Финансовый контроль полномочия счетной палаты

Счетная палата как орган государственного финансового контроля

Финансовый контроль со стороны органов представительной власти осуществляется соответствующими структурами, комитетами, комиссиями Совета Федерации и Государственной думы, Счетной палатой РФ, контрольно-счетными палатами субъектов РФ.

Счетная палата РФ. Ей принадлежит особое место в системе финансового контроля со стороны органов представительной власти.

Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью и расходованием федеральных денежных средств.

Перед должностными лицами Счетной палаты поставлены следующие задачи:

  1. организация контроля исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов;
  2. подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и упорядочению бюджетного процесса;
  3. оценка эффективности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности;
  4. выявление обоснованности статей федерального бюджета и внебюджетных фондов;
  5. финансовая экспертиза, т. е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов, касающихся федерального бюджета;
  6. контроль поступления и движения бюджетных средств на счетах банков;
  7. регулярное представление Совету федерации и Государственной думе информации о ходе исполнения федерального бюджета;
  8. контроль поступления в федеральный бюджет денежных средств от приватизации федеральной собственности, продажи ее и управления ею.

В обязанности Счетной палаты также входит контроль состояния государственного внешнего и внутреннего долга РФ и деятельности Центрального банка по обслуживанию государственного долга; эффективности использования внешних кредитов и займов, которые были получены Правительством РФ, а также контроль за предоставлением Россией займов и безвозмездных перечислений иностранным государствам и международным организациям.

Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой, – тематические проверки и ревизии.

Законодательно определено, что деятельность Счетной палаты является гласной: все результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

Контрольное управление обладает правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий документы, материалы и иную информацию, необходимую для проведения проверок.

Оно также может привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и выносить на рассмотрение Президента предложения по результатам проверок. Они направляют предписания об устранении нарушений, которые рассматриваются в течение десяти дней. Но им не дано право применять какие-либо санкции самостоятельно.

Органы исполнительной власти осуществляют финансовый контроль в пределах своих полномочий, а также контролируют деятельность подведомственных им структур.

http://be5.biz/ekonomika/f003/49.html

Счетная палата РФ

* См.: Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г . // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст.167.

Счетная палата Российской Федерации наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Согласно Закону это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ. В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью (ст. 1 За­кона).

Деятельность Счетной палаты направлена на проведение кон­трольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов. К ее задачам относятся:

— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использова­ния федеральной собственности;

— оценка обоснованности доходных и расходных статей проек­тов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет­ных фондов;

— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов органов государствен­ной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— анализ выявленных отклонений от установленных показате­лей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет­ных фондов и подготовка предложений, направленных на их уст­ранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджет­ных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполно­моченных банках, иных финансово-кредитных учреждениях Рос­сийской Федерации;

— регулярное представление Совету Федерации и Государст­венной Думе информации о ходе исполнения федерального бюдже­та и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Таким образом, объектом контроля со стороны Счетной пала­ты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, федеральная собственность.

Особо выделены полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Рос­сийской Федерации и за использованием кредитных ресурсов, а именно за: управлением и обслуживанием государственного долга;

законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций; эффектив­ностью размещения централизованных финансовых ресурсов, вы­даваемых на возвратной основе; предоставлением государствен­ных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организа­циям.

В рамках банковской системы Счетная палата осуществляет контроль за: деятельностью Центрального банка Российской Феде­рации, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федераль­ного бюджета; деятельностью Центрального банка РФ по обслужи­ванию государственного долга Российской Федерации (ст. 16 и 19 Закона).

В отношении государственной собственности Счетная палата контролирует поступление в федеральный бюджет средств, полу­ченных от распоряжения государственным имуществом (в том числе его приватизации, продажи; от управления объектами феде­ральной собственности).

Закон определяет круг субъектов, на которых распространяют­ся контрольные полномочия Счетной палаты. В него входят:

а) все государственные органы (в том числе их аппараты) и уч­реждения, федеральные внебюджетные фонды;

Читайте так же:  Отказ в возмещении ндфл

б) органы местного самоуправления, предприятия, организа­ции, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения независи­мо от видов и форм собственности, если они получают, перечисля­ют, используют средства из федерального бюджета или использу­ют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федераль­ными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

в) общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, на дея­тельность которых контрольные полномочия Счетной палаты рас­пространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, исполь­зованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или фе­деральными органами государственной власти налоговых, тамо­женных и иных льгот и преимуществ (ст. 12 Закона).

Таким образом, область действия контрольных полномочий Счетной палаты в отношении указанных субъектов связана с феде­ральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и собственностью.

Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, пред-

приятия, учреждения, организации (независимо от форм собственности) и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

Осуществляя контрольную деятельность, Счетная палата впра­ве проводить ревизии и тематические проверки, о результатах ко­торых она информирует Совет Федерации и Государственную Думу; при выявлении нарушения законов, влекущего за собой уго­ловную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизий и проверок должностные лица Счетной палаты не вправе вмешиваться в опе­ративную деятельность проверяемых организаций, а также преда­вать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта (заключения).

Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, воз­мещению причиненного государству ущерба и привлечению к от­ветственности должностных лиц, виновных в нарушении законо­дательства Российской Федерации и бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление органам государственной влас­ти РФ, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Это представление должно быть рассмотрено в ука­занный в нем срок, а если он не указан, то в течение 20 дней со для получения предписания.

Счетная палата имеет право давать администрации проверяе­мых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания в случаях выявления нарушений в хо­зяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, на­носящих государству прямой непосредственный ущерб и требую­щих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также умыш­ленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятст­вий для проведения ее контрольных мероприятий.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем испол­нении предписаний коллегия Счетной палаты может по согласова­нию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

Инспекторы Счетной палаты при проведении проверок и реви­зий наделены необходимыми правами: беспрепятственно посе­щать государственные органы, предприятия, учреждения, органи­зации, банки; опечатывать кассы, кассовые и служебные помеще­ния, склады, архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений — изымать необходимые документы, ос­тавляя в делах акт изъятия или опись изъятых документов.

В своей контрольной деятельности Счетная палата взаимодей­ствует с другими контрольными органами Российской Федерации (ст. 22 Закона). Контрольные органы Президента и Правительства РФ, контрольные органы субъектов Федерации, правоохранитель­ные органы, Центральный банк, а также органы ведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной па­латы.

Счетная палата должна регулярно предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы, государственной власти субъ­ектов Российской Федерации, что закреплено в их законодатель­стве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления. В отношении последних правовой основой их контрольной деятельности являются: законодательство субъектов Федерации; принятые в соответствии с Конституцией РФ законы (в том числе законы субъектов РФ о местном самоуправлении), а также нормативные акты представительных органов, местного самоуправления — уставы муниципальных образований, положе­ния и др.

На уровне субъектов Федерации их представительные органы власти образуют счетные палаты (контрольно-счетные палаты и т.п. органы) как органы постоянно действующего государствен­ного финансового контроля за поступлением и использованием средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов, создава­емых органами власти соответствующих субъектов. Названные счетные палаты подотчетны представительным органам власти субъектов РФ.

Представительные органы местного самоуправления также об­разуют на своем уровне контрольные органы.

В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ создан специальный контрольный орган — Глав­ное контрольное управление Президента Российской Федерации* (преобразованное из Контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации, впоследствии — Контрольно­го управления Президента РФ**).

* См.. Указ Президента РФ «О Главном контрольном управлении Президента Российской Федерации» от 16 марта 1996 г и утвержденное им Положение о Глав­ном контрольном управлении Президента Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. № 12.Ст.1066

** См.: САПП. 1993. № 18. Ст. 1598; СЗ РФ. 1996. № 6. Ст 532.

При осуществлении контрольных функций этот орган взаимо­действует с другими структурными подразделениями Админи­страции Президента РФ, соответствующими комитетами и комис­сиями при нем, аппаратами Правительства РФ, палат Федерально­го Собрания, органами судебной власти и прокуратуры, с различ­ными федеральными службами, органами налоговой полиции и другими федеральными органами исполнительной власти.

К основным функциям Главного контрольного управления от­несено:

— контроль и проверка исполнения федеральных законов, ука­зов и распоряжений Президента РФ федеральными органами ис­полнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями;

Читайте так же:  Бюджетные учреждения земельный налог проводка

— контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и руководителя его Администрации;

— подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента РФ о предупреждении нарушений и совершенст­вовании деятельности федеральных органов исполнительной влас­ти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Таким образом, это орган широкой сферы контрольной деятель­ности, в состав которой входит и финансовый контроль.

Для реализации своих контрольных функций Главное кон­трольное управление наделено правами: требовать от руководите­лей государственных органов, предприятий, учреждений и орга­низаций документы, материалы, письменные объяснения, другую информацию, необходимую для проведения проверок в соответст­вии с задачами Управления; привлекать к проверкам представите­лей правоохранительных и специальных органов контроля, специ­алистов; вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок.

Управление не наделено правом применения каких-либо сан­кций, однако оно вправе направлять предписания об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных органов ис­полнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены безотла­гательно. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений.

Управление вправе также вносить предложения Президенту РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ о привлечении к ответственности и приостановлении деятельности соответствую­щих должностных лиц до принятия решения по результатам про­верки; ставить перед руководителями соответствующих государ­ственных органов вопрос о наложении дисциплинарных взыска­ний на государственных служащих и о временном отстранении их от исполнения должностных обязанностей.

Финансовый контроль осуществляют (наряду с другими свои­ми функциями) полномочные представители Президента РФ в регионах, включающих один или несколько субъектов РФ: на них возложен контроль за использованием средств федерального бюд­жета в соответствующем регионе.*

*’ См.: Положение о полномочном представителе Президента РФ в регионе // СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3421.

При необходимости усиления определенных направлений фи­нансового контроля на конкретных этапах Президент РФ образует временные органы. Так, Указом Президента РФ от 11 октября 1996 г . № 1428 создана Временная чрезвычайная комиссия при Президенте РФ по укреплению налоговой и бюджетной дисципли­ны,* к основным задачам которой отнесены контроль за своевре­менностью и полнотой уплаты налогов, таможенных и других обя­зательных платежей, за своевременным и целевым использовани­ем средств федерального бюджета и государственных внебюджет­ных фондов.

* СЗ РФ. 1996. №42. Ст. 4793; состав Комиссии—СЗ РФ. 1998. №22. Ст. 2430.

http://www.bibliotekar.ru/finansy-1/29.htm

Статья 9. Полномочия контрольно-счетной палаты и порядок их осуществления. Объекты государственного финансового контроля

Статья 9. Полномочия контрольно-счетной палаты и порядок их осуществления. Объекты государственного финансового контроля

1. Контрольно-счетная палата осуществляет следующие полномочия:

1) контроль за исполнением областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области;

Информация об изменениях:

Законом Амурской области от 9 июня 2014 г. N 373-ОЗ часть 1 статьи 9 настоящего Закона дополнена пунктом 1.1

1.1) контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения областного бюджета;

Информация об изменениях:

Законом Амурской области от 25 ноября 2013 г. N 279-ОЗ пункт 2 части 1 статьи 9 настоящего Закона изложен в новой редакции

2) экспертиза проектов законов о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области на очередной финансовый год и плановый период, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов, иных законов области, регулирующих бюджетные правоотношения;


3) внешняя проверка годового отчета об исполнении областного бюджета, годового отчета об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области;

Информация об изменениях:

Законом Амурской области от 9 июня 2014 г. N 373-ОЗ часть 1 статьи 9 настоящего Закона дополнена пунктом 3.1

3.1) контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении областного бюджета;

4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств областного бюджета, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности области, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими области;

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств областного бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств областного бюджета и имущества, находящегося в собственности области;

7) финансово-экономическая экспертиза проектов законов области и нормативных правовых актов органов государственной власти области (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств области, а также государственных программ области;

Информация об изменениях:

Законом Амурской области от 25 ноября 2013 г. N 279-ОЗ пункт 8 части 1 статьи 9 настоящего Закона изложен в новой редакции

8) анализ и мониторинг бюджетного процесса в области, в том числе подготовка предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства;

9) контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образований области, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;

Читайте так же:  Земельный налог узнать задолженность по фамилии

10) подготовка информации о ходе исполнения областного бюджета, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в Законодательное Собрание и губернатору области;

Видео (кликните для воспроизведения).

11) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

Информация об изменениях:

Законом Амурской области от 25 ноября 2013 г. N 279-ОЗ часть 1 статьи 9 настоящего Закона дополнена пунктом 11.1

11.1) аудит эффективности, направленный на определение экономности и результативности использования бюджетных средств;

Информация об изменениях:

Законом Амурской области от 25 ноября 2013 г. N 279-ОЗ часть 1 статьи 9 настоящего Закона дополнена пунктом 11.2

11.2) подготовка предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

12) иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами, Уставом (основным Законом) Амурской области и законами области.

Информация об изменениях:

Законом Амурской области от 25 ноября 2013 г. N 279-ОЗ статья 9 настоящего Закона дополнена частью 1.1

1.1. Порядок осуществления контрольно-счетной палатой полномочий по внешнему государственному финансовому контролю определяется настоящим Законом.

При осуществлении полномочий по внешнему государственному финансовому контролю контрольно-счетная палата:

Информация об изменениях:

Законом Амурской области от 4 апреля 2016 г. N 665-ОЗ пункт 1 части 1.1 статьи 9 настоящего Закона изложен в новой редакции

1) проводит проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», настоящим Законом;

Информация об изменениях:

Законом Амурской области от 4 апреля 2016 г. N 665-ОЗ пункт 2 части 1.1 статьи 9 настоящего Закона изложен в новой редакции

2) направляет объектам контроля представления, предписания;

Информация об изменениях:

Законом Амурской области от 4 апреля 2016 г. N 665-ОЗ в пункт 3 части 1.1 статьи 9 настоящего Закона внесены изменения

3) направляет финансовым органам, уполномоченным в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

4) осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

2. Внешний государственный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетной палатой:

1) в отношении органов государственной власти области, государственных органов области, органов управления территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области, в отношении органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных учреждений и унитарных предприятий области, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в собственности области;

2) в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств областного бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей и получателей средств областного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств областного бюджета;

Информация об изменениях:

Законом Амурской области от 25 ноября 2013 г. N 279-ОЗ часть 2 статьи 9 настоящего Закона дополнена пунктом 3

3) в отношении иных объектов государственного финансового контроля в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Законом Амурской области от 9 июня 2014 г. N 373-ОЗ статья 9 настоящего Закона дополнена частью 3

3. К полномочиям контрольно-счетной палаты относится аудит в сфере закупок.

Аудит в сфере закупок осуществляется контрольно-счетной палатой в пределах полномочий, определенных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

>
Порядок проведения контрольных мероприятий
Содержание
Закон Амурской области от 10 июня 2011 г. N 494-ОЗ «О контрольно-счетной палате Амурской области» (Принят Законодательным.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/24167602/493aff9450b0b89b29b367693300b74a/

Глава 7 Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль

Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ.

Счетная палата РФ — это не зависимый от Правительства РФ постоянно действующий орган финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ. Его деятельность регулируется Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г.

В соответствии с п. 5 ст. 101 Конституции РФ «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату». Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяются указанным выше Федеральным законом.

Счетная палата РФ — юридическое лицо, состоит из Председателя, назначаемого Государственной Думой РФ на шесть лет, заместителей председателя, назначаемых Советом Федерации РФ также на шесть лет, 12 аудиторов, шесть из которых назначает Государственная Дума РФ и шесть — Совет Федерации РФ, а также из аппарата Счетной палаты — инспекторов.

Объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность.

К субъектам, на которых распространяются контрольные полномочия Счетной палаты, относятся:

1) все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения, федеральные внебюджетные фонды;

Читайте так же:  Срок сдачи нулевой отчетности ип

2) органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

3) общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, на деятельностью которых контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

Таким образом, область действия контрольных полномочий Счетной палаты в отношении указанных субъектов связана с федеральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и федеральной собственностью.

В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Деятельность Счетной палаты направлена на проведение ряда мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов. К основным задачам Счетной палаты РФ относятся:

— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

— оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативно-правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

— регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий;

— контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

Особо выделены полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов, а именно за:

— управлением и обслуживанием государственного долга;

— законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций;

— эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;

— представлением государственных кредитов, а также представлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

В рамках банковской системы Счетная палата осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета, а также за деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.

Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации (независимо от форм собственности) и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты РФ информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, которые являются основной формой ее контроля.

Инспектора Счетной палаты при проведении ревизий и проверок наделены необходимыми правами: беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения, организации, банки; опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады, архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений — изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия или опись изъятых документов.

О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу РФ. При выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность. Счетная палата РФ передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизии и проверок должностные лица Счетной палаты не вправе вмешиваться в оперативную деятельность проверяемой организации, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта — заключения.

Для принятия мер по устранению выявленных нарушений в хозяйственной, финансовой и иной деятельности, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности. Счетная палата направляет представление органам государственной власти Российской Федерации, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Это представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок, а если он не указан, то в течение 20 дней со дня получения предписания.

Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания в случаях выявления нарушений в финансовой, хозяйственной, коммерческой и иной деятельности предприятия, учреждения и организации, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения ее контрольных мероприятий.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой РФ принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Данное предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

Читайте так же:  Кбк подоходного налога

При проведении контрольной деятельности Счетная палата взаимодействует с другими контрольными органами Российской Федерации. Контрольные органы Президента РФ и Правительства РФ, субъектов Федерации, правоохранительные органы, Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам и иные органы, а также органы ведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты. Деятельность Счетной палаты по закону является главной, результаты ее деятельности должны освещаться в средствах массовой информации.

http://www.bibliotekar.ru/finansovoe-pravo/9.htm

13. Государственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль – это контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Главное отличие данного вида контроля от всех других в том, что объектом государственного финансового контроля является деятельность исключительно государственного сектора по правильному, эффективному использованию государственных финансов и иных материальных и не материальных ресурсов.

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»

Объектом государственного финансового контроля является движение денежных средств в процессе собирания, распределения и использования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы. Предметом государственного финансового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, операции с бюджетными средствами, бухгалтерская документация и т. д. Цель государственного финансового контроля может быть определена как обеспечение законности и эффективности публичной финансовой деятельности.

Государственный финансовый контроль направлен на обеспечение государственной финансовой дисциплины. В свою очередь государственная финансовая дисцип­лина представляет собой четкое соблюдение установленных правовыми нор­мами предписаний и порядка образования, распределения и ис­пользования государственных и муниципальных денежных фондов.

Большую роль играет государственный финансовый контроль не только в сфере государственного управления, но в целом, в функционировании государства. Все социально-экономическое состояние страны зависит от того, насколько эффективно осуществляется финансовый контроль. От данного института зависит то, как соблюдается законодательство всеми органами государственной власти и местного самоуправления, а так же экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий. Таким образом, он служит важ­ным способом обеспечения законности и целесообразности проходимой финансовой политики.

14. Счетная палата рф как орган финансового контроля.

Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему.

Конституция РФ в п. 5 ст. 101 также предусмотрела создание нового государственного органа — Счетной палаты — для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета.

Для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению была создана Счетная палата РФ — постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию. Основным нормативным документом является Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате РФ».

В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими законами Российской Федерации. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.Счетная палата является главным органом финансового контроля, так как перед ней стоят следующие задачи:

Осуществления контроля за своевременным законным формированием и исполнением федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Осуществление контроля за эффективным и целесообразным расходованием государственных средств и использованием государственной собственности.

Проведение финансовой экспертизы законопроектов, связанных с выделением средств из бюджета на их реализацию.

Повседневный контроль за своевременностью поступления средств в бюджет и их перераспределение Центральным Банком и Федеральным Казначейством.

Регулярное представление Парламенту информации о ходе исполнения бюджета.

Объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фон­дов и федеральная собственность. К субъектам, на которых распространяются контрольные пол­номочия Счетной палаты, относятся: все государственные органы и уч­реждения, федеральные внебюджетные фонды; органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреж­дения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они используют средства из федерального бюджета или используют фе­деральную собственность; общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации использующие средства федерального бюджета или федеральную собственность.

Полномочия Счетной палаты:

Проведение комплексных ревизий и тематических проверок.

Счетная палата вправе запросить любую информацию входящую в их компетенцию.

Выявление преступлений и правонарушений в деятельности указанных субъектов. При этом Счетная палата направляет предписание или предписание об устранении выявленных правонарушений. При не однократном исполнении предписания, Счетная палата вправе обратится в Парламент для принятия мер в отношении правонарушителя.

. Свои контрольные функции Счетная палата осуществляет на основе принципов законности, независимости и гласности (ст. 3 Закона «О Счет¬ной палате»).

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studfile.net/preview/6195786/page:9/

Финансовый контроль полномочия счетной палаты
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here