Фтс управление валютно экспортного контроля

Интервью начальника Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России

Интервью начальника Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России Сергея Шкляева, «Российская газета», 21.01.2019

В Федеральной таможенной службе рассказали о трех главных схемах вывода денег О том, как россияне везут через границу наличные деньги чемоданами, как бизнес, уходя от пошлин, выдает старые компьютеры за высокотехнологичное оборудование и как таможенники раскрывают все эти «хитрости», «Российской газете» рассказал начальник управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной таможенной службы Сергей Шкляев.

Сергей Владимирович, но ведь сейчас таможенники не проверяют каждый товар, который перемещается через границу. Это делается выборочно. Как удается держать ситуацию под контролем?

Сергей Шкляев: Выборочность — действительно основной принцип, который заложен в новом Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Он вступил в силу 1 января 2018 года. Но это не значит, что часть товаров уходит из-под контроля.

В составе нашего управления есть подразделения, которые анализируют весь массив таможенных деклараций и помечают те, что выбиваются из общей картины. Именно этим сделкам мы уделяем особое внимание.

Чаще всего речь идет о покупке и ввозе в страну высокотехнологичных товаров, поскольку для них действует нулевая таможенная пошлина, а значит, и цену можно писать сколь угодно высокую. Иногда под видом дорогой новейшей установки пытаются провезти что-то более дешевое и простое. Мы это выявляем.

Много попыток махинаций регистрируется в свободных таможенных зонах, где закон позволяет не платить пошлины. Такой «болевой точкой» у нас долгое время был Калининград. Мы с коллегами из Калининградской областной таможни потратили много сил на борьбу с недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности, и сейчас ситуация изменилась к лучшему.

Что пытаются выдать за дорогие товары?

Сергей Шкляев: Номенклатура широкая: бывшие в употреблении компьютеры, флеш-карты, ветряные генераторы, медицинское оборудование, к примеру, томографы. Однажды декларант запрещал вскрывать упаковку с какими-то кристаллами, которые якобы используются при производстве компьютеров, потому что это могло повлиять на их свойства. Заявленная стоимость товара в тысячи раз превышала любой аналогичный. Мы все-таки взяли пробы, и никакие чудо-свойства порошка не подтвердились.

Правда, что до сих пор россияне возят через границу наличность «на себе» и в чемоданах?

Сергей Шкляев: Вы удивитесь, но это происходит довольно часто. Сейчас мы реализуем пилотный проект по автоматизированному контролю сведений о наличности, которая перемещается через границу физическими лицами.

Мы увязали наши программы с базами данных Росфинмониторинга, и теперь можем оперативно проверить, был ли человек, перевозящий наличность, когда-либо замешан в финансировании террористической и экстремистской деятельности или нет. Если да, мы пресекаем вывоз денег. Закон дает таможне такое право.

Но есть и другие тропы, по которым уже бизнес выводит деньги за рубеж? И они вам хорошо известны, но перекрыть эти потоки пока не удается.

Сергей Шкляев: Поверьте, они перекрываются. И потоки уже не такие большие, как были раньше. Достаточно сказать, что за последние три года в 20 раз — с 2,09 миллиарда долларов до 80,6 миллиона долларов — сократился объем сомнительных внешнеторговых операций, которые фиксирует таможня. Произошло это благодаря тесному взаимодействию между ФТС России, ФНС России, Банком России и Росфинмониторингом. Мы вместе отрабатываем схемы вывода денег. Основных — три.

Первая: использование подложных документов — деклараций, товарно- транспортных накладных, внешнеторговых контрактов — по сделкам, которые в реальности никогда не заключались. Раньше серьезной проблемой было получение от участников ВЭД уполномоченными банками поддельных деклараций, но эта проблема была урегулирована (банки стали получать декларации напрямую из ФТС). Взаимодействие с мегарегулятором постоянно совершенствуется, и сейчас информация обо всех сомнительных операциях, в том числе с использованием деклараций на товары, передается через ЦБ в уполномоченные банки по закрытым электронным каналам. Эти же сведения уходят в Росфинмониторинг, который тоже следит за валютными сделками. Так что возможность подачи недостоверной декларации почти ликвидирована. С другими подложными документами борьба еще ведется.

Вторую схему мы называем «карусель». Это когда один и тот же товар неоднократно перемещается через таможенную границу. Сначала нерезидент продает его российской компании, которая потом уступает права на него другой фирме. Та снова вывозит покупку за границу и передает первоначальному поставщику. Так товар может ездить туда и обратно несколько раз, и всякий раз за него платят деньги. Схема фиксируется таможней благодаря системе управления рисками, путем досмотра, оценки, экспертизы перемещаемого товара. О подозрительной сделке мы опять же информируем ЦБ, который отправляет в уполномоченный банк сигнал о том, что финансовые операции нужно заблокировать.

И третья схема — создание фирм-однодневок под конкретный контракт. Такая фирма заключает с поставщиком договор и переводит аванс, а потом исчезает. Обнаружив такое, мы привлекаем участника внешнеэкономической деятельности к административной и уголовной ответственности — в зависимости от ущерба.

Но как можно привлечь к ответственности однодневку? Наверняка фирма уже ликвидирована, а ее собственники завели десяток новых?

Сергей Шкляев: Сейчас таможенные органы сначала фиксируют неисполнение обязательств по контракту и только потом могут применять меры к нарушителю. Срок исполнения обязательств по контракту может быть и 5, и 10 лет. Естественно, спустя столько времени найти концы бывает трудно.

Поэтому суммы задолженности по штрафам перед федеральным бюджетом колоссальные. За совершенное нарушение штраф равен 75-100 процентам от суммы выведенных средств. Понятно, что однодневка никогда штраф не выплатит, вот долги и копятся, а мы часто работаем «на корзину».

Но в ближайшее время мы полностью перестроим все процессы и будем работать на предотвращение незаконных и сомнительных валютных операций. В Минфине уже обсуждается проект изменений в закон о валютном регулировании, в котором будет закреплено само понятие сомнительной операции, прописаны критерии отнесения валютных операций к сомнительным и определен механизм взаимодействия ведомств для противодействия им.

Читайте так же:  Задолженность по налогам выезд за границу

Пока в минфине обсуждают проект изменений в закон о валютном регулировании и закон не принят, как вы планируете действовать?

Сергей Шкляев: Сейчас мы действительно не можем напрямую влиять на выплату авансовых платежей, и дать нам такое право необходимо.

Пока же мы реализуем пошаговое взаимодействие со всеми заинтересованными органами, чтобы как можно оперативнее отслеживать и предотвращать вывод денег за рубеж.

Так, если по нашим критериям сделка относится к высокой степени риска, мы запрашиваем у налоговой службы информацию о ведении соответствующей фирмой финансово-хозяйственной деятельности. Если организация, по данным налоговой службы, деятельность не осуществляет, мы можем направить оперативные подразделения по месту регистрации компании, чтобы установить факт наличия или отсутствия организации. Как правило, никого по месту регистрации нет. Затем вся информация фиксируется и направляется в ЦБ, который имеет право приостанавливать и блокировать денежные переводы.

Кроме того, мы регулярно передаем в ФНС информацию об участниках внешнеэкономической деятельности, указавших недостоверные сведения при регистрации. Налоговая впоследствии исключает такие «номинальные» юрлица из ЕГРЮЛ.

За последние три года мы сообщили почти о четырех тысячах фирм-однодневок. Такое всестороннее взаимодействие и позволяет нам постепенно переориентировать систему с фиксации фактов нарушения законодательства на их предотвращение.

Из-за такого пристального внимания надзорных органов не выросла ли нагрузка на бизнес?

Сергей Шкляев: Наоборот. Отладив взаимодействие с ЦБ, мы ушли от паспортов сделок, от бумаг и контроль стали проводить в электронном виде.

Для бизнеса это означает минимизацию издержек, связанных с предоставлением документов. Все сведения о сделке переводятся банком в электронный вид и дальше передаются нам. Мы вносим сведения о перемещении товаров и таким образом следим за исполнением контрактов.

Может ли таможенная служба предпринимать меры для устранения однодневок с рынка?

Сергей Шкляев: С сентября 2018 года ФТС наделена правом обращаться в суд с исками о ликвидации организаций, о признании притворных сделок недействительными и применении последствий их недействительности (возврат полученного сторонами по сделке). Мы шли к этому на протяжении нескольких лет.

И наконец у нас появился инструмент, который позволит однозначно зафиксировать недобросовестность конкретных компаний и пресечь их дальнейшую деятельность.

В будущем мы планируем запустить сервис «Досье участников внешнеэкономической деятельности», где будет собрана вся информация о компании, о решениях суда и надзорных органов относительно ее для использования заинтересованными контролирующими органами и ведомствами.

В чем суть валютного контроля в таможенных органах?

Валютный контроль в таможенных органах представлен несколькими задачами. Расскажем о них подробнее в этом материале.

Цели и задачи валютного контроля в таможне

Цели валютного контроля (далее ВК) для таможенных органов поставлены в законе «О таможенном регулировании» от 27.11.2010 № 311-ФЗ. По данному ФЗ целями являются:

  • обеспечение выполнения РФ международной правовой и договорной базы в сфере таможенного дела;
  • обеспечение экономической безопасности РФ;
  • обеспечение прав и интересов лиц в деятельности, связанной с перемещением через границу РФ товаров.

Как видим, эти цели во многих аспектах тесно переплетаются с валютными правоотношениями, которые регулируются соответствующим законодательством РФ.

Подробнее о системе регулирования правоотношений в сфере обращения валютных ценностей и об участниках этой системы читайте: «ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле».

ВАЖНО! Законом от 03.07.2016 № 285-ФЗ внесены изменения в закон «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ. В свете этих изменений ФТС РФ с 01.01.2017 получает статус органа ВК (до 2017 года ФТС относилась к агентам ВК).

В плане именно ВК сами таможенники определяют основную свою цель как противодействие нелегальным схемам вывода валют и валютных ценностей из РФ (см. материалы брифинга Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России от 11.05.2016 по теме «Противодействие незаконному выводу денежных средств, наличных денег и денежных инструментов за рубеж»).

К достижению данной цели ФТС ведет решение таких задач:

  • контроль за валютными расчетами при экспортно-импортных сделках;
  • контроль за товарами, перемещаемыми через границу при бартере;
  • контроль за движением через границу РФ валютных ценностей и наличных валют.

Остановимся на этих задачах подробнее.

Контроль за расчетами в валюте при экспорте и импорте

Основным документом, который подтверждает выполнение участником международного контракта со стороны РФ требования ВК, является паспорт сделки. Банк участника-резидента оформляет данный документ в 2 экземплярах по единым правилам оформления, установленным Банком России. Визируя со своей стороны паспорт сделки, уполномоченный банк принимает:

  • при экспорте — обязательства по расчетному обслуживанию сделки и по контролю за полным и своевременным поступлением валютных средств на счета экспортера;
  • при импорте — обязательства по расчетному обслуживанию и по контролю за полными и своевременными расчетами импортера с зарубежными контрагентами

Орган ФТС, принимая к оформлению пересекающий границу товар, требует заверенную копию паспорта сделки. При этом:

  • При экспорте — выполняет обязательную проверку соответствия сведений в паспорте, контракте и грузовой таможенной декларации. Если заверенная копия паспорта не представлена или же имеются нестыковки с остальной документацией — таможенный выпуск разрешен не будет.
  • При импорте — орган ФТС также производит сверку данных документов на товар и паспорта. Если копия паспорта по каким-либо причинам не представлена — импортный товар задерживается на таможне до решения вопроса с паспортизацией.

ВАЖНО! Паспорт сделки можно не оформлять в случаях, когда общая сумма по контракту не превышает эквивалент в 50 тыс. долл. США (указание ЦБ РФ от 29.12.2010 № 2557-У).

Если при проводимой проверке на таможне выявлены факты, которые могут указывать на попытку резидента обойти валютное законодательство, то таможня оперативно передает информацию об этом в Банк России и в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.

Со своей стороны, уполномоченные банки обмениваются с органами ФТС информацией о движении денежных средств по счетам сторон международного контракта.

Какие нарушения можно выявить в отделении на таможне

Участие таможенников в ВК позволяет выявлять и пресекать такие незаконные действия участников валютных правоотношений, как:

  • Нарушение обязанности резидентов по репатриации (реинвестированию) валютной выручки в РФ.

Коммерческая фирма «А» в 2015 году заключила контракт с европейским поставщиком на поставку в РФ оборудования на 8 млн евро. По контракту за рубеж был перечислен аванс в размере 4 млн евро. По факту через таможню на территорию РФ было ввезено оборудование только на 1 млн евро. В 2016 году истекли сроки, указанные в контракте, однако ситуация не изменилась. «Лишние» 3 млн евро не были ни возвращены, ни покрыты товарной поставкой. Отделение таможни передало информацию правоохранительным органам. В результате дополнительных мероприятий было выявлено, что по указанному адресу фирма-резидент не находится, складских помещений ни в собственности, ни в аренде не имеет, ввезенное оборудование или документы по его законной перепродаже представить не может. Таким образом, обстоятельства в части незакрытого аванса в 3 млн евро были расценены как вывод за рубеж валютных средств в особо крупном размере. Против руководителя фирмы по данному факту было возбуждено уголовное дело по ст. 193 УК РФ «Уклонение от обязанности по репатриации валютной выручки».

  • Схемы вывода валютных средств из РФ путем завышения стоимости импортных контрактов. Принцип работы с такими схемами похож на описанный выше, только таможня в целях выявления подобных схем проводит экспертизу товара на предмет выявления его реальной рыночной стоимости. Если в контракте указана стоимость, явно превышающая среднюю рыночную, таможня оперативно информирует об этом Банк России, который блокирует платежи в адрес поставщика по такому контракту до проведения комплекса проверочных мероприятий.
  • Сокрытие экспортной выручки. Получение информации при этом происходит тоже в результате активного обмена сведениями между банками и таможней.
Читайте так же:  Муж воспользовался имущественным вычетом

Фирма «Б» в 2015 году произвела поставку товаров зарубежному партнеру на сумму 500 тыс. долл. США, что подтверждает отделение ФТС. Оплата от партнера поступила в размере 450 тыс. долл. США. Сроки исполнения обязательств по контракту истекли, фирма никаких действий по взысканию остатка контрактной суммы не предприняла. Банк инициировал проверку сведений о зарубежных счетах фирмы «Б» и обнаружил, что остаток средств по контракту в 50 тыс. долл. поступил на счет представительства фирмы за рубежом напрямую от покупателя «для финансирования деятельности представительства». На руководство фирмы было наложено взыскание по ст. 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства».

  • Выявление нарушений при перемещении валютных ценностей и наличных валют. С данным направлением деятельности таможни знакомо, наверное, большинство граждан РФ, т. к. с подобной деятельностью, касающейся физических лиц, сталкивался любой, кто выезжал за рубеж или возвращался оттуда с дорогими покупками. Поэтому подробно останавливаться на нем не будем. Отметим только, что для юрлиц действуют иногда еще более суровые правила перемещения через границу некоторых категорий валютных ценностей (драгметаллов, драгоценных камней), чем для «физиков».

Контроль таможенной стоимости при бартере

В заключение — несколько слов о контроле стоимости товаров при бартере. При бартерных сделках отделения таможни также проводят оценку рыночной стоимости пересекающих границу товаров в обе стороны. Если товар вывозится через одно отделение, а ввозится через другое — отделения обмениваются информацией. Сомнительным моментом, требующим разбирательств, будет считаться несовпадение оценочной стоимости вывозимых и ввозимых товаров в рамках одного контракта.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Существуют различия в проведении таможенных процедур в общем порядке и для участников, являющихся резидентами стран, входящих в Таможенный союз ЕАЭС. В отношении последних таможенники ограничиваются проведением камеральной проверки.

Итоги

Таможенные органы играют существенную роль в области ВК. Часто информация, полученная при оперативных таможенных процедурах, становится основой для дальнейших проверочных мероприятий и выявления нарушений законодательства РФ в сфере валютных правоотношений.

Федеральная таможенная служба (ФТС России)

Федеральная таможенная служба (ФТС России)
Код федерального таможенного органа 10000000
Адрес:121087, Москва, Новозаводская ул., д. 11/5, Телетайп 611385 VETO RU

Адреса
Главное здание:
121087, Москва, Новозаводская ул., д 11/5.

Здание на Комсомольской площади:
107140, Москва Комсомольская площадь, д. 1 а.

Здание на Садово-Сухаревской улице:
107842, Москва, Садово-Сухаревская ул., д.9, стр.2.

Приемная ФТС России, часы приема граждан:
понедельник, вторник, среда, четверг: с 9-30 до 17-30;
пятница с 9-30 до 16-30

Телефоны
Приемная ФТС России: +7 (499) 449-7675
Справочная телефонная служба ФТС России: +7 (499) 449-7771
Справочная по документам, направленным в ФТС России: +7 (499) 449-7235, факс: +7 (495) 913-9390, +7 (499) 449-7300 (оба номера — для направления факсов), + 7 (499) 449-7305 (проверка прохождения факса)
Единая служба технической поддержки ФТС России: +7(499) 449-78-66, e-mail: [email protected]
Центр телефонного обслуживания по вопросам предоставления госуслуг: +7 (495) 740-1818
Телефон доверия ФТС России: +7 (499) 449-7997

Банковские реквизиты
Банковские реквизиты, открытые ФТС России в Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства лицевых счетов в Первом операционном управлении Банка России:
ИНН 7730176610
наименование банка: Операционный департамент Банка России, г. Москва;
БИК банка 044501002

Руководитель БУЛАВИН Владимир Иванович.
Приемная: (499)449-7121,449-7050

Первый заместитель руководителя ДАВЫДОВ Руслан Валентинович
Приемная: (499)449-7157,449-7179,449-7270

Заместитель руководителя СТРУКОВ Андрей Борисович
Заместитель руководителя МОСКАЛЕЦ Андрей Александрович
Заместитель руководителя ТЕРЕЩЕНКО Денис Викторович
Заместитель руководителя ИВИН Владимир Владимирович
Заместитель руководителя ГУБАЙДУЛИН Олег Галинурович
Заместитель руководителя ЯГОДКИНА Елена Владимировна

СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ФТС РОССИИ

ГЛАВНОЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ИНСПЕКТОРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ (АППАРАТ РУКОВОДИТЕЛЯ ФТС РОССИИ)
Начальник
КУЗЬМИНОВ Иван Александрович
т. (499) 449-7242

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Начальник
ПЕСЧАНСКИХ Георгий Владимирович
(499) 449-7842

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
Начальник
Жуков Дмитрий Борисович
(499) 449-7003

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО БОРЬБЕ С КОНТРАБАНДОЙ
Начальник
ЮДИНЦЕВ Андрей Андреевич
(499)449-7281

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Начальник
ЗАВГОРОДНИЙ Олег Алексеевич
(499) 449-2420

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ДОХОДОВ И ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Начальник
СЕМАШКО Сергей Александрович
(499)449-7707

ГЛАВНОЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Начальник
ВАХНЯК Юрий Орестович
(499) 449-7203

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ
Начальник
СЕЛЕЗНЕВ Валерий Иванович
т. (499) 449-7271

Видео (кликните для воспроизведения).

УПРАВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ И ДОЗНАНИЯ
Начальник
КИЗЛЫК Александр Петрович
(499) 449-8716

ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Начальник
ЗАРЕМБО Сергей Александрович
(499) 449-8352

УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ, ВАЛЮТНОГО И ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ
Начальник
ШКЛЯЕВ Сергей Владимирович
(499) 449-7244

УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ
Начальник
ИЩЕНКО Сергей Геннадьевич
(499) 449-8429

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И КАДРОВ
Начальник
ХАНУТИН Сергей Евгеньевич
(499) 449-7344

УПРАВЛЕНИЕ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Начальник
ВИНОКУРОВ Владимир Сергеевич
(499) 449-7252

УПРАВЛЕНИЕ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ
Начальник
МУРЫШОВ Дмитрий Николаевич
(499) 449-7204

УПРАВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Начальник
КОЗЫРЕВ Евгений Александрович
(499) 449-7286

КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Начальник
ФЕДОТОВА Ольга Борисовна
тел: (495) 604-5728, факс (495) 607-18-46

УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ
Начальник
ВОЛКОВ Александр Николаевич
(499) 449-7199

АНАЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Начальник
ИВИН Владимир Владимирович
(499) 449-7162

Письмо ФТС России от 05.02.2020 № 14-40/05950 «О внесении изменений в письмо ФТС России от 07.06.2017 N 14-40/30634»

Документ полезен? m
Читайте так же:  Максимальная сумма возмещения ндфл за лечение
n

В связи с заявлением правообладателя Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России уведомляет, что в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности внесены изменения в отношении товарных знаков, принадлежащих компании «Боттега Венета СА» (рег. NN по таможенному реестру объектов интеллектуальной собственности 04410/05075-001/ТЗ-050617, 04411/05075-002/ТЗ-050617).

В связи с этим пункты 1, 4, 5 и 6 приложения к письму ФТС России от 07.06.2017 N 14-40/30634 «О товарных знаках компании «Боттега Венета СА» изложены в следующей редакции:

Фтс управление валютно экспортного контроля

Количество выявленных региональными таможенными управлениями и таможнями, непосредственно подчиненными ФТС России, недействительных документов в 2015 году
В соответствии с Планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р, обеспечено размещение на официальном сайте ФТС России и ежеквартальная актуализация информации о неотнесении товаров, вывозимых с территории Российской Федерации, к товарам, в отношении которых применяются запреты и ограничения.
В 2015 году таможенными органами был обеспечен высокий уровень проведения в Российской Федерации выставочных мероприятий, наиболее крупными из которых являлись Международный военно-морской салон «МВМС-2015» (Санкт-Петербург), Международный авиационно-космический салон «МАКС – 2015» (г. Жуковский), Международная выставка вооружения, военной техники и боеприпасов «Российская выставка вооружения. Нижний Тагил – 2015» (г. Нижний Тагил).

Обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности

Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС.

Одной из немаловажных функций таможенных органов Российской Федерации является осуществление экспортного контроля перемещаемых товаров. Это едва ли не ключевой элемент государственной политики на страже нераспространения оружия массового поражения, иных видов вооружения и военной техники. Кроме защиты интересов Российской Федерации, его целью также является соблюдение требований международных договоров в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения, говорится в сообщении Пресс-службы ФТС РФ. Экспортный контроль представляет собой комплекс мер, определяющий порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации и результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы в военных целях.

Основные законодательные акты, регламентирующие деятельность таможенных органов и участников ВЭД в области экспортного контроля – Федеральный закон «Об экспортном контроле» № 183-ФЗ от 18.07.99 года и Приказ ГТК России «О повышении эффективности деятельности таможенных органов в области экспортного контроля» № 1545 от 26 декабря 2003 года. Списки товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утверждаются Указами Президента РФ (всего их семь).

Письмо ФТС России от 26.05.2015 N 14-68/24969 «О применении мер экспортного контроля в отношении шлемов и бронежилетов»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 26 мая 2015 г. N 14-68/24969

О ПРИМЕНЕНИИ
МЕР ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ШЛЕМОВ И БРОНЕЖИЛЕТОВ

В связи с поступающими в ФТС России вопросами о необходимости представления таможенным органам разрешительных документов при вывозе из Российской Федерации шлемов и бронежилетов физическими лицами для личного пользования сообщаем следующее.

Вывоз с территории Российской Федерации шлемов и бронежилетов в случае отнесения их в установленном порядке к продукции военного назначения (далее — ПВН) должен осуществляться по лицензиям ФСВТС России, выдаваемым российским субъектам военно-технического сотрудничества. При этом осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН физическими лицами запрещается (пункт 4 Положения о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. N 1062). Законодательством Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными организациями вывоз ПВН физическими лицами для личного пользования не предусмотрен.

Бронежилеты, изготовленные не по военным стандартам или техническим условиям и неравноценные им по характеристикам, а также разработанные для обеспечения не только фронтальной защиты как от осколков, так и от взрыва невоенных взрывных устройств, но и спины, шеи, плечевых артерий и паховой области, подпадают под действие пункта 1.1.5 раздела 1 Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль (далее — Список), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2011 г. N 1661, и для их вывоза за пределы Российской Федерации, в том числе в Донецкую и Луганскую области Украины, необходимо получение лицензии ФСТЭК России.

Вместе с тем в соответствии с примечанием 1 к пункту 1.1.5 указанный пункт Списка не применяется к бронежилетам, которые вывозятся пользователем для собственной индивидуальной защиты, и их экспорт в таком случае может быть осуществлен без применения запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля.

Шлемы не подпадают под действие Списка.

Начальник Управления
торговых ограничений,
валютного и экспортного контроля
полковник таможенной службы
С.В.ШКЛЯЕВ

ФТС России от 29.12.2016 Рассмотрение обращения

Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России рассмотрело Ваше обращение и сообщает.

1. По вопросу необходимости замены разрешительных документов при смене юридического адреса.

В соответствии с Правилами выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров (приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 марта 2014 г.) в случае внесения изменений в учредительные документы заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица (изменение организационно-правовой формы, наименования либо местонахождения), или изменены паспортные данные заявителя, являющегося физическим лицом, заявитель обязан обращаться с просьбой о прекращении действия выданной лицензии и оформлении новой лицензии с приложением заявления и документов, подтверждающих указанные изменения.

По вопросу оформления сертификатов и деклараций соответствия продукции, полученной заявителями, чьи адреса местонахождения изменились, на официальном сайте ФТС России (www.customs.ru в разделе сайт для участников внешнеэкономической деятельности (запреты и ограничения — безопасность ввозимых товаров — обязательная оценка (подтверждение) соответствия товаров — Таможенный союз) размещено письмо Минпромторга России от 14 мая 2016 г. № 12928/10 «О действии сертификатов и деклараций о соответствии», в котором изложена его позиция по данному вопросу.

2. По вопросу необходимости получения заключений ТПП при декларировании оборудования, бывшего в употреблении.

Статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее ТК ТС) определен перечень документов, на основании которых заполнена таможенная декларация и представлением которых таможенному органу должна сопровождаться подача таможенной декларации.

Читайте так же:  Налоговая снимет штрафы

Представление таможенным органам заключения ТПП при совершении таможенных операций, направленных на осуществление ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и/или вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, указанной статьей ТК ТС не предусмотрено.

3. По вопросу разработки системы мониторинга денежных средств на лицевых счетах участников внешнеэкономической деятельности (далее — участник ВЭД) при совершении таможенных операций таможенным представителем.

В соответствии с частью 5 статьи 121 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) таможенные органы предоставляют подтверждение уплаты таможенных средств этого лица. Результаты такой выверки оформляются актом по форме, утвержденной приказом ФТС России от 22 декабря 2010 г. № 2521 «Об утверждении формы акта выверки авансовых платежей». Акт составляется в двух экземплярах, подписывается таможенным органом и лицом, внесшим авансовые платежи.

Таким образом, таможенное законодательство не предусматривает возможность контролировать движение денежных средств на лицевом счете участника ВЭД в таможенном органе третьим лицом.

Дополнительно сообщаем, что ФТС России для участников ВЭД разработан информационный сервис «Личный кабинет», который позволяет плательщикам оперативно получать справочную информацию о движении денежных средств на лицевом счете участника ВЭД в таможенном органе как на официальном сайте ФТС России с применением информационного сервиса «Лицевой счет», так и на сайтах операторов таможенных платежей.

4. По вопросу возможности упрощения корректировки декларации на товары в отношении ошибочно указанных номеров документов.

В соответствии с Положением о передаче таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в эдектронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1459 (далее — Положение) ФТС России направляет в уполномоченные банки в электронном виде информацию о декларациях на товары (далее — ДТ) в установленные сроки.

На основании Приложения № 1 к Положению из 44 графы ДТ в уполномоченные банки передаются следующие сведения:

  • о номере документа, подтверждающего соблюдение требований в области валютного контроля (номер паспорта сделки)
  • о номере и дате документа, подтверждающего совершение внешнеэкономической сделки (договор, контракт и дополнение к ним), либо иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки, с кодами вида документов.

Таким образом, передача сведений из ДТ в уполномоченные банки осуществляется на основании сведений о номере паспорта сделки в графе 44 ДТ.

Дополнительно сообщаем, что внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, осуществляется в таможенном органе, зарегистрировавшем ДТ, в которую вносятся изменения и (или) дополнения, на основании Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. № 289 «О внесении изменений и (или) дополнений в сведений, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного Союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии».

Фтс управление валютно экспортного контроля

Контроль за обеспечением соблюдения торговых ограничений, валютного и экспортного контроля

Обеспечение соблюдения запретов и ограничений, установленных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» ФТС России проводился комплекс мероприятий, направленных на недопущение ввоза в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, перечень которых установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320и от 29 июня 2016 г. № 305» (далее – товары отдельной категории).

Таможенными органами в 2016 году предотвращен ввоз в Российскую Федерацию более 150 партий такой продукции, общий вес которой составил более 20 тыс. тонн (в 2015 году – 259 партий общим весом 8 тыс. тонн), возбуждено порядка 18 уголовных дел и 418 дел об АП (в 2015 году возбуждено 18 уголовных дел и 255 дел об АП).

При выявлении товаров отдельной категории таможенными органами принимались меры по их уничтожению в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 июля 2015 г. № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» (далее – Указ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 г. № 774 «Об утверждении Правил уничтожения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включенных в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31 декабря 2017 г. запрещены к ввозу в Российскую Федерацию».

С начала действия Указа таможенными органами самостоятельно изъято и уничтожено товаров отдельной категории около 1,9 тыс. тонн, из них:

в 2016 году – более 1,8 тыс. тонн, в 2015 году – более 84 тонн. Также при участии таможенных органов территориальными подразделениями Россельхознадзора и Роспотребнадзора изъято и уничтожено свыше 2,7 тыс. тонн товаров отдельной категории, из них: в 2016 году – более 2 тыс. тонн, в 2015 году – более 640 тонн.

При реализации норм, вытекающих из международных обязательств Российской Федерации в соответствии с Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой (подписан в г. Монреале 16 сентября 1987 г.), таможенные органы осуществляют контроль за перемещением озоноразрушающих веществ, а также оборудования, их содержащего.

В рамках реализации Программ Организации Объединенных Наций по охране окружающей природной среды (UNEP) в 2016 году ФТС России была присуждена премия сети Европы и Центральной Азии по охране озонового слоя для служащих таможенных и правоохранительных органов (IV-я церемония) за задержание партии озоноразрушающих веществ – газообразного хладагента (фреона) R22 в количестве 1 150 баллонов под видом озонобезопасного фреона R134a в регионе деятельности Выборгской таможни. Процедура награждения была проведена 23 – 25 мая 2016 года в г. Ашхабаде (Туркменистан).

ФТС России продолжала обеспечивать контроль за безопасностью ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС и непосредственно в Российскую Федерацию товаров в целях недопущения возникновения рисков, связанных с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде.

Читайте так же:  Стандартные налоговые вычеты по подоходному налогу

В 2016 году таможенными органами Российской Федерации выявлено 126 505 случаев (за 2015 год – 152 130 случаев) представления для целей таможенного декларирования недействительных разрешительных документов.

Количество выявленных региональными таможенными управлениями и таможнями, непосредственно подчиненными ФТС России, недействительных документов в 2016 году

Общее количество дел об АП, возбужденных таможенными органами по факту несоблюдения установленных запретов и ограничений за 2016 год составило 13 903 (2015 год – 13 664 дела) по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), а также 2 462 дела об АП (2015 год – 2 611 дел об АП) возбуждены по фактам представления недействительных разрешительных документов по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

Обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности

Одним из важнейших инструментов защиты интересов правообладателей является таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее – таможенный реестр), который администрирует ФТС России на основании заявлений обладателей исключительных прав.

По состоянию на 31 декабря 2016 года в таможенном реестре зарегистрировано 4 295 объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих как зарубежным, так и российским компаниям, в том числе 4 258 товарных знаков, 31 объект авторского права, 6 наименований мест происхождения товаров.

Динамика процесса внесения объектов интеллектуальной собственности в таможенный реестр в 2004 – 2016 годах

В товарной структуре таможенного реестра преобладают алкогольные напитки, кондитерские изделия, спортивная одежда и обувь, автозапчасти.

Таможенными органами в 2016 году было возбуждено 1 027 дел об АП (в 2015 году – 1 040 дел об АП) в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. Из них 996 дел об АП (в 2015 году – 1 011 дел об АП) – по статье 14.10 КоАП РФ (незаконное использование товарного знака) и 31 дело об АП (в 2015 году – 29 дел об АП) по части 1 статьи 7.12 КоАП РФ (нарушение авторских и смежных прав).

В 2016 году таможенными органами выявлено около 20,4 млн. единиц контрафактной продукции (в 2015 году – более 18,1 млн. единиц контрафактной продукции).

В результате выявленных случаев перемещения товаров с признаками нарушения прав интеллектуальной собственности таможенными органами в 2016 году предотвращен ущерб, который мог быть нанесен правообладателям объектов интеллектуальной собственности, на сумму более 7,7 млрд. рублей (в 2015 году – более 3,9 млрд. рублей).

Предметами правонарушений чаще всего являются укупорочные изделия, одежда, обувь, алкогольная продукция, минеральные воды и соки, автозапчасти.

Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 г. № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» в связи с упразднением Росфиннадзора функции органа валютного контроля переданы таможенной и налоговой службам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2016 г. № 300 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» ФТС России уполномочена осуществлять контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с таким перемещением товаров, условиям лицензий и разрешений.

В 2016 году таможенными органами проведено 5,1 тыс. проверок соблюдения участниками ВЭД требований актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, по результатам которых возбуждено и передано на рассмотрение около 6 тыс. дел об АП по статье 15.25 КоАП РФ (нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования) на сумму 165 млрд. рублей (в 2015 году проведено 4,5 тыс. проверок, возбуждено и передано на рассмотрение более 5,3 тыс. дел об АП по статье 15.25 КоАП РФ на сумму 180,1 млрд. рублей).

Значительную часть дел об АП (49%) составляют дела, возбужденные таможенными органами по нарушениям, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ.

Организовано информационное взаимодействие с ФНС России в части передачи выявленных по результатам анализа имеющихся в распоряжении ФТС России информационных ресурсов сведений о лицах, участвующих в образовании и управлении недобросовестными участниками ВЭД, и об организациях, имеющих признаки фирм-однодневок. Передача данной информации в ФНС России направлена на обеспечение противодействия участию указанных лиц в создании новых организаций в целях проведения ими сомнительных финансовых операций, в том числе вывода денежных средств из Российской Федерации под видом внешнеторговой деятельности.

В 2016 году во взаимодействии с Банком России достигнуты значительные результаты борьбы с незаконным выводом денежных средств из Российской Федерации с использованием таможенных деклараций с признаками значительного завышения цены товаров, не облагаемых ввозными таможенными пошлинами и налогами. В результате предпринятых мер объемы таких операций по сравнению с 2015 годом сократились в 3 раза по количеству деклараций (с 366 до 128) и более чем в 18 раз по стоимости соответствующих товаров (с 170 до 9 млрд. рублей).


Одним из важных элементов развития совершения таможенных операций и процедур валютного контроля является организация взаимодействия с участником ВЭД посредством электронного сервиса «Личный кабинет участника ВЭД», обеспечивающего информационное взаимодействие в электронном виде между ФТС России и участниками ВЭД. Наполнение сервиса «Валютный контроль «Личный кабинет участника ВЭД» начато с 2015 года и реализуется с учетом потребностей бизнес-сообщества.

Информационный сервис «Валютный контроль» позволяет участнику ВЭД получить имеющуюся в информационных ресурсах таможенных органов информацию о паспортах сделок и о зарегистрированных таможенными органами ДТ, направляемых ФТС России в уполномоченные банки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

№ 1459 «О порядке передачи таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары»), что позволило исключить необходимость письменного обращения заинтересованных участников ВЭД в ФТС России для получения данных сведений и свело к минимуму взаимодействие участников ВЭД с таможенными органами.

Источники

Фтс управление валютно экспортного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here