Финансовый контроль предпринимательской деятельности

Основные задачи государственного контроля предпринимательской деятельности.

Проводить курс на либерализацию экономики России было бы невозможно без построения системы государственного регулирования рыночных отношений, опирающегося на правовой механизм. В обеспечении экономической реформы задействованы все отрасли права — конституционное, государственное, административное, финансовое, уголовное и другие.

Как известно, органы публичной власти осуществляют контроль и надзор за предпринимательской деятельностью экономических субъектов. Контрольные и надзорные полномочия государственных органов и органов местного самоуправления закреплены в законах и положениях об их статусе.

Так, Федеральная налоговая служба, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ, непосредственно и через свои территориальные органы осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов. (Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 года N 506).

Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы. (Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 331).

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в пределах своей компетенции контролирует сферу охраны окружающей среды, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии, а также другие функции. (Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года N 401).

Природа рыночных отношений либеральной экономики предполагает свободное осуществление субъектами предпринимательства своей деятельности без вмешательства в нее со стороны государства. Естественное развитие рынка на начальных этапах именно по этому принципу и следовало, пока не стали нарушаться условия добросовестной конкуренции. При сравнительно ограниченных сферах предпринимательской деятельности ее добросовестность обеспечивалась выгодой. Авторитет фирмы важное условие ее долговременного процветания.

По мере развития и усложнения рынка, укрупнения предприятий, появления разветвленных сложных экономических связей, новых усложненных форм предпринимательства чистота либерального рынка нарушается, появляется необходимость преодоления недобросовестной конкуренции монополий, создание внешних инструментов гарантирования интересов партнеров при совершении ими сделок; защиты интересов потребителей при их взаимодействии с производителями, защиты нарушаемых общественных интересов.

Специфика настоящего этапа преобразований экономических отношений в России предъявляет дополнительные требования к внешнему регулированию рыночных отношений, которые не были известны традиционному рынку Запада.

Тотальная монополизация всех сфер экономической и социальной деятельности советского общества, отсутствие рыночных традиций, общественное сознание социального иждивенчества, внутренняя несвобода граждан, необходимость заново конструировать всю правовую базу государства в условиях всеобще рыночной безграмотности, — все это требует специальных регулирующих воздействий на сферу предпринимательства со стороны государства.

Реально сложившееся положение с экономикой страны свидетельствует о том, что настоящее государственное регулирование экономики неудовлетворительно:

— финансовые рынки и рынки ценных бумаг полностью оторвались от производительной экономики, криминализировались, переместились в сферу финансовых спекуляций;

— более 50% предприятий применяет незаконные методы ухода от налогообложения, действует за пределами государственного законодательства в «теневой» сфере;

— при самом высоком уровне налогообложения предприятий за всю историю России сегодня весьма низкий уровень налоговых поступлений в бюджет государства;

— кризисное положение в области правотворчества и правообеспечения;

— глубокая коррумпированность власти всех уровней;

— обнищание большинства населения страны и сказочное обогащение номенклатурной элиты, и т.д.

Указанные факторы свидетельствуют о том, что наша свобода предпринимательства требует более жесткого правового ограничения.

Контроль предпринимательской деятельности является первой и основной фазой процесса регулирования.

Основными задачами контроля предпринимательской деятельностисо стороны государства являются:

Получение достоверных сведений по основным показателям функционирования экономики страны с целью осуществления адекватного прогнозирования и бюджетного планирования, — статистический контроль.

Получение достоверных сведений о показателях деятельности всех хозяйствующих субъектов с целью установления размеров подлежащих начислению налоговых и других обязательных платежей в бюджеты трех уровней и внебюджетные фонды.

Получение достоверных сведений о фактическом внесении предпринимателем начисленных налоговых и иных обязательных платежей, обеспечение наполняемости доходной части бюджета, — налоговый контроль.

Ценовое регулирование в области оборота социальных товаров и в сфере деятельности монополий, — антимонопольный контроль.

Ограничение деятельности на рынке некомпетентных и неуполномоченных субъектов в сферах требующих специальной квалификации, — лицензионный контроль.

Ограничение производства и оборота на рынке некачественной и опасной продукции – сертификационный контроль, санитарно-эпидемиологический, контроль качества продукции, работ , услуг.

Обеспечение выполнения требований безопасности труда, защиты интересов наемных работников, соблюдение трудового законодательства, охрана труда, котлонадзор, противопожарный надзор.

Защита интересов государства в сфере валютного обращения, — контроль расчетов и кредитования; контроль банковской системы, контроль валютных рынков;

Защита интересов общества и будущих поколений в сфере качества окружающей природной среды, предотвращение ее загрязнения, истощения не возобновляемых природных ресурсов, и т.п., — экологический контроль.

Защита интересов общества в области образования и воспитания граждан, — государственная аттестация, аккредитация, инспектирование.

Защита интересов государства в области международного товарообмена (таможенный контроль).

Приведенный перечень не исчерпывает всех задач, решение которых в интересах общества требует осуществления контрольных функций государства по отношению к предпринимательской деятельности.

Задачи борьбы с экономической преступностью, с незаконным оборотом наркотических средств и других опасных объектов, появляющихся в сфере предпринимательства; борьбы с коррупцией в сфере государственного управления экономикой, защиты нравственных устоев общества; обеспечение соблюдения конституционных прав и свобод граждан, в том числе и предпринимателей, в отношениях с органами государства; а также при осуществлении правосудия, — все это пока не разрешенные задачи государственного контроля в сфере предпринимательства.

10.2. Контроль в сфере бухгалтерского учета и отчетности.

Формирование учетной политикиосуществляется по конкретному направлению бухгалтерского учета путем выбора одного из способов, допускаемых законодательством; формируется на всех предприятиях независимо от формы собственности и источников финансирования; оформляется распорядительными документами (приказами, распоряжениями и др.) предприятия;

Бухгалтерская отчетностьпредставляется предприятием в контрольные органы в сроки установленные соответствующими нормативными актами.

Контроль бухгалтерской отчетности осуществляется органами налоговой инспекции, пенсионного фонда и др. на соответствие отчетной документации требованиям законодательства, правильность начисления платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Читайте так же:  Право провести проверку документов налогоплательщика налоговые органы

Кроме этого локальные и комплексные проверки отчетности предприятий осуществляют специализированные контрольные органы, в частности – контрольно-ревизионным управлением Минфина РФ.

Аудиторские проверки независимые вневедомственные проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговых деклараций, платежно-расчетной документации и других финансовых обязательств и требований.

Проводятся специально аттестованными специалистами – аудиторами, работающими как в составе аудиторских фирм, так и самостоятельно.

Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 утверждены федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (с изменениями на 16 апреля 2005 года).

Положением ст.7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» государственные функции налогового контроля практически переложены на самих хозяйствующих субъектов, причем полностью за их счет.

Обязательный ежегодный аудит фактически осуществляется на коммерческой основе за счет проверяемой организации. Проверяемый (аудируемый) вне зависимости от его инициативы — желания заключить договор и в противоречии с основными положениями гражданского законодательства о свободе договора — обязан в процессе проведения налогового контроля заплатить коммерческой фирме-аудитору значительную денежную сумму (от 5 до 100 тыс. долл. США, в зависимости от величины выручки, количества совершенных сделок и т.д.). Если учесть, что «независимый» аудит обязателен для десятков тысяч предприятий, то стоимость проведения аудита (а проще говоря — доход коммерческих структур) составит весьма внушительную сумму. Аудиторское заключение, составленное по результатам проверки, входит в официальную бухгалтерскую отчетность за год в качестве обязательного элемента. Без него отчетность не может быть принята.

Обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат: открытые акционерные общества; страховые организации и общества взаимного страхования; внебюджетные фонды, образованные за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц; предприятия с иностранными инвестициями; инвестиционные фонды, холдинговые компании, товарные и финансовые биржи; банки и другие кредитные организации; благотворительные фонды, образованные за счет добровольных отчислений юридических и физических лиц; прочие хозяйствующие субъекты при объеме их выручки за год более 500 000 МРОТ либо при сумме активов баланса на конец отчетного года более 200 000 МРОТ.

Поручение о проведении аудиторской проверки может быть выдано аудиторской фирме (аудитору): органом дознания и следователем (при наличии санкции прокурора), прокурором при наличии в производстве уголовного или гражданского дела.

Оплата аудиторской проверки производится предварительно за счет проверяемого субъекта по ставкам, утвержденным Правительством РФ.

http://helpiks.org/5-5595.html

Тема 7. Финансовый контроль

Содержание и значение финансового контроля. Специфика, объекты и сферы применения финансового контроля. Задачи финансового контроля и его роль в повышении эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Организация финансового контроля: формы, виды, методы. Органы общегосударственного контроля.

Финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Финансовый контроль — неотъемлема составная часть процесса управления финансами. Он обусловлен важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной. Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП должен сопровождаться контролем денежных потоков в экономике.

Финансовый контроль — законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров — аудиторов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Таким образом, финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами и имеет аналитический аспект.

Финансовый контроль включает в себя контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования фонда денежных средств, оценку экономической эффективности финансовых хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов. Финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Таким образом, финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

— содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;

— обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

— выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе, по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

— содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

— обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов (в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам);

— содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе, по валютным операциям.

Финансовый контроль выполняет следующие функции:

— проверка расходования государственных средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств);

— проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы;

-проверка соблюдения правил учета и отчетности.

Виды финансового контроля.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают такие виды финансового контроля: общегосударственный, муниципальный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и аудиторский.

Методы проведения финансового контроля.

По методам проведения финансового контроля, т.е. приемам и способам его осуществления, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, ревизии, наблюдения (мониторинг).

1. Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.

2. Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений, но в отличие от проверок — по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.

3. Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофактор-ным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т. д.

4. Ревизия — метод документального контроля за финансово -хозяйственной деятельностью предприятия, организации, учреждения, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности, способ документального раскрытия недостач, расходов, присвоений и воровства средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений.

Читайте так же:  Надо платить налоги при аренде квартир

• комплексные, которые охватывают все стороны деятельности предприятия;

• частичные (охватывают лишь ее отдельные стороны);

• тематические ревизии (одновременно проводятся в однотипных учреждениях по определенному перечню вопросов);

• плановые и внеплановые;

• сплошные и выборочные ревизии (в зависимости от полноты привлеченных документов).

По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре).

По результатам проведенной ревизии составляется акт, на основе которого разрабатываются мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков.

5. Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

6. Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия — клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагается на

1. Счетную палату Российской Федерации,

Счетная палата Российской Федерации (далее — Счетная палата) является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

Задачами Счетной палаты являются:

— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

— определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

— оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

— регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

2. Центральный банк Российской Федерации,

К основным функциям ЦБ РФ относятся:

— монопольная эмиссия наличных денег и организация их обращения,

— функция финансового агента, банкира Правительства,

— финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»),

— кредитно-денежное регулирование и банковский надзор.

3. Министерство финансов Российской Федерации

4. Федеральное казначейство (Казначейство России) — федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерацииправоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Находится в ведении Министерства финансов.

5. Федеральная налоговая служба.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

11 мая 2006 указом Президента Российской Федерации Федеральная таможенная служба передана в подчинение Правительству Российской Федерации. Ранее ФТС России была подчинена Министерству экономического развития и торговли.

На ФТС возложены следующие основные функции:

— ведение реестров лиц, организаций и объектов, включённых в область таможенного дела (таможенные брокеры, объекты интеллектуальной собственности и др.),

— выдача свидетельств и разрешений на право деятельности в определённых сферах таможенного дела,

— определение порядка и непосредственное осуществление таможенного оформления и контроля,

— классификация товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) (а также ведение ТН ВЭД), определение страны происхождения и таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств,

— правоохранительная деятельность — борьба с правонарушениями в области таможенного дела,

— некоторые консультативные услуги, оказываемые на бесплатной основе участникам внешнеэкономической деятельности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Особо выделяется функция взимания таможенных платежей — таможенных пошлин и таможенных сборов. Наряду с внутренними налогами и доходами от управления государственным имуществом таможенные платежи являются одним из основных видов доходов федерального бюджета.

Контрольно — ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/7_25113_tema—finansoviy-kontrol.html

предпринимательской деятельности

Другие формы регулирования предпринимательской деятельности: финансовый контроль, аудит, таможенное регулирование, валютный контроль и др.

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, в целях контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.

Читайте так же:  Как избежать налога при дарении квартиры

Основными задачами финансового контроля являются

:

— обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;

— выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;

— рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;

— соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;

— повышение эффективности финансовой политики государства.

Субъектами финансового контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права.

Аудиторский контроль представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, которое позволяет ее пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение. Оно предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности, к которым относятся члены организации или собственники ее имущества, налоговые органы, органы статистики.

Внутрихозяйственный контроль осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Внутрихозяйственный контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю; этот вид финансового контроля осуществляется постоянно, а не периодически; кроме того, отсутствует единая регламентация объема и характера процедур контроля, порядка их документирования (определяется, как правило, самой организацией).

Внутрихозяйственный контроль организуют, в основном, на средних и крупных предприятиях; его осуществление при условии правильной организации способствует: повышению ответственности должностных лиц и работников; сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов организации; предотвращению негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организации; получению необходимой оперативной информации для осуществления управления.

Обследование – это сбор и общий анализ информации по конкретному вопросу в целях определения целесообразности дальнейшей детальной проверки.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или систему контрольных действий в отношении определенных финансово-хозяйственных операций субъектов хозяйствования.

Ревизия – это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде финансово-хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц.

Надзор представляет собой систему периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями ее осуществления. Например, надзор осуществляется за деятельностью субъектов хозяйствования с целью соблюдения ими условий лицензирования.

Мониторинг в отличие от надзора представляет собой систему постоянно совершаемых контрольных действий и операций по наблюдению с целью определения текущих изменений в деятельности субъекта хозяйствования.

Налоговый контроль в РФ возложен на органы налогового контроля, которые возглавляет Федеральная налоговая служба. Министерство РФ по налогам и сборам, являясь правопреемником Государственной налоговой службы РФ, преобразовано в Федеральную налоговую службу.

Служба осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей; несет ответственность за выработку и проведение налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.

Таможенный контроль в РФ осуществляется Федеральной таможенной службой, находящейся в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ, которая наделена специальными полномочиями по осуществлению своих функций как в сфере таможенного дела, так и в связанных с ней областях – налогового и валютного контроля.

Таможенные органы пользуются правами и выполняют обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу в соответствии с таможенным законодательством РФ, Налоговым кодексом РФ, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также иными федеральными законами.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля, которыми являются Центральный банк РФ (Банк России) и Правительство РФ (система федеральных органов исполнительной власти, например Министерство финансов РФ).

Контрольные вопросы

1. Что является объектами налогообложения у физических лиц?

2. Каковы особенности налогообложения индивидуальных предпринимателей?

3. Перечислите виды налогов, уплачиваемых юридическими лицами.

4. В чем состоят сущность, цели и задачи финансового контроля предпринимательской деятельности?

5. Какие функции выполняет аудиторский контроль?

6. Какие функции выполняет внутрихозяйственный контроль?

7. Перечислите и поясните методы проведения финансового контроля.

8. Назовите назначение и содержание таможенного и валютного контроля.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9762 — | 7584 — или читать все.

http://studopedia.ru/18_32039_kontrolnie-formi-regulirovaniya.html

Внутренний и внешний контроль предпринимательской деятельности.

В рыночной экономике любое предприятие может оказаться банкротом или близким к нему. Банкротство, согласно российского законодательства, это неспособность организации удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, работ, услуг, неспособность обеспечить налоговые и другие платежи. Внешний признак банкротства – это приостановление внешних платежей – в течение 3 мес. со дня наступления рока их исполнения.

Среди методов прогнозирования банкротства наиболее достоверными представляется «Z-модель», или «Z-счет» Э.Альтмана. Z-модель построена на использовании 5 показателей, от которых в наибольшей степени зависит вероятность банкротства.

При значении Z ≤1,8 вероятность банкротства очень высока, при Zот 1,81 до 2,7- вероятность банкротства средняя, при Z от 2,71 до 2,9 — вероятность банкротства невелика, при Z ≥2,9 вероятность банкротства очень низкая.

Отслеживание состояния дел на предприятии обеспечивается за счет контроля. Контроль выявляет степень соответствия фактического и желаемого состояния предпринимательской деятельности. Различают внутренний контроль, внешний контроль, и аудиторский контроль.

В функцию внутреннего контроля входят сбор, обработка и анализ о фактических результатах деятельности всех подразделений предприятия, сравнение их с плановыми показателями и выявление отклонений. На основании их анализа разрабатываются мероприятия по устранению причин для достижения поставленных целей.

В предпринимательской деятельности выделяют два типа внутреннего контроля: стратегический (или управленческий) и тактический (или административный). Стратегический контроль направлен на решение перспективных задач и тесно связан со стратегическим планированием управления. Тактический контроль осуществляется систематически по отношению выполнению текущих задач, производственных программ и планов предпринимательских структур.

Контроль является важной составляющей менеджмента предпринимательской деятельности. В предпринимательстве выделяют следующие формы контроля: производственный, финансовый, маркетинговый и контроль качества.

Читайте так же:  Отказ в возмещении ндфл

Производственный контроль в сельскохозяйственных предприятиях включает: контроль последовательности технологических операций, соблюдения агротехники и зоотехнических мероприятий, оптимальность распределения работ и производственных графиков, стоимости выполнения работ.

Финансовый контроль, охватывает все аспекты деятельности предприятия и осуществляют на его основе получаемой от каждого структурного подразделения финансовой отчетности. Финансовый контроль включает в себя бюджеты, анализ рентабельности анализ относительных показателей, окупаемости инвестиций и т.д.

Маркетинговый контроль базируется на анализе реализации возможностей сбыта, анализе доли рынка, соотношении между затратами на маркетинг и сбытом, наблюдении отзывами покупателей продукции предприятии или ycлуг.

Контроль качества является одним из важнейших средств борьбы предпринимателя за достижение и удержание конкурентных преимуществ. Здесь главным является контроль за соответствием сельскохозяйственной продукции установленным стандартам. Для предприятий по производству средств сельскохозяйственного производства важен контроль новизны продукции, надежности в эксплуатации, технического уровня, отсутствия дефектов при исполнении и т.д.

Процесс внутреннего контроля может быть сведен к следующим четырем этапам:

— установление норм и стандартов желаемого состояния;

— измерение фактического состояния и его соответствия этим нормам и стандартам;

— анализ причин отклонений фактического состояния от желаемого;

— разработка программы корректирующих действий и наблюдение за воздействием корректировок на достижение желаемого состояния.

Для того чтобы система внутреннего контроля была эффективной, она должна быть достаточно простой и всеобъемлющей. Контроль должен быть если не постоянным, то по крайней мере регулярным, а также по возможности наиболее экономичным.

Что касается внешнего контроля, то субъекты предпринимательства в АПК ответственны за соблюдение российских законов, издаваемых правительством РФ и местными органами управления. Государство посредством законодательства может прямо контролировать предпринимательскую деятельность, принимая те или иные хозяйственные решения.

Контроль за соблюдением законодательства о предпринимательской деятельности возложен на налоговые органы. Районные налоговые инспекции, работая во взаимодействии соответствующими органами исполнительной власти, правоохранительными и финансовыми органами, а также банками, контролируют своевременность предоставления предпринимателями бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых paсчетов, отчетов и других документов, связанных с исчислением платежей в бюджет, а также проверяют достоверность документов в части правильности определения прибыли, дохода, других объектов обложения и исчисления платежей в бюджет.

Ответственность за состояние бухгалтерского учета, за своевременность уплаты налогов в бюджет и в государственные социальные внебюджетные фонды несет в первую очередь руководитель предпринимательской структуры.

Важную роль, как во внутреннем, так и во внешнем контроле предпринимательской деятельности призван играть аудит — независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций действующему законодательству, полноты и точности отражения в финансовой отчетности.

Внутренний аудит осуществляется специальной собственной службой предприятия, или приглашенным аудитором (с условием сохранения им коммерческой тайны) для обеспечения внутрихозяйственного контроля за сохранностью активов предприятия, формированием затрат, выявлением отклонений от плановых смет, бюджетов, норм и нормативов, а также анализа причин с установлением виновных лиц, поиска потенциальных резервов развития и разработки соответствующих рекомендаций.

Основной функцией внешнего аудита является проверка финансовой отчетности предпринимательских структур достоверность и отражения в ней финансового положения, правильности формирования показателей прибыли и убытков.

Контрольные вопросы:

1. По каким причинам необходима для предпринимателя оценка его предпринимательской деятельности?

2. В каких случаях необходима комплексная оценка предприятия?

3. Что такое предпринимательский успех?

4. Перечислите основные критерии оценки предпринимательской деятельности.

5. Какие показатели эффективности предпринимательской деятельности важны налоговым органам?

6. Какие показатели эффективности предпринимательской деятельности важны партнерам по договорным отношениям?

7. Какие показатели эффективности предпринимательской деятельности важны акционерам и инвесторам?

8. Что входит в функции внутреннего контроля?

9. Что входит в функции внешнего контроля?

http://helpiks.org/8-55598.html

Предпринимательское право России

Государственный контроль за предпринимательской деятельностью

В механизме государственного регулирования предпринимательской деятельности важное место принадлежит государственному контролю как одному из средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности. Прежде чем приступить к характеристике государственного контроля за предпринимательской деятельностью, следует несколько слов сказать о понятиях контроля и надзора.

Понятие «контроль» дословно означает «постоянное наблюдение, проверка чего-либо». Поэтому государственный контроль представляет собой систему проверки и наблюдения в той или иной сфере осуществления государственной власти. Государственному контролю противопоставляется общественный (негосударственный) контроль.

Наука административного права выделяет два вида контрольной деятельности: контроль и надзор. Государственный контроль, осуществляемый исполнительной властью, является одной из форм реализации функций органов исполнительной власти. Говоря о соотношении понятий «государственный контроль» и «государственный надзор», мы придерживаемся высказанного в литературе мнение о том, что государственный надзор есть особый вид государственного контроля.

Вот что пишет по этому поводу Д. Н. Бахрах: «Надзор — это ограниченный, суженный контроль». Далее авторитетный ученый отмечает, что в России существует три типа надзора: а) судебный; б) прокурорский; в) административный. Последний — самый большой по объему и разнообразию. Его осуществляют сотни тысяч государственных служащих, он значительно отличается от судебного и от прокурорского надзора.

В итоге Д. Н. Бахрах формулирует следующее определение административного надзора: «Административный надзор — надведомственный, специализированный, систематический контроль государственной администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм». Аналогичное мнение было высказано А. П. Алехиным и Ю. М. Козловым, которые считают, что административный надзор является разновидностью государственного контроля, суть которого состоит в наблюдении за исполнением всеми лицами (в том числе должностными) действующих в сфере управления правил (норм).

Административный надзор обладает своими особенностями.

Во-первых, субъектами надзорной деятельности являются структурные подразделения государственной администрации, субъекты исполнительной власти.

Во-вторых, основная цель административного надзора — обеспечение безопасности граждан, организаций и общества.

В-третьих, административный надзор всегда специализирован, направлен на соблюдение специальных правил, а не на соблюдение законности в целом.

В-четвертых, административный надзор за конкретными объектами производится систематически.

В-пятых, административный надзор осуществляется, как правило, субъектами функциональной власти, наделенными надведомственными полномочиями.

В-шестых, административный надзор связан с широким применением мер административного принуждения.

Таким образом, государственный контроль (надзор) в сфере предпринимательства есть система проверок и наблюдения за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности и органами государственной власти требований нормативных правовых актов при осуществлении предпринимательской деятельности, а также при ее управлении.

В действующем законодательстве отсутствует общее (универсальное) определение понятия государственного контроля и надзора. Существуют различные виды контроля и надзора в зависимости от сферы применения.

К ним относятся, в частности:

  1. банковский надзор;
  2. бюджетный контроль;
  3. валютный контроль;
  4. государственный метрологический контроль (надзор);
  5. государственный строительный надзор;
  6. контроль безопасности при использовании атомной энергии;
  7. контроль объектов, признаваемых опасными, а также особо важных и режимных объектов;
  8. налоговый контроль;
  9. санитарно-карантинный, карантинный фитосанитарный и ветеринарный контроль;
  10. страховой надзор;
  11. таможенный контроль;
  12. транспортный контроль;
  13. финансовый контроль.
Читайте так же:  Получить налоговый вычет за родителей пенсионеров

Как видно, даже этот далеко неполный перечень видов контроля и надзора представляет собой огромный нормативный массив для исследования и анализа. Это позволяет ограничиться лишь общими положениями о контроле (надзоре) и рассмотреть некоторые виды государственного контроля в сфере предпринимательской деятельности.

В зависимости от стадии контроля и цели проверки выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль преследует цель предупреждения и профилактики соблюдения параметров предпринимательской деятельности.

Текущий контроль имеет цель оценки реально осуществляемой предпринимательской деятельности.

Последующий контроль предполагает проверку исполнения тех или иных решений государственных органов в сфере предпринимательства.

С учетом того, кем осуществляется государственный контроль, а также характера полномочий контролирующих органов можно выделить контроль:

  • Президента РФ;
  • органов законодательной (представительной) власти;
  • органов исполнительной власти;
  • органов судебной власти (включая конституционный контроль);
  • прокурорский (надзор);
  • ведомственный (надзор).

Принимая во внимание объем контролируемой деятельности, выделяют общий и специальный контроль. Большинство видов осуществляемого контроля носит специальный характер (например, бюджетный, валютный, налоговый, страховой, финансовый и др.). К общему можно отнести судебный контроль и прокурорский надзор.

Существуют и другие виды контроля (надзора). В литературе называют непосредственный (прямой) контроль за предпринимательской деятельностью и опосредованный контроль. Так, непосредственным контролем за предпринимательской деятельностью является банковский, валютный контроль, государственный строительный надзор и др. К опосредованному контролю можно отнести, например, контроль, осуществляемый органами законодательной и исполнительной власти.

Учитывая тенденцию к усилению контроля за предпринимательской деятельностью, государство принимает меры по защите прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений со стороны контролирующих органов. В этом плане показательным является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) (в ред. от 30 декабря 2006 г. № 266-ФЗ). Сфера действия названного Закона весьма ограниченна.

В силу с п. 1 ст. 1 данный Закон регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закон № 134 не применяется:

  • к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов государственного контроля (надзора) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и на них не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора);
  • к мероприятиям по контролю, проводимым в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по их инициативе;
  • к отношениям, связанным с проведением бюджетного, валютного налогового контроля, а также иных видов специального контроля (надзора).

Действие Закона о защите прав юридических лиц ограничено также в контексте определения понятия «государственный контроль (надзор)». В целях Закона государственный контроль (надзор) представляет собой проведение проверок выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами (ст. 2 Закона № 134).

Коротко остановимся на характеристике отдельных положений Закона. Начнем с того, что в Законе от 8 августа 2001 г. №134 (ст. 3) сформулированы основные принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Среди них можно назвать принципы:

Заслуживает внимания гл. 2 Закона «Требования к организации и проведению мероприятий по контролю».

В частности, отметим ряд принципиальных требований:

  1. мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю;
  2. продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать одного месяца (в исключительных случаях этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц);
  3. в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю проводится не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

В целях зашиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Закон (ст. 8) устанавливает ограничения по проведению мероприятий по контролю (дополнительные гарантии).

При проведении указанных мероприятий должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

  • проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;
  • осуществлять плановые проверки в случае отсутствия должностных лиц, или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
  • требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
  • требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
  • распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

В Законе (гл. 3) подробно прописаны права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).

В частности, они имеют право:

  • непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • получать информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами;
  • знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законодательство о контроле (надзоре) состоит из большого числа нормативных правовых актов различной юридической силы, регулирующих разные виды контроля (надзора). Однако до сих пор отсутствует федеральный закон, закрепляющий основы государственного контроля (надзора) в сфере экономики и предпринимательства.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://isfic.info/kommers/pred62.htm

Финансовый контроль предпринимательской деятельности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here