Какие методы финансового контроля

Методы финансового контроля. Формы финансового контроля

Финансовый контроль — обязательная составляющая бюджетного процесса и часто задействуемая в среде бизнеса процедура. Природа его субъектов разнообразна. Это могут быть государственные, муниципальные ведомства, общественные объединения, аудиторские фирмы. Аналогично, объекты финансового контроля — это предприятия и организации, осуществляющие деятельность в самых разных сферах. Каковы особенности данной процедуры? Каковы критерии классификации финансового контроля?

Для чего нужен финансовый контроль?

Организация финансового контроля необходима предприятиям и организациям с целью обеспечения эффективного задействования ими денежного ресурса, предоставляемого в качестве ассигнований (если речь идет о бюджетных структурах) или же извлекаемого в процессе коммерческой деятельности. Также в ряде случаев данного рода активности используются с целью оценки уровня платежной и налоговой дисциплины субъектов хозяйственной деятельности. Есть различные методы финансового контроля. Российские эксперты выделяют следующий перечень основных:

Рассмотрим сущность каждого из них более подробно.

Проверка как метод осуществления финансового контроля: классификация по БК РФ

Ревизию, которая является методом финансового контроля, считающимся основным, так или иначе следует рассматривать как частный случай проверки. По сути, это комплекс нескольких проверок.

В соответствии с БК РФ (интересно, что эта же классификация применяется налоговиками) проверки подразделяются:

  1. По месту проведения:
    • на камеральные;
    • выездные.

Камеральные проверки осуществляются главным образом на территории нахождения проверяющего лица и предполагают прежде всего изучение им различных документов, предоставленных контролируемым субъектом в плановом порядке или по запросу.


Выездные проверки, в свою очередь, предполагают визит проверяющего лица (лиц) на территорию контролируемого объекта. В рамках такой проверки изучаются не только документы, но и фактическое состояние дел (к примеру, физическое наличие материальных ценностей).

  • Степени связанности контролируемого субъекта с основной задачей проверяющего лица:
    • на прямые;
    • встречные.
  • При прямой проверке основная задача проверяющего связана непосредственно с деятельностью контролируемого субъекта. Истребуются документы и исследуются факты, позволяющие проверяющему получить представление в первую очередь о самом субъекте.

    При встречной проверке конечная цель проверяющего связана с деятельностью другого контролируемого субъекта. Основным смыслом такой проверки будет сопоставление одних и тех же фактов, учтенных у основного субъекта проверки и у проверяемого контрагента. Встречка проводится в целях подтверждения или опровержения тех данных, что были получены при проверке основного субъекта.

    Какие есть методы проведения государственного финансового контроля

    В ст. 267.1 БК РФ дается описание методов государственного финансового контроля. Выделяемые в научной литературе методы негосударственного финансового контроля в целом повторяют классификацию, приведенную в положениях кодекса. Согласно Бюджетному кодексу методами проведения финансового контроля являются:

    1. Проверка.
      Под ней законодатель понимает контрольные действия, связанные с документальным и фактическим исследованием законности отдельных (относящихся к определенному участку или сегменту) финансовых и хозяйственных операций.
    2. Ревизия.
      Под ней подразумевается комплексная проверка ведения субъектом своей деятельности. По существу, это несколько проверок одновременно.
    3. Обследование.
      Согласно БК РФ это общий анализ и оценка положения дел в определенном направлении деятельности контролируемого субъекта. При этом не предполагается акцентированная работа с документальными источниками, а смотрится содержание хозяйственных операций по существу (далее мы подробно рассмотрим, в каких целях).
    4. Санкционирование операций.
      Такой метод, как санкционирование операций, выделяемый в БК РФ, можно рассматривать как частный случай более емкого метода — надзора, под которым следует понимать обеспечение соответствия финансовых и хозяйственных операций, совершаемых контролируемым лицом, всем установленным критериям.

    Кроме того, можно выделить еще один метод — анализ хозяйственной деятельности (то есть оценку результатов деятельности хозяйствующего субъекта по завершении того или иного периода).

    Таким образом, метод финансового контроля — это способ, инструмент (совокупность способов и инструментов), задействуемый лицом, осуществляющим такой контроль. Выбор конкретного метода зависит от цели, поставленной контролерами.

    4) Аудиторский финансовый контроль: его организация, формы и методы

    Независимый финансовый контроль осуществляется аудиторами (аудиторскими фирмами). В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993г. №2263, аудиторская деятельность — аудит — представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

    Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными. Аудиторы могут оказывать также услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства РФ.

    Особенно это важно для предприятий, не имеющих бухгалтерской службы, которые могут поручать на основе договора ведение бухгалтерского учета и отчетности аудиторской организации или соответствующим специалистам.

    Аудиторская деятельность осуществляется наряду с государственным финансовым контролем, проводимым специально уполномоченными органами. Аудиторы, прошедшие аттестации и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

    Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ(1), инициативная — по решению хозяйствующего субъекта

    Читайте так же:  Заполнение второй декларации на имущественный вычет

    Обязательная аудиторская проверка может также проводиться по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда при наличии в производстве возбужденного (возобновлённого производством) уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Обязательной аудиторской проверке подлежат акционерные общества, банки и другие кредитные организации, биржи, брокерские конторы, страховые организации, организации с иностранными инвестициями.

    Аудит представляет собой форму независимого, нейтрального контроля за деятельностью банков и иных кредитных учреждений. Он существует в двух основных формах:

    Внешним аудит банковской деятельности осуществляется на договорной платной основе специализированными аудиторскими организациями, обладающими соответствующей лицензией Центрального банка, или физическими лицами — независимыми частными аудиторами, также получившими лицензию. В целях координации и согласования деятельности аудиторских организаций создаются их различные объединения: ассоциации, палаты и т.д.

    Палаты аудиторского контроля создаются в первую очередь для аттестации аудиторов (выдачи квалификационных удостоверений), регистрации аудиторских организаций, методической помощи, координации и контроля за аудиторской деятельностью. В их функции также входит рассмотрение претензий на некачественное проведение аудита и санкции в отношении аудиторов и аудиторских организаций, не обеспечивающих требуемый уровень финансового контроля.

    Выдача лицензий аудиторам осуществляется по итогам аттестации (сдачи экзамена). При аттестации к аудиторам предъявляются определенные требования: наличие высшего образования, практического опыта работы в области экономики, финансов, учета и права, а также успешной сдачи экзаменов по форме, определенной палатой (советом) аудиторского контроля.

    Порядок осуществления внешних аудиторских проверок. В качестве основных целей внешних аудиторских проверок можно выделить:

    подтверждение достоверности банковской отчетности;

    подтверждение факта соблюдения (несоблюдения) банком установленных нормативных и законодательных требований;

    анализ финансово-хозяйственной деятельности банка;

    подготовка и выдача официального заключения аудиторов, состоящего из двух основных частей: констатирующей и рекомендательной.

    Для реализации указанных целей аудиторы проверяют состояние бухгалтерского учета и внутреннего контроля, устанавливают соответствие финансово-хозяйственных операций законодательству и достоверность отчетности, и в соответствии с заключенным договором аудитор вправе оказать банку также различные услуги по анализу финансово-хозяйственной деятельности, консультации и рекомендации в вопросах учета, отчетности, инвестиций и т.д.

    Проведение аудиторской проверки не должно нарушать нормальной работы банка, для чего разрабатывается программа проведения аудиторской проверки, которая утверждается руководством банка и доводится до сведения ответственных исполнителей. Это необходимо для того, чтобы установить такую очередность и сроки работы аудиторов с документацией банка, которые не нарушали бы ритма работы проверяемых подразделений и служб.

    Методы и приемы финансового контроля

    Государственный ведомственный финансовый контроль

    Осуществляется государственными структурами ведомств, ми­нистерств (контрольно-ревизионными управлениями) в отноше­нии подчиненных организаций и учреждений. На территориаль­ном уровне его осуществляют отраслевые органы территориальной исполнительной власти (например, департаменты образования, здравоохранения). Сюда же относят Федеральную комиссию по фондовому рынку, структуры контроля внебюджетных фондов.

    Эффективность государственного ведомственного контроля ниже вневедомственного из-за внутриведомственной заинтересо­ванности в сокрытии нарушений внутри своего ведомства.

    Негосударственный финансовый контроль можно подразделить на:

    Внутрихозяйственный контроль осуществляется на предприяти­ях и в организациях силами работников: главного бухгалтера, ру­ководителя предприятия, работников бухгалтерии и финансового отдела (дирекции). Объективные условия для эффективности та­кого контроля есть, так как лица, его осуществляющие, знают процессы на предприятии.

    Аудиторский контроль. Сейчас к нему прибегает сама администрация предприятия для налаживания работы внутренних служб и получения консуль­таций, накануне проверок налоговыми органами, для предотвра­щения санкций, то есть проводится внутренний аудит. По закону аудиторский контроль проводится в коммерческих банках, акцио­нерных обществах и других коммерческих организациях. Внеш­ний аудиторский контроль проводит аудиторская фирма, с кото­рой заключен договор. Внутренний (на крупных предприятиях) отдел по аудиту осуществляет контроль над филиалами и отделе­ниями.

    Общественный контроль осуществляли в СССР органы народ­ного контроля, сейчас его проводят:

    • средства массовой информации (для этого необходима глас­ность);

    • профсоюзы (контроль за соблюдением трудового законода­тельства);

    • политические партии (контроль за своими конкурентами);

    • население, которое призывают сообщать соответствующим контрольным органам о замеченных нарушениях.

    Страховок контроль — осуществляется страховыми компания­ми его на стадии заключения и действия контракта, при наступле­нии страхового случая.

    На практике различают следующие методы (способы, прие­мы) осуществления финансового контроля: проверки, обследова­ния, надзор, анализ финансового состояния, наблюдение (мони­торинг), ревизии.

    Проверкапроизводится по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных до­кументов. В случае выявления нарушения финансовой дисципли­ны намечаются меры по устранению их негативных последствий.

    Обследованиепредполагает изучение отдельных аспектов функ­ционирования предприятий, организаций с целью определения его финансового состояния и возможных направлений развития.

    Надзор— это контроль за осуществлением финансовых опера­ций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством. Систематическое и грубое нарушение норм, требований, приводящее к ущемлению интересов партнеров субъекта контроля, влечет за этой в ряде случаев применение санкций, например в виде отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности (операций).

    Анализ финансово-хозяйственной деятельности изучение от­дельных вопросов в целях установления причинно-следственной связи с применением экономико-математических приемов и ста­тистических методов. Используется и для изучения финансо­во-хозяйственного положения предприятия.

    Наблюдение (мониторинг)— это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводить арбитражным судом при установлении признаков финансовой не состоятельности (невыполнений взятых на себя финансовых обязательств) предприятия.

    Ревизия наиболее полный и обстоятельный метод: комплекс­ный контроль за всей финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Это самый результативный метод. Виды ревизии:

    Читайте так же:  Налоги пенсионерам на имущество и землю

    сплошная (вся деятельность); выборочная; тематическая; плано­вая; внеплановая.

    Ревизия начинается со снятия кассы, выведения сальдо по кни­гам бухгалтерского учета. Затем сверяются данные бухгалтерского учета с первичными документами.

    Существуют различные приемы контроля:

    1. Документальный финансовый контроль:

    а) формальная проверка (наличие реквизитов, осуществление исправлений);

    б) юридическая проверка (соответствие операций законода­тельству);

    в) арифметическая проверка (счетная проверка);

    г) встречная проверка (сличение операций с данными контр­агента);

    д) логическая проверка (проверка последовательности опера­ций, финансовых потоков, их размеров).

    2. Фактический финансовый контроль:

    а) инвентаризация (сопоставление фактически наличных мате­риальных ценностей с данными бухгалтерского учета);

    б) экспертная оценка качества;

    в) лабораторный анализ.

    В зависимости от времени проверки выделяют три фирмы фи­нансового контроля:

    1. Предварительный финансовый контроль проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, проектов бюджетов и т.д.
    Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, тем самым предотвращая нанесение прямого или косвенного ущерба деятельности предприятия.

    2. Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задача — своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных
    доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он проводится повседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и установить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    3. Последующий финансовый контроль организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основные его задачи — выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возмещение нанесенного ущерба, привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц, принятие мер по предотвращению случаев нарушения финансовой дисциплины.

    Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 2378 ; Нарушение авторских прав? ;

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Какие есть методы финансового контроля

    Экспертиза

    Методы финансового контроля, регулярно применяемые в России, представлены также и экспертизой. Данный вид активностей представляет собой исследование, которое, как правило, проводится с целью выявления размеров денежных средств и направлений их переводов в рамках операций, проводимых предприятием. В числе ключевых задач экспертизы — сопоставить полученные факты, отражающие содержание финансовых транзакций, с нормами, планами, критериями, установленными на уровне правовых актов или иных распоряжений, имеющих непосредственное отношение к деятельности организации. Данный метод финансового контроля считается аналитиками одним из самых сложных в аспекте практической реализации. Однако, с точки зрения достоверности результатов, он признается экспертами оптимальным.

    Какими бывают виды финансового контроля? Критериев классификации соответствующего вида активностей достаточно много. В российской практике весьма распространено деление финансового контроля на внутренний и внешний. Рассмотрим данный тип классификации более подробно.

    Что такое финансовый контроль

    Прежде чем говорить о методах финансового контроля, рассмотрим, что он собой представляет. Несмотря на то, что в нормативных актах понятие «финансовый контроль» используется довольно активно (например, десятки раз — в положениях Бюджетного кодекса России, в нормативных актах ЕАЭС), официального его определения законодатель не дает.

    В экономической литературе и некоторых судебных актах, например в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2017 № 11АП-6684/2017 по делу № А55-11638/2015, встречается определение, в соответствии с которым под финансовым контролем следует понимать совокупность действий и операций, связанных с проверкой финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, с использованием специфических форм и методов организации контроля.

    В свою очередь, в нормативных актах можно найти описание и форм, и методов финансового контроля. Так, в ст. 45 положения о бюджете ЕАЭС (решение Высшего Евразийского экономического совета от 10.10.2014 № 78) указано, что финансовый контроль по своей форме может быть:

    Таким образом, форма финансового контроля — это его разновидность в привязке к тому или иному этапу ведения финансово-хозяйственной деятельности. Если эта операция еще предстоит (как вариант, должна быть одобрена), проводится предварительный контроль, если она осуществляется — текущий, если завершена — последующий.

    Ревизия является основным методом государственного контроля

    В научной литературе именно ревизия часто именуется основным методом финансового контроля. Это объясняется тем, что:

    1. Ревизию, как правило, проводят наиболее компетентные и имеющие наибольший объем полномочий лица.
    2. Ревизия, как правило, предполагает изучение не только внутренних источников информации проверяемого субъекта, но и внешних. Например, может предусматриваться встречная проверка контрагентов.
      Также наряду с изучением документов предполагается фактическая проверка наличия (комплектности) активов (пассивов), отраженных в этих документах. Например, при инвентаризации — составляющей ревизии — происходит физический пересчет ТМЦ.
    3. Ревизия позволяет оценить деятельность проверяемого объекта в целом.

    То есть если проверка может показать эффективность (или неэффективность) деятельности объекта по одному направлению (например, в части ведения первичной документации), то ревизия позволяет понять, можно ли назвать соответствующим необходимым критериям объект в целом.

    Обследование как метод финансового контроля

    Еще одним методом проведения финансового контроля является обследование. Оно как самостоятельный метод имеет единственную цель — установить степень целесообразности инициирования собственно проверки (обычной или ревизии). В рамках обследования не только изучаются документы, но и применяются иные способы сбора информации, например:

    И это далеко не исчерпывающий спектр инструментов, характеризующих обследование, — на практике их может быть намного больше.

    В свою очередь, проверка и ревизия как обособленные методы финансового контроля имеют, как правило, не слишком много общего с указанным инструментарием. Но при ревизии такие методы, как опрос и интервьюирование (причем подчас даже более детальные, чем при обследовании), вполне практикуются.

    Читайте так же:  Торговые сборы в россии

    Все указанные действия могут производиться в плановом или внеплановом порядке. При этом обследование может быть:

    1. Камеральным, когда проверяющее лицо:
      • запрашивает у проверяемого документы (которые отправляются или привозятся);
      • обращается к опрашиваемому, анкетируемому или интервьюируемому представителю контролируемого объекта дистанционно (например, по телефону или через интернет).
    2. Выездным, когда проверяющий лично приезжает на территорию объекта, чтобы:
      • более детально изучить документацию;
      • поговорить с представителями проверяемого лица (или лично посмотреть, как идут дела на его территории в целом).

    Санкционирование — еще один классифицированный в БК РФ метод государственного финансового контроля — является очень специфичным.

    Проверка

    Проверку как метод финансового контроля российские эксперты также относят к категории ключевых. Его сущность — в изучении областей деятельности предприятия, которые связаны с необходимостью следования актуальным нормам финансового законодательства. То есть каких-либо нарушений правил, изложенных в нормативных актах, именно в такого типа структурах быть в принципе не должно. Как и в случае с анализом, данный метод часто применяется в бюджетной сфере. Органы финансового контроля, которые могут участвовать в проверке, в ряде случаев представлены высшими исполнительными ведомствами — такими как, например, Счетная Палата России. Вместе с тем данный инструмент также характерен и для банковской отрасли. Так, например, самые популярные методы финансового контроля, применяемые ЦБ РФ в отношении коммерческих кредитно-финансовых организаций, включают в себя именно проверку.

    Рассматриваемый инструмент на практике регулярно задействуется налоговиками. Так, например, контроль финансовой деятельности организаций в аспекте платежей в казну ФНС России осуществляет посредством камеральных или же выездных проверок. Существуют самые разные категории активностей рассматриваемого типа. Так, есть проверки тематические, встречные. По критерию срочности они могут быть плановыми или же инициированными вне предварительных графиков.

    Такой метод финансового контроля, как проверка, обычно сопровождается оформлением некоторого документа, отражающего результат проведения соответствующего мероприятия. Часто это акт, отражающий перечень выявленных нарушений — например, в аспекте налоговых платежей. Исследовав этот документ, руководитель территориального подразделения ФНС, если речь идет об этом ведомстве, может принять решение применить в отношении организации, допустившей нарушение, предусмотренные законом меры ответственности.

    Внешний контроль

    Внутренний контроль — вид активностей, в проведении которых в большей степени заинтересована сама организация. Вместе с тем, как в государственной сфере, так и в частной, в аспекте исследования финансовой составляющей деятельности тех или иных хозяйствующих субъектов часто задействуется также и инструментарий со стороны организаций, юридически независимых от исследуемой. Если рассматривать основные виды финансового контроля, то, наряду со внутренним, полезно исследовать также и аспекты, отражающие особенности внешнего.

    Отметим, что критериев классификации такого типа активностей в российской экспертной среде достаточно много. Некоторые специалисты выделяют в отдельную категорию государственный финансовый контроль, осуществляемый ФНС и другими ведомствами, а наряду с ним — деятельность частных структур, чаще всего выражаемую в форме аудита. То есть критерий классификации здесь — принадлежность субъектов контроля к государственным структурам или же к частным организациям.

    Есть эксперты, которые подразделяют внешний контроль на добровольный и принудительный. Касательно первой категории — рассматриваемого типа исследования проводятся по инициативе компании. Чаще всего это уже отмеченный аудит, проводимый практически всегда частными организациями. Но возможны сценарии, при которых также и государственный финансовый контроль может проводиться на добровольных началах. Например, законодательством РФ закреплена процедура банкротства фирм, а по итогам недавних поправок в законы — также и физлиц. Инициировать ее может на вполне добровольных началах сам субъект хозяйственной активности, в результате чего открывается дело о банкротстве под контролем государственных органов — судов.

    Принудительный финансовый контроль — это, как правило, налоговые проверки, которые делятся на два основных типа — камеральные и выездные. Первые считаются менее сложными и глубокими в аспекте исследования финансовой составляющей деятельности организаций. Вторые, соответственно, предполагают достаточно разностороннее исследование документов и процедур, отражающих функционирование субъекта проверок.

    Мониторинг

    Осуществление финансового контроля может базироваться на методе мониторинга. Его сущность предполагает, главным образом, ознакомительную работу субъекта контроля со спецификой деятельности его объекта.

    На основе метода мониторинга возможны некоторые предварительные выводы, касающиеся эффективности использования предприятием или организацией финансового ресурса, однако глубокого исследования каких-либо процессов, отражающих управление денежным ресурсом, как правило, не проводится.

    Финансовый контроль: исследование изнутри

    Что такое внутренний финансовый контроль? Это система или же инициированная на время проведения соответствующего исследования структурная единица на предприятии, ответственная за проверку деятельности фирмы на предмет исполнения решений в области управления финансовыми потоками. Цель внутреннего контроля — выявление возможных ошибок со стороны отдельных сотрудников фирмы в аспекте обеспечения соответствия выполняемой работе принятой финансовой стратегии организации. В ряде случаев — обнаружение намеренных, обусловленных поиском личной выгоды действий, которые нежелательны с точки зрения устойчивости бизнес-модели компании.

    Внутренний финансовый контроль — явление, характерное также и для государственных структур. Часто он проводится на уровне отдельных ведомств. Цель — проверка деятельности отдельных структур, формирующих собой тот или иной орган, на предмет эффективного освоения бюджетных средств и отсутствия нарушений релевантного законодательства.

    Осуществление внутреннего контроля часто предполагает создание в структуре компаний (если вести речь о сфере частного бизнеса) подразделений, непосредственно специализирующихся на соответствующем виде активностей. Каким образом подобные единицы формируются в компаниях?

    Читайте так же:  Как узнать график выплаты дивидендов

    Как правило, на предприятиях создается независимая от других внутренних структур служба финансового контроля. Процесс ее формирования обычно состоит из следующих этапов.

    Во-первых, это определение перечня ключевых показателей, отражающих эффективность тех или иных финансовых операций или же соответствие их нормам, определенным на уровне закона, а также элементам стратегии, принятой на предприятии.

    Во-вторых, это система интерпретации ключевых показателей. Одно дело — выявить некие цифры, отразить в отчетах некие данные, другое — корректным образом соотнести это с задачами контроля, а также, используя прозрачные критерии, оценить с точки зрения соответствия бизнес-модели фирмы.

    В-третьих, это формирование штата специалистов, ответственных за периодическое проведение внутреннего финансового контроля. Есть два основных подхода к решению таких задач. Можно попробовать сформировать соответствующего типа службу на базе уже работающих сотрудников фирмы. Преимущества такого подхода: нет необходимости адаптировать специалистов к особенностям деятельности компании, корпоративной культуре, ключевым аспектам бизнес-модели. Основной недостаток — сотрудникам, уже работающим в фирме, будет достаточно трудно соблюсти нейтралитет и, если это потребуется, строгость в оценке деятельности подразделений компании, где, возможно, работают хорошо знакомые им люди, коллеги. Поэтому во многих фирмах с целью организации службы финансового контроля привлекаются новые сотрудники. Или, что реже, но также практикуется, соответствующая функция организуется по аутсорсинговой модели.

    Обследование

    Современные методы финансового контроля включают такой вид активности, как обследование. Многие эксперты считают его одним из самых распространенных в российской практике. Обследование применяется, как правило, с целью выявления закономерностей, характеризующих какой-либо аспект деятельности предприятия в области управления финансами. С помощью данного метода субъект финансового контроля исследует процессы, отражающие уровень платежной дисциплины организации, а также иные факты, полезные с точки зрения оценки качества управления денежными потоками со стороны предприятия. Обследование включает в себя несколько типичных задач: изучение финансовой документации, источников, отражающих выполнение организацией тех или иных законодательных предписаний, корректность ведения различного рода отчетов и стабильность их предоставления в компетентные структуры.

    Какими бывают ревизии?

    Итак, ревизия является основным методом финансового контроля. Распространена классификация:

    Оба типа ревизии могут проводиться одновременно: данные по документам и по факту сверяются между собой. Более того, в ряде случаев совершенно недопустимо сведение ревизии только к проверке документов — за красивыми отчетами руководство может умело скрывать свои деструктивные действия.

  • Времени проведения:
    • плановая;
    • внеплановая.
  • При этом во многих случаях в рамках плана проведения ревизии заранее определяется не только время визита проверяющих на контролируемый объект, но и его общее содержание. Проверяемые лица в принципе знают, чего ждать, и готовят нужные документы или материальные объекты к проверке.

    Внеплановая ревизия, как правило, непредсказуема и по времени проведения, и по содержанию. Она обычно инициируется при получении контролирующими лицами данных о серьезных нарушениях со стороны контролируемого лица, которые необходимо устранить, до того поймав нарушителей с поличным.

  • Цели, поставленной проверяющими:
    • комплексная;
    • тематическая.
  • Комплексная ревизия предполагает проверку всех видов деятельности контролируемого объекта. Тематическая — одного или нескольких смежных.

  • Длительности контролируемого периода:
    • фронтальная;
    • выборочная.
  • Фронтальные ревизии охватывают результаты финансово-хозяйственной деятельности контролируемого объекта за сравнительно долгий период, например год. При выборочных анализируются более короткие периоды: квартал, месяц. Выборочные ревизии могут проводиться чаще фронтальных, поскольку они менее трудозатратны и требуют меньше времени на подготовку и проведение.

    Анализ

    Следующий популярный метод финансового контроля — анализ. Он подразумевает задействование различного рода математических инструментов с целью выявления неких закономерностей в финансовых активностях предприятия, которые можно наглядно представит в виде конкретных цифр. Объектом контроля обычно становятся показатели, относимые к бухгалтерской документации.

    Ключевая задача при проведении анализа соответствующих источников — определение того, насколько корректно они заполняются, и в какой мере объективно отражают процессы управления финансами на предприятии. На практике анализ бухгалтерской документации чаще всего выполняют в отношении государственных организаций: органы финансового контроля при этом обычно выявляют, насколько эффективно идет освоение бюджетных ресурсов.

    Ревизия

    Ревизия — в числе наиболее комплексных методов. Можно сказать, что это целая система финансового контроля. Цель ее проведения — всестороннее исследование финансово-хозяйственного аспекта деятельности предприятий и организаций. При этом в рамках ревизии могут изучаться не только документы, отражающие управление денежными потоками, но также и источники, отражающие юридические аспекты деятельности компании, специфику производственных процессов. Вместе с тем основная задача применения данного метода — все-таки выявить особенности реализации конкретно финансовых активностей, обнаружить возможные нарушения в проведении операций с денежными потоками, сопоставить их назначение и документальное оформление с нормами закона. Во многих случаях ревизию, как и проверку, осуществляют высшие структуры исполнительной власти.

    Контроль на государственном и муниципальном уровне

    Формы финансового контроля, осуществляемые государственными и муниципальными органами власти, выделяются многими российскими экспертами в категорию, обособленную от сфер деятельности структур, так или иначе связанных с частными организациями. Как правило, рассматриваемые виды активностей отражают взаимодействие между ведомствами и органами управления в аспекте бюджетного процесса.

    Эксперты выделяют разные основания, по которым могут быть классифицированы формы финансового контроля. Например, по времени он может быть предварительным, текущим или последующим. Относительно первого: он представляет собой чаще всего обсуждение неких проектов, законов и норм, которые впоследствии могут стать основой для реализации неких этапов бюджетного процесса. Касательно второго — это проверка текущего соблюдения уже принятой стратегии. Третий вид финансового контроля — последующий — применяется с целью анализа результатов практической реализации утвержденных концепций.

    Читайте так же:  Проведение повторных налоговых проверок

    Другое основание, по которому может быть классифицирован государственный и муниципальный финансовый контроль — специфика его субъекта. Так, например, им может быть исполнительное ведомство, Президент РФ, общество в виде неких объединений, в ряде случаев — частные аудиторские фирмы.

    Также основанием для классификации государственного и муниципального контроля может быть уровень его субъекта. Так, в частности, он может быть внутрихозяйственным, когда проверку документов и соответствующих аспектов деятельности фирмы проводят внутренние структуры органа власти или организации. Но государственный и муниципальный контроль может быть ведомственным, когда проверку проводят компетентные структуры, которые по вертикали власти располагаются выше проверяемой организации.

    3) Методы проведения финансового контроля

    1)Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых м расходных документах. Выделяют 2 вида проверок: документальная и камеральная – сами представители предприятия приносят документы на проверку контрольного органа.

    2) обследование – заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными аспектами хозяйственной деятельности предприятия. Проводятся контрольные замеры, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности,, анкетирование, наблюдение и т. д.

    3) Анализ, который предполагает анализ исполнения доходной и расходной части бюджета, а также смет бюджетополучателей. Он позволяет выявить проблемы и противоречия бюджетного процесса, пути повышения его эффективности. Поскольку бюджетная система является одним из важнейших инструментов регулирования социально-экономических процессов, важно проанализировать ее влияние на отдельные стороны общественной жизни. Результаты такого исследования служат основой для выработки стратегии экономической политики государства на перспективу.

    Цель анализа: детальное изучение периодической и годовой финансовой отчетности.

    4) Ревизия – Это наиболее распространенный метод бюджетного контроля. Ревизия – это комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. Проверкой может быть также охвачена работа финансовых органов по составлению и исполнению бюджета. Ревизии проводятся в органах государственной власти и их отдельных структурных подразделениях; во внебюджетных фондах; на предприятиях и в организациях с государственным участием; в организациях всех форм собственности, получающих бюджетное финансирование, и др. Они служат основой для принятия управленческих решений, способствуют профилактике нарушений в бюджетной сфере.

    Это комплекс взаимосвязанных проверок деятельности предприятия, проводимых с помощью документального и фактического контроля. Цель: выявление и предупреждение нарушений в финансовой деятельности объекта.

    5)наблюдение (мониторинг) Общее ознакомление с финансовым состоянием объекта контроля за выполнением определенных действий, как правило, ведется по 1 или нескольким показателям деятельности.

    6)Надзор Проводится контролирующими органами за предприятиями получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности, на предмет соблюдения определенных нормативов.

    Санкционирование как метод финансового контроля: в чем его особенности

    Санкционирование по смыслу БК РФ — это утверждение перечня и сумм доступных субъекту расходов и системы контрольно-разрешительных мер, позволяющих эти расходы произвести.

    Контроль в данном случае проводится в несколько этапов. Рассмотрим их на самом характерном примере — на санкционировании расходов бюджетных учреждений.

    На первом этапе главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) распределяет бюджетные средства согласно ранее сформированным запросам и установленным нормативам и планам.

    На втором этапе ГРБС передает санкционированный план распределения бюджетных средств подведомственным распорядителям бюджетных средств. Последние, в свою очередь, занимаются распределением средств уже между теми, кому они требуются (исполняют свою часть бюджета). Попутно следят за соответствием заявленных к получению средств санкционированным планам.

    Цепочка может быть длиннее. Например, между крупным региональным распорядителем бюджетных средств и их конечным получателем может стоять еще более мелкий распорядитель.

    Для понимания механизма полезно привести практический пример от обратного.

    Допустим, бюджетному учреждению в 2018 году потребовался ремонт. В 2018 году получить на это бюджетные деньги уже нельзя, т. к. они не были заранее заявлены и санкционированы. Учреждение может подать заявку своему распорядителю (от которого непосредственно получает средства), обосновать необходимость ремонта, оценить его стоимость. Распорядитель, в свою очередь, рассмотрит заявку на предмет ее необходимости, соответствия установленным нормативам на ремонт для бюджетных организаций, реальности заявленной стоимости. Если заявка не вызвала у распорядителя нареканий, он передаст ее выше — главному распорядителю (санкционирует на своем уровне). Если и главный распорядитель санкционирует заявку, то на сумму, требуемую учреждению на ремонт, будет увеличен лимит бюджетных обязательств на 2019 год.

    Предположим, согласовали сумму 3 млн руб. В 2019 году учреждение сможет потратить на оплату ремонта из бюджетных средств строго эту сумму. Ни больше ни меньше. Если что-то пойдет не так, например конечная стоимость работ будет больше, скажем 3 100 000 руб., то эти 100 000 руб. учреждению никто не даст (не санкционирует). Чтобы их получить, учреждению придется заново пройти весь путь, начиная с заявки.

    Метод финансового контроля — это совокупность способов или инструментов осуществления контроля, применяемая контролером для достижения определенных целей. Методы осуществления государственного финансового контроля определены в БК РФ.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Еще больше информации — в нашей рубрике «Аудит».

    Источники

    Какие методы финансового контроля
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here