Исследования финансового контроля

Методы финансового контроля. Формы финансового контроля

Финансовый контроль — обязательная составляющая бюджетного процесса и часто задействуемая в среде бизнеса процедура. Природа его субъектов разнообразна. Это могут быть государственные, муниципальные ведомства, общественные объединения, аудиторские фирмы. Аналогично, объекты финансового контроля — это предприятия и организации, осуществляющие деятельность в самых разных сферах. Каковы особенности данной процедуры? Каковы критерии классификации финансового контроля?

Для чего нужен финансовый контроль?

Организация финансового контроля необходима предприятиям и организациям с целью обеспечения эффективного задействования ими денежного ресурса, предоставляемого в качестве ассигнований (если речь идет о бюджетных структурах) или же извлекаемого в процессе коммерческой деятельности. Также в ряде случаев данного рода активности используются с целью оценки уровня платежной и налоговой дисциплины субъектов хозяйственной деятельности. Есть различные методы финансового контроля. Российские эксперты выделяют следующий перечень основных:

Рассмотрим сущность каждого из них более подробно.

Обследование

Современные методы финансового контроля включают такой вид активности, как обследование. Многие эксперты считают его одним из самых распространенных в российской практике. Обследование применяется, как правило, с целью выявления закономерностей, характеризующих какой-либо аспект деятельности предприятия в области управления финансами. С помощью данного метода субъект финансового контроля исследует процессы, отражающие уровень платежной дисциплины организации, а также иные факты, полезные с точки зрения оценки качества управления денежными потоками со стороны предприятия. Обследование включает в себя несколько типичных задач: изучение финансовой документации, источников, отражающих выполнение организацией тех или иных законодательных предписаний, корректность ведения различного рода отчетов и стабильность их предоставления в компетентные структуры.

Внешний контроль

Внутренний контроль — вид активностей, в проведении которых в большей степени заинтересована сама организация. Вместе с тем, как в государственной сфере, так и в частной, в аспекте исследования финансовой составляющей деятельности тех или иных хозяйствующих субъектов часто задействуется также и инструментарий со стороны организаций, юридически независимых от исследуемой. Если рассматривать основные виды финансового контроля, то, наряду со внутренним, полезно исследовать также и аспекты, отражающие особенности внешнего.

Отметим, что критериев классификации такого типа активностей в российской экспертной среде достаточно много. Некоторые специалисты выделяют в отдельную категорию государственный финансовый контроль, осуществляемый ФНС и другими ведомствами, а наряду с ним — деятельность частных структур, чаще всего выражаемую в форме аудита. То есть критерий классификации здесь — принадлежность субъектов контроля к государственным структурам или же к частным организациям.

Есть эксперты, которые подразделяют внешний контроль на добровольный и принудительный. Касательно первой категории — рассматриваемого типа исследования проводятся по инициативе компании. Чаще всего это уже отмеченный аудит, проводимый практически всегда частными организациями. Но возможны сценарии, при которых также и государственный финансовый контроль может проводиться на добровольных началах. Например, законодательством РФ закреплена процедура банкротства фирм, а по итогам недавних поправок в законы — также и физлиц. Инициировать ее может на вполне добровольных началах сам субъект хозяйственной активности, в результате чего открывается дело о банкротстве под контролем государственных органов — судов.

Принудительный финансовый контроль — это, как правило, налоговые проверки, которые делятся на два основных типа — камеральные и выездные. Первые считаются менее сложными и глубокими в аспекте исследования финансовой составляющей деятельности организаций. Вторые, соответственно, предполагают достаточно разностороннее исследование документов и процедур, отражающих функционирование субъекта проверок.

Контроль на государственном и муниципальном уровне

Формы финансового контроля, осуществляемые государственными и муниципальными органами власти, выделяются многими российскими экспертами в категорию, обособленную от сфер деятельности структур, так или иначе связанных с частными организациями. Как правило, рассматриваемые виды активностей отражают взаимодействие между ведомствами и органами управления в аспекте бюджетного процесса.

Эксперты выделяют разные основания, по которым могут быть классифицированы формы финансового контроля. Например, по времени он может быть предварительным, текущим или последующим. Относительно первого: он представляет собой чаще всего обсуждение неких проектов, законов и норм, которые впоследствии могут стать основой для реализации неких этапов бюджетного процесса. Касательно второго — это проверка текущего соблюдения уже принятой стратегии. Третий вид финансового контроля — последующий — применяется с целью анализа результатов практической реализации утвержденных концепций.

Другое основание, по которому может быть классифицирован государственный и муниципальный финансовый контроль — специфика его субъекта. Так, например, им может быть исполнительное ведомство, Президент РФ, общество в виде неких объединений, в ряде случаев — частные аудиторские фирмы.

Также основанием для классификации государственного и муниципального контроля может быть уровень его субъекта. Так, в частности, он может быть внутрихозяйственным, когда проверку документов и соответствующих аспектов деятельности фирмы проводят внутренние структуры органа власти или организации. Но государственный и муниципальный контроль может быть ведомственным, когда проверку проводят компетентные структуры, которые по вертикали власти располагаются выше проверяемой организации.

Теоретические аспекты исследования сущности внутреннего финансового контроля

Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит

Дата публикации: 20.05.2017

Статья просмотрена: 381 раз

Библиографическое описание:

Силютина С. И. Теоретические аспекты исследования сущности внутреннего финансового контроля [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 62-65. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/222/12484/ (дата обращения: 20.02.2020).

В данной статье рассматривается сущность внутреннего финансового контроля, информационная составляющая, порядок его ведения и особенности в рамках компаний сегмента малого бизнеса

Ключевые слова: характеристика финансового контроля, субъекты и объекты контроля, источники информации, результаты деятельности

Хорошо налаженный и внедренный алгоритм финансового контроля является неотъемлемой частью системы управления субъекта хозяйствования.

В экономической и финансовой литературе представлены и используются самые разные определения понятия «финансовый контроль», на основании которых можно сформировать собственное определение. Логика построения авторского определения понятия «финансовый контроль» будет включать в себя ответы на следующие вопросы: что контролируют? кто контролирует? где? когда? как? и зачем осуществляется контроль?

Таким образом, финансовый контроль — это деятельность по соблюдению финансовой и расчетной дисциплины, законности и обоснованности денежных затрат в рамках конкретного управляемого объекта, реализуемая финансовыми, кредитными или хозяйственными органами с помощью правовых норм посредством специфических форм и методов в определенные промежутки времени (1 раз в год или квартал) с целью выявления нарушений или резервов и принятия соответствующих корректирующих мер [3, c. 19].

Следующая сторона, через призму которой можно охарактеризовать финансовый контроль, реализуемый в рамках компаний сегмента малого бизнеса, это информационная составляющая финансового контроля. Это, пожалуй, наиболее глобальное действие, благодаря которому, огромные объемы информации, собираемые в течение также достаточно продолжительного времени, преобразуются в итоговую цифру или словесную характеристику, которая отражает истинное положение дел в организации [6, c. 29]. Информационная составляющая финансового контроля является очень важной. Прежде всего, это касается источников и форм получения информации для проведения последующего финансового контроля. Основным источником информации для финансового контроля является финансовая отчетность компании, в которой представлены основные результирующие показатели деятельности компании. В состав отчетности входят:

Читайте так же:  Отмена налога на доходы физических лиц

Отчет о финансовых результатах;

Приложения в частности отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;

Пояснительная информация к годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

На основании данных, получаемых из представленных источников, и методик расчета показателей, разработанных Министерством Финансов, которые характеризуют степень зависимости компании от внешних источников финансирования или финансовую независимость, успешность функционирования компании на рынке или близость банкротства, соответствующие специалисты и органы проводят финансовый контроль.

Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям:

по субъектам проведения выделяют:

по сфере финансовой деятельности различают:

по форме проведения финансовый контроль делится на:

Реализация финансового контроля может быть осуществлена как внутри организации силами компетентных специалистов, работающих непосредственно в данной компании, либо приглашенного внешнего независимого аудитора, так и представителями государственных структур, в компетенцию которых входит подобная деятельность.

Использование двояконаправленного финансового контроля позволяет реализовать оценку исполнения действующего законодательства, касающегося финансовой деятельности, да и всего функционирования организации; соблюдение инструкций, согласно которым на работников возложены те или иные функции и обязанности; расчет конкурентоспособности организации на рынке [5, c. 91].

Следует отметить, что в отечественной литературе характеристике внутреннего финансового контроля не уделяется достаточного внимания. Это связано с тем, что в многих компаниях до сих пор финансовый контроль ассоциируется с государственным контролем, а промежуточный внутрифирменный контроль редко принимается во внимание. В российском законодательстве до 2012 г. обходили вопросы, которые касались внутреннего финансового контроля, существовали только правила аудиторской деятельности.

Внешний контроль осуществляют: Счетная палата Российской Федерации и контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации. Внешний финансовый контроль возложен на органы исполнительной власти, на Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство. Число внешних контрольных органов достаточно велико.

Если говорить о внутреннем контроле, то он реализуется подразделением или подразделениями организации, на которые данная функция возложена, при этом отчет предоставляется вышестоящему руководству.

Если в процессе проведения внешнего финансового контроля соответствующие структуры опираются на нормативные акты, в которых дано четкое определение того, что и как надо проверять, то внутренний контроль, порой опирается на плохо оформленные и четко не определенные показатели, которые опираются на старые методики или неактуальные показатели, которые не способны представить объективную картину финансового состояния организации.

Чтобы внутренний финансовый контроль был актуальным и достоверным также необходимо осуществлять проверку деятельности внутренних аудиторов. Оценкой для измерения эффективности внутреннего аудитора, к примеру, может являться степень реагирования аудитора на рекомендации со стороны руководства организации. Также показателями эффективности работы подразделения внутреннего аудита может являться оценка кадрового состава данного отдела, а именно, удельный вес более опытных работников, уровня образования, текучести кадров.

Процесс внутреннего контроля в организации должен носить перманентный характер и охватывать все сферы деятельности. Благодаря внутреннему контролю деятельность субъекта хозяйствования направлена в наиболее прибыльное русло, способное приносить доход организации. Стратегической целью внутреннего аудита выступает получение информации о состоянии системы управления, наличия или отсутствия отклонений от утвержденных стандартов, нормативов [8, c. 40].

Итоговыми мероприятиями в ходе проведения внутреннего финансового контроля являются:

анализ финансовых, экономических, социальных и других показателей деятельности субъекта хозяйствования;

предложение прогноза развития организации, диверсификации ее деятельности в случае необходимости в обоснованных направлениях;

контроль за выполнением предложенных мероприятий в соответствующих направлениях.

Среди задач внутреннего финансового контроля можно выделить:

соблюдения требований соответствующих нормативно-правовых актов;

выполнение обязательств перед различными субъектами;

обеспечение ведение качественного и непрерывного учета: бухгалтерского, налогового;

поиск резервов для повышения эффективности ведения хозяйственной деятельности;

периодическая проверка исполнения внутренних документов, управленческих решений;

поддержание финансовой дисциплины [2, c. 46].

Таким образом, результатом внутреннего аудита является информация, предоставляемая руководству, которая позволяет ему оценить степень эффективности деятельности, ее дальнейшего развития и вложения средств или отказ от выбранного направления и перепрофилирования на другое, более прибыльное дело. При оценке результатов финансового контроля следует четко и грамотно ориентироваться в нормативных значениях коэффициентов, которые собственно и характеризуют финансовое состояние и являются наиболее наглядным результатом финансового контроля. Данные коэффициенты дают представление о том, стоит ли развивать выбранное направление, так как не все еще потеряно, возможно, восстановление платежеспособности и ликвидация угроза банкротства. Или все же лучше пройти процедуру банкротства, рассчитаться по всем своим обязательствам и выбрать новое направление, которое по предварительным расчетам должно быть прибыльным и эффективным.

Рассмотрим основные характеристики финансового контроля, определяющие его практическую значимость в рамках субъекта хозяйствования.

Вероятнее всего финансовый контроль следует рассматривать как элемент системы управления организацией, так как даже новый руководитель, когда принимает дела компании, прежде всего, начинает свое знакомство с вверенным ему субъектом хозяйствования с изучения финансовой документации. Благодаря ее изучению можно сразу получить представление о том, насколько прибыльно или убыточно функционирует организация, а также понять, насколько оно зависит от внешних источников финансирования, насколько подкреплены обязательства ликвидными средствами и насколько далеко или близко от банкротства оно находится в данный момент [9, c. 181].

С этой точки зрения финансовый контроль дает возможность установить круг задач, целей, решение которых позволит получить заинтересованному лицу, чаще всего которым является собственник организации, информацию об объективном состоянии дел: рентабельности, состоянии расчетов с должниками и кредиторами, состоянии расчетов с бюджетом и так далее. Можно запросить схему движения средств организации с тем, чтобы выяснить, не задерживаются ли активы на том или ином этапе, а если задерживаются, то почему, не происходит ли отклонение движения средств от оптимального маршрута или дублирование шагов, которые приводят к задержке движения, то есть происходит увеличение продолжительности периода оборота, что требует дополнительных затрат [4, c. 12].

Надлежащее осуществление внутреннего финансового контроля требует от руководителя компании или подразделения проводить проверку качества деятельности внутренних проверяющих.

С этой целью руководитель разрабатывает индикаторы, которые необходимы для измерения эффективности и достоверности внутреннего аудита [1, c. 167].

Финансовый контроль может быть рассмотрен также как особый вид практической деятельности, которую реализуют в компании. Данное направление предполагает четкое выявление участников процесса финансового контроля и выбор методик, на основании которых они будут собственно данный контроль осуществлять [7, c. 142].

Читайте так же:  Выездная налоговая проверка доначисление налогов

По результатам проведения внутреннего аудита в организации составляется отчет, который предоставляется руководителю подразделения, а затем руководителю.

Подобный отчет предоставляется руководителю организации раз в полугодие или даже чаще, включает в себя информацию о:

состоянии выполнения плана по внутреннему финансовому контролю, причины его невыполнения в случае каких-либо сбоев;

внутреннем финансовом контроле, проводимом вне плана;

каждом завершенном плановом и внеплановом внутреннем аудите;

существенных проблемных вопросах, в том числе выявленных по результатам выполнения финансового контроля в предыдущие периоды, которые не были оперативно решены и требующие немедленного принятия мер по ним;

результатах внедрения рекомендаций по результатам контроля;

выявленных ограничениях, которые возникли во время проведения внутреннего финансового контроля;

наличии и состоянии выполнения программ обеспечения и повышения качества внутреннего контроля.

Составленный отчет должен сформировать у руководителя организации полное представление об объеме деятельности, проделанной в ходе финансового контроля, и дать возможность сделать соответствующие выводы по формированию предложений для совершенствования, как существующей системы внутреннего финансового контроля, так и деятельности субъекта хозяйствования. Содержание отчета и порядок его предоставления регулируются внутренними документами организации.

Тема 7. Финансовый контроль

Содержание и значение финансового контроля. Специфика, объекты и сферы применения финансового контроля. Задачи финансового контроля и его роль в повышении эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Организация финансового контроля: формы, виды, методы. Органы общегосударственного контроля.

Финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Финансовый контроль — неотъемлема составная часть процесса управления финансами. Он обусловлен важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной. Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП должен сопровождаться контролем денежных потоков в экономике.

Финансовый контроль — законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров — аудиторов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Таким образом, финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами и имеет аналитический аспект.

Финансовый контроль включает в себя контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования фонда денежных средств, оценку экономической эффективности финансовых хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов. Финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Таким образом, финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

— содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;

— обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

— выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе, по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

— содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

— обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов (в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам);

— содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе, по валютным операциям.

Финансовый контроль выполняет следующие функции:

— проверка расходования государственных средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств);

— проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы;

-проверка соблюдения правил учета и отчетности.

Виды финансового контроля.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают такие виды финансового контроля: общегосударственный, муниципальный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и аудиторский.

Методы проведения финансового контроля.

По методам проведения финансового контроля, т.е. приемам и способам его осуществления, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, ревизии, наблюдения (мониторинг).

1. Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.

2. Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений, но в отличие от проверок — по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.

3. Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофактор-ным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т. д.

4. Ревизия — метод документального контроля за финансово -хозяйственной деятельностью предприятия, организации, учреждения, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности, способ документального раскрытия недостач, расходов, присвоений и воровства средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений.

• комплексные, которые охватывают все стороны деятельности предприятия;

• частичные (охватывают лишь ее отдельные стороны);

• тематические ревизии (одновременно проводятся в однотипных учреждениях по определенному перечню вопросов);

• плановые и внеплановые;

• сплошные и выборочные ревизии (в зависимости от полноты привлеченных документов).

По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре).

По результатам проведенной ревизии составляется акт, на основе которого разрабатываются мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков.

5. Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

6. Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия — клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагается на

1. Счетную палату Российской Федерации,

Видео (кликните для воспроизведения).

Счетная палата Российской Федерации (далее — Счетная палата) является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

Читайте так же:  Возмещение ндс какие документы требует налоговая

Задачами Счетной палаты являются:

— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

— определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

— оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

— регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

2. Центральный банк Российской Федерации,

К основным функциям ЦБ РФ относятся:

— монопольная эмиссия наличных денег и организация их обращения,

— функция финансового агента, банкира Правительства,

— финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»),

— кредитно-денежное регулирование и банковский надзор.

3. Министерство финансов Российской Федерации

4. Федеральное казначейство (Казначейство России) — федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерацииправоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Находится в ведении Министерства финансов.

5. Федеральная налоговая служба.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

11 мая 2006 указом Президента Российской Федерации Федеральная таможенная служба передана в подчинение Правительству Российской Федерации. Ранее ФТС России была подчинена Министерству экономического развития и торговли.

На ФТС возложены следующие основные функции:

— ведение реестров лиц, организаций и объектов, включённых в область таможенного дела (таможенные брокеры, объекты интеллектуальной собственности и др.),

— выдача свидетельств и разрешений на право деятельности в определённых сферах таможенного дела,

— определение порядка и непосредственное осуществление таможенного оформления и контроля,

— классификация товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) (а также ведение ТН ВЭД), определение страны происхождения и таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств,

— правоохранительная деятельность — борьба с правонарушениями в области таможенного дела,

— некоторые консультативные услуги, оказываемые на бесплатной основе участникам внешнеэкономической деятельности.

Особо выделяется функция взимания таможенных платежей — таможенных пошлин и таможенных сборов. Наряду с внутренними налогами и доходами от управления государственным имуществом таможенные платежи являются одним из основных видов доходов федерального бюджета.

Контрольно — ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Анализ финансового контроля в РФ на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 13:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть содержание понятия «финансовый контроль», дать характеристику его видов, форм и методов, выявление проблем в области финансового контроля, а также найти пути совершенствования финансового контроля РФ.
Задачи курсовой работы:
1.Рассмотреть понятие, сущность, функции финансового контроля.
2.Раскрыть значение финансового контроля.
3.Определить формы, виды и методы финансового контроля.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
1.Сущность, содержание и значение финансового контроля…………. …………….5
1.1. Понятие финансового контроля, его задачи и функции………………………..5
1.2. Формы, виды, методы финансового контроля……………………………….…11
1.3. Объект, субъекты и область применения
финансового контроля…………………………………………………….….….16
2.Анализ финансового контроля в РФ на современном этапе……………………….17
2.1. Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ……………….………22
2.2. Анализ государственного и негосударственного финансового контроля в РФ
на современном этапе…………………………………………………….………26
2.3.Основные направления совершенствования финансового
контроля в РФ……………………………………. 37
Заключение…………………………………………………………. 41
Список литературы………………………………………………………….…………

Прикрепленные файлы: 1 файл

Ревизия

Ревизия — в числе наиболее комплексных методов. Можно сказать, что это целая система финансового контроля. Цель ее проведения — всестороннее исследование финансово-хозяйственного аспекта деятельности предприятий и организаций. При этом в рамках ревизии могут изучаться не только документы, отражающие управление денежными потоками, но также и источники, отражающие юридические аспекты деятельности компании, специфику производственных процессов. Вместе с тем основная задача применения данного метода — все-таки выявить особенности реализации конкретно финансовых активностей, обнаружить возможные нарушения в проведении операций с денежными потоками, сопоставить их назначение и документальное оформление с нормами закона. Во многих случаях ревизию, как и проверку, осуществляют высшие структуры исполнительной власти.

Анализ

Следующий популярный метод финансового контроля — анализ. Он подразумевает задействование различного рода математических инструментов с целью выявления неких закономерностей в финансовых активностях предприятия, которые можно наглядно представит в виде конкретных цифр. Объектом контроля обычно становятся показатели, относимые к бухгалтерской документации.

Ключевая задача при проведении анализа соответствующих источников — определение того, насколько корректно они заполняются, и в какой мере объективно отражают процессы управления финансами на предприятии. На практике анализ бухгалтерской документации чаще всего выполняют в отношении государственных организаций: органы финансового контроля при этом обычно выявляют, насколько эффективно идет освоение бюджетных ресурсов.

Читайте так же:  Имущественный налоговый вычет пример расчета

Экспертиза

Методы финансового контроля, регулярно применяемые в России, представлены также и экспертизой. Данный вид активностей представляет собой исследование, которое, как правило, проводится с целью выявления размеров денежных средств и направлений их переводов в рамках операций, проводимых предприятием. В числе ключевых задач экспертизы — сопоставить полученные факты, отражающие содержание финансовых транзакций, с нормами, планами, критериями, установленными на уровне правовых актов или иных распоряжений, имеющих непосредственное отношение к деятельности организации. Данный метод финансового контроля считается аналитиками одним из самых сложных в аспекте практической реализации. Однако, с точки зрения достоверности результатов, он признается экспертами оптимальным.

Какими бывают виды финансового контроля? Критериев классификации соответствующего вида активностей достаточно много. В российской практике весьма распространено деление финансового контроля на внутренний и внешний. Рассмотрим данный тип классификации более подробно.

Финансовый контроль: исследование изнутри

Что такое внутренний финансовый контроль? Это система или же инициированная на время проведения соответствующего исследования структурная единица на предприятии, ответственная за проверку деятельности фирмы на предмет исполнения решений в области управления финансовыми потоками. Цель внутреннего контроля — выявление возможных ошибок со стороны отдельных сотрудников фирмы в аспекте обеспечения соответствия выполняемой работе принятой финансовой стратегии организации. В ряде случаев — обнаружение намеренных, обусловленных поиском личной выгоды действий, которые нежелательны с точки зрения устойчивости бизнес-модели компании.

Внутренний финансовый контроль — явление, характерное также и для государственных структур. Часто он проводится на уровне отдельных ведомств. Цель — проверка деятельности отдельных структур, формирующих собой тот или иной орган, на предмет эффективного освоения бюджетных средств и отсутствия нарушений релевантного законодательства.

Осуществление внутреннего контроля часто предполагает создание в структуре компаний (если вести речь о сфере частного бизнеса) подразделений, непосредственно специализирующихся на соответствующем виде активностей. Каким образом подобные единицы формируются в компаниях?

Как правило, на предприятиях создается независимая от других внутренних структур служба финансового контроля. Процесс ее формирования обычно состоит из следующих этапов.

Во-первых, это определение перечня ключевых показателей, отражающих эффективность тех или иных финансовых операций или же соответствие их нормам, определенным на уровне закона, а также элементам стратегии, принятой на предприятии.

Во-вторых, это система интерпретации ключевых показателей. Одно дело — выявить некие цифры, отразить в отчетах некие данные, другое — корректным образом соотнести это с задачами контроля, а также, используя прозрачные критерии, оценить с точки зрения соответствия бизнес-модели фирмы.

В-третьих, это формирование штата специалистов, ответственных за периодическое проведение внутреннего финансового контроля. Есть два основных подхода к решению таких задач. Можно попробовать сформировать соответствующего типа службу на базе уже работающих сотрудников фирмы. Преимущества такого подхода: нет необходимости адаптировать специалистов к особенностям деятельности компании, корпоративной культуре, ключевым аспектам бизнес-модели. Основной недостаток — сотрудникам, уже работающим в фирме, будет достаточно трудно соблюсти нейтралитет и, если это потребуется, строгость в оценке деятельности подразделений компании, где, возможно, работают хорошо знакомые им люди, коллеги. Поэтому во многих фирмах с целью организации службы финансового контроля привлекаются новые сотрудники. Или, что реже, но также практикуется, соответствующая функция организуется по аутсорсинговой модели.

Проверка

Проверку как метод финансового контроля российские эксперты также относят к категории ключевых. Его сущность — в изучении областей деятельности предприятия, которые связаны с необходимостью следования актуальным нормам финансового законодательства. То есть каких-либо нарушений правил, изложенных в нормативных актах, именно в такого типа структурах быть в принципе не должно. Как и в случае с анализом, данный метод часто применяется в бюджетной сфере. Органы финансового контроля, которые могут участвовать в проверке, в ряде случаев представлены высшими исполнительными ведомствами — такими как, например, Счетная Палата России. Вместе с тем данный инструмент также характерен и для банковской отрасли. Так, например, самые популярные методы финансового контроля, применяемые ЦБ РФ в отношении коммерческих кредитно-финансовых организаций, включают в себя именно проверку.

Рассматриваемый инструмент на практике регулярно задействуется налоговиками. Так, например, контроль финансовой деятельности организаций в аспекте платежей в казну ФНС России осуществляет посредством камеральных или же выездных проверок. Существуют самые разные категории активностей рассматриваемого типа. Так, есть проверки тематические, встречные. По критерию срочности они могут быть плановыми или же инициированными вне предварительных графиков.

Такой метод финансового контроля, как проверка, обычно сопровождается оформлением некоторого документа, отражающего результат проведения соответствующего мероприятия. Часто это акт, отражающий перечень выявленных нарушений — например, в аспекте налоговых платежей. Исследовав этот документ, руководитель территориального подразделения ФНС, если речь идет об этом ведомстве, может принять решение применить в отношении организации, допустившей нарушение, предусмотренные законом меры ответственности.

Мониторинг

Осуществление финансового контроля может базироваться на методе мониторинга. Его сущность предполагает, главным образом, ознакомительную работу субъекта контроля со спецификой деятельности его объекта.

На основе метода мониторинга возможны некоторые предварительные выводы, касающиеся эффективности использования предприятием или организацией финансового ресурса, однако глубокого исследования каких-либо процессов, отражающих управление денежным ресурсом, как правило, не проводится.

финансовый контроль1.doc

1.Сущность, содержание и значение финансового контроля…………. …………….5

1.1. Понятие финансового контроля, его задачи и функции………………………..5

1.2. Формы, виды, методы финансового контроля……………………………….…11

1.3. Объект, субъекты и область применения

2.Анализ финансового контроля в РФ на современном этапе……………………….17

2.1. Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ……………….………22

2.2. Анализ государственного и негосударственного финансового контроля в РФ

2.3.Основные направления совершенствования финансового

Соблюдение экономическими субъектами действующего законодательства, эффективное распоряжение управляющими вверенной им собственностью необходимо контролировать. И, прежде всего такой контроль должен присутствовать в сфере финансов, являющейся главным индикатором экономического здоровья. Именно поэтому в развитых странах уделяется такое внимание вопросам организации финансового контроля всех сторон экономической жизни и особенно сферы государственных финансов.

Для России в высшей степени актуальна организация эффективной всеобъемлющей системы финансового контроля. Существовавшая ранее в стране система финансового контроля была ориентирована на экономику, в которой основная роль принадлежала государственной собственности, управляемой административно-командными методами. Экономические преобразования вызвали необходимость построения принципиально новой системы финансового контроля – целостной, действующей на единых принципах, охватывающей все стороны экономической жизни.

Такая система финансового контроля должна включать надежный и жесткий государственный контроль, как внутренний, позволяющий исполнительной власти эффективно выполнять возложенные на нее обществом обязанности, так и внешний, от исполнительной власти не зависящий, гарантирующий гражданам, что исполнительная власть и подчиненные ей структуры ведут свою деятельность наиболее рационально и эффективно в интересах своего общества. Внешний государственный финансовый контроль, не зависимый от экономических субъектов, распоряжающихся финансовыми ресурсами, приверженный только закону и несущий ответственность перед всем гражданским обществом, следует признать главным средством установления финансового порядка в стране.

Читайте так же:  Задерживают имущественный вычет

Однако, чтобы отвечать современным требованиям, система государственного финансового контроля должна быть усовершенствована.

На данном этапе актуальна тема совершенствования финансового контроля в РФ, так как существует целый ряд проблем, которые нужно решать, чтобы финансовый контроль был целостным, эффективным, построенным на общей законодательной базе.

Цель работы – раскрыть содержание понятия «финансовый контроль», дать характеристику его видов, форм и методов, выявление проблем в области финансового контроля, а также найти пути совершенствования финансового контроля РФ.

Задачи курсовой работы:

1.Рассмотреть понятие, сущность, функции финансового контроля.

2.Раскрыть значение финансового контроля.

3.Определить формы, виды и методы финансового контроля.

4.Определить объекты и субъекты финансового контроля.

5.Рассмотреть историю развития финансового контроля в РФ.

6.Проанализировать государственный и негосударственный финансовый контроль на современном этапе.

7.Выявить основные проблемы в области государственного и негосударственного финансового контроля в РФ.

8.Раскрыть основные направления для совершенствования в этой области.

Объектом исследования данной курсовой работы является система финансового контроля в РФ, а предметом исследования – структура системы ориентированного контроля и направления развития.

Работа состоит из двух глав. В первой главе рассмотрены теоретические основы финансового контроля, его содержание, значение, функции, задачи. Также даётся характеристика объекта и субъекта финансового контроля. Во второй главе раскрывается сущность государственного и негосударственного финансового контроля и их современное состояние, а также пути совершенствования финансового контроля в РФ.

Для достижения цели данной работы были использованы исторический, аналитический и сравнительный методы исследования.

Курсовая выполнена с помощью различных источников, таких как: нормативно-правовые акты РФ, учебники для вузов, интернет — ресурсы.

1. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

1.1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, ЕГО ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

Контроль – неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект, управляющий системой, получает необходимую информацию о ее действительном состоянии, что позволяет ему правильно оценивать фактически сделанное, выявлять отклонения от цели и связанные с этим нежелательные последствия. Анализ результатов и контроля позволяет вскрыть ранее неизвестные возможности и резервы системы, эффективность использования ею управленческих решений. Получая такую информацию, субъект имеет все предпосылки для правильной оценки движения управляемой системы к поставленным целям и принятия необходимых корректирующих действий.

Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.

Содержание финансового контроля изменяется в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений общества.

Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы законодательством.

Сферой финансового контроля являются операции, совершаемые с использованием денег, а результатами – различные факты экономической жизни и количественные показатели.[15.C.198-200]

Целью финансового контроля являются своевременное выявление отклонений от параметров финансовых планов и финансовой политики на макро- и микроуровне, выявление финансовых правонарушений и принятие своевременных мер по их устранению (предотвращению) и недопущению.

Для анализа сущности финансового контроля нужно знать, что:

1) финансовый контроль выступает как одна из разновидностей деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

2) осуществление финансового контроля есть форма государственного регулирования определенных финансово-производственных отношений;

3) финансовый контроль действен, когда он взаимосвязан со всеми функциями финансов и системой управления;

4) финансовый контроль – способ соблюдения нормативно- правовых норм экономическими субъектами.

Правильное понимание сущности и значения финансового контроля важно по многим причинам. Финансы только тогда успешно функционируют, когда они хорошо организованы и управляемы, нацелены на достижение конкретных задач развития экономики и повышения жизненного уровня населения. Невозможно добиться укрепления финансовой дисциплины без строгого и эффективного финансового контроля. Особую значимость он приобретает при переходе к рыночной экономике, когда проявляются неизвестные ранее изощренные приемы финансовых нарушений, подлежащих искоренению путем использования всего инструментария финансового контроля на практике. Именно в этих условиях финансовый контроль принимает новые, более гибкие формы, позволяющие государству нормально функционировать и стабильно развиваться.[25]

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

Финансовый контроль – это контроль за законностью действий в области образования и использования денежных средств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль – это стоимостной контроль, поэтому в отличие от других видов контроля он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов.[25]

К задачам финансового контроля относятся:

— обеспечение надлежащего исполнения параметров финансовых планов и финансовой политики органов публичной власти всех уровней, организаций и индивидуальных предпринимателей;

— обеспечение устойчивого состояния публичных и частнохозяйственных финансов;

— создание условий и контроль за соблюдением субъектами публичной власти и хозяйствования норм действующего финансового и связанного с ним законодательства, а также других норм финансового права;

— контроль за выполнением органами публичной власти и хозяйствующими субъектами финансовых обязательств;

— повышение ответственности органов публичной власти и субъектов хозяйствования за результаты финансовой деятельности и эффективность использования финансовых ресурсов;

— оперативное выявление резервов повышения финансовой устойчивости, предотвращение и устранение недостатков финансово- хозяйственной деятельности подконтрольных субъектов.[26]

Названные задачи уточняются в отношении конкретных отраслей, видов и форм финансового контроля. Комплексное решение данных задач возможно лишь тогда, когда он функционирует как полноценная система. Система финансового контроля представляет собой совокупность отраслей, видов и форм, элементов и принципов организации финансового контроля, а также процедур и контрольных действий (рис.1).

Рисунок 1 – Система финансового контроля.

Отрасли и виды финансового контроля в целом соответствуют отраслям и звеньям системы финансов, т.е. включают:

Видео (кликните для воспроизведения).

1) государственный (муниципальный) контроль, в том числе по следующим его видам:

Источники

Исследования финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here