законодательством от правоохранительных и иных контролирующих органов, органов власти, а также общедоступную информацию. К сожалению, не совсем понятно, будут ли публикации в прессе являться основанием для проведения выездной проверки, но теоретически они могут быть использованы; это подразумевает, что налоговые специалисты крупных структур должны будут изучать прессу на предмет наличия (отсутствия) прямых или косвенных обвинений. Опять же не совсем понятно, что нужно делать при наличии обвинений: писать в налоговую инспекцию письмо относительно такой публикации или же информировать налоговую инспекцию о судебном разбирательстве относительно такого рода публикаций.

Что касается внутренних источников, то для проведения налоговой проверки сотрудники налоговых инспекций должны будут проводить анализ финансово-экономических показателей, в том числе:

  • анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики (позволяет выявлять налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начисленных налоговых платежей);
  • анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;
  • анализ показателей налоговой и бухгалтерской отчетности, позволяющий определить наличие значительных отклонений показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от показателей аналогичных периодов или среднеотраслевых показателей;
  • анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

Также Концепция предусматривает возможность и целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и аффилированных лиц.

Выбор объектов для проведения налоговой проверки осуществляется на основании целенаправленного отбора, тщательного и постоянного всестороннего анализа всей имеющейся информации о каждом объекте вне зависимости от формы собственности и сумм налоговых обязательств. Заметим, однако, что это достаточно сложно выполнимо, хотя по крупным налогоплательщикам такой анализ давно ведется, но он учитывает только внутреннюю информацию, различного рода анализы и данные государственных и правоохранительных органов. Внешние общедоступные источники в работе не используются. Видимо, в ближайшее время должен быть утвержден механизм определения того, какие иные общедоступные внешние источники могут быть использованы в системе планирования выездных проверок. Ими могут быть периодические издания, информация, полученная из сети Интернет, информация о судебных разбирательствах, информация о крупных приобретениях, отчеты по пресс-конференциям, рейтинги и статистика различных организаций и др. Нельзя забывать о такой вещи, как письменные свидетельства контрагентов и бывших сотрудников, ибо с недавнего времени налоговая служба начала более детально рассматривать и письма анонимного содержания.

В дополнение к тому, что налоговая служба стремится сделать процедуры целенаправленного налогового планирования невыгодными и свести их влияние к минимуму, Концепция предусматривает приоритетность включения в план выездных проверок именно тех организаций, в отношении которых имеется информация (внешняя и внутренняя) об их участии в схемах ухода от налогообложения или минимизации налоговых обязательств.

Далее рассмотрим критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Концепция предусматривает, что каждый налогоплательщик может сам оценить свои риски, что подразумевает и возможность управления ими. Основными критериями являются следующие:

Все вышеуказанные показатели налоговый орган оценивает и анализирует на предмет наличия необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 октября 2006 г. N 53.

Видео (кликните для воспроизведения).

В заключение укажем, что предлагаемая Концепция пока весьма теоретизирована (хотя на сайте налоговой службы уже есть определенные модели и отдельная информация к размышлению для налогоплательщиков) и по ней имеется огромное количество вопросов. Но в любом случае существует необходимость подготовки страховых компаний к организации внутренних процедур по оценке налоговых рисков с учетом Концепции. Это, несомненно, увеличит нагрузку на налоговых специалистов страховой компании, однако позволит уменьшить вероятность проведения выездной налоговой проверки и, как следствие, доначислений в бюджет. Концепция способствует также оценке риска общей деятельности страховщика и выявлению вероятных «зон риска» нарушения законодательства о налогах и сборах, равно как и составлению дополнительного отчета по налоговым рискам для руководства любой страховой компании.

Источники

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here