Государственный финансовый контроль и надзор

Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ статья 265 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 265 БК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее — органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее — органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).

4. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

5. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

http://base.garant.ru/12112604/0a6fda841ffb8946e017bd31280e68c1/

Федеральное казначейство

официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru

Внутренний государственный финансовый контроль

  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2012
  • 2011
  • 2007
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Изменения от 31 декабря 2019 г. в Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере

http://roskazna.ru/kontrol/vnutrenniy-gosudarstvennyy-finansovyy-kontrol/

Государственные органы, осуществляющие финансовый контроль

Финансовый контроль представительных органов власти и местного самоуправления

Представительные органы власти на уровне Российской Феде­рации, субъектов РФ, а также органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль в ходе рассмотрения: а) про­ектов бюджетов и проектов бюджетов государственных внебюд­жетных фондов (ст. 114 Конституции РФ); б) отдельных вопросов исполнения бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов; в) отчетов об исполнении бюджетов феде­рального, региональных, местных и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Контроль представительных органов власти осуществляется через комитеты и комиссии, образуемые представительными ор­ганами власти на каждом уровне. Причем в ходе рассмотрения проектов бюджетов функции финансового контроля осуществля­ют все комитеты и комиссии. Особая роль среди них принадлежит Комитету по бюджету и налогам Государственной Думы и Комитету по бюджету Совета Федерации.

Федеральным Собранием РФ согласно Конституции РФ (ч. 5 ст. 101) образован также постоянно действующий орган государственного финансового контроля — Счет­ная палата Российской Федерации. Ее правовое положение определено Федеральным законом от 11.01.1995 «О Счетной палате Российской Федерации».[16]

Объектом контроля со стороны Счетной палаты выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, федеральная собственность. Счетная палата осуществляет также контроль за состоянием внутреннего и внешнего долга РФ, и за использованием кредитных ресурсов, за деятельностью Центрального банка РФ в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга.

Задачами Счетной палаты в соответствии со ст. 2 Закона явля­ются:

— организация и осуществление контроля за своевременным ис­полнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

— определение эффективности и целесообразности расходов го­сударственных средств и использования федеральной собственности;

— оценка обоснованности доходных и расходных статей проек­тов федерального бюджета и проектов федеральных внебюджет­ных фондов;

— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов госу­дарственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на форми­рование и исполнение федерального бюджета и бюджетов феде­ральных внебюджетных фондов;

— анализ выявленных отклонений от установленных показате­лей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет­ных фондов и подготовка предложений, направленных на их уст­ранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюд­жетных фондов в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных финан­сово-кредитных учреждениях РФ;

— регулярное представление Совету Федерации и Государствен­ной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Для решения этих задач Счетная палата организует и проводит оперативный контроль за исполнением федерального бюджета в отчетном году; комплексные ревизии и тематические проверки по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов; экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов; анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе; подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году; подготовку и представление заключений и ответов на вопросы органов государственной власти РФ.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местно­го самоуправления, организации, банки, страховые компании и др.

Методами работыСчетной палаты являются ревизии и провер­ки. По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет проверяемым субъектам представле­ния для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении зако­нодательства РФ и бесхозяйственности (ст. 23).

Читайте так же:  Налоговые реквизиты в платежном поручении

В случаях выявления нарушений, наносящих государству прямой непосредственный ущерб, Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых организаций обязательные для исполнения предписания. В случае неоднократного неисполнения предписаний Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может быть принято решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемых организаций. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

Представительные органы власти субъектов РФ осуществляют финансовый контроль в соответствии с конституциями и уставами субъектов РФ. Почти во всех субъектах РФ имеются счетные палаты, контролирующие региональные бюджеты.

Представительные органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль в соответствии со ст. 265 БК РФ, а также Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и на основании уставов муниципальных образований.

Финансовый контроль Президента РФ

Осуществляется через специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента РФ, созданное в соответствии с Указом Президента РФ от 16.03.1996[17].

Государственный финансовый контроль — не единст­венный вид деятельности Контрольного управления Президента РФ. Оно осуществляет контроль за исполне­нием федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лица­ми, а также организациями.

Для осуществления своих функций контрольное уп­равление Президента РФ имеет право:

— создавать комиссии с привлечением контролирующих и правоохранительных органов, а также специалистов для проведе­ния проверок и принятия мер по оперативному устранению выяв­ленных нарушений;

— требовать от органов исполнительной власти, а также от организаций документы, объяснения, необходимые для проведе­ния проверок;

— направлять предписания об устранении выявленных нару­шений руководителям федеральных органов и органов исполни­тельной власти субъектов РФ. Предписание подлежит безотлага­тельному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок или в срок, установленный в предписании, должны быть приняты меры по устранению нарушений;

— вносить предложения Президенту РФ, руководителям фе­деральных органов исполнительной власти, органов исполнитель­ной власти субъектов РФ о привлечении к ответственности и при­остановлении деятельности соответствующих должностных лиц (о принятии решения по результатам проверки и др. права).

Государственный и муниципальный финансовый контроль исполнительных органов власти

Исполнительные органы государственной власти, осуществляющие финансовый контроль подразделяются на органы общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции в сфере финансового контроля относят Правительство РФ, Правительства субъектов РФ и администрации муниципальных образований.Так, в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 31.12.1997. № 3-ФКЗ) оно непосредственно осуществляет валютный контроль.

Кроме того, Правительство контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Контрольные полномочия органов исполнительной власти общей компетенции предусмотрены также в конституциях и уставах субъектов РФ.

К органам исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющим финансовый контроль, относятся: органы исполнительной власти, подведомственные Министерству финансов РФ (федеральные службы – налоговая, страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство), а также Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по финансовым рынкам под руководством Правительства РФ.

На основе постановления Правительства РФ от 06.08.1998 организованы контрольно-ревизионные управления Мин­фина России в субъекте РФ (территориальные КРУ). Основной их деятельностью является осуществление пос­ледующего контроля за своевременным, целевым и рациональ­ным использованием и сохранностью федеральных средств. На договорной основе по обращениям органов государственной власти субъектов Федерации и органов мест­ного самоуправления территориальный КРУ также проводят ревизии и финансовые проверки (с возмещением расходов) поступления и расходования средств соответcтвующих бюджетов и внебюджетных фондов и доходов от имущества.

В процессе ревизий и проверок территориальные КРУ впра­ве принимать меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины и неэффективного расходования средств, давать обязательные указания об устранении этих на­рушений, о возмещении причиненного ущерба и привлечении к ответственности виновных лиц в соответствии с законодатель­ством РФ. Они также имеют право вносить предложения о взыс­кании с организаций бюджетных средств, использованных не по целевому назначению; ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в нарушении законодатель­ства; передавать материалы ревизий и проверок в правоохрани­тельные органы.

В области аудитатерриториальные КРУ осуществляют в соответствии с поручениями Минфина России контроль за ка­чеством проведения аудиторами и аудиторскими организация­ми аудиторских проверок организаций. По результатам этих проверок они имеют право ставить перед Минфином России вопросы об аннулировании лицензий на осуществление ауди­торской деятельности[18].

Органы федерального казначейства (Федеральной службы) осу­ществляют финансовый контроль в процессе организации ис­полнения бюджетов и управления счетами бюджетов и бюд­жетными средствами. Такой порядок распространяется на бюд­жеты всех уровней (ст. 215, 267 БК РФ). Они вправе применять санкции и другие меры принудительного воздействия в случаях установления нарушений финансовой дисциплины.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора предназ­начена для осуществления функций по контролю и надзору по финансово-бюджетной сфере, а также функций органа валютного контроля. Она полномочна осуществлять контроль и надзор: за использованием средств федерального бюджета, государ­ственных внебюджетных фондов, а также за использованием материальных ценно­стей, находящихся в федеральной собственности; за исполне­нием законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами исполнительной власти всех уровней; за со­блюдением валютного законодательства РФ и др.

Комитет РФ по финансовому мониторингу, преобразованный и Федеральную службу по финансовому мониторингу, был создан на основании Указа Президента РФ от 01.11.2001 №45, что обусловливалось ростом правонарушений в сфере финансов и денежного обращения, в особенности использованием офици­ально действующих организаций (банков, страховых компаний, ломбардов и др.) для легализации (отмывания) доходов, получен­ных преступным путем. К основным задачамэтого органаотнесены: сбор, обработка и анализ информации об операциях с де­нежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ; создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных и сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; направление соответствующей информации в правоохранительные органы и др.

Читайте так же:  Пени за налог за квартиру

Федеральная налоговая служба, а также подчинен­ные ей налоговые органы на уровне субъектов РФ также явля­ются органами специальной компетенции, осуществляющими го­сударственный финансовый контроль. Главной задачей этих органов является контроль за соблюде­нием законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установлен­ных законодательством РФ и субъектов РФ.

Налоговые органы наделены множеством контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства НК РФ (глава 15) закрепил эти полномочия и санкции, уточнив и конкретизировав их содержание, а также порядок применения.

На основе действующего законодательства банки (кредитные организации) также уполномочены выполнять функции государственного финансового контроля. Они контролируют соблюдение предприятиями, организациями учреждениями порядка ведения кассовых операций и соблюдение валютного законодательства.

Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюд­жетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, дру­гих участников бюджетного процесса (ст. 270 БК РФ).

Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджет­ных средств получателями бюджетных средств в части обеспече­ния целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.

Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений (ст. 269 БК РФ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/3_66761_gosudarstvennie-organi-osushchestvlyayushchie-finansoviy-kontrol.html

Органы государственного финансового контроля и их функции

Государственный финансовый контроль проводят органы законодательной и исполнительной власти. Законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие формы финансового контроля:

§ предварительный контроль в процессе рассмотрения и утверждения законов (решений) о бюджете и по другим финансовым вопросам;

§ текущий контроль при рассмотрении вопросов исполнения бюджетов, налогового законодательства и других финансовых вопросов на заседаниях комитетов, комиссий, во время парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

§ последующий контроль в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Для осуществления финансового контроля со стороны представительных органов власти созданы специальные структуры. Например, парламентский контроль на федеральном уровне осуществляют комитеты и комиссии Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ, Счетная палата РФ.

Особое место в проведении парламентского контроля отводитсяСчетной палате РФ, которая функционирует в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Контролю по линии Счетной палаты РФ подлежат все государственные органы и учреждения (включая ЦБ РФ), а также все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности, муниципальные органы, общественные организации, использующие средства федерального бюджета.

В субъектах РФ имеются контрольно-счетные палаты, выполняющие функции, схожие с функциями Счетной палаты РФ.

Счетная палата РФ проводит глубокие проверки достоверности отчетов об использовании средств федерального бюджета. О результатах проверок она информирует Федеральное Собрание РФ, а по выявленным фактам разворовывания или нецелевого использования бюджетных средств направляет представления соответствующим следственным органам (Генеральной прокуратуре РФ, Следственному комитету РФ) для привлечения виновных к ответственности по закону.

Начиная с 2005 г. Счетная палата РФ перешла от обычных контрольных проверок и ревизий к так называемому аудиту эффективности — новому для России направлению финансового контроля, в процессе которого главное внимание уделяется не только и не столько выявлению законности совершаемых финансовых операций (что само по себе очень важно), но и эффективности произведенных расходов и их оправданности. Понятно, что переход к аудиту эффективности требует высокого профессионализма аудиторов Счетной палаты РФ, всех ее специалистов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе РФ кандидатуры для назначения на должность председателя ЦБ РФ. Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ как структурное подразделение Администрации Президента РФ.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им структур, в том числе и финансовых.

Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, подведомственных ему финансовых органов, вопросы бюджетного федерализма, межбюджетных отношений, единой политики в области финансов, денег, кредита.

Основным органом правительственного финансового контроля является Министерство финансов РФ, осуществляющее не только разработку финансовой политики, но и непосредственный контроль за ее реализацией. Минфин России осуществляет финансовый контроль в процессе разработки и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, контролирует организацию денежного обращения, состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, использование кредитных и валютных ресурсов, а также государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ, другие вопросы функционирования государственной системы.

По результатам контроля Министерство финансов РФ вправе: требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета организаций и учреждений, допустивших незаконное расходование средств; взыскивать государственные средства, использованные не по назначению, с наложением штрафов.

Контрольные полномочия Минфина России распространяются только на средства федерального уровня, так как бюджетное законодательство Российской Федерации предусматривает финансовую самостоятельность субъектов РФ и муниципальных образований.

Для усиления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, а также валютного контроля при Министерстве финансов РФ созданаФедеральная служба финансово-бюджетного надзора. В соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора она осуществляет контроль:

§ за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

Читайте так же:  Отказ в возмещении ндфл

§ за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;

§ за соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федератьного бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов и бюджетных инвестиций;

§ за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее органы на местах имеют право:

§ проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильное использование денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей;

§ проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, встречные проверки (сличение записей, документов);

§ направлять в проверенные организации, в их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения предстаапения или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

Федеральная налоговая служба и налоговые инспекции на местах осуществляют функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет всех налогов и других платежей. Эта служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивающим представление в делах о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов РФ. Свою деятельность она осуществляет через территориальные органы — налоговые инспекции, которые выполняют следующие основные функции:

§ обеспечивают собираемость налогов и поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ;

§ осуществляют возврат излишне взысканных и уплаченных налогов в бюджет;

§ проводят проверки налогоплательщиков;

§ ведут учет плательщиков в бюджет, контролируют правильность начисления платежей организациями и гражданами, а также поступление платежей в соответствующий бюджет;

§ контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, расчетов, деклараций, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет;

§ ежемесячно представляют финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о суммах фактически поступивших налогов и других платежей в бюджет.

Федеральная таможенная служба несет ответственность за поступление таможенных пошлин и обязана:

§ проводить проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;

§ проверять документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;

§ приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;

§ проводить взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.

Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границ Российской Федерации, правильностью исчислений и уплатой таможенных пошлин.

Ответственные контрольные функции возложены наФедеральнуюслужбупо финансовому мониторингу, которая является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Эта служба собирает, обрабатывает и анализирует информацию об операциях с денежными средствами и иным имуществом, подлежащим контролю (в настоящее время это операции на сумму свыше 600 тыс. руб. каждая). Такую информацию обязаны предоставлять этой службе все банки и другие кредитные организации, страховые компании, ломбарды, почтовые отделения. При наличии оснований, свидетельствующих о том, что операции связаны с отмыванием доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, Федеральная служба по финансовому мониторингу направляет информацию соответствующим правоохранительным органам.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации, деятельности товарных бирж, биржевых посредников. Эта служба обеспечивает государственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежитЦентральному банку РФ. Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9668 — | 7405 — или читать все.

http://studopedia.ru/17_60002_organi-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya-i-ih-funktsii.html

Отправить по почте

Контроль и надзор

Минфин России осуществляет государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов. Предметом такого контроля (надзора) является соблюдение саморегулируемыми организациями аудиторов требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов. При осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов проверяется соблюдение требований следующих нормативных правовых актов, в частности:

• Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»;
• приказ Минфина России от 30 октября 2009 г. № 111н «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов»;
• приказ Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 161н «Об утверждении Порядка выдачи квалификационного аттестата аудитора и формы квалификационного аттестата аудитора»;
• приказ Минфина России от 18 декабря 2015 г. № 203н «Об утверждении Положения и принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля».

Исполнение государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов регулируется Административным регламентом по исполнению Министерством финансов Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденным приказом Минфина России от 21 сентября 2011 г. № 115н. Указанная функция осуществляется Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России.

Читайте так же:  Сдавать квартиру организации налог

Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов осуществляется в форме документарных и выездных плановых и внеплановых проверок, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния их исполнения при осуществлении саморегулируемыми организациями аудиторов своей деятельности.
Плановая проверка саморегулируемой организации аудиторов проводится не чаще одного раза в два года в соответствии с планом проверок, утверждаемым ежегодно Минфином России по согласованию с органами прокуратуры.

время приема корреспонденции:
• понедельник — четверг 10.00 — 17.00 (перерыв 11.30 — 12.15)
• пятница 10.00 — 16.00 (перерыв 11.30 — 12.15)
• суббота, воскресенье — выходной.

http://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/monitoring/

К вопросу о разграничении понятий `государственный финансовый контроль` и `государственный финансовый надзор`

Миленина Н.С., аспирант кафедры конституционного и административного права УрАГС
К вопросу о разграничении понятий «государственный финансовый контроль» и «государственный финансовый надзор»

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N314 в основу организации федеральных органов исполнительной власти была положена так называемая функциональная модель. Согласно данной модели организационно-правовая форма конкретного федерального органа исполнительной власти определяется исходя из осуществляемых им функций.

Таким образом, система федеральных органов исполнительной власти приобрела трехзвенную структуру: федеральное министерство, федеральная служба и федеральное агентство.

Особенностями федеральных органов исполнительной власти, имеющих статус федеральной службы, являются:
1) осуществление функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;
2) запрет нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
3) запрет на формирование государственной политики в установленной сфере деятельности;
4) запрет на осуществление функций по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности;
5) запрет на оказание государственных услуг в установленной сфере деятельности.

Таким образом, основу деятельности федеральной службы составляет осуществление контроля и надзора в определенной сфере государственного управления. В соответствии с п.2 Указа Президента N314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» под функциями по контролю и надзору понимаются:
— осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
— выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
— регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Вместе с тем, данное определение не раскрывает содержания ни контроля, ни надзора. Кроме того, ни в одном нормативно-правовом акте четкого понятия контроля и надзора не существует. Таким образом, можно констатировать тот факт, что на текущий момент остро стоит необходимость определиться с содержанием понятий «государственный контроль» и «государственный надзор», с критериями их разграничения.

Проблеме разграничения понятий «контроль» и «надзор» посвящено большое количество научных работ, тем не менее, теоретическая концепция разграничения контроля и надзора на текущий момент не разработана. Во многом указанная проблема связана с отсутствием единого подхода к определению контроля.

В общенаучном плане существует несколько подходов к определению контроля. Его исследуют как:
1) элемент государственного управления,
2) функцию управления,
3) функцию государственного органа,
4) элемент научного руководства всеми государственными и общественными делами,
5) неотъемлемую часть управления,
6) социальную функцию,
7) конечный пункт в процессе действия правового механизма,
8) одну из стадий управленческого цикла,
9) центральное звено системы государственного управления,
10) четвертую ветвь власти.

Существующие подходы не столько отражают стремление дать универсальное понятие контроля, сколько являются следствием рассмотрения данного феномена через призму интересов представителей различных научных направлений — философских, управленческих, политических, правовых и т.д.

В правовой науке контроль рассматривается в узком и широком аспектах: как функция государственного управления или как специфическая деятельность государственных органов. Контроль пронизывает все сферы деятельности государственного управления, поскольку появляется в начале имманентно присущего управлению цикла, посвященного оценке фактически осуществленного процесса. Выделяют несколько видов государственного контроля:
o судебный;
o финансовый;
o пограничный;
o таможенный.

На сущность контроля как функции государственного управления в правовой науке существует большое количество точек зрения. Так Д.Н. Бахрах отмечает, что контрольная функция по своему содержанию включает в себя два элемента:
1) наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности;
2) оценка деятельности с правовых, научных, социально-политических, организационно-технических позиций.

В.П. Беляев к указанным элементам добавляет третий — реагирование на выявленные отклонения от установленных правил и требований. Выделенный В.П. Беляевым элемент имеет важное значение для реализации контроля как функции управления. Цель управления в различных сферах жизнедеятельности государства и общества сводится к достижению объектом управления посредством осуществления соответствующего воздействия на него субъектом управления состояния, соответствующего потребностям государства и общества. Вместе с тем, достичь такого состояния в рамках проведения контрольных мероприятий при исключительно описательном подходе невозможно. Для качественного изменения состояния системы необходимо не только выявлять сбои или неточности в функционировании, но и предпринимать меры по их пресечению и устранению.

М. Конин сводит контроль лишь к проверке законности действий подконтрольных субъектов. Однако большинство исследователей единодушны в том, что именно проверка соблюдения правовых норм является основным критерием разграничения понятий «контроль» и «надзор».

В правовой науке надзор рассматривается не как отдельный вид деятельности, а как форма, вид контроля. Д.Н. Бахрах выделяет три типа надзора:
o судебный,
o прокурорский,
o административный.

Итак, можно подвести итоги: контроль и надзор отличаются друг от друга:
1) предметом;
2) характером связей с объектом контроля / надзора;
3) юридическими последствиями.

В рамках науки финансового права существуют различные подходы к определению сущности такого вида государственного контроля как финансовый контроль. Так часть теоретиков, в основном зарубежных представителей, отмечает, что финансовый контроль является обязательной и неотъемлемой частью системы управления общественными финансами. Одним из представителей данного направления является Ирвин Дэвид, который указывает, что финансовый контроль — это часть единой системы управления, которая включает определение стратегических целей, планирование и прогноз, составление бюджета, регистрацию данных, сравнение хозяйственной деятельности с планом и осуществление контроля.

Читайте так же:  Возврат денег за оплату госпошлины через госуслуги

В рамках процессуального подхода исследователи обращают внимание на движение финансовых ресурсов практически во всех секторах экономики. В частности Н.Д. Погосян определяет финансовый контроль как совокупность регулярных и непрерывных процессов, посредством которых их участники в легитимной форме обеспечивают эффективное функционирование государственного сектора, а также деятельность иных хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности.

Через призму деятельности, направленной на выявление, предупреждение и пресечение нарушений в финансово-хозяйственной сфере подходят к определению финансового контроля Т.А. Башкатова, В.А. Бурцев, В.А. Двуреченских, В.М. Иванченко, А.Н. Козырин, С.Н. Рябухин и др. Так С.Н. Рябухин определяет финансовый контроль как объективно обусловленную деятельность человека, цель которой — оценить отклонения фактически регистрируемых параметров, характеризующих действия государства в финансово-экономическом пространстве.

Учитывая тот факт, что государственный финансовый контроль является составной частью финансового контроля в целом, можно сформулировать следующее его определение: государственный финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных органов и уполномоченных государством лиц по выявлению законности и эффективности образования, распределения и использования денежных фондов государства в целях обеспечения правопорядка в сфере публичных финансов.

Что касается содержания понятия «финансовый надзор», то можно сказать, что в современной науке финансового права данная категория не получила должного исследования. Отдельные научные разработки имеются лишь в отношении одного из видов финансового надзора — банковского. Вместе с тем общепринятого определения банковского надзора также не разработано. Учитывая тот факт, что государственный финансовый надзор является видом, суженным вариантом государственного финансового контроля, можно предложить следующее его определение в рамках деятельностного подхода. Государственный финансовый надзор — это деятельность государственных органов и уполномоченных государством лиц по выявлению законности образования, распределения и использования денежных фондов государства в целях обеспечения правопорядка в сфере публичных финансов.

Учитывая предложенную выше позицию, что в рамках любого вида контроля осуществляется надзор, можно утверждать, что в ходе бюджетного контроля осуществляется бюджетный надзор, в ходе налогового контроля — налоговый надзор. Вместе с тем, отдельные направления государственного финансового контроля реализуются сугубо в форме надзора, применительно к ним не представляется возможным употреблять понятие «контроль». В частности, можно говорить о банковском, страховом, валютном надзоре как самостоятельных направлениях государственного финансового контроля.

Под функцией контроля понимается осуществление уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, наряду с надзорной функцией, деятельности по оценке эффективности и целесообразности функционирования органов государственной власти, их должностных лиц, а также деятельности по оценке целесообразности функционирования юридических лиц. При этом под эффективным функционированием органа государственной власти понимается осуществление указанным субъектом деятельности в соответствии с принципами экономичности, продуктивности и результативности.»

Таким образом, государственный финансовый надзор с точки зрения его содержания можно разделить на:
o банковский;
o страховой;
o валютный;
o таможенный;
o надзор за легализацией доходов, полученных преступным путем.

Таким образом, Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет надзорную деятельность по отношению к организациям, не находящимися с ней в отношениях организационного подчинения, что, в свою очередь, соответствует первому критерию разграничения понятий «контроль» и «надзор».

В качестве одной из основных функций Росфинмониторинга можно назвать осуществление контроля и надзор за юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Законодатель делает акцент на том, что данная служба выявляет лишь законность действий юридических и физических лиц. Остальные функции, закрепленные в Постановлении Правительства от 07.04.2004 N186, позволяют говорить о том, что Федеральная служба по финансовому мониторингу является органом по сбору и анализу «подозрительной» информации с признаками легализации преступных доходов, а также играет роль посредника в системе взаимодействия финансовых учреждений и правоохранительных органов. Таким образом, деятельность данной службы соответствует второму критерию разграничения понятий «контроль» и «надзор».

Вместе с тем, службой и ее территориальными управлениями очень активно проводятся камеральные проверки, по результатам которых в случае выявления фактов нарушения антилегализационного законодательства предпринимается ряд мер, среди которых можно выделить:
1) передачу материалов в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
2) обращение в органы финансового контроля для применения к подотчетным организациям различных мер воздействия;
3) приостановление операций с денежными средствами и иным имуществом;
4) привлечение нарушителей к административной ответственности.

Таким образом, данные меры обладают пресекательным характером, и цель их применения заключается, прежде всего, в пресечении совершаемого нарушения норм права, что в целом соответствует третьему критерию разграничения понятий «контроль» и «надзор».

Резюмируя все выше изложенное, можно сказать, что Федеральная служба по финансовому мониторингу является органом государственного финансового надзора, т.к. ее деятельность осуществляется в целях выявления фактов соответствия / несоответствия действий физических и юридических лиц, не находящихся с ней в отношениях организационной подчиненности, антилегализационному законодательству. Меры же, применяемые ею по итогам поверки, носят исключительно пресекательный характер.

В настоящей статье предложен лишь вариант соотношения понятий «государственный финансовый контроль» и «государственный финансовый надзор», который, как представляется, сможет способствовать развитию дискуссии на данную тему. Вместе с тем неразработанность категориального аппарата науки финансового права, отсутствие четкой позиции законодателя по данному вопросу существенно осложняют практическую деятельность субъектов государственного финансового контроля и государственного финансового надзора.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://viperson.ru/articles/k-voprosu-o-razgranichenii-ponyatiy-gosudarstvennyy-finansovyy-kontrol-i-gosudarstvennyy-finansovyy-nadzor

Государственный финансовый контроль и надзор
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here