Финансовый контроль в системе функций финансов

Финансовый контроль в системе управления финансами

Финансовый контроль,являясь ключевым элементом управления,представляет собой совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.

С позиции практики финансовый контрольпредставляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

Основными принципами финансового контроляявляются: законность, независимость, объективность, гласность, ответственность, системность, разграничение функций и полномочий.

Объектомфинансового контроля выступают распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме централизованных фондов денежных средств. Предметомфинансового контроля являются различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней, размеры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и т. п.

Многообразие групп, видов финансовых отношений, форм и методов их организации предопредели наличие различных видов, форм и методов финансового контроля. (рис.7).

Цели всех видов финансового контроляедины и заключаются в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышении эффективности распределения и использования финансовых ресурсов.

В то же время задачи и соответственно функции государственного и негосударственного (частнохозяйственного) финансового контроля различны. Если главной задачей государственного финансового контроляявляется содействие успешной реализации финансовой политики государства посредством обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств, то основной задачей негосударственного контролявыступает повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечения достоверности показателей финансовой отчетности.

Рис. 7. Виды, формы и методы финансового контроля

В Российской Федерации контроль за использованием государственных бюджетных средствосуществляют Счётная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная таможенная служба, их территориальные подразделения и др.

Счётная палата – высший специальный орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному собранию. Счетная палата РФ является единственным органом государственного финансового контроля, задачи и порядок деятельности которого определены Федеральным законодательством – Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом «О Счётной палате РФ», законами о федеральном бюджете на соответствующий год. Деятельность Счетной палаты связана с контролем за федеральной собственностью и контролем за расходованием федеральных средств.

Финансовый контроль со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатур для назначения на должность Председателя Центрального банка.

Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ, которое подчиняется непосредственно Президенту, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. К числу основных функций данного управления относятся контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, а также подразделений Администрации Президента; рассмотрение жалоб и обращений юридических и физических лиц.

Правительство РФконтролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность федеральных министерств и ведомств.

Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ занимают Министерство финансов РФи его структурные подразделения, наделенные контрольными функциями.

Министерство финансов осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

Порядок деятельности контрольно-счетных органов России определяется соответствующим законодательством (табл. 6.).

Организационно-правовые основы финансового контроля

Особое место в системе управления финансами занимает внутрихозяйственный (внутрифирменный) контроль.Финансовый контроль проводится непосредственно предприятием, его экономическими службами – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий.

Службы внутреннего контроля следят за эффективностью и целесообразностью денежных затрат, как собственных, так и заемных средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают финансовые результаты от инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояние предприятия.

В современных условиях получил широкое распространение аудиторский (независимый) контроль, основными задачами которого являются: установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств экономических субъектов.

Показатели финансовых планов и результаты их исполнения, данные органов государственного контроля и государственной статистики, информация, содержащаяся в отчетности контролируемых субъектов, данные их бухгалтерского, производственного, финансового, управленческого налогового учета и другая информация составляют информационную базу финансового контроля.

Таким образом, все функциональные элементы управления финансами тесно взаимосвязаны и являют собой сложную систему воздействия субъектов (институтов управления) на объекты (финансовые отношения) для достижения определенного результата.

Резюме

• В условиях глобализации финансов в современном мире финансовая политика государства, бизнеса, предпринимателя не может быть изолированной от требований социально-экономического развития с учётом стандартов международного финансового права международных финансовых институтов. Роль и значение финансовой политики состоит в том, что она кардинально формирует финансовую науку и практику финансовых отношений.

• Деятельность экономических субъектов хозяйствования по разработке финансовых планов и прогнозов, их практической реализации и анализу их исполнения представляет собой управление финансами.

• Планирование (прогнозирование) можно определить, как умение предвидеть цели государства (организации), предполагаемые и достигаемые результаты и ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей.

• Мероприятия по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов представляют собой финансовый контроль, важнейший элемент управления финансами.

• Проводимая в настоящее время административная реформа направлена на повышение эффективности государственного управления, содержание и структуру управления государственными и муниципальными финансами. Решение поставленных финансовой политикой задач обеспечивается, в частности, системой ответственности всех участников финансовых отношений. Для осуществления финансового контроля в Российской Федерации созданы специализированные контрольные органы и структуры.

Читайте так же:  Налог на роскошь автомобили юридические лица

Вопросы для самопроверки

1. Содержание финансовой политики, ее виды

2. Система управления финансами, ее элементы

3. Функции органов управления государственными финансами

4. Необходимость финансового контроля

Обозначьте критерии эффективности осуществления финансового контроля (на примере конкретного института финансового контроля в РФ)

http://mydocx.ru/11-49375.html

12. Финансовый контроль, его виды и формы. Органы финансового контроля и их функции

ведомство главного ревизора- аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту. Главная цель этого ведомства – общий контроль за расходованием государственных средств;

налоговое ведовство с подчинением правительству или министерству финансов страны, контролирующее поступление налогов;

контролирующие структуры в составе ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;

негосударственные контролирующие службы, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций;

службы внутреннего контроля.

Финансовый контроль можно классифицировать по разным критериям:

времени проведения(предварительный, текущий, последующий);

субъектам контроля(президентский, контроль представительных органов власти, ведомственный, внутрихозяйственный, аудиторский)

сфере финансовой деятельности(бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой)

форме проведения (обязательный — внешний, инициативный — внутренний)

методам проведения (проверки, обследования, надзор, анализ хоз. деятельности, наблюдение, ревизии.

Для проведения финансового контроля со стороны представительных органов созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Гос. Думы, Счетная палата РФ.

В настоящее время Комитет Гос. Думы и соответствующие подкомитеты проводят экспертно-аналитическую работу по всем финансовым вопросам.

13. Финансовая система Российской Федерации и характеристики её звеньев

Понятие финансовая система является развитием более общего понятия “финансы”. Финансы, выражают экономические общественные отношения. Однако в каждом звене финансов эти отношения проявляются по разному, имеют свою специфику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои присущие ему функции. Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственную бюджетную систему; внебюджетные специальные фонды; государственный кредит; фонды страхования; финансы предприятий различных форм собственности.

Первые три блока относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Бюджетная система РФ включает три звена: республиканский бюджет РФ, или федеральный бюджет; бюджеты субъектов федерации; местные бюджеты.

Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.

Второе звено финансовой системы – внебюджетные специальные фонды. Они имеют строго целевое назначение — расширять социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики. В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования подразделяются на централизованные и децентрализованные, а также на: экономические внебюджетные фонды; социальные; межотраслевые и отраслевые бюджетные фонды конверсии. Централизованные внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение в их состав входят :

Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых взносов работодателей, дотации из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций

Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий, а также пособий на детей.

Фонд социального страхования создан с целью реализации государством социальной политики. Средства фонда формируются за счет части Единого социального налога, дотаций Федерального бюджета, кредитные ресурсы, собственные средства, полученные в результате использования свободных средств. Средства фонда используются для выплаты пособий по беременности и родам, на рождение ребенка, нетрудоспособности, санаторно-курортное лечение.

Фонд отделения медицинского страхования финансирует учреждения здравоохранения с целью предоставления минимального объема медицинских услуг гражданам РФ на всей территории государства. ФФОМС осуществляет финансирование федеральных программ, связанных с научными исследованиями в сфере медицины, перераспределение ресурсов между территориальными фондами медицинского страхования. ТФОМС аккумулирует ресурсы, полученные от части ЕСН, Федерального бюджета и ФФОМС.ТФОМС осуществляет финансирование объектов здравоохранения, находящихся на территории.

Децентрализованные внебюджетные фонды создаются для решения территориальных, межотраслевых задач:

Фонд научно- исследовательских и опытно конструкторских разработок, создан для научно-исследовательских работ. Источником формирования являются отчисления от реализации продукции предприятий и организаций.

Государственный фонд конверсий- источником служат бюджетные ассигнования . Средства направляются предприятиям военно-промышленного комплекса для переоснащения для выпуска гражданской продукции

Фонд содействия развития малых форм предпринимательства.

Фонд развития жилищной сферы, создается региональными и местными органами.

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе привлечения или использования финансовых ресурсов при условии, что государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта. От кредита, гос. Кредит отличается тем, что привлекаемые финансовые ресурсы прямо связаны с сферой государственных финансов. Основной объем финансовых отношений в сфере государственного кредита связан с ролью государства как заемщика. Используя гос. Кредит как основной финансовый инструмент, государство может стимулировать развитие отечественного производства и сдерживать инфляцию. Основной из задач гос. Кредита, является привлечение средств для покрытия бюджетного дефицита.

Финансы фондов страхования – это общественные отношения, которые складываются в процессе перераспределения и использования денежных фондов мобилизации с целью снижения отрицательного влияния всех видов рисков. В настоящее время в РФ не уделяется должного внимания фон- дам страхования как инструментам регулирования экономических и социальных процессов.

Финансы предприятий различных форм собственности являются базисным звеном финансовой системы. В данном звене создается главным образом национальный доход, который в дальнейшем при помощи вышеперечисленных 4 звеньев пере- распределяется в интересах государства. Финансы предприятий всех форм собственности обслуживают сферу негосударственных финансов, от них зависит фин. состояние государственных финансов Сфера полномочий Счетной палаты- контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица. Счетная палата обязана также контролировать состояние внутреннего и внешнего долга РФ.

Читайте так же:  Налоговая сроки уплаты налогов на имущество

Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов.

Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, специальных органов финансового контроля.

Министерство финансов разрабатывает и контролирует финансовую политику страны, поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов, участвует в проведении валютного контроля, использование государственных инвестиций.

Контрольно – ревизионное управление Минфина и его органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

Органы Казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику, управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя жесткий контроль за поступлением и использованием государственных средств.

Государственная налоговая служба – обеспечивает единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и др. обязательных платежей.

Органы налоговой полиции — обеспечивают экономическую безопасность РФ и укрепляют дисциплину в области налогообложения, выявляют, предупреждают и пресекают налоговые преступления и правонарушения, обеспечивают безопасность налоговых инспекций, его сотрудников.

Федеральная служба страхового надзора Росстрахнадзор (существуют территориальные и группам областей) – осуществляют надзор за страховой деятельностью и регулируют единый страховой рынок, контролируют обоснованность страховых тарифов и платежеспособность страховщиков.

Центральный банк России – организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов и др. органов государственного управления за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций.

К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный и аудиторский контроль.

— Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами. Он подразделяется на оперативный и стратегический. Оперативный проводится главным бухгалтером в процессе хозяйственной деятельности; стратегический предполагает разработку решений по использованию финансовых ресурсов

Аудиторский контроль – независимый вневедомственный финансовый контроль, устанавливает достоверность бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.

http://studfile.net/preview/6470385/page:11/

Отправить по почте

Финансовый контроль деятельности организаций, находящихся в ведении Минфина России

Изменения в План ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на 2020 год

Дата публикации: 31.12.2019

Измения в План по осуществлению контроля за деятельностью подведомственных Министерству финансов Российской Федерации федеральных государственных бюджетных учреждений и федеральных казенных учреждений на 2020 год

Дата публикации: 31.12.2019

План ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на 2020 год

Дата публикации: 19.12.2019

План по осуществлению контроля за деятельностью подведомственных Министерству финансов Российской Федерации федеральных государственных бюджетных учреждений и федеральных казенных учреждений на 2020 год

Дата публикации: 19.12.2019

План ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц на 2020 год

Дата публикации: 12.12.2019

Отчет о результатах проведения МКФМ, осуществляемого подведомственными Минфину России ФКУ за 9 месяцев 2019 года

Дата публикации: 06.11.2019

Изменения в План ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на 2019 год

Дата публикации: 28.10.2019

Изменения в План на 2019 год по осуществлению контроля за деятельностью подведомственных Министерству финансов Российской Федерации федеральных государственных бюджетных учреждений и федеральных казенных учреждений

Дата публикации: 28.10.2019

План на 2019 год по осуществлению контроля за деятельностью подведомственных Министерству финансов Российской Федерации федеральных государственных бюджетных учреждений и федеральных казенных учреждений

Дата публикации: 17.12.2018

План ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на 2019 год

Дата публикации: 17.12.2018

Годовой отчет о результатах осуществления Министерством финансов Российской Федерации внутреннего финансового аудита в 2017 году

Дата публикации: 04.04.2018

Отчет о результатах осуществления Министерством финансов Российской Федерации внутреннего финансового аудита в 2016 году

Дата публикации: 02.03.2017

Отчет о контрольной деятельности Административного департамента за 12 месяцев 2015 г. и Пояснительная записка к нему

http://www.minfin.ru/ru/ministry/fin_control_deyt_org/

Тема 3. Управление финансами, финансовый контроль

Сущность и методы управления финансами

Управление финансами осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций.

В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и их использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

финансы организаций (предприятий, учреждений)

финансовые службы (отделы) предприятия

государственные финансы и финансы домашнего хозяйства

финансовые органы и налоговые инспекции

Важнейшие функциональные элементы: планирование, оперативное управление, контроль.

При планировании субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние финансов, вскрывает возможности увеличения финансовых ресурсов, определяет направления их более эффективного использования.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.

Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет сопоставлять фактические результаты по использованию финансовых ресурсов с плановыми, выявлять резервы роста финансовых ресурсов и более эффективного их использования.

Система государственных органов управления финансами и их функции

Общее (стратегическое) управление финансами Российской Федерации осуществляет Федеральное Собрание и его две палаты — Государственную Думу и Совет Федерации, Администрацию Президента РФ и Правительство РФ.

Федеральное Собрание рассматривают и утверждают федеральный бюджет России и отчет о его ис­полнении, рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах, ус­танавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

Читайте так же:  Стандартный налоговый вычет на квартиру

Управление финансами на предприятиях и отраслях народного хозяйства осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, а также финансовые подразделения министерств и ведомств. Сферу страховых отношений контролировали и надзирали: Федеральная служба страхового надзора (до 2011 г.), Федеральная служба по финансовым рынкам (до 1.09.2013 г.), Центральный банк России. Общее руководство в области организации финансов в Российской Федерации осуществляет Министерство финансов РФ и его органы на местах

Важнейшим органом, осуществляющим управление финан­сами, выступает Министерство финансов Российской Федера­ции и его органы на местах.

Основные департаменты Министерства финансов РФ:

Департамент бюджетной политики и методологии;

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики;

Департамент государственного долга и государственных финансовых активов;

Департамент финансовой политики;

Департамент межбюджетных отношений;

Департамент регулирования бухгалтерского учёта, финансовой отчётности и аудиторской деятельности;

За кассовое исполнение бюджета отвечает Федеральное казначейство

Контроль за правильным исчислением, полнотой и свое­временностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную налоговую службу и ее органы на местах – налоговые инспекции.

Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин.

Финансовое планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики

Объектом фи­нансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а результатом его — составление финансовых планов, начиная от сметы отдельно­го учреждения до сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на опреде­ленный период, взаимосвязь со всеми звеньями финансовой и кредитной систем по платежам и расчетам. Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы. Форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой системы. Коммерческие предприятия составляют балансы доходов и расходов; органы государственной власти — бюджеты разных уровней.

Прогнозные и плановые расчеты финансовых показателей базируются на использовании различных методов:

Метод экстраполяции (финансовые показатели определяются на основе выявления их динамики);

Нормативный метод (основан на использовании установленных норм и нормативов);

Видео (кликните для воспроизведения).

Метод математического моделирования (построение финансовых моделей, имитирующих течение реальных экономических и социальных процессов);

Балансовый метод (согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их форми­рования).

Сейчас важное значение имеет финансовый менеджмент — эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.

Его основная задача по мобилиза­ции и использованию денежных фондов состоит в максимизации реальных пассивов и активов предприятия.

Важнейшие вопросы финансового менеджмента:

планирование и прогнозирование финансовой деятельности. Разработка фи­нансовых планов, прогнозов объема производства и реализации продукции, развития научно-технического прогресса и т.д.. Главные показатели: объем реализации продукции, прибыль, капитальные вложения;

принятие наиболее целесообразных решений в процессе инвестирования средств. Определение оптимальных темпов роста объема реализации, структуры привлекаемых средств, методов их мобилизации, способов инвестирования;

координация финансовой деятельности со всеми службами предприятий.

Содержание финансового контроля

Финансовый контроль — совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопро­сов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации.

Он осуществляется законодательными и исполнительными ор­ганами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает:

контроль за соблюдением финансо­во-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств;

оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Предметом проверок выступают показатели: прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, НДС, отчисления на различные цели и в фонды.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания усло­вий для финансовой стабилизации.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль:

проверка эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов;

анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми;

финансовая оценка результатов инвестиционных проектов;

правильность и достоверность финансовой отчетности;

контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.

Виды, формы и методы финансового контроля

По субъектам проведения выделяют:

государственный (президентский, контроль представи­тельных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредит­ных органов);

ведомственный (структурных подразделений министерств и других органов государственного управления);

негосударственный (внутренний и внешний, аудиторский).

По сфере финансовой деятельности различают: бюджет­ный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестици­онный контроль и контроль за денежной массой.

По форме проведения подразделяют на:

Предварительный (проводится до совершения финансовых операций);

Текущий (оперативный) (производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций);

Последующий, (для оценки результатов финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами)

По методам проведения, т. е. приемам и способам осуществления финансового контроля, различают: проверки, обследо­вания, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение (мониторинг), ревизии.

Система органов государственного финансового контроля и их функции

Для проведения финансового контроля со стороны представительных органов созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы, Счетная палата РФ.

Счетная палата РФ это независимый от Правительства РФ постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федераль­ному Собранию РФ и Президенту РФ. Она осуществляет контроль за феде­ральной собственностью и федеральными денежными средст­вами. Контролю подлежат все юридические лица — государст­венные органы и учреждения, включая государственные вне­бюджетные фонды и ЦБ РФ; органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы и другие коммерческие фонды и негосударственные некоммерческие организации. Основные формы контроля — тематические проверки и ревизии..

Президентский контроль за финансами осуществляет­ся путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатур для на­значения на должности председателя Центрального банка РФ и Счетной палаты.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществ­ляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том числе финансовых.

Минфин России осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств фе­деральных внебюджетных фондов; участвует в проведении ва­лютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

Читайте так же:  Отчетность ип усн доходы без работников

Органы Казначейства призваны управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий кон­троль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

Центральный банк РФ организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.

Аудиторский контроль — независимый вневедомствен­ный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, кроме ОАО.

После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

Основные задачи аудиторского контроля:

установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ;

проверка платежно-расчетной документации, налоговых декла­раций и других финансовых обязательств и требований прове­ряемых экономических субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и кон­сультирование в вопросах финансово-хозяйственного законода­тельства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Аудиторская проверка может быть обязательной и ини­циативной. Инициативная проверка осуществляется по реше­нию самого хозяйствующего субъекта.

Обязательной аудиторской проверке подлежат банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений; благотвори­тельные фонды; ОАО, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инве­сторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципаль­ных), отдельные финансовые показатели которых превышают критерии, установленные Правительством РФ. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государствен­ных органов — прокуратуры, Казначейства, налоговой службы.

Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.

http://studfile.net/preview/5881294/page:3/

Тема 3. Управление финансами, финансовый контроль

Сущность и методы управления финансами

Управление финансами осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций.

В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и их использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

финансы организаций (предприятий, учреждений)

финансовые службы (отделы) предприятия

государственные финансы и финансы домашнего хозяйства

финансовые органы и налоговые инспекции

Важнейшие функциональные элементы: планирование, оперативное управление, контроль.

При планировании субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние финансов, вскрывает возможности увеличения финансовых ресурсов, определяет направления их более эффективного использования.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.

Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет сопоставлять фактические результаты по использованию финансовых ресурсов с плановыми, выявлять резервы роста финансовых ресурсов и более эффективного их использования.

Система государственных органов управления финансами и их функции

Общее (стратегическое) управление финансами Российской Федерации осуществляет Федеральное Собрание и его две палаты — Государственную Думу и Совет Федерации, Администрацию Президента РФ и Правительство РФ.

Федеральное Собрание рассматривают и утверждают федеральный бюджет России и отчет о его ис­полнении, рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах, ус­танавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

Управление финансами на предприятиях и отраслях народного хозяйства осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, а также финансовые подразделения министерств и ведомств. Сферу страховых отношений контролировали и надзирали: Федеральная служба страхового надзора (до 2011 г.), Федеральная служба по финансовым рынкам (до 1.09.2013 г.), Центральный банк России. Общее руководство в области организации финансов в Российской Федерации осуществляет Министерство финансов РФ и его органы на местах

Важнейшим органом, осуществляющим управление финан­сами, выступает Министерство финансов Российской Федера­ции и его органы на местах.

Основные департаменты Министерства финансов РФ:

Департамент бюджетной политики и методологии;

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики;

Департамент государственного долга и государственных финансовых активов;

Департамент финансовой политики;

Департамент межбюджетных отношений;

Департамент регулирования бухгалтерского учёта, финансовой отчётности и аудиторской деятельности;

За кассовое исполнение бюджета отвечает Федеральное казначейство

Контроль за правильным исчислением, полнотой и свое­временностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную налоговую службу и ее органы на местах – налоговые инспекции.

Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин.

Финансовое планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики

Объектом фи­нансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а результатом его — составление финансовых планов, начиная от сметы отдельно­го учреждения до сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на опреде­ленный период, взаимосвязь со всеми звеньями финансовой и кредитной систем по платежам и расчетам. Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы. Форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой системы. Коммерческие предприятия составляют балансы доходов и расходов; органы государственной власти — бюджеты разных уровней.

Прогнозные и плановые расчеты финансовых показателей базируются на использовании различных методов:

Метод экстраполяции (финансовые показатели определяются на основе выявления их динамики);

Нормативный метод (основан на использовании установленных норм и нормативов);

Метод математического моделирования (построение финансовых моделей, имитирующих течение реальных экономических и социальных процессов);

Балансовый метод (согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их форми­рования).

Сейчас важное значение имеет финансовый менеджмент — эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.

Его основная задача по мобилиза­ции и использованию денежных фондов состоит в максимизации реальных пассивов и активов предприятия.

Читайте так же:  Налоговые вычеты на детей положены обоим родителям

Важнейшие вопросы финансового менеджмента:

планирование и прогнозирование финансовой деятельности. Разработка фи­нансовых планов, прогнозов объема производства и реализации продукции, развития научно-технического прогресса и т.д.. Главные показатели: объем реализации продукции, прибыль, капитальные вложения;

принятие наиболее целесообразных решений в процессе инвестирования средств. Определение оптимальных темпов роста объема реализации, структуры привлекаемых средств, методов их мобилизации, способов инвестирования;

координация финансовой деятельности со всеми службами предприятий.

Содержание финансового контроля

Финансовый контроль — совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопро­сов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации.

Он осуществляется законодательными и исполнительными ор­ганами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает:

контроль за соблюдением финансо­во-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств;

оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Предметом проверок выступают показатели: прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, НДС, отчисления на различные цели и в фонды.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания усло­вий для финансовой стабилизации.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль:

проверка эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов;

анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми;

финансовая оценка результатов инвестиционных проектов;

правильность и достоверность финансовой отчетности;

контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.

Виды, формы и методы финансового контроля

По субъектам проведения выделяют:

государственный (президентский, контроль представи­тельных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредит­ных органов);

ведомственный (структурных подразделений министерств и других органов государственного управления);

негосударственный (внутренний и внешний, аудиторский).

По сфере финансовой деятельности различают: бюджет­ный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестици­онный контроль и контроль за денежной массой.

По форме проведения подразделяют на:

Предварительный (проводится до совершения финансовых операций);

Текущий (оперативный) (производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций);

Последующий, (для оценки результатов финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами)

По методам проведения, т. е. приемам и способам осуществления финансового контроля, различают: проверки, обследо­вания, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение (мониторинг), ревизии.

Система органов государственного финансового контроля и их функции

Для проведения финансового контроля со стороны представительных органов созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы, Счетная палата РФ.

Счетная палата РФ это независимый от Правительства РФ постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федераль­ному Собранию РФ и Президенту РФ. Она осуществляет контроль за феде­ральной собственностью и федеральными денежными средст­вами. Контролю подлежат все юридические лица — государст­венные органы и учреждения, включая государственные вне­бюджетные фонды и ЦБ РФ; органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы и другие коммерческие фонды и негосударственные некоммерческие организации. Основные формы контроля — тематические проверки и ревизии..

Президентский контроль за финансами осуществляет­ся путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатур для на­значения на должности председателя Центрального банка РФ и Счетной палаты.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществ­ляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том числе финансовых.

Минфин России осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств фе­деральных внебюджетных фондов; участвует в проведении ва­лютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

Органы Казначейства призваны управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий кон­троль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

Центральный банк РФ организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.

Аудиторский контроль — независимый вневедомствен­ный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, кроме ОАО.

После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

Основные задачи аудиторского контроля:

установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ;

проверка платежно-расчетной документации, налоговых декла­раций и других финансовых обязательств и требований прове­ряемых экономических субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и кон­сультирование в вопросах финансово-хозяйственного законода­тельства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Аудиторская проверка может быть обязательной и ини­циативной. Инициативная проверка осуществляется по реше­нию самого хозяйствующего субъекта.

Обязательной аудиторской проверке подлежат банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений; благотвори­тельные фонды; ОАО, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инве­сторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципаль­ных), отдельные финансовые показатели которых превышают критерии, установленные Правительством РФ. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государствен­ных органов — прокуратуры, Казначейства, налоговой службы.

Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studfile.net/preview/5881294/page:3/

Финансовый контроль в системе функций финансов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here