Ходатайство по выездной налоговой проверки

Налоговики обязаны перенести срок рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с болезнью проверяемого физлица

Если физическое лицо, не являющееся предпринимателем, подает ходатайство о переносе срока рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, то налоговый орган обязан данное ходатайство удовлетворить. Такое мнение высказал Минфин России в письме от 04.07.11 № 03-02-08/71.

Вообще в пункте 1 статьи 101 Налогового кодекса предусмотрено, что решение по итогам налоговой проверки должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, предоставленного налогоплательщику на составление письменных возражений по акту налоговой проверки (на это в свою очередь отводится 15 дней со дня получения акта проверки). Но этот срок может быть продлен на период до одного месяца.

В Минфине полагают, что болезнь налогоплательщика-физлица является основанием для продления срока вынесения решения по материалам проверки. Ведь у налогоплательщика есть право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки (подп. 15 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 101 НК РФ). А налоговики, в свою очередь, обязаны обеспечивать данное право (п. 2 ст. 22 НК РФ). На этом основании в Минфине делают вывод: заявленное в налоговый орган ходатайство физического лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, о переносе рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с его болезнью должно быть учтено руководителем (или заместителем руководителя) налогового органа.

Наличие смягчающих обстоятельств может снизить штрафные санкции по итогам налоговых проверок

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки (камеральной или выездной), а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик (его представитель) в силу п.6 ст.100 НК РФ в течение 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения.

Указание в приведенной статье НК РФ только на возможность представления письменных возражений не является исключением для представления соответствующему налоговому органу письменного ходатайства о снижении налоговой санкции.

Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки предусматривает права налогоплательщика участвовать в рассмотрении лично и (или) через своего представителя и давать свои объяснения, даже при отсутствии письменных возражений (п.2 и 4 ст.101 НК РФ).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Заявить ходатайство можно до вынесения налоговым органом решения, а значит, вне рамок его обжалования в вышестоящий налоговый орган и судебного разбирательства.

В свою очередь, нормы ст.101 НК РФ дают право руководителю (заместителю руководителя) в ходе рассмотрения акта, в том числе выявлять смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения обстоятельства.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, отнесены, помимо перечисленных в пп.1, 2 и 2.1 п.1 ст.112 НК РФ, иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность (пп.3 п.1 ст.112 НК РФ).

Следовательно, перечень обстоятельств, которые могут быть отнесены к смягчающим не является закрытым, а должностное лицо налогового органа, рассматривающее дело о налоговом правонарушении, вправе самостоятельно по своему внутреннему убеждению относить те или иные обстоятельства к числу смягчающих налоговую ответственность.

В случае наличия хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл.16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» НК РФ за совершение налогового правонарушения (п.3 ст.114 НК РФ).

Анализ практики применения положений п.1 ст.112 НК РФ позволяет выделить:

  • общие для всех категорий налогоплательщиков основания снижения санкций;
  • основания, применяемые в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
  • основания, применяемые в отношении индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Общими основаниями для снижения штрафных санкций по ходатайствам налогоплательщиков являются следующие: отсутствие неблагоприятных экономических последствий для бюджета; незначительная просрочка представления декларации; совершение правонарушения впервые за весь период осуществления деятельности; представление уточненных налоговых деклараций и уплата доначисленных сумм налогов по акту налоговой проверки до вынесения решения налогового органа; наличие у налогоплательщика непогашенных кредитов и займов; наличие переплаты по налогу на день вынесения налоговым органом решения; тяжелое финансовое положение; несоразмерность санкции последствиям совершенного правонарушения.

Для снижения штрафных санкций по ходатайствам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей можно учитывать следующие обстоятельствами: последствия взыскания налоговых санкций в полной сумме в виде банкротства налогоплательщика; уничтожение первичной бухгалтерской документации в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством (пожар, наводнение и т.п.).

Основаниями снижения штрафа по ходатайствам индивидуальных предпринимателей и физических лиц являются: наличие на иждивении у налогоплательщика несовершеннолетних детей или родителей, а также иных лиц; тяжелое материальное положение; наличие тяжелого заболевания; наличие государственных наград; наличие инвалидности; участие налогоплательщика в ликвидации природных (экологических) катастроф (Чернобыльская катастрофа, авария на производственном объединении «Маяк» и т.п.); участие налогоплательщика в боевых действиях.

Установление в некоторых статьях гл.16 НК РФ минимального размера штрафа (в частности, в п.1 ст.119 НК РФ) не исключает возможности снижения санкции.

Обстоятельства, приводимые налогоплательщиком в ходатайстве, должны быть подтверждены соответствующими прилагаемыми к ходатайству документами (их копиями).

Выездная проверка: как бороться с доначислениями

«Отсутствие доначислений по результатам проверки — не ваша заслуга, а наша недоработка», — примерно так, перефразируя выражение из известного фильма, можно обозначить цель любой налоговой проверки. Поэтому случаи, когда налогоплательщик не согласен с результатами проверки, отнюдь не редкость.

Акт — всему начало

Все нарушения, выявленные инспекцией при проведении проверок, фиксируются в акте. Причем, при проведении выездной проверки такой акт составляется в течение двух месяцев со дня подписания справки об окончании проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ) и составляется в обязательном порядке, даже если нарушений не выявлено (что на практике — большая редкость). В этом отличие от камеральной проверки, где акт составляется только тогда, когда инспектор обнаружил нарушение. И сделать это он должен в течение 10 рабочих дней со дня окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Максимальный срок «камералки» — 3 месяца со дня представления декларации, поэтому акт о нарушении должен быть составлен не позднее трех месяцев и 10 рабочих дней с момента сдачи отчетности.

Читайте так же:  Списание безнадежных долгов по налогам и сборам

Подготовленный инспектором акт предъявляется на подпись налогоплательщику (п. 2 ст. 100 НК РФ). Отказываться от проставления подписи не имеет смысла, так как подписание данного документа вовсе не означает согласие с изложенными в нем фактами. Напротив, подпись налогоплательщика на акте не позволит инспекторам в дальнейшем вносить в него изменения и дополнения. После подписания один экземпляр акта передается налогоплательщику (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Подписание и вручение акта — важные процедурные моменты, поскольку именно с этого момента начинают исчисляться сроки для представления возражений, рассмотрения акта и, соответственно, на вынесение решения по выявленному инспекторами нарушению. В то же время «бегать» от акта смысла не имеет: в Налоговом кодексе есть норма, согласно которой при уклонении налогоплательщика от получения акта, он направляется ему по почте и считается полученным на шестой день с даты отправки (абз. 2 п. 5 ст. 100 НК РФ).

На то имею возразить!

После получения акта налоговой проверки налогоплательщик уже может предпринимать активные действия по обжалованию. Так, в течение 15 рабочих дней он может подготовить и передать в инспекцию свои возражения по акту проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ). Пренебрегать этой формой обжалования не стоит — она позволяет не только донести до налоговых органов ваши аргументы, но и показать, что настроены вы решительно и будете обжаловать неблагоприятное для вас решение. На практике представление возражений на акт позволяет добиться устранения из решения части «обвинений», либо снижения размера доначислений.

Возражения по акту проверки подписываются руководителем организации (или иным уполномоченным по уставу или на основании доверенности лицом) и передаются в налоговую инспекцию либо нарочным, либо по почте. В любом случае у организации должен остаться документ, подтверждающий как факт представления возражений, так и дату их передачи. К возражениям можно приложить заверенные организацией копии документов, подтверждающих сведения, изложенные в возражениях (п. 6 ст. 100 НК РФ). Факт передачи этих документов также должен подтверждаться документально.

Пожалуйте на рассмотрение

По истечении пятнадцатидневного срока, отведенного налогоплательщику на составление возражений, инспекция может приступать к рассмотрению материалов проверки. О месте и времени такого рассмотрения инспекция должна известить налогоплательщика (п. 2 ст. 101 НК РФ). Причем, извещение направляется независимо от того, подавала организация возражения или нет. Рассмотрение дела без извещения налогоплательщика является грубейшим нарушением и влечет безусловную отмену решения (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ). В то же время неявка представителя налогоплательщика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не препятствует рассмотрению материалов проверки (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ).

В процессе рассмотрения материалов проверки руководитель инспекции или его зам оглашают акт проверки, возражения налогоплательщика, зачитывают представленные им документы. Также во время рассмотрения должны быть исследованы доказательства, добытые инспекторами во время проверки. При этом налогоплательщик может знакомиться с ними и давать свои пояснения (как устные, так и письменные). Поэтому, отправляясь на рассмотрение, лучше прихватить с собой несколько чистых листов бумаги и письменные принадлежности.
Если в результате такого рассмотрения глава инспекции придет к выводу, что имеющиеся доказательства не позволяют решить вопрос о том, допустил налогоплательщик нарушения или нет, то руководитель инспекции может вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). При этом в решении перечисляются конкретные мероприятия, которые будут проводиться.

Тут налогоплательщик должен быть очень внимательным и помнить: в рамках данной процедуры инспекция не может выявлять нарушения, не зафиксированные в акте проверки. То есть дополнительные мероприятия всегда направлены на получение доказательств только по тем фактам нарушений, которые указаны в акте. Если же налоговики пытаются под видом допмероприятий провести новую проверку, то решение следует обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в суде (ст. 137 НК РФ).

После сбора дополнительных доказательств (а на это отводится не более месяца — п. 6 ст. 101 НК РФ) рассмотрение дела начинается заново. А значит, инспекция обязана снова уведомить налогоплательщика о месте и времени рассмотрения, огласить все материалы дела, в том числе и новые доказательства. Налогоплательщик вправе ознакомиться с ними и представить свои пояснения или возражения.

Завершается процедура рассмотрения дела вынесением одного из двух видов решения: о привлечении к ответственности или об отказе в таковом (п. 7 ст. 101 НК РФ). Обратите внимание, что вынесение решения об отказе в привлечении к ответственности вовсе не исключает доначисления налогов и пеней (абз. 2 п. 8 ст. 101 НК РФ). Вынесенное решение в течение пяти рабочих дней должно быть вручено налогоплательщику (п. 9 ст. 101 НК РФ). Причем, в данном случае НК РФ не предусматривает возможности вручения «по умолчанию», т.е. на шестой день после отправки по почте. Это значит, что пока у инспекции не будет подтверждения того, что решение действительно вручено руководителю (или иному уполномоченному лицу) организации, в силу оно не вступит.

Обжалуем решение

Полученное налогоплательщиком решение вступает в силу по истечении 10 рабочих дней (п. 9 ст.101 НК РФ). За эти десять дней бухгалтер может подать апелляционную жалобу на невступившее в силу решение в вышестоящий налоговый орган. Подача такой жалобы весьма желательна, и вот почему.

Читайте так же:  Заявление в налоговую о возврате штрафа

Во-первых, она позволяет оттянуть срок вступления решения в силу — ведь оно начнет действовать только после рассмотрения жалобы вышестоящим органом и утверждения им соответствующего решения (абз. 2 п. 9 ст. 101 НК РФ).

Во-вторых, апелляционное обжалование решения приравнивается к досудебному обжалованию (п. 3 ст. 101.2 НК РФ). А это значит, что сразу после вступления решения в силу его можно обжаловать в суде (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). То есть можно будет сразу же заявить ходатайство о применении обеспечительных мер в виде запрета налоговым органам списывать со счетов оспариваемые суммы. А как показывает практика, суды гораздо чаще, чем вышестоящий налоговый орган, удовлетворяют подобные ходатайства.

Если же срок на апелляционное обжалование пропущен, то в вышестоящий налоговый орган нужно обжаловать уже вступившее в силу решение. При этом подача подобной жалобы исполнение решения не приостанавливает, хотя НК РФ и предоставляет налогоплательщику право попросить об этом вышестоящий налоговый орган (п. 4 ст. 101.2 НК РФ).

Обратите внимание: обжаловать решение сразу в суд налогоплательщику не позволяет пункт 5 статьи 101.2 Налогового кодекса, который требует обязательного предварительного обжалования решения в вышестоящем налоговом органе.

Как оспаривать результаты налоговой проверки? Шесть этапов

Налоговая проверка проходит несколько стадий. В зависимости от стадии налогоплательщик имеет возможность выразить свое несогласие с действиями и выводами налогового органа в различных формах.

1. Уже в ходе проверки налогоплательщик может подавать жалобы в вышестоящий налоговый орган и в прокурату, в случае, если считает действия налогового инспектора незаконными.

2. Следующая форма несогласия, это возражения на акт налоговой проверки. В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ акт составляется в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10-и дней после окончания камеральной проверки Возражения направляются непосредственно в налоговый орган, проводивший налоговую проверку. В соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ у налогоплательщика есть один месяц для подачи возражений. Указанный месяц отсчитывается от момента получения акт. Моментом получения акта следует считать дату проставления налогоплательщиком или его представителем расписки, или отсчитать шестой день с даты отправки почтового отправления с актом (п. 5 ст. 100 НК РФ). Давая расписку, следите за тем, чтобы в ней была указана реальная дата вручения, а не более ранее число, вписанное налоговым инспектором. Иначе вы можете невольно сократить себе срок на подготовку возражений. Если вы получили акт по почте, сразу же посчитайте дату, в которую акт признается полученным. Учитывая, что почтовый пробег может превышать установленный законом срок, времени на подготовку и подачу возражений может остаться мало.

Возражения подаются в письменном виде с приложением копий документов, подтверждающих доводы возражений. Сдавая возражения и копии документов в налоговый орган позаботьтесь о получении отметки с дачей подачи возражений на вашем экземпляре возражений. Если к возражениям прилагаются документы, обязательно укажите в перечне приложений каждый документ. Это позволить исключить споры о составе документов, которые прилагались к возражениям. Возражения возможно подать и почтовым отправлением. Однако следует учитывать время на почтовый пробег, чтобы избежать казуса, когда возражения отправлены в срок, но из-за почтовой задержки поступили позднее, чем вынесено решение.

Нередко при наличии возражений в ходе рассмотрения актов налоговые органы снимают отдельные доводы. В других случаях подача возражений может повлечь проведение дополнительных мероприятий налогового контроля. В свою очередь результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Готовя возражения на акт следует достаточно полно и всесторонне отразить как правовые основания своего несогласия с актом, так и документальные. Нет смысла «прятать козыри в рукаве», так как в случае перехода спора в более поздние стадии, эти доводы придётся раскрыть. В случае же качественной подготовки возражений есть вероятность сберечь время и силы, сняв ошибочные доводы налогового органа еще до вынесения решения.

Также это покажет суду, что налогоплательщик добросовестно и принципиально отстаивал свою позицию, используя все имеющиеся правовые механизмы.

3. Следующий этап для выражения несогласия – это рассмотрение результатов налоговой проверки. На этом этапе налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа, рассматривающего результаты налоговой проверки, устное несогласие с выводами, изложенными в акте. На этой стадии также возможно предоставление обосновывающих документов. Доводы налогоплательщика и представленные документы указываются в протоколе, который должен вестись при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ). Настывайте на внесении в протокол ваших устных доводов. Если представитель налогового органа отказывается это сделать, то подписывая протокол сделайте запись об этом.

4. Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, то для налогоплательщика наступает следующая стадия обжалования – досудебный обжалование ненормативного акта налогового органа в вышестоящий налоговый орган. В данном случае термин «акт» отличается от «акта» налоговой проверки. Решение, вынесенное по результатам налоговой проверки является ненормативным актом налогового органа.

Следует отметить, что в настоящее время досудебное обжалования в вышестоящий налоговых органа является обязательной стадией (п. 2 ст. 138 НК РФ). Без прохождения этой стадии невозможно обратится за судебной защитой. В случае подачи заявления в арбитражный суд без предыдущего досудебного обжалования в вышестоящий налоговый орган заявление будет возвращено без рассмотрения.

Жалоба подаваемая в вышестоящий налоговый орган на решение о привлечении к налоговой ответственности до его вступления в силу , называет «апелляционная жалоба». Следует не путать с «апелляционной жалобой» подаваемой на решение суда в рамках процессуального законодательства. Учитывая, что согласно п. 9 ст. 101 НК РФ решение вступает в силу через один месяц со дня вручения налогоплательщику, то жалоба может быть подана в течение указанного месяца.

Подавать апелляционную жалобу следует в налоговый орган, вынесший решение. Это делается по той причине, что материалы налоговой проверки находятся в налоговом органе, вынесшем решение. После получения жалобы этот налоговый орган направляет жалобу вместе с материалами в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).

Читайте так же:  Возврат налога помощь в оформлении

Как и возражения, апелляционную жалобу можно сдать непосредственно в канцелярию. Альтернативным вариантом подачи жалобы является ее направление по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В случае пропуска налогоплательщиком месячного срока подачи апелляционной жалобы у него остается возможность дальнейшего обжалования уже вступившего в силу решения налогового органа. На этом этапе документ, выражающий несогласие налогоплательщика, называется просто жалоба, без слова «апелляционная». Такая жалоба согласно п. 2 ст. 139 НК РФ может подаваться налогоплательщиком в течение года, который отсчитывается от даты принятия решения. То есть от той даты, которая указана на самом решении.

Если срок пропущен, то налогоплательщик имеет возможность ходатайствовать перед вышестоящим налоговым органом о восстановлении пропущенного срока. Конечно в ходатайстве необходимо будет указать причины пропуска срока и их уважительность. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Содержательно апелляционная жалоба и просто жалоба буду идентичными. Указанные документы должны содержать следующие элементы:

  • Наименование вышестоящего налогового органа. Обычно в тесте указывается, что жалоба подается через налоговый орган, вынесший решение.
  • Реквизиты подателя жалобы (наименование, адрес, ИНН, способы связи: телефон, электронная почта).
  • Наименование налогового органа, принявшего обжалуемое решение.
  • Доводы налогоплательщика, по которым он считает принятое решение незаконным.
  • Нормы закона, обосновывающие доводы налогоплательщика.
  • Доказательства (документы), на которые ссылается налогоплательщик в обоснование своих доводов.
  • Расчеты в части сумм налогов, пеней и штрафов, которые по мнению налогоплательщика, рассчитаны налоговым органом ошибочно.
  • Требования налогоплательщика о признании решения недействительным в целом или в части, с указанием конкретных частей решения.
  • Жалоба должна быть подписана единоличных исполнительным органом налогоплательщика или представителем, действующим на основании доверенности. При подписании жалобы представителем не забудьте приложить к ней доверенность представителя.

Следует учитывать, что налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения. Основания для оставления жалобы без рассмотрения указаны в ст. 139.3 НК РФ.

По общему правилу жалобы рассматриваются вышестоящим налоговым органом без участия налогоплательщика. В отдельных случаях участие возможно, но решение о необходимости этого принимает налоговый орган. Налогоплательщику не предоставлено право требовать возможности участия в рассмотрении жалобы. Срок рассмотрения жалобы составляет один месяц со дня получения жалобы и может быть продлен еще на один месяц. Со дня принятия решения по апелляционной жалобы решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

5. Когда пройден досудебный порядок обжалования решения налогового органа, и налогоплательщик не согласен уже с решением вышестоящего налогового органа, либо вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, следующим этапом обжалования является обращение за судебной защитой в арбитражный суд. Указанное право налогоплательщика предусмотрено п. 2 ст. 138 НК РФ.

Следует отметить, что решения налоговых органов принятые в отношении физических лиц и в отношении организаций, обжалуются в разные суды и в разном процессуальной порядке. Решение в отношении физического лица обжалуется в суд общей юрисдикции по правилам КАС РФ. Решение налогового органа в отношении индивидуального предпринимателя и организации обжалуется в арбитражный суд по правилам АПК РФ. Порядок обжалования решений налоговых органов в арбитражных судах регулируется главой 24 АПК РФ, а также нормами о исковом производстве, в части не противоречащей положениям главы 24.

Налогоплательщику предоставляется три месяца, чтобы подать заявление в суд. Подготовка заявления в суд не должна вызывать затруднений, так как доводы, их основания, а также подтверждающие документы уже были подготовлены на стадии обжалования решения в вышестоящий налоговый орган. Хотя конечно же на стадии судебного обжалования они могут быт дополнены. Указанный срок исчисляется с того момента, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его права. То есть с даты вручения ему решения вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Заявление в арбитражный суд должно содержать:

Реквизиты налогового органа и руководителя, принявшего решение. Следует учитывать, что при обжаловании решения налогового органа по результатам налоговой проверки, одновременно обжалуется и решение вышестоящего налогового органа, принятого по апелляционной жалобе. Соответственно необходимо указывать реквизиты двух налоговых органов, вышестоящего и нижестоящего.

Реквизиты принятых решений (название, номер и дата).

Нарушенное право налогоплательщика.

Законы и другие нормативные акты, которым противоречит решение налогового органа.

Требование налогоплательщика о признании решения недействительным в целом или в части (следует указать конкретные части решения).

Вместе с заявлением необходимо приложить:

  • Копия свидетельства о регистрации организации;
  • Обжалуемый акт;
  • Документы, на которые налогоплательщик ссылается;
  • Документы о направлении заявления в налоговые органы;
  • Доверенность представителя;
  • Документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
  • Документы об оплате государственной пошлины.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ размер государственной пошлины составляет 3000 рублей.

Срок рассмотрения заявлений составляет 3 месяца и может быть продлен по решению председателя суда до 6 месяцев.

Видео (кликните для воспроизведения).

6. В случае отказа арбитражного суда в удовлетворении заявления, далее возможно обжалование решения суд в апелляционной и кассационной инстанциях. Апелляция и кассация проходят в стандартном процессуальном порядке, предусмотренном АПК РФ для искового производства.

Как видим действующее законодательство содержит возможность обжаловать действий и решения налогового органа, осуществляемые в ходе налоговой проверки, как во время ее проведения, так и после завершения. Проявляя активную позицию в ходе проверки налогоплательщик поэтапно формируют позицию для защиты своих интересов в суде. Для эффективной защиты целесообразно обращаться к помощи опытных бухгалтеров и юристов, совместная работа которых обычно более эффективна по такому виду споров.

Образец ходатайства об уменьшении штрафа в налоговую

За что могут быть применены штрафные санкции

Штраф — это один из видов санкций, применяемых налоговыми органами к нарушителям законодательства о налогах и сборах. Ответственность за совершение налоговых правонарушений установлена в главе 16 НК РФ. Наиболее часто применяемые инспекцией приведены в таблице ниже:

Читайте так же:  Штраф налоговой за незаконную предпринимательскую деятельность
Вид нарушения Размер штрафа Статья НК РФ
Ведение предпринимательской деятельности без постановки на учет 10 % от доходов, полученных от незаконной предпринимательской деятельности, но не менее 40 000 руб. 116 п. 2 Подача заявления о постановке на учет в ИФНС с нарушением срока 10 000 руб. 116 п. 1 Непредоставление налоговой декларации

5 % от неуплаченной суммы налога за каждый месяц до дня фактического предоставления декларации.

Максимальный штраф — 30 % от вышеуказанной суммы, минимальный — 1000 руб.

119 Нарушение порядка предоставления отчетности (подача бумажного отчета вместо электронного) 200 руб. 119.1 Грубое нарушение правил учета

В течение одного налогового периода — 10 000 руб.

Более одного периода — 30 000 руб.

Если нарушение привело к занижению налогооблагаемой базы — 20 % от суммы недоимки, но не менее 40 000 руб.

120 Неуплата налога в результате занижения налогооблагаемой базы или иного неправильного исчисления

По неосторожности — 20 % недоимки.

Умышленно — 40 % недоимки.

122 Неисполнение обязанностей агента по налогам (например неудержание или неперечисление в бюджет НДФЛ) 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению. 123 Непредоставление документов или сведений о налогоплательщиках по запросу ИФНС 10 000 руб. 126

Образец ходатайства в налоговую о смягчении штрафа

При составлении ходатайства необходимо указать:

  • наименование налогового органа;
  • лицо, от которого подается заявление;
  • обстоятельства, в результате которого наложены штрафные санкции;
  • реквизиты акта о выявлении нарушения;
  • обстоятельства, на основании которых подается просьба о снижении штрафных санкций.

Образец ходатайства в налоговую о снижении штрафа

Порядок составления

Первоначально ходатайство в налоговую о снижении суммы штрафа подается в ту инспекцию, которая его наложила. На его подачу отводится немного времени:

  • 30 рабочих дней со дня получения акта проверки, если штрафные санкции наложены по результатам проведения выездной или камеральной проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ);
  • один месяц со дня получения акта об обнаружении факта нарушения законодательства, если оно выявлено вне рамок проверки.

В ходатайстве следует привести все смягчающие обстоятельства, которые имеются у компании. Как правило, уже на этой стадии удается снизить размер санкций.

Если заявления организации не будут учтены при вынесении решения о наложении штрафных санкций, то далее следует обратиться в УФНС. Для этого составляется жалоба в вышестоящий орган, в котором перечисляются все неучтенные при вынесении решения инспекцией обстоятельства, смягчающие вину компании.

Если же и в УФНС взыскиваемая сумма не будет снижена или будет снижена незначительно, то оспорить ее размер можно в судебном порядке.

Как отменить штрафные санкции

Если налогоплательщик уверен в том, что назначенный контролирующим органом штраф неправомерен, то есть возможность его оспорить. Сделать это можно и в досудебном порядке, написав ходатайство об отмене штрафа в налоговую. Возражения на акт налогового органа подаются в те же сроки, что и прошение о смягчении санкций. Если возражения не будут учтены и решение о взыскании штрафа все же будет вынесено, то у налогоплательщика есть возможность обратиться в Управление ФНС с жалобой на действия ИФНС. По ее рассмотрению УФНС вынесет решение:

  • об удовлетворении требований налогоплательщика и отмене штрафных санкций;
  • либо об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика и оставлении решения ИФНС в силе.

Если решение УФНС вас не устроит, то остается только обращение в арбитражный суд с исковым заявлением об отмене решения налогового органа.

Образец ходатайства о снижении штрафа

Приведем шаблон ходатайства об уменьшении штрафа.

об уменьшении налоговой санкции (штрафа)

В октябре 2018 года Инспекцией ФНС по Советскому району г.Челябинска была завершена выездная налоговая проверка в отношении ООО «Лютик» ИНН 7420005200, составлен Акт выездной налоговой проверки №31 от 01.11.2018.

По результатам указанной проверки обществу «Лютик» была доначислена недоимка по НДС в размере 1 млн рублей, а также в Акте проверки содержится предложение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в виде начисления налоговой санкции (штрафа) по НДС и по земельному налогу.

Общество «Лютик» ходатайствует о снижении указанной налоговой санкции по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно пункта 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.

При этом из подп.3 п.1 ст.112 НК РФ следует, что перечень смягчающих обстоятельств, приведенный в указанной статье НК РФ, является открытым; налоговому органу предоставлено право отнесения тех или иных конкретных обстоятельств к смягчающим ответственность.

Общество «Лютик» считает, что имеются такие смягчающие обстоятельства, влекущие на основании п.3 ст.114 НК РФ снижение размера налоговой санкции (штрафа):

Во-первых, общество «Лютик» ранее к налоговой ответственности не привлекалось, т.е. добросовестно исполняло свои обязательства налогоплательщика.

Во-вторых, еще до вынесения налоговым органом решения по материалам выездной проверки общество «Лютик» добровольно заплатило начисленную недоимку по НДС в размере 1 млн руб., практически сразу же после получения Акта выездной налоговой проверки №31 от 01.11.2018, что подтверждается платежным поручением ООО «Лютик» от 02.11.2018 №1732.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подп.3 п.1 ст.112, п.3 ст.114 НК РФ,

смягчить размер налоговой санкции (штрафа), начисленного ООО «Лютик» по НДС и земельному налогу по результатам выездной налоговой проверки (Акт №31 от 01.11.2018).

Приложение: 1. Копия платежного поручения ООО «Лютик» от 02.11.2018 №1732 (об уплате НДС по акту выездной налоговой проверки №31 от 01.11.2018).

Читайте так же:  Налоговая проверка систем

ООО «Лютик» Незабудкин В.С.

При этом налогоплательщик должен подтвердить обстоятельства, на которые ссылается в качестве смягчающих ответственность, представив заверенные должным образом копии соответствующих документов.

Налоговики не примут в качестве смягчающего обстоятельства «тяжелое финансовое положение» при наличии прибыли и роста выручки организации по данным отчетности. Например, тяжелое финансовое положение может подтверждаться сведениями об отсутствии доходов, наличия значительного размера непогашенных кредитов.

Виды смягчающих обстоятельств

Если штраф применен правомерно и налогоплательщик согласен с тем, что нарушил законодательство о налогах и сборах, то его нужно будет уплатить в бюджет. Налоговики всегда в своем решении о привлечении к ответственности применяют максимально возможный штраф. Но его размер можно снизить. Для этого необходимо наличие смягчающих обстоятельств, к которым можно отнести:

  • совершение правонарушения в первый раз;
  • признание вины и раскаяние;
  • отсутствие злого умысла;
  • тяжелое финансовое положение компании (наличие большой кредиторской задолженности, предбанкротное состояние);
  • социальная значимость деятельности организации в сфере строительства, ЖКХ, здравоохранения и др.;
  • статус бюджетного учреждения;
  • незначительная просрочка сдачи отчетности в связи с техническими проблемами;
  • отсутствие ущерба бюджета (например декларация не была сдана вовремя, но налог уплатили своевременно и в полном размере);
  • самостоятельное выявление и исправление ошибок в учете и исчислении налога;
  • значительный объем затребованных документов, при этом налогоплательщик должен принимать активные меры для продления срока предоставления;
  • отсутствие затребованных документов в результате их уничтожения (например при пожаре);
  • если штраф выставлен ИП или иному физлицу, то может считаться смягчающим обстоятельством серьезное заболевание, инвалидность, наличие на иждивении детей и др.

Образец возражения об отмене наказания

При составлении возражения на акт ИФНС необходимо указать:

  • реквизиты ИФНС;
  • реквизиты лица, от которого подается заявление;
  • реквизиты акта о выявлении нарушения;
  • обстоятельства, на основании которых налогоплательщик считает наложение штрафных санкций незаконным.

Для подачи такого возражения рекомендуем воспользоваться формой, приведенной ИФНС на официальном сайте в разделе «Подача возражений на акты налоговых проверок».

Не удалось оспорить штраф – добиваемся снижения его размера

Устанавливая факты совершения налогоплательщиками налоговых правонарушений, налоговики доначисляют им соответствующие штрафы. И даже если налогоплательщик согласен с решением налоговиков, то возможно добиться существенного снижения размера штрафа. Поможет в этом правильно составленное налогоплательщиком ходатайство о снижении штрафа.

Размеры штрафа за различные виды налоговых правонарушений приведены в главе 16 НК РФ.

При этом размер штрафа, указанный в акте налоговой проверки, может быть снижен.

Положения ст.114 НК РФ позволяют компаниям претендовать на уменьшение суммы штрафа, в зависимости от наличия смягчающих обстоятельств. Перечень смягчающих обстоятельств является открытым.

Так, к обстоятельствам, смягчающим ответственность могут относиться:

совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность (ст.112 НК РФ).

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза. Максимальный размер снижения не установлен. Это означает, что налогоплательщик может в разы уменьшить размер штрафов.

Что делать налогоплательщику?

Следует отметить, факты наличия смягчающих обстоятельств решаются налоговиками с компаниями на стадии рассмотрения материалов выездных и (или) камеральных проверок.

Прежде всего, рассмотрение возможности снижения применяемой штрафной санкции начинается с подачи налогоплательщиком ходатайства о снижении штрафных санкций.

Специально установленной формы для ходатайства нет. Оно подается в свободной форме и в нем приводятся обстоятельства, которые могут смягчить налоговую ответственность.

Как правило, в качестве смягчающих ответственность учитываются:

характер и значение деятельности налогоплательщика (например, социально-направленное учреждение);

тяжелое финансовое положение;

отсутствие ущерба бюджету, незначительность просрочки (один день), отсутствие вредных последствий правонарушения;

самостоятельное исправление нарушения до начала проведения налоговой проверки, уплата доначисленного налога;

правовая неопределенность по поводу предоставления льгот, существовавшая в период совершения налогового правонарушения.

Судебная практика по снижению штрафов

Как свидетельствует практика, компаниям удается снизить налоговые штрафы во много раз. Правда, зачастую обстоятельства, послужившие для снижения размера штрафов, рассматриваются в судах.

Судьи учитывают, что правонарушение имело место первый раз, какой-либо недоимки и пени не начислено, страхователь не имел умысла на совершение нарушения законодательства (Решение АС г. Москвы от 14.11.2016 г. №А40-197613/2016).

В другом споре штраф был снижен со 131 000 рублей до 1 000 рублей, т.е. в 131 раз (Решение АС Республики Марий Эл от 01.12.2016 г. №А38-9108/2016). Арбитражный суд учел в качестве смягчающих ответственность следующие обстоятельства: признание совершения правонарушения, совершение правонарушения впервые, отсутствие негативных последствий для работников и бюджета, социально-значимый характер деятельности предприятия.


При аналогичных обстоятельствах суд снизил размер штрафа в 73 раза (Решение АС Нижегородской области от 10.01.2017 г. №А43-30751/2016) и в 100 раз (Решение АС Свердловской области от 12.09.2016 г. №А60-33366/2016).

Социальная направленность деятельности налогоплательщика (строительство социальных объектов) позволила компании снизить штраф в 4 раза (Решение АС Чувашской Республики от 23.04.2018 г. №А79-9434/2017).

Видео (кликните для воспроизведения).

Отсутствие умысла на уклонение от уплаты взносов, самостоятельное, хотя и с нарушением срока представление налоговых расчетов, формальный характер состава правонарушения, незначительность периода просрочки исполнения обязательства по представлению отчетности также могут снизить штраф за просрочку сдачи отчета до его минимального значения – 1 000 рублей (Постановления АС Центрального округа от 25.10.2016 г. №А84-985/2016, Восточно-Сибирского округа от 19.10.2016 г. №А78-1326/2016, решение АС Красноярского края от 18.07.2016 г. №А33-9554/2016).

Источники

Ходатайство по выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here