Когда заканчивается камеральная налоговая проверка

Сроки проведения камеральной проверки налоговой декларации

Автор: admin · Опубликовано 28/03/2018 · Обновлено 01/02/2020

На проведение камеральной налоговой проверки налоговым органам отводится 3 месяца, и отсчитывается этот срок с момента представления вами декларации в ИФНС.

Сроки проведения камеральной проверки налоговой декларации не могут быть изменены не при каких обстоятельствах.

Так, если декларация сдана в налоговую вами 20 января, то камеральная проверка закончится не позднее 20 апреля. Все проверочные мероприятия, такие как истребование у налогоплательщика дополнительных документов либо объяснений так же должны быть проведены в течение этих 3 месяцев.

От того, каким образом декларация была представлена вами в налоговый орган будет зависеть дата представления отчетности.

  • Декларация представлена в ИФНС лично либо через представителя по доверенности. В этом случае датой представления будет считаться дата фактической сдачи. О чем на титульном листе вашего экземпляра отчетности будет стоять отметка.
  • Декларация отправлена почтой России, обязательно с описью вложения! Иначе, при необходимости, вы не сможете доказать факт сдачи декларации в налоговую инспекцию.

В этом случае дата представления декларации — день отправления ее по почта, а дата начата проведения камеральной проверки — это дата получения вашей отчетности налоговым органом, и 3-х месячный срок начнет отсчитываться именно с даты получения налоговиками вашей декларации.

  • Если отчетность отправлена вами в электронном виде, то дата отправки отмечена на квитанции о приеме.

Датой же окончания проверки может считаться либо последний день трех-месячного срока, либо досрочно, в любой день. Хотим отметить, что по итогам камеральной проверки акты и решения составляются для внутреннего пользования, т.е. если проверка прошла успешно, то на руки налогоплательщик ничего не получит. Если в ходе проверки нарушения все же выявлены, то акт проверки вы получите.

В случае, если в ходе проверки, вами была подана корректирующая декларация (уточненка), то по ней начинается новая проверка, а проверка по предыдущей декларации останавливается. Сроки проведения камералки начинаются с даты представления уточненной декларации.

Хочется повторить, что таким налоговым проверкам подвергаются все декларации абсолютно всех налогоплательщиков, и юридических лиц, и предпринимателей.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Вместе с тем, хотим заметить, что не стоит оставлять без внимания ошибки в декларациях, требования пояснений и выявленные налоговиками нарушения. Ведь итоги камеральной проверки влияют на решение о внесении вашей организации в план проведения выездной проверки. А это уже совсем другая история…

При необходимости Советник по налогам Вас подробно проконсультирует и окажет налоговую помощь.

Энциклопедия решений. Сроки проведения камеральной налоговой проверки

Сроки проведения камеральной налоговой проверки

Пунктом 2 ст. 88 НК РФ установлено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) ( в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость).

Продление указанного срока или приостановление камеральной проверки, в отличие от выездной, НК РФ не предусмотрено.

Таким образом, НК РФ установлен пресекательный трехмесячный срок проведения камеральной налоговой проверки, течение которого начинается со дня представления этой декларации. направление налогоплательщику налоговым органом сообщения о том, что камеральная налоговая проверка началась, НК РФ не предусмотрено (письмо Минфина России от 30.09.2016 N 03-02-08/57161).

Следовательно, начать камеральную проверку представленной декларации (расчета) налоговый орган может в любое время после ее получения, но в любом случае срок окончания камеральной проверки не должен превышать установленные три месяца со дня представления декларации или расчета (письмо Минфина России от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75)*(1).

Налоговый орган вправе провести камеральную налоговую проверку в более короткий срок. Завершение такой проверки (в том числе, проверки налоговой декларации по НДС, в которой заявлены суммы НДС к возмещению) до истечения установленного трехмесячного срока нормам НК РФ не противоречит (см. письма Минфина РФ от 27.06.2016 N 03-07-14/37233, от 22.12.2015 N 03-07-03/75213, от 13.04.2015 N ЕД-4-15/6266, от 19.03.2015 N 03-07-15/14753 и ФНС России от 13.04.2015 N ЕД-4-15/6266).

Внимание

Если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, то камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).

Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика (п. 9. 1 ст. 88 НК РФ).

Течение предусмотренного п. 2 ст. 88 НК РФ трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки по представленным уточненным налоговым декларациям (расчетам) начинает исчисляться со дня представления налогоплательщиком указанных уточненных деклараций (расчетов) (письмо ФНС России от 02.06.2014 N БС-4-11/10451).

Заметим, что из п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 следует, что истечение установленного в ст. 88 НК РФ срока не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию. Проведение камеральной налоговой проверки за пределами установленного срока само по себе не может повлечь отказ в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пеней, предъявленного с соблюдением сроков взыскания.

В связи с этим суды нередко приходят к выводу, что проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока, предусмотренного п. 2 ст. 88 НК РФ, не является основанием для признания недействительным решения налоговой инспекции, принятого по результатам такой проверки (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 03.02.2014 N Ф07-9669/13, ФАС Уральского округа от 14.11.2013 N Ф09-11051/13, ФАС Северо-Кавказского округа от 25.01.2011 по делу N А53-12791/2010, ФАС Московского округа от 14.05.2014 N Ф05-4090/14 и от 14.05.2010 N КА-А40/4445-10, Девятого ААС от 12.11.2010 N 09АП-21987/2010).

В то же время при существенном нарушении налоговым органом сроков проведения камеральной проверки судьи все же признают незаконным проведение проверочных мероприятий за пределами установленных ст. 88 НК РФ сроков. Так, в постановлении от 17.11.2009 N 10349/09 Президиум ВАС РФ признал незаконными направление инспекцией требования о представлении документов, подтверждающих правомерность заявленных в декларации по НДС налоговых вычетов, более чем через 11 месяцев после подачи обществом налоговой декларации, а также принятое инспекцией решение, которым обществу было отказано в применении налоговых вычетов.

При этом высшие арбитры указали, что осуществлять проверочные мероприятия в отношении принятой налоговой декларации налоговый орган обязан в установленный для проведения камеральной проверки трехмесячный срок. Налогоплательщик вправе предполагать, что у налогового органа нет сомнений в правомерности применения заявленных в декларации налоговых вычетов, если в срок, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ для проведения камеральной налоговой проверки, налоговый орган не обращается к нему с требованием представить документы, подтверждающие их обоснованность.

Позднее Пленум ВАС в п. 27 постановления от 30.07.2013 N 57 указал, что требование о представлении необходимых документов может быть направлено налоговым органом только в пределах сроков, предусмотренных, в частности, п. 2 ст. 88 и п. 6 ст. 101 НК РФ. Поэтому, принимая во внимание положения п. 4 ст. 101 НК РФ, согласно которым при рассмотрении материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ, доказательства, истребованные налоговым органом после истечения указанных сроков, не могут быть учтены налоговым органом при рассмотрении материалов налоговой проверки.

Читайте так же:  Прохождение валютного контроля

Соответственно, пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки дает налогоплательщикам основание для оспаривания действий должностных лиц налогового органа, осуществляемых за рамками такой проверки (например, по истребованию дополнительных сведений, документов и т.п.).

Одновременно следует учитывать, что сумма излишне уплаченного налога на основании п. 6 ст. 78 НК РФ подлежит возврату по заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. При этом срок возврата излишне уплаченного налога, определенный п. 6 ст. 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи налогоплательщиком заявления о возврате налога, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по соответствующему налоговому периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 НК РФ. Данная позиция подтверждается п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98.

Опираясь на указанную позицию ВАС РФ, Минфин России в письме от 07.10.2015 N 03-02-08/57177 пришел к выводу, что п. 2 ст. 88 НК РФ установлен пресекательный трехмесячный срок для проведения камеральной налоговой проверки. Фактически камеральная налоговая проверка может быть завершена ранее окончания указанного срока.

Внимание

Налоговые органы вправе провести камеральную налоговую проверку и в отсутствие налоговой декларации (расчета). Однако такое право налоговым органам предоставлено только в случае, если налоговая декларация (расчет) не представлена в установленный срок следующими лицами:

— налогоплательщиком — контролирующим лицом организации, признаваемым таковым в соответствии с главой 3.4 НК РФ (п. 2 ст. 88 НК РФ в редакции Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ, действующей с 1 января 2015 года);

— иностранной организацией, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ (п. 2 ст. 88 НК РФ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 244-ФЗ, действующей с 1 января 2017 года).

В этих случаях должностные лица налогового органа вправе провести камеральную налоговую проверку на основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках.

Срок ее проведения — в течение трех месяцев со дня истечения установленного срока представления такой налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев для иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ). Но если до окончания этой камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена налоговая декларация, камеральная налоговая проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации.

*(1) В редакции п. 2 ст. 88 НК РФ, действующей до 01.01.2009, было предусмотрено, что камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Поэтому до 2009 года исчисление срока проведения камеральной проверки начиналось со дня, когда в налоговый орган были представлены налоговая декларация (расчет) и последний из прилагаемых к декларации необходимых документов, предусмотренных НК РФ (письмо Минфина России от 13.04.2007 N 03-02-07/2-69).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок » Энциклопедия решений. Налоги и взносы » — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения

Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на октябрь 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы

При подготовке «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.

Когда заканчивается камеральная налоговая проверка

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

В организации проходит камеральная проверка. Заканчивается ее срок. Могут ли продлить эту проверку, или вынести решение и назначить новую? Может ли должностное лицо налогового органа запросить уточненную декларацию по НДС без соответствующих оснований? Может ли налоговая проверка из камеральной перерасти в выездную? Какие должны быть основания?

Как долго может продолжаться выездная налоговая проверка? Сколько раз ее можно приостановить и по чьей инициативе? Каким документом подтверждается ее прохождение? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив продукт
«Советы экспертов. Проверки, налоги, право».
Оставить заявку

НК РФ не предусматривает продления или приостановления сроков камеральной налоговой проверки. Если налогоплательщик представит уточненную декларацию, то камеральная проверка предыдущей декларации заканчивается и начинается камеральная проверка уточненной декларации.

Налоговый орган при проведении камеральной проверки вправе истребовать у налогоплательщика представить документы (информацию) только в случаях, предусмотренных ст. 88 НК РФ на основании требования о предоставлении документов (информации).

В обязательном порядке представить уточненную декларацию необходимо только при обнаружении налогоплательщиком факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, повлекших за собой занижение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Выездная и камеральная проверки являются самостоятельными формами налогового контроля и запрет на повторный налоговый контроль, установленный НК РФ, распространяется исключительно на осуществление выездной налоговой проверки. Об этом же свидетельствует и судебная практика.

См. Постановление ФАС ДВО от 19.05.2008 N Ф03-А04/08-2/1276

Таким образом, налоговый орган вправе осуществить выездную проверку правильности исчисления и уплаты налога, несмотря на то, что она уже проверялась в рамках камеральной проверки.

Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, которой определены критерии налоговых рисков, используемых в аналитической работе, проводимой налоговыми органами, и в отборе налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок.

При планировании выездных проверок налоговый орган оценивает рассматриваемые критерии не отдельно, а во взаимосвязи друг с другом, а также с иной имеющейся у него информацией о налогоплательщике. Кроме того, анализируется динамика изменений этих показателей.

Материал подготовлен на основе рекомендаций, предоставленных в рамках линии экспертной поддержки «Советы экспертов. Проверки, налоги, право»

За какой период может быть проведена налоговая проверка

Период, который может быть охвачен налоговой проверкой, зависит от вида проверки. Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ). При этом камеральные и выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга, то есть одновременно и по одним и тем же налогам (письмо ФНС России от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529).

Читайте так же:  Семинар валютное законодательство

Что проверяют во время камеральной налоговой проверки, и какие документы нужно предоставить

Декларация по НДС содержит данные по всем счетам-фактурам, которые компания получила от поставщиков и выдала покупателям.

Задача налоговой инспекции – убедиться, что если компания заявила вычет по НДС, то ее поставщик начислил НДС к уплате на ту же сумму. Другими словами, автоматически происходит встречная проверка.

Сколько длится камеральная налоговая проверка

Срок проведения камеральной налоговой проверки составляет 3 месяца после сдачи отчетности.

Важно! Для всех видов отчетности существуют крайние даты их сдачи. При нарушении сроков более чем на 10 дней, банковские счета налогоплательщика могут быть заблокированы налоговым органом (ст. 76 НК РФ).

Государственный орган может закончить проверку и до истечения установленного срока. Если отчетность вызывает сомнения и требуются дополнительные действия для сбора данных, камеральная налоговая проверка может быть продлена на месяц (п.6 ст. 101 НК РФ).

Оформление результата

Если никаких недостатков и неточностей в отчетности не выявлено, проверка прекращается. Уведомление о ее завершении налогоплательщику не отправляется (кроме возмещения НДС).

При наличии нарушений действует следующая процедура:

  1. Составление акта (ст. 100 НК РФ) — 10 рабочих дней.
  2. Передача акта предприятию (5 рабочих дней).
  3. Подача пояснений или корректировка отчетности – производится, если компания согласна с найденными нарушениями.
  4. Подача возражения на акт (если организация не согласна с нарушениями). Установленного образца возражения на акт нет, поэтому его можно составить в свободной форме.
  5. Рассмотрение возражений руководителем ИФНС (10 рабочих дней). Руководитель выносит решение о наличие нарушений и необходимости привлечения предприятия к ответственности. Также, если требуется сбор дополнительной информации, он может продлить период аудита.
  • Скачать Форму акта о проведении камеральной налоговой проверки.
  • Скачать Форму решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
  • Скачать Форму решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Что такое камеральная налоговая проверка физического лица

Это изучение отчетности 3-НДФЛ. Она заполняется гражданами, имеющими право на налоговый вычет. Срок камеральной проверки налоговой декларации 3-НДФЛ стандартный — 3 месяца.

Камеральная проверка закончилась. Что дальше?

Если с декларацией все в порядке, никаких документов в налоговой оформлять не будут. О том, что камеральная проверка закончилась успешно, вы можете определить лишь по тому факту, что вас не побеспокоили.

Если нарушения есть, в течение 10 дней после окончания проверки инспекторы оформят акт камеральной проверки и отправят вам в течение пяти дней после его подписания.

У вас будет 10 дней на то, чтобы отправить возражения. После этого начальник инспекции примет решение о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности.

Как подготовиться к камеральной проверке налогов?

Спикер — Пиримова Евгения, генеральный директор ООО «ОЛИМП ГРУПП».

В первую очередь, нужно обратиться к налоговому кодексу, в котором прописаны нормы. В статьях 21 и 23 указаны права и обязанности налогоплательщика. В статьях 31 и 32 перечислены права и обязанности налоговых органов. Изучите эти нормы, знание своих прав и обязанностей придадут уверенности при прохождении камеральной проверки.

Затем следует провести полную инвентаризацию документов: учредительные документы, протоколы, решения, разрешительные документы, лицензии и др. Правоустанавливающих документы о назначении генерального директора, главного бухгалтера. Оригиналы документов должны быть в наличии. Важно также проверить наличие учетной политики, потому что если ее нет, вас могут оштрафовать.

Далее проверьте всю первичную документацию, начиная от договоров с контрагентами, заканчивая счетами, счет-фактурами, актами, ТОРГ-12. Все документы должны быть в оригиналах и они должны быть идентичны документам у контрагентов. Часто возникают ситуации, что у контрагента старая версия договора, что вызывает много вопросов.

Кроме того, все документы должны быть подписаны, составлены на бумаге, никаких факсимиле на них не должно быть. Если в оформленных документах есть значительные ошибки, то естественно контрагенту нужно направить просьбу исправить, и у себя это письмо тоже сохранить, подколоть к документу.

Расходные документы, которые отражаются в декларации налогов на прибыль, тоже должны быть в наличии. Это является подтверждением расходов.

Естественно, обязательно нужно проявлять и должную осмотрительность. Желательно иметь на руках досье на контрагента, где тоже запрошены уставные документы, оценены риски, есть предыдущая отчетность, особенно отчетность важна в строительной сфере. Потому что когда компания берет на себя подрядные работы, она должна подтвердить свою работоспособность. То есть ей необходимо показать, что в компании есть штат, а не один директор,техника необходимая для выполнения работ.

Можно воспользоваться сервисом по проверке контрагентов, например “Прозрачный бизнес”, либо в любом другом сервисе. Ряд сведений о контрагенте можно найти в открытом доступе в Интернете, на сайте налог.ру: проверить выписку, узнать есть ли арестованные счета у компании. Все это нужно для того, чтобы можно было проверить достоверность документов контрагента.

Важный пункт: наличие экономической обоснованности сделок. Это когда предоставляется комплект первичных документов по сделке налоговому органу. А вместе с ним и ряд других документов: деловая переписка, свидетельство о личной встрече. Должны быть какие-то явки и пароли: телефоны офиса, сотрудников — все это тоже подтверждает обоснованность сделки. Если этого нет, то у налоговиков возникнут вопросы, что усложнить прохождение камеральной проверки и возможно затянет процесс.

Еще один момент, на который обращают внимание налоговики — это офис. Одного стола и стула недостаточно: нужно чтобы офис был рабочим. В зависимости от оборота компании налоговики могут придраться к этому моменту, и их претензии вряд ли будут в пользу налогоплательщика. Конечно, идеальный вариант — проходить все процедуры у налоговика, но ситуации бывают разные.

Не мало важно провести инструктаж персонала. Во время проверки сотрудники многих фирм почему-то начинают пугаться, наводить порядок и суетиться. Ничего этого делать не нужно. Нужно спокойно сидеть на своем рабочем месте и выполнять свой функционал. Персоналу не следует вести какие-либо диалоги с налоговиками. Сотрудники не обязаны этого делать, если нет соответствующего постановления.

И конечно, все присутствующие в офисе должны быть штатными сотрудниками, по которым у компании есть документы.

Камеральная налоговая проверка по НДС 2019

Автор: Наталья Ванина
Руководитель группы бухгалтеров

Каждая декларация по НДС, которую компания сдает в налоговую инспекцию, проходит камеральную проверку. Такой проверке подвергаются и декларации по другим налогам, но именно по НДС у налоговиков возникает больше всего вопросов, придирок и разногласий с налогоплательщиками.

НДС обеспечивает добрую половину поступлений в бюджет государства, а налогоплательщики спят и видят, как этот налог снизить. Большая часть налоговых правонарушений и преступлений связаны именно с НДС. Поэтому именно декларации по НДС изучают тщательно и предвзято, и, если отчет успешно прошел проверку и налоговики не побеспокоили компанию, – это настоящий праздник для собственника компании. Но для многих налогоплательщиков такая проверка оборачивается «охотой на ведьм», когда приходится отвечать на бесчисленные вопросы налоговиков, предоставлять дополнительные документы и отбиваться от подозрений.

Как должны проходить камеральные проверки по НДС, какие полномочия есть у налоговиков и с какими проблемами может столкнуться налогоплательщик, – читайте в нашей статье.

Получено требование предоставить документы, что делать?

Видео (кликните для воспроизведения).

Если в компанию пришло такое требование, значит, налоговики всерьез заинтересовались декларацией и хотят тщательно проанализировать все операции.

Налоговые органы имеют право потребовать документы, если:

  1. Компания заявляет НДС к возмещению (п.8 ст.88 НК РФ). Государство просто так деньги не отдает, и организации должны быть готовы к тому, что камеральную проверку декларации по возмещению НДС будут проводить особо тщательно. Мы знаем это, поэтому стараемся не сдавать декларации с возмещением без острой необходимости, а переносим вычеты на более поздние сроки, чтобы лишний раз не привлекать внимание налоговой инспекции. А если заявляем о возмещении, то оказываем всестороннюю экспертную поддержку. В ходе камеральных проверок деклараций по возмещению НДС мы всегда отстаиваем интересы наших клиентов во взаимоотношениях с ИФНС, готовим аргументированные ответы на запросы и требования, даем пояснения, а также до конца боремся за благоприятный для клиента исход по итогам проверки – возмещение всех заявленных сумм налога (вплоть до суда).
  2. Организация пользуется налоговыми льготами (п.6 ст.88 НК РФ).
  3. Имеются расхождения с данными контрагентов, и эти расхождения ведут к занижению налога или завышению суммы возмещения (п.8.1 ст.88 НК РФ).
  4. Идет проверка уточненной декларации, которую сдали позже, чем через два года после срока, установленного для сдачи первичной декларации.
Читайте так же:  Получение стандартного налогового вычета на ребенка

Во всех этих случаях нужно подготовить пакет документов, которые запрашивают налоговики, и отправить его в течение 10 дней после получения требования.

Уникальная технология обработки «первички», применяемая 1C-WiseAdvice, позволяет подготовить документы по требованию ИФНС в рамках «камералок» по НДС максимально быстро.

Налоговые органы не могут потребовать предоставить оригиналы документов, но у них есть право ознакомиться с оригиналами, если будет такая необходимость.

Перечень документов, которые инспекция вправе запросить, остался открытым. Но есть основное условие, которому должны соответствовать запрошенные документы: их относимость к определению показателей, отраженных в декларации по НДС.

Как проходит проверка

Налоговые органы могут проконтролировать только тот период, за который подавалась проверяемая декларация.

Первым делом декларацию «прогоняют» через автоматизированную систему АСК НДС-3. Она сопоставляет показатели счетов-фактур покупателей и продавцов и выявляет:

  1. Расхождения в НДС – и покупатель, и продавец показали сделки с НДС, но суммы налога у них не сошлись.
  2. Разрывы – компания заявила о вычете НДС, а ее контрагент не отразил операцию в отчете, сдал нулевую декларацию или не сдал вовсе. Также может оказаться, что такой контрагент вообще отсутствует в ЕГРЮЛ или был ликвидирован.

Система АСК НДС-2 работает с 2015 года, и была обновлена в 2018 году до АСК НДС-3, и с ее помощью налоговикам удалось добиться колоссальных результатов в борьбе с налоговыми махинациями и фирмами-однодневками.

Если система выявила расхождения, которые приводят к занижению налога или завышению суммы к возмещению, она автоматически, без участия инспектора, сформирует требование о предоставлении пояснений.

К требованию будет приложен перечень операций, по которым обнаружены расхождения, с кодом ошибки:

  • «1» – в декларации контрагента нет данных об операции, указанной в декларации, то есть обнаружен налоговый разрыв.
  • «2» – расходятся данные в книге покупок и в книге продаж.
  • «3» – расходятся данные о полученных и выставленных счетах-фактурах (например, отражение посреднических операций).
  • «4» – в какой-либо графе допущена ошибка (номер графы укажут в скобках).

Как проверить камеральную проверку налоговой отчетности

Сведения о ходе камеральной проверки налоговой декларации отражаются в личном кабинете по ссылке nalog.ru. Там будет отображаться статус, находится ли декларация в процессе обработки. Там же, после завершения процедуры можно узнать ее результат и сумму к перечислению.

Камеральная проверка

В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ). Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2015 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2015 года. При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам камеральной проверки? По итогам проверки инспекция сделала выводы, не имеющие отношения к тому периоду, за который была подана декларация (расчет).

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под камеральную проверку.

В рамках камеральной проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет (п. 1 ст. 88 НК РФ). Отступление от этого периода будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам камеральной проверки подлежит отмене в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под проверку. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. № 1437/09, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/2007, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006).

Как проходит налоговая проверка

Процесс осуществления камеральной налоговой проверки описан в статье 88 НК РФ. Проверяется отчетность любых налогоплательщиков (юридические, физические лица и ИП). Налоговикам не требуется уведомлять компанию о начале процесса, он следует сразу после подачи сведений. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции в отделе камеральных проверок. Изучается информация только за отчетный год.

Специалисты обращают внимание на следующие моменты:

  • Правильность расчета налоговой базы;
  • Точность подсчета показателей;
  • Правильность применения вычетов;
  • Соответствие применяемых ставок и льгот законодательству.

Запрос дополнительной информации

Одно из различий между выездной налоговой проверкой и камеральной состоит в том, что государственный орган не может по своему усмотрению запрашивать дополнительные документы. Однако если в результате проверки декларации обнаружатся искажения сведений, юридическому лицу будет направлено требование о даче пояснений или корректировки показателей (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Ситуации, при которых запрашивается уточняющая информация:

  1. Выявление ошибок. В этом случае налоговики просят подать уточненную декларацию.
  2. Корректировка суммы налога. Если предприятие подало уточненную декларацию, в которой была уменьшена сумма сбора или увеличен убыток, могут быть запрошены первичные документы, подтверждающие правомерность этих действий.
  3. Подтверждение льгот.
  4. Объяснение размера убытка.
  5. Возмещение НДС из бюджета.

Важно! При электронной сдаче отчетности по защищенным каналам связи пояснения должны предоставляются таким же образом. Бумажные пояснения приниматься не будут.

Организации обязаны дать ответ на требование в течение 5 дней, на подготовку документов дается 10 дней.

Справка! В ходе проверки инспектор может прибегнуть к дополнительным мерам для выявления нарушений. Например, допрос свидетелей, запрос документов контрагентов, проведение экспертизы и другие мероприятия (ст. 90, 93, 95 НК РФ).

Проверка правопреемника

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести выездную проверку организации-правопреемника за период, предшествующий реорганизации?

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом налоговое законодательство не устанавливает специальные требования к проведению выездной проверки в организации-правопреемнике. Следовательно, налоговая инспекция может провести проверку такой организации за период, предшествующий ее реорганизации. Главное, чтобы указанный период не выходил за рамки трехлетнего ограничения. Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 29 июля 2011 г. № 03-02-07/1-267, от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-48.

Арбитражная практика подтверждает правомерность данного подхода (см., например, определение ВАС РФ от 19 мая 2008 г. № 5863/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. № А82-4644/2007-14).

Сроки камеральной проверки: дата подачи декларации и дата начала «камералки» могут не совпадать

Камеральная проверка декларации не обязательно начинается в день получения отчетности. Инспекторы могут начать «камералку» даже через месяц после подачи декларации. При этом завершить ревизию налоговики обязаны не позднее чем через три месяца со дня представления отчетности, а не с даты начала проверки. Такой вывод следует из письма Минфина России от 22.12.17 № 03-02-07/1/85955.

Читайте так же:  Имущественный налоговый вычет пример расчета

Как известно, камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Даты начала и окончания «камералки» Налоговым кодексом не определены. В то же время эти даты должны быть указаны в акте проверки (п. 3 ст. 100 НК РФ). Что же считается датой начала и завершения проверки?

Минфин отвечает на этот вопрос следующим образом. Поскольку камеральная проверка проводится на основе налоговой декларации, то трехмесячный срок отсчитывается со дня, когда была подана отчетность. При этом дата получения декларации инспекторами и дата фактического начала камеральной проверки могут не совпадать.

Например, инспекция получила декларацию 28 апреля, а начала её камеральную проверку 20 июля. В таком случае в акте указывается фактическая дата начала проверки (20 июля), но трехмесячный срок должен отсчитываться с 29 апреля. То есть в описанной ситуации на проверку у инспекции останется всего 10 дней, поскольку трехмесячный срок истечет 29 июля (п. 2 и п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

Камеральная налоговая проверка: сроки проведения и выплаты налогового вычета, результаты

Камеральная налоговая проверка — это контроль соблюдения законодательства, посредством изучения отчетности и иных документов, которые организации сдают в ИФНС.

Налоговики хотят провести осмотр помещений. Имеют ли они на это право?

Да, имеют, если вы сдали декларацию с НДС к возмещению, или в декларации есть расхождения, которые ведут к занижению налога или завышенной сумме возмещения.

Такое право дает налоговикам п.1 ст. 91 НК РФ. Причем они могут осмотреть и помещения контрагентов. А значит, когда проверяют декларацию контрагента, с осмотром могут прийти и к вам. Это следует из письма налоговой службы от 16.10.2015 № СД-4-3/18072.

Для проведения осмотра у проверяющих на руках должно быть постановление, утвержденное руководителем налоговой инспекции.

Цель и сроки проведения камеральной проверки по НДС

Задача проверяющих – убедиться, что вы правильно посчитали налог к уплате, не занизили его, не завысили сумму вычетов и используете их правомерно.

Возврат НДС из бюджета можно получить только после камеральной проверки.

Срок проверки – 2 месяца.

Еще недавно срок камеральной проверки по НДС составлял 3 месяца, но Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ внесли изменения в п.2 статью 88 НК РФ, и срок сократился до двух месяцев. Это нововведение выгодно компаниям, которые заявляют НДС к возмещению, ведь теперь они могут быстрее получить деньги.

Если в ходе камеральной проверки налоговики заподозрят правонарушение, срок могут продлить до трех месяцев. Такое решение принимает руководитель налогового органа или его заместитель.

Периоды, охватываемые выездной проверкой

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной налоговой проверки проконтролировать текущий год (год, в котором было принято решение о проведении выездной проверки)?

Трехгодичный период, предусмотренный в законодательстве, ограничивает лишь нижний предел периода, который может быть охвачен выездной проверкой (п. 4 ст. 89 НК РФ). Верхний предел этого периода ограничен датой принятия решения о проведении выездной проверки. Дело в том, что период проверки должен быть определен заранее и отражен в решении о ее проведении (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Это значит, что год, в котором инспекция принимает решение о проведении выездной проверки, может быть проверен вплоть до даты принятия такого решения (определение Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737).

Проверка текущего года может затрагивать:

  • налоги, которые имеют короткий налоговый период (месяц, квартал). Например, НДС, налоговым периодом по которому является квартал (ст. 163 НК РФ);
  • налоги, налоговым периодом по которым является календарный год, например налог на прибыль (ст. 285 НК РФ).

Во втором случае в ходе проверки инспекция будет контролировать правильность уплаты не самого налога, а авансовых платежей по нему, так как налоговый период еще не закончился. Если при проверке будет обнаружено несвоевременное перечисление авансовых платежей, организации могут быть начислены пени. При этом оштрафовать организацию за такое нарушение налоговая инспекция не вправе. Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса РФ.

Правомерность такого подхода также подтверждена арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. № А72-2607/2012, Московского округа от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/3000-09-П, Восточно-Сибирского округа от 29 января 2009 г. № А19-3295/08-50-Ф02-7091/08, от 17 октября 2007 г. № А69-3781/05-Ф02-2938/2007, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 20 сентября 2007 г. № Ф03-А37/07-2/2195).

Следует отметить, что в отношении организаций – налоговых агентов освобождение от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление налогов в бюджет не применяется. Дело в том, что обязанность налоговых агентов по перечислению в бюджет удержанных сумм налогов связана не с окончанием отчетных (налоговых) периодов, а с моментом выплаты доходов налогоплательщикам. Это следует из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статей 161 и 174, пункта 6 статьи 226, статей 287 и 310 Налогового кодекса РФ. Таким образом, если в ходе проверки будет обнаружено, что организация как налоговый агент нарушала сроки уплаты удержанных налогов, инспекция вправе не только начислить ей пени (п. 7 ст. 75 НК РФ), но и оштрафовать по статье 123 Налогового кодекса РФ.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737 и ВАС РФ от 26 апреля 2013 г. № ВАС-4862/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 апреля 2011 г. № А56-25496/2010, от 18 марта 2011 г. № А56-18448/2010, Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2011 г. № А03-9949/2010, Уральского округа от 27 января 2011 г. № Ф09-11127/10-С2).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать I, II и III кварталы 2011 года? Решение о проведении проверки принято в IV квартале 2014 года.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех полных календарных лет (с 1 января по 31 декабря), предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом квартал (месяц), в котором было принято решение, никакого значения не имеет. Если решение о проведении выездной проверки принято в 2014 году (неважно, в каком квартале или месяце данного года), инспекция может проверить любой из периодов, который приходится на 2011, 2012 и 2013 годы. I, II и III кварталы 2011 года входят в указанный промежуток. Поэтому инспекция имеет полное право их проверить. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 20 августа 2009 г. № А55-9816/2008, от 3 июля 2009 г. № А57-8348/2008, Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2009 г. № А33-10180/07-Ф02-1850/09, Уральского округа от 21 апреля 2009 г. № Ф09-1805/09-С3).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать период, который уже был проверен в рамках камерального контроля?

В налоговом законодательстве установлен запрет на повторную проверку одного и того же периода по одному и тому же налогу (п. 5 ст. 89 НК РФ). Но это правило действует только в отношении выездных проверок. Иными словами, если инспекция в ходе выездной проверки проконтролировала период по конкретному налогу, то провести еще одну выездную проверку по этому же периоду в отношении того же налога она не сможет. Об исключениях из этого правила см. Когда проводятся повторные налоговые проверки .

Тот факт, что инспекция провела камеральную проверку, значения не имеет и никакого влияния на период выездной проверки не оказывает. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № ВАС-5083/10, от 19 мая 2009 г. № ВАС-1588/09, постановления ФАС Поволжского округа от 4 марта 2010 г. № А65-26158/2009, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 19 мая 2008 г. № Ф03-А04/08-2/1276).

Читайте так же:  Дарение квартиры бывшей жене налог

Ситуация: может ли инспекция изменить период выездной проверки в ходе ее проведения?

Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении выездной проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции вносить изменения в это решение (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Более того, приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281 утверждена специальная форма решения о внесении изменений в решение о проведении выездной проверки.

Исходя из указанного можно сделать вывод, что инспекция вправе внести изменения в решение по проверке в ходе ее проведения, в частности изменить период проверки. При этом новый период проверки должен быть указан в специальном решении, которое является приложением к основному решению.

Арбитражные суды подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2009 г. № КА-А41/7737-09).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция вышла за рамки трехлетнего ограничения по периоду проверки.

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые сделаны в отношении периодов, не подпадающих под выездную проверку.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). Выход за рамки трехлетнего ограничения будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам выездной проверки можно оспорить в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под выездную проверку (абз. 1 п. 12 ст. 101 НК РФ).

В арбитражной практике есть примеры решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 апреля 2009 г. № А05-11647/2008, Волго-Вятского округа от 27 октября 2008 г. № А39-1580/2008, Северо-Кавказского округа от 13 октября 2008 г. № Ф08-6070/2008).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция проверила период, который укладывается в трехлетнее ограничение, но превышает период, указанный в решении о проведении проверки.

Ответ: да, можно, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не указанных в решении о проведении проверки.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть определены заранее и указаны в решении о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Инспекторы не могут от них отступать. В противном случае решение инспекции по итогам выездной проверки можно отменить, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не обозначенных в решении. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф09-6838/09-С3).

Пришло требование предоставить пояснение, что делать?

Первым делом подтвердите, что требование получили – в течение 6 дней направьте налоговикам квитанцию о получении в электронном виде. К этому обязывает п. 5.1 ст. 23 НК РФ. Если этого не сделать, налоговики могут заблокировать расчетный счет компании.

После этого необходимо перепроверить данные декларации, свериться с поставщиком и отправить ответ в форме таблицы из письма ФНС России от 7 апреля 2015 г. № ЕД-4-15/5752 либо уточненную декларацию с правильными данными, если имело место занижение налога, и вы с этим согласны.

Даже если по вашим данным у вас все в порядке, все равно отправьте ответ на требование и сообщите налоговикам, что у вас ошибок нет.

Ответ необходимо отправить в течение 5 дней со дня получения требования и только в электронном виде. Исключение сделано только для тех, кто имеет право сдавать бумажные декларации по НДС. К ответу можно приложить подтверждающие документы.

Если компания не предоставит пояснения, ее оштрафуют на 5 000 рублей, а за повторное нарушение – на 20 000 рублей. Это предусмотрено статьей 129.1 НК РФ. Штрафа не будет, только если вместо ответа на требование организация сразу сдала «уточненку».

Срок возврата налогового вычета после проверки

Конечно же, всех налогоплательщиков волнует вопрос, когда перечисляют деньги после завершения камеральной налоговой проверки? Сроки выплаты налогового вычета после подачи документов зависят от длительности проведения камеральной проверки. Государственный орган может закончить ее до истечения установленного периода. Максимальный срок — 4 месяца. Первые три уходят на изучение документов. Еще 30 дней — срок на перечисление налогового вычета после камеральной проверки.

Выездная проверка

В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проконтролировать любые периоды. По общему правилу эти периоды не должны выходить за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной проверки. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Аналогичный подход к определению периодов выездной проверки действует и в тех случаях, когда инспекция проводит:

Особый период выездной проверки предусмотрен, если инспекция проводит:

Что предпринять, чтобы декларация успешно прошла камеральную проверку?

Как бы банально это ни прозвучало – платить НДС и не использовать серые схемы оптимизации. Контроль со стороны государства в последние годы заметно ужесточился. То, что вчера еще могло сработать, сегодня легко пресекается и наказывается.

Совсем недавно у контролёров появился новый, и еще более эффективный ресурс – система АСК НДС-3. С ее помощью можно установить, заплатила ли компания НДС по каждой сделке, и определить, прибегает ли она к незаконным вычетам по НДС (например, к фирмам-однодневкам). К борьбе с махинациями подключились и банки, мы рассказали об этом здесь.

Используйте только законные способы оптимизации налогов. Они есть, но заниматься этим должны только грамотные специалисты, чтобы избежать излишнего внимания контролирующих органов.

Чтобы не возникало проблем, перед отправкой декларации сверяйте счета-фактуры с контрагентами. И отнеситесь серьезно к выбору контрагентов, потому что даже если закон нарушит контрагент, проблемы могут возникнуть у вас.

Если налоговики все-таки обнаружили расхождения – не игнорируйте требования о пояснениях, а постарайтесь мирно снять их вопросы. И помните, что отказ в возмещении НДС и решение о привлечении к ответственности вы можете оспорить в суде.

1C-WiseAdvice использует риск-ориентированный подход. Мы знаем, что и как проверяет ИФНС, осознаем риски и возможные потери для бизнеса. Поэтому там, где это возможно и не противоречит требованию законодательства, наши специалисты ведут бухгалтерский учет по правилам налогового и тщательно перепроверяют отчетность по сотне контрольных соотношений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Наш метод работы позволяет избежать доначислений и санкций (штрафов, пеней) по итогам камеральных проверок по НДС.

Источники

Когда заканчивается камеральная налоговая проверка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here