Государственный финансовый контроль понятие и виды

Финансовый контроль: понятие, значение, виды

Финансовый контроль является неотъемлемой чатью финансовой деятельности государств и муниципальных образований.

Понятие и значение финансового контроля подразумевает контроль законности и целесообразности действий в образовании, распределения и использования государственных и муниципальных фондов для того, чтобы эффективно развивать страну и ее регионы на социально-экономическом уровне.

Осуществление финансового контроля производится на основании установленного правовыми нормами порядка всей системой органов государственной власти и местных самоуправлений, включая специальные контрольные органы, общественные организации, трудовые коллективы и граждан.

Основным способом выражения финансового контроля является проверка при проведении того, как соблюдается правопорядок в процессе финансовой деятельности в лице органов государственной власти, местных самоуправлений, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, а также экономической обоснованности и эффективности осуществляемых действий, то, как они соответствуют задачам государства и муниципальных образований.

Можно сделать вывод, что финансовый контроль — один из самых важных способов обеспечения законности и целесообразности финансовой деятельности, которая проводится в стране.

Задачи и направления финансового контроля

Основные задачи финансового контроля:

  • поддерживать баланс между потребностями в финансовых ресурсах и размерами дохода страны;
  • обеспечивать своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
  • выявлять внутрипроизводственные резервы, с помощью которых можно повысить финансовые ресурсы;
  • обеспечение соблюдения требований действующего законодательства относительно финансовой деятельности;
  • повышать эффективность внешнеэкономической деятельности и валютных операций.

Основные направления финансового контроля, которые регулируются на основании финансового права:

Аудиторская деятельность

На основании данных актов аудиторская деятельность представляет из себя предпринимательскую деятельность в области проведения аудита и оказания смежных услуг, которые осуществляются в лице аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов.

Аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц для того, чтобы выразить мнение касательно достоверности данной отчетности.

Цель аудита — выразить мнение по поводу достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и о том, соответствует ли порядок ведения бухгалтерского учета Законодательству Российской Федерации.

Помимо этого, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут предоставлять такие виды услуг:

  • устанавливать, восстанавливать и вести бухгалтерский учет, составлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность, проводить бухгалтерское консультирование;
  • осуществлять налоговое консультирование;
  • анализировать финансово-хозяйственную деятельность организации или индивидуального предпринимателя, проводить экономическое и финансовое консультирование;
  • проводить управленческое консультирование, которое также может быть связано с реструктуризацией организации;
  • консультирование в области права, представлять в судебных и налоговых органах в связи с налоговыми и таможенными спорами;
  • автоматизировать бухгалтерский учет и внедрять информационные технологии;
  • проводить оценочную деятельность(
  • проводить маркетинговые исследования;
  • проводить научно-исследовательские и экспериментальные работы в областях, которые имеют отношение к аудиторской деятельности;
  • обучать на основании установленного законодательством Российской Федерации порядка специалистов в тех областях, которые связаны с аудиторской деятельностью;
  • оказывать другие услуги, которые связаны с аудиторской деятельностью.

Аудиторские фирмы регистрируются в качестве предприятий, а физические лица, которые осуществляют аудиторскую деятельность в индивидуальном порядке в качестве предпринимателей. Аудиторами в установленном порядке должна быть пройдена регистрация, а осуществлять юридическую деятельность у них есть право только после того, как будет получена лицензия.

Понятие, принципы и виды финансового контроля

Финансовый контроль – осуществляемая публичными органами, а также полномочными органами, организациями и лицами форма публичного контроля за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования публичных финансов (Рыжкова Е.А.)

Финансовый контроль – это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке соблюдения законности всеми субъектами в процессе осуществления финансовой деятельности для достижения в обществе социально значимых целей и задач (Грачева Е.Ю.) + …по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования (Грачева Е.Ю. + Толстопятенко Г.П.). Таким образом, финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности, т.е. в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств.

· ФК охватывает комплекс именно тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования.

Значение :

— Существование финансового контроля объективно обусловлено наличием контрольной функции, присущей финансам, которая проявляется через многогранную деятельность государственных органов и органов МСУ по контролю за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению;

— Значение финансового контроля особенно повышается в условиях рыночной экономики: он нацелен на (1) повышение экономического стимулирования; (2) рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств; (3) сокращение непроизводительных расходов и потерь; (4) пресечение расточительности, бесхозяйственности.

— Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности.

*Функции ФК (по Грачевой):

ü Определение состояния учета использования материальных ценностей и денежных средств;

Читайте так же:  Специалист отдела валютного контроля

ü Выявление характера совершенного правонарушения (недостача, растрата и др.) и лиц, виновных в его совершении;

ü Установление основных причин и условий, способствующих правонарушениям;

ü Определение мер по совершенствованию учета использования материальных ценностей и устранению причин, способствующих злоупотреблениям;

ü Решение вопроса о привлечении виновных к юридической ответственности.

Лимская Декларация руководящих принципов контроля (1977 г., в рамках ИНТАСАИ[7]):контроль — не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является выявление отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, продуктивности, результативности и экономичности в управлении финансами на допустимо более ранней стадии, с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.

— Главная цель – призвать к тому, чтобы каждая страна имела высший орган финансового контроля, независимость которого гарантировалась бы законом (см. преамбулу);

— Справедливо считается «Великой хартией вольностей государственного аудита».

Принципы финансового контроля

Общие принципы (свойственные для всей финансовой деятельности):

Специальные принципы (Лимская Декларация):

  • Принцип независимости: должен быть обеспечен: а) финансовой самостоятельностью контрольного органа; б) более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля; в) закреплением в конституции их статуса.Ст.5:«Высшие органы финансового контроля могут выполнять возложенные на них задачи объективно и эффективно, только если они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния»
  • Принцип объективности и эффективности (раньше здесь же принято было выделять и экономность); ст. 2: «эффективный предварительный контроль необходим для надежного управления общественными средствами, вверенными государству».
  • Принцип компетентности: неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы; e . g . ст. 14: «члены и служащие высшего органа финансового контроля должны обладать квалификацией и моральными качествами».
  • Принцип гласности:постоянная связь государственных контролеров с общественностью и СМИ (отчетность перед парламентом и перед широкой общественностью).

Источники

Регламенты палат Парламента: в РФ они на этом месте, конечно, не стоят, даже вообще не упоминаются (в теории права регламенты – подзаконный акт); в ЗС в рамках финансового контроляони встаютаж на второе место, так как закрепляют всю процедуру принятия финансового закона и парламентский (бюджетный) контроль в принципе.

o Общие финансовые законы, регулирующие в том числе и вопросы финансового контроля; e.g. Налоговый кодекс РФ 1998 г.; Бюджетный Кодекс РФ 1998 г. (Раздел IX.Государственный (муниципальный) финансовый контроль).

o Законы, посвященные финансовому контролю:

§ ФЗ от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате РФ«;

§ ФЗ от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» – проверка за достоверностью бухгалтерского учета и отчетности (а не вопросы, связанные с государственными средствами!);

§ ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ;

§ ФЗ от 07.02.2011 N 6-ФЗ»Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; и др.

o Законы нефинансового характера:

§ ФЗ от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О саморегулируемых организациях» — связь с административным правом, поскольку СРО пришли взамен на лицензирование..

o Указ Президента РФ от 25.07.1996 N 1095 (ред. от 18.07.2001)»О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ»;

o Постановление Правительства РФ от 06.03.1993 N 205(ред. от 10.08.1993)»Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка»;

o Постановление Правительства Москвы от 27.08.2014 N 487-ПП»Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита»; и др.;

o Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17); и др.

Виды финансового контроля:

В зависимости от субъектов:

Н.И. Химичева: Е.Ю. Грачева:
ФК представительных органов государственной власти и МСУ; Государственный (общегосударственный +ведомственный) ФК;
ФК Президента или аппарата Президента РФ; Муниципальный ФК;
ФК исполнительных органов власти общей компетенции; Внутрифирменный (внутрихозяйственный) ФК;
ФК финансово-кредитных органов; Независимый (аудиторский) ФК
Ведомственный и внутрихозяйственный ФК;
Общественный / аудиторский ФК.

Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 1092 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Финансовый контроль, его задачи и принципы. Виды, формы и методы финансового контроля.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Основные задачи финансового контроля:

а) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления, организациями и гражданами;

б) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;

в) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

г) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.

Принципы финансового контроля следующие:

* независимость проведения финансового контроля — должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, что определяется его правовым статусом;

* обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий; превентивность;

Читайте так же:  Муж воспользовался имущественным вычетом

* презумпция невиновности проверяемых;

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

1) государственный финансовый контроль;

2) внутрихозяйственный финансовый контроль;

3) общественный финансовый контроль;

4) независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, органов местного самоуправления. Объектом ведомственного контроля является производственная и финансовая деятельность ведомственных предприятий и учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется финансовыми службами предприятий, учреждений и организаций. Объектом контроля выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия в целом, а также его структурных подразделений в отдельности.

Общественный финансовый контроль широко применялся в советское время. В настоящее время общественный контроль приобрел новые формы

(контроль со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов).

Независимый (аудиторский) финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы или службы. Независимая аудиторская проверка предоставляет пользователям финансовой отчетности дополнительное подтверждение достоверности данных о деятельности компании. Условием проведения аудиторских проверок является независимость проверяющего от руководства проверяемого предприятия и от результатов его финансово-хозяйственной деятельности.

Формы финансового контроля зависят от времени (сроков) его проведения: предварительный, текущий, последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов; смет доходов, финансовых планов учреждений, организаций; проектов законов.

Текущий (оперативный) финансовый контроль осуществляется в момент проведения финансовых операций в целях предупреждения злоупотреблений при получении и расходовании средств.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа бухгалтерской и финансовой отчетности. Его целью является оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности экономическихсубъектов.

По методам проведения финансового контроля различают:

проверки, обследования, анализ, ревизии.

Проверки проводятся на основе отчетной документации, балансовых и расходных документов. В процессе проверок рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения негативных последствий.

Обследования охватывают более широкий спектр финансово-экономических показателей субъекта в целях определения его финансового состояния и перспектив развития.

Анализ финансовой деятельности предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности.

Ревизия представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 1109 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Виды государственного финансового контроля

Государственный финансовый контроль – это своего рода функциональное звено общей системы управления государственными и муниципальными денежными средствами. Иначе говоря, он представляет собой инструмент финансовой политики, главная задача которого — выполнение бюджетного законодательства. Государственный финансовый надзор – это форма осуществления контрольной функции финансов.

Целью данного вида надзора в РФ является анализ эффективности и экономности расхода (дохода) денежных средств бюджетного характера, их достоверности, направленности и целевого использования.

На сегодняшний день государственный финансовый надзор классифицируют на следующие органы:

  • Президентский контроль. Согласно законодательству нашей страны, а также Конституции РФ, Президент определяет приоритеты и основные задачи данного вида контроля;
  • Парламентский контроль проводится специальными представителями органов законодательной власти в сфере влияния их компетенции, которая утверждается Конституцией РФ;
  • Административный контроль могу проводить индивидуально сформированные для этого органы исполнительной власти, а также те структуры, для которых финансовый контроль является не основным полномочием, а лишь их часть;
  • Независимый контроль реализуется Счётной палатой, а также подконтрольными учреждениями.

Виды государственного (муниципального) финансового контроля

Данный тип контроля выполняется специально сформированными, а также федеральными структурами муниципального (государственного) надзора. Многообразие надзорных структур является следствием богатым разнообразием финансовой деятельности и её сфер в пределах Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии со всем вышеизложенным, муниципальный государственный контроль реализуют на основании следующих методов:

  • Общемуниципальный — реализуется Министерством по налогам и сборам, Федеральным казначейством, а также соответствующими структурами местного уровня;
  • Ведомственный, который классифицируется на внутрихозяйственный и внутриведомственный.

Этот финансового надзор, как специализированный вид, производится с целью чёткого следования бюджетному законодательству РФ и прочих правовых актов.

Важно! Муниципальный финансовый надзор проводится для гарантированного исполнения бюджетного законодательства и других нормативных правовых актов, которые устанавливают бюджетные правоотношения!

Государственный (муниципальный) финансовый надзор следующие виды контроля:

  • Внешний – является основным направлением муниципальных структур, Счётной палаты и подведомственных органов;
  • Внутренний – является ключевым направлением деятельности Федерального казначейства, структур финансового надзора и муниципальных образований;
  • Предварительный – производится с целью недопущения правонарушений в бюджетный вопросах;
  • Последующий – осуществляется для проверки на предмет законности распределения бюджетных ресурсов, а также его достоверности.

Виды финансового контроля: в зависимости от времени проведения

Финансовый контроль можно разделить на несколько видов на основании различных оснований:

В зависимости от того, в какое время он производится — предварительный, текущий и последующий.

Финансовый контроль по инициативе субъекта финансовых правоотношений

В зависимости от того, какова инициатива субъекта финансовых проавоотношений, финансовый контроль может быть обязательным или добровольным.

Проведение обязательного финансового контроля осуществляется:

  • на основании требований законодательства, к примеру контроль от лица законодательство органа власти за тем, как исполняет бюджет на основании годовых итогов;
  • на основании решения компетентного государственного органа (например, проверка и обследование налогоплательщиков в соответствии с вопросами налогообложения со стороны налоговых органов; контроль, который проводится на основании решений правоохранительного органа).
Читайте так же:  Бесплатно бланки декларации по земельному налогу

Замечание 1

Добровольный финансовый контроль может осуществляться в соответствии с самостоятельным решением хозяйствующих субъектов.

В зависимости от органов, которые ответственны за проведение финансового контроля, он бывает государственным (общегосударственным, вневедомственным, ведомственным), внутрихозяйственными аудиторским.

Финансовый контроль органами

У общегосударственного финансового контроля имеется наивысшее значение из-за особого статуса органов, которые занимаются его осуществлением (Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство России).

Он направлен на объекты, которые подлежат контролю независимо от того, каким ведомостям они подчиняются. Им производится контроль за законностью и эффективностью того, как используются государственные средства, проекты бюджета по звеньям бюджетной системы, отчеты о том, как исполняются бюджеты.

Вневедомственным финансовым контролем является контроль в лице специального финансово-кредитного органа, который направлен на объекты, вне зависимости от того, каким ведомостям они принадлежат. Обладает повседневным, систематическим и регулярным характером.

Ведомственным финансовым контролем является контроль в лице министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за тем, как ведется деятельность предприятий, организаций и учреждений, входящих в их систему. Он осуществляется самостоятельными структурными контрольно-ревизионными подразделениями (управлениями, отделами, группами) министерств и ведомств, которые подчинены руководителям указанных органов. То, как контрольно-ревизионные подразделения осуществляют свою деятельность находится под контролем Министерства финансов Российской Федерации, финансовых органов субъектов России. Минимум один раз в год министерствами и ведомствами докладывается Правительству Российской Федерации о том, в каком состоянии находится контрольно-ревизионная работа.

Осуществление внутрихозяйственного финансового контроля производится внутри предприятий, учреждений и организаций в лице их руководителей и структурных подразделений (бухгалтерия, финансовые и экономические службы). Объект контроля в данных случаях это производственная и финансовая деятельность предприятия, включая входящие в него структурные подразделения.

Аудиторский финансовый контроль является независимым вневедомственным контролем, который осуществляется как один из видов предпринимательской деятельности — аудиторской деятельности. То, что данный вид вообще появился связывают с переходом к рыночным отношениям и тем, что изменились методы, которые регулируют экономику. Создавались предприятия, коммерческие банки, другие хозяйственные структуры, которые были основаны на негосударственной форме собственности, что и стало основным требованиям для вопроса по поводу форм и субъектов проведения контроля за финансово-хозяйственной деятельности, так как контроль компетентных государственных органов в указанных отношениях направлен на интересы государственной казны.

Также интерес хозяйствующих субъектов заключается в достоверности и качественности учета и отчетности, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, что в итоге отвечает и интересам государства. Во время использования аудиторской формы сочетают интересы обеих сторон без обязательных затрат бюджетных средств на контрольную деятельность.

Порядоко того, как проводится аудиторский финансовые контроль регулируется на основании Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 под номером 2263 «Об аудиторской деятельности в РФ» и утвержденными данным указов Временным правил аудиторской деятельности в РФ (были лишены силы на основании Указа Президента от 13.12.2001 под номером 1459 и Федерального закона от 07.08.2001 под номером 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). На сегодняшний день порядок, в котором осуществляется аудиторская деятельность определен на основании Федерального закона от 30.12.2008 под номером 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Что относится к видам государственного финансового контроля?

И заключение данной статьи стоит отметить, что государственный финансовый надзор можно классифицировать на три основных вида:

  • Общегосударственный, который направлен на соблюдение в полной мере финансового законодательства. Он проводится органами государственной власти и управления (прокуратура), а также индивидуально сформированными для этих целей ведомствами;
  • Ведомственный надзор представляет собой контроль внутреннего типа отдельно взятых ведомств государственного уровня (например, концернов или министерств). Он осуществляется с помощью структур ведомственного финансового надзора, а также специализированных подразделений. Главной целью данного надзора является контроль за финансовым и производственным процессами организаций;
  • И заключительный вид контроль, именуемый как специальный надзор, выполняется Министерством финансов, Центральным банком и их управлениями.

Узнать о изменениях государственного финансового контроля, вы можете из данного видео:

Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ статья 265 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 265 БК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

Читайте так же:  Валютный контроль курсы повышения квалификации

2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее — органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее — органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).

4. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

5. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

6 Вопрос Государственный и муниципальный финансовый контроль (финансовый контроль: понятие, виды, органы, осуществляющие финансовый контроль, методы)

Финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

По субъектному составу контролирующих органов финансовый контроль может быть государственным, внутрихозяйственным, финансово-кредитных органов (банковский контроль), общественным и независимым (аудиторским).

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от их взаимодействия, в том числе и с правоохранительными органами.

Под формой финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля — предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия (например, проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств).

Предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств.

Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств.

На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски.

Объектом текущего контроля является документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств. Фактические затраты регулярно сопоставляются с действующими нормами по расходованию средств с целью оперативного выявления отклонений.

Последующий контроль проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности.

Эта форма контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом проверок и ревизий непосредственно на месте — на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Под методами контроля понимают приемы и способы его осуществления. Среди основных методов финансового контроля различают: наблюдения, проверки, обследования, анализ и ревизии.

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т. п.

Анализ, как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Он проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др.

Финансовый контроль не может быть сведен только к аналитической деятельности. Речь может идти лишь об ограниченном использовании специфических методов финансово-экономического анализа.

Основным методом финансового контроля является ревизия, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами:

— проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов;

— проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы, кладовые;

— привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии;

— получать от должностных и материально-ответственных лиц письменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др.

— Ревизии подразделяются на несколько видов.

По содержанию ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

Читайте так же:  Валютный контроль при перечислении в республику кипр

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере — не реже двух раз в год.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов), и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности.

Финансовый контроль имеет следующие виды:

Банковский контроль — осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам.

Банковский контроль необходим для эффективного использования банковских ссуд и направлен также на укрепление платежной дисциплины. Обеспечение возвратности кредита создает основу для банковского контроля в процессе кредитования, а контроль в свою очередь служит необходимым условием возвратности кредита .

Банки осуществляют предварительный и текущий контроль в ходе проведения денежных операций через проверку представленных документов, устанавливая право хозяйствующего субъекта на получение ссуды, проведение платежей ссудных счетов.

Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов. Принимая поручение хозяйствующего субъекта на перечисление денег другому предприятию или организации, банк проверяет законность этой сделки: платеж должен производиться за поставленный товар, произведенные работы в соответствии с договором или на другом, указанном в нормативном акте, основании. Объектом банковского контроля выступает оборачиваемость платежных средств. Банки проверяют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные сроки. Отказ плательщика от оплаты счетов должен быть обоснованным, иначе причитающиеся суммы списываются со счета заказчика

Внутрихозяйственный контроль — представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами самого хозяйствующего субъекта .

Внутрихозяйственный контроль во многом зависит от главного (старшего) бухгалтера, который:

— несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности;

— обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия (учреждения), чьим приказом он назначается и освобождается от должности.

Аудиторский (независимый) финансовый контроль

В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года, аудиторская деятельность — аудит — представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ.

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти.

Законодательно признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Данным Указом установлено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Одновременно в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий указываются также конкретные субъекты государственного финансового контроля:

Счетная палата Российской Федерации;

Центральный банк Российской Федерации;

Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление федерального Казначейства, Департамент страхового надзора, Контрольно-ревизионное управление);

Министерство РФ по налогам и сборам (правопреемник бывшей Государственной налоговой службы РФ);

Государственный таможенный комитет Российской Федерации;

контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;

иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Источники

Государственный финансовый контроль понятие и виды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here