Государственная дума финансовый контроль

Тема №2. Финансовый контроль

№1.В ведении Минфина РФ находятся:

(«Выбор вариантов ответов»)

1) Государственный контрольный комитет УР;

2) Счетная палата РФ;

3) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

4) Федеральное казначейство (С);

Правильный ответ:

3); 4);

№2.В каком виде финансового контроля участвуют законодательные (представительные) органы власти?

(«Выбор вариантов ответов»)

3) Независимый (аудит);

Правильный ответ:

4);

№3.В каком виде финансового контроля участвуют исполнительные органы власти?

(«Выбор вариантов ответов»)

3) Независимый (аудит);

Правильный ответ:

2); 4);

№4.Валютный контроль осуществляют:

(«Выбор вариантов ответов»)

1) Счетная Палата;

2) Федеральная налоговая служба;

3) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

4) Федеральное Казначейство;

Правильный ответ:

2); 3);

№5.Государственная Дума РФ и Совет Федерации РФ для осуществления финансового контроля создают:

(«Выбор вариантов ответов»)

1) Государственный контрольный комитет УР;

2) Министерство финансов РФ;

3) Счетная Палата;

4) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

Правильный ответ:

3);

№6.Деятельность Счетной Палаты регламентирует:

(«Выбор вариантов ответов»)

1) Постановление Правительства РФ;

2) Приказ Министерства финансов РФ;

3) Указ Президента РФ;

4) Федеральный закон;

Правильный ответ:

4);

№7.Деятельность Федеральной службы финансово-бюджетного надзора регламентирует:

(«Выбор вариантов ответов»)

1) Постановление Правительства РФ;

2) Приказ Федеральной налоговой службы;

3) Указ Президента РФ;

4) Федеральный закон;

Правильный ответ:

1);

№8.Деятельность Федеральной службы финансово-бюджетного надзора регламентирует:

(«Выбор вариантов ответов»)

1) Постановление Правительства РФ;

2) Приказ Федеральной налоговой службы;

3) Указ Президента РФ;

4) Федеральный закон;

Правильный ответ:

1);

№9.Какие органы финансового контроля применяют в работе проверку;

(«Выбор вариантов ответов»)

1) Государственная Дума РФ;

2) Счетная палата РФ;

3) Федеральная налоговая служба;

4) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

Правильный ответ:

2); 3); 4);

№10.Какие органы финансового контроля применяют в работе ревизию?

(«Выбор вариантов ответов»)

1) Государственная Дума РФ;

2) Счетная Палата;

3) Федеральная налоговая служба;

4) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

Правильный ответ:

2); 4);

№11.Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета в ЦБ РФ осуществляет:

(«Выбор вариантов ответов»)

1) Счетная Палата;

2) Федеральная налоговая служба;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

3) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

4) Федеральное Казначейство;

Правильный ответ:

1);

№12.Контроль за порядком ведения кассовых операций на предприятии осуществляет:

(«Выбор вариантов ответов»)

1) Правительство РФ;

2) Счетная палата РФ;

3) Федеральная служба финансово-бюджетного контроля;

Правильный ответ:

4);

№13.Методы финансового контроля — это:

(«Выбор вариантов ответов»)

1) деление финансового контроля в зависимости от его времени совершения;

2) деление финансового контроля в зависимости от контролирующих органов;

3) деление финансового контроля в зависимости от объекта контроля;

4) конкретные приемы и способы осуществления финансового контроля;

Правильный ответ:

4);

№14.Минфин РФ осуществляет функции в сфере финансового контроля через свои структурные подразделения:

(«Выбор вариантов ответов»)

1) Государственный контрольный комитет УР;

2) Счетная Палата;

3) Федеральное Казначейство;

Правильный ответ:

3);

№15.Предварительный финансовый контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями ведет:

(«Выбор вариантов ответов»)

1) Счетная Палата;

2) Федеральная налоговая служба;

3) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

4) Федеральное Казначейство;

Правильный ответ:

4);

№16.Проводить ревизии и проверки получателей средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов имеет право:

(«Выбор вариантов ответов»)

1) Счетная Палата;

2) Федеральная налоговая служба;

3) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

4) Федеральное Казначейство;

Правильный ответ:

3);

№17.Финансовый контроль за исполнением расходной части федерального бюджета осуществляет:

(«Выбор вариантов ответов»)

1) Государственный контрольный комитет УР;

2) Федеральная налоговая служба;

3) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

4) Федеральное Казначейство;

Правильный ответ:

Видео (кликните для воспроизведения).

3);

№18.Финансовый контроль за формированием доходной части федерального бюджета осуществляет:

(«Выбор вариантов ответов»)

1) Счетная Палата;

2) Федеральная налоговая служба;

3) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

Правильный ответ:

2);

№19.Формы финансового контроля — это:

(«Выбор вариантов ответов»)

1) деление финансового контроля в зависимости от его времени совершения;

2) деление финансового контроля в зависимости от контролирующих органов;

3) деление финансового контроля в зависимости от объекта контроля;

4) конкретные приемы и способы осуществления финансового контроля;

Правильный ответ:

1);

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 3370 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Принят закон, усиливающий контроль за использованием бюджетных средств на региональном и местном уровнях

Законопроект был внесен группой депутатов ГД во главе с заместителем Председателя Государственной Думы Ириной Яровой

Законом предусматривается возможность осуществления внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета контрольно-счетным органом субъекта РФ в случае заключения соглашения представительным органом муниципального образования с контрольно-счетным органом субъекта РФ о передаче ему полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Как подчеркнула Ирина Яровая, главная задача закона — контроль за рачительным и эффективным использованием бюджетных средств в интересах граждан.

«Для обеспечения реального финансового контроля за бюджетными средствами мы даем право передачи полномочий счетных палат с уровня муниципального образования на уровень региона. Сегодня 300 муниципальных образований по разным причинам не имеют органов контроля, в том числе и в силу того, что находятся в удаленных территориях, в северных территориях, а значит финансовый контроль не осуществляется. Законом мы исключаем саму возможность бесконтрольного использования бюджетных средств», — пояснила парламентарий.

Читайте так же:  Налогоплательщиками земельного налога являются

«Важно, что будут учтены обстоятельства, влияющие на организацию финансового контроля, когда в малонаселенных пунктах неэффективно по затратам содержать самостоятельный орган финансового контроля и эти полномочия берет на себя регион, принимая закон субъекта РФ и заключая соглашение», — добавила Ирина Яровая.

В свою очередь член Комитета по аграрным вопросам Виктор Кидяев

«В сельских поселениях, в небольших муниципальных образованиях, где достаточно трудно подобрать штат высококвалифицированных бухгалтеров и юристов, проблема внешнего контроля стоит довольно остро. Ошибки в финансовой отчетности недопустимы. Возможность передать годовой отчет на проверку в областной орган, профильным специалистам, просто необходима в таких случаях», — пояснил Виктор Кидяев.

По его словам, внешний контроль снимет с муниципалитетов угрозу предоставления недостоверных сведений и, как следствие, взысканий от надзорных органов. В конечном счете, внешний контроль позволит более эффективно расходовать средства местного бюджета

Вопрос 1. Парламентский финансовый контроль

Органы представительной власти осуществляют финансовый контроль независимо от других органов власти в стране. Подобное положение закреплено, как в Конституции РФ, так и в конституциях и уставах субъектов РФ.

Одной из основных обязанностей любого парламента в финансовой сфере является утверждение проекта бюджета и отчета об исполнении бюджета. По своей сути эти два действия представляют предварительный и последующий виды финансового контроля. Рассмотрение и утверждение проекта федерального бюджета, а также отчета об исполнении федерального бюджета предусмотрено конституционными нормами. Аналогичным образом рассматриваются проекты бюджетов государственных внебюджетных социальных фондов и отчеты об их исполнении.

Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления осуществляют следующие формы финансового контроля:

· предварительный контроль — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

· текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

· последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Некоторые контрольные функции присущи комитетам и комиссиям Совета Федерации и Государственной Думы в рамках их предметов ведения. Непосредственно вопросами финансового контроля в Государственной Думе занимаются Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам и Комитет Государственной Думы по финансовому рынку. Указанные Комитеты рассматривают финансовые вопросы на своих заседаниях и представляют Государственной Думе свое заключение по законопроектам, предложенным Правительством РФ. Впоследствии Государственная Дума осуществляет финансовый контроль в процессе рассмотрения законопроектов и слушаний соответствующих вопросов на заседаниях.

В Совете Федерации вопросами финансового контроля непосредственно занимаются Комитет Совета Федерации по бюджету, Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению и Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой РФ.

Необходимо также отметить, что Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.

Совет Федерации и Государственная Дума создают Счетную палату РФ. Данный контрольный орган исполняет, в основном функции текущего финансового контроля и экспертные функции. Председатель Счетной палаты и половина состава аудиторов (шесть человек) назначаются на должность Государственной Думой сроком на шесть лет. Соответственно заместитель Председателя Счетной палаты и еще шесть аудиторов назначаются Советом Федерации также на шесть лет.

Аудиторы Счетной палаты возглавляют определенные направления деятельности, каждое из которых охватывает комплекс, совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета. В пределах своей компетенции, устанавливаемой Регламентом Счетной палаты, аудиторы самостоятельно решают все вопросы организации деятельности возглавляемых ими направлений и несут ответственность за ее результаты.

Задачами Счетной палаты являются:

· организация и осуществление контроля за своевременным исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

· определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

· оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

· финансовая экспертиза проектов федеральных законов;

· анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

· контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов;

· регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата констатирует сохраняющийся высокий уровень финансовых нарушений в сфере межбюджетных отношений. Если в 2008 году по итогам проверок 10 регионов было выявлено нарушений в сумме 26,14 миллиарда, то в 2010 году по итогам 9 проверок — уже 122,79 миллиарда.

В этом году материалы пяти контрольных мероприятий — в Республике Южная Осетия, республиках Дагестан, Ингушетия, в Хабаровском крае и Московской области — были направлены в правоохранительные органы.

На уровне субъектов Федерации их представительные органы власти образуют счетные палаты (контрольно-счетные палаты и т.п. органы) как органы постоянно действующего государственного финансового контроля за поступлением и использованием средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов, создаваемых органами власти соответствующих субъектов. Контрольно-счетные палаты подотчетны представительным органам власти субъектов РФ. Представительные органы местного самоуправления также образуют на своем уровне контрольные органы.

Читайте так же:  Возместить подоходный налог

Вывод: Современный этап развития российского парламентаризма характеризуется повышением значимости законодательных органов власти в жизни общества. Конституционное закрепление подотчетности Правительства Российской Федерации перед Государственной Думой создало реальные предпосылки для повышения авторитета законодательной власти на всех уровнях. В этой ситуации складываются объективные условия для усиления роли контрольно-счетных органов как действенных инструментов парламента в контроле за деятельностью исполнительной власти по управлению общественными ресурсами. Такая постановка вопроса требует дальнейшего укрепления правового положения органов парламентского финансового контроля как на федеральном уровне, так и на уровне регионов. В свою очередь, реализация этой задачи напрямую связана с совершенствованием законодательной базы функционирования контрольно-счетных органов.

Дата добавления: 2015-03-31 ; Просмотров: 3167 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Сущность и значение финансового контроля в управлении государством

Дата публикации: 03.10.2018 2018-10-03

Статья просмотрена: 98 раз

Библиографическое описание:

Волкова О. Р. Сущность и значение финансового контроля в управлении государством // Молодой ученый. — 2018. — №40. — С. 35-37. — URL https://moluch.ru/archive/226/52862/ (дата обращения: 20.02.2020).

Ключевые слова: Российская Федерация, государственный финансовый контроль, финансовый контроль, Счетная палата, государственный контроль, федеральный бюджет.

История существования финансового контроля в России насчитывает более 350 лет, в течение которых происходили различные организационно — правовые изменения в зависимости от особенностей общественно- экономической ситуации. Государственное значение этому событию было придано Президентом Российской Федерации, который 14 февраля 2006 года вынес Распоряжение N 65-РП «О праздновании 350-летия установления государственного финансового контроля в России». [2]

Финансовый контроль очень важный инструмент управления государством. Так во времена войны с Польшей (1653–1654) появилась необходимость проверить раздачу полкового жалования, и царь Алексей I Михайлович подписывает Счетный приказ, который в дальнейшем решал зачади по приходу и расходу сумм, не поступивших в казну, разных учреждений. Так же Счетный приказ производил ревизию деятельности Приказа Большой казны за 50 лет, так появилась контрольно-ревизионная функция финансового контроля. [5]

В своем время Петр I, проводя реформы по улучшению государственного управления создает Ревизион-контору, которая заведует счетами расходов и доходов государства, и суд над лицами, уличенными в злоупотреблении использования государственных средств, это дало начало контрольной функции государственного финансового контроля по противодействию коррупции того времени.

Александр I при своем правлении разделил управление финансами на три части, одна часть управления переходит к министру финансов, другая к государственному казначею, а третья часть государственному контролёру, который непосредственно имел возможность докладывать императору.

Даже после смены монархического режима в России новое правительство создало Народный комиссариат государственного контроля для осуществления проверки хозяйственной деятельности госучреждений и коллегию государственного контроля.

В период существования советской власти реорганизация учреждений системы государственного финансового контроля проводилась, но не изменяла сути этих учреждений в виду однопартийной системы и централизованной экономики.

В 90-х годах прошлого века изменения принципов государственного управления и смена экономической ситуации потребовали и изменения государственного контроля, так 18 ноября 1994 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации». [5]

В настоящее время деятельность счетной палаты Российской Федерации регламентирует Федеральный закон от 5 апреля 2013 года 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Счетная плата Российской Федерации осуществляет свою деятельность во внешне государственном аудите, управлении и распоряжении средствами федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и федеральной собственности. [3]

Как видно из истории система финансового контроля это одна из главной функции управления государством. На сегодняшний день система государственного финансового контроля разделена на три уровня: Федеральный уровень, Региональный уровень и Муниципальный уровень. Каждый из этих уровней обеспечен собственными органами государственного контроля. Так на федеральном уровне Федеральное Собрание Российской Федерации осуществляет законодательный контроль. Счетная палата Российской Федерации осуществляет контрольно-ревизионную, экспортно-аналитическую и информационную деятельность государственного финансового контроля. Центральный банк Российской Федерации отвечает за кредитно-денежную политику и работоспособность платежной системы. Правительство Российской Федерации разрабатывает Федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и отчитывается перед государственной думой о его исполнении, осуществляет управление федеральной собственностью. Министерство финансов Российской Федерации занимается обеспечением единой финансовой политики, и осуществляет общее руководство в организации финансов Российской Федерации. Федеральное казначейство обеспечивает исполнение федерального бюджета и кассовое обслуживание бюджетов Российской Федерации.

На региональном и муниципальном уровне государственный финансовый контроль осуществляется теми же органами, что и на федеральном только в пределах своего региона или муниципалитета.

Контрольные функции по обеспечению государственного финансового контроля Федерального собрания закреплены в пункте 5 статьи 101 Конституции Российской Федерации: «Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом». [1]

В пункте 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации описываются функции Совета Федерации в финансовом контроле: «назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов». [1]

В пункте 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации описывается роль Государственной Думы в государственном финансовом контроле: «заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;»

Читайте так же:  Проверка инн сайте налоговой бесплатно

Также статьей 106 Конституции Российской Федерации закреплено обязательное рассмотрение в Совете Федерации, принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) «федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии». [1]

Обеспечение деятельности остальных государственных органов по осуществлению функции государственного финансового контроля закреплены в других Федеральных Законах и нормативно-правовых актах Российской Федерации.

Так же для создания качественной системы контроля необходимо рассматривать не только исторический опыт собственной страны, но и обращаться к опыту других стран.

Так, например, во Франции высший орган государственного контроля — это Суд счетов, образованный еще в 1319 году. Он помогает парламенту и правительству в проверке правильного исполнения национального бюджета. Суд счетов Франции это не зависимый орган государственной власти общей численностью 400 человек, который занимается проверкой счетов государства, государственных ведомств, счетов, принадлежащих государственным компаниям и независимым подразделения медицинского и социально обеспечения. [4]

Рассматривая систему государственного финансового контроля Великобритании, можно выделить следующее — в этом государстве нет отдельного законодательства, обеспечивающего работу контрольно-ревизионного механизма. Общий контроль за деятельностью осуществляют законодательные органы, судебные власти и общественные организации. Ревизионную функцию осуществляет национальный ревизионный совет. Руководит национальным ревизионным советом — Генеральный ревизор, который назначается премьер-министром. Генеральный ревизор лично набирает свой штат порядка 900 человек. Национальный ревизионный совет занимается подготовкой заключений балансовой отчетности государственных органов и анализом эффективности произведенных расходов, выделенных парламентом средств. [4]

Вся деятельность органов финансового контроля Соединённых Штатов Америки определяется законом 1921 года «О бюджете и финансовым контроле». Главным контрольным органом является — Главное контрольное управление Соединённых Штатов Америки, и подчиняется только Конгрессу, а Главный контролер назначается президентом. Оно занимается проверкой деятельности всех правительственных учреждений за исключением ЦРУ и ФБР. Также главное контрольное управление занимается исследовательской деятельностью, по оценке эффективности государственных программ.

Функционирование системы государственного финансового контроля должно осуществляться на базе соблюдения ряда принципов, основополагающими среди которых являются: принцип — независимости, эффективности, системности, законности, объективности, плановости, непрерывности, гласности. Все принципы взаимосвязаны и определяют качество и зрелость системы государственного финансового контроля.

Современная система государственного финансового контроля сложилась из исторического опыта государства, но как видно, рассматривая системы финансового контроля других стран, принципы и основные контрольные функции заложились в период становления государства и со временем усовершенствоваются, в силу естественного развития государства, обеспечивая более эффективное управление.

Система государственного финансового контроля в Российской Федерации

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 8005 раз

Библиографическое описание:

Кожанова А. О. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 223-225. — URL https://moluch.ru/archive/51/6552/ (дата обращения: 20.02.2020).

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Во всех государствах в зависимости от специфики их устройства сложились свои системы финансового контроля. Тем не менее организация и деятельность контрольно-ревизионных сетей в зарубежных странах так или иначе базируется на общих принципах, выраженных многолетним международным опытом. Так, например, осуществление любой крупной программы обязательно включает в себя подсистемы контроля. Важнейшим звеном государственного финансового контроля во всех демократических странах принято считать орган контроля по линии законодательной власти. Как правило, во всех странах существуют специальные институты парламентского контроля за расходованием государственных средств: в России — это Счетная палата РФ, в США — Главное бюджетно-контрольное управление Конгресса, в Великобритании — Национальное контрольно-ревизионное управление, в Канаде — Ведомство Генерального ревизора, во Франции — Суд счетов, в Швеции — Национальное ревизионное бюро, в Австрии, ФРГ, Франции, Венгрии — Счетные палаты при бундестаге и парламенте.

Принцип разделения властей придает важную роль финансовому контролю за деятельностью органов исполнительной власти со стороны органов представительной власти и определяет его новое содержание. Основы контроля закреплены в Конституции Российской Федерации, в конституциях республик в составе федерации, а также в основных законах и правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.

Так, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образует Счетную палату. Ее деятельность будет рассмотрена далее.

В ведение Государственной Думы и Совета Федерации передан контрольно-бюджетный комитет. В его компетенцию входят помимо экспертно-аналитической работы по финансовым вопросам, связанным с доходами и расходованием бюджетных средств, проведение также финансового контроля за: исполнением федерального бюджета; соблюдением законности и повышением эффективности государственных средств, выдаваемых на финансирование бюджетных организаций, сферы материального производства, обороны; формированием доходов и расходов от внешнеэкономической деятельности; использованием внебюджетных фондов.

Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления.

В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента Российской Федерации создан специальный контрольный орган — Контрольное управление Президента Российской Федерации (преобразованное из Контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации).

Читайте так же:  Какой пенсионный налог для ип

Контрольное управление имеет территориальные подразделения. Все эти органы действуют как система обеспечения конституционных контрольных полномочий Президента Российской Федерации. Они осуществляют от имени и по поручению Президента Российской Федерации контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации Конституции Российской Федерации, указов и распоряжений Президента. Управление подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации в качестве структурного подразделения его администрации. Основными функциями Контрольного управления являются:

    анализ деятельности специальных органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;

    рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий, учреждений.

    Все они предполагают возможность проведения контроля, являющегося по своему содержанию финансовым.

    Управление не наделено правом применение каких-либо санкций, однако оно вправе направлять предписания об устранения выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены соответствующими органами и должностными лицами в течение 10 дней.

    Органы исполнительной власти направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.

    В пределах своих полномочий Правительство Российской Федерации контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет систематический контроль за исполнением законов Российской Федерации и иных актов, регулирующих финансовые отношения, другими органами исполнительной власти субъектов федерации, принимает меры по устранению их нарушения.

    В полномочия Правительства Российской Федерации входит контроль за деятельностью в области финансов подведомственных ему министерств, государственных комитетов и других, включая органы федеральной службы финансовой сферы. При этом Правительство Российской Федерации вправе отменить акты указанных органов.

    Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового контроля, Правительство Российской Федерации принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок этой деятельности. Так, Правительством Российской Федерации утверждены Положение о Министерстве финансов Российской Федерации (Постановление от 19 августа 1994 года), Положение о Федеральном казначействе Российской Федерации (Постановление от 27.08.93г.), о других службах, где закреплены функции по финансовому контролю.

    Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов Российской Федерации, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

    Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций.

    Следует при этом отметить, что контрольные полномочия Минфина Российской Федерации распространяются на финансовые средства только федерального уровня. В тех случаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации, его контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятельности бюджетного устройства в Российской Федерации.

    Однако, принимая во внимание принятый в 1998г. Бюджетный кодекс, можно отметить, что на Минфин возложено осуществление финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов российской Федерации и местных бюджетов, если субъект Российской Федерации получает помощь в объеме свыше 50 % расходов его консолидированного бюджета. Назначается ревизия и исполнение бюджета субъекта федерации переходит под контроль Минфина и в случаях, когда субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.

    Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения МФРФ соответственно их компетенции. Так, органы казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

    В связи с повышением роли налогов в доходах государства стало необходимо выделение органов налоговой службы в особую систему. Деятельность налоговой службы направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением российского налогового законодательства, правомерности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Органы ГНС наделены широким кругом контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства. Одновременно, для обеспечения безопасности РФ и укрепления государственной дисциплины в области налогообложения были созданы федеральные органы налоговой полиции, которые включают в Федеральную службу налоговой полиции, территориальные и местные органы.

    Функции органов Государственного страхового надзора также ограничены особой сферой — страховой деятельностью. Они осуществляются в целях обеспечения соблюдения требований законодательства РФ о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.

    Перестройка банковской системы и возникновение коммерческих банков в значительной мере изменили функции банков (кредитных органов) в области финансового контроля. Особая роль в его осуществлении принадлежит Центральному Банку России. Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение — Департамент банковского надзора. При этом ЦБР вправе применить к банкам, нарушающим законодательство и установленные правила деятельности, принудительные меры воздействия в административном порядке. ЦБР осуществляет контроль за соблюдением законодательства о валютном регулировании.

    Впервые в законодательном плане решен вопрос об обязательности ведомственного или внутреннего контроля. Главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств вменено в обязанность осуществлять контроль за использованием этих средств.

    Наряду со всеми перечисленными структурными подразделениями МФРФ существует специальное контрольное подразделение, предназначенное именно для проведения финансового контроля — это Контрольно-ревизионное управление с его территориальными органами на местах.

    Таким образом, настоящее время основная идеология повышения эффективности бюджетных расходов в РФ сфокусирована на переходе к новой модели бюджетного процесса — бюджетирования, ориентированное на результат (БОР).

    Читайте так же:  Какой налог в пенсионный фонд для ип

    О. Ю. Свиридов. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М. — Ростов на Дону. 2011г.

    Данилевский Ю. А., Мезенцева Т. М. Финансовый контроль в отраслях народного хозяйства. М. 2012г.

    Парламентский финансовый контроль

    Сущность финансового контроля

    Финансовый контроль – это совокупность действий, предпринимаемых надзорными организациями или уполномоченными лицами с целью определения законности и рациональности процессов накопления, распределения и использования финансовых средств субъектами хозяйствования.

    Контроль финансов направлен на создание единой финансовой дисциплины, а также на обеспечение гарантий сохранности прав и имущества собственника финансовых ресурсов. Под имуществом в данном случае понимается собственность, деньги и финансовые обязательства. Контроль входит в процесс управления экономическими активами, так как работоспособность финансовой системы напрямую влияет на хозяйственную состоятельность исследуемого объекта. Финансовый контроль решает следующий перечень задач:

    1. Формирование финансовой дисциплины для всех участников отношений и видов расчетов, в том числе кассовых.
    2. Определение полномочий и функций органов надзора, лиц, осуществляющих контроль.
    3. Контроль над работой надзорных органов, проверка их действий на соответствие законодательным нормам.
    4. Отслеживание каналов дохода и лимитов расхода бюджета. Правильность использования внебюджетных средств по целевому назначению.
    5. Аналитика внутрихозяйственных данных с помощью бухгалтерского, финансового и управленческого учета. Их соответствие требованиям местной власти.
    6. Управление ценообразованием в пределах государственных полномочий.
    7. Определение меры ответственности в случае выявления нарушений.

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Финансовый контроль позволяет сохранить права собственника, взаимодействующего с другими субъектами. Он обеспечивает соблюдение прав экономического агента только в том случае, если субъект действует в рамках правового поля.

    Контроль финансов направлен на регулирование финансового взаимодействия в обществе посредством анализа хозяйственных операций, изменяющих конечную стоимость имущества.

    Парламент РФ

    Органом власти, представляющим волю народа, а также осуществляющим законотворческую деятельность, является Парламент Российской Федерации или Федеральное собрание РФ.

    Его деятельность осуществляется согласно конституционному праву, а функции и полномочия распределяются между:

    • Нижней палатой или Государственной думой.
    • Верхней палатой или Советом Федерации.

    Функционирование Парламента является постоянным. Рассмотренные выше палаты имеют различия в составе, принципах комплектования. 450 депутатов насчитывается в Государственной думе. Верхняя палата состоит из 170 членов, представителей от каждого субъекта России. Президент может назначать не более 10% представителей. Депутаты избираются на пятилетний период. Порядок избрания представителей в обе палаты определяется законодательством РФ.

    Задай вопрос специалистам и получи
    ответ уже через 15 минут!

    Федеральное собрание является представительным органом, то есть оно должно выражать интересы всего народа, а не только избранных чиновников. К его основным задачам относят принятие законов и бюджета на следующий год. Если Дума выражает волю народа, то Совет исполняет функции по участию в законотворческой деятельности. Совет имеет право отклонить принятый ранее Думой закон в двухнедельный срок. Так же он имеет полномочия на изменение границ субъектов России. Советом утверждается решение Президента о введении чрезвычайного положений по военным и иным причинам. Кроме того, Совет занимается вопросами отставки верховной власти, имеет право назначать судей для центральных судебных инстанций и Генерального прокурора РФ.

    Парламентский финансовый контроль

    Парламентский контроль финансов осуществляется вне зависимости от действий других органов. Это право закреплено в Конституции РФ, а также в уставах субъектов. Федеральное собрание утверждает проект бюджета, а также формирует отчет об его исполнении. В сферу его финансовых обязанностей входит вопрос организации внебюджетных фондов, отчет об их исполнении.

    Представительные органы на местах задействованы в финансовом контроле следующим образом:

    1. Осуществление предварительного контроля в части утверждения решений о бюджете, законов по финансово-бюджетным вопросам.
    2. Реализация текущего контроля в ходе исполнения бюджета, осуществления местного самоуправления согласно решениям, принятым в ходе парламентских слушаний.

    Функции финансового контроля в Федеральном собрании выполняет Комитет при Государственной Думе РФ. При Совете федерации действует Комитет по бюджету, а также Комиссия по взаимодействию со Счетной палатой.

    Счетная палата является органом внешнего аудита РФ. Ее полномочия определяются федеральным законодательством страны, Конституцией и Бюджетным кодексом. Она действует по поручения Федерального собрания, обладает независимостью. Можно сказать, что она выполняет контролирующую функцию, но входит в структуру главного органа представительной и исполнительной власти.

    В функции Счетной палаты входит отслеживание исполнения бюджета, состояния внешнего и внутреннего долга, внебюджетных фондов, применение кредитных ресурсов, поступлений в бюджеты разных уровней, работы банковской системы. В ее полномочия входит проведение проверок и ревизий, экспертиз, формирование экспертных заключений. Основу трудового ресурса Счетной платы составляют аудиторы, управляемые Председателем и его заместителем.

    Она проводит экспертизу законодательных проектов, проводит внешнюю проверку годовой отчетности по исполнению бюджета, так же она реализует оперативный анализ и контроль организации федерального бюджета. Счетная палата реализует мониторинг целевых показателей, оценивает влияние факторов, оказывающих воздействие на достижение целей в социально-экономической жизни российского общества.

    Таким образом, работа по финансовому контролю со стороны Парламента осуществляется через законотворческую деятельность и аудиторскую работу Счетной палаты.

    Так и не нашли ответ
    на свой вопрос?

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Просто напиши с чем тебе
    нужна помощь

    Источники

    Государственная дума финансовый контроль
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here