Федеральное казначейство внутренний государственный финансовый контроль

Федеральное казначейство

официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru

Внутренний государственный финансовый контроль

  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2012
  • 2011
  • 2007
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Изменения от 31 декабря 2019 г. в Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере

Государственный финансовый контроль учреждения

Автор: Гусев А., к.п.н., редактор журнала

Комментарий к Письму от 25.10.2017 № 02-09-0869935.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль делится на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 265 БК РФ).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений признается контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований соответственно.

В силу ч. 2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органы такого контроля:

проводят проверки, ревизии и обследования;

направляют акты, заключения, представления и (или) предписания объектам контроля;

направляют уведомления о применении бюджетных мер принуждения органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства РФ принимать решения о применении бюджетных мер принуждения;

осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Согласно ст. 267.1 БК РФ орган государственного (муниципального) финансового контроля может проводить следующие контрольные мероприятия:

проверку, которая означает совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки могут быть камеральными и выездными. Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности и иных документов, представленных по его запросу. Выездные проверки – проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности и первичных документов;

ревизию, представляющую собой комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изу­чению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности. Результаты проверки, ревизии оформляются актом;

обследование, которое заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Результаты обследования оформляются заключением;

санкционирование операций, под которым понимается проставление разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Исходя из положений ст. 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются государственные (муниципальные) учреждения.

Согласно ст. 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению такого контроля относится, в частности, контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Таким образом, контроль за полнотой и достоверностью отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий вне зависимости от источников финансового обеспечения субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждениям осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, наделенными указанными полномочиями в соответствии с порядком, установленным федеральным законом, нормативным правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 266.1 БК РФ объекты контроля и должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.

Так, исходя из п. 10 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, в ходе осуществления внутреннего государственного финансового контроля должностные лица Федерального казначейства при проведении контрольных мероприятий имеют право:

запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

Отметим, что указанные запросы, акты проверок и ревизий, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, представления и предписания вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе, исчисляется с даты получения запроса и составляет не менее трех рабочих дней. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами контроля;

при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) о проведении выездной проверки (ревизии) посещать помещения и территории, занимаемые лицами, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;

проводить экспертизы, необходимые при осуществлении контрольных мероприятий, и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз;

выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений;

направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных БК РФ;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном КоАП РФ;

обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Таким образом, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

Читайте так же:  Статусы проверки налоговой декларации 3 ндфл

При этом перечень запрашиваемых документов и материалов законодательно не ограничен и определяется должностными лицами органа государственного (муниципального) финансового контроля самостоятельно исходя из предмета (направления) контрольного мероприятия. Кроме того, контрольная деятельность по фактическому изучению законности совершенных финансовых и хозяйственных операций может включать в себя исследование документов, подтверждающих факт оказания услуг, выполнения работ, закупки товаров за счет бюджетных средств.

Следовательно, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля могут запрашивать любые документы и материалы, необходимые для осуществления контроля, в связи с тем, что их перечень не определен и устанавливается контролером самостоятельно.

В комментируемом Письме Минфина РФ от 25.10.2017 № 02-09-08/69935 отмечено, что в случае, если контролерам в целях проведения контрольного мероприятия необходима информация, содержащаяся в журнале учета учебных занятий детей, учреждение обязано представить должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля указанный документ. Следует отметить, что в данном случае журнал учета учебных занятий детей (табель учета посещаемости детей) является первичным учетным документом, подтверждающим оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) учреждением дополнительного образования в рамках государственного (муниципального) задания.

Необходимо отметить, что согласно ч. 3 ст. 266.1 БК РФ непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля названных выше информации, документов и материалов, а также их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного (муниципального) финансового контроля влекут ответственность, установленную ст. 19.7 КоАП РФ. Совершение данного правонарушения может привести к предупреждению или наложению на должностных лиц учреждения административного штрафа в размере от 300 до 500 руб., а на само учреждение – от 3 000 до 5 000 руб. В свою очередь, ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля применяется по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Федеральное казначейство внутренний государственный финансовый контроль

Начало XXI века характеризовалось интенсивным внедрением информационных, цифровых технологий во все сферы жизни – в науку, в образование, в экономику, даже в организацию дорожного движения, и этот список можно бесконечно продолжать. Действительно, это можно сравнить и приравнять по значимости к промышленной революции, и даже назвать четвертой промышленной революцией или цифровой революцией. Данная тенденция позволяет создавать новые отрасли экономики, при этом существенно уменьшаются издержки, повышается производительность и эффективность труда.

На сегодняшний день в России существует приоритет в экономической политике: цифровизация экономики – заявил президент России В.В. Путин на заседании саммита БРИКС в 2018 году. «Но что касается цифровой экономики, без цифровой экономики мы не сможем перейти к следующему технологическому укладу, а без этого перехода к новому технологическому укладу в российской экономике, а значит у страны, нет будущего. Поэтому это задача номер один в сфере экономики, которую мы должны решить», – подчеркнул президент страны.

Цель исследования: рассмотреть влияние цифровизации экономики на процесс финансового контроля.

Материал и методы исследования

Для проведения исследований были использованы общенаучные методы познания (анализ, синтез, аналогия сравнение, обобщение). Материалами исследования являются периодические издания.

Результаты исследования и их обсуждение

Прежде чем рассмотреть влияние цифровизации экономики, в частности, на процесс финансового контроля, рассмотрим понятие «финансовый контроль» более подробно.

Подходы к определению «финансовый контроль» различных авторов

Определение. Финансовый контроль —

особая форма деятельности специально уполномоченных государственных органов и хозяйствующих субъектов, основанная на властных предписаниях правовых норм, направленная на проверку своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования, осуществление принудительных изъятий в бюджетную систему, установление оснований для применения мер ответственности за нарушение финансового законодательства» [11]

межотраслевая система надзора наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования в целях объективной оценки экономической эффективности этой деятельности, установления законности и целесообразности финансовых операций и выявления резервов роста государственного бюджета [15]

деятельность органов государственной (муниципальной) власти и управления, предусмотренная законодательством, по выявлению, предупреждению и пресечению ошибок (злоупотреблений) в управлении государственными (муниципальными) денежными и материальными ресурсами, используемыми в хозяйственной деятельности, несоблюдения финансового законодательства, а также недостатков в организации систем управления финансово-хозяйственной деятельностью государственных (муниципальных) организаций и их объединений [4]

функция управления, представляющая собой деятельность контролирующих субъектов по оценке соответствия совершаемых управляемым субъектом операций финансовым интересам управляющего субъекта [5]

Любое государство не может обеспечить нормальное его функционирование без отлаженной системы государственного контроля, особенно без финансового контроля. Контроль – это не та система, которая находится над или вне системы государственного управления в отличие от государственного аудита. В современной экономической литературе существует множество интерпретаций понятия «финансовый контроль». Рассмотрим некоторые из них (таблицу).

В своем определении Бровинкин Н.Д. определяет контролирующие субъекты, как органы государственной власти; контролируемые субъекты – органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица. объекты контроля – финансовая и связанная с ней хозяйственная деятельность контролируемых субъектов [5].

Рассмотрев 4 определения различных авторов, можно утверждать, что зачастую понятия «финансовый контроль» отожествляется, используется как синоним такому понятию как «государственный финансовый контроль» (далее ГФК). Однако, в учебнике А.Ю. Быстрякова существует разделение финансового контроля на государственный и коммерческий (рис. 1). Государственный контроль вкл. в себя контроль за:

– исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

– организацией денежного обращения;

– использованием кредитных ресурсов;

– состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;

– предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ [8].

Существует классификация ГФК: по сферам контроля, по уровню организации, по уровню управления, по методологическому приему и т. д. Рассмотрим классификацию ГФК согласно БК РФ: внешний и внутренний государственный контроль. Внешний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) [1].

Читайте так же:  Как правильно заполнять налоговые платежные поручения

Рис. 1. Структура финансовый контроля

Рис. 2. Органы, осуществляющие ГФМК

Существуют органы, которые осуществляют ГМФК (рис. 2). Условно, их можно разделить на органы, которые осуществляют внутренний/внешний контроль. Согласно Приказу Федерального Казначейства от 29 декабря 2017 г. № 385, центральный аппарат Федеральное казначейства, а так же его отделы по субъектам – управление Федерального казначейства – органы, осуществляющие функции по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений [15]. Рассмотрим более подробно деятельность Управления Федерального Казначейства (далее, УФК). Данный орган осуществляет контроль:

1) за непревышением лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований;

2) наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета и др. [8].

УФК осуществляет предварительный финансовый контроль в целях предупреждения и недопущения нарушений бюджетного законодательства. Существует классификатор рисков, выявляемых УФК в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, где более подробно описываются риски и области контроля.

Еще в 2015 году заместитель руководителя Федерального казначейства С.Е. Прокофьев в статье «Новации в сфере государственного финансового контроля, осуществляемого Казначейством России» отмечал значимость формирования государственной автоматизированной системы «Электронный бюджет» [12]. Уже сейчас эта система активно работает и предназначена для обеспечения прозрачности, открытости и подотчётности деятельности государственных органов и др., а также в целях повышения качества их финансового менеджмента за счёт формирования единого информационного пространства [10].

На ближайшую перспективу перед УФК стоят задачи: повышение эффективности бюджетных расходов и снижение издержек. Если рассматривать ближайшие изменения УФК, связанные с цифровизацией экономики, то важно отметить, что к 2021 году Минфин намерен трансформировать Казначейство в платежную систему, что и поможет выполнить задачи, указанные выше [9]. Казначейство будет доводить средства до бюджетополучателей в режиме онлайн. Данное преобразование планируется начать с изменений в БК РФ. Далее, в ЦБ РФ откроется единый казначейский счет, с помощью которого будет происходить обслуживание всех клиентов Казначейства. К 2020 г. все счета, которые будут на тот момент в Банке России, будут переведены в непосредственно в Казначейство, после чего оно начнет функционировать как полноценная платежная система. Как подчеркнул министр финансов России, А.Г. Силуанов, система казначейских платежей существенно сократит сроки осуществления расчетов бюджета, благодаря чему произойдет увеличение оборачиваемости бюджетных средств [14].

Полномочия Федерального казначейства как органа финансового контроля Российской Федерации

Дата публикации: 22.05.2018 2018-05-22

Статья просмотрена: 3684 раза

Библиографическое описание:

Чернов М. В. Полномочия Федерального казначейства как органа финансового контроля Российской Федерации // Молодой ученый. — 2018. — №20. — С. 338-340. — URL https://moluch.ru/archive/206/50636/ (дата обращения: 20.02.2020).

Казначейство в Российской Федерации учитывая важность решаемых им задач в системе экономической безопасности страны служит главным инструментом осуществления государственной бюджетной политики и ведущей составляющей единой системы государственного финансового контроля. Исходя из этого, изучение данной темы не потеряет свою значимость не в настоящем, не в будущем.

Казначейство в Российской Федерации учитывая важность решаемых им задач в системе экономической безопасности страны служит главным инструментом осуществления государственной бюджетной политики и ведущей составляющей единой системы государственного финансового контроля. Исходя из этого, изучение данной темы не потеряет свою значимость не в настоящем, не в будущем.

Видео (кликните для воспроизведения).

Функции Федерального казначейства как органа финансового контроля, стоит разделять на два вектора: контроль за доходами и контроль за расходами бюджетных денежных средств. Стоит подчеркнуть, что контрольные полномочия органов Казначейства России разделяются в соответствии со стадиями процесса казначейского исполнения бюджета. На стадии финансирования расходов осуществляется текущий контроль. На стадии санкционирования расходов федерального бюджета проводится предварительный контроль.

В статье 269.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделяются следующие разновидности финансового контроля:

– контроль за не превышением суммы по финансовым операциям над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;

– контроль за соответствием сути проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, который содержится в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;

– контроль за наличием документов, подтверждающих появление денежного обязательств, оплачиваемых за счет средств бюджета;

– контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту сведениям о данном государственном (муниципальном) контракте, содержащемся в предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестре контрактов, заключенных заказчиками.1

Казначейство России представляется на данный момент одним единоличным федеральным органом государственного финансового контроля в границах нашей страны, для которого осуществление предварительного контроля представляется первостепенным направлением его деятельности.

Предварительный казначейский контроль — это такой вид контроля, который проводится пока финансовые операции еще на ранних стадиях установления, рассмотрения и утверждения смет доходов и расходов, договоров, других финансово ценных документов.

Приоритетными направлениями деятельности Федерального казначейства на стадии предварительного контроля является процесс слежения за соответствием проведенных расходов представленным документам, за устойчивым характером лимитов бюджетных обязательств, за устойчивым характером кассовых расходов, проводимых получателями бюджетных средств и так далее. Данный вид контроля проводится во время учета органами Федерального казначейства принимаемых получателями бюджетных средств денежных обязательств и препятствует принятию обязательств, назначение которых не обеспечено, установленным законом о федеральном бюджете. Получатели бюджетных средств не обязаны совершать принятие обязательств, оплата которых не установлена в законе о федеральном бюджете.

На предварительной стадии контролируется соответствует ли содержание проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, который содержится в платежном документе, представляемым в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств, и наличие у получателя бюджетных средств, документов, подтверждающих возникновение у него денежного обязательства.

Предварительный казначейский контроль совершается раньше фактического исполнения бюджета, если говорить иначе предварительный контроль предшествует зачислению налоговых и других платежей в бюджет, расходованию средств бюджета и принятию какого-либо рода решений по финансовым и связанным с финансами вопросам. Фактически данный вид контроля происходит в процессе регулирования доходов бюджетов разных уровней, поступающих на счета органов Федерального казначейства. Первоочередной целью предварительного бюджетного контроля, видеться в превенции расходования бюджета не надлежащим образом.

Читайте так же:  Калькулятор возмещения ндфл

Текущий казначейский контроль используется в ходе исполнения бюджета посредством анализа оперативных данных, текущей отчетности об исполнении бюджета, данных имеющих сведения об использовании средств бюджетополучателями. Данный контроль, заключающийся в постоянной проверке соблюдения распорядителями бюджетных средств финансовой дисциплины. Главное назначение текущего бюджетного контроля видеться в распоряжении бюджетных средств, исходя из приняты нормативов.

Предварительный, также, как и текущий бюджетный контроль, проводимый органами Федерального казначейства, включает все организации, которые финансируются из федерального бюджета через лицевые счета бюджетополучателей.

Указом Президента РФ от 2 февраля 2016 года № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере». [2] Федеральному казначейству были делегированы полномочия Росфиннадзора по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. Теперь, Федеральное казначейство проводит также и последующий контроль за бюджетными ресурсами.

Исходя из вышеизложенного на Федеральное казначейство возлагаются полномочия по контролю за соответствием информации, расположенной в планах-графиках, планах закупок, протоколе и проекте контракта, размещаемых в единой информационной системе в сфере закупок(ЕИС), утвержденным и доведенным до заказчика ключевым финансовым показателям. По отношению к федеральным заказчикам данный контроль будет осуществляться в автоматическом режиме с помощью взаимодействия ЕИС с подсистемой «Управление закупками» Государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами ГИИС «Электронный бюджет». Он позволит существенно сократить риски появления кредиторской задолженности в ситуации при исполнении обязательств по оплате контрактов.

Если же обращаться к региональным и муниципальным заказчикам, то у финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований будет выбор — проводить ли контроль самостоятельно или делегировать полномочия Федеральному казначейству основанном на соответствующем соглашении. В процессе передачи полномочий Федеральному казначейству работа региональных и муниципальных заказчиков каким-либо изменениям не подвергается, однако все документы, направляемые ими на размещение в ЕИС, будут поступать в Федеральное казначейство для проверки в порядке, установленном для федеральных заказчиков.

Так же в соответствии с частью 11.2 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе Федеральное казначейство уполномочивается проводить проверки по осуществлению органами государственного (муниципального) финансового контроля исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций) контроля за соблюдением Закона № 44 ФЗ.3 На данный момент Федеральное казначейство приступило к разработке общих требований к осуществлению такого контроля.

Министр финансов, А. Г. Силуанов, в своих выступлениях неоднократно отмечал увеличение роли Федерального казначейства в повышении эффективности бюджетных расходов и усиления контроля за их осуществлением.

И действительно, в данное время Федеральное казначейство — это единственный федеральный орган, для которого главным является ведение предварительного, текущего и последующего финансового контроля за сбором и распределением государственных средств. Это существенно выделяет его среди остальных контролирующих органов в качестве ведущего звена механизма, предупреждающего финансовые нарушения в финансовой сфере с государственными средствами.

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июня1998г. № 145-ФЗ (ред. от 30.11.2016)

2. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. От 05.04.2013)

3. Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс»

ВУЗРУ

Письмо Минфина России от 3 апреля 2018 г. N 02-09-09/21626 Об осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение по вопросам, связанным с осуществлением внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, и сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 (далее — Положение), Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, однако Минфину России не предоставлено право официального толкования законодательных или иных нормативных правовых актов в части бюджетного законодательства.

Согласно пункту 7 Положения Минфин России в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору.

Вместе с тем, полагаем необходимым сообщить следующее.

По вопросу о правомерности осуществления органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) проверки соблюдения объектами контроля положений нормативных правовых актов, не регулирующих бюджетные правоотношения, а также учредительных документов организаций — объектов контроля, их локальных правовых актов.

В соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) объекты контроля и их должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск указанных лиц в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.

Перечень документов и материалов, необходимых (представляемых объектом контроля) при проведении для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, не определен.

В этой связи, по мнению Департамента, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля могут запрашивать любые документы, материалы необходимые для проведения контрольного мероприятия.

Непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля информации, документов и материалов, а также их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного (муниципального) финансового контроля влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (абзац второй пункта 3 статьи 266.1 БК РФ).

При осуществлении полномочий орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляет проверку исполнения объектом контроля бюджетного законодательства Российской Федерации во взаимосвязи с другими правовыми актами (в том числе, соблюдения объектом контроля положений Трудового кодекса Российской Федерации, региональных и других нормативных правовых актов) в целях подтверждения правомерности и полноты принятия (исполнения) обязательств учреждения.

Так, например, при проведении органом контроля проверки должны быть учтены положения нормативных правовых актов и локальных актов учреждения, регулирующих порядок направления работников в служебные командировки.

В части вопроса о порядке обжалования действий органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля сообщаем следующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

Читайте так же:  Торговый сбор консультант

Для осуществления обжалования должностным лицам проверяемого учреждения необходимо ознакомиться с документами (правовыми актами), регламентирующими порядок осуществления деятельности контрольного органа (административным регламентом, положением о порядке проведения контрольных мероприятий и т.д.).

Так, например, в соответствии с пунктом 11 (2) Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (далее — Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ N 1092), объекты контроля в финансово-бюджетной сфере (их должностные лица) имеют право:

— обжаловать решения и действия (бездействие) Федерального казначейства и его должностных лиц в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— представлять в Федеральное казначейство (его территориальный орган) возражения в письменной форме на акт, оформленный по результатам проверки (ревизии), в порядке, установленном настоящими Правилами.

Согласно пункту 74 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1092, отмена представлений и предписаний Федерального казначейства (его территориального органа) осуществляется в судебном порядке. При этом отмена представлений и предписаний территориальных органов Федерального казначейства также осуществляется руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства по результатам обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц территориальных органов Федерального казначейства, осуществления мероприятий внутреннего контроля в порядке, установленном административным регламентом исполнения государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере.

В соответствии с пунктом 22 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1092, сроки и последовательность проведения административных процедур при осуществлении контрольных мероприятий, а также ответственность должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольных мероприятий, устанавливаются административным регламентом.

При реализации полномочий Федеральным казначейством порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами при осуществлении государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере нормативных правовых актов (включая возможную ответственность соответствующих должностных лиц) определен разделом IV Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Минфина России от 20.03.2014 N 18н (далее — Административный регламент), досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц установлен разделом V Административного регламента.

В связи с рассматриваемым обращением также отмечаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (пункт 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе С.С. Бычков

«Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России»

Казначейство РФ: статус и роль в обеспечении внутреннего финансового контроля

Основу финансовой политики государства составляет государственный финансовый контроль. Он является одной из важнейших функций государственного управления. Устойчивое функционирование системы государственного финансового контроля определяет финансовую стабильность страны. Вопросами государственного финансового контроля в России занимаются многие органы государственной власти.

Казначейство России является органом внутреннего государственного финансового контроля. В связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора полномочия по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, а также контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере были переданы данному органу.

Деятельность данного органа внутреннего государственного финансового контроля осуществляется непосредственно и через его территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и т.д.

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет следующие его полномочия: контроль за не превышением сумм по операциям над лимитами бюджетных обязательств, бюджетными ассигнованиями, за наличием подтверждающих возникновение подлежащих оплате за счёт средств бюджета денежных обязательств документов. Также Федеральное казначейство осуществляет контроль за соответствием содержания проводимых операций указанным в представленных в Казначейство России получателями бюджетных средств платежных документах кодам бюджетной классификации Российской Федерации и за соответствием сведений о поставленном на учёт бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту сведениям о данном государственном (муниципальном) контракте. Таким образом, основные усилия направлены на предотвращение нецелевого расходования бюджетных средств.

Что касается принципов, на которых основывается его контрольная деятельность, то они отличны от тех, что даны для Счётной палаты Российской Федерации. К ним относят принципы законности, объективности, эффективности, независимости, гласности, достоверности результатов, профессиональной компетентности. Это следует из Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года No1092.

Как и в случае с внешним государственным финансовым контролем, Казначейство России может проводить плановые и внеплановые мероприятия (проверки, ревизии, обследования). Плановые мероприятия проводятся в соответствии планом контрольных мероприятий Федерального казначейства, внеплановые – на основании решения руководителя Казначейства России либо его заместителя. Такие решения выносятся в случае получения обращений граждан, поручений государственных органов, депутатских запросов, информации о нарушениях из средств массовой информации, а также в случае истечения срока исполнения ранее выданного предписания или представления.

При составлении плана контрольных мероприятий учитывается информация о планируемых идентичных контрольных мероприятиях другими органами государственной власти для максимально возможного исключения дублирования контрольной деятельности. Плановые контрольные мероприятия в отношении одного объекта контроля либо одной темы контрольного мероприятия не могут проводиться более одного раза в год.

Казначейство России имеет право запрашивать и получать материалы, необходимые для проведения контрольного мероприятия, проводить экспертизы и привлекать к ним независимых экспертов, выдавать преставления и предписания об устранении выявленных нарушений, направлять уведомления о применении бюджетных мер и т.д.

Читайте так же:  Есть ли срок возврата процентов по ипотеке

Кроме полномочий в сфере внутреннего государственного финансового контроля, Казначейство России обладает следующими функциями. Прежде всего, контролирует соблюдение законодательства Российской Федерации, которое регулирует бюджетные правоотношения.

Существуют определенные проблемы функционирования казначейской системы. Одной из самых серьезных проблем, которая препятствует в настоящее время бесперебойному функционированию системы Казначейства России, является несогласованность нормативно-правовой и законодательной баз, которая касается всех направлений совместной деятельности Казначейства России с внешними системами: банковской системой, государственными налоговыми и таможенными органами, а также плательщиками и получателями бюджетных средств.

Кроме того, еще одной немаловажной проблемой казначейства является несовершенная бюджетная классификация. Она слишком обширна, имеет широкие зоны пересечения в таких показателях, как виды расходов, целевые статьи, экономические классификации. И, так как каждая операция бюджета (большое количество знаков плюс код бюджетного учреждения) требует больших затрат при вводе информации, их идентификация становится довольно затруднительной для автоматической обработки. Соответственно, в связи с неоднозначностью толкования содержания экономической классификации часто происходят разногласия между бюджетными учреждениями и контролирующими органами.

На сегодняшний день функций Федерального казначейства в бюджетном урегулировании становится все больше и больше. И, возможно, в недалеком будущем оно должно будет выполнять не только функции государственного кассира, но и полномочия государственного финансового управляющего, когда необходима жесткая регламентация процесса исполнения бюджетов, а также контроль над всеми расходами бюджетных учреждений, управление всеми государственными активами.

Главной задачей государственного финансового контроля, осуществляемого Казначейством России, является содействие эффективному использованию финансовых ресурсов государства, контроль за законностью, целесообразностью, полнотой использования бюджетных средств.

Контроль в финансово-бюджетной сфере рассматривается как часть системы управления общественными финансами. Роль Федерального казначейства в обеспечении внутреннего финансового контроля заключается в проверке соответствия решений, принятых органами государственной власти, результатам их исполнения. Большое значение имеет обратная связь, которая позволяет показать, на каком этапе исполнения данных решений возникают нарушения, а также выявить их причины.

Важным моментом является то, что Казначейство России старается регулярно собирать и анализировать информацию о деятельности объектов государственного финансового контроля с помощью информационных систем.

При выявлении нарушений Федеральное казначейство уведомляет о них объекты контроля и принимает решение, если возникает необходимость, о назначении проверки. Конечно, задачей органа государственного финансового контроля является не выявление как можно большего количества нарушений, а оказание помощи объектам контроля в преодолении управленческих, организационных проблем, даче рекомендаций. Другими словами, Федеральное казначейство должно быть своеобразным финансовым консультантом, помощником для объектов контроля.

После получения части полномочий Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Казначействе России был поднят вопрос об изменении основных подходов к осуществлению внутреннего государственного финансового контроля и повышении его эффективности. Для этого были намечены определённые ориентиры деятельности и, по заявлению руководителя Федерального казначейства, орган делает всё возможное для точного следования им. До сих пор осуществляется обновление нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность в сфере финансово-бюджетного надзора. В целях повышения прозрачности процедур проверок для объектов контроля принимается ряд стандартов, как организационного характера, так и функционального, предметного.

Мы уже отмечали ранее, что рассматриваемый нами орган государственного финансового контроля выступает за исключение дублирования в деятельности контрольных органов, а также, соответственно, уменьшении нагрузки на объекты контроля. Оно предлагает создать «сообщество контролёров», так называемую неформальную организацию под управлением Казначейства России, в которой бы обсуждались текущие проблемы и направлялись предложения в органы государственной власти (например, Министерство финансов Российской Федерации). Одна из таких проблем – создание классификатора нарушений, позволяющего согласовать подходы на всех уровнях власти к определению ответственности за те или иные нарушения в финансово-бюджетной сфере. Заметим, что классификатор нарушений уже разработан и применяется во внешнем государственном финансовом контроле.

Кроме всего прочего, стоит отметить эффект от перехода на казначейское сопровождение. Во-первых, есть строго регламентированные стандарты и требования для объектов контроля. Если они соблюдают данные правила, риски нарушений значительно снижаются. Благодаря отчётности Федерального казначейства государственным заказчикам становится понятно, на что именно были потрачены бюджетные средства. Во-вторых, при размещении своих средств на банковском депозите, Казначейство России получает дополнительный доход для федерального бюджета. Из цепочки соисполнителей уходят недобросовестные поставщики. Им невыгодно держать средства на казначейских счетах.

Таким образом, на сегодняшний день Казначейство России видит свою цель в оказании помощи объектам контроля в эффективности их деятельности, а именно, автоматизации части функций для освобождения управленцев от трудозатратной работы. Федеральное казначейство стремится осмыслить свою роль и место в обеспечении внутреннего финансового контроля и в процессе государственного управления, определить перспективы своей деятельности на будущее.

Федеральное казначейство внутренний государственный финансовый контроль

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Обзор документа

Бюджетным кодексом РФ не определен перечень документов и материалов, необходимых (представляемых объектом контроля) при проведении государственного (муниципального) финансового контроля.

В этой связи, по мнению Минфина России, контролирующие лица могут запрашивать любые документы и материалы для проведения контрольного мероприятия. Исполнение объектом контроля бюджетного законодательства проверяется во взаимосвязи с другими правовыми актами, регулирующими, например, порядок направления работников в служебные командировки.

Разъяснено, что внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, региональных и муниципальных финансовых органов. При реализации полномочий Федеральным казначейством порядок осуществления текущего контроля за должностными лицами при осуществлении ими контроля утвержден административным регламентом Росфиннадзора.

Видео (кликните для воспроизведения).

Также прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами контроля. Кроме того, гражданин, организация, иные лица могут оспорить решения, действия (бездействие) органа/должностного лица в суде либо использовать внесудебные процедуры урегулирования споров.

Источники

Федеральное казначейство внутренний государственный финансовый контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here