Камеральная и выездная налоговая проверка отличия

Камеральная и выездная налоговая проверка отличия

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Федеральной налоговой службы от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529 “О проведении выездной и камеральной налоговых проверок одновременно”

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу проведения в одно время по одному налогу и за один налоговый период камеральной налоговой проверки и выездной налоговой проверки и сообщает следующее.

Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на проведение одновременно как выездной, так и камеральной налоговой проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Статья 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) ограничивает лишь проведение двух и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Пункт 1 статьи 89 Кодекса предусматривает, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Камеральная налоговая проверка, по смыслу пункта 1 статьи 88 Кодекса, является формой текущего документального контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В отличие от выездной налоговой проверки, она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими норм законодательства о налогах и сборах.

Учитывая изложенное, камеральная и выездная налоговая проверка являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля.

Кроме того, поскольку выездная налоговая проверка и камеральная налоговая проверка представляют собой самостоятельные и независимые формы налогового контроля, невыявление налоговым органом в рамках проведения выездной налоговой проверки неправомерных действий налогоплательщика не исключает возможности установления и доказывания данных фактов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, являющейся иной формой налогового контроля.

В соответствии с пунктом 7 статьи 101, по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение либо о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно пункту 8 статьи 101 в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности, а также указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа, а также могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

Исходя из норм Кодекса, решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения является итоговым документом по результатам налоговой проверки, составленным налоговым органом, проводившим налоговую проверку, которое не предусматривает подтверждение правильности исчисления налогов.

Налогоплательщику в случае вынесения решений по результатам проведенных в одно время по одному налогу и за один налоговый период камеральной налоговой проверки и выездной налоговой проверки необходимо исполнить оба вступивших в силу решения, а в случае несогласия с принятым решением налогового органа налогоплательщик имеет право обжаловать его в вышестоящий налоговый орган путем подачи жалобы в порядке, установленном статьей 139.1 Кодекса.

Действительный государственный
советник РФ 3-го класса
Д.В. Егоров

Правовое регулирование. Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ

Налоговым органам предоставлено право на осуществление контрольных мероприятий, в том числе на проведение проверок. Ст. 87 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) разрешает проведение камеральных и выездных налоговых проверок (далее — КНП и ВНП) в отношении плательщиков налогов и сборов, налоговых агентов.

При назначении камеральных и выездных налоговых проверок руководствуются:

  • гл. 14 НК РФ;
  • приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected], утв. Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок и параметры оценки деятельности налогоплательщика (далее — Концепция);
  • письмом ФНС РФ от 25.07.2013 № АС-4-2/13622, дающим общие рекомендации по порядку проведения ВНП;
  • письмом ФНС РФ от 16.07.2013 № АС-4-2/12705, разъясняющим процедуру КНП;
  • письмом ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12837, касающимся вопросов осуществления контрольных мероприятий во время налоговых проверок;
  • приказом ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected], установившим формы документов, используемых в процессе проведения мероприятий контроля, и др. нормативными актами.

Предмет проверок

Камеральная и выездная налоговая проверка необходимы для контроля над предприятиями в вопросах обложения налоговыми сборами. Основная разница между ними – это место проведения. Камеральная осуществляется в ИФНС, а выездная по адресу нахождения компании.

Предметом проверки при «камералке» являются налоговые декларации, сдаваемые учреждениями в конце каждого отчетного периода. При выезде на предприятие налоговики рассматривают документацию по одному или нескольким сборам за последние три года.

Читайте так же:  Годность справки 2 ндфл для налогового вычета

Какие еще бывают налоговые проверки

По объему изучаемой информации налоговая проверка может быть комплексной (анализируются данные по всем налогам за определенный период) и тематической (контролируется порядок уплаты одного налога). Если КПН проводится отдельно по каждой сданной декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ), то ВНП может быть назначена по нескольким налогам одновременно (п. 3 ст. 89 НК РФ).

По порядку назначения проверки можно разделить на плановые и внеплановые. КНП проводятся регулярно, вне зависимости от наличия критериев риска в деятельности плательщика. Включение налогоплательщика в план проведения ВНП связано с показателями представленной отчетности и иных собранных документов. В соответствии с п. 11 ст. 89 НК РФ в случае реорганизации или ликвидации юридического лица необходимо проведение внеплановой ВНП.

ВАЖНО! Деятельность органов ФНС не подпадает под сферу действия закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, поэтому информация о будущих контрольных мероприятиях отсутствует в открытом доступе и не доводится до налогоплательщика в начале года путем размещения на сайтах ведомств.

Еще одним видом налоговых проверок по НК РФ является повторная ВНП, проводимая для контроля за деятельностью нижестоящих инспекций или при подаче уточненной декларации, уменьшающей сумму подлежащего к уплате налога.

Обзор документа

НК РФ не запрещает проводить одновременно выездную и камеральную проверки по одним налогам за один и тот же период. Однако проводить 2 и более выездные проверки в указанной ситуации не допускается.

Выездная проверка осуществляется на территории (в помещении) налогоплательщика по решению руководителя (его заместителя) инспекции. Камеральная — на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных проверяемым, а также других документов о его деятельности, которые имеются у налогового органа. Ее цель — своевременно выявить ошибки в налоговой отчетности.

Таким образом, камеральная и выездная проверки являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля.

Кроме того, если в рамках выездной проверки не выявлены неправомерные действия налогоплательщика, они могут быть установлены и доказаны в ходе камеральной проверки.

По результатам проверки руководитель (его заместитель) инспекции выносит решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение (об отказе в привлечении). При этом данный документ не предусматривает подтверждение правильности исчисления налогов.

Если по итогам проведенных в одно время по одному налогу за один и тот же налоговый период камеральной и выездной проверок вынесены решения, налогоплательщик обязан исполнить оба, когда они вступят в силу. Если он не согласен с ними, то может обжаловать их, подав жалобу в вышестоящий налоговый орган в установленном НК РФ порядке.

Энциклопедия решений. Основные отличия камеральных и выездных налоговых проверок

Основные отличия камеральных и выездных налоговых проверок

Налоговые проверки (камеральные и выездные) являются одной из форм проведения налогового контроля. Целью и камеральной, и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах (статьи 82, 87 НК РФ).

Несмотря на единую цель, форма и порядок проведения налоговых проверок различны. Как отметил Конституционный Суд РФ в определении от 08.04.2010 N 441-О-О, камеральная налоговая проверка, по смыслу п. 1 ст. 88 НК РФ, является формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Выездная же налоговая проверка согласно ст. 89 НК РФ ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки. Для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля, например осмотра (ст. 92 НК РФ) и выемки документов и предметов (ст. 94 НК РФ). Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения.

Внимание

С 1 января 2015 года налоговым органам предоставлено право проводить осмотр территорий и помещений проверяемого налогоплательщика также и при проведении камеральной налоговой проверки деклараций по НДС в случаях, предусмотренных п.п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ (п. 1 ст. 92 НК РФ в редакции Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ).

Различаются камеральные и выездные налоговые проверки также по месту их проведения, срокам, продолжительности. Основные их отличительные характеристики приведем в таблице.

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка

Текущий документальный контроль на основе анализа налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (определение КС РФ от 08.04.2010 N 441-О-О)

Углубленная форма налогового контроля на основе углубленного изучения документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведения ряда специальных мероприятий налогового контроля (например, осмотра, выемки документов и предметов) (определение КС РФ от 08.04.2010 N 441-О-О)

Своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона (определение КС РФ от 08.04.2010 N 441-О-О)

Выявление нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки.

Выявление нарушений, обусловленных злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения (определение КС РФ от 08.04.2010 N 441-О-О)

Представление налоговой декларации (расчета).

Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа не требуется (п.п. 1, 2 ст. 88 НК РФ)

Вынесение решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении проверки (п.п. 1, 2 ст. 89 НК РФ)

По месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ)

На территории (в помещении) налогоплательщика, а при отсутствии такой возможности — по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ)

Правильность исчисления и своевременность уплаты только одного налога (сбора), по которому представлена налоговая декларация (расчет) (п. 1 ст. 88 НК РФ)

Читайте так же:  Выплата дивидендов за счет нераспределенной прибыли

Правильность исчисления и своевременность уплаты одного или нескольких налогов, если иное не предусмотрено гл. 14 НК РФ (п.п. 3, 4 ст. 89 НК РФ)

Период, за который представлена налоговая декларация (расчет) (п. 1 ст. 88 НК РФ)

Период, не превышающий трех (а в отдельных случаях — пяти) календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89, п. 2 ст. 89.2 НК РФ)

По каждой представленной налоговой декларации (расчету), в том числе, по уточненной (п. 1 ст. 88 НК РФ)

Не более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением определенных случаев (п. 5 ст. 89 НК РФ)

Проведение повторных проверок

Проведение повторных проверок по одной и той же декларации (расчету) НК РФ не предусмотрено.

Проверка уточненной декларации рассматривается как самостоятельная камеральная налоговая проверка. В случае представления уточненной налоговой декларации во время проведения камеральной проверки, проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ)

1) вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (п. 10 ст. 89 НК РФ).

В течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Приостановление проверки или продление срока ее проведения НК РФ не предусмотрено

Не более двух месяцев. Срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Возможно приостановление проверки на общий срок, не превышающий шесть месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ)

Возможность исправления ошибок

Налоговый орган сообщает о выявленных в отчетности ошибках, несоответствии (п. 3 ст. 88 НК РФ). Налогоплательщик имеет возможность до окончания камеральной проверки исправить ошибки и внести исправления в отчетность, подав уточненную налоговую декларацию (расчет)

НК РФ не вменяет в обязанность налоговым органам сообщать налогоплательщику до окончания проверки о выявленных ошибках. Поэтому возможность их исправить отсутствует

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок » Энциклопедия решений. Налоги и взносы » — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения

Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на октябрь 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы

При подготовке «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.

Отличие выездной налоговой проверки от камеральной

Пункт 1 ст. 89 Налогового кодекса РФ предусматривает, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Конституционный суд РФ в Определении от 08.04.10 №441-О-О напомнил, что данная норма предполагает и иной вариант проведения выездной налоговой проверки очень похожей на ту, что проводилась ранее в 90-е годы прошлого столетия. Тогда такая проверка называлась документальной налоговой проверкой.

В настоящее время, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения такой проверки, она может проводиться по месту нахождения налогового органа. Однако это не означает, что выездная налоговая проверка на территории налоговой инспекции в таком случае совпадает по своим параметрам и предназначению с камеральной проверкой.

Выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной. Для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда предварительных и специальных мероприятий контроля, например осмотра и выемки документов и предметов. Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения.

Камеральная же налоговая проверка по смыслу п. 1 ст. 88 НК РФ является формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства. Данный контроль проводится на основе налоговых деклараций (расчетов), документов, представленных налогоплательщиком, и документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. В отличие от выездной налоговой проверки камеральная проверка нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и на оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения. Это позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия неправильного применения ими положений налогового законодательства.

Отвечает Валерий Соловьев, советник государственной гражданской службы РФ II класса

Чем отличается камеральная проверка от выездной

Налоговые органы тщательно следят за правильным, полным и своевременным начислением и перечислениемналоговыхобязательств. Для этого они проводят контрольные мероприятия. В 87 НК РФ закреплены два возможных вида проверок – камеральная и выездная.

Порядок проведения проверок

Камеральный контроль проводится путем сверки показателей отчета с предыдущими периодами и средними значениями по отрасли. Если инспектор обнаружит несоответствия, то в адрес предприятия направляется требование об уточнении отчета или представлении пояснений.

Читайте так же:  Калькулятор возврата процентов при досрочном погашении ипотеки

В отличие от «камералки», при выездной проверке предприятие уведомляется заранее о том, что его будут проверять. Инспекторы изучают документацию организации и запрашивают сверки с контрагентами. Помимо этого они могут проводить инвентаризацию, осматривать производственные и складские помещения или осуществлять иные мероприятия.

Еще одно отличие камеральной проверки от выездной – оформление результата. После «камералки», при отсутствии замечаний, никаких документов налогоплательщик не получает. При выезде инспекторов на адрес организации после окончания контрольных мероприятий руководителю бизнеса выдается справка и акт. Если бизнесмен не согласен с фактами, изложенными в акте, он может представить пояснения или возражения в ИФНС.

Для успешного прохождения проверки необходимо заблаговременно к ней подготовиться, например, заказать аудит в компании ООО «Аудиторка». Специалисты проверят документацию и дадут практические рекомендации по оптимизации бухучета. Таким образом, предприятие сможет исправить замечания и избежать санкций со стороны проверяющих органов.

Сравнение камеральной и выездной налоговой проверки

Чем отличается камеральная проверка от выездной?

Выездные и камеральные налоговые проверки отличаются разными сроками этих мероприятий, периодами, основаниями для их проведения и последствиями. При этом они имеют общие черты, например, и камеральная, и выездная проверка проводятся на основе отчетной документации предприятия о выплатах, отчислениях, расчетах, других данных.

В связи с большим количеством существенных различий между ними сравнительная характеристика видов контроля лучше всего отображается в виде таблицы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таблица камеральная и выездная налоговая проверка: сравнение

Отличия Камеральная Выездная
Срок 3 месяца 2 месяца с правом продления до полугода
Период Текущий отчетный период Три года (включая текущий при изучении НДФЛ)
Основания Периодические плановые мероприятия Наличие организации в плане индивидуального контроля или подозрений со стороны органов исполнительной власти в уклонении от уплаты налогов
Периодичность По мере предоставления деклараций Не больше двух раз в год
Проверяет ИФНС(в отдельных случаях совместно с органами исполнительной власти) ИФНС
Объект Декларация о доходах Весь объем документации по доходам, расходам, данных организации
Последствия Предъявление требований об уточнении информации в случае обнаружения ошибок, доплата налогов, а также выплата пени и штрафов Доплата налогов, выплата пени и штрафов, возбуждение уголовного дела и привлечение руководства организации к ответственности
Средняя сумма доначислений Около 18 тысяч рублей Свыше 20 млн. рублей

Кроме ФНС также существуют аналогичные виды контроля ФСС и ПФР. Их проводят соответствующие органы на предмет изучения отчетности по взносам.

Также существуют камеральные проверки на выезде. То есть инспектор фискальной службы имеет право посетить складские помещения для проведения инвентаризации. Порядок проведения всех описанных процедур описывается в НК РФ.

Таким образом сходства и различия между описанными видами мероприятий, проводимых различными государственными службами и фондами, очевидны. Они затрагивают правильность оформления отчетности, своевременность ее подачи, достоверность указанной информации. Сравнительный анализ показывает, что выездной контроль проходит индивидуально. Это значит, что он затрагивает далеко не каждую организацию.

Камеральная и выездная налоговая проверка отличия

Подготовила: юрист Практики фирмы «Комплексная правовая безопасность бизнеса» Канаева А.С.

Налоговый кодекс РФ наделяет ФНС России полномочиями по проведению проверок налогоплательщиков с целью контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. При этом налоговые проверки могут проводиться как по месту нахождения налогового органа без выезда (камеральная проверка), так и по месту нахождения налогоплательщика (выездная).

Таблица: отличия камеральных и выездных проверок

Камеральная (ст.88 НК РФ)

Выездная (ст.89 НК РФ)

По месту нахождения налогового органа (без выезда)

На территории (в помещении) нахождения налогоплательщика: по юридическому или фактическому адресу

Подача налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и иных документов в инспекцию

Решение руководителя (его заместителя) налогового органа

В течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации (расчета)

У одного налогового органа (если отдельная самостоятельная проверка одного филиала/представительства) – не более 1 проверки в течение календарного года по одним и тем же налогам за один и тот же период

В отношении одного налогоплательщика (филиала/представительства при комплексной проверке) – не более 2 проверок в течение календарного года (исключение: решение руководителя налогового органа)

Не более 2 месяцев (может быть продлена до 4 месяцев, в исключительных случаях – до 6 месяцев)

Ошибки в налоговой декларации (расчете), противоречия или несоответствия сведений декларации и иных документов (или сведений налогового органа)

Правильность исчисления и своевременность уплаты налогов Период до 3 календарных лет до года, в котором проводится проверка

Полномочия представителей ФНС

Истребование пояснений (пояснительной записки) налогоплательщика (иные документы могут быть представлены только по усмотрению плательщика), а также документов, подтверждающих право на налоговые льготы

Ознакомление с налоговой отчетностью плательщика по месту его нахождения (доступ на территорию, в помещения, хранилища), истребование документов, относящихся к предмету проверки

Осмотр помещений и территорий

Выемка документов и предметов – на основании постановления, утвержденного руководителем налогового органа

Привлекать эксперта (специалиста) для участия в проведении проверки

Акт проверки (в случае выявления нарушений) – в течение 10 дней с окончания

Справка о проведении проверки (составляется в последний день проверки)

Акт налоговой проверки (в течение 2 месяцев со дня составления справки)

Принципы отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок

Критерии и порядок отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок установлены Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, установленной Приказом ФНС России от 30.05.2007 года № ММ-3-06/333. Указанная Концепция определяет единый подход к планированию выездных проверок, указывает лишь на общие критерии отбора налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок.

Так, согласно Концепции, вся поступающая в налоговый орган информация о налогоплательщиках должна подвергаться постоянному тщательному всестороннему анализу.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Читайте так же:  Муж воспользовался имущественным вычетом

На основе полученных сведений проводится предпроверочный анализ финансово-экономических показателей их деятельности, который складывается их нескольких уровней:

— анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;

— анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;

— анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;

— анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

Для оценки целесообразности выездной проверки налоговый орган должен объективно оценить все выявленные критерии рисков деятельности плательщика в совокупности. Если налоговый инспектор усмотрел схему ухода от налогообложения в деятельности плательщика, он включает плательщика в план выездных проверок.

В случае выбора объекта для проведения выездной налоговой проверки налоговый орган также определяет целесообразность проведения выездных налоговых проверок в отношении контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика.

Самостоятельная оценка рисков

Концепция устанавливает критерии, с помощью которых налогоплательщик может самостоятельно оценить вероятность попадания в план выездных проверок:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Практика ФНС: низкая налоговая нагрузка допустима для вновь созданных организаций в течение первых 3 лет деятельности. Даже если такие налогоплательщики попадают в список выездной проверки, санкции в случае нарушения им законодательства о налогах и сборах обычно не применяются.

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов (более 5 лет подряд).

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период (более 89%).

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) – более 84%.

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). Также в критерий включаются случаи ведения плательщиком договорной деятельности с посредниками (контрагентами), имеющими признаки «проблемных»: нет контакта с исполнительными органами этих лиц, признаки «фирм-однодневок», нет информации о них в СМИ и интернете, товары, работы или услуги у них приобретаются по завышенным ценам и т.д.

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Представители налоговых органов поясняют, что на практике выездная налоговая проверка (или хотя бы предпроверочный анализ финансово-экономических показателей) проводится строго в обязательном порядке только в трех случаях: подача налогоплательщиком заявления о ликвидации, поступление жалобы от третьего лица о нарушении плательщиком налогового законодательства и «миграция» между налоговыми органами (даже единоразоавя).

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

Плательщик может избежать проведения в отношении него выездной проверки просто путем предоставления в налоговый орган пояснительных документов. Так, в случае получения уведомления налогового органа о несоответствии сведений в представленной декларации плательщик должен подать уточненную декларацию с пояснительной запиской. На практике, уточненная декларация не исключает возможность проверки, но проверка проводится камеральная, а не выездная.

На практике добровольное ведение предметной переписки с налоговым органом, телефонных или личных переговоров с должностными лицами ФНС чаще заканчиваются в положительном ключе, чем если бы это было молчаливое бездействие плательщика.

Выездная проверка: порядок проведения, полномочия инспектора, права и обязанности плательщика

План выездных проверок, скорее всего, относится к сведениям, составляющим налоговую тайну, хоть это прямо не указано в законе.

«Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок – открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения. Данный процесс носит открытый характер. Налогоплательщик, соответствующий таким критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок», — гласит официальный сайт ФНС России. Однако, списки плательщиков, в отношении которых назначены выездные налоговые проверки, никогда не разглашаются и не размещаются в открытом доступе.

За пять дней до проведения проверки налоговый орган уведомляет самого плательщика о проведении в отношении него проверки (Уведомления о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, утв. Письмом ФНС от 8 октября 2010 г. № АС-37-2/12931).

Читайте так же:  Возврат процентов по ипотеке супругами одновременно

Получив уведомление, налогоплательщик обязан ко дню и времени проведения выездной проверки обеспечить доступ представителей налогового органа на территорию и в помещения, где ведется его деятельность и хранится бухгалтерская документация. В случае, если плательщик не обеспечит доступ на территорию или иным образом будет препятствовать проведению проверки представители налогового органа вправе составить акт о противодействии проведению налоговой проверки (необеспечению права должностных лиц ознакомиться с подлинниками документов). Экземпляр такого акта вручается представителю организации под роспись (в случае отказа от подписания акта в нем делается соответствующая пометка).

Плательщик вправе требовать у представителей налогового органа предоставления ему служебных удостоверений и решения налогового органа о проведении выездной налоговой проверки, в случае их непредоставления он вполне правомерно может запретить визитерам проходить на территорию и в помещения, где ведется его деятельность.

Обычно выездная комиссия состоит из 1-3 должностных лиц налогового органа.

По результатам проверки должностные лица составляют акт налоговой проверки, в котором отражаются все существенные сведения о проведенной проверке (ч.2 ст.100 НК РФ). В течение 5 дней с вынесения указанный акт вручается под расписку плательщику, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю, либо направляется по почте заказным письмом на адрес местонахождения организации или жительства физического лица. В последнем случае датой вручения акта будет шестой день с даты отправки письма.

В случае если плательщик не согласен с фактами, отраженными в акте налоговой проверки, он вправе в течение 15 дней с момента получения акта представить в налоговый орган по месту его нахождения письменные возражения (по акту в целом или по его отдельным положениям), с приложением по усмотрению плательщика подлинников или копий документов, подтверждающих его возражения.

После предоставления плательщиком возражений (или истечения срока для их представления), руководитель налогового органа обязан в 10-дневный срок рассмотреть акт налоговой проверки и возражения, а также иные материалы налогового контроля, и принять решение о привлечении плательщика к ответственности либо об отказе в привлечении лица к ответственности.

Лицо должно быть извещено о времени и месте рассмотрения материалов. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки (за исключением случаев, когда участие лица было признано руководителем (заместителем) налогового органа обязательным). При рассмотрении материалы налоговой проверки оглашаются и исследуются в полном объеме.

Решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено. Если плательщик обжалует данное решение в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган, срок вступления в силу продлевается до принятия удовлетворительного решения вышестоящим органом. Порядок и последствия апелляционного обжалования установлены статьей 101.2 НК РФ.

Следует отметить, что с момента вынесения решения о привлечении к ответственности руководитель налогового органа вправе вынести решение о принятии обеспечительных мер в отношении имущества налогоплательщика, которое вступает в силу немедленно с момента его вынесения. Сюда включаются арест недвижимого имущества плательщика, транспортных средств, готовой продукции, сырья и материалов, арест расчетных счетов.

Камеральные и выездные налоговые проверки — сравнение

Основание для проведения проверок

Для камерального контроля никаких особых оснований не требуется. Он проводится в отношении каждого налогоплательщика, после сдачи отчетности.

Выездная проверка происходит только для налогоплательщиков, вызывающих интерес со стороны ИФНС, по следующим причинам:

  • в отчетности на протяжении длительного срока отражаются убытки;
  • начисление налогов меньше, чем в среднем по отрасли;
  • большие вычеты или льготы по НДС;
  • уровень расходов превышает доходы;
  • низкая зарплата у персонала;
  • низкая рентабельность;
  • ведение деятельности с высоким налоговым риском;
  • неоднократная смена инспекций;
  • пренебрежение запросами ИФНС.

Основанием для выезда инспекторов является распоряжение руководителя. Такие мероприятия могут быть плановыми и внеплановыми.

Сроки проведения проверок

«Камералка» проводится в течение трех месяцев с момента подачи декларации. При выявлении нарушений она может быть дольше 3х месяцев.

Срок выездной проверки установлен НК РФ и равен двум месяцем со дня принятия решения о проведении контроля. При необходимости этот период может быть продлен до 6 месяцев, а в исключительных случаях до 1 года.

По каким критериям различаются КНП и ВНП

Основные различия между камеральными и выездными налоговыми проверками, помимо сроков и места проведения контрольных мероприятий состоят в объеме представленных сотрудникам ФНС полномочий:

Во время ВНП у проверяющих лиц есть возможность воспользоваться альтернативными источниками и способами получения информации. Например, данные об имуществе предприятия могут быть подтверждены результатами инвентаризации и осмотра помещений и документов.

Перечень информации, который может быть истребован при КНП, указан в ст. 88 НК РФ. По общему правилу представляется только декларация. При выявлении несоответствий налогоплательщик дополнительно подтверждает правомерность заявленных вычетов и льгот, правильность расчетов пояснениями, приложениями к декларации и документами по его усмотрению (пп. 3, 4, 7 ст. 88 НК РФ).

При ВНП могут изучаться:

  • налоговая отчетность;
  • учредительные документы;
  • договоры, лицензии, приказы;
  • регистры бухгалтерского учета, первичные учетные документы и т. д.

Список не является закрытым (п. 5.1 письма ФНС РФ от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Проведение ВНП может быть приостановлено на время получения ответов от третьих лиц, проведения экспертизы, осуществления перевода документов. На течение КНП сроки представления запрошенной информации и необходимость проведения дополнительных мероприятий и привлечения специалистов не влияют.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ниже приведена таблица сравнения камеральной и выездной налоговых проверок.

Источники

Камеральная и выездная налоговая проверка отличия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here