Государственный финансовый контроль статья

Раздел IX. Государственный (муниципальный) финансовый контроль (ст.ст. 265-280)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ в наименование раздела IX настоящего Кодекса внесены изменения

Раздел IX. Государственный (муниципальный) финансовый контроль

>
Основы государственного (муниципального) финансового контроля (ст.ст. 265-273)
Содержание
Бюджетный кодекс (БК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

http://base.garant.ru/12112604/479387bdd0626490d7fd2dfc01018763/

Значение государственного финансового контроля

Дата публикации: 09.09.2018 2018-09-09

Статья просмотрена: 536 раз

Библиографическое описание:

Родионова Е. С. Значение государственного финансового контроля // Молодой ученый. — 2018. — №36. — С. 39-40. — URL https://moluch.ru/archive/222/52559/ (дата обращения: 20.02.2020).

Важным компонентом бюджетного процесса считается финансовый контроль, который гарантирует результативное функционирование государственной финансовой системы.

Ключевые слова: контроль, финансовый контроль, эффективность, бюджетные средства.

Контроль — одна из существенный функций управленческого процесса, так как позволяет не только выявить и ликвидировать недостатки работы, но и дает стимул для продолжения деятельности. В связи с этим контроль в том или ином виде проявляется во многих сферах и процессах жизнедеятельности общества. Естественно, что в сфере финансов и бюджетных правоотношений он является одной из важных составляющих.

В настоящее время одним из значимых инструментов определения эффективности использования бюджетных средств является финансовый контроль.

Во всех цивилизованных странах должен присутствовать данный вид контроля, осуществляемый уполномоченными органами за соблюдением действующего законодательства, ведением финансовой документации, исполнением плана государственных доходов и расходов, а также за соблюдением общепризнанных норм права в ходе перемещения финансовых ресурсов органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

В современной России государственный финансовый контроль представляет собой сложный процесс наблюдения, сопоставления, проверки и анализа различных сфер экономики. Финансовый контроль является частью финансовой деятельности государства и выполняет координирующую роль на всех уровнях реализации государством его контрольной функции.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Шохин С. О. рассматривает финансовый контроль как «межотраслевую систему организации надзорных функций с контрольными функциями государственных и общественных органов за процессами финансовой и хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций для получения реальных оценок экономической эффективности их финансово-хозяйственной деятельности, установления легитимности и оптимальности финансово-хозяйственных операций и поиск имеющихся резервов доходов государственного бюджета» [2].

Именно финансовый контроль обеспечивает надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности. Главная цель государственного финансового контроля заключается в том, чтобы гарантировать эффективность процесса образования и расходования денежных средств, находящихся в руках государства.

В настоящей экономической ситуации все острее стоит проблема повышения эффективности бюджетного контроля на всех уровнях системы. В условиях прогнозируемого бюджетного дефицита необходимо наиболее рациональным образом организовать процесс расходования государственных средств, чтобы не допустить применения различного рода коррупционных схем в бюджетных правоотношениях. Поэтому финансовый контроль в современных условиях следует рассматривать как один из инструментов определения эффективности использования бюджетных средств и поддержания финансовой дисциплины на всех стадиях бюджетного процесса.

Государственный финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий и является неотъемлемой частью управления финансовыми общественными ресурсами. Объектом контроля является деятельность государственных органов и бюджетных учреждений по управлению вверенными им ресурсами.

Финансовый контроль осуществляется органами государственной власти и управления, а также специальными контрольными органами в целях проверки законности и целесообразности действий государства и хозяйствующих субъектов в процессе образования, распределения и использования денежных средств. Основными органами финансового контроля в Российской Федерации являются: Счётная палата Российской Федерации (осуществляющая внешний контроль), Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации (Казначейство — внутренний аудит).

Законодатель обозначил, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения [1].

Все контрольно-ревизионные мероприятия основываются на принципах законности, эффективности, объективности, независимости, открытости, гласности.

Между тем, нормы, регулирующие бюджетный контроль, организацию и порядок проведения, общие цели, задачи и принципы осуществления финансового контроля, характеристику его форм и методов являются составной частью бюджетного (финансового) права [3].

Ведущей целью финансового контроля является ни столько выявление правонарушений в бюджетной сфере, сколько анализ деятельности организаций с целью повышения финансовой грамотности, предотвращение ошибок в дальнейшем, разумность в распределении и расходовании бюджетных средств государства. А ориентир финансового права — совершенствование государственными органами правовой базы, структуризация нормативных документов, определение чёткой функциональности контрольно-ревизионных органов.

Достижение вышеуказанных целей требует постоянного совершенствования посредством внесения изменений в законодательные акты различных уровней и создания единого контролирующего органа.

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1998.
  2. Мурина Т. Н. Финансовый контроль в системе финансового права РФ — Актуальные проблемы Российского права, 2012. № 1. С. 77–88.
  3. Шохин С. О. Бюджетно-финансовый контроль в России. М.: Прометей, 1995.

http://moluch.ru/archive/222/52559/

Государственный финансовый контроль в России: проблемы и перспективы

Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит

Дата публикации: 26.03.2017

Статья просмотрена: 4363 раза

Библиографическое описание:

Шепелев Д. Р. Государственный финансовый контроль в России: проблемы и перспективы [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 53-57. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/221/12104/ (дата обращения: 20.02.2020).

Читайте так же:  Подарок квартиры налоги

В статье рассматривается сущность и задачи государственного финансового контроля, затрагиваются проблемы государственного финансового контроля в России. Анализируется механизм осуществления ГФК на примере деятельности Счетной палаты, предлагаются основные направления совершенствования государственного финансового контроля в РФ.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, финансовый контроль, финансовая политика, бюджет, Счетная палата РФ

В настоящее время одним из важных аспектов осуществления финансовой и правовой политики является государственный финансовый контроль. Его задача состоит в том, чтобы эффективно распределить и использовать государственные средства, разработать успешную финансовую тактику и стратегию. Также с его помощью происходит контроль соблюдения органами государственной власти, физическими и юридическими лицами требований финансового законодательства, проводится бюджетно-финансовый контроль, а также анализ финансового состояния государственных организаций.

В условиях текущей экономической ситуации появилось множество проблем, которые привели к снижению и качеству государственного финансового контроля. Так, в настоящее время в России функционируют разрозненные звенья финансового контроля, в том числе и на высшем уровне, которые слабо взаимодействуют между собой [5]. Действия контролирующих органов не имеют единого ритма и четкой координации, что приводит к отсутствию общей цели — сохранности, эффективности и целевому расходованию государственных средств, законности и высокой результативности их использования, обеспечению своевременности и полноты формирования ресурсов государства [3].

Механизм осуществления государственного финансового контроля рассмотрим на примере деятельности Счетной палаты РФ за 2014–2015 гг. Счетная палата РФ является единственным конституционным контрольным органом, внешним по отношению к исполнительной власти, осуществляющий от имени общества контроль за деятельностью власти в сфере распоряжения государственными финансами и имуществом [4].

В таблице 1 представлен анализ основных показателей деятельности Счетной палаты РФ.

Основные показатели деятельности Счетной палаты РФ за 2014–2015гг. [10].

Показатель

2015

2014

Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий

Количество объектов, охваченных контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями/количество юридических лиц

Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по поручениям, обращениям и запросам

из них на основании:

постановлений и поручений Совета Федерации, обращений и запросов комитетов, комиссий и членов Совета Федерации

постановлений и поручений Государственной Думы, обращений и запросов комитетов, комиссий и депутатов Государственной Думы

Всего выявлено нарушений в ходе осуществления внешнего государственного аудита (контроля), млрд. рублей/количество

Обеспечен возврат средств в федеральный бюджет и бюджет Союзного государства, млн. рублей

в ходе проведения контрольных мероприятий

по завершении контрольных мероприятий, по результатам рассмотрения представлений Счетной палаты

Количество участников бюджетного процесса, в отношении которых Минфином России применены меры бюджетного принуждения на основании уведомлений Счетной палаты

сокращены лимиты бюджетных обязательств, по результатам рассмотрения уведомлений Счетной палаты о применении мер бюджетного принуждения, млн. рублей

Проведено заседаний Коллегии Счетной палаты

Количество заключений, подготовленных по результатам проведения экспертиз проектов законодательных и иных нормативных правовых актов

Всего следственными органами возбуждено уголовных дел по материалам контрольной деятельности Счетной палаты

Штатная численность сотрудников Счетной палаты в том числе:

По итогам 2015 года Счетная палата проверила более 2 тысяч объектов во всех субъектах РФ. О результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий палата информировала Совет Федерации и Государственную Думу РФ, доводила их до сведения руководителей соответствующих органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций. При этом особо важные результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий докладывались главе государства [2].

В 2015 году Президент Российской Федерации был проинформирован о результатах многих контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, среди них:

– мониторинг реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году;

– проверка деятельности Федерального космического агентства, осуществляемой в целях международного сотрудничества;

– проверка целевого и эффективного расходования средств, направляемых на развитие Керченской паромной переправы между портами Кавказ и Керчь;

– проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на подготовку к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу;

– анализ реализации в 2014–2016 годах Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года и оценка основных направлений развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

Следует отметить, что общая сумма выявленных нарушений и недостатков при поступлении и использовании средств бюджетной системы в 2015 году составила 516,5 млрд. рублей (524,5 млрд. рублей в 2014 году). В 2015 году Счетной палатой обеспечен возврат в федеральный бюджет более 10 млрд. рублей (в 2014 году — 977 млн. рублей).

При осуществлении контрольной деятельности Счетная палата принимает различные меры, которые направлены на устранение нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих интересы не только государственных структур, но и иных участников бюджетного процесса [6].

Итоги деятельности Счетной палаты в 2014–2015 годах свидетельствуют о том, что ее работа по выявлению потерь финансовых ресурсов государства, возврату незаконно израсходованных средств и подготовке предложений по устранению причин существующих недостатков эффективна. Это означает, что сегодня Счетная палата РФ стала важнейшим инструментом осуществления аудита обществом своего государства.

Роль государственного финансового контроля в современных непростых экономических условиях трудно переоценить. Поэтому важное значение приобретает необходимость его совершенствования. Рассмотрим основные направления, по которым должна осуществляться трансформация государственного финансового контроля [1].

Во-первых, необходимо составить единую концепцию государственного финансового контроля в России, определяющая систему органов, которая будет осуществлять финансовый контроль, и устанавливающая четкие единые правовые основы осуществления государственного финансового контроля в России. В связи с этим важно разработать научные и методические основы для оценки деятельности органов государственного финансового контроля.

Во-вторых, важным аспектом совершенствования государственного финансового контроля в РФ может стать разработка национальных российских стандартов ГФК. Данные стандарты должны базироваться на конкретном описании отчетных рабочих документов, куда также будет включаться перечень всех нарушений и отклонений от действующих нормативных актов [9]. Там должны предлагаться все возможные решения, которые принимает контролер по итогам проверки. Всё это позволит установить единые нормы и правила осуществления контроля.

Читайте так же:  Неуплата налога на недвижимость физических лиц

Стандарты должны быть разработаны по отдельности для каждого контрольного органа, который осуществляет какой-либо вид контроля и который функционирует в определенном регионе. Разработанными стандартами должны быть определены вопросы, подлежащие обязательной проверке. К примеру, для проведения ревизии компании (любой формы собственности), работающая с государственными бюджетными средствами, обязательный анализ должен проводиться по следующем показателям:

– Структура капитала компании;

– Бизнес-планирование в компании;

– Анализ финансовых результатов деятельности компании за последние три-четыре года;

– Размер привлечения внешних финансовых ресурсов;

– Объем капитала компании, вложенный в основные средства;

– Анализ системы бюджетирования;

– Статистика использования оборотных средств компании;

– Анализ безналичных расчетов и кассовых операций.

Данные показатели должны отвечать определенным параметрам, которые предметно будут расписываться стандартом. Разработка национальной системы стандартов государственного финансового контроля приведете к повышению качества контроля и разграничению прав и обязанностей контролирующих органов.

В настоящее время в России отсутствует орган, обладающий статусом высшего контрольного органа. В связи с этим необходимо четко определить статус органов государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, при этом важно, чтобы законом был закреплен их приоритет в вопросах методологии финансового контроля [8].

Для успешного решения задач, стоящих перед государственным финансовым контролем, необходима его четкая классификация и систематизация. Классификация государственного финансового контроля необходима при разработке законодательных и нормативных актов для того, чтобы определить структуру и состав контролирующих органов, а также чтобы разработать задачи и функции органов финансового контроля. Систематизация государственного контроля необходима для повышения эффективности финансового контроля и распределения объектов контроля между субъектами [7].

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня органы государственной власти Российской Федерации должны уделять серьезное внимание вопросам совершенствования системы государственного финансового контроля, т. к. наличие развитой системы контроля является обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны. Это, в свою очередь, приведет к повышению эффективности контрольных мероприятий, улучшению общей социальной и экономической ситуации в стране, снижению количества правонарушений в финансово-хозяйственной деятельности страны.

http://moluch.ru/conf/econ/archive/221/12104/

Статья 54. Объекты государственного финансового контроля

Статья 54 . Объекты государственного финансового контроля

1. Объектами государственного финансового контроля (далее — объекты контроля) являются:

1) главные распорядители (распорядители), получатели бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов областного бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита областного бюджета;

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 11 ноября 2019 г. — Закон Челябинской области от 7 ноября 2019 г. N 34-ЗО

2) финансовый орган публично-правового образования, бюджету которого предоставлены межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, бюджетные кредиты, Правительство области;

3) областные государственные учреждения;

4) областные унитарные предприятия;

5) хозяйственные товарищества и общества с участием области в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 11 ноября 2019 г. — Закон Челябинской области от 7 ноября 2019 г. N 34-ЗО

Видео (кликните для воспроизведения).

6) юридические лица (за исключением областных государственных учреждений, областных унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием области в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица, являющиеся:

юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, получающими средства из областного бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из областного бюджета и (или) государственных контрактов, кредиты, обеспеченные областными государственными гарантиями;

исполнителями (поставщиками, подрядчиками) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из областного бюджета и (или) государственных контрактов, которым в соответствии с федеральными законами открыты лицевые счета в Федеральном казначействе, Министерстве финансов области;

7) органы управления территориальным государственным внебюджетным фондом;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 7-1 с 11 ноября 2019 г. — Закон Челябинской области от 7 ноября 2019 г. N 34-ЗО

7-1) юридические лица, получающие средства из бюджета территориального государственного внебюджетного фонда по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;

8) кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами областного бюджета, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из областного бюджета.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 11 ноября 2019 г. — Закон Челябинской области от 7 ноября 2019 г. N 34-ЗО

Информация об изменениях:

Статья 54 дополнена частью 2-1 с 11 ноября 2019 г. — Закон Челябинской области от 7 ноября 2019 г. N 34-ЗО

2-1. Государственный финансовый контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из областного бюджета межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты, осуществляется Контрольно-счетной палатой области и областными органами внутреннего государственного финансового контроля в отношении:

главных администраторов средств областного бюджета, администраторов средств областного бюджета, предоставивших межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, бюджетные кредиты;

финансовых органов и главных администраторов (администраторов) средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которым предоставлены межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, а также юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей (с учетом положений части 2 настоящей статьи), которым предоставлены средства из областного бюджета.

Читайте так же:  Как написать налоговую декларацию 3 ндфл

Информация об изменениях:

Законом Челябинской области от 3 марта 2016 г. N 319-ЗО часть 3 статьи 54 настоящего Закона изложена в новой редакции

3. Объекты контроля и их должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в областные органы государственного финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного финансового контроля, предоставлять должностным лицам областных органов государственного финансового контроля допуск в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.

Непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в областные органы государственного финансового контроля информации, документов и материалов, указанных в абзаце первом настоящей части, а равно их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц областных органов государственного финансового контроля влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

4. Проверка расходов Контрольно-счетной палаты области за отчетный финансовый год осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

>
Полномочия Контрольно-счетной палаты области по осуществлению внешнего государственного финансового контроля
Содержание
Закон Челябинской области от 27 сентября 2007 г. N 205-ЗО «О бюджетном процессе в Челябинской области»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/19894374/45a46ae78d1e130d66e4d51ef81bda45/

Федеральное казначейство

официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru

Внутренний государственный финансовый контроль

  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2012
  • 2011
  • 2007
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Изменения от 31 декабря 2019 г. в Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере

http://roskazna.ru/kontrol/vnutrenniy-gosudarstvennyy-finansovyy-kontrol/

Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ статья 265 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 265 БК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее — органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее — органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).

4. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

5. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.


http://base.garant.ru/12112604/0a6fda841ffb8946e017bd31280e68c1/

Финансовый контроль. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 15.06.2015 2015-06-15

Статья просмотрена: 6197 раз

Библиографическое описание:

Леверьева Е. В. Финансовый контроль. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 445-448. — URL https://moluch.ru/archive/92/20280/ (дата обращения: 20.02.2020).

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы — это финансовый контроль.

Тема финансового контроля была всегда актуальна. Сегодня проблемы совершенствования и усиления государственного финансового контроля остаются не менее актуальными, чем год или несколько лет назад. Однако нельзя утверждать, что никаких изменений в лучшую сторону не происходит. Представляют интерес действия субъектов Российской Федерации, осуществляющих финансовый контроль за составлением и исполнением федерального, региональных и местных бюджетов, также роль финансового контроля в обеспечении развития общественного и частного производства, ускорении темпов модернизации промышленности, развитии научно-технического прогресса, повышении качества и объемов выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг. Финансовый контроль охватывает все сферы жизни общества и должен быть нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и эффективное использование финансовых, трудовых, материальных и природных ресурсов, уменьшение непроизводительных издержек и расходов, пресечении фактов бесхозяйственности и расточительства.

В настоящее время работа органов государственного финансового контроля в России характеризуется несогласованностью и разобщенностью, отсутствием четкого взаимодействия. И связано это в первую очередь с тем, что не сформирована целостная система контроля за финансовыми потоками и использованием государственной и муниципальной собственности. Статус и полномочия контрольных органов определяют многочисленные правовые акты, зачастую допускающие дублирование и параллелизм при выполнении соответствующих функций. Разумеется, такая ситуация весьма негативно сказывается на народнохозяйственном развитии.

В Российской Федерации до настоящего времени отсутствует теоретически проработанная и законодательно оформленная концепция общегосударственного финансового контроля. Все существующие и обсуждаемые в экономической литературе предложения и варианты ограничиваются только государственным финансовым контролем и основываются на двух подходах.

Читайте так же:  Как сделать налоговый вычет на детей

Первый подход отражает позицию ряда авторов, рассматривающих процесс реформирования действующих органов финансового контроля в единую, иерархически, сверху донизу, выстроенную системную вертикаль. Крайнее выражение подобной точки зрения — объединение всех контролирующих и даже надзорных органов в единый контрольный орган федерального подчинения, который либо функционирует самостоятельно, либо подчиняется Счетной палате или Генеральной прокуратуре РФ.

Усиление роли Счетной палаты как органа, осуществляющего функции контроля за бюджетным процессом, за целесообразностью и эффективностью расходования государственных средств и коммерческого применения государственной собственности является одним из основных постулатов этого подхода. Поэтому для полноценного выполнения названных функций рекомендуется принять ряд новых правообеспечивающих деятельность Счетной палаты решений.

По поводу построения системы государственного финансового контроля в России существует и другой подход, авторы которого активно выступают против создания жестко иерархической соподчиненной контрольной системы, возглавляемый единым государственным органом. Они считают, что «системность» вовсе не требует «монолитности», т. е. многоуровневой соподчиненности по принципу иерархической замкнутости, не позволяющей мобильно реагировать на динамичное изменение рыночных отношений. Системность при этом трактуется как наиболее рациональное соотношение между элементами централизации и децентрализации органов контроля, обеспечение координации деятельности контрольных органов в части научного и методического потенциала при сохранении их самостоятельного статуса.

Сегодня для повышения эффективности всей правоохранительной системы государства, необходимы разработка и принятие комплекса поправок к действующим федеральным законам. Российскими экономистами предлагаются следующие меры:

— уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушения требований закона при исполнении федерального бюджета и внебюджетных фондов, а также при распоряжении государственной собственностью;

— конкретизация наступления ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний Счетной палаты и других контрольных органов;

— введение подконтрольности Центрального Банка проверкам Счетной палаты, в том числе в формировании и исполнении собственной сметы расходов, в поступлении доходов и формировании прибыли;

— принятие форм финансовой отчетности всех органов государственной власти;

— наделение Счетной палаты Российской Федерации правом выступать в судах с исками в защиту интересов государства в случае установления фактов незаконных или притворных сделок.

В последнее время нередко высказывается идея сосредоточения функций финансового контроля в стране исключительно в руках Счетной палаты РФ. Вряд ли, однако, она справится с задачей всеобъемлющего контроля за всеми финансовыми потоками. Сегодня в России насчитывается более 150 тыс. главных распорядителей, распорядителей и получателей средств только федерального бюджета. С учетом же получателей средств из бюджетов различных уровней, а также хозяйствующих субъектов, использующих госимущество, суммарное количество соответствующих контрагентов достигает 3,5 млн.; экономическую деятельность с применением налоговых преференций ведут свыше 2,5 млн. значимых налогоплательщиков юридических лиц. Разумеется, Палата не в состоянии контролировать каждого получателя бюджетных средств и каждого конкретного налогоплательщика.

С учетом вышесказанного Счетную палату РФ некоторые экономисты предлагают превратить в компактный, мобильно реагирующий на изменения социально-экономических условий развития орган независимого контроля за эффективностью формирования государственных ресурсов, использования бюджетных средств и распоряжения госсобственностью. Для этого Палата должна прежде всего составлять и выполнять комплексные программы финансового контроля стратегически важных государственных мероприятий и направлений народнохозяйственного развития. Также предлагается включить в Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» норму об обязательной координации с ней деятельности контрольных органов всех ветвей власти в сфере финансов и управления собственностью.

Принятие этих решений в первую очередь позволило бы, возможно, в значительной мере ликвидировать разобщенность, несогласованность и дублирование в деятельности Главного контрольного управления Президента России, Контрольного управления Министерства финансов РФ и правоохранительных органов.

Согласование при планировании проведения контрольных мероприятий помогло бы избежать неоправданного множества проверок одних и тех же объектов различными структурами, значительно более эффективно использовать имеющиеся возможности и ресурсы. И, что еще более важно, — повысить эффективность мер по устранению выявленных нарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств и незаконным распоряжением объектами федеральной собственности, а также обеспечить наказание виновных и возмещение ущерба государству в случае выявления фактов и признаков хищения государственных средств и имущества.

Действующее законодательство не обеспечивает адекватных действий Генеральной прокуратуры России в случаях выявления при проведении проверки или ревизии хищения государственных денежных или материальных средств и иных злоупотреблений. В этой связи целесообразно урегулировать в законодательном порядке ряд вопросов взаимодействия Палаты и Генеральной прокуратуры. В данном контексте заслуживает внимания опыт работы высшего органа финансового контроля США: там с момента выявления нарушений к проверкам привлекаются сотрудники прокуратуры. Соответственно можно было бы придать обращениям Палаты в Генпрокуратуру об участии представителей последней в контрольных мероприятиях первой статус обязательных к исполнению поручений. Важно также предусмотреть нормы, обязывающие Генпрокуратуру возбуждать уголовные дела по выявленным Палатой и содержащим признаки преступления фактам нарушения финансового и имущественного права или нанесения ущерба государству.

В настоящее время не обеспечена скоординированность действий органов финансового контроля. Принципиальные полномочия по проведению проверок за рациональным и целевым использованием государственных средств и материальных ценностей ряда федеральных государственных органов, осуществляющих финансовый контроль (Счетная Палата, контрольно-ревизионные органы Минфина, ревизионные управления министерств и ведомств федерального уровня), как правило, пересекаются.

Между тем абсолютное большинство контрольных органов имеют достаточно специфические задачи и поэтому их сфера деятельности четко ограничена.

Подобную специфику имеют налоговые, таможенные органы, органы валютного контроля. Главное контрольное управление Президента Российской Федерации в чистом виде можно достаточно условно отнести к органам финансового контроля, поскольку в его задачи входит контроль за исполнением указов, распоряжений Президента Российской Федерации, которые, как известно, касаются не только, и даже не столько, финансовых вопросов. Предельно ясны и контрольные функции Центрального банка Российской Федерации и его территориальных органов.

Читайте так же:  Статус налога на доходы физических лиц

Основная проблема состоит главным образом в распределении контрольных полномочий в организации последующего контроля между Счетной Палатой, контрольно-ревизионными органами Минфина, ревизионными аппаратами главных распорядителей бюджетных средств и в определенной степени — органами федерального Казначейства, которые в настоящее время наделены и полномочиями последующего контроля.

Представляется целесообразным строго определить приоритетным и исключительным направлением контрольной деятельности органов Казначейства осуществление текущего контроля за обоснованностью оплаты счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Последующий контроль, думается, не должен входить в функции казначейских органов. Контрольно-ревизионные органы Минфина при этом должны получить полномочия проверять территориальные органы федерального Казначейства на предмет полноты и своевременности исполнения обязательств перед конкретными бюджетополучателями. Одновременно основной функцией этих органов должен стать контроль за

законностью, эффективностью и целевым расходованием государственных средств каждым получателем выделенных ресурсов. При этом следовало бы предоставить Департаменту государственного финансового контроля Минфина полномочия по проведению контроля за обоснованностью исполнения сметы расходов Счетной Палаты РФ.

1. Асташова Н. Гос. фин. контроль: приоритетные направления развития// Пробл. Теории и практики упр.- 2012.-№ 3.-с..52–61

2. Аудит: учебник для бакалавров/ под ред. Р. П. Булыги. — М: ЮНИТИ-Дана, 2012.- 431 с.

3. Контроль и ревизия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»/ [Е. А. Федорова и др.]; под ред. Е. А. Федоровой.- М.:ЮНИТИ-Дана. 2014- 239 с.

4. Государственные и муниципальные финансы: учебник / под ред. проф. С. И. Лушина, проф. В. А. Слепова. — М.: Экономистъ, 2013. С.604.

5. Финансы и кредит: учебник / под ред. проф. М. В. Романовского, проф. Г. Н. Белоглазовой. — М.: Высшее образование, 2011. С. 67–68.:

6. Методы государственного финансового контроля Финансы и кредит: учебник / под ред. проф. М. В. Романовского, проф. Г. Н. Белоглазовой. — М.: Высшее образование, 2012. С. 68–69.

http://moluch.ru/archive/92/20280/

Государственный финансовый контроль статья

Библиографическая ссылка на статью:
Пенчук А.В. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации и направления его совершенствования // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5502 (дата обращения: 07.02.2019).

Контроль – функциональный элемент управления государственными и муниципальными финансами. Государственный финансовый контроль является инструментом финансовой политики и направлен на обеспечение соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

В экономической литературе представлены различные подходы к определению государственного финансового контроля (см. Табл.1).

Таблица 1 – Определение государственного финансового контроля

Понятие «государственный финансовый контроль»

Бабич А.М., Павлова Л.Н.

совершение контрольной деятельности за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием внутреннего и внешнего государственного долга, государственных резервов[1]

система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, определение результатов управленческих воздействий на управляемый объект путем выявления отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений[2]

установленная соответствующими нормативными актами деятельность органов государственной власти и управления всех уровней (должностных лиц) по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений в процедурах управления государственными финансовыми потоками и финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов[3]

как подотрасль финансового права[4]

совокупность мероприятий по проверке полноты и своевременности формирования и использования бюджета на уровне как Федерации, так и субъектов Федерации, а также международных финансовых обязательств, организации денежного обращения и рынка ценных бумаг, состояния государственного долга, эффективности использования государственных ресурсов всех видов[5]

деятельность контрольных органов по проверке законности, целесообразности действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов[6]

межотраслевая система надзора наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования в целях объективной оценки экономической эффективности этой деятельности, установления законности и целесообразности финансовых операций и выявления резервов роста государственного бюджета[7]

осуществляемая с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, экономической эффективности деятельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности[8]

Анализируя мнения разных авторов, можно сделать следующие выводы: государственный контроль – это деятельность контрольных органов, которая осуществляется на основании законодательства; контроль осуществляется с помощью специфических приемов и методов; целью контроля является проверка законности, целесообразности и эффективности формирования, распределения и использования бюджетных средств.

В соответствии с главой 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (осуществляется Счетной палатой, контрольно-счетными органами субъектов Федерации) и внешний (осуществляется Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, органами исполнительной власти субъектов Федерации, которые имеют контрольные полномочия).

  • бюджетный контроль – контроль за соблюдением бюджетного законодательства, законности на всех стадиях бюджетного процесса, законности при поступлении и зачислении доходов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, законности при обслуживании и управлении государственным долгом;
  • налоговый контроль – контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за соблюдением законности при исчислении и уплате обязательных платежей в бюджет.

В БК РФ установлены виды проведения финансового контроля, который отличаются друг от друга целью и периодом осуществления. (Табл.2)

Таблица 2 – Предварительный и последующий финансовый контроль

Видео (кликните для воспроизведения).

http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5502

Государственный финансовый контроль статья
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here