Какие штрафы выписывает налоговая

Штраф из налоговой? Без паники

За что налоговая штрафует предпринимателей

Сегодня налоговые органы даже за незначительные нарушения назначают штрафы, которые обязательно необходимо оплатить, чтобы не было ещё больших проблем.

Случаев, при которых вас могут ждать штрафы, огромное множество, но прежде всего это плохая организация бухгалтерского учёта в фирме, из-за чего:

  • налоги и страховые взносы уплачиваются не вовремя;
  • бухгалтерская и налоговая отчётность сдаётся с нарушением сроков или с ошибками.

Чтобы избежать этого, предлагаем вам обратиться к нашим специалистам, которые помогут избежать ошибок в документах и не пропустить важных дат сдачи отчётности и уплаты налогов.

Хотя существуют и другие случаи, в которых налоговая может наложить штрафные санкции:

  • организация уклоняется от уплаты налогов или выстраивает мошеннические схемы с НДС;
  • работодатели используют «серые» схемы выплаты заработной платы, выдавая сотрудникам заработанное в конвертах;
  • при осуществлении некоторых видов деятельности требуется лицензия, а организация о ней не позаботилась;
  • некоторые товары при их продаже или производстве должны быть задекларированы, что своевременно не было сделано;
  • не исправление выявленных в ходе проверки нарушений или отсутствие в течение 10 дней объяснений, почему их нельзя устранить и др.

Представляем пояснения

Если не составить пояснения либо представить не вовремя, то компанию могут оштрафовать на 5 000 руб., а при повторном нарушении в течение года — на 20 000 руб. (ст. 129.1 НК РФ).

Кроме того, непредставление пояснений (сведений) в установленном формате XML на требование налоговиков влечет административную ответственность для должностных лиц компании по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ (постановление Сыктывкарского городского суда (Республика Коми) от 14.11.2017 N 5-3446/2017).

Какая за это бывает ответственность

НК РФ содержит следующие основания, по которым можно оштрафовать лицо, не ответившее (или ответившее не должным образом) на требование о представлении документов:

  • Ст. 126 «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля».
  • Ст. 129.1 «Неправомерное несообщение сведений налоговому органу».

Ответственность по п. 1 ст. 126 применима, если нарушение не относится к предусмотренным в НК РФ:

  • ст. 119 (ненаправление в ФНС налоговой декларации);
  • ст. 129.4 (незаконное непредставление уведомления о контролируемых сделках или представление недостоверных сведений о них);
  • ст. 129.6 (непредставление сведений об участии в иностранных организациях);
  • п. 1.1 ст. 126 (непредставление отчетности контролируемой иностранной компании);
  • п. 1.2 ст. 126 (неподача ежеквартального расчета по НДФЛ).

Ненаправление в ФНС в установленный законом срок документации и (или) иных предусмотренных законом данных по п. 1 ст. 126 НК РФ наказывается штрафом в размере 200 руб. за каждый непереданный документ.

По п. 2 ст. 126 НК РФ лицо, отказавшееся направить инспекторам необходимые документы о налогоплательщике или каким-либо другим образом уклоняющееся от этой обязанности (или же направившее бумаги с заведомо неверными данными), будет оштрафовано на 10 000 (фирмы, ИП) или на 1 000 руб. (физлица, кроме ИП). При этом нарушение не должно соответствовать ст. 126.1 (представление документов с недостоверными сведениями) и 135.1 НК РФ (ненаправление банком справок по счетам).

Ст. 129.1 НК РФ также содержит 4 пункта:

  • Пп. 1 и 2 касаются незаконного несообщения (а также сообщения позже установленного срока) провинившимся лицом предусмотренных законом данных, что наказывается наложением штрафа в размере 5 000 руб. (если нарушение единичное) или 20 000 руб. (если нарушение повторяется в течение календарного года). При этом нарушения не должны подпадать под ст. 126 НК РФ.
  • П. 2.1 относится к иностранным организациям, имеющим недвижимое имущество на территории РФ и обязанным сообщать в ИФНС данные о своих участниках.
  • П. 3 предусматривает ответственность для физлиц, не сообщивших налоговому органу данные об имеющихся у них объектах налогообложения (недвижимости и транспорте) при неполучении уведомления об уплате налога.

Таким образом, применимых статей две, причем их формулировки некоторым образом похожи, а вот ответственность по ним совершенно разная.

Налоговая запросила документы: можно ли проигнорировать запрос

Те, кому периодически приходится отвечать на требования налоговиков о представлении документов о своем контрагенте, знают, насколько объемную информацию они порой запрашивают и как непросто в чрезвычайно сжатые сроки, ограниченные 5 днями, выполнить указания.

Однако как бы объемен ни был запрос, игнорировать требования инспекторов нельзя. За неисполнение данной обязанности провинившемуся, как указывается в требованиях, грозит ответственность в виде штрафа. По какой статье и за что можно оштрафовать нерадивого налогоплательщика при встречных проверках? Вопросы очень непростые. Давайте разбираться.

Штрафы по итогам проверок

После того, как сданы декларации и другая отчётность, инспекция в течение трёх месяцев может провести камеральную налоговую проверку (ст. 88 Налогового кодекса). Если будут обнаружены ошибки, то в 10-дневный срок инспекторы должны будут составить акт о нарушениях.

В случае, если это выездная проверка (ст. 89 НК РФ), то на составление акта с зафиксированными налоговыми правонарушениями инспекторам даётся 2 месяца. Выездная проверка производится непосредственно в офисе организации и в редких случаях компанию могут проверять даже дважды за год.

В этих актах должны содержаться факты, которые подтверждают то, что организация не соблюдает установленные законом правила (ст. 100 Налогового кодекса). Всё это должно быть подтверждено соответствующими документами.

Отвечаем на требования налоговиков

Содержание пояснений зависит от того, есть ли в декларации ошибки и насколько они существенны (каков их характер). Поэтому, получив из ИФНС требование о представлении пояснений, проверьте, правильно ли вы заполнили проверяемую декларацию (расчет).

Вариант 1. Декларация заполнена правильно, и налог к уплате не занижен. Тогда в пояснениях укажите, что вы не допустили ошибок при заполнении декларации и оснований для ее исправления нет. Также разъясните, почему выявленные ИФНС расхождения (несоответствия и т.п.) не являются ошибкой (Письмо ФНС от 03.12.2018 N ЕД-4-15/[email protected]).

Например, ИФНС нередко запрашивает объяснение причин несоответствия сумм выручки в отчете о финансовых результатах и декларациях по НДС за тот же год. Это может быть обусловлено тем, что часть ваших операций по реализации товаров (работ, услуг) не облагается НДС.

Вариант 2. Ошибки в декларации есть, но они не привели к занижению налога. Часто такие ситуации вызваны сбоями в компьютерных программах или несоблюдением порядка заполнения декларации.

При таких ошибках можно указать в пояснениях причины допущенных ошибок и тот факт, что они не привели к занижению налога. Вместо пояснений вы можете подать уточненную декларацию, в которой ошибки будут исправлены (п. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ, Письмо ФНС от 03.12.2018 N ЕД-4-15/[email protected]).

Вариант 3. Ошибки в декларации привели к занижению налога.В этом случае вы должны подать в ИФНС уточненную декларацию (п. 1 ст. 81 НК РФ, Письмо ФНС от 03.12.2018 N ЕД-4-15/[email protected]). Представлять пояснения в такой ситуации уже не обязательно. Однако вы можете это сделать, если хотите сообщить ИФНС причины допущенных ошибок.

Читайте так же:  Валютный контроль штраф за нарушение ожидаемого срока

Когда можно не платить штраф?

Исключение делается только в том случае, если физическое либо же юридическое лицо решит обжаловать данное решение в судебном порядке. В таком случае выплатить налоги и штраф нужно будет уже после вынесения решения судом, если он не признает сторону, обвиняемую в неуплате налогов, невиновной.

Налоговые штрафы — ответственность за нарушение налогового законодательства

Какими штрафами теперь грозит компании Налоговый кодекс РФ

Вид нарушения

Размер штрафа

Основание (статья НК)

Организация или предприниматель пропустили сроки подачи в налоговую инспекцию заявления о постановке на учет (например, в течение 1 месяца со дня создания обособленного подразделения). 10 000 руб. ст. 116 Компания или предприниматель ведет деятельность, не встав на учет в ИФНС. 10 % от доходов, полученных в результате незаконной деятельности, но не менее 40 000 руб. Не сообщили в налоговую инспекцию об открытии (закрытии) банковского счета в течение 7 рабочих дней
Утратила силу. — Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ. 5 000 руб. ст. 118 Непредставление в налоговую инспекцию по месту учета в установленный срок налоговой декларации

5 % от неуплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Статья написана и размещена в 2010 году. Дополнена — 10.10.2014

Какие штрафы выписывает налоговая

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Налоговая инспекция выставила требование об уплате штрафа по НДФЛ. К моменту получения требования по телекоммуникационным каналам связи организацией не получены акт камеральной проверки 6-НДФЛ и решение налогового органа о привлечении к ответственности за неправомерное неперечисление в установленный Налоговым кодексом РФ срок сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. Организация заказала в налоговом органе справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам. Только из этой справки организации стало известно о привлечении ее к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ. Впоследствии было выяснено, что акт налоговой проверки и решение о привлечении к налоговой ответственности были направлены налоговым органом по почте заказным письмом на адрес, указанный в ЕГРЮЛ. Фактический адрес нахождения организации был другим. Адрес в ЕГРЮЛ в настоящее время изменен. На момент проведения проверки и отправления акта и решения адрес организации в ЕГРЮЛ еще не был изменен.
Имела ли право налоговая инспекция отправить решение по почте заказным письмом по имеющемуся юридическому адресу в то время, когда уже много лет с ИФНС осуществляется электронный документооборот и вся отчетность и переписка ведутся через каналы связи? Будет ли считаться, что налоговая инспекция должным образом уведомила организацию о рассмотрении материалов проверки, если по телекоммуникационным каналам связи организация ничего не получала? Могла ли налоговая инспекция в данной ситуации по результатам камеральной проверки составить акт, так и не прислав требования о предоставлении пояснений? Можно ли отменить уже вынесенное решение в данном случае?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Налоговый орган обязан был сообщить организации о выявленных ошибках или несоответствиях в расчете 6-НДФЛ и затребовать представления соответствующих пояснений. Если налоговый орган при выявлении ошибок или несоответствий в представленной отчетности не потребует у налогового агента пояснения, а сразу составит акт, это может служить основанием для признания недействительным решения, принятого по результатам налоговой проверки.
Акт налоговой проверки и решение о привлечении к ответственности могут быть направлены организации заказным письмом по почте.
Организация имеет право обжаловать вступившее в силу решение налогового органа.

Обоснование позиции:

Камеральная проверка Расчета 6-НДФЛ

Статьей 123 НК РФ установлена ответственность за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
На основании положений ст. 100.1 НК РФ вынесение решения о привлечении к ответственности по ст. 123 НК РФ возможно только по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (письмо ФНС России от 20.01.2017 N БС-4-11/864).
Расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/[email protected] (далее — Расчет 6-НДФЛ), представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога (п. 1 ст. 80 НК РФ).
В силу положений п.п. 1, 2 ст. 88 НК РФ данные, указанные в Расчете 6-НДФЛ, подлежат камеральной проверке.

Требование о предоставлении пояснений

Акт налоговой проверки

Решение о привлечении к ответственности

Требование об уплате налога, пени, штрафа

Обжалование решения налогового органа

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ);
— Энциклопедия решений. Перечисление налоговыми агентами удержанного НДФЛ в бюджет. Сроки уплаты;
— Энциклопедия решений. Обстоятельства, смягчающие ответственность по ст. 123 НК РФ;
— Энциклопедия решений. Порядок направления требования об уплате недоимки, пеней, штрафа, процентов (адрес, способы передачи);
— Энциклопедия решений. Порядок выставления требования об уплате налога при изменении места учета налогоплательщика;
— Энциклопедия решений. Извещение о рассмотрении материалов налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Камеральная налоговая проверка справок 2-НДФЛ и расчета 6-НДФЛ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

25 августа 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Какой штраф за непредоставление документов по встречной проверке?

Суммы штрафов за неуплату налогов

Размер штрафов за неуплату налогов определяется полностью Налоговым кодексом. В настоящее время определены такие нормативы по выплатам в различных случаях нарушений:

Нормативы по выплатам

Нарушение, обозначенное Налоговым кодексом

Сумма штрафа при неумышленном нарушении (операционной ошибке)

Сумма штрафа при умышленном нарушении

Неуплата или же неполная уплата налога в результате сокрытия прибыли или других неправомерных деяний

До 20% от суммы неуплаченного налога

До 40% от суммы неуплаченного налога

В настоящее время налоговые службы причисляют к умышленной неуплате налогов не только представление декларации с заведомо неправильными данными или же отказ от предоставления такого документа вовсе, но и сотрудничество с фирмами-однодневками. В том случае, если виновный в укрывательстве налогов будет настаивать на том, что не провел должную проверку контрагентов, и только по этой причине с ними связался, данный факт не будет рассматриваться как смягчающее обстоятельство.

Обращаем ваше внимание на то, что и размер штрафов и сам факт нарушения должен быть установлен налоговой службой непосредственно в ходе проверки. Если же такой проверки проведено не было, назначение штрафа можно считать необоснованным, и следует обжаловать в судебном порядке.

Оплата штрафов за неуплату налогов должна будет производиться в течение 10-ти дней с момента формирования официального определения по такому штрафу.

Как избежать штрафа

Для того, чтобы уберечься от штрафных санкций или хотя бы свести их к минимуму, нужно иметь очень весомые обстоятельства. Эти обстоятельства, которые могут повлиять на тяжесть налоговой ответственности, прописаны в ст. 112 Налогового кодекса Российской Федерации. В этот список входят, например, тяжёлые материальные или личные обстоятельства, или принуждение посторонними лицами к совершению нарушения.

Перечень является открытым и допускает, что могут произойти и иные события, которые суд или уполномоченное должностное лицо налоговых органов сочтут смягчающими в конкретном случае.

На своём сайте ФНС указывает примерный список таких обстоятельств:

Если такие обстоятельства будут выявлены, а, главное, доказаны, то размер штрафа должен быть снижен не менее, чем в 2 раза (п. 3 ст. 114 НК РФ). На усмотрение налоговых органов или суда, штраф может быть уменьшен и более, чем в 2 раза.

Но ещё раз повторимся, наличие всех этих смягчающих обстоятельств организации ещё нужно будет доказать. Поэтому собирайте подтверждающие документы и просите свидетелей вам помочь.

Как оспорить наложенный штраф

Но иногда инспекторы ошибаются и штрафные санкции накладывают на вас за то, чего вы не делали. В этом случае придётся отстаивать свою невиновность в вышестоящей инстанции или в Арбитражном суде (ст. 137 НК).

Существует определённый порядок обжалования неправомерных или ошибочных штрафов. И для начала необходимо попробовать урегулировать вопрос в досудебном порядке. Для этого необходимо составить документ, в котором чётко должно быть указано чего вы хотите и почему считаете, что должно быть так.

С заявлением нужно пойти сначала в свою налоговую инспекцию, на учёте в которой состоит ваша организация или ИП. Если реакции от инспекторов вы не дождались, то следует обращаться в территориальное Управление ФНС.

Управление наделено полномочиями как полностью отменить незаконное решение, так и сократить сумму взыскания. Заявление будет рассматриваться в течение 1 месяца, и на время разбирательства наложенные на фирму штрафные санкции будут приостановлены.

Если отказали и в этом случае, то остаётся только один путь — в Арбитражный суд. Особенно это актуально, если суммы штрафов являются значительными для налогоплательщика, ведь размер штрафа составляет как минимум 20% от просроченной задолженности. А если организацию обвинят в уклонении от уплаты налогов, то размер штрафов может увеличиться вдвое.

Иск к налоговой инспекции должен содержать внятно изложенные обстоятельства дела, жалобу на неправомерные действия инспекторов и, конечно, смягчающие обстоятельства с доказательствами.

На то, чтобы обратиться в суд, у предпринимателя есть один год с момента, когда был выписан штраф. А срок исковой давности составляет три года.

Не торопитесь платить штрафы

Рекомендации бывшего налогового инспектора

Каждый бухгалтер знаком с проверками, проводимыми налоговой инспекцией. Иногда много сил и времени приходится тратить на то, чтобы доказать налоговикам неубедительность тех или иных фактов, изложенных в акте. Еще сложнее порой обЪяснить инспекторам то, что штрафные санкции применены неправильно. Стоит ли «обивать пороги» налоговой инспекции или лучше попытаться разрешить спор в судебном порядке?

Общий порядок проведения камеральных и выездных проверок налоговыми инспекциями закреплен в Налоговом кодексе. Этим документом руководствуются специалисты МНС России при определении вида проверки, порядка и сроков ее проведения, а также при применении налоговой ответственности по ее результатам. К сожалению, довольно часто налоговики «забывают» о кодексе. Сплошь и рядом они результаты проверок оформляются неправильно, а организации привлекают к уплате штрафных санкций.

О каких же положениях НК РФ должен помнить бухгалтер, чтобы избежать произвола налоговиков и уверенно отстаивать интересы организации в случае необходимости?

Видео (кликните для воспроизведения).

Штраф по камеральной проверке?

Камеральная проверка — это проверка правильности исчисления налогов по представленным налоговым декларациям и расчетам. Она проводится в налоговой инспекции в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации или расчета.

По истечении этого срока камеральные проверки не проводятся. Другими словами, если прошло больше трех месяцев, то, несмотря на выявленную ошибку, инспекторы не могут начислить налог и привлечь организацию к налоговой ответственности. Об этом говорится в статье 88 НК РФ. Казалось бы, налоговики должны знать положения Налогового кодекса лучше всех, однако на практике они довольно часто нарушают нормы и штрафуют организации по истечении установленного срока.

Если инспектор пытается вручить бухгалтеру организации решение о привлечении к налоговой ответственности с предЪявлением требования об уплате налога, штрафных санкций и пени, лучше этот документ не получать и не подписывать. Мотивировать отказ нужно тем, что сроки проведения камеральной проверки прошли.

Инспектор вынужден будет согласиться с таким доводом, и организацию минует «налоговая кара». Если же по-доброму договориться не получится и инспекция все же обратится в суд, иск наверняка будет отклонен. Сложившаяся арбитражная практика подтверждает это. Например, решением Арбитражного суда г. Москвы от 30 июня 2001 года налоговой инспекции отказано в удовлетворении иска о взыскании штрафа в размере 43 850 рублей по результатам камеральной проверки в связи с истечением срока ее проведения.

Вообще правомерность штрафных санкций по камеральной проверке вызывает сомнение даже в том случае, если проверка проведена в установленные сроки. В той же 88 статье НК РФ говорится о том, что на суммы доплат по налогам, выявленным по результатам камеральной проверки, налоговая инспекция направляет требование об уплате суммы налога и пени. О том, что при этом должно выписываться решение о привлечении к налоговой ответственности, в кодексе нет ни слова.

Оформляя такое решение, инспекции руководствуются разработанным МНС России внутренним регламентом проведения камеральных проверок, которым предусмотрена форма решения о привлечении к налоговой ответственности. Кроме того, штрафуя за занижение налога по результатам камеральной проверки, налоговики ссылаются на статью122 НК РФ. При этом они утверждают, что для наложения штрафа достаточно установить факт неуплаты или неполной уплаты суммы налога, а какой проверкой он установлен, камеральной или выездной, не важно.

Однако арбитражные суды придерживаются другой позиции. В постановлениях от 23 октября 2000 г. N КА-А41/4820-00 , от 14 мая 2001 г. N КА-А41/2195-01 и от15 мая 2001 г. N КА-А41/2272-01 ФАС Московского округа признал неправомерными действия налоговых инспекций о взыскании налоговых санкций за неуплату или неполную уплату налога, выявленную камеральными проверками. Суд указал, что привлечение организаций к ответственности по камеральной проверке противоречит сути этой процедуры и не предусмотрено статьей 88 НК РФ.

љТаким образом, используя положения статьи 88 НК РФ и сложившуюся арбитражную практику, штрафы можно не платить, даже если налоговики будут на этом настаивать.

Напомним и еще об одном моменте. Если налоговый инспектор обнаружил ошибку по истечении трех месяцев после представления декларации, в связи с чем утратил право выписать организации требование на уплату налога и пени, то «добрать» эти суммы он может по итогам выездной налоговой проверки. Чтобы этого не случилось, до такой проверки нужно успеть составить уточненный расчет и сдать его в инспекцию вместе с уплаченной суммой налога и пени.

Выездная проверка вдобавок к камеральной

Выездные налоговые проверки проводятся после камеральной. Налоговики стараются проводить их не реже одного раза в два года, как рекомендует МНС России. Однако, если по результатам камеральной проверки выявлены серьезные нарушения, назначается внеплановая выездная проверка.

Выездная проверка проводится по первичным документам, журналам-ордерам и другим бухгалтерским регистрам непосредственно в организации. Основанием для ее проведения является решение руководителя налоговой инспекции. Только имея этот документ, инспектор вправе начать проверку. Поэтому, если в организацию пришли с проверкой, нелишне узнать, есть ли такое решение. Об этом решении должен знать руководитель организации. Более того, он должен расписаться в этом документе. С содержанием решения следует ознакомиться и бухгалтеру. Желательно сделать это до того, как решение попадет на подпись к руководителю. Ведь не секрет, что, хотя акт по результатам проверки подписывает руководитель организации, всю ответственность за нарушения, изложенные в нем, несет бухгалтер. Если по отдельным положениям акта возникнут разногласия, то отстаивать интересы организации в инспекции также придется ему.

В решении написано, за какой период и по каким налогам проводится проверка. Организация проверяется за три предшествующих календарных года (ст. 87 НК РФ). Если предприятие не проверялось более трех лет, то непроверенные периоды «выпадают» и документы за это время представлять не надо. Также из решения можно узнать, не будут ли повторно проверяться налоги, которые были проверены раньше.

Статьей 87 НК РФ налоговым инспекциям запрещено проводить повторные выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным за уже проверенный налоговый период.

Выездная налоговая проверка продолжается не более двух месяцев за исключением случаев, предусмотренных статьей 89 НК РФ. В ней говорится об увеличении продолжительности выездной налоговой проверки до трех месяцев по решению регионального УМНС России или при наличии у предприятия филиалов и представительств. Определить этот срок можно и по дате подписания решения. Обычно оно выносится за один день до начала проверки.

Все нарушения, выявленные выездной налоговой проверкой, описываются в акте. В заключение указываются налоговые санкции, которые инспектор предполагает применить по итогам проверки. Акт вручается руководителю организации не позднее двух месяцев с момента составления справки о проведенной проверке.

Получив акт, бухгалтер узнает, какие нарушения выявлены, сколько налогов начислено и какую сумму штрафа заплатит организация. Если бухгалтер не согласен с фактами, изложенными в акте, а также считает, что налоговые санкции начислены неверно, то он вправе представить письменные разногласия по отдельным положениям или по акту в целом. На это дается две недели. Если в течение этого срока разногласия не представляются, налоговая инспекция выносит решение о привлечении организации к налоговой ответственности.

Зачастую инспектор начисляет налог и штрафы из-за того, что бухгалтер не представил необходимые документы (хотя в наличии они есть). Это возможно в тех случаях, когда бухгалтер не знает о том, что тот или иной налог будет проверяться, а инспектор не напомнил ему об этом. Подобную оплошность можно исправить, представив разногласия, а вместе с ними и нужные документы. В таких случаях инспекторы идут навстречу налогоплательщикам неохотно, а порой и вообще отказываются принимать документы, ссылаясь на то, что проверка закончена. Тем самым они нарушают статью 100 НК РФ.

Пункт 5 статьи 100 НК РФ разрешает организации прилагать к письменному обЪяснению (возражению) или в согласованный срок передавать в налоговую инспекцию документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы, по которым акт проверки не подписан.

Но до суда на основании вынесенного решения инспекция начислит предприятию налоги и штрафы по акту выездной проверки. Если нет уверенности в том, что суд примет сторону организации, налоги лучше заплатить, ведь на них начисляются пени. А вот со штрафными санкциями можно подождать. Организации это ничем не грозит, поскольку пени со штрафов не берутся. А для того, чтобы взыскать штрафы (если они не уплачены добровольно), нужно определение арбитража.

Следовательно, есть смысл дождаться решения суда о взыскании штрафных санкций, если такой иск будет инспекцией подан вовремя. По пункту 1 статьи 115 НК РФ на это отводится шесть месяцев со дня составления акта проверки. Если срок пропущен, суд не удовлетворяет иск налоговиков. На этом основании постановлениями ФАС Московского округа от 19 ноября 2001 г. N КА-А41/6751-01, от 26 ноября 2001 г. N КА-А40/6824-01 и от 15 февраля 2002 г. N КА-А41/395-02 инспекциям отказано во взыскании штрафных санкций.

Кроме того, в суде есть возможность доказать, что те или иные штрафные санкции применены неправильно. Особенно это касается штрафов за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и обЪектов налогообложения. Постановлениями ФАС Московского округа от 3 декабря 2001 г. N КА-А40/7096-01 и от 14 декабря 2001 г. N КА-А41/7244-01 налоговым инспекциям отказано во взыскании штрафных санкции по пункту 1 статьи 120 НК РФ. В первом постановлении суд посчитал, что организация оштрафована за неправильное исчисление налоговой базы (отнесение расходов на себестоимость), а не за отсутствие учета этих расходов, как указано в решении ИМНС. Вторым постановлением в иске отказано по той причине, что грубое нарушение правил учета доходов и расходов не привело к занижению налогооблагаемой базы.

В постановлении ФАС Московского округа от 29 октября 2001 г. N КА-А40/6091-01 указал, что организация неправомерно привлечена к ответственности по пункту 2 статьи 120 НК РФ в размере 15000 рублей. Эта ответственность налагается, если на счетах бухгалтерского учета не отражены денежные средства, материальные ценности, нематериальные активы и финансовые вложения. В данном случае организация была оштрафована за непредставление кассовых чеков, хотя расходы и были подтверждены товарными чеками на приобретенные товары.

Камеральная проверка после выездной?

Попытаемся уберечь организации и от еще одного «изобретения» налоговиков. В некоторых налоговых инспекциях сложилась такая практика. Выездная налоговая проверка организации проведена. Однако через некоторое время инспектор находит ошибку в декларациях или из налоговой полиции поступают сведения, по которым нужно провести проверку и начислить налоги. Выездную проверку проводить нельзя, так как статья 87 НК РФ запрещает проводить повторные выездные проверки по одним и тем же налогам за уже проверенный период.

Тогда налоговики проводят так называемые «камеральные налоговые проверки с истребованием документов». При этом они убеждают организации в том, что Налоговый кодекс не нарушается, поскольку срок такой проверки начинается с момента представления запрашиваемых документов. Кроме того, в отдельных случаях, главным образом если проверка проводится по материалам налоговой полиции, инспектор составляет акт камеральной проверки и по окончании принимает решение о налоговой ответственности.

Все это противоречит Налоговому кодексу. Как уже говорилось выше, камеральная проверка проводится в течение трех месяцев с момента представления налоговой декларации, а не дополнительных документов. Акт по результатам такой проверки не составляется. Об этом неоднократно упоминалось в постановлениях ФАС Московского округа (от 20 июня 2001 г. N КА-А41/2935-01 и от 25 июня 2001 г. N КА-А40/3100-01). Решение о привлечении к налоговой ответственности НК РФ также не предусмотрено. Однако работники ИМНСљ игнорируют эти правила. Подписывать акт и получать решение по такой проверке не надо. Даже если налоговая инспекция обратится в суд с иском по такому акту, то во взыскании налогов и штрафов будет отказано.

В заключение хочется посоветовать бухгалтерам не идти на поводу у налоговиков, если они допускают нарушения норм и положений Налогового кодекса и не подписывать незаконные акты и решения. Поверьте, если сегодня бухгалтер докажет свою правоту и продемонстрирует знание основ НК РФ, то завтра налоговый инспектор будет очень осторожен с ним и не предЪявит необоснованных требований. Что касается арбитражных судов, то они все чаще занимают сторону организаций, и число дел, проигранных налоговыми инспекциями, с каждым годом растет.

Динамика рассмотренных арбитражных споров с участием налоговых органов (по данным «Вестника ВАС РФ», N 4, 2002), в процентах:

Требования налоговиков о пояснениях: штрафы, сроки, пример

Как известно, если в процессе «камералки» в налоговой декларации будут выявлены различного рода ошибки, противоречия и несоответствия сведениям, имевшимся у налогового органа, он сообщает об этом налогоплательщику и требует от него представить (в течение пяти дней) необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ). Тем самым реализуется возможность урегулирования потенциально налогового спора.

Причем эти действия налогового органа являются не только правом, но и обязательной процедурой перед составлением акта камеральной налоговой проверки. В статье пойдет речь о том, как ответить на требование ИФНС о дачи пояснений.

Полномочия налогового органа, предусмотренные ст. 88 НК РФ, носят публично-правовой характер, что не позволяет ему произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов (тем более обнаружения признаков налогового правонарушения) обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию (Определение КС РФ от 12.07.2006 N 267-О).

Пунктом 3 ст. 88 НК РФ предусмотрена обязанность налогового органа при обнаружении ошибки в представленных налогоплательщиком документах поставить его в известность для исправления (Определение ВАС РФ от 30.11.2007 N 15699/07).

Таким образом, п. 3 ст. 88 НК РФ установлена обязанность налогового органа направлять налогоплательщику требование о представлении пояснений.

Соответственно, ИФНС может запросить пояснения у вашей организации при проведении камеральной проверки. При выездной проверке инспекторы могут запрашивать пояснения по выявленным нарушениям, чтобы уточнить вашу позицию по ним (Письмо ФНС от 13.08.2014 N ЕД-4-2/16015). Организация так же может представить пояснения и без требования ИФНС, например при подаче уточненной декларации.

Получив электронное требование либо уведомление из налоговой инспекции, бухгалтер должен отправить в ответ подтверждение (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). В противном случае у проверяющих появляется законное основание заблокировать банковский счет (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Квитанцию о получении требования бухгалтер должен отправить в налоговую инспекцию в течение шести рабочих дней после даты получения соответствующего требования (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Как уже было отмечено, требование по камеральной проверке налоговики вправе направить в течение трех месяцев со дня представления декларации (расчета), за исключением случаев, когда требование направлено в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля (в этом случае налоговики могут направить его и за пределами указанного срока).

При этом компания вправе не исполнять требования налоговиков, направленные за пределами трехмесячного срока камеральной проверки (подп. 11 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 88, п. 1 ст. 93 НК РФ). Ответственности по ст. 126 НК РФ не будет.

Однако игнорировать требование рискованно, поэтому в подобных ситуациях нужно ответить на запрос мотивированным отказом со ссылкой на п. 2 ст. 88 НК РФ, разъяснения чиновников и практику высших судов.

Читайте так же:  Управление государственными финансами государственный финансовый контроль

Обратите внимание: если до окончания камеральной проверки компанией представлена уточненная декларация (расчет), камеральная проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной декларации (расчета). Прекращение камеральной проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

В письме от 21.11.2012 N АС-4-2/[email protected] ФНС России разъяснила, что под моментом окончания камеральной проверки следует понимать истечение предусмотренного п. 2 ст. 88 НК РФ трехмесячного срока со дня представления налогоплательщиком декларации либо момент ее окончания, определяемый по дате, указанной в акте налоговой проверки, в зависимости от того, что наступило ранее.

Так какая же статья при встречке — 126 или 129.1?

Проведем небольшой эксперимент. Представим, что вам поступило требование о представлении документации по контрагенту, у которого проходит выездная проверка.

О том, какие бумаги могут быть запрошены в рамках «встречек», читайте в статье «У контрагента налоговики могут запросить любые документы».

Всего было запрошено 500 документов — 250 счетов-фактур и накладные к ним. Вы направили их инспекторам не вовремя. На какую сумму вас оштрафуют? На 5000, 10 000, а может, и на все 100 000 руб.?

Согласитесь, есть над чем подумать. Ведь разница в размерах колоссальная. Причем последняя сумма (штраф 100 000 руб. и даже больше) совершенно реальна: как мы смогли удостовериться, 100 000 руб. — это всего лишь 500 «опоздавших» документов по 200 руб. А если документы проверяют в рамках выездной проверки за несколько лет, большое количество запрашиваемых бумаг — обычная практика. Так что давайте разбираться.

Согласно п. 4 ст. 93 «Истребование документов при проведении налоговой проверки» проверяемое лицо, отказавшееся направить в ФНС запрашиваемую документацию в ходе налоговой ревизии или направившее ее налоговикам позже установленного НК РФ срока, считается нарушителем, которому придется отвечать по ст. 126 НК РФ.

Читайте так же:  Аижк возврат процентов по ипотеке

Если же мы обратимся к п. 6 ст. 93.1 НК РФ «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках», то увидим следующую формулировку: отказ лица от направления в ФНС истребуемых в ходе налоговой ревизии бумаг или направление их с нарушением сроков квалифицируется в качестве нарушения, влекущего наложение санкций по ст. 126 НК РФ. Незаконное несообщение (или сообщение с нарушением срока) требуемой информации также считается нарушением, отвечать за которое придется по ст. 129.1 НК РФ.

Анализируя формулировки данных статей, можно сделать однозначный вывод, что истребование документации в рамках ст. 93 НК РФ относится только к случаям, когда ее запрашивают у налогоплательщика, которого непосредственно проверяют. Формулировка же ст. 93.1 НК РФ указывает на ситуации, когда бумаги запрашивают не у проверяемого лица, а у того, кто имеет какую-либо информацию о проверяемом или конкретной сделке. А это как раз и есть встречные проверки.

Отсюда следует, что за непредставленную для встречки информацию штрафуют по ст. 129.1 НК РФ на сумму от 5000 до 20 000 руб., а за документы — по ст. 126 НК РФ, но вот по какому пункту? Читаем статью и становится понятно, что ответственность при «встречках» может наступить только по п. 2 (это 10 000 руб. штрафа), но никак не по п. 1, поскольку именно в п. 2 этой статьи говорится о запросах данных о плательщике. Что касается п. 1 ст. 126 НК РФ, он применим в том случае, если документы запрашивались непосредственно у самого проверяемого лица. Так что штрафа, рассчитанного исходя из 200 руб. за документ, при «встречках», конечно же, быть не может.

Читайте так же:  Выборочная налоговая проверка

О мнении главного налогового ведомства смотрите в нашем материале «ФНС рассказала, как штрафуют за непредставление документов по «встречкам»».

В каких случаях назначаются штрафы налоговой

Дополнительно предусмотрено законом покрытие невыплаченных налогов, штрафов пеней. Она может быть назначена в том случае, если в ходе проверки был установлен факт сокрытия выручки или же несвоевременной выплаты налоговых взносов, по результатам разбирательства был назначен штраф, сроки выплаты такого штрафа были оговорены с представителями компании и документально зафиксированы (в том числе, если такая фиксация была проведена в рамках судебного решения), однако фирма (или частное лицо) так и не внесла суммы по уплате налогов, а также штраф. Пеня в таком случае будет начисляться за каждый день просрочки.

В том случае, если штраф за налоговую декларацию, а также начисленная сумма пени по такому штрафу так и не будут своевременно выплачены, данное взыскание может быть заменено тюремным заключением. Однако такая санкция назначается достаточно редко и применима только к лицам, совершившим наиболее серьезные нарушения налогового законодательства.

Как представить пояснения

К пояснениям можно приложить выписки из учетных регистров и другие документы, подтверждающие доводы, которые вы приводите в пояснениях (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Если истребованные при камеральной проверке декларации пояснения или уточненная декларация не представлены в ИФНС в пятидневный срок, на организацию наложат штраф 5 000 руб. За повторное нарушение в течение календарного года штраф составит 20 000 руб. (п. п. 1, 2 ст. 129.1 НК РФ).

Срок исполнения требования

Подать пояснения или внести исправления в представленную декларацию компания должна в течение пяти рабочих дней после даты получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Читайте так же:  Имущественный вычет на детей

На представление документов компании отводится 10 рабочих дней после даты получения такого сообщения из ИФНС (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Пример

Ответ на требование N 5/53 от 06.08.2018 о наличии высокой доли вычетов в налоговой декларации по НДС

Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) N 5/53 от 06.08.2018 поясняет следующее. Высокий удельный вес вычетов в декларации по НДС за II квартал 2018 года обусловлен такими факторами:

1. Основным видом деятельности компании является оптовая продажа и хранение в резервуарах нефтепродуктов. Основной объем закупаемых нефтепродуктов приходится на Санкт-Петербургскую товарно-сырьевую биржу.

В силу сложной экономической ситуации торговля нефтепродуктами была заморожена в период с марта по апрель 2018 года. Торговля возобновилась лишь с мая 2018 года. Поэтому компания приобретала значительное количество нефтепродуктов для последующей продажи, что и обусловило рост вычетов НДС.

2. Цены на нефтепродукты неуклонно росли, а договоры поставки нефтепродуктов были заключены на фиксированные цены. В связи с этим компания в данный период понесла убытки. Кроме того, в связи с неопределенностью на рынке нефтепродуктов сократились объемы продаж.

Из-за снижения покупательского спроса выручка от реализации товаров во II квартале 2018 года снизилась по сравнению с предыдущим кварталом на 35%.

3. В III квартале 2018 года компания планирует увеличить объем продажи продукции путем заключения договора с новыми АЗС. Это должно привести к уменьшению доли вычетов НДС и увеличению облагаемой НДС выручки.

​Штраф за неуплату налогов

Своевременная выплата налогов — обязанность каждого юридического и физического лица, ведущего хозяйственную деятельность. Штраф за неуплату налогов — наказание за невыполнение обязанностей, установленных НК РФ для налогоплательщиков. Невыполнение данной обязанности является правонарушением, за которое может предусматриваться:


  • уголовная ответственность;
  • административное наказание;
  • налоговая ответственность.

Вид ответственности, который предусмотрен в 2020 году за неуплату налогов, зависит от типа нарушения, а также вида субъекта, совершившего такое нарушение. Однако во всех случаях лицо может понести ответственность только одного вида, к примеру, если назначена налоговая или административная, уголовную уже не назначают. Также несение ответственности за неуплату налогов не освобождает физическое или юридическое лицо от необходимости погасить свою задолженность по налогам.

Штрафы налоговой — наиболее распространенная форма взыскания, которая применяется к физическим или юридическим лицам.

Итоги

Если налогоплательщик по каким-либо причинам вовремя не исполнил (или не смог исполнить) требование о представлении документов в рамках «встречки», ему не следует спешить с уплатой предъявленного в этой связи штрафа. Нужно внимательно изучить сложившуюся ситуацию и постараться правильно ее квалифицировать. Возможно, размер штрафа удастся уменьшить в разы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Также лучше не забывать следующее: если запрос налоговиков очень объемен и подготовить документы для встречной налоговой проверки в отведенные законом 5 дней нереально, всегда есть возможность письменно попросить инспекторов увеличить срок сдачи документации (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Однако нужно помнить, что продление срока — это право налоговиков, но не обязанность.

Источники

Какие штрафы выписывает налоговая
Оценка 5 проголосовавших: 1