Контроль за финансовой дисциплиной

Понятие и значение финансового контроля — Финансовое право (Белоусов Д.С.)

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий субъектов финансовых правоотношений при образовании, распределении и использовании денежных государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и её регионов.

Финансовый контроль является неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований, поскольку финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции.

Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Требование соблюдения законности в финансовой деятельности имеет конституционную основу.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам (институту налога, институт внебюджетных фондов и др.). Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, содержащихся в Общей части финансового права и регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах Особенной части (финансы предприятий).

Основными направлениями финансового контроля в сфере отношений, регулируемых финансовым правом, является контроль за:

  • выполнением органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;
  • выполнением организациями и гражданами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;
  • использованием по целевому назначению государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов;
  • соблюдением правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

В процессе финансового контроля выявляются внутренние резервы производства – возможности повышения рентабельности, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств, а также определяются пути устранения и предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

Реализация задач финансового контроля укрепляет государственную финансовую дисциплину, выражающую одну из сторон законности. Государственная финансовая дисциплина – это четкое соблюдение установленных правовыми нормами предписаний и порядка образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов. Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

Финансовая дисциплина как обязательное условие финансовой деятельности. Объект финансового контроля

В результате реализации задач финансового контроля укреп­ляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина — это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распреде­ления и использования денежных фондов государства, субъек­тов местного самоуправления, предприятий, организаций, уч­реждений. Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредству­ется денежными отношениями.

Объектами финансового контроля являются все без исключения участники бюджетного процесса, а также иные получатели средств из бюджета.

При этом необходимо учитывать, что к объектам государственного и муниципального контроля могут быть причислены организации, не являющиеся казенными учреждениями или органами власти. В частности, согласно п. 1 ст. 269 БК РФ главные распорядители бюджетных средств имеют право проводить проверки использования субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета. Таким образом, могут осуществляться и проверки бюджетных, автономных учреждений и даже унитарных предприятий и иных организаций.

Таким образом, объектами контрольных мероприятий могут выступать:

  • государственные и территориальные органы государственной власти и их структурные подразделения;
  • органы местной власти и их структурные подразделения;
  • учреждения и организации всех форм собственности, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственную помощь в виде дотаций, субсидий, субвенций, трансфертов и т. п.;
  • акционерные и иные организации с государственным участием;
  • государственные внебюджетные фонды.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10799 — | 8079 — или читать все.

Ключевые методы контроля над финансовой дисциплиной

Направления контроля следующие:

1. Деньги. Считается, что работа с наличностью изобилует проблемами контроля, что приводит к, возможно, чрезмерным мерам контроля. Хотя ниже перечислены многие потенциальные направления контроля, где следует пытаться создать такой набор мер, который сбалансирует затраты на него с достигнутым повышением его уровня контроля. Меры следующие:

  • Проводите внезапные проверки сейфа с деньгами.
  • Лимитируйте суммы наличности на мелкие расходы.
  • Проводите выверку банковских счетов.
  • Обновляйте карточки подписей.

2. Инвестиции. Увод инвестиционных фондов является той областью, где некая личность имеет наилучшую возможность украсть крупные суммы финансовых средств компании или разместить их в несоответствующие инвестиции с высоким риском потерь. Следующие меры контроля призваны ограничить эти риски:

  • Устанавливайте лимиты на инвестиции.
  • Требуйте разрешений на перевод средств с одного счета на другой.

3. Кредиторская задолженность. Меры контроля необходимы в области кредиторской задолженности для того, чтобы знать, что служащие не получают плату от клиентов и затем скрывают это должностное преступление, подчищая записи о кредиторской задолженности этих клиентов. Наиболее распространенные меры контроля следующие:

  • Сравнивайте полученные оплаты с проводками кредиторской задолженности.
  • Сверяйте остатки кредиторской задолженности, периодически высылая бланк подтверждения клиентам, удостоверяющий сумму, которую они заплатили компании.
  • Требуйте разрешения на списание просроченной задолженности.
  • Требуйте одобрения кредитов.
Читайте так же:  Налог на сельхоз земли

4. Инвентаризация. Компания может иметь так много товара, что надежная система контроля необходима просто для того, чтобы обеспечить некую степень защиты вообще. Таким образом, практически все нижеследующие меры контроля рекомендуются для обеспечения высокого уровня точности учета товаров:

  • Проводите инвентаризацию. Если никто и никогда не проводил учет товарно-материальных запасов, то постепенно их действительное количество будет отклоняться от учетных записей, и со временем накопленные разночтения будут нарастать.
  • Контролируйте доступ к учетным данным о состоянии товарных запасов.
  • Требуйте заполнения форм на списание в отходы и передел брака.
  • Ограничивайте доступ на склад.
  • Отделяйте запасы, принадлежащие клиентам.

5. Авансы служащим. Служащие могут просить авансы в счет очередной зарплаты или для оплаты расходов в предстоящей командировке. В любом случае, легко потерять след аванса. Перечисленные ниже меры контроля необходимыми того, чтобы обеспечить в конечном счете возвращение аванса:

  • Постоянное отслеживание всех выданных авансов.
  • Требуйте разрешений на выплату всех авансов работникам.

6. Основные средства. Покупка и продажа основных средств требует особых мер контроля, при получении соответствующих разрешений на проведение сделки, а также надлежащий учет средств, связанных с основными фондами. Все нижеследующие меры контроля следует применять для достижения этих целей:

  • При закупках основных средств должны иметься надлежащие предварительные разрешения.
  • Удостоверьтесь, что проводятся правильные расчеты амортизации.
  • Удостоверьтесь, что списание основных средств надлежащим образом санкционировано.
  • Удостоверьтесь, что все платежные документы, связанные с продажей основных средств, правильно оприходованы.
  • Удостоверьтесь, что основные средства утилизируются.

7. Кредиторская задолженность. Это одна из самых распространенных областей, где происходит неправильное использование активов, а также область, в которой наиболее вероятно возникновение транзакционных ошибок.

  • Сравнивайте произведенные платежи с полученными накладными.
  • Сравнивайте номера счетов, полученных от поставщиков.
  • Устанавливайте ограничения на покупки по кредитным картам.
  • Требуйте одобрения руководством всех заимствований и погашений долга.

9. Выручка. Основной проблемой контроля, связанной с выручкой, является обеспечение того, чтобы все отгрузки сопровождались своевременной отправкой счетов. Сбой контроля в этой области может привести к крупной недостаче выручки и угрозе общей ликвидности компании.

  • Сравнивайте все выставленные счета с реестром отгрузок.
  • Сравнивайте использованные скидки с разрешенным возвратом товаров.
  • Выявляйте отгрузки товарных образцов в реестре отгрузок.

10а. Себестоимость проданных товаров. У компании есть много способов потерять контроль над своими издержками в области себестоимости проданных товаров, поскольку она имеет многочисленный персонал и самую крупную часть издержек компании. Применение предлагаемых ниже мер контроля в производственной сфере будет сильно зависеть от предполагаемых выгод, которые будут получены от их использования, по сравнению с теми масштабами, в которых они будут мешать плавной работе производственного подразделения.

  • Сравнивайте стоимость всех выполненных работ с плановыми затратами.
  • Сравнивайте плановую потребность в рабочей силе с фактическим производственным персоналом.

10б. Выдача со склада согласно спецификациям. Надежным видом контроля над материальными издержками является требование использования спецификации сырья и материалов для каждого производимого изделия, а также требование выдавать ресурсы из сырьевых запасов, предназначенных для производства этих изделий, исходя из количеств, указанных в спецификациях сырья и материалов.

  • Делайте закупки на основе рамочных закупочных ордеров и связанных с ними поставок.
  • Отклоняйте все покупки, которые не были заранее одобрены.

11. Расходы на поездки и развлекательные мероприятия. Отчеты служащих о расходах могут включать десятки позиций, по которым они просят возместить затраты, причем некоторые из них могут противоречить политике компании в отношении компенсации затрат. Чтобы выяснить, что эти статьи «серых расходов» выявлены, многие бухгалтеры затрачивают необоснованно много рабочего времени на детальное изучение отчетов о расходах. В действительности, чтобы сделать эти отчеты «честными», в целом будет достаточно несколько меньшей формы контроля, например, аудита отчетов о расходах:

  • Выборочно проверяйте отчеты о расходах.
  • Издайте инструкцию, касающуюся разрешенных расходов.
  • Требуйте визирования руководителями всех отчетов о расходах.

12. Расходы на заработную плату. Меры контроля, используемые в отношении заработной платы, охватывают две области — предотвращение переплат служащим и предотвращение мошенничества, связанного с выпиской платежных чеков на несуществующих работников. Для обеих видов контроля:

  • Требуйте одобрения всех сверхурочных часов, отработанных персоналом с повременной оплатой.
  • Требуйте одобрения всех изменений в оплате.
  • Выдавайте деньги непосредственно получателям.
  • Направляйте списки выплат по зарплате руководителям подразделений.

13. Расходы на офис, мебель. Хотя это относительно небольшая статья, следующий вид контроля призван выяснить, что служащие благоразумны в своих приобретениях обстановки для офисных помещений:

  • Сравнивайте стоимость мебели служащих с нормами компании. Служащие могут приобрести мебель по цене, намного превышающей ту, по которой ее может купить благоразумный менеджер. Эту проблему можно решить, издав инструкцию, устанавливающую максимальную стоимость мебели для одного служащего, и проводя ее в жизнь посредством периодических внутренних аудитов фактических затрат. Другим средством ее реализации является санкционирование стандартного набора мебели, приобретаемого снабженцами, причем любая мебель вне этого списка требует специального разрешения.

14. Главное. Некоторые регулярные платежи поставщикам базируются на долгосрочных контрактах. Большинство следующих мер контроля связано с наличием полного представления об условиях этих контрактов, чтобы компания не делала неправильных по размеру платежей:

  • Отслеживайте изменения в контрактных издержках.
  • Отслеживайте время возобновления контрактов.
  • Требуйте одобрения для различных уровней денежных обязательств, вытекающих их контракта.

Представленный набор рекомендуемых мер контроля охватывает только наиболее распространенные из них. Их следует дополнять, анализируя процедуры, используемые компанией, чтобы увидеть, есть ли необходимость в дополнительных мерах контроля (или в их сокращении), в зависимости от того, как структурированы эти процедуры. Меры контроля будут также значительно различаться по отраслям: например, казино устанавливают многоуровневый контроль за обработкой наличности, поскольку это денежный бизнес. Таким образом, представленные меры контроля следует рассматривать только как основу для всеобъемлющего комплекса мер контроля, которые должны удовлетворять специфическим нуждам каждой компании.

Читайте так же:  Выплата дивидендов пенсионерам

Автор: Стивен Брэгг (Steven Bragg), финансовый консультант компании Ernst & Young финансовый директор четырех компаний, доктор экономики Университета штата Мэйн. Материал публикуется в сокращенном и адаптированном переводе с английского.

Финансовая дисциплина. Что это такое и как ее соблюдать?

Для достижения финансовой независимости нужно действовать, ставить цели и достигать их, инвестировать средства и постоянно развиваться в бизнесе. Только тогда можно рассчитывать на свободу в денежном плане. Кроме этих моментов, нужна финансовая дисциплина, без которой невозможно ничего добиться, даже если все вышеперечисленные пункты будут исполняться.

В этой статье полностью раскроем тему, связанную с этим понятием, дадим ряд ссылок на другие полезные материалы сайта, научим некоторым приемам, как соблюдать эту финансовую дисциплину. Эти советы помогут вам гораздо быстрее добиться финансовой независимости.

Что такое финансовая дисциплина и в чем она проявляется?

Многие люди ставят перед собой финансовые цели, стремятся к ним, выполняют ряд определенных действий для их достижения. Несмотря на все это, им часто не удается добиться желаемого или сделать это в запланированные сроки. Почему так происходит? Все дело в том, что в их жизни отсутствует четкая финансовая дисциплина. Если исходит из определений этого понятия, то мы получаем следующее:

  • Финансы – процесс движения и распределения денег.
  • Дисциплина – определенный четко установленный порядок действий.

Финансовая дисциплина – это строгий план распределения, движения и планирования личных финансов, которому человек должен придерживаться для достижения своих целей.

Будем рассматривать это понятие в контексте личных финансов – основной темы этого раздела нашего сайта.

Например, человек хочет приобрести машину в кредит, чтобы начать на ней зарабатывать. Он копит деньги на первоначальный взнос на протяжении года, после чего не выдерживает, снимает их со счета и покупает новый плазменный телевизор или мебель.

Или он зарабатывает деньги удаленно через интернет (например, копирайтингом), но не выполняет поставленный ним самим план на день, не берет нужное количество заказов, отвлекается на «пожирателей времени».

Все это является примерами нарушения финансовой дисциплины, что сильно тормозит на пути к продвижениям к целям. Человек сам устанавливает правила и в то же время их и нарушает.

Внедрение внутреннего финконтроля и аудита

Начиная с 2014 года в Республике Башкортостан выполнялась стратегическая задача по внедрению процедур внутреннего финансового контроля и аудита, которая правительством республики была определена как приоритетная. Функции по координации работы по внедрению контроля и аудита были возложены на контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Республики Башкортостан. Нами проведено три семинара-совещания и два круглых стола с участием министерств и ведомств по вопросам организации и осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Проблемные вопросы обсуждались на заседаниях Правительственной комиссии по вопросам эффективного и целевого использования средств бюджета республики.

К 1 июля 2015 года процедура внедрения системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в республике была завершена. Основной проблемой при осуществлении данной задачи оказалось внедрение внутреннего финансового аудита в малочисленных ведомствах (у нас их пять). Выходом из ситуации стало принятие указанными ведомствами межведомственного приказа и заключение пятистороннего соглашения о создании межведомственной аудиторской комиссии по осуществлению внутреннего финансового аудита.

24. Формы и виды государственного и муниципального финансового контроля.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее — органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля). Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее — органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля). Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

Как начать соблюдать финансовую дисциплину?

  • Самое главное, нужно иметь четкий план, который вы будете соблюдать, действовать согласно пунктам, прописанным в нем.
  • В должны вести семейный бюджет, в котором обозначены статьи доходов и расходов, планирование заработка и прочие моменты.
  • Если вы зарабатываете фрилансером или выполняете какую-либо другую работу за деньги, устанавливайте себе минимальный заработок за неделю и стремитесь к нему. Будет больше – отлично, но меньше нельзя, это будет нарушение дисциплины.
  • То же самое относится и вопросам инвестирования. Если вы хотите вкладывать деньги не постоянной основе, задайте себе конкретную сумму, которую должны вкладывать в определенные инструменты периодически без просрочек. В противном случае ничего не получится.

Финансовая дисциплина будет соблюдаться вами тогда, когда вы будете себя мотивировать. Можно воспользоваться методом кнута и пряника. Например, за четкое следование всем правилам вы должны себя премировать в денежном отношении (допустим, выделять на отдых на 1000 рублей больше), в случае отклонений от планов, штрафовать финансово.

Также существуют и нематериальные методы мотивировать себя. Вы можете представлять, как вы будете счастливы, когда достигните цели. Прокручивайте это в своем воображении, чтобы направить энергию в нужное русло. Можно публиковать публичные отчеты в социальных сетях, на своем сайте или блоге. Это очень хорошо дисциплинирует и заставляет работать в требуемом направлении.

Для достижения своих долгосрочных целей важность финансовой дисциплины сложно переоценить. Она крайне важна. В совокупности с финансовой грамотностью, ведением личного бюджета она может вывести вас на абсолютно новый уровень жизни.

Подписывайтесь на обновления блога и получайте новые полезные советы: Новые статьи «Tvoya-Life» на E-mail. Заходите на сайт Tvoya-life, где будет еще много полезной и нужной информации.

Благодарю за то, что поделились статьей в социальных сетях!

23. Понятие и значение финансового контроля. Финансовая дисциплина.

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдение субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования…

Читайте так же:  Президент о налоговой амнистии

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведение проверяются, n во – первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, n во – вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований.

Финансовая дисциплина — это реализация прав и выполнение обязанностей, содержащихся в правовых актах, а также в иных нормативных и индивидуальных предписаниях, в целях упорядочения процессов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций и физических лиц.

Финансовый контроль госпрограмм

Контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации госпрограмм необходим для того, чтобы в дальнейшем можно было всецело опереться на данные представленной отчетности при принятии управленческих решений, в том числе о корректировке госпрограмм, а также получить объективную оценку их эффективности и результатов реализации.

В Республике Башкортостан контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации госпрограмм проводится с использованием метода камеральных проверок. Начиная с 2015 года такими проверками охвачено десять отчетов о реализации восьми госпрограмм (27% от действующих в республике госпрограмм). Результаты камеральных проверок учитываются при осуществлении выездных проверок, в ходе которых в рамках полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства определяется уже фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности.

Такой подход позволил нам более эффективно планировать и проводить проверки. Приступая к проверке, мы в первую очередь изучаем отчеты о реализации госпрограммы за проверяемый период, основные ее параметры и правовое регулирование (в среднем около 25 нормативных актов), отраслевые особенности и проблемы. В ходе подготовки к контрольным мероприятиям определяются возможные недостатки и нарушения, принимается решение о приоритетности изучения тех или иных вопросов. Формируется программа проверки и запрос необходимых документов на проверку.

При проверке полноты и достоверности отчетности по госпрограммам контроль в основном направлен на изучение качества работы ответственного исполнителя и соисполнителей госпрограммы. На достоверность проверяются не только финансовые, но и натуральные показатели. Они сопоставляются как с показателями самой госпрограммы, так и с данными внешних источников (статистические данные, доклады и информация руководителей министерств и ведомств, журналы учета и отчеты исполнителей госпрограммы). Финансовые показатели сопоставляются с показателями сводной бюджетной росписи и бюджетной отчетности. Осуществляется проверка логической связи между разными отчетными показателями отчетности по госпрограмме.

Тем самым проверка полноты и достоверности отчетности по госпрограммам дисциплинирует ответственных исполнителей, стимулирует их в дальнейшем подходить к формированию отчетности по госпрограммам не формально, а с учетом требований правовых актов. Контроль за достоверностью натуральных показателей требует от исполнителей госпрограммы отражения одного и того же натурального показателя в разных информационных документах в одинаковых объемах.

Кроме этого, в ходе контроля отчетных показателей госпрограмм осуществляется:

  • проверка формирования и утверждения государственных заданий, полноты и достоверности отчетности о выполнении государственных заданий подведомственных учреждений;
  • проверка планов финансово-хозяйственной деятельности и бухгалтерской отчетности подведомственных учреждений;
  • контроль за соблюдением ответственным исполнителем и соисполнителями госпрограммы порядков предоставления межбюджетных субсидий и субсидий юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям;
  • контроль за полнотой бюджетной отчетности и соответствием порядку ведения бюджетного учета и представления бюджетной отчетности;
  • контроль за выполнением отдельных бюджетных полномочий главных администраторов и получателей бюджетных средств (составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, бюджетных смет, реестра расходных обязательств и другие), за надлежащим формированием названных документов.

Такой подход исключает дублирование этих вопросов в программе выездной проверки соответствующих объектов контроля и тем самым высвобождает время выездных контролеров для проведения более результативных контрольных мероприятий по вопросам фактического соответствия совершенных операций данным отчетности.

Результаты проверки на практике невозможно применить для корректировки проверенных отчетов, поскольку на момент проверки отчеты уже приняты и проведена оценка их эффективности. Поэтому результаты камеральной проверки выносятся на обсуждение на заседаниях Правительственной комиссии Республики Башкортостан по вопросам эффективного и целевого использования средств бюджета республики. Цель — недопущение отражения в отчетности по госпрограмме недостоверной информации, а также профилактика нарушений бюджетного законодательства.

Опыт показал, что такой разносторонний подход стимулирует ответственных исполнителей и соисполнителей к более полноценному изучению нормативных документов при формировании показателей госпрограммы и отчетности о ее реализации, к проведению внутреннего контроля за соответствием бюджетной документации, республиканских и ведомственных нормативных правовых актов бюджетному законодательству.

Видео (кликните для воспроизведения).

По результатам наших проверок внесены изменения в четыре нормативных правовых акта правительства республики и один ведомственный акт, представлены предложения на включение двух министерств в план выездных проверок. После обсуждения результатов камеральных проверок на заседаниях правительственной комиссии были утверждены методические рекомендации по разработке и корректировке госпрограмм Республики Башкортостан. По итогам контроля отчетности о реализации госпрограмм применены меры административного воздействия в отношении должностных лиц.

25. Классификация и общая характеристика органов, осуществляющих финансовый контроль.

Существует классификация государственного финансового контроля в зависимости от органов (субъектов) осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:

б) представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

в) исполнительных органов власти;

г) финансово-кредитных органов.

Согласно ст. 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно законодательными (представительными) органами Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.

Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Читайте так же:  Выплата дивидендов квартирой

Понятие и значение финансового контроля

Понятие и значение финансового контроля.

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий субъектов финансовых правоотношений при образовании, распределении и использовании денежных государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и её регионов.

Финансовый контроль является неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований, поскольку финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции.

Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются,во-первых, соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Требование соблюдения законности в финансовой деятельности имеет конституционную основу.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам (институту налога, институт внебюджетных фондов и др.). Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, содержащихся в Общей части финансового права и регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах Особенной части (финансы предприятий).

Основными направлениями финансового контроля в сфере отношений, регулируемых финансовым правом, является контроль за:

– выполнением органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

– выполнением организациями и гражданами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

– использованием по целевому назначению государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов;

– соблюдением правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

В процессе финансового контроля выявляются внутренние резервы производства – возможности повышения рентабельности, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств, а также определяются пути устранения и предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

Реализация задач финансового контроля укрепляет государственную финансовую дисциплину, выражающую одну из сторон законности. Государственная финансовая дисциплина – это четкое соблюдение установленных правовыми нормами предписаний и порядка образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов. Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

.1 Понятие и значение финансового контроля

Финансовый контроль — это составная часть или специальная отрасль осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач.

Финансовый контроль можно рассматривать в двух аспектах:

1) как строго регламентированную деятельность специальных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2) как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками для обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах.

Основное содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в следующем:

а) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления со стороны организаций и граждан;

б) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении, денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

в) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

г) выявление внутренних резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, ускорения оборачиваемости оборотных средств, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;

д) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина — это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на государственные органы власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц.


2. Виды финансового контроля.

1.2 Виды финансового контроля

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов, исходя из разных оснований. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет особое значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, — проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.

Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.). Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета, использования предприятием или учреждением денежных средств и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Так же можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль.

Читайте так же:  Налоговый вычет за лечение ребенка как оформить

Обязательный финансовый контроль

а) в силу требований законодательства (например, контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за год);

б) по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны органов государственной налоговой службы, контроль, проводимый на основе решения правоохранительных органов).

Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.

В зависимости от субъектов, на которых возложен финансовый контроль, он подразделяется на виды: 1) представительных органов государственной власти и местного самоуправления; 2) Президента РФ или Администрации Президента РФ; 3) исполнительных органов власти общей компетенции; 4) финансово-кредитных органов; 5) ведомственный и внутрихозяйственный; 6) общественный; 7) аудиторский.

Поскольку в подсистеме государственных финансов различают государственный кредит, государственное страхование, пенсионное обеспечение, бюджетное финансирование, налогообложение, формирование общенациональных страховых резервов и фондов, то и финансовый контроль в зависимости от ведомства, к компетенции которого относится управление этими финансовыми отношениями, т.е. в соответствии со сферой финансовой деятельности, делится на: а) бюджетный; б) налоговый; в) валютный; г) банковский; д) за страховой деятельностью.

Финансовый контроль классифицируется в зависимости от:

— времени проведения, он может быть предварительным, текущим и последующим;

— органов (субъектов), осуществляющих его, он может быть представительных органов государственной власти и местного самоуправления, президентский контроль, контроль исполнительных органов власти общей компетенции, финансово-кредитных органов, ведомственный и внутрихозяйственный контроль, общественный контроль, аудиторский финансовый контроль.

— ведомства, к компетенции которого относится управление этими финансовыми отношениями, он может быть бюджетный, налоговый, валютный, банковский, за страховой деятельностью.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9668 — | 7405 — или читать все.

Улучшить финансовую дисциплину

В период развития программно-целевых методов управления вопросы осуществления контроля за полнотой и достоверностью отчетности о реализации госпрограмм приобретают особую актуальность. Укреплению финансовой дисциплины способствует и внедрение процедур внутреннего финансового контроля и аудита.

Людмила Владимировна СЕДОВА, начальник отдела камеральных проверок контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан

Анализ осуществления контроля

Дальнейшим шагом было проведение анализа осуществления внутреннего финансового контроля и аудита главными администраторами средств бюджета республики. Напомним, что данная задача с 2014 года закреплена Бюджетным кодексом за органами внутреннего государственного финансового контроля.

По итогам 9 месяцев 2015 года в соответствии с утвержденным приказом о проведении анализа от каждого министерства и ведомства были получены необходимые документы и материалы. В ходе анализа проведено обследование ведомственных нормативных правовых актов по организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и документов, составляемых в ходе его осуществления, на предмет их соответствия требованиям Порядка осуществления контроля и аудита главными администраторами, утвержденного правительством республики. По итогам анализа в адрес руководителей главных администраторов (у нас их 37) направлено письмо с замечаниями и рекомендациями по оформлению документов.

В начале 2016 года, руководствуясь Методикой внешней оценки качества внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита Минфина России, мы провели более детальный анализ осуществления внутреннего финансового контроля и аудита за 2015 год. Проделана огромная работа по обследованию карт (планов) и журналов внутреннего финансового контроля, планов и отчетов аудиторских проверок. С каждым главным администратором в рабочем порядке обсуждались вопросы формирования документов, необходимых для осуществления контроля и аудита.

Оценка системы контроля и аудита проведена на основе индикаторов. При этом качество работы оценивалось по балльной системе. По итогам проведенного анализа контрольно-ревизионным управлением подготовлены и направлены в адрес руководителей 35 главных администраторов заключения по результатам анализа с приложением отчета о результатах оценки системы контроля и аудита, а также рекомендаций по улучшению качества организации и осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

На основании заключений составлен и направлен в правительство республики доклад о результатах анализа с приложением сводного отчета о результатах оценки системы контроля и аудита в разрезе главных администраторов средств бюджета. Итоги проведенного анализа обсуждались на заседании правительственной комиссии.

Результаты анализа выявили проблемные места в организации осуществления республиканскими министерствами и ведомствами внутреннего финансового контроля и аудита. Несомненно, такой контроль для них необходим и обязательно приведет к укреплению финансовой дисциплины и улучшению качества финансового менеджмента. Однако необходимость заполнения большого объема документации увеличивает нагрузку на администратора и приводит к росту штатной численности либо оплаты труда, что в рамках проводимых мероприятий по оптимизации бюджетных расходов невозможно. Поэтому остается открытым вопрос: как организовать внутренний контроль и аудит с наименьшими затратами?

В настоящее время контрольно-ревизионное управление изучает опыт Федерации, субъектов РФ и главных администраторов республики по организации внутреннего финансового контроля и аудита. По итогам этой работы в третьем квартале текущего года планируется провести совещание с республиканскими администраторами средств бюджета с целью выявления проблемных мест и определения лучших подходов к осуществлению контрольных мероприятий.

Следующей задачей является оценка эффективности внутреннего финансового контроля и аудита. Ежегодные проверки осуществления ведомственного финансового контроля главными администраторами бюджетных средств проводились нами задолго до того, как бюджетное законодательство закрепило соответствующие обязанности за органами внутреннего госфинконтроля. Поэтому к моменту появления данного полномочия контрольно-ревизионным управлением наработан немалый опыт. В дальнейшем планируется проводить такую оценку ежегодно с выходом на объект контроля и составлением по итогам года рейтинга главных администраторов, показавших высокий уровень организации работы, а также с анализом информации о результатах уже проведенного ими контроля.

Видео (кликните для воспроизведения).

Качественное осуществление внутреннего финансового контроля и аудита, по нашему мнению, станет основой улучшения финансовой дисциплины в республике в целом.

Источники

Контроль за финансовой дисциплиной
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here