Финансовый контроль осуществляемый налоговыми органами

Финансовый контроль, осуществляемый налоговыми органами. 131

ФНС – реализует контрольные мероприятия в сфере налогообложения.

Налоговый органы, согласно закону РФ «О налоговый органах» от 21.03.1991 г. (редакция 1999 года) призваны обеспечить функционирование единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства. Они следят за полнотой, правильностью исчисления и своевременностью внесения обязательных платежей в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды, обеспечивают предотвращение налоговых правонарушений и привлечение к ответственности за них.

В процессе осуществления этих полномочий налоговые органы также контролируют:

— соблюдение законодательства о предпринимательской деятельности,

— применение контрольно-кассовых машин при денежных расчетах с населением,

— осуществляют валютный контроль.

Налоговая проверка — это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Она осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

Виды налоговых проверок: камеральные налоговые проверки; выездные налоговые проверки.

Целью налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля.

Цель налогового контроля

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:

обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;


проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

проверки целевого использования налоговых льгот;

пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.

Классификация видов контроля по субъектам

Спектр возможных субъектов финансового контроля весьма широкий. Современные российские эксперты определяют следующие основные группы:

  • органы исполнительной власти (не связанные с правоохранительными структурами);
  • органы законодательной власти;
  • банки;
  • правоохранительные структуры;
  • аудиторы;
  • вышестоящие организации;
  • общественные организации;
  • внутрикорпоративные и ведомственные структуры.

Изучим их специфику подробнее.

Субъекты финансового контроля: органы власти

Органы исполнительной власти, которые чаще всего становятся субъектами контроля, — это Минфин, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ФНС, ФТС, государственные внебюджетные фонды, Федеральное казначейство, а также структуры, подчиняющиеся им по вертикали в регионах.

Можно отметить, что компетентное ведомство часто предопределяет конкретное наименование того или иного вида контроля. Например, ФНС проводит налоговый контроль, ФТС — таможенный.

Подробнее о налоговых проверках читайте в статье «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

Что касается органов законодательной власти, финансовый контроль чаще всего осуществляет Счетная палата, формируемая при участии обоих палат парламента РФ — Госдумы и Совета Федерации. В субъектах РФ также формируются счетные палаты — при участии региональных парламентов.

Правоохранительные структуры, которые могут применять финансовый контроль, — МВД, ФСБ, Генеральная прокуратура. Данные ведомства также функционируют централизованно — федеральным структурам подчиняются региональные.

Права налоговых органов при осуществлении налогового контроля

Формы налогового контроля складываются из установленных НК РФ прав налоговых органов:

требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.

Субъекты финансового контроля: вышестоящие структуры, общественники

Финансовый контроль может быть инициирован и проведен учреждением, которому подотчетна фирма или бюджетная организация, — холдингом, центральным офисом, главным управлением, центральным аппаратом и т. д.

Вполне возможно инициирование процедур финансового контроля общественными объединениями. При этом таковые могут являться как самостоятельными субъектами проверок (если в их составе есть компетентные сотрудники, способные проводить соответствующий контроль), так и направлять обращения в адрес иных субъектов контроля, работа которых каким-либо образом связана с организацией, на которую обратили внимание общественники.

Читайте так же:  Крупные налоговые правонарушения в россии примеры

Методы финансового контроля: документальная проверка

Данная группа методов — ключевая с точки зрения проведения ревизий документооборота, о которых мы рассказали выше. По мнению многих экспертов, рассматриваемая группа методов финансового контроля — основная, наиболее востребованная проверяющимис точки зрения решения поставленных перед ними задач.

Методы, относящиеся к рассматриваемой группе, предусматривают:

Субъекты финансового контроля: внутрикорпоративные и внутриведомственные структуры

Работа внутрикорпоративных или внутриведомственных субъектов финансового контроля (ими могут быть службы и отделы финансового анализа или же структуры для проведения внутреннего аудита) характеризуется, как правило, существенно более узкой направленностью в сравнении с теми действиями, которые могут осуществлять структуры, рассмотренные выше.

Формы финансового контроля: предварительный, текущий, последующий

Итак, есть 3 основные формы контрольной деятельности — предварительный, текущий, а также последующий финансовый контроль.

Предварительный контроль предполагает осуществление субъектом контрольных действий еще до того, как проверяемая организация реализует некие юридически значимые мероприятия. Например, расходование бюджетных средств по тем или иным статьям, если речь идет о государственной или муниципальной организации, либо инвестирование нераспределенной прибыли, если рассматривать деятельность коммерческих фирм.

Предварительный контроль предполагает проверку готовности соответствующих организаций к проведению финансового мероприятия. Проверяющий должен удостовериться в законности мероприятия, а также в том, что его проведение удовлетворяет интересам аффилированных лиц (инвесторов, вышестоящих менеджеров, государства, муниципалитета). Предварительный контроль позволяет выявить недоработки, допущенные организацией в части подготовки документов, необходимых для реализации того или иного мероприятия.

Текущий контроль предполагает проверку содержания финансовых мероприятий непосредственно в период их осуществления. Обычно подобные действия связаны с проверкой оправдательных документов, сопровождающих сделки, либо, например, мониторингом качества работы ответственных подразделений — бухгалтерии, финансовых отделов, склада, логистических служб, от которых зависит успешность решения задач, связанных с управлением финансами организации.

Последующий контроль — совокупность действий субъекта контроля, предполагающая проверку финансовых мероприятий, которые уже реализованы компанией. Он помогает выявить несоответствие результатов данных мероприятий закону, определить обоснованность тех или иных финансовых операций, сформировать рекомендации, направленные на улучшение реализации в будущем подобных мероприятий.

Виды налогового контроля

Виды налогового контроля:

1) В зависимости от времени проведения:

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц.

2) В зависимости от субъекта:

органов внутренних дел;

3) В зависимости от места проведения:

выездной — в месте расположения налогоплательщика;

камеральный — по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Налоговый финансовый контроль, его необходимость, значение и основное содержание.

Налоги, взимаемые с физических лиц, представляют собой форму мобилизации определенной части денежных средств на удовлетворение государственных потребностей. Они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Управление налогообложением в Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему, построенную по многоуровневому иерархическому принципу, при этом каждый уровень имеет свои функции и специфику.

Центральным органом управления налогообложения в России — первый уровень — является Федеральная налоговая служба Российской Федерации (до 2004 года Министерство по налогам и сборам). В связи с проводимой налоговой реформой МНС РФ было преобразовано в Федеральную налоговую службу Российской Федерации, входящую в состав Министерства Финансов РФ.

Единая централизованная система органов Федеральной налоговой службы состоит из:

-федерального органа — Федеральная налоговая служба Российской Федерации;

-территориальных органов ФНС России, включающих управления ФНС РФ по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, а также инспекции ФНС России межрайонного уровня.

Перечислим некоторые обязанности налоговых органов:

· контроль за соблюдением законодательства о налогах;

· ведение учета налогоплательщиков;

· соблюдение налоговой тайны и правил хранения информации о налогоплательщиках;

· осуществление возврата или зачета излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней, штрафов;

· направление налогоплательщику копии актов налоговой проверки и решения налогового органа, требования об уплате налога и сбора.

Целью налогового контроля является обеспечение режима законности в сфере налогообложения. Государство должно регулярно проверять, насколько правомерно действуют участники налоговых правоотношений, и при необходимости обеспечивать соблюдение налогового законодательства путем применения государственно-правовых мер убеждения и принуждения. Важной задачей налогового контроля является не только пресечение правонарушений, но и принятие мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих их совершению. В конечном счете, речь идет об укреплении налоговой дисциплины налогоплательщиков и совершенствовании налогово-правовой культуры общества в целом.

Читайте так же:  Калькулятор налога на доходы физических лиц

Однако субъектам налогового контроля запрещено вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность налогоплательщиков. Не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации, полученной в нарушение положений Конституции РФ, действующего законодательства, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц — адвокатскую тайну, аудиторскую тайну. Причинение неправомерного вреда при проведении налогового контроля недопустимо.

При осуществлении мероприятий налогового контроля уполномоченные органы руководствуются принципами законности, планирования мероприятий налогового контроля, принципом соблюдения налоговой тайны (специального режима доступа к сведениям о налогоплательщиках, плательщиках сборов и налоговых агентах, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов); принципом последовательности проведения мероприятий налогового контроля и документального фиксирования установленных фактов, действий и событий; принципом недопустимости причинения ущерба проверяемой организации или физическому лицу при проведении налогового контроля.

Налоговый контроль осуществляется налоговыми организациями в различных формах. Одна из них — налоговая проверка, включая проверку данных учета и отчетности. Постановка налогоплательщика на учет в налоговых органах также является формой налогового контроля. Формой налогового контроля выступает также получение различного рода объяснений налогоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой налогов. Налоговый контроль может осуществляться в виде осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

22.Негосударственный финансовый контроль
К негосударственному финансовому контролю относят: контроль финансово-кредитных органов; внутрихозяйственный контроль; аудиторский (независимый) финансовый контроль.
Контроль финансово-кредитных органов — денежный контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью, осуществляемой банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам..
Внутрихозяйственный контроль — проверка производственной и хозяйственной деятельности предприятия в целом и отдельных его структурных подразделений, осуществляемой бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами самого хозяйствующего субъекта

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9260 — | 7353 — или читать все.

Формы, виды и основные методы финансового контроля

Методы финансового контроля, а также его виды и формы представлены в довольно широком спектре разновидностей. Изучим те, которые используются чаще всего.

Формы налогового контроля

Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Видео (кликните для воспроизведения).

При этом, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Основные подходы к классификации видов, форм и методов финансового контроля

Финансовый контроль — это совокупность мероприятий компетентных экономических субъектов, которые связаны с проверкой и анализом элементов финансовой инфраструктуры, управления и отчетности в той или иной организации. Рассмотрим их сущность подробнее.

Форма финансового контроля — признак, отражающий способ осуществления тем или иным субъектом контроля своих действий. Современные российские эксперты выделяют 3 ключевые формы финансового контроля:

Вид финансового контроля — признак, позволяющий отнести соответствующие контрольные мероприятия к той или иной категории. Актуальные теоретические концепции предполагают классификацию видов финансового контроля по следующим базовым основаниям:

  • субъект контроля;
  • направление контроля;
  • сроки выполнения.

Таким образом, фактически соответствующие виды и формы финансового контроля можно рассматривать как сходные признаки. Применение данной аналогии прослеживается во многих публикациях российских экспертов.

Метод финансового контроля — это признак, отражающий специфику конкретного инструмента осуществления проверок, задействуемого субъектом финансового контроля. Выделяют 3 основные категории:

  • методы, которые связаны с проверкой документов;
  • методы, которые связаны с проверкой содержания деятельности фирмы;
  • методы, которые связаны с проверкой компетенций.

Изучим подробнее ключевые признаки финансового контроля — виды, формы и методы — в соотнесении с отмеченными основаниями для их классификации.

Классификация видов контроля: направления проверок

Еще одно основание для классификации видов финансового контроля, которое выделяют российские исследователи — направление проверок. Оно представлено 3 основными категориями:

  • ревизии документооборота;
  • технические проверки;
  • проверки отчетности.

Что касается первого направления финансового контроля, проверяющие в данном случае чаще всего исследуют юридически значимые источники, на основании которых организация принимает те или иные решения по управлению капиталом.

В техническом аспекте может проверяться инфраструктура, задействуемая для реализации юридически значимых действий, например, тех, что связаны с подписанием банковских и иных документов с помощью ЭЦП. Данное направление проверок в ряде аспектов может быть связано с ревизионными мероприятиями, например, если требуется установить, соответствует ли ПО для электронных ключей требованиям законодательства.

Третье направление проверок предполагает изучение проверяющей структурой документов, имеющих отношение к бухгалтерской, налоговой и управленческой отчетности. Это могут быть первичные документы, унифицированные формы, бланки, внутрикорпоративные источники, выписки.

Классификация видов контроля по срокам

Изучим теперь сущность различных видов финансового контроля в рамках классификации, рассмотренной выше. Первое ее основание, которое мы исследуем, — сроки выполнения контроля. Таковые могут соответствовать оперативным, плановым, внеплановым проверкам.

Читайте так же:  Платят ли военные подоходный налог с зарплаты

Оперативные финансовые проверки отличаются, прежде всего, непродолжительностью, а также в достаточной мере высокой частотой проведения. Они могут осуществляться субъектом контроля раз в неделю либо ежемесячно.

Плановые проверки, в свою очередь, считаются более длительными. Проводятся они обычно не так часто — раз в год, полугодие, иногда — раз в несколько лет. Проверяемая организация, как правило, имеет достаточно времени, чтобы подготовиться к плановому финансовому контролю.

Оперативные и плановые проверки имеют общий признак — наличие графика осуществления субъектами финансового контроля проверок. Даже если проверки проводятся очень часто, например, еженедельно, то руководство фирмы, как правило, заранее знает конкретное время визита проверяющих, а также то, что они будут изучать.

В свою очередь внеплановые проверки могут осуществляться без предупреждения, проводиться вне привязки к какому-либо графику и с любой частотой. Информация о том, чем будут заниматься проверяющие, а также о том, какие документы они могут запрашивать, непосредственно до проведения внепланового контроля может быть закрыта для проверяемых организаций.

Субъекты финансового контроля: банки, аудиторы

Субъектом финансового контроля может быть как ЦБ, так и коммерческие кредитные учреждения. При этом вторые в аспекте проведения основных финансовых мероприятий подотчетны ЦБ.

Аудиторы могут быть внешними и внутренними (или ведомственными). Первые, как правило, осуществляют финансовый контроль на коммерческой основе, как услугу. При этом результаты подобных проверок обычно предоставляются для какого-либо внешнего субъекта, например, инвестора или банка.

Внутренний аудит — подвид внутрикорпоративного или ведомственного финансового контроля. Его результаты обычно используются в пределах конкретной организации. Чаще всего он реализуется внутренними службами компании. Но иногда фирмы обращаются и к внешним аудиторам, предоставляющим услуги в форме аутсорсинга.

Методы финансового контроля: фактическая проверка

Методы финансового контроля, относящиеся к рассматриваемой группе, могут включать:

  • проверку качества инфраструктуры предприятия;
  • проведение замеров, тестов;
  • инвентаризацию.

Что касается первого пункта — инфраструктура, которой располагает предприятие, может проверяться на предмет соответствия нормам СанПиНа, экологического законодательства, различных ГОСТов, внутрикорпоративным нормам.

Замеры и тесты могут помочь проверяющим при поиске недостатков выпускаемых предприятием товаров, с выявлением несоответствия помещений требованиям законов в части обеспечения безопасности труда, а если речь идет о внутренней проверке — выявлением слабых мест в организации производства.

Инвентаризация — дополняющий метод, предназначенный для выявления недостатков в комплектности тех или иных элементов. Как с точки зрения объективных потребностей бизнеса, так и в контексте соответствия заявленных в отчетности объемов производственных фондов фактическим.

Объекты и предметом налогового контроля

Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.

Методы финансового контроля: проверка компетентности

Проверка системы компетенций предполагает работу главным образом в направлении кадрового менеджмента. Проверяющие, задействующие рассматриваемую группу методов, взаимодействуют с сотрудниками, отвечающими за управление финансами предприятия, и выясняют, насколько их уровень опыта и навыков позволяет решать поставленные задачи.

Видео (кликните для воспроизведения).

Данные методы финансового контроля могут быть представлены тестированием, интервьюированием, проведением фокус-групп, мониторингом производственных возможностей работников, проведением опросов, изучением личных карточек сотрудников, профилей в соцсетях, в ряде случаев — выходом на контакт с предыдущими работодателями или образовательными учреждениями, в которых учились работники фирмы.

Фин.контроль, осуществляемый налоговыми органами

ФНС – реализует контрольные мероприятия в сфере налогообложения. При этом при перемещении товаров через таможенную границу РФ функции контроля налоговых органов передаются таможенным органам.

Налоговый органы, согласно закону РФ «О налоговый органах» от 21.03.1991 г. (редакция 1999 года) призваны обеспечит функционирование единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства. Они следят за полнотой, правильностью исчисления и своевременностью внесения обязательных платежей в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды, обеспечивают предотвращение налоговых правонарушений и привлечение к ответственности за них.

В процессе осуществления этих полномочий налоговые органы также контролируют:

— соблюдение законодательства о предпринимательской деятельности,

— применение контрольно-кассовых машин при денежных расчетах с населением,

— осуществляют валютный контроль.

Налоговая проверка — это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Она осущ-ется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

Виды налоговых проверок: камеральные налоговые проверки; выездные налоговые проверки.

Целью налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом закон-ва о налогах и сборах.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и док-тов, представленных налог-щиком, а также др. док-тов о деят-ти налог-щика, имеющихся у налогового органа.

Она проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение 3 месяцев со дня представления налог-щиком налоговой декларации.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных док-тах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налог-щиком, сведениям, содержащимся в док-тах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налог-щику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налог-щик вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бух-кого учета и (или) иные док-ты, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налог-щиком пояснения и док-ты. Если после рассмотрения представленных пояснений и док-тов либо при отсутствии пояснений налог-щика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения, иного нарушения закон-ва о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать у налог-щиков, использующих налоговые льготы, док-ты, подтверждающие право этих налог-щиков на эти льготы.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налог-щика дополнительные сведения и док-ты.

При подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций и док-тов, представленных налог-щиком.

Налоговый орган вправе истребовать у налог-щика док-ты, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.

При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо док-тов, истребовать у налог-щика иные док-ты, явл-щиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налог-щиком представлена уточненная налоговая декларация, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации. Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации. При этом док-ты (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, м.б. использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налог-щика.

Правила распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов.

Дата добавления: 2014-12-15 ; просмотров: 5 | Нарушение авторских прав

Налоговые органы как субъекты финансового контроля: историко-правовой анализ

Дата публикации: 22.05.2016 2016-05-22

Статья просмотрена: 1153 раза

Библиографическое описание:

Ефименко Я. Ю. Налоговые органы как субъекты финансового контроля: историко-правовой анализ // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1287-1289. — URL https://moluch.ru/archive/115/30654/ (дата обращения: 20.02.2020).

В статье анализируются основные исторические этапы формирования и развития налоговых органов современной России. Автор выделяет три этапа становления налоговых органов как субъектов государственного финансового контроля, обращает внимание на необходимость укрепления правовых начал в их деятельности.

Ключевые слова: налоговые органы, финансовый контроль, налоговый контроль, налоговое право.

Финансовый контроль — это универсальный институт предупреждения и разрешения финансовых конфликтов [1]; важнейшее направление публичной и частной финансовой деятельности [2].

В осуществлении финансового контроля участвуют абсолютно все органы государственной власти. Представительные органы власти осуществляют финансовый контроль непосредственно, например, на этапе рассмотрения и утверждения государственного (муниципального) бюджета, а также опосредованно через деятельность формируемых ими контрольно-счетных органов. Органы судебной власти проверяют правильность и своевременность уплаты государственной пошлины. Кроме того, они осуществляют финансовый контроль в процессе использования бюджетных средств, поскольку в соответствии со статьей 124 Конституции Российской Федерации финансирование судов производится из федерального бюджета.

Составной частью управленческой деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти, также является финансовый контроль, призванный обеспечить законность и правопорядок в сфере государственного управления.

Анализ нормативно утвержденной структуры органов исполнительной власти позволяет выделить систему государственных органов в виде федеральных служб, специально созданных для осуществления функций по контролю и надзору [3]. Для них контрольно-надзорная функция является основным, специализированным видом деятельности. Федеральная налоговая служба Российской Федерации не является исключением.

Сегодня это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

В развитии налоговых органов как субъектов государственного финансового контроля можно выделить несколько этапов.

Распад СССР, появление нового государства — РСФСР повлекло за собой создание новой правовой системы. Налоги становятся основным источником пополнения доходов государственного бюджета. Начинается налоговая реформа. Первым шагом в ее подготовке и проведении становится Закон РСФСР от 21.03.1991 № 943–1 «О Государственной налоговой службе РСФСР», которым были определены цели и задачи деятельности налоговых органов, их полномочия, ответственность, гарантии.

Следующим нормативным правовым актом, внесшим существенные изменения в правовой статус налоговых органов, стал Указ Президента РФ от 31.12.1991 № 340 «О Государственной налоговой службе Российской Федерации». Госналогслужба РФ была выведена из состава финансовых органов, определено ее правовое положение как составного элемента системы центральных органов государственного управления Российской Федерации. Государственная налоговая служба Российской Федерации стала подчиняться Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации. Кроме того, были утверждены Положение о Государственной налоговой службе Российской Федерации, Положение о классных чинах работников Государственной налоговой службы Российской Федерации.

Впервые была сделана попытка повысить мотивацию деятельности сотрудников налоговых органов. Указом Президента РФ от 31.12.1991 № 340 «О Государственной налоговой службе Российской Федерации» налоговым органам было предоставлено право иметь централизованный фонд социального развития, формируемый за счет средств, дополнительно взысканных ими в результате проведенной контрольной работы. В дальнейшем практика реализации данных положений показала, что введение количественных материальных стимулов при отсутствии четких критериев качества работы ведет к существенным нарушениям прав и свобод налогоплательщиков.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118–1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» существенно расширил полномочия налоговых органов [4]. Они получили, например, право возбуждать ходатайства о запрете заниматься предпринимательской деятельностью, подавать определенные категории исков в суды и арбитражные суды.

В августа 1993 года на налоговые органы были возложены новые задачи: они стали осуществлять не только налоговый контроль, но контроль за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин и контроль за полнотой учета выручки денежных средств субъектов хозяйствования.

Указом Президента Российской Федерации от 30.04.1998 № 483 на Государственную налоговую службу Российской Федерации было возложено осуществление функции по обеспечению монополии на алкогольную продукцию.

Правовой статус налоговых органов существенно изменился в конце 1998 года. Указом Президента Российской Федерации от 23.12.1998 № 1635 Государственная налоговая служба Российской Федерации была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Новое министерство стало отвечать за разработку и реализацию налоговой политики, нацеленной на обеспечение своевременного и полного поступления фискальных платежей в бюджеты всех уровней.

Дальнейшее совершенствование правовых основ деятельности налоговых органов связано с принятием и вступлением в силу первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Каждое право налогоплательщика стало корреспондироваться с соответствующей обязанностью налоговых органов.

16 октября 2000 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 783 было утверждено новое Положение о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, в соответствии с которым перед налоговыми органами, помимо налогового контроля, ставились такие новые задачи, как:

‒ участие в разработке и реализации налоговой политики;

‒ осуществление валютного контроля в пределах установленной законодательством компетенции;

‒ осуществление государственного контроля производства и реализации алкогольной и табачной продукции [5].

В 2002 году компетенция налоговых органов была расширена. С 1 июля 2002 года Министерство по налогам и сборам стало осуществлять государственную регистрацию юридических лица, а с 1 января 2004 года — государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство Российской Федерации по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу. Выполнение функций по правовому регулированию налоговых отношений, а также ведению разъяснительной работы было передано Министерству финансов Российской Федерации. На него же возлагалась задача координации деятельности налоговых органов.

Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 было утверждено новое Положение о Федеральной налоговой службе, действующее до настоящего времени [6].

В юридической науке и практике неоднозначно оценили содержание проводимой административной реформы. Некоторые ученые посчитали достаточным спорным «уменьшение» правового статуса налоговых органов, другие оценили преобразование Министерства по налогам и сборам Российской Федерации в Федеральную налоговую службы как «историческую справедливость», так как «налоговые органы страны «вернулись» в Министерство финансов, в составе которого они исторически находились с момента образования Министерства, т. е. с 1802 г». [7].

Дальнейшее совершенствование правовых основ деятельности ФНС России связано с расширением ее функций. В настоящее время, к компетенции налоговых органов относится, например: выдача разрешений на проведение лотерей и контроль за их проведением; ведение реестра дисквалифицированных лиц.

Существенно изменился правовой статус налоговых органов в 2016 году в связи с передачей ФНС РФ полномочий органа валютного контроля [8].

В настоящее время налоговые органы осуществляют функции финансового контроля и надзора [9].

   Выводы: налоговые органы являются достаточно «молодым» государственным органом, выделение которого в качестве самостоятельного субъекта финансового контроля обусловлено было объективным переходом к рыночной системе хозяйствования. В истории ФНС России можно выделить три основных исторических этапа развития:

‒    третий март 2004 г. — по настоящее время (налоговые органы имеют статус федеральной службы; координацию и контроль их деятельности осуществляет Министерство финансов Российской Федерации).

Дальнейшее совершенствование правовых основ деятельности налоговых органов должно строиться с учетом общеправовых принципов свободы, равенства, справедливости и взаимной ответственности [10].

Источники

Читайте также:
  1. А также с государственными органами
  2. б)Процессуальный порядок в части составляющей предмет налогового права, реализуется налоговыми органами, органами внутренних дел, таможенными органами.
  3. Відносини адвоката при здійсненні професійної діяльності з іншими органами та особами
  4. Г) органами виконавчої влади або органами місцевого самоврядування.
  5. За январь 2013 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составляет 410,76 млрд. руб.[12].
  6. Защита прав человека органами конституционного контроля в зарубежных странах и в Российской Федерации.
  7. Исполнение республиканского бюджета территориальными органами государственного казначейства
  8. К теме 5. Организация взаимодействия следователя с органами дознания и другими участниками раскрытия, расследования и предупреждения преступлений
  9. Местные государственные администрации являются единоначальными органами общей компетенции, которые возглавляются председателями местных государственных администраций.
  10. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
Читайте так же:  Госуслуги оплата налогов налоговая задолженность
Финансовый контроль осуществляемый налоговыми органами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here