Конституция российской федерации двойное налогообложение

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками)

ГАРАНТ:

О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

ГАРАНТ:

О международных договорах Российской Федерации см. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ

http://constitution.garant.ru/rf/chapter/36bfb7176e3e8bfebe718035887e4efc/

Принципы налогового права: их конституционно-правовое значение

Какие задачи они решают?

Как говорит ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная обязанность сочетается с теми принципами, которые закреплены на конституционном уровне и призваны способствовать соблюдению прав и законных интересов человека.

Это и равенство перед законом и судом (ч. 1 ст. 19), и право частной собственности (ст. 35), гарантии ограничения отдельных прав и свобод человека только на основании федерального закона (ч. 3 ст. 55) и др.

Положения НК РФ

В Налоговом Кодексе РФ в отдельную статью 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» выделены принципы (основополагающие положения, определяющие функционирование налогового права). Рассмотрим, что это за положения:

Пункт 1 — каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (этап законотворческой деятельности в сфере налогообложения). Принцип имеет значение также в смысле запрета на дискриминацию в сфере налогообложения (об этом также далее).

Пункт 2 — налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Равенство условий налогообложения для разных категорий физических лиц (например, для русских, иных национальностей РФ создаются одинаковые условия налогообложения). Стоит также отметить, что в России нельзя устанавливать льготы, в зависимости от тех или иных категорий физических лиц (критерии, описанные выше), т.е. они должны иметь экономическое обоснование. В пункте также сказано, что не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Поэтому, например, для определения резидентства физических лиц используется критерий нахождения на территории РФ (ст. 207 НК РФ).

Пункт 3 — налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Этот принцип связан с процедурой введения, установления новых налогов и сборов в РФ. Налоги не могут быть инструментом только социальным или вводящим какие-либо ограничения для свободы физических и юридических лиц. Не стоит забывать о том, что налоги – категория экономическая.

Пункт 4 — не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств. К примеру, введение каких-либо таможенных или иных сборов, связанных с перемещением продукции (услуг) по территории страны, недопустимо.

Пункт 5 — ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ (принцип установления налогов и сборов только НК РФ и на основании него). Скоро, когда администрирование страховых взносов передадут в ведение ФНС, этот принцип будет реализован в более полной мере.

Пункт 6 и 7 (принципы, направленные на придание положениям налогового законодательства определенности и ясности, а также полноты). В них сказано, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Вышеуказанные принципы НК РФ активно используются в актах Конституционным судом РФ, при оценке законности (конституционности) той или иной нормы Особенной части НК РФ.

Как пример, Постановление КС РФ от 1 июля 2015 г. № 19-П:

Например, высказываясь о неконституционности подп. 4 п. 1 ст. 162 НК РФ (увеличение налоговой базы по НДС на суммы полученных страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора), КС РФ отметил, что в силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 22 июня 2009 года № 10-П, налогообложение, выступая ограничением права собственности, должно быть основано на конституционном принципе равенства, который в налогообложении понимается прежде всего как его равномерность, нейтральность и справедливость, в связи с чем недопустимо двойное обложение одним и тем же налогом одних и тех же объектов, а также взимание налога при отсутствии экономического обоснования, определенного законом.

Читайте так же:  Форма протокол о выплате дивидендов

Следовательно, взимание налога со страховой выплаты, полученной налогоплательщиком — поставщиком товаров по договору страхования риска неисполнения договорных обязательств покупателем в связи с нарушением покупателем обязательства по оплате товаров, притом что им уже включена в налоговую базу стоимость реализованных товаров, не имеет под собой экономического основания. Более того, вопреки конституционным требованиям оно фактически приводит к повторному налогообложению одной и той же операции по реализации товаров — в силу положений ГК РФ сумма страховой выплаты при страховании предпринимательского риска представляет собой возмещение страхователю-поставщику стоимости товаров (работ, услуг), не полученной со своего контрагента (статья 933, пункт 2 статьи 947 и пункт 1 статьи 951).

Данное Постановление демонстрирует сразу несколько основополагающих принципов: равенство, равномерность, нейтральность и справедливость, законность, экономическое обоснование, недопустимость двойного налогообложения в сфере налогового права.

Использование КС РФ принципов налогообложения было активным при построении налоговой системы РФ и выстраивании ее элементов (в те времена, когда отдельные принципы не были закреплены в НК). См. например Определение КС РФ от 5 февраля 1998 г. № 22-О, Постановление Конституционного Суда РФ от 08.10.1997 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности Закона Санкт — Петербурга от 14 июля 1995 года «О ставках земельного налога в Санкт — Петербурге в 1995 году», от 15 июля 1999 г. № 11-П, Определение КС РФ от 18 января 2001 г. № 6-О, от 25 июля 2001 г. № 138-О и др. Последнее Определение КС № 138-О используется активно и сегодня, когда речь заходит об оценке добросовестности действий налогоплательщика.

Иными словами, принципы налогообложения служат различным целям: законодательным, правоприменительным, конституционно-правовым и др.

http://taxpravo.ru/analitika/statya-383872-printsipyi_nalogovogo_prava_ih_konstitutsionno_pravovoe_znachenie

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками)

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)
(с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.)

ГАРАНТ:

См. поправки к Конституции 2020

См. комментарии к Конституции РФ

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ .

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле Конституции РФ

Конституция РФ принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. Она состоит из преамбулы (определены ценности, занимающие ведущее положение во всей иерархии общественных ценностей, и цели, которые преследует Конституция) и двух разделов, первый из которых включает в себя 9 глав (137 статей). Второй раздел закрепляет заключительные и переходные положения (9 частей). Положения главы 1 Конституции составляют основы конституционного строя РФ. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ.

Российская Федерация (Россия; наименования равнозначны) есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Важное место Конституция РФ отводит человеку, его правам и свободам, которые являются высшей ценностью. Обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина закреплена в статье 2. Правам и свободам человека и гражданина (гражданским (личным), политическим, социальным, экономическим, культурным, экологическим) посвящена глава 2 Конституции.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Он осуществляет свою власть непосредственно (референдум, свободные выборы), а также через органы государственной власти и органы МСУ. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.

РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ. Положения о федеративном устройстве РФ закреплены в главе 3 Конституции (состав РФ, территория РФ, денежная единица, государственные язык, флаг, герб и гимн, предметы ведения РФ, ее субъектов, совместного ведения и т.д.).

РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (в т.ч. на землю и другие природные ресурсы).

Закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы каждой из ветвей власти самостоятельны. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ (глава 4), Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) (глава 5), Правительство РФ (глава 6) и суды РФ (7). В рамках соответствующих глав рассмотрены вопросы формирования органов власти, избрания лиц на соответствующие должности и освобождения лиц от соответствующих должностей, их полномочий и др. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

В РФ признается и гарантируется местное самоуправление, которое обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственность (глава 8). МСУ в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.

В РФ признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Общественные объединения равны перед законом. РФ является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции. Органы государственной власти, органы МСУ, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы.

Читайте так же:  Налог на имущество 2 квартал срок уплаты

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Глава 9 Конституции закрепляет нормы о поправках и пересмотре ее положений.

Конституция РФ вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

Конституция вступила в силу со дня ее официального опубликования.

Текст Конституции опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 1993 г. N 237

Текст Конституции с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ, опубликован в «Российской газете» от 21 января 2009 г. N 7, в «Парламентской газете» от 23 января 2009 г. N 4, в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 января 2009 г. N 4 ст. 445

Текст Конституции с учетом поправок, внесенных Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ, опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 26 февраля 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 марта 2014 г. N 9 ст. 851

Текст Конституции, включающий новые субъекты Российской Федерации — Республику Крым и город федерального значения Севастополь, опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 11 апреля 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. N 15 ст. 1691

Текст Конституции с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ, опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 1 августа 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 31 ст. 4398

Согласно Федеральному конституционному закону от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ в результате принятия в состав Российской Федерации Республики Крым с 18 марта 2014 г. образуются новые субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения — Севастополь

Согласно Федеральному конституционному закону от 21 июля 2007 г. N 5-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации — Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа с 1 марта 2008 г. образуется новый субъект Российской Федерации — Забайкальский край

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно Федеральному конституционному закону от 30 декабря 2006 г. N 6-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации — Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа с 1 января 2008 г. образуется новый субъект Российской Федерации — Иркутская область

Согласно Федеральному конституционному закону от 12 июля 2006 г. N 2-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации — Камчатской области и Корякского автономного округа с 1 июля 2007 г. образуется новый субъект Российской Федерации — Камчатский край

Согласно Федеральному конституционному закону от 14 октября 2005 г. N 6-ФКЗ в результате объединения трех граничащих между собой субъектов Российской Федерации — Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа с 1 января 2007 г. образуется новый субъект Российской Федерации — Красноярский край

Согласно Федеральному конституционному закону от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации — Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа с 1 декабря 2005 г. образуется новый субъект Российской Федерации — Пермский край

Указом Президента РФ от 27 марта 2019 г. N 130 в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации — Кемеровская область — Кузбасс вместо наименования Кемеровская область

Указом Президента РФ от 25 июля 2003 г. N 841 в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра вместо наименования Ханты-Мансийский автономный округ

Указом Президента РФ от 9 июня 2001 г. N 679 в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации — Чувашская Республика — Чувашия вместо наименования Чувашская Республика — Чаваш республики

Указом Президента РФ от 10 февраля 1996 г. N 173 в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации — Республика Калмыкия вместо наименования Республика Калмыкия — Хальмг Тангч

Указом Президента РФ от 9 января 1996 г. N 20 в часть первую статьи 65 Конституции включены новые наименования субъектов Российской Федерации — Республика Ингушетия и Республика Северная Осетия — Алания вместо наименований Ингушская Республика и Республика Северная Осетия

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона после одобрения названного Закона органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов

Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона после одобрения названного Закона органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ

Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона после одобрения названного Закона органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ

Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона после одобрения названного Закона органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ и применяются в отношении Президента РФ и Государственной Думы, которые избраны после вступления в силу названного Закона

Читайте так же:  Упрощенная система налогообложения когда сдавать отчетность

http://base.garant.ru/10103000/

Статья 62 Конституции РФ

1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Комментарий к Статье 62 Конституции РФ

1. Обладание гражданством двух или нескольких независимых друг от друга государств принято называть двойным или множественным гражданством.

Отечественному законодательству о гражданстве всегда была свойственна традиция отказа от двойного гражданства. Она была нарушена Законом о гражданстве 1991 г., который признал возможность наличия у граждан России двойного гражданства.

Приобретение гражданства РФ иностранными гражданами допускалось этим законом исключительно при условии их отказа от прежнего гражданства. Исключение, т.е. сохранение иностранным гражданином его иностранного гражданства при приобретении российского гражданства, было возможно лишь в том случае, когда международным договором РФ с государством, гражданином которого является приобретающее российское гражданство лицо, предусмотрена возможность двойного гражданства. Наличие такого договора было обязательным условием приобретения гражданином России одновременно и гражданства другого государства.

Действующая Конституция вслед за Законом о гражданстве 1991 г. также признала возможность граждан РФ иметь двойное гражданство. Признание института двойного гражданства на конституционном уровне, считавшегося одним из важных проявлений демократизма новой России, было обусловлено прежде всего необходимостью обеспечения со стороны России защиты прав, свобод и законных интересов этнических россиян, проживающих за рубежом.

Однако практика показала, что признание этого института не решило ни одной из тех задач, которые с ним связывались, а скорее наоборот, усугубило положение россиян, прибегнувших к использованию тех возможностей, которые этот институт должен был предоставить. Говоря об этих возможностях, нельзя забывать известное правило: если одно государство, гражданство которого лицо имеет, пытается оказать ему защиту через свое дипломатическое или консульское представительство во время его нахождения на территории другого государства, гражданство которого оно также имеет, то такая защита будет непременно отклонена именно на том основании, что данное лицо является гражданином государства пребывания.

Сложившаяся практика показывает, что искусственное насаждение двойного гражданства в России, вопреки многолетним традициям, ничего положительного с собой не принесло ни для граждан России, ни для самой России, ни для бывших граждан СССР, исторически или этнически связанных с Россией, но оказавшихся на территории других государств, образовавшихся после распада СССР. Более того, предназначенное прежде всего для предоставления россиянам, проживающим в других республиках бывшего СССР, возможности получить гражданство России, двойное гражданство вскоре породило процесс получения российского гражданства в качестве второго выходцами из этих республик, представляющими их титульные нации. В результате их диаспора в России составила почти 10 млн человек и продолжает расти из-за плохих условий жизни в этих республиках.

В самой России подавляющее большинство ее жителей не проявляют интереса к иностранному гражданству, а следовательно, и к двойному гражданству. Что же касается бывших союзных республик, входивших в состав СССР, то в большинстве из них двойное гражданство отрицается, а своих граждан, которые приобретают российское гражданство, они не считают сохранившими одновременно и их гражданство, т.е. рассматривают в качестве иностранцев.

Закон о гражданстве 2002 г. сохраняет институт двойного гражданства. В нем содержится понятие двойного гражданства (ст. 3), которое определяется как «наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства». В Закон также включена ст. 6, посвященная двойному гражданству, которая базируется на комментируемой конституционной норме, допускающей наличие у гражданина РФ иного гражданства в соответствии с международными договорами РФ или федеральным законом. Правоотношения Российской Федерации со своими гражданами в этих случаях регулируются нормами, изложенными в комментируемой статье и в соответствующих международных договорах.

2. Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. В таких случаях Россия фактически не признает наличие у гражданина двойного гражданства и в своих правоотношениях исходит из его статуса гражданина РФ со всеми вытекающими из этого последствиями.

Однако из этого общего правила федеральным законом сделан целый ряд исключений. Так, например, в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне» и Положением о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, к государственной тайне лица, имеющие двойное гражданство, приобретенное в соответствии с законом, получают допуск лишь к сведениям, составляющим государственную тайну с грифом «секретно». Основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне являются: а) постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и б) выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ.

Действующее законодательство РФ запрещает лицам, имеющим двойное гражданство, быть министрами федерального правительства, депутатами Государственной Думы и т.д.

Международные договоры РФ также регулируют правовой статус лиц, имеющих двойное гражданство. В них обычно указывается что лицо, состоящее в гражданстве стран, заключивших договор, не может одновременно осуществлять права и обязанности, вытекающие из гражданства этих стран. Например, такие лица проходят военную службу в соответствии с законодательством стороны, на территории которой они постоянно проживают на момент призыва, и не подлежат призыву на военную службу в соответствии с законодательством другой стороны. В соответствии с договором на гражданина, состоящего в гражданстве двух стран и пребывающего на территории одной из них, не распространяются ограничения в правах или дополнительных обязанностях, которые установлены для иностранных граждан в стране пребывания.

Читайте так же:  3 ндфл возврат денег за обучение

3. Комментируемая статья закрепляет основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разделяет всех законно находящихся в России иностранцев на временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих. Принадлежностью к одной из этих категорий определяется различный срок пребывания иностранца на территории РФ.

В целом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ. Однако федеральным законом или международным договором РФ могут быть установлены исключения из этого правила. Из комментируемой статьи в ее взаимосвязи с ч. 2 ст. 17 и другими статьями Конституции, касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно граждан РФ, т.е. возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами (см. Постановление КС РФ от 17.02.1998 N 6-П*(737)).

Иностранные граждане имеют право на свободное передвижение в пределах территории РФ при некоторых ограничениях, установленных федеральным законом. Иностранные граждане не обладают правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, а также участвовать в референдуме РФ и ее субъектов. Вместе с тем постоянно проживающие в России иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме. Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу). Однако они могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами (см. комментарий к ст. 59).

Иностранные граждане не имеют права: находиться на муниципальной, государственной службе; быть членами экипажа военного корабля РФ, быть командирами воздушного судна гражданской авиации и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом. В сфере трудовых отношений иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Закон предусматривает, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии на это разрешения. В свою очередь и иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Однако это условие не распространяется на широкий круг иностранных граждан: постоянно и временно проживающих в России; сотрудников дипломатических и консульских учреждений; журналистов, аккредитованных в Российской Федерации; обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования и др.

Международным договором или федеральным законом могут устанавливаться ограничения права собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. При этом как сама возможность ограничения федеральным законом этого права, так и его характер определяются законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией, согласно ч. 3 ст. 55 (см. Постановление КС РФ от 20.07.1999 N 12-П*(738)).

К отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц применяются правила гражданского законодательства в соответствии с принципом «национального режима». Земельный кодекс устанавливает право указанных лиц приобретать в собственность земельные участки на территории РФ, а сама по себе возможность предоставления указанным лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России (см. Постановление КС РФ от 23.04.2004 N 8-П*(739)).

Иностранные граждане, совершившие преступления, административные и иные правонарушения на территории РФ, подлежат ответственности на общих основаниях с ее гражданами.

http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-62-krf

Статья 232 НК РФ. Устранение двойного налогообложения (действующая редакция)

1. Фактически уплаченные физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных в иностранном государстве, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

В случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрен зачет в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, такой зачет производится налоговым органом в порядке, установленном пунктами 2 — 4 настоящей статьи.

2. Зачет в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, производится по окончании налогового периода на основании представленной таким физическим лицом налоговой декларации, в которой указывается подлежащая зачету сумма налога, уплаченного в иностранном государстве. При этом суммы налога, уплаченного физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, подлежащие зачету в Российской Федерации, могут быть заявлены в налоговых декларациях, представляемых в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором были получены такие доходы.

3. В целях зачета в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, к налоговой декларации прилагаются документы, подтверждающие сумму полученного в иностранном государстве дохода и уплаченного с этого дохода налога в иностранном государстве, выданные (заверенные) уполномоченным органом соответствующего иностранного государства, и их нотариально заверенный перевод на русский язык.

В документах, прилагаемых к налоговой декларации, должны быть отражены вид дохода, сумма дохода, календарный год, в котором был получен доход, а также сумма налога и дата его уплаты налогоплательщиком в иностранном государстве.

Читайте так же:  Имущественный налоговый вычет пример расчета

Вместо указанных документов налогоплательщик вправе представить копию налоговой декларации, представленной им в иностранном государстве, и копию платежного документа об уплате налога и их нотариально заверенный перевод на русский язык.

В случае, если налог с доходов, полученных в иностранном государстве, был удержан у источника выплаты дохода, сведения о суммах дохода в разрезе каждого месяца соответствующего календарного года, а также о суммах налога, удержанных у источника выплаты дохода в иностранном государстве, представляются налогоплательщиком на основании документа, выданного источником выплаты дохода, вместе с копией этого документа и его нотариально заверенным переводом на русский язык.

4. Сумма налога, подлежащая зачету, определяется с учетом положений соответствующего международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения. При исчислении засчитываемой в Российской Федерации суммы налога применяются положения настоящего Кодекса, действующие в отношении порядка исчисления налога в том налоговом периоде, в котором был получен доход в иностранном государстве.

5. В случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрено полное или частичное освобождение от налогообложения в Российской Федерации каких-либо видов доходов физических лиц, являющихся налоговыми резидентами иностранного государства, с которым заключен такой договор, освобождение от уплаты (удержания) налога у источника выплаты дохода в Российской Федерации либо возврат ранее удержанного налога в Российской Федерации производится в порядке, установленном пунктами 6 — 9 настоящей статьи.

6. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, налоговый агент — источник выплаты дохода при выплате такого дохода физическому лицу не удерживает налог (или удерживает его в ином размере, чем предусмотрено положениями настоящего Кодекса) в случае, если это физическое лицо является налоговым резидентом иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения, предусматривающий полное или частичное освобождение от налогообложения в Российской Федерации соответствующего вида дохода. Для подтверждения статуса налогового резидента такого иностранного государства физическое лицо вправе представить налоговому агенту — источнику дохода паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Если представленные вышеперечисленные документы не позволяют подтвердить наличие у иностранного гражданина статуса налогового резидента иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения, на основании которого производится освобождение дохода от налогообложения в Российской Федерации, налоговый агент — источник выплаты дохода физическому лицу запрашивает у этого физического лица официальное подтверждение его статуса налогового резидента государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения.

Указанное подтверждение должно быть выдано компетентным органом соответствующего иностранного государства, уполномоченным на выдачу таких подтверждений на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, физическим лицом представляется и его нотариально заверенный перевод на русский язык.

7. В случае, если подтверждение статуса налогового резидента иностранного государства, указанное в пункте 6 настоящей статьи, представлено физическим лицом налоговому агенту — источнику выплаты дохода после даты выплаты дохода, подлежащего освобождению от налогообложения на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, и удержания налога с такого дохода, такой налоговый агент осуществляет возврат удержанного налога в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 231 настоящего Кодекса для возврата сумм излишне уплаченного налога.

8. Сведения об иностранных физических лицах и о выплаченных им доходах, с которых на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения не был удержан налог, о суммах налога, возвращенных налоговым агентом — источником выплаты дохода, представляются таким налоговым агентом в налоговый орган по месту своего учета в тридцатидневный срок с даты выплаты такого дохода.

Указанные сведения должны позволять идентифицировать налогоплательщика, вид выплаченных доходов, суммы выплаченных доходов и даты их выплаты.

К сведениям, позволяющим идентифицировать налогоплательщика, относятся в том числе паспортные данные, указание на гражданство.

9. При отсутствии налогового агента на дату получения физическим лицом подтверждения статуса налогового резидента иностранного государства, дающего право на освобождение от уплаты налога на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, такое физическое лицо вправе представить подтверждение статуса налогового резидента иностранного государства и его нотариально заверенный перевод на русский язык вместе с заявлением на возврат налога, налоговой декларацией и документами, подтверждающими удержание налога и основания для его возврата, в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) физического лица в Российской Федерации, а в случае отсутствия места жительства (места пребывания) физического лица в Российской Федерации в налоговый орган по месту учета налогового агента.

Возврат сумм налога производится налоговым органом в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.

10. Сумма налога, исчисленного в отношении прибыли контролируемой иностранной компании за соответствующий период, уменьшается на величину налога, исчисленного в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранных государств и (или) законодательством Российской Федерации (в том числе налога на доходы, удерживаемого у источника выплаты дохода), а также на величину налога на прибыль организаций, исчисленного в отношении прибыли постоянного представительства этой контролируемой иностранной компании в Российской Федерации, пропорционально доле участия контролирующего лица в этой компании.

Сумма налога, исчисленного в соответствии с законодательством иностранного государства, должна быть документально подтверждена, а в случае отсутствия у Российской Федерации с иностранным государством (территорией) действующего международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения заверена компетентным органом иностранного государства, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.zakonrf.info/nk/232/

Конституция российской федерации двойное налогообложение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here