Главный бухгалтер финансовый контроль

Главный бухгалтер финансовый контроль

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Минфина России от 30 июня 2017 г. N 02-02-05/42411 Об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, сообщает следующее.

Статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) определены бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета (далее — главные администраторы (администраторы) бюджетных средств) по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Исходя из положений пунктов 1-3 статьи 160.2-1 БК РФ следует, что главные администраторы (администраторы) бюджетных средств осуществляют самостоятельно внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным администратором бюджетных средств, подведомственными ему администраторами бюджетных средств и получателями бюджетных средств.

Пунктом 4 статьи 160.2-1 БК РФ определены цели внутреннего финансового аудита, который осуществляется главными администраторами (администраторами) бюджетных средств на основе функциональной независимости.

Согласно пункту 5 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденных приказом Минфина России от 30.12.2016 N 822 (далее — Методические рекомендации), в ходе внутреннего финансового аудита проводится оценка надежности внутреннего финансового контроля, достоверности бюджетной отчетности, экономности и результативности использования бюджетных средств, в том числе посредством осуществления аудита операций с активами и обязательствами, совершенных структурными подразделениями главного администратора (администратора) бюджетных средств, отражения операций с активами и обязательствами в бюджетном учете и бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств и подведомственных ему получателей бюджетных средств.

Таким образом, в рамках полномочий, установленных статьей 160.2-1 БК РФ, внутренний финансовый контроль осуществляется руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами главного администратора (администратора) бюджетных средств, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.

При этом принимая во внимание пункт 2 Методических рекомендаций, отмечаем, что внутренний финансовый аудит осуществляется структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами главного администратора (администратора) бюджетных средств, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.

По вопросу передачи полномочий главных администраторов (администраторов) бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита сообщаем.

Положениями БК РФ не предусмотрена возможность, условия и порядок передачи бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, в том числе по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

В случае передачи рассматриваемых полномочий органу внутреннего государственного финансового контроля, а также при подчинении должностных лиц главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, осуществляющих внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит, органу внутреннего государственного финансового контроля возникнет конфликт интересов при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений в рамках предварительного и последующего контроля, определенных статьями 265, 269.1 и 269.2 БК РФ, а также будет нарушена функциональная независимость внутреннего финансового аудита.

Кроме того, статьей 269.2 БК РФ не установлено полномочие органа внутреннего государственного финансового контроля по согласованию документов, разрабатываемых и принимаемых главными администраторами (администраторами) бюджетных средств в рамках организации и осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Вместе с тем предложения по совершенствованию осуществления главными администраторами (администраторами) бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита могут быть направлены органами внутреннего государственного финансового контроля при проведении ими анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, предусмотренного пунктом 4 статьи 157 БК РФ.

Передача бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита другому администратору бюджетных средств и (или) иной организации (централизованной бухгалтерии) не представляется возможной ввиду того, что согласно статье 160.2-1 БК РФ указанные полномочия осуществляются самостоятельно.

По вопросу осуществления главными администраторами (администраторами) бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в условиях передачи полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности сообщаем.

Согласно пунктам 10.1 и 11 статьи 161 БК РФ на органы государственной власти (государственные органы) распространяются особенности правового положения казенных учреждений, установленные статьей 161 БК РФ, с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.

Указанные органы власти, исполняя полномочия получателя бюджетных средств и являясь казенными учреждениями, на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности, однако органы власти не перестают выполнять полномочия главных администраторов (администраторов) бюджетных средств.

В части ведения бюджетного учета отмечаем, что положения Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) распространяются на государственные органы и органы местного самоуправления, в том числе в части ведения бюджетного учета, а также при составлении бюджетной отчетности.

Читайте так же:  Возврат налогов через приложение

Исходя из положений статьей 7 и 9 Закона N 402-ФЗ, ведение бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта (органа власти), который обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (передать полномочия по ведению учета централизованной бухгалтерии).

При этом каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни (должностное лицо главного администратора бюджетных средств), обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.

А лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (централизованная бухгалтерия), не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Таким образом, должностные лица главного администратора бюджетных средств должны осуществлять внутренний финансовый контроль за соответствием первичных учетных документов фактам хозяйственной жизни, достоверностью данных, содержащихся в указанных документах, а также за соблюдением действующего законодательства в части порядка оформления документов, формируемых для отражения фактов хозяйственной жизни.

Согласно пункту 6 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (далее — Инструкция), в случае передачи получателем бюджетных средств, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета полномочий по ведению бюджетного учета иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) бюджетная отчетность составляется и представляется в порядке, предусмотренном Инструкцией и соглашением о передаче полномочий по ведению бюджетного учета (далее — Соглашение).

Бюджетная отчетность, составленная централизованной бухгалтерией, подписывается руководителем получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета, передавшего полномочия по ведению учета, а также руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером-специалистом) централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бюджетного учета. Кроме того, бюджетная отчетность, в том числе, подписывается руководителем и главным бухгалтером главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Таким образом, должностные лица главного администратора бюджетных средств должны осуществлять внутренний финансовый контроль в части выполнения операции подписания бюджетной отчетности при исполнении внутренней бюджетной процедуры по составлению бюджетной отчетности.

Принимая во внимание, что осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита как бюджетное полномочие главного администратора бюджетных средств в настоящее время не может быть передано в централизованную бухгалтерию, то до внесения соответствующих изменений в БК РФ, по мнению Департамента, должностные лица главного администратора бюджетных средств должны осуществлять внутренний финансовый контроль в части, например:

соответствия документов, в том числе первичных учетных документов, требованиям нормативных правовых актов и (или) правовых актов главного администратора бюджетных средств;

подтверждения правомочности совершения операций (наделения должностных лиц главного администратора бюджетных средств правами по подписанию бюджетной отчетности, а также правами по оформлению фактов хозяйственной жизни);

сверки данных, направленных в централизованную бухгалтерию в рамках Соглашения и отраженных в бюджетной отчетности, сформированной централизованной бухгалтерией.

Кроме того, главный администратор бюджетных средств в целях осуществления бюджетных полномочий, предусмотренных статьей 160.2-1 БК РФ, вправе в рамках Соглашения запрашивать информацию, связанную с ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности, у централизованной бухгалтерии, осуществляющей в соответствии со статьей 19 Закона N 402-ФЗ контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

При этом в рассматриваемой ситуации внутренний финансовый аудит будет направлен на оценку надежности внутреннего финансового контроля, подготовку предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств, а также на подтверждение достоверности бюджетной отчетности исходя из первичных учетных документов, направленных в централизованную бухгалтерию, и данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета.

Директор Департамента С.В. Романов

Письмо Минфина России от 22 июня 2018 г. N 02-02-05/43273 Об осуществлении внутреннего финансового аудита

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент), рассмотрев письмо Федерального государственного бюджетного учреждения культуры (далее — ФГБУК) о порядке осуществления внутреннего финансового аудита, сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерство финансов Российской Федерации не уполномочено давать разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и практики их применения.

Вместе с тем Департамент считает возможным высказать мнение по поставленным в письме вопросам.

Согласно пункту 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункту 28 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (далее — Правила, постановление) внутренний финансовый аудит осуществляется структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами, работниками главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета (далее — главные администраторы бюджетных средств, администраторы бюджетных средств, субъект внутреннего финансового аудита), наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости.

Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.

На основании пункта 36 Правил ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового аудита несет руководитель главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, который обязан исключать участие субъекта внутреннего финансового аудита в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур.

Читайте так же:  Ходатайство о смягчении ответственности за налоговое правонарушение

Как указано в заключении Федерального казначейства от 16 апреля 2018 г., в ФГБУК ответственность за организацию внутреннего финансового аудита возложена на председателя комиссии, осуществляющего внутренний финансовый аудит в ФГБУК, что не соответствует пункту 36 Правил. Внутренний финансовый аудит в ФГБУК осуществляет комиссия, в состав которой входят главный бухгалтер, начальник планово-финансового отдела, то есть сотрудники, возглавляющие структурные подразделения ФГБУК и осуществляющие внутренние бюджетные процедуры. В связи с этим в ФГБУК функциональная независимость при осуществлении внутреннего финансового аудита фактически не обеспечена.

Таким образом, статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предусмотрено, что внутренний финансовый аудит является бюджетным полномочием главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств и осуществляется его структурным подразделением и (или) уполномоченным должностным лицом, работником (субъектом внутреннего финансового аудита).

При этом Правилами не установлены требования к профессиональному образованию должностных лиц, работников главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляющих внутренний финансовый аудит. Однако, обращаем внимание на то, что при организации внутреннего финансового аудита руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств должны быть приняты меры по обеспечению установленных пунктом 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципов деятельности субъекта внутреннего финансового аудита — законность, объективность, эффективность, независимость и профессиональная компетентность, а также системность, ответственность и стандартизация.

Исходя из положений пункта 28 Правил, полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита включаются в должностные обязанности сотрудников субъекта внутреннего финансового аудита. При этом в случае привлечения к осуществлению внутреннего финансового аудита сотрудников иных структурных подразделений, иных работников главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, в должностные обязанности привлеченных к осуществлению внутреннего финансового аудита сотрудников (работников) полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита не включаются.

Согласно пунктам 44, 45 Правил аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем субъекта внутреннего финансового аудита. При составлении программы аудиторской проверки формируется аудиторская группа. Правилами не предусмотрено исключений из данного требования. В связи с этим главный администратор бюджетных средств, администратор бюджетных средств обязаны формировать аудиторскую группу в целях проведения каждой аудиторской проверки. Как указано в заключении Федерального казначейства от 16 апреля 2018 г., в ФГБУК при составлении программы аудиторской проверки формирование аудиторской группы, а также распределение обязанностей между членами аудиторской группы не осуществлялось.

По вопросу привлечения внешних экспертов для осуществления внутреннего финансового аудита сообщаем.

На основании пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение выполнения федеральными государственными учреждениями государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) осуществляется посредством предоставления из федерального бюджета субсидии (далее — государственное задание, субсидия на государственное задание), объем которой рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 11 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее — Положение N 640), объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных федеральному государственному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.

Направления использования субсидии на государственное задание определяются в плане финансово-хозяйственной деятельности, составляемом и утверждаемом федеральным государственным учреждением в порядке, определенном органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 г. N 81н.

Согласно положениям подпункта «ж» пункта 20 и подпункта «к» пункта 29 Положения N 640 в базовый норматив затрат на оказание государственной услуги и нормативные затраты на выполнение работы, на основании которых рассчитывается субсидия на государственное задание, включаются, в том числе затраты на оплату труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (выполнении работы), включая административно-управленческий персонал (в том числе сотрудники субъекта внутреннего финансового аудита).

Это означает, что в целях привлечения в соответствии Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внешних экспертов (исполнителей) для осуществления в ФГБУК внутреннего финансового аудита могут быть направлены средства экономии субсидии на государственное задание.

При этом такое определение направления расходов не должно повлиять на достижение показателей, характеризующих качество и объем оказываемых услуг (выполняемых работ), установленных в государственном задании.

Врио директора Департамента С.С. Бычков

Элементы внутреннего контроля

Основными элементами внутреннего контроля экономического субъекта являются:

  • контрольная среда;
  • оценка рисков;
  • процедуры внутреннего контроля;
  • информация и коммуникация;
  • оценка внутреннего контроля

Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности организации, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю в организации в целом. Она отражает культуру управления организацией и создает надлежащее отношение персонала организации к осуществлению данного контроля.

Читайте так же:  Верховный суд о налоговых правонарушениях

Коммуникация как элемент внутреннего контроля – это способ распространения информации, необходимой для принятия управленческих решений и осуществления внутреннего контроля. Например, каждый сотрудник организации должен быть осведомлен о рисках, относящихся к сфере его ответственности, об отведенной ему роли и задачах по осуществлению внутреннего контроля и информированию руководства.

Пример документального оформления порядка распределения полномочий и функций при организации внутреннего контроля в организации:


Постановка контроля
за фактами хозяйственной жизни очень важна для организации. Контроль традиционно подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Оптимально, когда эти этапы разделены между разными работниками организации. Если санкционирование и контроль за совершением хозяйственных операций будут поручены одному должностному лицу, это может привести к ошибкам и возможным злоупотреблениям с его стороны – ведь он полностью контролирует хозяйственную жизнь, от «а» до «я». Если же в разных этапах контроля участвуют разные сотрудники, это повышает независимость и эффективность контрольных мероприятий. Для их проведения целесообразно (не обязательно, но желательно) создать комиссию по внутреннему контролю. Именно ее члены будут независимыми ревизорами.

Оценка рисков и управление ими также являются важной составляющей системы внутреннего контроля. Под риском понимается сочетание вероятности и последствий недостижения экономическим субъектом целей деятельности. Риски могут быть сгруппированы по следующим видам: финансовые, правовые, страновые и региональные, репутационные и др. Информация о рисках хозяйственной деятельности необходима организации для полного представления о своем финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в своем финансовом положении.

Организации, публикующие годовую отчетность по каждому виду рисков в годовой бухгалтерской отчетности, обязаны раскрывать информацию о таких качественных характеристиках своей хозяйственной деятельности, как подверженность рискам, и о причинах их возникновения; концентрации риска (описание конкретной общей характеристики, которая отличает каждую концентрацию (контрагенты, регионы, валюта расчетов и платежей, др.); механизм управления рисками (цели, политика, процедуры, применяемые в области управления рисками, и методы, используемые для оценки риска, и т. п.); изменения по сравнению с предыдущим отчетным годом (Информация Минфина России № ПЗ-9/2012).

Для достижения своей финансовой стабильности организация может применять следующие процедуры внутреннего контроля:

В любом случае, если основные процедуры контроля фактов хозяйственной жизни соблюдаются не формально, а хорошо проработаны, то они позволят обеспечить высокую эффективность внутреннего финансового контроля организации в целом.

Основные требования

Согласно Закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) организация обязана организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а если ее бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, то она обязана организовывать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда ее руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).

Закон № 402-ФЗ не описывает, как и в каком объеме должен проводиться внутренний контроль. Однако понятно, что он должен быть достаточным для обеспечения достоверности фактов хозяйственной жизни и бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

. закон № 402-ФЗ не описывает, как и в каком объеме должен проводиться внутренний контроль. Однако понятно, что он должен быть достаточным для обеспечения достоверности фактов хозяйственной жизни.

Например, вопросы внутреннего контроля в экономических субъектах регламентируются нормами, устанавливающими создание ревизионных комиссий финансово-хозяйственной деятельности общества:

  • статьей 85 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • статьей 47 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Требования, предусмотренные данными федеральными законами, необходимо соблюдать.

Минфин РФ разработал общие рекомендации для хозяйствующих субъектов по организации и осуществлению ими внутреннего контроля бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (информация Минфина России № ПЗ-11/2013).

В данном документе дано понятие внутреннего контроля как процесса, направленного на получение достаточной уверенности в том, что организация обеспечивает:

  • а) эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
  • б) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;
  • в) соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

Обзор документа

Даны разъяснения по вопросу проведения внутреннего финансового контроля и аудита в бюджетном секторе.

В частности, указано, что должностные лица главного администратора бюджетных средств должны осуществлять такой контроль за соответствием первичных учетных документов фактам хозяйственной жизни, достоверностью таких документов и соблюдением порядка их оформления.

Также они должны следить за выполнением операции подписания бюджетной отчетности при исполнении внутренней бюджетной процедуры по составлению бюджетной отчетности.

Внутренний бухгалтерский контроль в организации

В любой нормально работающей организации внутренний контроль был, есть и будет по определению, даже если в организации нет особого локального акта, посвященного внутреннему контролю. Общее руководство и контроль лежат на руководителе, в должностных инструкциях других работников прописано, кто и за что отвечает, внутренними положениями и учетной политикой определен порядок документооборота.

Однако только с 1 января 2013 года Федеральным законом о бухучете официально установлена обязанность организаций осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Недавно Минфин России подготовил рекомендации по этому вопросу. Как организовать и документально оформить внутренний контроль исходя из данных рекомендаций, рассмотрим в данной статье.

Документирование внутреннего контроля

Видео (кликните для воспроизведения).

Порядок организации и осуществления внутреннего контроля необходимо оформить документально на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Положения, касающиеся организации внутреннего контроля, являются частью учредительных и внутренних организационно-распорядительных документов организации (приказов, распоряжений, положений, должностных и иных инструкций, регламентов, методик, стандартов бухгалтерского учета).

Читайте так же:  Минфин упрощенная система налогообложения

Применительно к ведению бухгалтерского учета, в том числе составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, контрольную среду могут описывать положение о бухгалтерской службе, учетная политика организации, требования к квалификации бухгалтерского персонала и другие документы, устанавливающие общие требования к среде, в которой организуется и ведется бухгалтерский учет, порядку взаимодействия подразделений и персонала организации и принятия решений по вопросам бухгалтерского учета.

Документами, устанавливающими правила коммуникации, могут являться: положения, графики предоставления данных и составления отчетности, должностные инструкции.

Документацию по организации внутреннего контроля необходимо регулярно обновлять. Оценивать необходимость ее обновления нужно не реже одного раза в год. Основанием для обновления документации могут являться, например, результаты непрерывного мониторинга внутреннего контроля, организационные изменения, изменения процессов и процедур работы организации.

Организация внутреннего контроля

Порядок организации внутреннего контроля, в том числе обязанности и полномочия подразделений и персонала организации, определяются в зависимости от характера и масштабов ее деятельности, особенностей ее системы управления.

При организации внутреннего контроля необходимо исходить из того, что:

  • внутренний контроль должен осуществляться на всех уровнях управления организации, во всех ее подразделениях;
  • в осуществлении внутреннего контроля должны участвовать все сотрудники в соответствии с их полномочиями и функциями;
  • полезность внутреннего контроля должна быть сопоставима с затратами на его организацию и осуществление.

Внутренний контроль, как правило, осуществляют:

  • органы управления организации;
  • ревизионная комиссия (ревизор);
  • главный бухгалтер или иное должностное лицо организации, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета;
  • внутренний аудитор (служба внутреннего аудита);
  • специальные должностные лица, специальное подразделение организации, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля, предусмотренного иными федеральными законами;
  • другой персонал и подразделения организации.
  • При организации и осуществлении внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни организация должна руководствоваться требованием рациональности.

    Елена Антаненкова, руководитель экспертно-консультационного отдела Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт», для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»

    Ищете решение Вашей ситуации?

    «Практическая бухгалтерия» — бухгалтерский журнал, который упростит Вашу работу и поможет вести бухгалтерию без ошибок. Издание доступно еще и в электронном виде. Получите полный доступ ко всем материалам >>

    Главный бухгалтер финансовый контроль

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
    В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

    Обзор документа

    Проанализировано соответствие установленным требованиям процедуры проведения внутреннего финансового аудита в учреждении культуры.

    Было установлено, что ответственность за организацию внутреннего финансового аудита возложена на председателя комиссии, осуществляющего внутренний финансовый аудит в учреждении. Однако это не соответствует общим правилам.

    Внутренний финансовый аудит проводит комиссия, в состав которой входят главный бухгалтер, начальник планово-финансового отдела, т. е. сотрудники, возглавляющие структурные подразделения учреждения и выполняющие внутренние бюджетные процедуры. Таким образом, функциональная независимость при реализации мероприятий фактически не обеспечена.

    В силу БК РФ внутренний финансовый аудит является бюджетным полномочием главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств и осуществляется его структурным подразделением и (или) уполномоченным должностным лицом, работником.

    При этом не установлены требования к профобразованию упомянутых лиц. Однако должны быть приняты меры по обеспечению принципов деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.

    Также отмечено, что главный администратор (администратор) бюджетных средств обязан формировать аудиторскую группу в целях проведения каждой проверки.

    В целях привлечения внешних экспертов (исполнителей) для проведения внутреннего финансового аудита могут быть направлены средства экономии субсидии на госзадание.

    При этом такое определение направления расходов не должно повлиять на достижение показателей, характеризующих качество и объем оказываемых услуг (выполняемых работ), установленных в госзадании.

    Финансовый контроль (стр. 3 из 6)

    По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные. По организационному признаку они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих проверки), комплексными (проводимыми совместно с несколькими контролирующими органами).

    Ревизия основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей, результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике.

    1. По ведомственной принадлежности ревизуемых органов

    — ведомственные — осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчинённости. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств, концернов, управления исполкомов местных органов власти и др. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

    — внутрихозяйственный — осуществляется экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятий, а также его структурных подразделений (цехов, участков, отделов, филиалов). Внутрихозяйственный контроль можно разделить на оперативный (текущий) и стратегический. Оперативный производиться главным бухгалтером в процессе повседневной хозяйственно-финансовой деятельности с помощью чёткой организации бухгалтерского учёта и контроля за движением денежных средств. Подпись главного бухгалтера обязательна на всех денежных документах. Главный бухгалтер отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства. Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию прибыли.

    Читайте так же:  Возврат налога за лечение зубов ребенка документы

    2. По полноте охвата

    3. По глубине проведения

    4. По степени охвата данных

    5. По характеру материала

    6. По отношению к плану

    7. По очерёдности исследования одних и тех же документов

    Немаловажное место среди методов финансового контроля занимает счетная проверка отчетности, которая представляет собой совокупность специальных приемов контроля достоверности бухгалтерских отчетов и балансов.

    Выделяют три основных этапа счетной проверки:

    ? проверка согласованности показателей различных форм отчетности;

    ? сличение отдельных отчетных показателей с записями в регистрах бухгалтерского учета;

    ? проверка обоснованности учетных записей по данным первичных документов.

    Результаты счетно-аналитических проверок оформляются соответствующим актом. Акт проверки имеет целью указать прежде всего на неэффективное, нерациональное использование государственного имущества.

    3. Органы, осуществляющие финансовый контроль

    В предыдущем пункте я уже отметил, что финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения, сферы финансовой деятельности, формы проведения и т.д. Существует также классификация финансового контроля в зависимости от органов осуществляющих его.

    б) представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

    в) исполнительных органов власти;

    г) финансово-кредитных органов;

    е) ведомственный и внутрихозяйственный;

    Структура органов финансового контроля:

    Государственный и муниципальный контроль

    Главное контрольное управление Президента РФ

    Представительный орган государственной власти

    Контрольные и финансовые органы исполнительной власти

    Счетная палата РФ

    Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию

    Комитет по бюджетным налогам, банкам и финансам

    Министерство финансов РФ Финансовые органы субъектов РФ

    Ведомственный и внутрихозяйственный контроль

    Аудиторский финансовый контроль

    Принцип разделения властей придает важную роль финансовому контролю за деятельностью органов исполнительной власти со стороны органов представительной власти и определяет его новое содержание. Основы контроля закреплены в Конституции российской Федерации, в Конституциях республик в составе Федерации, а также в основных законах и правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.

    Так, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образует Счетную палату ( ст. 101 ч.5 Конституции РФ). Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяется Федеральным Законом Российской Федерации. Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица в части, связанной с получением, перечислением и использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами.

    Счетная палата обязана контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, деятельность Центрального Банка России по обслуживанию государственного долга, эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством Российской Федерации, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

    Осуществляя контрольную деятельность, Счетная палата в праве проводить ревизии и тематические проверки, о результатах которых она информирует Совет Федерации и Государственную Думу. При выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.

    В своей деятельности счетная палата взаимодействует с другими контрольными органами Российской Федерации. Контрольные органы президента и Правительства Российской Федерации, Федеральная служба контрразведки, контрольные органы субъектов Федерации, правоохранительные органы, Центральный банк, Государственная налоговая служба и иные органы обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты.

    Счетная палата должна регулярно предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

    В ведение государственной Думы и Совета Федераций передан контрольно-бюджетный комитет. В его компетенцию входят помимо экспертно-аналитической работы по финансовым вопросам, связанным с доходами и расходованием бюджетных средств, проведение также финансового контроля за: исполнением федерального бюджета; соблюдением законности и повышением эффективности государственных средств, выдаваемых на финансирование бюджетных организаций, сферы материального производства, обороны; формированием доходов и расходов от внешнеэкономической деятельности; использованием внебюджетных фондов.

    Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления.

    В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента Российской Федерации создан специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента Российской Федерации (преобразованное из Контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации).

    Контрольное управление имеет территориальные подразделения. Все эти органы действуют как система обеспечения конституционных контрольных полномочий Президента Российской Федерации. Они осуществляют от имени и по поручению президента Российской Федерации контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации Конституции Российской Федерации, указов и распоряжений Президента. Управление подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации в качестве структурного подразделения его Администрации. Основными функциями Контрольного управления являются:

    ? анализ деятельности специальных органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;

    ? рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий, учреждений.

    Все они предполагают возможность проведения контроля, являющегося по своему содержанию финансовым.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Управление не наделено правом применение каких-либо санкций, однако оно в праве направлять предписания об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены соответствующими органами и должностными лицами в течение 10 дней.

    Источники

    Главный бухгалтер финансовый контроль
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here