Карта внутреннего финансового контроля

Карта внутреннего финансового контроля

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Осуществлять внутренний контроль бухгалтерского учета – обязанность каждого учреждения. Для главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) порядок такого контроля установлен нормативными правовыми актами, а получатели бюджетных средств, бюджетные и автономные учреждения должны установить порядок внутреннего контроля в рамках формирования учетной политики.

Внутренний контроль и учетная политика

Обязанность осуществлять внутренний контроль установлена целым рядом нормативных актов. Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.
Порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля устанавливается учреждениями в рамках формирования учетной политики (п. 6 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н; далее – Инструкция № 157н). При этом для его осуществления и (или) в целях упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни, принимаемых к отражению на счетах бухгалтерского учета, учреждение вправе на основе первичных учетных документов, составленных в подтверждение указанных операций, составлять также сводные учетные документы (п. 7 Инструкции № 157н).
Таким образом, учреждение обязано утвердить порядок осуществления финансового контроля, который может быть предварительным и последующим. Проверять можно не только первичные учетные, но и сводные документы, составленные на их основе.
Порядок осуществления внутреннего контроля должен включать в себя:

цели его осуществления (например, повышение качества бухгалтерского учета, минимизация количества ошибок);
ответственные за его организацию лица (например, заместитель руководителя учреждения или главный бухгалтер);
виды внутреннего контроля (например, предварительный, текущий, последующий контроль, самоконтроль и контроль по подчиненности);
описание методики внутреннего контроля;
оформление результатов внутреннего контроля (акты, журнал и т.д.);
мероприятия по результатам его проведения (дисциплинарные взыскания и поощрения и т.д.).

Кроме порядка осуществления внутреннего контроля в соответствующем разделе учетной политики (или положении о внутреннем контроле как приложении к учетной политике) необходимо установить, кто его осуществляет. Указать можно должность, отдел или комиссию. Конкретный состав комиссии может быть установлен отдельным приказом руководителя учреждения.

Обязанность ГРБС

Согласно статье 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ ГРБС обязан осуществлять внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим ГРБС и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств.
Правила осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита ГРБС утверждены постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193 (далее – Правила № 193).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Приложение N 17. Форма Карты внутреннего финансового контроля

Приложение N 17
к Порядку

Руководитель (заместитель руководителя)

«_____» __________________ 20_______ год

Карта внутреннего финансового контроля

Бюджетная процедура N А: Осуществление главным распорядителем бюджетных средств при предоставлении получателям субсидий или бюджетных инвестиций действий, направленных на обеспечение соблюдения условий, целей и порядка их предоставления, предусмотренных правовыми актами

Наименование подразделения, ответственного за выполнение внутренних бюджетных процедур

Должностное лицо, ответственное за выполнение операции (раздела) Ф.И.О.

Характеристики контрольного действия

Должностное лицо, осуществляющее контрольное действие

метод контроля/ способ контроля

периодичность проведения контроля

Заключение соглашения (договора) о предоставлении субсидий или бюджетных инвестиций

Прием и рассмотрение пакета документов от претендентов и принятие решения о заключении соглашения (договора) либо об отказе в заключении соглашения (договора)

— Проверка полноты и соответствия представленного пакета документов, а также сроков его предоставления требованиям Порядка (указать название и реквизиты)

— Соблюдение оснований, определенных Порядком (указать название и реквизиты), для принятия решения о заключении соглашения (договора) либо об отказе в заключении соглашения (договора) и проверка их документального оформления на соответствие вышеназванному Порядку

Заключение соглашения (договора) о предоставлении субсидий или бюджетных инвестиций

— Проверка указанного в соглашении (договоре) объема субсидий или бюджетных инвестиций на соответствие ЛБО и Методике его расчета (например, расчет объема субсидии, финансово-экономического обоснования, объема финансового обеспечения и т.д.), определенной в Порядке (указать название и реквизиты)

— Проверка правильности и полноты указания в соглашении (договоре) целей, требований, условий предоставления субсидий или бюджетных инвестиций, в соответствии с Порядком (указать название и реквизиты)

Предоставление субсидий или бюджетных инвестиций

Перечисление субсидий (бюджетных инвестиций) или принятие решения об отказе в предоставлении субсидий (бюджетных инвестиций)

— Проверка пакета документов, условий и иных оснований, определенных в соглашении (договоре), дающих право для перечисления субсидий или бюджетных инвестиций

— Проверка соблюдения сроков рассмотрения представленных документов, а также проверка расчетов, отраженных в них

— Проверка соответствия целей, на которые перечисляются субсидии или бюджетные инвестиции, целям, определенным соглашением (договором)

— Проверка соблюдения сроков перечисления субсидий или бюджетных инвестиций — в случае принятия решения о предоставлении субсидий или бюджетных инвестиций; а в случае отказа — наличие оснований, определенных Порядком (указать название и реквизиты)

Читайте так же:  Где взять октмо для декларации 3 ндфл

Приложение. Карта внутреннего финансового контроля

ГАРАНТ:

См. данную форму в редакторе MS-Word

к Методическим рекомендациям

по осуществлению внутреннего

Наименование главного администратора бюджетных средств

Наименование подразделения, ответственного за выполнение внутренних бюджетных процедур

Должностное лицо, ответственное за выполнение операции

Периодичность выполнения операции

Должностное лицо, осуществляющее контрольное действие

Характеристики контрольного действия

Периодичность/Срок выполнения контрольных действий

Составление, утверждение и ведение свода бюджетных смет

Представление бюджетных смет

Уполномоченное лицо получателя бюджетных средств

Согласно пункту плана-графика

Главный специалист — эксперт

Контроль по подведомственности

Проверка оформления документов

По мере поступления/15 минут

Руководитель структурного подразделения

Контроль по подчиненности

Проверка оформления документов

Не реже 1 раза в неделю/15 минут

Формирование отрицательного заключения на проект бюджетной сметы

Руководитель структурного подразделения

По мере поступления

Главный специалист — эксперт

Проверка оформления документов

По мере поступления/5 минут

Руководитель структурного подразделения (уполномоченное лицо)

Контроль по подчиненности

Проверка оформления документов

По мере поступления/5 минут

Формирование свода бюджетных смет

Руководитель структурного подразделения

По мере поступления

Главный специалист — эксперт

Проверка оформления документов

По мере поступления/5 минут

Руководитель структурного подразделения (уполномоченное лицо)

Контроль по подчиненности

Проверка оформления документов

По мере поступления/5 минут

Должностное лицо, ответственное за выполнение операции

Периодичность выполнения операции

Должностное лицо, осуществляющее контрольное действие

Характеристики контрольного действия

Периодичность/Срок выполнения контрольных действий

>
N 3. Примерный перечень тем и вопросов проверок, осуществляемых в ходе ведомственного финансового контроля
Содержание
Постановление главы администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан от 21 августа 2015 г. N 1877 «Об.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Карта внутреннего финансового контроля

Пример составления карты ВФК и журнала регистрации нарушений

Карта внутреннего финансового контроля

Бюджетная процедура: «Ведение бухгалтерского учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (составление сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бухгалтерского учета».

Наименование подразделения, ответственного за ведение бюджетной процедуры:

Бухгалтерия ФГБУ _______________________________________________________

Должностное лицо, осуществляющее операцию

1. Принятие к учёту первичных учётных документов, составление сводных учётных документов

1.1. Проверка поступающих документов

Занимаемая должность — Ф. И.О.

Контроль по уровню подчиненности*

не реже 1 раза в месяц

Занимаемая должность — Ф. И.О.

не реже 1 раза в месяц

1.2. Обработка первичных документов

Занимаемая должность — Ф. И.О.

Контроль по уровню подчиненности

не реже 1 раза в месяц

Занимаемая должность — Ф. И.О.

не реже 1 раза в месяц

2. Отражение информации из первичных документов в регистрах бюджетного учёта

Занимаемая должность — Ф. И.О.

Контроль по уровню подчиненности

не реже 1 раза в месяц

Занимаемая должность — Ф. И.О.

не реже 1 раза в месяц

2.2. Составление справки

(ф. 0504833) к документу

Занимаемая должность — Ф. И.О.

Контроль по уровню подчиненности

не реже 1 раза в месяц

Занимаемая должность — Ф. И.О.

не реже 1 раза в месяц

3.1. Расчёт денежного содержания и прочих выплат

Занимаемая должность — Ф. И.О.

После формирования документов

3.2. Формирование платёжной ведомости на выплату заработной платы через кассу

Занимаемая должность — Ф. И.О.

После формирования документов

3.3. Исчисление и удержание налога на доходы физических лиц

Занимаемая должность — Ф. И.О.

После формирования документов

3.4. Удержание членских профсоюзных взносов

Занимаемая должность — Ф. И.О.

После формирования документов

Занимаемая должность — Ф. И.О.

После формирования документов

4. Перечисление заработной платы и удержаний из заработной платы

4.1. Формирование заявки на кассовый расход на перечисление заработной платы на счета в банке

Занимаемая должность — Ф. И.О.

После формирования документов

Видео (кликните для воспроизведения).

4.2. Формирование заявки на кассовый расход на перечисление налога на доходы физических лиц

Занимаемая должность — Ф. И.О.

После формирования документов

4.3. Формирование заявки на кассовый расход на перечисление алиментов

Занимаемая должность — Ф. И.О.

После формирования документов

5. Расчёт и перечисление начислений на выплаты по заработной плате во внебюджетные социальные фонды

5.1. Формирование заявки на кассовый расход в Фонд социального страхования Российской Федерации

Занимаемая должность — Ф. И.О.

После формирования документов

5.2. Расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонд обязательного медицинского страхования

Занимаемая должность — Ф. И.О.

После формирования документов

5.3. Формирование заявки на кассовый расход в Пенсионный фонд Российской Федерации

Занимаемая должность — Ф. И.О.

После формирования документов

6. Приобретение основных средств

6.1. Формирование заявки на кассовый расход на выплату аванса в соответствии с условиями контракта

Занимаемая должность — Ф. И.О.

После формирования документов

6.2. Формирование заявки на кассовый расход для оплаты счетов в соответствии с требованиями контракта

Занимаемая должность — Ф. И.О.

После формирования документов

7. Поступление и внутреннее перемещение основных средств

7.1. Отражение в учете безвозмездно полученных объектов основных средств в соответствии с актом о приеме-передачи объектов нефинансовых активов

Читайте так же:  Налог на доходы физических лиц государственная пошлина

Занимаемая должность — Ф. И.О.

После формирования документов

7.2. Отражение в учете поступлений на склад учреждения приобретенных в соответствии с контрактом объектов основных средств

Занимаемая должность — Ф. И.О.

После формирования документов

7.3. Отражение в учете передачи объектов основных средств материально ответственному лицу

Занимаемая должность — Ф. И.О.

После формирования документов

7.4. Отражение в учете сумм начисленной амортизации на объекты основных средств

Занимаемая должность — Ф. И.О.

После формирования документов

8. Выбытие основных средств

8.1. Формирование акта о приеме-передаче объектов

Занимаемая должность — Ф. И.О.

После формирования документов

8.2. Формирование акта о списании объектов

Занимаемая должность — Ф. И.О.

После формирования документов

*Контроль по уровню подчиненности осуществляется начальником должностного лица, осуществляющего операцию, либо главным бухгалтером Учреждения

** Самоконтроль осуществляется должностным лицом, осуществляющим операцию

Директор ФГБУ ____________________ ________ (________________________)

Главный бухгалтер ФГБУ _____________________(_______________________)

учета нарушений (отклонений) по результатам внутреннего финансового контроля

Операция, ФИО должностного лица, осуществляющего операцию

Должностное лицо, осуществлявшее

Нарушение или недостаток (в т. ч. в количественном выражении)

Меры по устранению (предупреждению), корректирующие мероприятия

Результат (факт устранения, наличие последствий)

1.1. Проверка поступающих документов, бухгалтер ФИО

Должностное лицо, осуществляющее операцию

Применение не предусмотренной НПА формы авансового отчета

Необновление используемого программного продукта, содержащего формы учетной документации

Приведение данных программного продукта в соответствии с действующими НПА

2.1. Проведение бухгалтерской проводки, бухгалтер ФИО

Контроль по уровню подчиненности

Ошибка в бухгалтерских проводках

Ошибка должностного лица, осуществляющего операцию ФИО

План контрольных мероприятий по внутреннему финансовому контролю

Что такое план внутреннего финансового контроля?

Финансовый контроль бывает 2 основных типов — плановый и внеплановый. Данная классификация справедлива как в отношении частных компаний, так и для государственных структур. Финансовый контроль первого типа предполагает составление плана — источника, в котором фиксируется содержание соответствующих контрольных мероприятий.

Структура плана финансового контроля может сильно различаться при составлении его организациями с разным юридическим статусом, работающими в разных сферах, имеющими разные масштабы. Но есть ряд общих признаков, характеризующих большинство планов, о которых идет речь в данной статье. А именно указание в документе:

  • срока актуальности плана, то есть периода проведения финансового контроля;
  • перечня основных контрольных мероприятий;
  • объектов проверки;
  • ответственных лиц.

В некоторых случаях дополнением к плану может быть карта внутреннего финансового контроля. Изучим ее особенности.

Специфика карты внутреннего финансового контроля

Такой источник, как карта внутреннего финансового контроля, используется, как правило, в государственных структурах. Минфин РФ в п. 16 разд.1 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля, утв. приказом Минфина от 07.09.2016 №356 устанавливает, что данный документ является подготовительным относительно реализации мероприятий внутреннего финансового контроля в организациях, являющихся главными распорядителями бюджетных средств. В подобной карте Минфин рекомендует подробно раскрывать данные о должностных лицах, участвующих в финансовом контроле, в корреляции с каждой операцией, проводимой в рамках контрольных мероприятий.

Сформированная Минфином форма карты внутреннего финансового контроля, рассчитанная на использование распорядителями бюджетных средств, утверждена в приложении № 3 к Методическим рекомендациям по осуществлению внутреннего финансового контроля.

Есть в законодательстве РФ и другая интерпретация сущности карты внутреннего финансового контроля. Так, если исходить из логики п. 12 Правил осуществления главными распорядителями бюджетных средств внутреннего контроля, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193, данная карта — главный источник, в соответствии с которым должен осуществляться внутренний финансовый контроль.

Можно отметить, что структура карты внутреннего финансового контроля, утвержденная Правительством РФ, в целом схожа с той, что предложена Минфином. В соответствии с п. 10 Правил, введенных постановлением № 193, в данной карте указываются сведения о должностных лицах, ответственных за контрольные действия в корреляции с конкретным предметом внутреннего контроля.

В свою очередь Правительство РФ рекомендует задействовать формы карт внутреннего финансового контроля, утверждаемые ведомствами самостоятельно (п. 15 постановления № 193). Например, Минфин определяет собственные правила составления соответствующих документов в приказе от 06.03.2017 № 29н и утверждает форму карты внутреннего контроля в приложении № 1 данного НПА.

Таким образом, карта внутреннего финансового контроля в госструктурах — в зависимости от конкретной интерпретации ее специфики — может дополнять план контроля либо заменять его. Может быть задействована как форма, рекомендованная Минфином, так и та, что утверждена ведомством самостоятельно.

Каковы особенности плана внутреннего финансового контроля в частной фирме?

План как основной источник, фиксирующий последовательность мероприятий по внутрикорпоративному финансовому контролю, составляется, прежде всего, с учетом специфики бизнес-процессов, актуальных для конкретного предприятия.

«Частный» план внутреннего финансового контроля может включать сведения о:

  • объектах финансовой проверки;
  • целях проверки;
  • периоде проведения финансового контроля,
  • проверяемом периоде деятельности фирмы;
  • проверяемых показателях;
  • сотрудниках фирмы, ответственных за реализацию мероприятий, которые предусмотрены планом.

В зависимости от задач, стоящих перед внутренними проверяющими структурами в частной компании, содержание плана может дополняться иными сведениями. Например, в структуре документа может появиться графа для подписи человека, ответственного за организацию контрольных мероприятий. Если он подписывается напротив той или иной строки, то удостоверяет тот факт, что подотчетный ему специалист выполнил свою работу.

Каковы особенности плана внутреннего финансового контроля в государственной организации?

Главная особенность планов внутреннего контроля в государственных организациях состоит в том, что структура соответствующих документов определяется на уровне нормативно-правовых актов, а также ведомственных распоряжений. То есть конкретный орган власти или учреждение, в отличие от частной фирмы, как правило, не наделены полномочиями по корректировке структуры плана.

Читайте так же:  Личный кабинет ип оплата налога

В каких НПА из числа действующих приведены формы планов внутреннего контроля для государственных предприятий?

Если рассматривать нормы, зафиксированные в приказе Минфина РФ от 07.09.2016 №356, то можно обратить внимание на положения п. 23 данного НПА. В соответствии с ним в планах ведомственного финансового контроля должны быть указаны:

  • темы контрольных мероприятий;
  • объекты контрольных мероприятий;
  • виды проверок;
  • проверяемые периоды;
  • сроки проведения контрольных мероприятий.

Законодательством РФ также предусмотрено использование планов внутреннего контроля, утвержденных конкретными ведомствами. Так, в соответствии с пп. 3 и 4 Правил осуществления финансового контроля Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, план мероприятий по контролю Росфиннадзора утверждается:

  • на уровне центрального аппарата — руководителем по согласованию с Минфином;
  • на уровне региональных подразделений — руководителями соответствующих органов по согласованию с руководителем Росфиннадзора или его заместителем.

Можно отметить, что указанные нормы постановления № 1092 также распространяются и на формирование планов Росфиннадзора, относящихся к тем направлениям деятельности ведомства, которые связаны с проверкой других госструктур и частных организаций.

Где можно ознакомиться с образцом заполнения карты внутреннего финансового контроля?

Скачать заполненный образец карты внутреннего финансового контроля вы можете на нашем сайте. Мы подготовили для вас соответствующий документ на основе формы, рекомендованной Минфином РФ, который выполнен в удобном формате Word.

Итоги

План финансового контроля формируется как в государственных, так и в коммерческих компаниях. Комплекс мер контрольных мероприятий формируется на год и закрепляется в карте внутреннего финансового контроля, которая подписывается руководителем организации. Для госструктур форма документа закреплена в методических указаниях или постановлениях различных ведомств.

Шаг за шагом: формируем карту внутреннего финансового контроля

Заместитель директора ДМАиК

• Время чтения: 7 минут

Понравилась статья? Поделитесь!

Решение задачи по повышению качества финансового менеджмента в органах исполнительной власти и государственных (муниципальных) учреждениях Минфином России в ближайшей перспективе связывается с повышением качества и действенности системы внутреннего финансового контроля. Эти обстоятельства свидетельствуют о необходимости для главных администраторов бюджетных средств (ГАБС) провести анализ, инвентаризацию ранее проведённых мероприятий по организации внутреннего финансового контроля.

Решение задачи по повышению качества финансового менеджмента в органах исполнительной власти и государственных (муниципальных) учреждениях Минфином России в ближайшей перспективе связывается с повышением качества и действенности системы внутреннего финансового контроля. Эти обстоятельства свидетельствуют о необходимости для главных администраторов бюджетных средств (далее – ГАБС) провести анализ, инвентаризацию ранее проведённых мероприятий по организации внутреннего финансового контроля.

Бюджетные процедуры, связанные с формированием и исполнением бюджета, ведением учёта, формированием и представлением бухгалтерской отчётности изначально жёстко регламентированы и в условиях функционирования системы «Электронный бюджет» подвергаются многоуровневому контролю. В связи с этим, на наш взгляд, особого внимания ГАБС требует организация контроля бюджетных процедур, связанных с обеспечением эффективности использования государственной (муниципальной) собственности, соблюдением получателями установленных при предоставлении бюджетных средств условий, целей и порядка их предоставления.

Ключевым инструментом для проведения внутреннего финансового контроля является карта внутреннего финансового контроля (далее – Карта ВФК). В настоящей статье будут рассмотрены возможные подходы к формированию Карты ВФК на примере внутренней бюджетной процедуры «Осуществление начисления, учёта и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним» на региональном уровне. Речь пойдёт о неналоговых доходах бюджета и, в частности, о таком их виде, как «Часть прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей государственных (муниципальных) унитарных предприятий».

Данный вид платежа закреплён Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ) в качестве одного из источников неналоговых доходов соответствующего бюджета. Статьёй 57 БК РФ установлено, что размер части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, определяется в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Согласно статье 62 БК РФ, на муниципальном уровне соответствующая величина определяется в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» перечисление государственным (муниципальным) унитарным предприятием (далее – ГУП (МУП)) в соответствующий бюджет части прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, осуществляется ежегодно. Порядок, размеры и сроки перечисления определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Таким образом, проведя исследование нормативных правовых актов, регламентирующих правовое положение унитарных предприятий, права и обязанности собственников их имущества, а также формирование доходной части бюджета, мы подошли к решению первого вопроса, возникающего при планировании мероприятий по организации внутреннего финансового контроля — «С чего начать? Что является источником для формирования карт внутреннего финансового контроля?».

Пример условной «типовой» схемы взаимодействия участников реализации рассматриваемой внутренней бюджетной процедуры, приведён на рисунке 1. Данная схема сформирована по итогам анализа положений соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, опубликованных в справочно-правовой системе «Гарант».

Сформировав общую схему взаимодействия участников реализации внутренней бюджетной процедуры, мы сталкиваемся с необходимостью решения второго вопроса, а именно – «Какие конкретно действия, в разрезе каких ответственных лиц нужно включить в карту ВФК?». Чтобы на него ответить необходимо «разукрупнить», детализировать действия всех исполнителей на уровне должностных лиц внутренних подразделений ГАБС. Это возможно за счёт проведения анализа норм должностных регламентов, устанавливающих полномочия соответствующих должностных лиц подразделений, а также административных регламентов исполнения государственных (муниципальных) функций (при их наличии). На этом этапе также целесообразно проанализировать имеющуюся внутреннюю и внешнюю информацию о качестве выполнения действий при осуществлении внутренней бюджетной процедуры и наличии фактов выявленных нарушений.

Читайте так же:  Правовое регулирование налога на прибыль организаций

В этих целях Минфин России рекомендует сформировать отдельный регистр — перечень операций, направленных на реализацию внутренней бюджетной процедуры (далее – Перечень операций), и оценить вероятность и последствия наступления бюджетных рисков в разрезе каждой из них. В качестве условного критерия обязательности формирования Перечня операций рекомендуется учитывать общее количество действий, направленных на реализацию внутренней бюджетной процедуры. Минфин России рекомендует осуществлять формирование Перечня операций в случае наличия более 10 операций, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры. Вместе с тем, с точки зрения внедрения принципов риск-ориентированного подхода при проведении контроля, необходимости всесторонней оценки факторов, влияющих на общий результат, требуется детальный анализ в отношении каждой бюджетной процедуры. В связи с этим, представляется, что Перечень операций целесообразно сформировать в отношении каждой процедуры, подвергаемой контролю.

Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля, утверждённые приказом Минфина России от 7 сентября 2016 г. № 356 (далее – Методические рекомендации), содержат пример формы Перечня операций. Рекомендуемая форма является достаточно полной, однако в целях концентрации в едином регистре всей информации о наличии бюджетных рисков по анализируемой процедуре, представляется целесообразным дополнить её графой для отражения сведений о наличии дополнительных оснований, подтверждающих возникновение бюджетного риска (например, «Факт наличия (фиксации) нарушений, выявленных в результате внутреннего и (или) внешнего контроля (аудита), Да/Нет»).

Операции, совершаемые в ходе реализации рассматриваемой нами процедуры, в условиях примера структурированы в виде трёх основных процессов, учитывающих специфику её осуществления, связанных с определением величины части прибыли ГУП, подлежащей перечислению в бюджет, формированием и учётом начислений, фактическим перечислением платежа в бюджет (см. пример Карты ВФК). Включение конкретных операций в Карту ВФК осуществлено исходя из их значимости для конечного результата бюджетной процедуры (поступление дохода в бюджет в установленный срок) и результатов оценки уровня бюджетных рисков.

Рекомендуемые подходы к проведению оценки бюджетных рисков достаточно полно и понятно описаны в Методических рекомендациях Минфина России. Кроме того, вопросы выявления, классификации, оценки бюджетных рисков детально отражены в проекте Концепции развития систем внутреннего финансового контроля, внутреннего аудита и оценки качества финансового менеджмента в секторе государственного и муниципального управления (далее – Концепция), разработанной Минфином России. Вместе с тем, учитывая единство принципов бюджетной системы и бюджетного законодательства Российской Федерации, требуется наличие единого, достаточно подробного, «базового» перечня возможных рисков при осуществлении бюджетных процедур. До его разработки, на наш взгляд, при оценке возможных рисков, специалистам ГАБС целесообразно было бы пользоваться информацией, содержащейся в публикуемых контрольными органами Классификаторах нарушений и имеющимися результатами внешних и внутренних проверок. Кроме того, необходимо учитывать специфику фактических условий деятельности ГАБС (например, профессионализм и опыт работы ответственных исполнителей, наличие возможностей автоматического контроля и т.п.).

Разработка Карт ВФК большинством ГАБС осуществляется в соответствии с формами и рекомендациями Минфина России. Однако практический опыт их формирования свидетельствует о необходимости отдельных уточнений. Так, на наш взгляд, целесообразно дополнить форму Карты ВФК графой для отражения срока контрольного действия, поскольку специфика выполнения отдельных операций и положения правовых актов ГАБС в ряде случаев не предполагают конкретной даты осуществления операции (например, действующим законодательством предусмотрен заявительный характер действий потенциальных получателей отдельных субсидий).

Кроме того, рекомендуемый формат кодирования операций исключает возможность идентификации операций в разрезе структурных подразделений ГАБС, что усложняет проведение сравнительного анализа качества осуществления внутреннего финансового контроля структурными подразделениями ГАБС. В ряде случаев специалистам внутренних контрольных подразделений ГАБС требуется понимание, какой объём бюджетных средств «охвачен» внутренним финансовым контролем.

Решение этих проблем возможно за счёт использования «расширенной» кодировки операций, и включение в уникальный код операции указаний на код главного администратора бюджетных средств, номер внутреннего подразделения ГАБС, кода бюджетной классификации и т.п. Возможный вариант кодировки отражён в условном примере Карте ВФК, при этом: 847 — код главного администратора бюджетных средств (Министерство имущественных отношений субъекта Российской Федерации), 03 — порядковый номер внутреннего подразделения ГАБС (отдел неналоговых доходов), 01- порядковый номер Карты ВФК данного отдела, 01- код группы доходов, 11 – код подгруппы доходов, далее — номера соответствующих процессов и операций в разрезе соответствующих строк карты. Условный пример карты ВФК приведён ниже.

В заключение хотелось бы отметить, что разработка карт внутреннего финансового контроля — процесс довольно-таки творческий и может зависеть от целого комплекса факторов. Количество и содержание утверждаемых Карт ВФК может быть обусловлено особенностями организационной структуры ГАБС, отраслевой спецификой его деятельности, фактическим состоянием уровня качества финансового менеджмента структурных подразделений и даже наличием и (или) отсутствием возможностей комплексной автоматизации.

Вместе с тем, как бы ни были разнообразны эти факторы, неизменным остаётся то, что внедрение в текущие процессы контрольных процедур позволяет минимизировать вероятность наступления рискового события за счёт вовлечения фактически всех сотрудников в процесс управления рисками. Результат — повышение уровня качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств, повышение эффективности и экономности использования бюджетных средств.

Приложение N 17. Форма Карты внутреннего финансового контроля

Приложение N 17
к Порядку

Руководитель (заместитель руководителя)

«_____» __________________ 20_______ год

Карта внутреннего финансового контроля

Читайте так же:  Налог на прибыль ип усн доходы

Бюджетная процедура N А: Осуществление главным распорядителем бюджетных средств при предоставлении получателям субсидий или бюджетных инвестиций действий, направленных на обеспечение соблюдения условий, целей и порядка их предоставления, предусмотренных правовыми актами

Наименование подразделения, ответственного за выполнение внутренних бюджетных процедур

Должностное лицо, ответственное за выполнение операции (раздела) Ф.И.О.

Характеристики контрольного действия

Должностное лицо, осуществляющее контрольное действие

метод контроля/ способ контроля

периодичность проведения контроля

Заключение соглашения (договора) о предоставлении субсидий или бюджетных инвестиций

Прием и рассмотрение пакета документов от претендентов и принятие решения о заключении соглашения (договора) либо об отказе в заключении соглашения (договора)

— Проверка полноты и соответствия представленного пакета документов, а также сроков его предоставления требованиям Порядка (указать название и реквизиты)

— Соблюдение оснований, определенных Порядком (указать название и реквизиты), для принятия решения о заключении соглашения (договора) либо об отказе в заключении соглашения (договора) и проверка их документального оформления на соответствие вышеназванному Порядку

Заключение соглашения (договора) о предоставлении субсидий или бюджетных инвестиций

— Проверка указанного в соглашении (договоре) объема субсидий или бюджетных инвестиций на соответствие ЛБО и Методике его расчета (например, расчет объема субсидии, финансово-экономического обоснования, объема финансового обеспечения и т.д.), определенной в Порядке (указать название и реквизиты)

— Проверка правильности и полноты указания в соглашении (договоре) целей, требований, условий предоставления субсидий или бюджетных инвестиций, в соответствии с Порядком (указать название и реквизиты)

Предоставление субсидий или бюджетных инвестиций

Перечисление субсидий (бюджетных инвестиций) или принятие решения об отказе в предоставлении субсидий (бюджетных инвестиций)

— Проверка пакета документов, условий и иных оснований, определенных в соглашении (договоре), дающих право для перечисления субсидий или бюджетных инвестиций

— Проверка соблюдения сроков рассмотрения представленных документов, а также проверка расчетов, отраженных в них

— Проверка соответствия целей, на которые перечисляются субсидии или бюджетные инвестиции, целям, определенным соглашением (договором)

— Проверка соблюдения сроков перечисления субсидий или бюджетных инвестиций — в случае принятия решения о предоставлении субсидий или бюджетных инвестиций; а в случае отказа — наличие оснований, определенных Порядком (указать название и реквизиты)

Карта внутреннего финансового контроля

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Осуществлять внутренний контроль бухгалтерского учета – обязанность каждого учреждения. Для главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) порядок такого контроля установлен нормативными правовыми актами, а получатели бюджетных средств, бюджетные и автономные учреждения должны установить порядок внутреннего контроля в рамках формирования учетной политики.

Внутренний контроль и учетная политика

Обязанность осуществлять внутренний контроль установлена целым рядом нормативных актов. Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.
Порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля устанавливается учреждениями в рамках формирования учетной политики (п. 6 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н; далее – Инструкция № 157н). При этом для его осуществления и (или) в целях упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни, принимаемых к отражению на счетах бухгалтерского учета, учреждение вправе на основе первичных учетных документов, составленных в подтверждение указанных операций, составлять также сводные учетные документы (п. 7 Инструкции № 157н).
Таким образом, учреждение обязано утвердить порядок осуществления финансового контроля, который может быть предварительным и последующим. Проверять можно не только первичные учетные, но и сводные документы, составленные на их основе.
Порядок осуществления внутреннего контроля должен включать в себя:

цели его осуществления (например, повышение качества бухгалтерского учета, минимизация количества ошибок);
ответственные за его организацию лица (например, заместитель руководителя учреждения или главный бухгалтер);
виды внутреннего контроля (например, предварительный, текущий, последующий контроль, самоконтроль и контроль по подчиненности);
описание методики внутреннего контроля;
оформление результатов внутреннего контроля (акты, журнал и т.д.);
мероприятия по результатам его проведения (дисциплинарные взыскания и поощрения и т.д.).

Кроме порядка осуществления внутреннего контроля в соответствующем разделе учетной политики (или положении о внутреннем контроле как приложении к учетной политике) необходимо установить, кто его осуществляет. Указать можно должность, отдел или комиссию. Конкретный состав комиссии может быть установлен отдельным приказом руководителя учреждения.

Обязанность ГРБС

Согласно статье 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ ГРБС обязан осуществлять внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим ГРБС и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств.
Правила осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита ГРБС утверждены постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193 (далее – Правила № 193).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

Видео (кликните для воспроизведения).

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Источники

Карта внутреннего финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here