Контроль достоверности финансовой бухгалтерской отчетности

Как проводится аудит бухгалтерской отчетности

Когда руководству предприятия необходимо проверить документацию, касаемую его деятельности, на достоверность и соответствие требованиям, указанным в законодательстве, проводится независимая проверка — аудит. Для некоторых компаний это обязательная процедура, проходить которую нужно ежегодно.

Аудиторская деятельность в РФ регулируется ФЗ от 30.12.2008Г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»).

Цели и задачи аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

Цель данного аудита — сформировать мнение специалиста по аудиту о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы и, кроме того, выяснить, соответствует ли ведение бухучета нормам законодательства нашей страны.

Выделяют следующие задачи аудита бухотчетности:

  • выяснить, соответствуют ли отчетность и ее показатели нормам законодательства и учетной политике компании;
  • выяснить, насколько полно отражаются в документации все хозяйственные операции;
  • проверить, как организованы и функционируют системы внутреннего контроля компании;
  • проверить, во всех ли формах бухгалтерской отчетности показатели совпадают и соответствуют реальным.

Методы, которыми пользуются специалисты при аудите бухгалтерской отчетности, аналогичны методам аудиты в целом. К ним относятся:

  • фактический контроль (наблюдение, инвентаризация, экспертные оценки);
  • документальный (изучение важных бумаг компании по форме и содержанию);
  • расчетно аналитический (статистические расчеты, экономический анализ).

Подготовка к проведению внешней проверки

Подготовка к проведению внешней проверки включает в себя:

  • сбор и изучение законодательных актов РФ, в соответствии с которой проверяемое учреждение выполняет свою финансово-хозяйственную деятельность и ведет бухгалтерский учет совершаемых операций;
  • разработку программы внешней проверки;
  • подготовку рабочего плана внешней проверки, который должен содержать сроки проведения внешней проверки и ответственных исполнителей;
  • направление исполнителей для проведения проверки.

Цель проверки бухгалтерской отчетности

При проверке форм бухгалтерской отчетности проверяющие обычно ставят перед собой следующие цели:

  • контроль над соблюдением учреждением положений Инструкции № 33н[1];
  • установление полноты составляемой и представляемой учредителю бухгалтерской отчетности;
  • анализ выполнения учреждениями государственных (муниципальных) заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг;
  • установление достоверности показателей отраженных в отчетных формах;
  • оценка эффективности и результативности использования средств, выделенных учреждению из бюджета;
  • выявление наличия дебиторской и кредиторской задолженности и анализ причин ее возникновения;
  • выявление фактов неисполнения учреждением мероприятий, реализуемых за счет субсидий, выделенных на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений;
  • выявление наличия неисполненных обязательств у учреждения и анализ причин их возникновения;
  • проведения анализы выявленных нарушений и внесение предложений по их устранению.

Методика проведения проверки бухгалтерской отчетности

Единой методики осуществления проверки форм отчетности не существует. Ревизоры при наработке опыта в проведении проверок вырабатывают последовательность действий, которыми пользуются, выполняя свою работу. Ниже мы предложим свой вариант последовательности действий, которой можно воспользоваться при проведении проверки и при разработке программ проверок.

I. Изучение устава учреждения и учетной политики учреждения. Из устава контролер узнает свод правил, по которым проверяемое учреждение осуществляет свою деятельность, его структуру, устройство, виды деятельности, отношения с другими лицами и государственными органами, права и обязанности. На основании учетной политики проверяющий делает вывод о способах организации и ведения бухгалтерского учета, используемых учреждением при отражении хозяйственных операций.

II. Анализ показателей форм бухгалтерской отчетности. Ниже на схеме вашему вниманию представлены основные приемы финансового анализа, который могут проводить проверяющие.

В ходе анализа показателей форм бухгалтерской отчетности проверяющий изучает результаты деятельности учреждения, сформированные по итогам отчетных периодов, по которым можно судить:

  • об имущественном положении учреждения;
  • о характере, осуществляемой деятельности;
  • о соотношении средств по их видам в составе активов;
  • о наличии дебиторской и кредиторской задолженности и ее изменении и т. д.

III. Проверку достоверности показателей, отраженных в отчетных формах, представленных для проверки, которая включает в себя несколько этапов:

1. Инвентаризация нефинансовых активов. По итогам проверки устанавливается фактическое количество нефинансовых активов, которое сравнивается с данными бухгалтерского учета, отраженными в отчетных формах (балансе (ф. 0503730), справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, сведениях о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768)). Также осуществляется проверка проведения учреждением обязательной инвентаризации, перед составлением годовых отчетных форм. Как показывают результаты проверки, не все учреждения перед составлением годовых отчетных форм проводят инвентаризацию нефинансовых активов и расчетов с бюджетом, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, другими дебиторами и кредиторами и денежных средств, денежных документов. В результате соответствие учетных и фактических данных (наличие, состояние и оценка обязательств) подтверждено не было, достоверность данных бухгалтерского учета не обеспечена.

2. Выявление соответствия плановых показателей, указанных в плане финансово-хозяйственной деятельности показателям, отраженным в отчетных формах (в отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737)). Напомним, что в силу норм п. 19 Требований[2] в план финансово-хозяйственной деятельности можно вносить изменения неограниченное количество раз. Показатели плана должны отражать фактические данные по доходам и расходам учреждения, которые отражаются в отчете (ф. 0503737).

  • соответствия первичных документов нормам законодательства РФ;
  • своевременности принятия первичных документов к бухгалтерскому учету;
  • правильности формирования журнала операций.

4. Анализ соответствия бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета (данные синтетического и аналитического учета должны быть увязаны как между собой, так и с документами, являющимися основанием для осуществления операций).

5. Проверка соблюдения учреждением норм законодательных актов, которые могут повлиять на содержание отчетности (например, норм инструкций № 33н, 157н, 174н[4], Указаний № 65н[5]).

6. Проверка исполнения государственного (муниципального) задания, утвержденного учредителем, выявление причин неисполнения задания учредителя, своевременного возврата остатка сумм субсидий в бюджет в случае неисполнения учреждением государственного задания.

Отметим, что Минфин в своем Письме от 05.02.2016 № 02-01-09/5870 рекомендовал главным распорядителям средств федерального бюджета при определении остатков субсидии на выполнение государственного задания, образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), учитывать нормы действовавшего в 2015 году Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671, основываясь на значениях нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы) и невыполненного объема государственного задания по каждой государственной услуге (работе).

Читайте так же:  Свидетель по делу о налоговом правонарушении

При этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений, вправе в установленном порядке в течение срока выполнения государственного задания при необходимости внести в него изменения, в том числе уточнив показатели, характеризующие объем государственных услуг (выполняемых работ).

Согласно п. 33 Постановления Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 № «О мерах по реализации Федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год» федеральные бюджетные и автономные учреждения до 01.07.2016 обеспечивают возврат в федеральный бюджет средств в объеме остатков субсидий на выполнение государственного задания, предоставленных им в 2015 году, образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), на основании отчета о выполнении государственного задания, представленного органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений.

При этом названным постановлением не определен источник средств, за счет которого федеральными бюджетными и автономными учреждениями осуществляется возврат в федеральный бюджет указанных остатков субсидии на выполнение государственного задания.

По мнению Минфина, изложенному в Письме от 12.04.2016 № 02-01-09/20629, возврат в федеральный бюджет указанных остатков субсидии на выполнение государственного задания можно осуществлять как за счет образовавшихся у федеральных бюджетных и автономных учреждений остатков субсидий на выполнение государственного задания, так и за счет других не запрещенных законом поступлений учреждениям, за исключением средств, предоставленных федеральным бюджетным и автономным учреждениям в соответствии со ст. 78.2 БК РФ на иные цели.

Необходимо отметить, что согласно законодательству РФ, если государственное задание выполнено (в том числе если достигнуты показатели, установленные в государственном задании, с учетом их возможного отклонения, в пределах которых государственное задание считается выполненным), образовавшиеся в отчетном финансовом году остатки субсидии на выполнение государственного задания могут использоваться учреждением в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения, утвержденным в установленном порядке.

7. Соответствие форм, представленных учреждением в составе отчетности, формам, установленным Инструкцией № 33н. Иногда в ходе проверки выявляется, что бухгалтеры заполняли и представили учредителю форму без учета внесенных в ее изменений, следовательно, не применявшуюся на момент составления отчетности.

8. Наличие в формах отчетности всех необходимых подписей. Необходимость наличия подписей главного бухгалтера и руководителя учреждения установлена и п. 5 Инструкции № 33н. Формы бухгалтерской отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические показатели, также подписываются руководителем финансово-экономической службы (при наличии ее в структуре учреждения).

Для облегчения работы по соответствию показателей, отраженных в отчетных формах и в главной книге, проверяющие могут разработать и применять в работе аналитические таблицы. Например, такую:

Сравнительная таблица данных главной книги проверяемого учреждения и показателей,отраженных в отчетности (тыс. руб.)

Тема 24. Аудит достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности

Проверка общих вопросов формирования бухгалтерской отчетности

Проверка достоверности показателей бухгалтерского баланса

Проверка достоверности показателей Отчета о прибылях и убытках

Проверка достоверности показателей Отчета об изменениях капитала

Проверка достоверности показателей Отчета о движении денежных средств

Проверка достоверности показателей приложения к бухгалтерскому балансу

Проверка правильности формирования пояснительной записки

Для детальной проверки товарных операций, как нам представляется, необходимо выполнить ряд последовательных аудиторских процедур:

Какие компании должны проходить аудит обязательно

Аудит бухгалтерской отчетности может быть обязательным и инициативным. Первый может быть только внешним, то есть проводиться независимыми экспертами фирм, специализирующихся на аудите, или индивидуальными аудиторами, не работниками аудируемой компании.

Фирмы, которые должны подвергаться процедуре обязательного аудита, названы в ФЗ от 30.12.2008г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»). К данным предприятиям относятся:

  • компании с организационно-правовой формой ОАО;
  • компании, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам;
  • фирмы с определенным видом деятельности (сюда относятся кредитные, клиринговые, страховые, компании-участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые, СРО, кооперативы, организаторы азартных игр и т.д.);
  • компании, которые имеют объем выручки свыше 400 млн рублей или сумму активов больше 60 млн рублей (за год, предшествующий отчетному) и т.д.

Подробный список можно увидеть в ст. 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности».

Инициативный аудит может осуществляться в определенных случаях, таких как: кредитование в банках, необходимость принятия участия в тендерах, желание руководителей фирм уменьшить налоговые риски, проверка квалификации бухгалтерского отдела, подготовка отчета для потенциального инвестора.

Предмет проверки

Проверка форм отчетности может проводиться в камеральной и (или) выездной формах. Камеральная проверка отчетных форм обычно осуществляется учредителем при принятии у подведомственного учреждения форм, составленных на отчетную дату, в сроки, установленные учредителем. Предметом камеральной проверки являются:

  • представление отчетности не позднее срока, установленного учредителем;
  • соблюдение учреждением при заполнении форм бухгалтерской отчетности требований Инструкции № 33н;
  • соблюдение контрольных соотношений в представленных отчетных формах.

Относительно предмета проведения проверки форм бухгалтерской отчетности в ходе выездной проверки отметим следующее. Проверка бухгалтерской отчетности в ходе данной проверки обычно осуществляется в рамках проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения. При такой проверке контролерами запрашиваются:

  • годовые формы бухгалтерской отчетности;
  • главная книга, регистры бухгалтерского учета, первичные учетные и иные документы;
  • план финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
  • учетная политика учреждения;
  • отчет о выполнении государственного (муниципального) задания;
  • отчет о суммах использованных целевых субсидий;
  • сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению.

Предметом проведения выездной проверки являются:

  • соблюдение учреждением правил хранения первичных документов, учетных регистров и других бухгалтерских документов текущего года и за прошлые годы;
  • выполнение главным бухгалтером обязанности по организации бухгалтерского учета и контролю за обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей;
  • соответствие показателей бухгалтерского учета в учетных регистрах на начало года данным за предыдущий год;
  • своевременность составления первичных учетных документов и отражения их в бухгалтерском учете;
  • соответствие итогов остатков по каждой группе аналитических счетов оборотных ведомостей итогам остатков этих субсчетов главной книге и показателям финансовой отчетности;
  • установление достоверности показателей, отраженных в отчетности;
  • выполнение контрольных соотношений между формами отчетности;
  • оформление представленных форм отчетности требованиям Инструкции № 33н;
  • оценка эффективности и результативности использования учреждением средств, выделенных ему в проверяемом периоде из бюджета.
Читайте так же:  Существует ли налог на имущество

Порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности

Аудит проходит в несколько этапов:

  1. Традиционно первый этап — это планирование и подготовка к проверке. Аудитор изучает деятельность компании, составляет план работы, запрашивает необходимые документы. На этом же этапе между аудиторской фирмой и объектом проверки заключается договор.
  2. Далее начинается сбор доказательств и анализ данных, полученных для проверки. Изучается список всех запрошенных документов. Если это необходимо, то опрашиваются сотрудники компании, иногда и в письменной форме. Данные группируются, подвергаются систематизации. Аудитор делает заключение о достоверности бухгалтерской отчетности.
  3. Руководителю аудируемой компании сообщается заключение — мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности. Формируется и выдается на руки заключение аудитора, что и является непосредственной целью проверки. Кроме того, некоторые фирмы составляют аудиторский отчет, где в подробностях описывают ход проверки, все выявленные недочеты и другую информацию, которая может пригодиться руководству проверяемой компании для улучшения качества работы бухгалтерского отдела.

Заказ услуги

Получить консультацию и заказать услуги Вы можете по телефону:
+7 (495) 778-02-68

Можно также оформить предварительный заказ с сайта:
Для оформления предварительного заказа Вам нужно заполнить приведённую ниже форму (обязательно заполнение всех пунктов). Опишите необходимые услуги и в кратчайшие сроки с Вами свяжутся наши специалисты для уточнения заказа и согласования деталей.

Проверка соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства

Проверка различных объектов контроля, проведенная согласно про­грамме и плану аудита позволяет собрать достаточное количество качест­венных аудиторских доказательств для оценки полноты и достоверности показателей бухгалтерской отчетности. На данной стадии аудита необхо­димо осуществить дополнительный анализ соответствия технологии по­лучения и содержания показателей отчетности требованиям, предъявляе­мым нормативными документами.

Аудиту подвергаются годовая бухгалтерская отчетность предприятия в составе: «Бухгалтерский баланс» (ф. № 1), «Отчет о прибылях и убытках» (ф. № 2), «Отчет об изменениях капитала» (ф. № 3), «Отчет о движении денеж­ных средств» (ф. № 4) и «Приложение к бухгалтерскому балансу» (ф. № 5).

Для формирования профессионального мнения относительно указанных форм отчетности аудиторы должны решить следующие задачи:

— проверить состав и содержание форм бухгалтерской отчетности, увяз­ку ее показателей;

— подтвердить достоверность показателей отчетности;

— проверить правильность оценки статей отчетности;

— предложить внести (при необходимости) изменения в формы отчет­ности на основе оценки количественного влияния на ее показатели
существенных отклонений, выявленных в процессе аудита;

— проверить правильность формирования сводной отчетности.

Изучая состав и содержание форм бухгалтерской отчетности предприятия. аудиторы выясняют их соответствие требованиям нормативных документов: наличие всех установленных форм, полноту их заполнения. присутствие необходимых реквизитов: осуществляют арифметический контроль показателей и проверяют их взаимосвязь. Увязка показателей предполагает соответствие значений одинаковых показателей, отраженных в различных формах отчетности. Например, остаток денежных средств на начало года, указанный в стр. 260 гр. 3 «Бухгалтерского баланса» (ф. № 1) должен быт равен значению этого же показателя, отраженного в стр. 010 гр. 3 «Отчета о движении денежных средств» (ф. № 4). Результаты проверки увязки показателей отчетности аудиторы обобщают в рабочем документе «Контроль увяз­ки показателей бухгалтерской отчетности».

При анализе достоверности показателей отчетности аудиторам следует изучить результаты инвентаризации, проводимой перед составлением годо­вого отчета. Все расхождения с данными бухгалтерского учета, а также все ошибки и нарушения, выявленные в ходе инвентаризации, должны быть исправлены и отражены в соответствующих учетных регистрах до представ­ления годового отчета. Суммы статей баланса по расчетам с финансовыми, налоговыми органами должны быть согласованы с ними и тождественны. Целесообразно проконтролировать соответствие данных по всем счетам Главной книги показателям форм бухгалтерской отчетности.

Проверяя правильность оценки статей отчетности, аудиторы должны удостовериться в соблюдении следующих принципиальных положений при ее составлении:

— отражение в отчетности стоимости имущества и обязательств пред­приятия должно производиться в рублях;

— оценка имущества и обязательств должна осуществляться путем сум­мирования произведенных расходов;

— зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убыт­ков не допускается (кроме случаев, специально оговоренных в норма­тивных документах);

— отражение в «Бухгалтерском балансе» (ф. № I) числовых показатели
должно осуществляться в нетто-оценке, то есть за вычетом регули­рующих величин;

— методики формирования показателей отчетности должны соответст­вовать требованиям нормативных документов. При наличии отклоне­ний их следует раскрыть в пояснительной записке с указанием при­чин и результата, который эти отклонения оказали на формируемые показатели отчетности.

Если на этапе выполнения аудиторских процедур и оформления рабочей документации при проверке различных видов хозяйственных операций были установлены существенные отклонения и определено их количествен­ное влияние на показатели отчетности, то следует рекомендовать админист­рации предприятия внести соответствующие изменения в формы отчетно­сти. При получении письменного согласия руководства предприятия необходимо составить корректирующие бухгалтерские проводки на суммы вно­симых изменений, сгруппировать одинаковые по содержанию корреспон­денции счетов и определить значение каждого уточненного показателя как алгебраическую сумму исходного значения этого показателя и обшей вели­чины отклонения. Снижение трудоемкости выполнения таких действий возможно при применении компьютерных бухгалтерских программ.

В том случае, если проверяемое предприятие составляет сводную от­четность, такая отчетность также должна быть проаудирована. При про­верке форм, входящих в состав сводной годовой отчетности, аудитору следует исходить из установленных правил отражения в ней показателей бухгалтерской отчетности дочерних и зависимых обществ при условии единства принятых учетных политик. Порядок формирования сводной отчетности отражен в «Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности», утв. Приказом МФ РФ от 30.12.96 г. № 112 (в ред. Приказа МФ РФ от 12.05.99 г. № З6н).

Как правило, сводная отчетность составляется по основным видам деятельности предприятий: промышленности, строительства, торговли и другим, имеющих финансовые вложения в дочерние и зависимые обще­ства. Показатели активов и пассивов балансов основного общества и до­черних обществ суммируются. Если доля основного общества в уставном капитале дочернего общества меньше 50%, то показатели активов и пас­сивов такого дочернего общества складываются исходя из доли участия материнской компании в его уставном капитале. Показатели бухгалтер­ского баланса и отчета о прибылях и убытках, отражающие взаимные расчеты и обязательства основного и дочернего общества, а также взаим­ные объемы реализации между ними, в сводную отчетность не включа­ются. Прибыль основного и дочерних обществ суммируется. В отчетно­сти показываются только дивиденды, начисленные основным обществом дочернему. Дивиденды, выплаченные дочерним обществом основному не отражаются. Инвестиции основного общества в дочернее и соответствен­но в его уставный капитал также в сводной отчетности не указываются.

Читайте так же:  Выплата дивидендов сотруднику счета учета

Если основное общество имеет только финансовые вложения в зависи­мые общества, то в сводную отчетность показатели бухгалтерской отчетно­сти таких обществ оно не включает. В пояснительной записке к годовому отчету вразделе, посвященному финансовым вложениям, основное сообщество делает расшифровку своих вложений в каждое зависимое общество, указывая его название, юридический адрес, величину уставного капитал и долю в нем основного общества, намерения в части дальнейшего участия.

Все выявленные в ходе аудита ошибки и искажения отчетности реги­стрируются в рабочих документах и обобщаются в аналитической части аудиторского заключения.

В том случае, когда аудиторы не обнаружили нарушений в отчетности или выявленные нарушения незначительны и не наносят ущерба госу­дарству, учредителям (собственникам), аудиторская организация, вправе выдать положительное заключение.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если ошибки и искажения, обнаруженные аудиторами, существенны и влияют на законность функционирования предприятия или наносят ущерб государству, учредителям (собственникам), аудиторская организа­ция предоставляет администрации предприятия-клиента время для уст­ранения выявленных нарушений. Если нарушения не исправлены, то аудиторы не вправе выдавать положительное заключение.

Как свидетельствует аудиторская практика, типичными ошибками, ко­торые выявляются в ходе проверки соответствия бухгалтерской отчетно­сти требованиям действующего законодательства, являются следующие:

— показатели отчетности не подтверждены результатами инвентариза­ции (последняя проведена формально, не по всем активам и обяза­тельствам);

— допущены арифметические ошибки при подсчете показателей отчет­ности, округлениях значений показателей;

— отсутствует взаимоувязка отдельных показателей различных форм
отчетности;

— неполное заполнение всех обязательных реквизитов отчетности.

Проверка форм бухгалтерской отчетности

Автор: Л. Магурина

Бухгалтерская отчетность государственных (муниципальных) учреждений является объектом пристального внимания как органов государственного (муниципального) финансового контроля, так и органов власти, выполняющих функции учредителя данных учреждений. В статье рассмотрена методика проверки правильности составления форм бухгалтерской отчетности.

Заполненные бюджетными и автономными учреждениями формы бухгалтерской отчетности подлежат проверке:

  • работниками органа исполнительной власти, выполняющим функции учредителя (далее – учредитель) в рамках проведения камеральной проверки, при принятии квартальных, годовых форм отчетности в сроки установленные учредителем;
  • в рамках проведения мероприятий внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) контроля, а также ведомственного контроля проводимого учредителем.

О методике правильности составления форм бухгалтерской отчетности мы поговорим в этой статье.

Контрольные мероприятия, проводимые в отношении форм бухгалтерской отчетности схематично, можно отобразить так:

Какие документы проверяют

В ходе проверки аудиторы запрашивают большой список документов, в который входят:

  • бухотчетность (к ней относятся 2 важных бумаги: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах компании, но они сопровождаются массой других документов — последние указаны ниже);
  • налоговые декларации;
  • первичная документация;
  • уставные документы;
  • разрешения, лицензии и многое другое.

Проверяется, правильно ли заполнены бумаги, соответствуют ли они утвержденным формам, соблюдены ли сроки подачи (деклараций), заверены ли документы подписями главного бухгалтера и руководителя и т.д.

К СВЕДЕНИЮ! Если проводится аудит по спецзаданию, то в такой ситуации проверяется только та документация, которая относится к конкретной задаче.

Ответственность за непроведение

Хозяйствующие субъекты, перечисленные ранее, должны проходить процедуру аудита бухгалтерской отчетности каждый год, а также направлять заключение в органы статистики. Сдача заключения должна осуществляться вместе со сдачей отчетности. Если не получается отправить документ в срок, то можно предоставить его в течение 10 дней со дня выдачи, но не позже 31 декабря того года, который идет за отчетным. Об этом сказано в ФЗ от 06.12.2011 №402 (закон «О бухучете»), а именно во 2 его статье.

Помимо этого, на протяжении 3 рабочих дней с даты выдачи заключения компания обязана внести информацию об итогах проведенного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц.

Сам факт непроведения аудита не влечет за собой наказание. Административная ответственность наступает в случаях, описанных ниже. Наказание возможно только для тех организаций, которые обязаны проходить обязательный аудит бухгалтерской отчетности.

Инициатор штрафа Причина Статья Штраф
ФНС При выездной проверке обнаружилось отсутствие аудиторского заключения на протяжении необходимых сроков хранения (от 5 лет). Ч.1. ст. 15.11 КоАП РФ От 5 до 10 тыс. рублей для должностных лиц.
Росстат Если в данный орган на протяжении необходимого периода не было предоставлено аудиторское заключение. 19.7 КоАП РФ От 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 тыс. рублей до 5 тыс. рублей — для юрлиц.
Банк России В течение необходимого срока на сайте АО не было выложено аудиторское заключение. Ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ От 30 тыс. до 50 тыс. рублей или отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц. Для юрлиц — от 700 тыс. до 1 млн рублей.

Сумма штрафа может быть снижена по решению суда, если имели место какие-либо исключительные обстоятельства, повлекшие за собой административное правонарушение.

Проверка финансовой отчетности

Проверка финансового состояния проводится с целью определения деловой репутации партнеров и снижения рисков. Достоверная информация, указанная в бухгалтерской (финансовой) отчетности, позволяет оценить кредитоспособность компании.

Основным источником информации является бухгалтерский баланс. Для проверки финансового состояния также используют данные, указанные в отчетах о прибылях и убытках, движении денежных средств, целевом использовании полученных средств, приложениях к балансу.

Независимая финансовая проверка позволяет получить информацию о существенных ошибках и исправить их до заключения важных договоров или предоставления отчетности в налоговые органы.

Однако при проведении отдельных видов проверки финансовой отчетности, например, обзорной могут возникнуть сомнения в достоверности представленной информации. Исполнитель не имеет права подтвердить достоверность данных без соответствующего заключения.

В таком случае необходимо провести проверку достоверности финансовой отчетности. Аудит экономического состояния фирмы осуществляет специалист, который имеет право составлять заключение об экономической деятельности предприятия.

Читайте так же:  Открыть ип какие налоги нужно платить

Проверка достоверности финансовой отчетности

Проверка достоверности финансовой отчетности включает комплекс мероприятий по изучению информации, указанной в бухгалтерских, налоговых отчетах, а также первичных документах. Кроме этого, рассматриваются юридические и хозяйственные документы.

При годовой проверке финансовой отчетности требуются результаты инвентаризации. Неточности и ошибки в ведении бухгалтерского учета должны быть исправлены с занесением в соответствующие регистры.

Цель проверки достоверности — установить соответствие данных финансовой отчетности требованиям законодательства и внутренних нормативных актов.

При проверке достоверности финансовой отчетности необходимо установить соблюдение следующих положений:

  • стоимость имущества и обязательств записана в рублях,
  • оценка имущества и обязательств выполнена способом суммирования понесенных расходов,
  • методы формирования параметров отчетности соответствуют нормативным требованиям.

Если проверка финансовой отчетности приведет к обнаружению нарушений, необходимо составить пояснительную записку.

В ходе проверки финансового состояния аудитор обнаруживает следующие недочеты:

  • наличие арифметических ошибок при подсчете данных, указанных в отчетах,
  • отсутствие результатов инвентаризации,
  • неправильное или неполное представление обязательных реквизитов,
  • нарушение порядка подготовки финансовой отчетности,
  • неверное отнесение доходов и расходов (в балансе).

Данные ошибки относят к типичным, но могут быть обнаружены и иные нарушения, которые специалист обязан отметить в официальном заключении. Здесь также указывают отступления от правил заполнения бухгалтерских и юридических документах.

Составляется также отчет, отражающий финансовое состояние предприятия. Проверка финансового хозяйственной деятельности сторонними специалистами позволяет получить достоверную информацию для внутреннего и внешнего использования. Отчет подтверждает деловую репутацию и может быть представлен инвесторам, кредиторам, покупателям, поставщикам и другим заинтересованным лицам.

Результат

Итак, в конце проверки компания получает отчет и аудиторское заключение. Форма, в которой будет предоставляться информация, а также ее получатели, должны быть прописаны заранее в договоре с аудиторской фирмой. Отчет, он же письменная информация, — документ конфиденциальный. Как правило, он содержит следующую информацию:

  • методы, которыми аудитор пользуется при проверке;
  • рекомендации по изменениям в учетной политике, которые могут повлиять на финансовую отчетность организации;
  • предложения по корректировке отчетности компании;
  • другие моменты, на которые руководителю организации нужно обратить внимание (сюда можно отнести ошибки в ведении внутреннего контроля, ситуации необоснованных действий руководства).

В отчете прописываются выявленные нарушения и возможные варианты их исправлений. Как правило, это оформляется в виде сводной таблицы.

ВНИМАНИЕ! К отчету должны быть обязательно приложены копии бухгалтерской отчетности за текущий год и самое главное — заключение аудитора.

Заключение аудитора

Это официальный документ, который содержит мнение эксперта-аудитора о достоверности бухотчетности проверяемой компании. Именно его следует предоставлять в органы статистики вместе с бухгалтерской отчетностью.

О структуре и информации, которая должна быть внесена в заключение аудитора, подробно написано в ст. 6 ФЗ №307, упомянутого ранее.

Коротко о том, что должен содержать документ:

  • название «Аудиторское заключение»;
  • сведения о том, кому адресован документ (акционеры АО, участники ООО и т.д.);
  • информацию об аудируемом лице;
  • информацию об аудиторе, проводящем проверку;
  • список документов (бухотчетности), который проверялся аудитором, с обозначением срока, когда они были составлены;
  • мнение аудитора о достоверности информации, указанной в проверенных документах;
  • результаты проверки;
  • дату, когда было составлено заключение.

Заключение может предоставляться только тому лицу, с кем был заключен договор.

Типичные ошибки и нарушения

Приведем список распространенных нарушений, которые могут быть выявлены в течение проверки:

  • расходы и доходы отражены неправильно;
  • реквизиты бухгалтерской отчетности заполнены неверно или не полностью;
  • неверно рассчитаны суммы налогов;
  • показатели разных форм отчетности противоречат другу;
  • размер уставного капитала отличается от того, что прописан в уставе;
  • арифметические ошибки при расчетах;
  • формальное проведение инвентаризации, проведение ее с ошибками и др.

1. Проверка общих вопросов формирования бухгалтерской отчетности

Выполняя процедуру проверки общих вопросов формирования бухгалтерской отчетности, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:

Адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности соответствуют положениям нормативных актов?

Для целей составления бухгалтерской отчетности отчетный год соответствует положениям нормативных актов?

Общий порядок заполнения форм отчетности соответствует положениям нормативных актов?

При составлении отчетности учитываются особенности составления отчетности субъектами малого предпринимательства, некоммерческими и общественными организациями?

Порядок составления и представления промежуточной бухгалтерской отчетности, соответствует положениям нормативных актов?

При заполнении отчетности учитывается существенность показателей, предусмотренная нормативными актами?

Подробные комментарии и нормативные документы к вышеуказанным вопросам, описание методики аудита, а также классификатор типовых нарушений смотри в программе автоматизации аудита ЭкспрессАудит:ПРОФ.

При проведении аудита необходимо проверить выполняются ли общие требования при заполнении бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность как единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении составляется на основе данных бухгалтерского учета.

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н, бухгалтерская отчетность состоит из Бухгалтерского баланса (форма N 1), Отчета о прибылях и убытках (форма N 2), Отчета об изменениях капитала (форма N 3), Отчета о движении денежных средств (форма N 4), Приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. В случае если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности.

Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей Бухгалтерского баланса и статьям Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительную записку.

Читайте так же:  Неуплата сборов налогов штрафов

Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) при отсутствии соответствующих данных.

При разработке организацией самостоятельно форм бухгалтерской отчетности на основе образцов форм, приведенных в приложении к настоящему приказу, должны соблюдаться общие требования к бухгалтерской отчетности (полнота, существенность, нейтральность и пр.), изложенные в положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации N 6417-ПК от 6 августа 1999 г. указанный приказ в государственной регистрации не нуждается).

В бухгалтерскую отчетность должны включаться показатели, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

При этом следует иметь в виду, что отдельные показатели, которые недостаточно существенны для того, чтобы требовалось их отдельное представление в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, могут быть достаточно существенными, чтобы представляться обособленно в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов.

При формировании бухгалтерской отчетности должны быть исполнены требования нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, об операциях в иностранной валюте, о материально-производственных запасах, об основных средствах, о доходах и расходах организации, о последствиях событий после отчетной даты, о последствиях условных фактов хозяйственной деятельности, а также по раскрытию в бухгалтерской отчетности той или иной информации об активах, капитале и резервах и обязательствах организации. Такое раскрытие может быть осуществлено организацией путем включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку.

Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В ней раскрываются динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет; планируемое развитие организации; предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения; политика в отношении заемных средств, управления рисками; деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; природоохранные мероприятия; иная информация.

Если организация принимает решение в представляемой бухгалтерской отчетности раскрывать по каждому числовому показателю данные более чем за два года, то организацией обеспечивается при разработке, принятии и изготовлении бланков форм достаточное количество граф (строк), необходимых для такого раскрытия.

Данные представляемой бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Организация, имеющая существенные обороты продаж, обязательств и т.п., может приводить данные в представляемой бухгалтерской отчетности в миллионах рублей без десятичных знаков.

В формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок.

В случаях выявления организацией неправильного отражения хозяйственных операций текущего периода до окончания отчетного года исправления производятся записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного периода, когда искажения выявлены. При выявлении неправильного отражения хозяйственных операций в отчетном году после его завершения, но за который годовая бухгалтерская отчетность не утверждена в установленном порядке, исправления производятся записями декабря года, за который подготавливается к утверждению и представлению в соответствующие адреса годовая бухгалтерская отчетность.

В случаях выявления организацией в текущем отчетном периоде неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в прошлом году исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность за прошлый отчетный год (после утверждения в установленном порядке годовой бухгалтерской отчетности) не вносятся.

При отражении данных в бухгалтерской отчетности следует иметь в виду, что если в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету показатель должен вычитаться из соответствующих показателей (данных) при исчислении соответствующих данных (промежуточных, итоговых и пр.) или имеет отрицательное значение, то в бухгалтерской отчетности этот показатель показывается в круглых скобках (непокрытый убыток, себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, убыток от продаж, проценты к уплате, прочие расходы, уменьшение капитала, направление денежных средств, выбытие основных средств и пр.).

Данные отчета о движении денежных средств должны характеризовать изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Сведения о движении денежных средств организации представляются в валюте Российской Федерации. В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте формируется информация о движении иностранной валюты по каждому ее виду применительно к отчету о движении денежных средств, принятому организацией. После этого данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату составления бухгалтерской отчетности. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих показателей Отчета о движении денежных средств.

Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.

При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года.

Источники

Контроль достоверности финансовой бухгалтерской отчетности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here