Функции финансово хозяйственного контроля

Методические приемы финансово-хозяйственного контроля

Тема: Сущность, роль и функции и контроля в управлении экономикой.

Содержание финансово-хозяйственного контроля, его цели и задачи.

Формы и виды финансово-хозяйственного контроля.

Методические приемы финансово-хозяйственного контроля.

1. Содержание финансово-хозяйственного контроля, его цели и задачи.

В процессе хозяйственной деятельности складывается и постоянно действуют определенные отношения социально-экономического характера. Участниками этих отношений и носителями соответствующих прав и обязательств является государство как высшая общественная инстанция и предприятие.

В процессе постановки и решения хозяйственных задач возникают противоречия, оказывающие влияние на все общественные и хозяйственные ситуации. Они возникают первоначально в виде деловых противоречий, обостряются в случае повышения интенсивности хозяйственных операций, переходят в острую форму при отсутствии контроля.

Хозяйственные противоречия выявляются и разрешаются путем проведения контрольных действий. При помощи контроля вскрываются и устраняются причины таких противоречий.

Различают 2 основных объекта контроля:

1. Хозяйственные средства (имущество предприятия). Основной целью контрольных действий здесь является их сохранность и рациональное использование.

2. Хозяйственные операции. Целью является законность и эффективность их осуществления.

Субъект контроля (контролирующий орган, функциональное звено в организации) зависит от существенной системы его функционирования. Субъектов достаточно много и они существуют на разных уровнях системы хозяйствования. К их числу можно отнести и Счетную палату РФ, и Отдел по борьбе с экономическими преступлениями, и службу внутреннего аудита на предприятии.

Как функция управления контроль двояко проявляет свою сущность:

1) Он служит универсальным средством в получении информации по каналу обратной связи. Для успешной реализации своей функции управляющая система должна получить результаты своего воздействия на объект управления. Эта информация позволяет выявлять соответствие их деятельности намеченной программе, а так же недостатки их функционирования.

2) Субъект контрольной деятельности на основе собранной информации определят способ устранения недостатков и в результате появляется возможность принятия решения для нормального функционирования подконтрольного объекта.

Т.О. контроль – это система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решением, определение результатов управленческих воздействий на управляемый объект путем выявления отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений.

Это общее определение контроля, которое относится к любому его виду.

Контроль за хозяйственной деятельностью, выраженной в экономических показателях называют экономическим контролем.

Здесь конкретизируются субъекты и объекты. Экономический контроль – это система органов государственного и хозяйственного управления, осуществляющих наблюдение за экономическим состоянием предприятия в соответствии с законодательным регулированием.

Хозяйственная деятельность предприятия обобщается при помощи денежного измерителя. Для оценки деятельности по этому критерию в системе экономического контроля сформировался финансовый контроль. Это система органов, обеспечивающих соблюдение законодательства в процессе формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех звенья экономики.

Схематично совокупность рассмотренных понятий может быть представлена так:

Контроль
Экономический контроль
Финансовый контроль

В соответствии с этим определяется цели и задачи контроля.

Цели Задачи
Контроль
Сохранность активов, законность и эффективность хозяйственных операций 1. Сбор информации об объекте 2. Выявление расхождений 3. Принятие мер для нормального функционирования подконтрольного объекта
Экономический контроль
Регулирование хозяйственных процессов в соответствии с законодательством Систематическое наблюдение за хозяйственной деятельностью
Финансовый контроль
Законное и рациональное использование финансовых ресурсов Предупреждение и выявление нарушений финансово-хозяйственной деятельности

2. Формы и виды финансово-хозяйственного контроля.

Финансово-хозяйственный контроль подразделяется по следующим классификационным признакам:

1. По времени выполнения:

Предварительный контроль проводится непосредственно перед выполнением хозяйственной операции. Например: при выдачи кредита контролируется финансовое состояние предприятия как гарантия возврата кредита.

Оперативный контроль осуществляется в процессе совершения хозяйственной операции. Его основной задачей является своевременное выявление отклонений и недостатков и принятие мер по их устранению.

Последующий контроль проводится после совершения хозяйственной операции. Основной задачей является проверка правильности и законности операции, а главной формой такого контроля выступает ревизия.

2. По информационному обеспечению:

Документальный означает установление сущности и достоверности хозяйственной операции по данным документов, в которых она нашла отражение.

Фактический контроль состоит в определении наличия и физических характеристик объекта контроля путем взвешивания, обмера, пересчета и т.д.

3. По форме осуществления:

Они организуются на стадии предварительного контроля. Например, подпись гл. бухгалтера на денежный документ;

— текущие контрольные проверки. Они связаны с контролем конкретной операции. Они проводятся контрольными органами по вопросам входящим всех компетенций. Например, учреждения банков проверяют соблюдение кассовой дисциплины.

— тематические – это контроль однородных хозяйственных операций. Эта форма имеет сходства с текущими проверками, но проводятся по более широкому кругу вопросов. При текущем контроле применяются в основном методы фактического контроля, а при тематическом документальные.

3. Методические приемы финансово-хозяйственного контроля

Методические приемы финансово-хозяйственного контроля можно определить в следующие группы:

4) Обобщение и реализация результатов контроля.

Документальные приемы состоят из:

Исследование документов – это способ документального контроля, изучение достоверности, целесообразности и эффективности хозяйственных операций по содержанию одного, либо нескольких элементов.

Камеральные проверки – это прием документального контроля качества документа, полноты заполнения реквизитов, подведения итогов.

Расчетно-аналитические методы включают:

Экономический анализ в системе финансово-хозяйственного контроля используется для раскрытия причинных связей, обусловивших результаты явлений и процессов.

Статистические расчёты – это приемы получения таких величин и количественных характеристик, которые не содержаться непосредственно в экономической информации. Применяются они при возникновении потребности воспроизвести реальные отношения или при уточнении приблизительных величин.

ЭММ применяется в контроле определения влияния факторов на результаты хозяйственных процессов с целью их оптимизации на стадии планирования. Например, факторный анализ причин отклонения величины себестоимости продукции.

Органолептические методы осуществляются с помощью следующих приемов:

— контрольный замер работ;

— выборочное и сплошное наблюдение;

Инвентаризация – это проверка объектов контроля в натуре, т.е. путем осмотра, пересчёта, взвешивания и т.д.

Контрольный замер работ применятся, в основном, при проверке объемов СМР.

Выборочное наблюдение – прием статистического исследования качественных характеристик объекта контроля. Оно применяется, если сплошной контроль технически невозможен. Сплошное наблюдение необходимо при проведении хронометражных наблюдений, фиксации использования рабочего времени и т.д.

Читайте так же:  Возмещение ндфл при ипотеке

Технологический контроль – контроль качества продукции, исходного сырья и т.д.

Экспертиза – осуществление экспертных оценок. Они могут быть технологическими, судебными, бухгалтерскими, криминалистическими, применяемыми для исследования специальных вопросов.

Служебное расследование – совокупность приемов проверки, направленных на оценку соблюдения должностными лицами и другими сотрудниками нормативно-правовых актов и должностных инструкций.

Эксперимент – это научно поставленный опыт в соответствии с целью контроля за проверкой результатов проверяемых процессов.

Обобщение и реализация результатов контроля — это объединение результатов контроля и разработанных мер по устранению недостатков, а также предупреждению их появления в будущем. Включает в себя:

-документирование результатов промежуточного контроля;

— принятие решений по результатам контроля.

— ревизию и контроль устранения выявленных замечаний.

Группировка недостатков – это систематизация и обобщение нарушений нормативно-правовых актов по экономической однородности, времени совершения и значимости.

Документирование результатов промежуточного контроля – способ оформления результатов контрольных действий на промежуточных стадиях ревизии. Например, акт инвентаризации кассы.

Аналитическая группировка — прием группировки информации по однородности признаков, например, контролируемых объектов или видов выявленных недостатков.

Следственно-юридическое обоснование – это способ получения доказательств в части нарушения законодательства, определение размера причиненного ущерба и ответственности за него конкретных лиц. При этом изымаются в установленном порядке первичные документы содержание доказательства нарушения и определения виновных лиц. Сюда же относится опрос и получение письменных объяснений с должностных лиц.

Принятие решений по результатам – это прием воздействия субъекта на объект контроля, обеспечивающий функционирование его в заданных параметрах. Применяется в виде разработке и издание приказа, распоряжения или служебного письма по результатам ревизии.

Реализация принятых решений заключается в установлении фактического состояния объекта контроля после реализации принятых решений по результатам ревизии (возмещение причиненного ущерба)

http://megaobuchalka.ru/6/39184.html

Сущность, виды и функции финансового контроля.

Финансовый контроль

– законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров (аудиторов) за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Целью

финансового контроля является своевременное выявление отклонений от параметров финансовых планов и финансовой политики на макро- и микроуровне, выявление финансовых правонарушений и принятие своевременных мер по их устранению (предотвращению) и недопущению впредь.

Система финансового контроля

представляет собой совокупность отраслей, видов и форм, элементов и принципов организации финансового контроля, а также процедур и контрольных действий.

Отрасли финансового контроля включают:

1) государственный (муниципальный) контроль, в том числе по следующим его видам: бюджетный, внебюджетный, налоговый, таможенный, денежно-валютный, банковский, страховой, инвестиционный и др.;

2) негосударственный финансовый контроль, в том числе по следующим его видам: внутрихозяйственный, аудиторский и общественный контроль коммерческих, некоммерческих организаций и домашних хозяйств. Формы финансового контроля характеризуют внешние особенности видов контроля и контрольной деятельности. Такими формами являются предварительный, текущий (оперативный) и последующий, внешний и внутренний, камеральный и выездной контроль и т.д.

Государственный финансовый контроль

представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.

Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот. Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.

Негосударственный финансовый контроль включает в себя:

аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль и общественный контроль.

Аудиторский контроль представляет

собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, которое позволяет ее пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение. В международной практике аудита в настоящее время выделяют: операционный аудит, представляющий собой проверку функционирования отдельных частей хозяйственного механизма организации в целях оценки их эффективности, надежности и полезности; аудит на соответствие, который предполагает проверку соблюдения норм законодательных актов и инструктивных материалов, предписанных персоналу администрацией; аудит финансовой отчетности, который проводится для того, чтобы оп-ределить, согласуется ли учетная и отчетная информация с общепринятыми правилами бухгалтерского учета.

Внутрихозяйственный контроль

осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Внутри хозяйственный контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю; этот вид финансового контроля осуществляется постоянно, а не периодически; кроме того, отсутствует единая регламентация объема и характера процедур контроля, порядка их документирования (определяется, как правило, самой организацией). Внутрихозяйственный контроль организуют, в основном, на средних и крупных предприятиях; его осуществление при условии правильной организации способствует: повышению ответственности должностных лиц и работников; сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов организации; предотвращению негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организации; получению необходимой оперативной информации для осуществления управления.

К видам финансового контроля традиционно относят и общественный контроль, под которым понимают контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, т. е. без участия специальных государственных органов.

К функциям финансового контроля относятся:

1) анализ – включает в себя спектр действий по анализу, изучению исполнения действующего законодательства в части использования средств государственного бюджета; выявление отклонений в формировании доходов и расходов субъекта финансовой деятельности; отклонения в сфере финансовой деятельности государственных институтов (министерств, ведомств, других органов); анализ причин отклонений (исследование фактов, повлекших то или иное отклонение, выявление виновных лиц);

Читайте так же:  Как перевести ооо на упрощенную систему налогообложения

2) корректировка – включает разработку предложений по устранению выявленных нарушений финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, других субъектов контроля;

3) предупредительная функция – состоит в разработке мероприятий по предотвращению нарушений, укреплению финансовой дисциплины, повышению эффективности финансового контроля, совершенствованию контрольной работы, разработке новых методов и способов контроля на основании материалов обобщения результатов проверок.

В современных условиях приоритетным направлением является предупредительная функция, направленная на профилактику нарушений и злоупотреблений, совершенствование средств предупреждения нарушений, оперативное реагирование на неправомерное поведение с целью предотвращения возможных нарушений и злоупотреблений, пресечение этих действий, выявление виновных.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/15_28494_sushchnost-vidi-i-funktsii-finansovogo-kontrolya.html

Функции контроля. Финансово-хозяйственный контроль выполняет такие основные функции: профилактическую, информационную и мобилизующую

Финансово-хозяйственный контроль выполняет такие основные функции: профилактическую, информационную и мобилизующую.

В рыночной среде контролю подлежит вся хозяйственно-финансовая деятельность предприятия, что побуждает предпринимателей ответственно относиться к выполнению своих обязанностей. С другой стороны, ликвидируются условия, которые порождают бесхозяйственность. Контроль в этом случае призванный проявлять подобные явления и оказывать содействие их ликвидации, реализуя при этом профилактическую функцию.

Информационная функция состоит в том, что полученная во время контроля информация является основанием для принятия соответствующих решений и проведения корректирующих действий, благодаря которым обеспечивается нормальное функционирование проверяемого объекта.

В процессе контроля выявляют не только недостатки, но и положительные стороны деятельности. Последние как передовой опыт могут стать достоянием других субъектов хозяйствования, благодаря чему реализуется мобилизующая функция контроля.

Кроме того, функциями контроля является проверка:

выполнения Законов России, Указов Президента и других нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;

полноты и своевременности поступления доходов в бюджет, целевого и экономного использования средств государственного бюджета и внебюджетных фондов;

законности и эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов субъектами предпринимательской деятельности и предприятиями, которые находятся на государственном обеспечении;

кассовой дисциплины и законности операций по счетам в банках;

обеспечения полноты оприходования и законности расходования товарно-материальных ценностей;

правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности финансовой отчетности;

использование вычислительной (компьютерной) техники с целью повышения контрольных функций бухгалтерского учета в деле обеспечения эффективного использования общественной собственности и устранения условий, которое порождают искажение отчетных показателей и бесхозяйственность.

Функции контроля в обществе с рыночной экономикой состоят в благоприятствовании деятельности субъектов хозяйствования различных форм собственности с помощью экономических рычагов и стимулов (кредитование, инвестирование, налогообложение и тому подобное). Финансово-хозяйственный контроль помогает государству осуществлять беспрерывное наблюдение и проверку работы на объекте управления, устанавливать причины нарушения законодательства, следить за правильностью распределения и потребления общественного продукта и использования финансовых ресурсов. Функции финансово-хозяйственного контроля обусловливаются действием основного экономического закона общества и его интересами.

ЛЕКЦИЯ2

ТЕМА Формы и виды государственного финансово-хозяйственного контроля

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8633 — | 8188 — или читать все.

http://studopedia.ru/3_16438_funktsii-kontrolya.html

Тема 1. Понятие финансово — хозяйственного контроля, его предмет и метод

Литература.

1. Бутинец Ф.Ф. Контроль и ревизия, 2000г.

2. Усач Б.Ф. Контроль и ревизия, 2002 г.

3. Дикань Л.В. Контроль и ревизия, 2004 г.

1. Сущность, задачи и функции контроля.

2. Формы и виды финансово – хозяйственного контроля.

3. Содержание финансово — хозяйственного контроля, его цели и объекты.

1. Сущность, задачи и функции контроля.

Слово контроль имеет французское происхождение: “controle” – проверка или наблюдение с целью проверки. Это слово образовалось от латинского “contra», которое обозначает «противоположный». Во второй части слова «контроль» лежит слово «роль» (от лат. «role»), т.е. мера влияния, значение, степень участия в чем-то. Т.о. содержание слова «контроль» кроме проверки или наблюдения с целью проверки имеет еще и противодействие нежелательному. Юридический смысл контроля состоит в одной из форм реализации полномочий государственных и негосударственных органов. Хозяйственный контроль должен помогать подконтрольной структуре в наведении порядка на объекте.

Хозяйство – это совокупность природных и созданных руками человека средств, которые используются людьми для поддержания, улучшения условий и средств существования и жизнеобеспечения. Т.о. хозяйственный контроль – это контроль производства.

Субъект хозяйствования – это зарегистрированное в соответствии с законодательством юридическое лицо независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности, а также физические лица – субъекты предпринимательской деятельности.

Контроль – это систематическое наблюдение и проверка процесса функционирования объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров. Организация контроля – это упорядочение систем контроля.

Под предметом организации контроля понимают определенный порядок и приемы работы с целью обеспечения максимальной эффективности их использования при выполнении поставленных задач.

1. Выбор объекта контроля.

2. Информационная – сбор данных.

3. Обоснование цели и задачи контроля.

4. Изучение объекта на месте.

5. Обследование, проверка, инвентаризация, опрос.

6. Изучение документов.

7. Оформление результатов контроля.

8. Гласность результатов контроля.

9. Разработка способов для устранения недостатков.

10. Контроль за выполнением принятых мер.

Хозяйственных контроль – это процесс наблюдения и проверки производственной и финансовой деятельности предприятия, который осуществляется соответствующими субъектами управления с целью выявления отклонений от установленных параметров, устранения и предупреждения негативных явлений.

В осуществлении хозяйственного контроля можно выделить 2 направления:

¨ контроль с точки зрения экономической эффективности деятельности;

¨ контроль с точки зрения соблюдения законности и обеспечения сохранности имущества предприятия.

Сущность процесса контроля отражает характеристики:

¨ содержательную – что делается в процессе контроля;

¨ организационную – кем и в каком порядке производится контроль;

¨ технологическую – как делается.

Контрольная деятельность включает ряд последовательных стадий:

¨ подготовительная – выбор объекта контроля, определение предмета и способа контроля, составление плана контроля;

¨ центральная – сбор и обработка информации;

Видео (кликните для воспроизведения).

¨ итоговая – принятие решений по итогам контроля, доведение его адресату, помощь в наведении порядка на объекте, контроль за исполнением принятых решений.

Читайте так же:  Порядок взыскания и возврата налога

Функции контроля – это выявление и изучение фактического состояния дел, сравнения его с поставленными целями, оценка деятельности, принятие мер по устранению выявленных нарушений. Контроль имеет сигнальную, профилактическую и инструктивную функции.

Сущность контроля как одной из функций управления определяют систему наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния объекта с целью определения обоснованности и эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения, выявления отклонений от этих решений, устранения негативных ситуаций и информирование об этом органы управления.

Развитие рыночных отношений в Украине, появление акционерных предприятий, коммерческих банков и других хозяйственных структур требуют реорганизации системы хозяйственного контроля.

Первым шагом стало принятие Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» и в 1996 г. Указа Президента «Об образовании государственной налоговой администрации».

Однако эти шаги не решали всех проблем хозяйственного контроля, поэтому в 93 г. был принят Закон Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» и Закон Украины «Об аудиторской деятельности».

Эти акты определяют основы государственной системы контроля в Украине: права и обязанности органов государственной власти и управления, а также структуру и организацию системы контроля.

Государственные органы власти и управления пользуются правом контроля в следующих формах:

¨ путем создания специальных контролирующих органов;

¨ путем привлечения или выдачи поручения существующим контролирующим органам.

Часто возникает необходимость проведения финансового контроля (налоговая инспекция и ревизионные службы МФУ) в связи с противоречиями между государством и субъектами хозяйствования или отдельными лицами.

Разногласия, которые могут возникнуть между интересами государства и общества с одной стороны, и интересами отдельных субъектов хозяйствования, с другой, могут стать объектом правового контроля (ревизия по требованию правоохранительных органов и судебно-бухгалтерской экспертизы). Объектами такого контроля становятся правонарушения. Противоречия между интересами хозяйствования становятся объектом контроля специальных инспекций (экологической, санитарной и т.п.).

Урегулирование интересов субъектов хозяйствования, входящих в партнерские отношения требуют аудиторский контроль.

В государственном секторе и акционерных обществах возможен ведомственный контроль, когда предприятие имеет вертикальную структуру управления. Но этот контроль в большинстве случаев недейственный.

Финансово — хозяйственный контроль изучает экономические явления и процессы, которые возникают в общественном производстве с точки зрения их законности, достоверности и целесообразности. Предметом изучения является объективно существующий процесс воспроизводства, т.е. законность осуществленных операций.

Хозяйственному контролю подлежит:

1. Фактическое наличие, сохранность и движение имущества в каждом отдельном звене и в целом всей экономической деятельности.

2. Хозяйственные процессы при производстве общественного продукта.

3. Расчетно-кредитные операции, связанные с движением имущества и производства общественного продукта.

4. Производственные и организационно-технические отношения, возникающие во время потребления и воспроизводства имущества.

Предметом хозяйственного контроля являются хозяйственные процессы, фактическое наличие и движение имущества в процессе расширенного воспроизводства, а также производственные отношения, возникающие при этом.

Объект контроля – это то, что подлежит изучению или проверке. Контролируется не предприятие, а его деятельность по эффективному использованию имущества и объектом контроля выступают явления и процессы хозяйственной жизни.

Совокупность взаимосвязанных объектов контроля от состояния и функций которых зависит выполнение определенной группы норм, правил, плановых заданий, создает направление контроля. К ним относятся финансовый контроль, контроль качества продукции, контроль условий труда и техники безопасности и т.п.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9077 — | 7690 — или читать все.

http://studopedia.ru/3_14371_tema—ponyatie-finansovo—hozyaystvennogo-kontrolya-ego-predmet-i-metod.html

Виды и функции хозяйственного контроля

3. Виды и функции хозяйственного контроля

Повышению эффективности функционирования финансовой системы и ее составляющих способствует финансово-хозяйственный контроль.

С одной стороны, финансово-хозяйственный контроль является отдельным типом в общей системе контроля, который охватывает административный, правовой, технический, экологический и другие специализированные типы контроля. С другой стороны, финансово-хозяйственный контроль является специализированным видом управленческой деятельности и отдельной сферой экономических знаний, связанной с изучением хозяйственных процессов и операций с позиции законности, достоверности, хозяйственной целесообразности, обеспечения сохранения средств.

Объективной основой финансово-хозяйственного контроля является контрольная функция финансов, то есть органично присущее им свойство управлять путем наблюдения за формированием, распределением и использованием валового общественного продукта.

Сущность финансово-хозяйственного контроля заключается в комплексном, органично взаимосвязанном изучении законности хозяйственных и финансовых операций, и процессов на основе использования финансовой отчетности, бухгалтерского учета, нормативной и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля с целью обеспечения эффективного использования финансовых ресурсов.

Объектом финансово-хозяйственного контроля распределительные и перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов на всех уровнях экономической системы страны. В сферу финансово-хозяйственного контроля попадают практически все операции, связанные с движением хозяйственных средств и хозяйственной деятельностью.

Различают такие виды финансово-хозяйственного контроля: государственный, аудиторский и внутрихозяйственный. Эти виды финансового контроля выполняются в формах, которые определяются по определенным признакам:

— по времени осуществления выделяют предварительный, текущий и последующий контроль;

— по источникам данных, которые проверяются, — документальный и фактический;

— по методам выполнения — ревизию (комплексную или некомплексную), проверку, анализ и обследование.

Схематически классификация хозяйственного контроля приведена в Приложении. Рассмотрим некоторые из них.

Предварительный контроль — это форма финансово-хозяйственного контролю, который осуществляется до начала хозяйственных операций. К нему привлекаются почти все органы, которые выполняют контрольные функции. Четкая организация учета и предыдущего контроля способствует предотвращению злоупотреблением в использовании средств, товарно-материальных ценностей.

Текущий (оперативный) контроль, который сопровождает осуществление хозяйственных операций, способствует своевременному выявлению отклонений в финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта.

Последующий контроль (контроль за фактом) осуществляют после хозяйственных операций. С помощью такого контроля обнаруживают незаконное выполнение хозяйственных операций, а также виновных в этом. Цель контроля за фактом — возместить убытки, привлечь виновных к ответственности, создать условия, которые будут делать невозможным повторение злоупотреблений.

Документальный контроль значит, что проверяется достоверность, законность и хозяйственная необходимость хозяйственных операций на основании документов, в которых они отображены. Контроль осуществляется по форме и содержанию документов; путем встречных проверок достоверности бухгалтерских операций, зафиксированных в документах; взаимного контроля операций и документов; аналитическими и логическими приемами.

Фактический контроль заключается в проверке фактического наличия средств, основных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов, их соответствия данным бухгалтерского учета.

Читайте так же:  Организация внутреннего государственного финансового контроля

В Украине финансово-хозяйственный контроль выполняет такие основные функции: профилактическую, информационную и мобилизирующую.

В рыночной среде контролю подлежит вся хозяйственно-финансовая деятельность предприятия, который побуждает предпринимателей ответственно относиться к выполнению своих обязанностей. С другой стороны, ликвидируются условия, которые порождают бесхозяйственность. Контроль в этом случае призван обнаруживать подобные явления и способствовать их ликвидации, реализуя при этом профилактическую функцию.

Информационная функция заключается в том, что полученная во время контроля информация является основанием для принятия соответствующих решений и проведения корректирующих действий, благодаря которым обеспечивается нормальное функционирование, проверяемого объекта.

В процессе контроля обнаруживают не только недостатки, но и позитивные стороны деятельности. Последние как передовой опыт могут стать приобретением других субъектов ведения хозяйства, благодаря чему реализуется функция контроля, который мобилизирует.

Кроме того, функциями контроля является проверка:

— выполнения Законов Украины, Указов Президента, постановлений Верховной Рады, Кабинета Министров и других нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;

— полноты и своевременности поступления доходов в бюджет, целевого и расчетливого использования средств государственного бюджета и внебюджетных фондов;

— законности и эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов субъектами предпринимательской деятельности и предприятиями, которые находятся на государственном обеспечении;

— соблюдение размеров установленных штатов, ставок и фонда заработной платы;

— кассовой дисциплины и законности операций по счетам в банках;

— обеспечение полноты оприходования и законности расходования товарно-материальных ценностей;

— правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности финансовой отчетности;

— использования вычислительной (компьютерной) техники с целью повышения контрольных функций бухгалтерского учета в деле обеспечения эффективного использования общественной собственности и устранение условий, которые порождают искажение отчетных показателей и бесхозяйственность.

Функции контроля в обществе с рыночной экономикой находятся в содействии с деятельностью субъектов ведения хозяйства разных форм собственности с помощью экономических рычагов и стимулов (кредитование, инвестирование, налогообложение и тому подобное).

Финансово-хозяйственный контроль помогает государству осуществлять непрерывное наблюдение и проверку работы на объекте управления, устанавливать причины нарушения законодательства, следить за правильностью распределения и потребления общественного продукта и использование финансовых ресурсов. Функции финансово-хозяйственного контроля обусловливаются действием основного экономического закона общества и его интересов. Контроль является функцией управления общественными процессами.

http://www.kazedu.kz/referat/136536/1

Понятие и сущность финансового контроля

Тема: «Финансовый контроль»

Цель – изучить основы проведения финансового контроля.

— рассмотреть понятие, элементы, значение, задачи, содержание и сущность финансового контроля;

— раскрыть основные виды и методы финансового контроля;

— охарактеризовать основы проведения государственного финансового контроля;

— рассмотреть органы финансового контроля и раскрыть их функции.

План лекции

1.Понятие и сущность финансового контроля

2.Виды и методы финансового контроля

3.Органы финансового контроля

Понятие и сущность финансового контроля

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных механизмов, и одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системой является финансовый контроль.

Финансовый контроль — это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками.

Финансовый контроль — это не только проверка правильности ведения финансовой документации, соблюдения финансово-хозяйственного законодательства, выявление нарушений финансовой дисциплины. Это прежде всего важнейшая функция управления финансовыми, а через них и экономическими процессами, имеющая специальную целевую направленность, определенное содержание и специфические способы осуществления.

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) как регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины;

2) как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Как неотъемлемая функция процесса управления и как самостоятельный процесс контроль содержит следующие элементы:

субъект контроля — тот, кто осуществляет контроль;

объект контроля — тот, в отношении кого проводится контроль;

предмет контроля — деятельность, применительно к которой осуществляется контроль.

Значение финансового контроля в том, что он позволяет выявить соблюдение установленного законодательства, экономическую обоснованность и эффективность проводимой финансово-экономической деятельности.

Задачи финансового контроля:

-проверить выполнение финансовых обязательств перед государством, организациями, гражданами;

-проверить правильность использования финансовых ресурсов, в первую очередь, бюджетных средств;

-проверить соблюдение законности совершения расчетов и хранения денежных средств;

-обеспечить выявление внутренних резервов производства;

-обеспечить не только устранение последствий нарушений, но и предупредить их дальнейшее появление;

-выявить недостатки в ведении учета и наметить мероприятия по их устранению.

Финансовый контроль включает (содержание):

1) соблюдение требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения валового продукта;

2) рациональность составления и использования бюджета (бюджетный контроль);

3) эффективность использования ресурсов;

4) своевременность и полноту платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.

Системная сущность финансового контроля раскрывается со следующих позиций:

— финансовый контроль как система институтов, инструментов и методов;

— финансовый контроль как совокупность регулярных и непрерывных процессов;

— финансовый контроль как совокупность действий и операций;

— финансовый контроль как многоаспектная межотраслевая система;

— финансовый контроль как составная часть общего механизма управления экономикой.

Таким образом, финансовый контроль — контроль за соблюдением законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования государственных, муниципальных и иных денежных фондов (финансовых ресурсов) публичного характера в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов.

Правовую основу государственного финансового контроля в РФ составляют: Конституция РФ, ГК РФ, БК РФ, НК РФ, ТК ТС, Трудовой кодекс РФ, ФЗ «О Счетной палате РФ», иные федеральные законы, указы Президента РФ и другие нормативно-правовые акты, издаваемые органами — участниками бюджетного процесса, а также международные договоры и соглашения, заключенные или признанные РФ.

Основными проблемами финансового контроля являются:

1. Неопределенность (незаконченность) основных направлений организации ГФК.

2. Не представлена в этой сфере системная нормативная правовая база.

3. До сих пор не отлажен порядок взаимодействия между органами государственного, аудиторского финансового контроля и правоохранительными органами.

4. ГФК реализуется во многом дублирующими друг друга органами, каждый из которых стремится к достижению лишь своей собственной задачи и использует даже в сходных областях контрольной деятельности собственные методы осуществления контроля. Отсутствие единых методик и принципов осуществления государственного контроля приводит к несовместимости и несравнимости результатов контрольных мероприятий. Именно поэтому в ряде случаев результаты работы контрольных органов не позволяют дать общую объективную картину деятельности государства в части оценки реальной эффективности системы государственного финансового контроля.

Читайте так же:  Рассмотрение возражений на акт налоговой проверки

5. Отсутствие законодательно установленных обязательных каналов обмена информацией между этими органами.

6. Отсутствие единых информационных баз по объектам контроля препятствует эффективному обмену информацией о результатах проведенных проверок и координации дальнейших планов проведения соответствующих контрольных мероприятий.

2.Виды и методы финансового контроля

Классификация финансового контроля:

1.По времени проведения:

2.По сфере финансовой деятельности:

-контроль за денежной массой.

3.По субъектам контроля:

-государственный (президентский; представительных органов власти и местного самоуправления; исполнительных органов власти);

-общественный (различный ассоциаций и обществ).

4.По форме проведения:

В целом финансовый контроль в зависимости от связей между субъектами и объектами контроля разделяется на две большие группы: внешний и внутренний контроль (рисунок 1).

│ Внешний финансовый контроль │ │Внутренний финансовый│

│ финансовый контроль │ │ финансовый контроль │ │

│Государственный аудит│ │ Корпоративный │ │ Внутренний аудит │

│ Налоговый контроль │ │ Внешний аудит │ │ Управленческий │

│ Бюджетный контроль │ │ Иные виды │ │ Иные виды │

Рисунок 1 — Общая структура видов финансового контроля

В свою очередь внешний финансовый контроль включает: государственный и негосударственный.

1.Государственный финансовый контроль (ГФК). Его субъектами являются государственные контролирующие органы, объектами — органы государственной власти, организации, физические лица, предметом — финансовая деятельность объектов в различных аспектах. Многообразие финансовых отношений обусловливает многочисленность видов государственного финансового контроля.

Государственный аудит — вид финансового контроля, осуществляемый специализированными контролирующими органами, не зависящими от органов исполнительной власти и подотчетными органам законодательной власти. На федеральном уровне органом государственного аудита является Счетная палата РФ; на региональном уровне — органы, аналогичные Счетной палате РФ, подотчетные органам законодательной власти субъектов РФ; на местном уровне — органы государственного (муниципального) аудита, подотчетные местным органам представительной власти.

Налоговый контроль — это контроль со стороны государственных контролирующих органов за правильностью начисления, правильностью и своевременностью уплаты в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей. Уполномоченным органом по проведению налогового контроля являются Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные органы (управления в субъектах РФ, инспекции на местах).

Бюджетный контроль — контроль со стороны контролирующих органов за расходованием средств федерального, региональных, местных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов. Органами бюджетного (государственного (муниципального) финансового) контроля являются:

— Счетная палата РФ;

— контрольные и финансовые органы исполнительной власти;

— контрольные органы законодательных органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления.

Валютный контроль — контроль со стороны государственных контролирующих органов за соблюдением валютного законодательства РФ, рассматривающего вопросы использования иностранной валюты на территории РФ и российской валюты — за пределами ее территории. Органами валютного контроля в РФ являются: ЦБ РФ (Банк России), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), агентами валютного контроля — уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, профессиональные участники РЦБ, держатели реестра ценных бумаг, таможенные и налоговые органы. Контроль за проведением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет ЦБ РФ, резидентами и нерезидентами (не являющимися кредитными организациями) — Росфиннадзор, таможенные и налоговые органы. Росфиннадзор обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля, взаимодействие с ЦБ РФ. Банк России осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с агентами валютного контроля. Уполномоченные в качестве агентов валютного контроля банки передают органам валютного контроля, таможенным и налоговым органам информацию о валютных операциях.

Таможенный контроль — контроль, выполняемый государственными контролирующими органами, за соблюдением таможенного законодательства, связанного с пересечением имуществом, товарами, денежными средствами и обязательствами таможенной границы РФ. Органом, осуществляющим таможенный контроль, является Федеральная таможенная служба (ФТС России).

Правовой финансовый контроль (финансовый контроль правоохранительных органов) проводится правоохранительными органами: Прокуратурой РФ, Федеральной службой безопасности (ФСБ России), органами внутренних дел.

Проводятся и иные виды государственного финансового контроля.

К основным принципам осуществления государственного финансового контроля РФ относятся:

1) принцип законности означает точное соблюдение норм и правил, установленных законодательством РФ. Распространяется он на все без исключения органы, осуществляющие ГФК, и их должностные лица;

2) принцип независимости гласит, что органы ГФК независимы в части осуществления контрольно-ревизионной деятельности от других органов государственной власти. На них не могут оказывать влияния ни органы местного самоуправления, ни политические, ни любые общественные организации и объединения;

3) объективность — принцип, который означает, что ГФК осуществляется квалифицированными специалистами. В своей работе они должны использовать только фактические документальные данные в установленном законодательством порядке и применять методы и приемы, обеспечивающие получение полной и достоверной информации;

4) ответственность — означает, что к нарушителям бюджетного законодательства применяются меры воздействия в рамках бюджетного, административного, уголовного и трудового законодательства. Причем как к юридическим, так и к физическим лицам. Работники органов ГФК несут в свою очередь ответственность за совершенные ими в области ГФК противоправные действия в соответствии с законом;

5) принцип гласности означает открытость и доступность для общества и СМИ сведений о результатах контрольно-ревизионной деятельности органов ГФК. Но с обязательной поправкой: при условии сохранения государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;

6) принцип системности говорит о единстве правовых основ деятельности органов ГФК. Этот постулат подразумевает нормативно закрепленную организацию взаимодействия между ними в процессе осуществления их деятельности и нормативно установленную периодичность осуществления контрольно-ревизионных мероприятий.

│Контроль за исполнением│

│ и бюджетов федеральных│

│ Контроль │ │ │ Контроль за │

│ за состоянием │ ┌─────────┴─────────┐ │предоставлением│

Видео (кликните для воспроизведения).

http://megaobuchalka.ru/2/36273.html

Функции финансово хозяйственного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here