Финансовый контроль бюджетного процесса

Статья 157. Бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ статья 157 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 157. Бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 157 БК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

1. Бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Федеральное казначейство, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций), по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля установлены настоящим Кодексом.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

2. Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований также осуществляют бюджетные полномочия по:

аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств;

экспертизе проектов законов (решений) о бюджетах, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов;

экспертизе государственных (муниципальных) программ;

анализу и мониторингу бюджетного процесса, в том числе подготовке предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации;

подготовке предложений по совершенствованию осуществления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета (далее — главные администраторы бюджетных средств) внутреннего финансового аудита;

другим вопросам, установленным Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

3. Федеральное казначейство проводит анализ исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций), в соответствии с порядком, установленным Министерством финансов Российской Федерации.

Органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций), обязаны предоставлять информацию и документы, запрашиваемые Федеральным казначейством в целях осуществления указанного полномочия.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

4. Федеральное казначейство проводит анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств, не являющимися органами, указанными в пункте 2 статьи 265 настоящего Кодекса, внутреннего финансового аудита в целях подготовки предложений по совершенствованию осуществления указанными главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита.

Главные администраторы средств федерального бюджета, главные администраторы средств бюджета субъекта Российской Федерации, главные администраторы средств местного бюджета, не являющиеся органами, указанными в пункте 2 статьи 265 настоящего Кодекса, обязаны предоставлять информацию и документы, запрашиваемые Федеральным казначейством в целях осуществления полномочия по проведению анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита.

5. Бюджетные полномочия Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, осуществляются с соблюдением положений, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

http://base.garant.ru/12112604/87ed542564909a7be0ffb87814354e5b/

Статья 160.2-1. Бюджетные полномочия отдельных участников бюджетного процесса по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

Статья 160.2-1. Бюджетные полномочия отдельных участников бюджетного процесса по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 160.2-1 БК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

1. Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению руководителю главного администратора бюджетных средств, руководителю распорядителя бюджетных средств, руководителю получателя бюджетных средств, руководителю администратора доходов бюджета, руководителю администратора источников финансирования дефицита бюджета:

1) информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее — администратор бюджетных средств), главного администратора бюджетных средств, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности;

2) предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;

3) заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

2. Внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:

1) оценки надежности внутреннего процесса главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее — внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля;

2) подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 настоящего Кодекса;

3) повышения качества финансового менеджмента.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

Читайте так же:  Возмещение ндс при экспорте

3. Внутренний финансовый аудит осуществляется на основе принципа функциональной независимости структурными подразделениями или в случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, уполномоченными должностными лицами (работниками) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, а в случаях передачи полномочий, предусмотренных настоящей статьей, — структурными подразделениями или уполномоченными должностными лицами (работниками) главного администратора бюджетных средств (администратора бюджетных средств), которому передаются указанные полномочия.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

4. Администратор бюджетных средств вправе передать полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита главному администратору бюджетных средств, в ведении которого он находится, или другому администратору бюджетных средств, находящемуся в ведении данного главного администратора бюджетных средств, в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

5. Внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

Федеральные стандарты внутреннего финансового аудита должны содержать принципы, в том числе принцип функциональной независимости, задачи, основания и порядок организации, планирования и проведения внутреннего финансового аудита, реализации его результатов, права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита, а также определять случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.

Главные администраторы бюджетных средств, администраторы бюджетных средств, осуществляющие внутренний финансовый аудит, издают ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие осуществление внутреннего финансового аудита с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.

Информация об изменениях:

Статья 160.2-1 дополнена пунктом 6 с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

6. Мониторинг качества финансового менеджмента, включающий мониторинг качества исполнения бюджетных полномочий, а также качества управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, проводится:

1) финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в установленном им порядке в отношении главных администраторов средств соответствующего бюджета;

2) главным администратором бюджетных средств в установленном им порядке в отношении подведомственных ему администраторов бюджетных средств.

Информация об изменениях:

Статья 160.2-1 дополнена пунктом 7 с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

7. Порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента определяет в том числе:

1) правила расчета и анализа значений показателей качества финансового менеджмента, формирования и представления информации, необходимой для проведения указанного мониторинга;

2) правила формирования и представления отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента.

Информация об изменениях:

Статья 160.2-1 дополнена пунктом 8 с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

8. Главный администратор средств соответствующего бюджета вправе внести на рассмотрение финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) предложение о передаче полномочий по проведению мониторинга качества финансового менеджмента в отношении подведомственных ему администраторов бюджетных средств и по согласованию с финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) передать этому финансовому органу (органу управления государственным внебюджетным фондом) указанные полномочия.

>
Особенности оценки эффективности использования бюджетных средств, установленные федеральными законами
Содержание
Бюджетный кодекс (БК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

http://base.garant.ru/12112604/0dfc7d73cb842950c9a14b72e9cf3d92/

Энциклопедия решений. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль

Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях.

Внешним государственным (муниципальным) финансовым контролем в сфере бюджетных правоотношений является контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами государственной власти (местного самоуправления) в соответствии с положениями п. 2 ст. 265 БК РФ. При этом конкретные контрольные мероприятия проводятся специально создаваемыми контрольно-счетными органами:

— Счетной палатой РФ (на федеральном уровне);

— контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований.

Функции органов внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля отчасти дублируются. В целях исключения излишнего дублирования контрольных мероприятий в отношении одних и тех же объектов контроля могут заключаться соглашения об информационном взаимодействии между такими органами (письмо Минфина России от 24.06.2013 N 02-07-10/23809).

Регулируется деятельность указанных выше органов финансового контроля:

1) Федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее — Закон N 41-ФЗ);

2) Регламентом Счетной палаты Российской Федерации, утвержденным постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 28.10.2013 N 7ПК;

3) Стандартами Счетной палаты РФ (ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ);

4) Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее — Закон N 6-ФЗ);

5) соответствующими законами (решениями), принимаемыми на уровне конкретных публично-правовых образований (п. 3 ст. 268.1 БК РФ).

Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ являются юридическими лицами, а контрольно-счетные органы муниципальных образований могут обладать правами юридического лица (ч. 4 ст. 2 Закона N 41-ФЗ, части 7 и 8 ст. 3 Закона N 6-ФЗ). Даже в том случае, когда контрольно-счетные органы муниципального образования не наделены правами юридического лица, должна быть обеспечена их организационная и функциональная независимость (ч. 4 ст. 3 Закона N 6-ФЗ, п. 1 письма Минфина России от 24.10.2013 N 02-07-03/44830). Поэтому такие органы должны создаваться вне состава представительного органа муниципального образования (п. 3 письма Минфина России от 24.10.2013 N 02-07-03/44830).

Полномочия органов по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля согласно п. 1 ст. 268.1 БК РФ включают:

— контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;

— контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;

— контроль в других сферах, установленных Законом N 41-ФЗ и Законом N 6-ФЗ (см. ст. ст. 5, 13 Закона N 41-ФЗ; ст. 9 Закона N 6-ФЗ).

Читайте так же:  Декларация на возмещение ндфл за учебу

Возможность передачи полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органу внешнего государственного (муниципального) финансового контроля действующим законодательством не предусмотрена.

Приоритетными задачами органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

1. Аудит эффективности, экспертиза проектов законов (решений) о бюджете и иных актов бюджетного законодательства, финансово-экономических обоснований проектов законов, государственных (муниципальных) программ (см. также письма Минфина России от 26.12.2014 N 02-10-11/67819, от 30.12.2013 N 02-10-010/58354).

2. Внешняя проверка годовых отчетов об исполнении бюджетов (ст. 264.4 БК РФ).

3. Аудит в сфере закупок (ст. 98 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ; Методические рекомендации, утв. Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 21.03.2014 N 15К (961)). Возложение на контрольно-счетные органы полномочий по осуществлению контроля в сфере закупок, предусмотренного ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, не допускается (письмо Минэкономразвития России от 09.09.2014 N Д28и-1758, апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 24.07.2014 по делу N 33-2987).

Внимание

Органы Федерального казначейства вправе представлять органам внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по их запросу информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов (п. 3 ст. 241.1 БК РФ). Порядок предоставления такой информации утвержден приказом Федерального казначейства от 30.04.2014 N 8н.

Передача полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля от контрольно-счетного органа поселения, входящего в состав муниципального района, контрольно-счетному органу муниципального района осуществляется в порядке, предусмотренном ч. 11 ст. 3 Закона N 6-ФЗ. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета городского, сельского поселения (внутригородского района) может осуществляться контрольно-счетным органом муниципального района (городского округа с внутригородским делением) или контрольно-счетным органом субъекта РФ (п. 2 ст. 264.4 БК РФ). Положения ч. 11 ст. 3 Закона N 6-ФЗ и п. 2 ст. 264.4 БК РФ на городской округ не распространяются (см. ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, п. 2 письма Минфина России от 24.10.2013 N 02-07-03/44830).

Кроме того, по мнению специалистов финансового ведомства, проведение внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета контрольно-счетным органом муниципального образования может проводиться с участием специалистов контрольно-счетного органа субъекта РФ на основании соглашения о сотрудничестве и взаимодействии (п. 4 письма Минфина России от 24.10.2013 N 02-07-03/44830).

Объектами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются следующие организации госсектора (ст. 266.1 БК РФ):

При проведении мероприятий Счетной палатой РФ

При проведении мероприятий контрольно-счетными органами субъектов РФ (муниципальных образований)*(1)

Участники бюджетного процесса

Федеральные государственные органы (в т.ч. их аппараты)

Государственные органы субъектов РФ (в т.ч. их аппараты), органы местного самоуправления в пределах компетенции, установленной БК РФ и Законом N 41-ФЗ

Органы государственной власти и государственные органы субъектов РФ

Органы местного самоуправления и муниципальные органы

Органы государственных внебюджетных фондов

Органы территориальных государственных внебюджетных фондов

Центральный банк РФ

Федеральные казенные учреждения

Казенные учреждения субъектов РФ

Муниципальные казенные учреждения

Организации, не являющиеся участниками бюджетного процесса

Федеральные бюджетные и автономные учреждения

Бюджетные и автономные учреждения субъектов РФ

Муниципальные бюджетные (автономные) учреждения

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральные государственные унитарные предприятия, государственные корпорации, государственные компании и публично-правовые компании, хозяйственные товарищества и общестав с участием РФ в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах.

Унитарные предприятия субъектов РФ

унитарные предприятия муниципальных образований

Иные юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица — производители товаров, работ, услуг в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, государственных контрактов, договоров об использовании федерального имущества (управлении федеральным имуществом), договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий РФ, юридических лиц, получающих средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов на основании федеральных законов в части аккумулирования и инвестирования сумм страховых взносов Пенсионным фондом РФ, учета средств пенсионных накоплений, передачи средств пенсионных накоплений от одного страховщика другому страховщику, расходов на инвестирование, осуществления выплат за счет средств пенсионных накоплений, а также получающих средства по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, кредитных организаций, осуществляющих отдельные операции со средствами федерального бюджета, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Иные организации, использующие имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности субъектов РФ (муниципальных образований) или получившие субсидии, кредиты, гарантии за счет средств соответствующего бюджета в части соблюдения условий их получения в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета субъекта РФ или местного бюджета, предоставивших указанные средства.

Иные организации в соответствии с поручениями Совета Федерации и Государственной Думы, оформленными соответствующими постановлениями, а также обращениями или поручениями Президента РФи обращениями Правительства РФ.

Внимание

Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ (муниципальных образований) могут осуществлять контрольные мероприятия в организациях госсектора, которые созданы на базе имущества иных публично-правовых образований. Например, согласно ч. 3 ст. 15 Закона N 41-ФЗ Счетная палата РФ осуществляет контроль в отношении любых юридических лиц в части соблюдения ими условий:

— договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

— договоров об использовании федерального имущества (управлении федеральным имуществом).

Аналогичные положения содержит ч. 4 ст. 9 Закона N 6-ФЗ.

Смотрите также Письмо Минфина России от 11.02.2016 N 02-10-06/7315

Формы осуществления деятельности органов внешнего финансового контроля предполагают проведение (ч. 3 ст. 14 Закона N 41-ФЗ, ч. 1 ст. 10 Закона N 6-ФЗ):

Согласно ч. 3 ст. 14 Закона N 41-ФЗ такие мероприятия могут проводиться в форме:

— оперативного анализа и контроля;

— последующего аудита (контроля).

Методами осуществления внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются ревизии и проверки, обследования (ст. 267.1 БК РФ, ч. 1 ст. 16 Закона N 41-ФЗ).

Кроме того, в ч. 1 ст. 16 Закона N 41-ФЗ упоминаются такие методы осуществления экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты РФ, как анализ и мониторинг.

В сети Интернет работает несколько информационно-аналитических ресурсов по вопросам внешнего государственного (муниципального) финансового контроля:

Информация, размещаемая на сайте

Официальный сайт Счетной палаты РФ

Размещается информация о деятельности Счетной палаты РФ. Портал предназначен для обеспечения общественной открытости, доступности результатов проверок для широкой аудитории российских налогоплательщиков

Читайте так же:  Двойное налогообложение с польшей

Портал Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов РФ

Интернет-портал является единым источником информации о деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ, Совета контрольно-счетных органов и Союза муниципальных контрольно-счетных органов. Портал призван обеспечить повышение эффективности осуществления внешнего государственного (муниципального) финансового аудита (контроля)

Аналитическая система «Госаудит»

Система позволяет ознакомиться с агрегированной информацией о результатах контрольной деятельности Счетной палаты РФ, подразделяемой по мероприятиям аудита, направлениям деятельности, объектам и географии аудита, а также с данными о конкретных нарушениях на каждом объекте контроля.

В системе представлены данные об исполнении представлений и предписаний Счетной палаты РФ, а также сведения о протоколах об административных нарушениях, составленных по результатам контрольных мероприятий

*(1) В полномочия контрольно-счетного органа субъекта РФ (муниципального образования) входит осуществление контрольных мероприятий в организациях госсектора того публично-правового образования, которое создало этот контрольно-счетный орган

http://base.garant.ru/58070559/

§ 7. Государственный и муниципальный финансовый контроль, осуществляемый в ходе бюджетного процесса

Контроль осуществляется на всех стадиях бюджетного процес­са. Органы финансового контроля в соответствии с БК РФ входят в систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, и таким образом являются участниками бюджетного процесса.

Полномочия органов государственного, муниципального фи­нансового контроля определяются БК РФ, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», законами субъектов РФ о контрольных органах, правовыми актами представитель­ных органов местного самоуправления, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти относительно органов государственного или муниципального финансового кон­троля соответствующих органов исполнительной власти. В БК РФ вопросам государственного и муниципального финансового кон­троля посвящен раздел IX.

Организация финансового контроля исходит из конституцион­ных принципов разделения властей и бюджетного федерализма. Субъекты РФ наделены правом создавать собственные органы фи­нансового контроля. Органы местного самоуправления также самостоятельно определяют формы и организацию контроля за финансовыми ресурсами, находящимися в их распоряжении.

Органы государственного и муниципального 4зинансового кон­троля, созданные соответственно законодательными (представи­тельными) органами РФ и субъектов РФ, представительными ор­ганами местного самоуправления, осуществляют контроль за ис­полнением соответствующих бюджетов и бюджетов государствен­ных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых про­грамм и иных нормативных правовых актов бюджетного законо­дательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправ­ления.

Законодательные (представительные) органы осуществляют следующие формы финансового контроля:

предварительный контроль —в ходе обсуждения и утвержде­ния проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов зако­нов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

текущий контроль —в ходе рассмотрения отдельных вопро­сов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе пар­ламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

последующий контроль —в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Контроль законодательных (представительных) органов, пред­ставительных органов местного самоуправления предусматривает их право на получение от органов исполнительной власти, орга­нов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета, оперативной информации в ходе его исполнения; а также право на утверждение или неут­верждение отчета об исполнении бюджета. Они также уполномо­чены образовывать специализированные контрольные органы (Счетная палата РФ, контрольные палаты, другие органы законо­дательных (представительных) органов субъекте» РФ и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюд­жетов и выносить оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осу­ществления парламентского контроля, законодательным (пред­ставительным) органам, представительным органам местного самоуправления в пределах их компетенции по бюджетным во­просам, установленной российским законодательством.

В последние годы в России складывается система органов внешнего (независимого) государственного финансового контро­ля, представленного счетными, контрольно-счетными палатами.

Счетная палата РФ является конституционный органом (ч. 5 ст. 101 Конституции РФ) и образуется в первую очередь для кон­троля за исполнением федерального бюджета. Вместе с тем, в со­ответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Россий­ской Федерации» она также уполномочена контролировать вне­бюджетные фонды, финансовую эффективность использования государственной собственности, заемные средства, обращение го­сударственных финансов в финансово-кредитных учреждениях.

Счетная палата использует все формы контроля — предваритель­ный, текущий и последующий, и все методы контроля — от реви­зии до экономического анализа.

Аналогичные органы — палаты, комитеты, комиссии, созда­ны в большинстве субъектов РФ и в некоторых крупных муници­пальных образованиях (например, в городах Тюмени, Екатерин­бурге, Волгограде). При неоднородности организационно-право­вых форм они имеют идентичные задачи и близкие по объему функции и полномочия.

Органы государственного, муниципального финансового кон­троля, созданные соответственно федеральными органами испол­нительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, осуществляют предва­рительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Финансовый контроль, осуществляемый органами исполни­тельной власти, органами местного самоуправления, исполняется Министерством финансов РФ, Федеральным казначейством, фи­нансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образова­ний, главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. Формы и порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти, органами местного самоуправ­ления устанавливаются Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми акта­ми России, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Министерство финансов РФ осуществляет внутренний кон­троль за использованием бюджетных средств главными распоря­дителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. В установленных законодательством случаях Минфин России может осуществлять контроль за исполнением бюджетов субъек­тов РФ и местных бюджетов. Минфин России также организует финансовый контроль и проверки юридических лиц — получате­лей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджет­ных ссуд и бюджетных инвестиций. Для координации и непо­средственного проведения контрольной работы в рамках Минис­терства финансов РФ образован Департамент государственного контроля и аудита, имеющий в субъектах РФ территориальные отделения — контрольно-ревизионные управления.

Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средства­ми главных распорядителей, распорядителей и получателей бюд­жетных средств, кредитных организаций, других участников

бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам го­сударственных внебюджетных фондов, взаимодействует с други­ми федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу.

Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджет­ных средств получателями бюджетных средств в части обеспече­ния их целевого использования и своевременного возврата, а также представления отчетности и внесения платы за пользова­ние бюджетными средствами. Главные распорядители бюджет­ных средств проводят проверки подведомственных государствен­ных и муниципальных предприятий и бюджетных учреждений.

Читайте так же:  Юридическая практика по торговому сбору

При самостоятельном исполнении бюджетов финансовые орга­ны субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджет­ных средств, кредитных организаций, других участников бюд­жетного процесса. В случае передачи исполнения бюджета орга­нам Федерального казначейства финансовые органы осуществля­ют финансовый контроль за соблюдением главными распорядите­лями, распорядителями и получателями бюджетных средств условий выделения, распределения, получения, целевого исполь­зования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, бюд­жетных инвестиций, государственных и муниципальных гаран­тий.

При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в органе ис­полнительной власти субъекта РФ или органе местного самоуп­равления может быть назначена внутренняя проверка указанного отчета. Внутренняя проверка отчета об исполнении бюджета осу­ществляется органами Министерства финансов РФ в соответствии с заключенными соглашениями между органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и Ми­нистерством финансов РФ.

До начала рассмотрения отчета об исполнении бюджета пред­ставительным органом проводится внешняя проверка указанного отчета. Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета осу­ществляется соответствующими контрольными органами пред­ставительных органов. Представительный орган принимает ре­шение по отчету об исполнении бюджета после получения резуль­татов проверки указанного отчета, проведенной соответствующи­ми контрольными органами. Представительный орган имеет право обратиться в органы прокуратуры для проверки обстоятельств несоответствия исполнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

Необходимо отметить, что в ряде регионов отсутствуют как контрольно-счетные органы, так и территориальные контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ. В целом следует иметь в виду, что правовая база контроля в бюджетном процессе еще весьма несовершенна и находится в процессе разра­ботки и унификации.

http://studfile.net/preview/3003587/page:43/

Бюджетный контроль. На всех стадиях бюджетного процесса должен осуществляться государственный и муниципальный финансовый контроль

На всех стадиях бюджетного процесса должен осуществляться государственный и муниципальный финансовый контроль.

Законодательные (представительные) государственные и муниципальные органы осуществляют финансовый контроль на всех стадиях бюджетного процесса в следующих формах.

Предварительный контроль— в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам.

Текущий контроль— в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами.

Последующий контроль— в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Полномочия названных законодательных (представительных) органов по осуществлению контроля включают в себя права на:

— получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

— получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении;

— утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;

— создание собственных контрольных органов (Счетная палата РФ, контрольные палаты, иные законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов;

— вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны представлять всю запрашиваемую у них информацию по бюджетным вопросам. В свою очередь названные органы, в том числе Федеральное казначейство, Федеральная служба финансового бюджетного надзора, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств вправе сами осуществлять финансовый контроль.

Федеральная служба финансового бюджетного надзора осуществляет контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, а в предусмотренных законом случаях — за исполнением бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Министерство также организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц — получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов и бюджетных инвестиций.

Федеральное казначействоосуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу.

Главные распорядители и распорядители бюджетных средствосуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами. Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений.

Финансовые органы субъектов Российской Федерациии муниципальных образованийосуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса при самостоятельном исполнении бюджетов. При передаче исполнения бюджета органам Федерального казначейства названные органы контролируют соблюдение этими субъектами бюджетного процесса условий выделения, распределения, получения, целевого использования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий.

Глава 4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ФОНДОВ

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 1091 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/17_86830_byudzhetniy-kontrol.html

§ 7. Государственный и муниципальный финансовый контроль, осуществляемый в ходе бюджетного процесса

Полномочия органов государственного, муниципального фи­нансового контроля определяются БК РФ, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», законами субъектов РФ о контрольных органах, правовыми актами представитель­ных органов местного самоуправления, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти относительно органов государственного или муниципального финансового кон­троля соответствующих органов исполнительной власти. В БК РФ вопросам государственного и муниципального финансового кон­троля посвящен раздел IX.

Организация финансового контроля исходит из конституцион­ных принципов разделения властей и бюджетного федерализма. Субъекты РФ наделены правом создавать собственные органы фи­нансового контроля. Органы местного самоуправления также самостоятельно определяют формы и организацию контроля за финансовыми ресурсами, находящимися в их распоряжении.

Органы государственного и муниципального финансового кон­троля, созданные соответственно законодательными (представи­тельными) органами РФ и субъектов РФ, представительными ор­ганами местного самоуправления, осуществляют контроль за ис­полнением соответствующих бюджетов и бюджетов государствен­ных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых про­грамм и иных нормативных правовых актов бюджетного законо­дательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправ­ления.

Читайте так же:  Проверить отсутствие задолженности по налогам по инн

Законодательные (представительные) органы осуществляют следующие формы финансового контроля:

предварительный контроль — в ходе обсуждения и утвержде­ния проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов зако­нов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных вопро­сов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе пар­ламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Контроль законодательных (представительных) органов, пред­ставительных органов местного самоуправления предусматривает их право на получение от органов исполнительной власти, орга­нов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета, оперативной информации в ходе его исполнения; а также право на утверждение или неут­верждение отчета об исполнении бюджета. Они также уполномо­чены образовывать специализированные контрольные органы (Счетная палата РФ, контрольные палаты, другие органы законо­дательных (представительных) органов субъектов РФ и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюд­жетов и выносить оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осу­ществления парламентского контроля, законодательным (пред­ставительным) органам, представительным органам местного самоуправления в пределах их компетенции по бюджетным во­просам, установленной российским законодательством.

В последние годы в России складывается система органов внешнего (независимого) государственного финансового контро­ля, представленного счетными, контрольно-счетными палатами.

Счетная палата РФ является конституционным органом (ч. 5 ст. 101 Конституции РФ) и образуется в первую очередь для кон­троля за исполнением федерального бюджета. Вместе с тем, в со­ответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Россий­ской Федерации» она также уполномочена контролировать вне­бюджетные фонды, финансовую эффективность использования государственной собственности, заемные средства, обращение го­сударственных финансов в финансово-кредитных учреждениях.

Счетная палата использует все формы контроля — предваритель­ный, текущий и последующий,^ все методы контроля — от реви­зии до экономического анализа.

Аналогичные органы — 1 — палаты, комитеты, комиссии, созда­ны в большинстве субъектов РФ и в некоторых крупных муници­пальных образованиях (например, в городах Тюмени, Екатерин­бурге, Волгограде). При неоднородности организационно-право­вых форм они имеют идентичные задачи и близкие по объему функции и полномочия.

Органы государственного, муниципального финансового кон­троля, созданные соответственно федеральными органами испол­нительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, осуществляют предва­рительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Финансовый контроль, осуществляемый органами исполни­тельной власти, органами местного самоуправления, исполняется Министерством финансов Федеральным казначейством, фи­нансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образова­ний, главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. Формы и порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти, органами местного самоуправ­ления устанавливаются Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми акта­ми России, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Министерство финансов РФ осуществляет внутренний кон­троль за использованием бюджетных средств главными распоря­дителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. В установленных законодательством случаях Минфин России может осуществлять контроль за исполнением бюджетов субъек­тов РФ и местных бюджетов. Минфин России также организует финансовый контроль и проверки юридических лиц — получате­лей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджет­ных ссуд и бюджетных инвестиций. Для координации и непо­средственного проведения контрольной работы в рамках Минис­терства РФ образован Департамент государственного контроля и аудита, имеющий в субъектах территориальные отделения — контрольно-ревизионные управления.

Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средства­ми главных распорядителей, распорядителей и получателей бюд­жетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам го­сударственных внебюджетных фондов, взаимодействует с други­ми федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу.

Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджет­ных средств получателями бюджетных средств в части обеспече­ния их целевого использования и своевременного возврата, а также представления отчетности и внесения платы за пользова­ние бюджетными средствами. Главные распорядители бюджет­ных средств проводят проверки подведомственных государствен­ных и муниципальных предприятий и бюджетных учреждений.

При самостоятельном исполнении бюджетов финансовые орга­ны субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджет­ных средств, кредитных организаций, других участников бюд­жетного процесса. В случае передачи исполнения бюджета орга­нам Федерального казначейства финансовые органы осуществля­ют финансовый контроль за главными распорядите­лями, распорядителями и получателями бюджетных средств условий выделения, распределения, получения, целевого исполь­зования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, бюд­жетных инвестиций, государственных и муниципальных гаран­тий.

При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в органе ис­полнительной власти субъекта РФ или органе местного равления может быть назначена внутренняя проверка указанного отчета. Внутренняя проверка отчета об исполнении бюджета осу­ществляется органами Министерства финансов РФ в соответствии с заключенными соглашениями между органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и Ми­нистерством финансов РФ.

До начала рассмотрения отчета об исполнении бюджета пред­ставительным органом внешняя проверка указанного отчета. Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета осу­ществляется соответствующими контрольными органами пред­ставительных органов. Представительный орган принимает ре­шение по отчету об исполнении бюджета после получения резуль­татов проверки указанного отчета, проведенной соответствующи­ми контрольными органами. Представительный орган имеет право обратиться в органы прокуратуры для проверки обстоя­тельств несоответствия исполнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете и привлечения к ответственности виновных ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИД.

Необходимо отметить, что в ряде регионов отсутствуют как контрольно-счетные органы, так и территориальные контрольно- ревизионные управления Министерства финансов РФ. В целом следует иметь в виду, что правовая база контроля в бюджетном процессе еще весьма несовершенна и находится в процессе разра­ботки и унификации.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://all-sci.net/finansovoe-pravo_822/gosudarstvennyiy-munitsipalnyiy-finansovyiy-161850.html

Финансовый контроль бюджетного процесса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here